Full text

Введение / Introduction

 

Методическая подготовка будущих педагогов начального образования осуществляется в условиях глобальных вызовов современной социокультурной среды: многозадачности, цифровизации, открытости, разнообразия культурного фонда, альтернативных сценариев индивидуального развития будущего. Ответом на эти вызовы можно считать государственную поддержку системы образования в целом. Так, в реализуемый национальный проект «Образование» включены федеральные проекты «Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», которые направлены на создание принципиально новых организационных и содержательных подходов в профессиональной подготовке будущих учителей [1]. При этом особый акцент сделан на возможности цифровой трансформации системы образования. Современный младший школьник уверенно чувствует себя на различных интернет-платформах, способен быстро осуществлять поиск информации, использовать искусственный интеллект в подготовке домашних заданий, общаться в различных мессенджерах. Вместе с тем учащиеся не испытывают особого интереса к учебе, имеют затруднения в личном общении со взрослыми и сверстниками, не умеют контролировать свои эмоции и взаимодействовать в коллективе. Иными словами, ученику гораздо проще и интереснее общаться в виртуальном мире, чем в аналоговом. Без сомнения, педагогу необходимо владеть всеми теми же цифровыми навыками, которыми владеют их ученики, но в то же время у него должны быть сформированы профессиональные навыки работы с цифровыми инструментами в рамках общей цифровой культуры. Будущему учителю начальных классов необходимо научиться стимулировать у обучающихся интерес к получаемым знаниям, отбирать необходимое содержание образования, выбирать педагогические и цифровые технологии обучения таким образом, чтобы они способствовали формированию ключевых компетенций XXI века. Подтверждение этому находим в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, где указаны следующие общепрофессиональные компетенции: «ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний; ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности» [2]. Кроме того, необходимыми умениями для учителя начальных классов, указанными в Профессиональном стандарте педагога, становятся «разработка (освоение) и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде», «владение ИКТ-компетенциями» [3]. Следовательно, стержневой проблемой обучения студентов педагогического вуза становится поиск обновленного эффективного инструментария и содержания методической подготовки в условиях цифровизации образования. Цель статьи – смоделировать процесс методической подготовки будущего педагога начального образования в условиях цифровизации.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Различные аспекты системы методической подготовки будущего педагога проанализированы во многих отечественных и зарубежных исследованиях. Растущий интерес к переосмыслению заявленной проблемы обусловлен частыми и внезапными изменениями в обществе: педагогическая общественность понимает, что, как раньше, уже не будет, а как быть дальше, пока еще не очевидно. Возникает некоторое трансформируемое пространство, которое предстоит наполнить новым содержанием, способным научить будущих педагогов преодолевать возникающие профессиональные трудности, и включить в качестве составляющих новые, научно обоснованные стратегии обучения студентов [4, 5]. В содержание методической подготовки важно включать как методологические основы изучения предметов, так и профессиональные задачи, решаемые на практике [6].

В основе разработок отечественных исследователей лежат разные педагогически обоснованные методологические подходы. Однозначного понимания целесообразности использования того или иного методологического подхода, к сожалению, не существует. Объясняется это тем, что от специфики конкретного подхода зависит разработка содержания подготовки, а также организация и структурная упорядоченность учебно-методического обеспечения методической подготовки обучающихся. Так, система отечественной методической подготовки будущего педагога основана на идеях различных методологических подходов. Решение проблемы методической подготовки будущего учителя связана, по мнению О. И. Сергеевой, с усилением внимания к личности и способностям студентам, в связи с этим процесс подготовки должен быть основан на антропометрическом подходе [7]. Е. А. Таможняя, подвергая критике уровень сформированности методического мышления у студентов в процессе обучения, наиболее рациональным называет использование компетентностного, профессионально-деятельностного и профессионально-личностного подходов [8]. По мнению исследователя Чжай Хунюнь, следует обратить внимание на то, что при компетентностном подходе недостаточно раскрыты содержательные аспекты уровней формируемых компетенций, в частности, относительно способности и готовности будущих учителей начальных классов к применению ИКТ в собственной профессиональной деятельности [9]. А. Г. Бермус также поднимает проблему переосмысления компетентностного подхода в подготовке педагогических кадров. Автор обращает внимание на излишне стандартизированное содержание подготовки, большое количество компетенций и даже предпринимает в своем исследовании попытку сокращения количества компетенций и построения единого «компетентностного пространства» [10].

