Введение
Проблема изучения смысложизненных ориентаций непосредственно связана с вопросами формирования и развития личности. Многие зарубежные и отечественные исследователи рассматривают феномен «смысложизненные ориентации» в контексте с такими явлениями, как аутентичность (К. Роджерс), психическое здоровье (Berant, Mikulincer, Florian), экзистенциальная исполненность (А. Лэнгле), личностный смысл и ценностно-смысловая сфера (Е. Ю. Почтарева), осмысленность жизни (Д. А. Леонтьев) и др. [1] Наличие смысла жизни является ведущим критерием сформированности личности, показателем того, насколько человек готов управлять своей жизнью и независим от внешних обстоятельств. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, В. Э. Чудновского, смысл жизни и понимается, и переживается человеком как ценность чрезвычайно высокого порядка, утрата которой губительна для существования человека. Данную точку зрения разделяет А. П. Сухоносов, рассматривая смысл жизни как психологическое образование, представляющее собой систему различных «смыслов» [2]. Эти смыслы осознаются личностью в процессе выбора целей, идей, приобретающих для него характер важнейших ценностей высшего порядка.
Современные зарубежные исследователи [3, 4] также придерживаются системного взгляда на смысл жизни и утверждают, что осмысленная жизнь, выраженная как стремление к личностно значимым целям, способствует положительному опыту и позитивной жизни. В своих исследованиях они приходят к утверждению, что цели являются конкретизированным выражением ориентации на будущее и выступают критерием для изучения жизненно важных элементов позитивной жизни. «Смысл жизни» представляет собой такую сеть связей, пониманий и интерпретаций, которые помогают людям осмыслить свой опыт и сформулировать планы, направляющие их энергию на достижение желаемого будущего.
По убеждению Д. Коттингема [5], высшей способностью человека является способность видеть свою жизнь с точки зрения смысла. Важным ингредиентом жизненного смысла является ценностная система человека.
И. С. Кон [6] утверждал, что смысл жизни является важнейшим новообразованием юности. Ученый считал, что в этот возрастной период вопрос о смысле жизни становится глобальным. Именно для этого возраста характерно еще одно важное новообразование – появление жизненных планов, что свидетельствует о стремлении человека к сознательному построению своей жизни как проявление начала поиска ее смысла.
Именно в юношеском возрасте формируется устойчивая система ценностей и смыслов, которая является основой личностной автономии и самоопределения. В 18–19 лет человек вступает в новый этап смысловой регуляции, основанной на иерархии смыслообразующих ценностей. Согласно возрастной периодизации, юношеский возраст приходится на годы студенчества [7]. Современная студенческая молодежь живет в состоянии динамичного обновления и обогащения системы жизненных смыслов. Поиск смысла жизни связан со способностью молодых людей определять свои цели, свое место в жизни, что является важным показателем личностной зрелости юношей и девушек. Однако, как показывает практика, большинство юношей и девушек испытывает трудности с определением жизненного смысла.
В юношеском возрасте поиск смысла жизни является наиболее важной характеристикой развития. В этот период для юношей и девушек характерны следующие жизненно значимые вопросы: профессиональное и личностное становление, формирование мировоззрения и нравственных ориентиров, расширение ценностно-смысловой сферы и т. д.
Современные исследователи часто отмечают, что проблема развития ценностно-смысловой сферы на разных этапах онтогенеза недостаточно разработана. Это касается и периода юности. Более того, в исследованиях по формированию смысловой сферы личности отражены все проблемы, характерные для изучения данного явления в целом, т. е. отсутствует терминологическое единообразие и понимание механизмов функционирования смысловой сферы личности, имеет место несогласованность взглядов на стадии и динамику ее развития, а также на ее основные характеристики [8].
Методология и результаты исследования
Цель исследования – определение особенностей смысложизненных ориентаций у студентов-девушек разного возраста.
Мы предположили, что структурные компоненты смысложизненных ориентаций в разных возрастных группах имеют разный уровень выраженности, а значения осознанности жизни студентов-девушек тем выше, чем старше по возрасту респонденты.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:
- провести анализ и систематизацию научной литературы по проблеме развития ценностно-смысловой сферы в студенческие годы;
- изучить и определить особенности смысложизненных ориентаций студентов-девушек разного возраста.
В качестве респондентов проведенного нами эмпирического исследования были выбраны студенты-девушки ТГПУ им. Л. Н. Толстого (n = 69) в возрасте от 18 до 24 лет, обучающиеся на разных курсах бакалавриата и магистратуры. Все испытуемые были разделены на две возрастные группы на основе медианного значения возраста (Me = 21). Первую группу составили испытуемые от 18 до 21 года (<= 21), а вторую – от 22 до 24 лет (22+). На основании разделения испытуемых на две возрастные группы был проведен анализ смысложизненных ориентаций.
Для выявления смысложизненных ориентаций и общего показателя осмысленности жизни применен тест СЖО Д. А. Леонтьева [9], включающий в себя пять шкал, которые отражают три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля. Тест СЖО позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс), либо в прошлом (результат), либо во всех трех составляющих периодах жизни.
В качестве метода сравнения количественных показателей использовался параметрический t-критерий Стьюдента и U-критерий Манна – Уитни для независимых выборок. Данные представлены в виде среднего и стандартного отклонения (Mean±SD), квартилей распределения (Me [Q1; Q3]).