Основанная на концепции развивающего обучения, методическая подготовка будущего учителя, по справедливому замечанию М. А. Шаталова, подразумевает использование проблемно-интегративного подхода, поскольку данный подход обеспечивает повышение развивающего воздействия на личность будущего специалиста [11].

В условиях значительной дифференциации социальных запросов общества соотношение профессиональных умений и личностных качеств будущего учителя начальной школы является ключевым аспектом профессиональной подготовки. Анализируя теоретические основания современных методических систем обучения студентов, С. И. Осипова, Т. В. Соловьева приходят к выводу, что базовые положения личностно ориентированного подхода задают ориентировочную основу педагогической деятельности, активизируют личностный потенциал будущего учителя [12].

Методическая подготовка обеспечивает решение профессиональных задач в рамках преподавания учебных предметов в начальной школе. А. В. Дубаков, Ю. В. Оларь, Т. В. Хильченко обосновывают идею важности практико-ориентированного подхода, поскольку необходимо обеспечить студентов методическим инструментарием для работы со школьниками. Будущие педагоги должны научиться квалифицированно применять методические умения на практике. По мнению авторов, результативность практико-ориентированного подхода формируется за счет взаимосвязанности с модульным и ситуативным подходами. Подготовка должна быть структурирована и ранжирована в соответствии с этапами обучения в рамках каждого учебного предмета, что позволит осознать специфические особенности изучаемого материала. При этом важно опираться на реальные профессиональные ситуации [13]. Т. А. Демидова также считает, что подготовка будущего учителя должна включать реальные проблемы, с которыми сталкиваются практикующие педагоги в профессиональной деятельности. В своем исследовании автор акцентирует внимание на методической подготовке как системе процессов решения разнообразных профессиональных задач. Используемый задачный подход позволяет сделать акцент на практико- ориентированной функции профессиональной компетентности будущего учителя [14]. В. К. Власова, В. Г. Закирова, Л. А. Камалова, Л. Р. Каюмова, Э. Г. Сабирова, И. В. Хаирова рассматривают процесс обновления содержательно-методической подготовки будущих учителей начальных классов на технологической основе. Информационно-логистический подход стал ведущим в процессе профессионального развития будущих педагогов начального образования. Эффективность подготовки в данном случае обеспечивается за счет системы практико-ориентированных мероприятий, определяемых содержанием дисциплин [15].

Методическая подготовка будущего педагога начальной школы включает не только содержание, но и методы, формы и технологии работы, что, несомненно, также нуждается в трансформации. Все чаще возникают исследования, которые ориентируют на переосмысление форм работы, в частности, рекомендуется отказаться от лекционных форм работы, включать только интерактивные или тренинговые формы занятий [16]. Следует учесть тот факт, что модель восприятия информации преподавателями и студентами различна, причем последние не готовы просто слушать лекции, им необходимо интерактивное взаимодействие с учетом реальных практических ситуаций. Х. Л. Бельмонте, С. П. Санчес, А. Ф. Кабрера, исследуя цифровые компетентности преподавателя, приходят к выводу о необходимости ликвидации дефицитов цифровой компетентности, поскольку современный преподаватель должен не только организовывать профессиональную коммуникацию и сотрудничество со студентами в образовательном процессе, но и быть центром знаний в области цифровых технологий. Только в этом случае он будет эффективен [17].

В работах исследователей предложены такие эффективные формы и технологии работы в условиях цифровизации, как перевернутый класс, цифровые технологии, онлайн-обучение, геймификация образования и другие. В работе А. И. Кленина, А. В. Донскова, Д. Д. Спасской и А. Хусейна обобщен опыт использования цифровых технологий в обучении студентов, определены их достоинства и недостатки. Авторы обращают внимание на то, что, несмотря на общеизвестные преимущества ИКТ, следует помнить о том, что избыточная информация и готовые решения могут способствовать информационной перегрузке студентов [18]. Онлайн-обучение стало эффективным способом получения образования, однако С. Гевара, С. Санс, М. А. Зангара в своем исследовании аргументированно предупреждают о том, что большинству студентов трудно самостоятельно регулировать свой учебный процесс [19].

М. Э. Парра-Гонсалес, Х. Л. Бельмонте, А. Сегура-Роблес, А. Фуэнтес Кабрера провели тематическое исследование использования технологии «перевернутый класс» и геймификации. Сравнительному анализу влияния использования данных технологий подверглись такие переменные, как успеваемость, тревожность при обучении, мотивация и самостоятельность обучающихся. Использование данных технологий привело к усилению мотивации выполняемой работы, повышению познавательной активности и самостоятельности студентов [20].

В условиях постоянно расширяющихся возможностей информационно-коммуникационных технологий будущий педагог начальной школы должен быть готов к их применению в собственной профессиональной деятельности. Цифровая грамотность выпускника является одной из ключевых компетенций не только в отношении приобретения теоретических знаний, но и в условиях практического применения посредством решения проблем или совместной работы. Чтобы обеспечить надлежащую интеграцию ИКТ в учебный процесс, современные информационные технологии следует рассматривать как актуальный способ обучения будущих педагогов [21]. Ведущим элементом интеграции технологий в методической подготовке будущих учителей должен стать преподаватель вуза, поскольку именно от него зависит выбор технологий, которые наилучшим образом соответствуют задачам образовательной деятельности. Но в то же время преподаватели могут стать и препятствием в развитии цифровой грамотности студентов, поскольку «учителя иногда менее грамотны в области цифровых технологий, чем их ученики» [22]. Несомненно, преподаватели в своем большинстве обладают больше предметными и педагогическими знаниями, чем цифровыми инструментами. Думается, что для эффективной интеграции педагогических и информационных технологий преподавателям необходимо изменить собственную модель восприятия информации, повысить цифровую грамотность.

Таким образом, краткий обзор литературы в аспекте исследования позволил определить важные моменты цифровой трансформации методической подготовки будущих педагогов начального образования: содержание; формы, методы, технологии работы; подготовка кадров.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В ходе исследования нами был использован комплекс методов: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; статистическая обработка экспериментальных данных. Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе были определены основные теоретические и методологические основания для определения проблемы посредством анализа специальной литературы, на втором – в результате анкетирования преподавателей, студентов, работодателей были определены проблемы методической подготовки будущих педагогов начального образования; на третьем этапе разработано теоретическое обоснование моделирования методической подготовки студентов в условиях цифровой трансформации. Материалы и методы исследования основаны на результатах исследований авторов и их коллег по методологии и методике обучения в высшей школе. Эти результаты подробно отражены в исследованиях [23–27] и внедрены в учебный процесс Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева. Осмысление и обобщение содержания материалов исследования производилось на основе сравнительного анализа с 2019 по 2023 год.

 

Результаты исследования / Research results

 

Процесс методической подготовки будущего учителя начальных классов основывается на интеграции предметных знаний и методических основ изучения предметов курса начальной школы, предусмотренных федеральной программой начального общего образования. В процессе исследования проблем методической подготовки студентов профиля подготовки Начальное образование очной и заочной форм обучения Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева была уточнена специфика содержания методической подготовки в условиях цифровизации образования. Предметом исследования послужили результаты анкетирования и материалы самоанализа педагогической (производственной) практики студентов выпускных и предвыпускных курсов. Первым индикатором послужила анкета «Проблемы изучения дисциплин методического цикла будущих учителей начальных классов в условиях цифровизации образования», количество респондентов – 120 человек. Результаты показали, что подавляющее большинство студентов осознаёт значимость взаимосвязанного изучения предметных и методических дисциплин, их необходимость для будущей профессиональной деятельности. На вопрос «Что для вас наиболее важно при изучении дисциплин методического цикла» мнения респондентов разделились. Среди ответов было названо следующее: качество изложения теоретического материала (74%); качество проведения семинарских занятий (на основе интерактивного взаимодействия) (69%); форма организации занятий с использованием активных методов обучения (57%); использование цифровых технологий (53%); культура педагогического общения (49%); организация дистанционного доступа к электронным методическим материалам по дисциплине (39%). Все студенты считают, что цифровизация образования оказывает непосредственное влияние на уровень профессиональной подготовки.По их мнению,достоинством изучения методических дисциплин в условиях цифровизации образования становится возможность использования различных электронных сервисов и ресурсов, возможность использовать разнообразные сервисы, открытость и прозрачность образовательного процесса, накопление персональной информации в процессе обучения. В качестве недостатков респонденты отметили необходимость верификации информации, сокращение времени живого общения с преподавателем и другими студентами, ухудшение качества ресурсов, соблюдение требований к оригинальности информации и этических норм. В качестве рекомендаций по проведению лекций студенты указали на необходимость демонстрации возможности применения теоретических знаний в реальной профессиональной ситуации, использование не просто мультимедийных презентаций, а собственных ресурсов, позволяющих осуществлять взаимодействие педагога и студента во время учебных занятий. В качестве рекомендаций по проведению практических занятий отмечено следующее: использование интерактивных практико-ориентированных заданий, «сохранение живого общения и живой активной деятельности», обязательное знакомство с лучшими примерами ЭОР и обучение студентов работе с ними, использование разнообразных форм работы с аудиторией, «учить на практике, как в условиях цифровизации обучать детей». Результаты анкетирования представлены в табл. 1, 2.

Анализ результатов прохождения педагогической (производственной) практики показал, что в процессе профессиональной деятельности большинству студентов удалось увидеть связь преподаваемых методических дисциплин с будущей работой по специальности. Они справедливо полагают, что в вузе получают достаточный объем знаний для организации эффективной профессиональной деятельности. Тем не менее теоретико-методические знания подтвердились, по мнению самих респондентов, у 47% опрошенных, 46% частично с этим согласились, оставшаяся часть не определилась. Основную трудность студенты видят в том, что у них недостаточно опыта в подборе адекватных средств и технологий обучения школьным предметам, при этом специфический методический инструментарий работы на уроке студентам помогали подбирать учителя. Несмотря на то что 62% студентов обладают сформированностью цифровых навыков на достаточно высоком уровне, оказалось, что они по-прежнему испытывают трудности в разработке собственных электронных ресурсов для работы на уроках в рамках предметной подготовки в начальной школе.


Таблица 1

Проблемы изучения дисциплин методического цикла будущих учителей начальных классов в условиях цифровизации образования

 

Вопрос анкеты

Возможные ответы

%

Что для вас наиболее важно при изучении дисциплин методического цикла?

(ответ предполагает множественный выбор)

Качество изложения теоретического материала

74

Качество проведения семинарских занятий (на основе интерактивного взаимодействия)

69

Использование активных форм и методов обучения на учебных занятиях

57

Использование цифровых технологий обучения на учебных занятиях

53

Культура педагогического общения преподавателя

49

Организация дистанционного доступа к электронным методическим материалам по дисциплине

39

Считаете ли вы, что цифровизация образования оказывает влияние на уровень профессиональной подготовки?

Повышает качество образования

98

Не влияет

1

Снижает качество образования

1

В чем достоинство изучения методических дисциплин в условиях цифровизации образования?

(ответ предполагает множественный выбор)

Доступ к разнообразным ресурсам

68

Возможность обучаться дистанционно

67

Возможность использовать разнообразные сервисы

65

Открытость и прозрачность образовательного процесса

37

Фиксация и накопление персональной информации в процессе обучения

36

В чем недостатки изучения методических дисциплин в условиях цифровизации образования?

(ответ предполагает множественный выбор)

Сокращение времени живого общения с преподавателем и другими студентами

58

Необходимость проверять качество информации

50

Появление требований к оригинальности информации

43

Ухудшение качества образовательных ресурсов

15

Какие рекомендации по проведению лекционных и практических занятий вы можете назвать?

(ответ предполагает множественный выбор)

 

Демонстрация возможностей применения теоретических знаний в реальной профессиональной ситуации

78

Использование авторских ресурсов, ориентированных на взаимодействие педагога и студента во время учебных занятий

68

Использование интерактивных практико-ориентированных заданий

67

Сохранение живого общения и живой активной деятельности

58

Обязательное знакомство с лучшими примерами ЭОР и обучение студентов работе с ними

48

Использование разнообразных форм работы с аудиторией

47

 

Таблица 2

Анализ результатов педагогической практики в аспекте связи

методической подготовки бакалавров к профессиональной деятельности
в условиях цифровизации

 

Вопрос анкеты

Возможные ответы

%

Какие цифровые компетенции вам пригодятся в профессиональной деятельности?

Стратегическое, креативное, системное и критическое мышление в цифровой среде

47

Самоопределение и саморазвитие в условиях цифровизации

26

Управление информацией и данными

14

Создание цифрового контента

9

Информационная безопасность

4

Мои теоретические знания полностью подтвердились в ходе прохождения практики

Полностью согласен

47

Частично согласен

46

Затрудняюсь ответить

7

Какими цифровыми навыками вы обладаете?

Вы умеете работать с информацией в цифровой среде, разрабатывать мультимедийные презентации, способны алгоритмизировать и оптимизировать свои действия, взаимодействовать в цифровой среде с учетом норм этики и правового регулирования цифрового пространства

62

Вы умеете использовать обучающие приложения в работе с детьми, разрабатывать электронные дидактические ресурсы (видеоконтент, компьютерные игры и т. п.)

20

Вы умеете пользоваться электронной почтой, редактировать и обрабатывать тексты, коммуницировать через мессенджеры

18

 

Таким образом, проблемы в подготовке будущих учителей начальной школы при изучении дисциплин методического цикла связаны:

-     с недостаточной демонстрацией современных технологий в практической подготовке применительно к многообразным ситуациям обучения в современной начальной школе;

-     ограниченным использованием преподавателями практико-ориентированных заданий;

-     слабым учетом особенностей восприятия информации студентами;

-     ограниченным включением различных форм организации лекционных и практических занятий.

Учитывая выявленные проблемы, считаем, что методическая подготовка будущих педагогов начального образования должна учитывать следующие современные подходы к образовательной деятельности в педагогическом вузе:

-     системно-деятельностный подход (предполагается, что цели обучения определяются через результаты, а результаты подготовки будущего учителя начальных классов, в свою очередь, должны обеспечить согласованность со сферой профессиональной деятельности);

-     компетентностный подход (в содержании подготовки внимание сконцентрировано на способности выпускника быстро адаптироваться в профессиональной деятельности и реагировать в различных педагогических ситуациях);

-     модульный подход (ориентация на перенос акцентов образовательной деятельности на модульное представление содержания и структуры обучения) [28, 29].

Модель методической подготовки включает следующие структурные компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный.

Целевой компонент модели методической подготовки является вектором, направленным на повышение качества образования, и становится основополагающим для остальных компонентов модели. Целью становится достижение совокупности результатов обучения, обозначенных в ФГОС ВО и профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Важно заметить, что трудовые функции и действия профстандарта соотносятся с ФГОС НОО, следовательно, целевые установки обучения формулируются и с учетом данного стандарта.

Содержательный компонент представлен непосредственным наполнением: дисциплины учебного плана, курсы по выбору, факультативы должны способствовать предметному образованию и формировать методические основы преподавания учебных предметов в начальной школе. При этом содержание дисциплин предполагает интегративную связь внутри учебных модулей и их профессиональную направленность.

Значимым компонентом содержания методической подготовки будущих учителей начальной школы становится цифровая образовательная среда. Следует учитывать тот факт, что для эффективности процесса обучения цифровую образовательную среду нельзя ограничивать только наличием технических условий и цифровых технологий: наличие компьютеризированного оборудования, различных гаджетов, LMS и др. Важно, чтобы сам педагог создавал условия для коммуникативного и профессионального развития студента в процессе работы за компьютером. Именно специально подобранные практико-ориентированные задания призваны помочь преодолеть возникающие трудности в рамках профессионального становления студента [30]. Наполнение цифровой образовательной среды должно стимулировать познавательную активность студентов. С этой целью необходимо постоянно обновлять цифровой контент с учетом достижений в научной сфере, современных технологий, развития цифровых инструментов. Информационное взаимодействие должно осуществляться как в рамках предметных областей, так и при освоении межпредметных знаний, умений и навыков. Таким образом, в условиях цифровой трансформации образовательная среда представляет собой цифровое творческое образовательное пространство, которое создает неограниченные возможности для разных типов усвоения информации.

Технологический компонент определил технологии, формы и средства обучения в рамках методической подготовки будущих педагогов начального образования, выбор которых обусловлен особенностями восприятия информации, требованиями ФГОС НОО и профстандарта. В наибольшей степени удовлетворяет указанным рекомендациям проектное обучение, поскольку оно обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода, повышает познавательную активность и мотивацию обучения. Следует подчеркнуть, что в условиях цифровой трансформации образования важно обеспечить интеграцию современных педагогических и цифровых технологий. При этом необходимо выбирать технологии для каждой преподаваемой темы с учетом ориентированности на профессиональную деятельность. Так, например, групповое обучение позволит обеспечить чередование видов деятельности для микрогрупп в рамках практического занятия. Количество групп, смена видов деятельности зависят от содержательного и методического аспектов изучаемой темы. Важно, что преподаватель при этом выступает в роли фасилитатора. Использование технологий смешанного обучения имеет ряд преимуществ, так как предоставляет возможность доступа к альтернативным источникам информации. Так, например, обращаясь к информационным ресурсам https://uchi.ru/, https://myschool.edu.ru/, студенты получают доступ к библиотекам электронных методических материалов по всем учебным предметам начальной школы, кроме того, они видят эталонные образцы создания ЦОР для младших школьников. Смешанное обучение может быть организовано с помощью LMS. Студенты могут просматривать видеолекции преподавателей, выполнять задания, получая обратную связь, создавать чаты для общения по проблемам обучения младших школьников и т. д. Геймификация активизирует познавательную активность, помогает студентам научиться принимать быстрые решения в нестандартных педагогических ситуациях. В качестве примеров можно привести использование квизов, квестов с помощью сервисов https://onlinetestpad.com, http://lectureracing.com, https://udoba.org/, https://unislide.io, https://quizlet.com/ru. Как один из вариантов работы – создание студентами методического кроссворда с помощью сервиса https://learningapps. Студенты создают собственные варианты кроссворда, обмениваются ими, в процессе решения кроссвордов они активно повторяют изученную терминологию, анализируют качество разработанного кроссворда, отрабатывают коммуникативные умения. Еще одним вариантом геймификации может быть образовательный геокешинг, который отвечает всем характеристикам интерактивного взаимодействия и направлен на индивидуальное развитие студента. Артефакт-педагогика обеспечивает самоорганизующийся процесс обучения на основе конструирования/исследования возможных методических смыслов артефактов [31]. Артефакт – ключевой элемент учебной ситуации, задающий вектор проектирования учебного процесса. При этом работа начинается на занятии с преподавателем (поиск возможных методических или педагогических сценариев использования артефакта), а продолжается в процессе общения в виртуальной среде. Внимательное отношение к форме проведения занятий обеспечивает особый подход к тому, как учить. Очевидно, что нельзя использовать новые технологии, инструментарий, сохраняя при этом традиционные формы проведения занятий. Необходим переход к таким формам проведения занятий, которые обеспечили бы вовлечение всех возможностей студентов в решение профессиональных задач.

Результативный компонент модели методической подготовки определяет динамику сформированности образовательных результатов: взаимосвязанные компоненты готовности студентов к реализации федеральной образовательной программы начального образования. Обобщенный анализ результатов методической подготовки направлен на разработку рекомендаций по дальнейшему совершенствованию процесса обучения студентов.

 

Заключение / Conclusion

 

Запросы к профессионализму учителя начальных классов в настоящее время обусловлены внедрением обновленного ФГОС НОО и единой федеральной образовательной программы начального общего образования. Определенные требования связаны с изменением методов и технологий работы и в целом подходов к учебно-воспитательной деятельности. Будущий учитель начальных классов уже на этапе обучения в вузе должен задуматься о целенаправленной работе по формированию профессиональных компетенций, связанных с выбранной профессией. Процесс методической подготовки должен быть выстроен на основе постоянного рефлексивного соотнесения результатов обучения с профессиональной деятельностью.

Появление и дальнейшее развитие цифровых технологий в образовании повлекло за собой процесс обновления всех сфер образовательной деятельности. Предпринятое исследование определило основные направления моделирования процесса методической подготовки будущего учителя начальных классов в условиях цифровой трансформации:

1) пересмотр содержания подготовки: соотнесение планируемых результатов обучения не только с требованиями ФГОС ВО и профстандарта, но и с требованиями ФГОС НОО, в связи с этим целесообразна трансформация предметного наполнения учебных дисциплин;

2) разработка преподавателями электронных образовательных ресурсов в рамках преподаваемых дисциплин, а также проектирование ЭОР для начальной школы студентами под руководством преподавателей;

3) персонализация обучения: субъектность студента, роль преподавателя-наставника в образовательном пространстве;

4) цифровизация процессов: электронная информационно-образовательная среда должна обеспечить мобильность и удаленный доступ, а также автоматизацию всех процессов;

5) повышение уровня владения цифровыми инструментами, уровня сформированности цифровых навыков преподавателей;

6) адекватный выбор технологии обучения в рамках решения каждой конкретной педагогической или методической ситуации;

7) обращение к смешанному формату обучения, основанному на интеграции традиционных технологий подготовки будущих учителей начальной школы и возможностей современных информационных технологий.

Таким образом, в условиях цифровой трансформации методическая подготовка представляет собой процесс совместного творчества педагогов и студентов. С помощью технологического инструментария преподаватели проектируют и реализуют образовательный процесс, осуществляют мониторинг возможных профессиональных дефицитов, осуществляют коррекционную работу, а студенты получают возможность взаимного сотрудничества, творческой самореализации в процессе создания образовательных продуктов.