Проведен первичный описательный анализ результатов исследования с целью получения исчерпывающей информации об эмпирических данных, распределении и однородности данных и возможности использования методов параметрического анализа (табл. 1).
Таблица 1
Первичный описательный анализ результатов исследования,
полученный на выборке (n = 69) без разделения на группы
Шкалы |
Mean±SD |
Me[Q1; Q3] |
min; max |
p-значение t-критерий |
Цели в жизни |
29,6±9,4 |
32[26; 38] |
9; 41 |
<0,001 |
Процесс жизни |
27,5±10,1 |
31[21; 34] |
9; 41 |
<0,001 |
Результативность жизни |
21,3±9,3 |
25[14; 29] |
3; 33 |
<0,001 |
Локус контроля Я |
20,5±7,9 |
22[14; 25] |
5; 34 |
<0,001 |
Локус контроля Жизнь |
29,8±7,9 |
32[23; 36] |
13; 41 |
<0,001 |
Общий показатель ОЖ |
98,4±27,9 |
103[83; 118] |
40; 136 |
<0,001 |
Анализируя значения среднего и стандартного отклонения, можно говорить о стабильности величин исследуемых показателей. Близкие значения среднего и медианы свидетельствуют о симметричном распределении.
На основе данных табл. 2 проведен анализ значений показателей шкал методики «СЖО» по эмпирическим данным настоящего исследования (n = 69) и данным Д. А. Леонтьева (n = 200). Сравнительный анализ значений среднего и стандартного отклонения по общему показателю ОЖ и пяти субшкалам позволяет говорить об отсутствии значимых различий между данными женской выборки у Д. А. Леонтьева и выборки студентов-девушек нашего исследования, что подтверждает объективность полученных результатов.
Дальнейший сравнительный анализ значений показателей шкал методики «СЖО» внутри экспериментальной выборки настоящего исследования дает возможность выделить особенности смысложизненных ориентаций студентов-девушек разного возраста. Так, первые три шкалы методики: цели в жизни, процесс жизни и результативность жизни – характеризуют смысложизненные ориентации в трех координатах времени – будущем, настоящем и прошлом.
Таблица 2
Средние значения показателей шкал методики «СЖО»
по данным Д. А. Леонтьева (n = 200) и эмпирическим данным
настоящего исследования (n = 69)
Шкалы |
Mean±SD (по данным |
Mean±SD (по возрастным группам) |
|||
М |
Ж |
Ж (n = 69) |
<= 21 |
22+ |
|
Цели в жизни |
32,90±5,92 |
29,38±6,24 |
29,6±9,4 |
27,3±9,8 |
33,4±7,4 |
Процесс жизни |
31,09±4,44 |
28,80±6,14 |
27,5±10,1 |
24,9±10,5 |
31,8±7,8 |
Результативность жизни |
25,46±4,30 |
23,30±4,95 |
21,3±9,3 |
18,5±9,9 |
25,9±5,6 |
Локус контроля Я |
21,13±3,85 |
18,58±4,30 |
20,5±7,9 |
19,1±8,2 |
22,9±7,1 |
Локус контроля Жизнь |
30,14±5,80 |
28,70±6,10 |
29,8±7,9 |
28,0±8,2 |
32,8±6,5 |
Общий показатель ОЖ |
103,10±15,03 |
95,76±16,54 |
98,4±27,9 |
90,7±29,2 |
111,2±20,2 |
По всем трем шкалам выявлены различия значений среднего и стандартного отклонения между двумя возрастными группами. В группе (22+) испытуемые демонстрируют бо́льшую направленность на цели и перспективы своего будущего. Испытуемые данной возрастной группы являются студентами выпускного курса бакалавриата и студентами магистратуры, что и определяет их жизненную цель на данном этапе – завершение обучения в вузе и получение профессионального образования. Испытуемым в группе (<= 21) присуще пока еще слабое осознание жизненных целей, они в основном опираются на осмысленность настоящего периода жизни. Это подтверждается небольшим дифференциальным диапазоном значений по двум шкалам: цели в жизни и процесс жизни. Оценка результативности жизни, т. е. продуктивности прошлого, также различается в обеих возрастных группах. В группе (<= 21) студенты оценивают результаты своего прошлого гораздо ниже, чем студенты группы (22+). Эти различия можно объяснить тем, что для периода юности, к которому относятся испытуемые (<= 21), наиболее важным является осознание своего настоящего, изменение к своему настоящему и формирование образа будущего. Наиболее важное приобретение временно́го осознания в юности – изменение отношения к настоящему и будущему, тогда как для студентов группы (22+) события прошлого имеют значительно большее значение, выступают как показатель реализованности планов прошлого при оценке своего настоящего.
Довольно высокие баллы в обеих возрастных группах получены по шкалам «локус контроля Я» и «локус контроля Жизнь». Студенты осознают себя сильными личностями, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы самостоятельно контролировать свою жизнь, свободно принимать значимые решения и планировать будущее.
Общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) в группе (<= 21) оказался ниже значений, полученных ранее Д. А. Леонтьевым, и гораздо ниже значения в группе (22+). Мы применили регрессионный анализ и получили кривую зависимости осмысленности жизни от возраста, где наблюдается нелинейное изменение показателя осмысленности жизни. Нами установлено, что период от 18 до 21 года характеризуется достаточно резким возрастанием значений показателя осмысленности жизни. Начиная с возраста 22 лет и выше наблюдается дальнейшее плавное повышение показателя. Таким образом, значения осознанности жизни студентов-девушек тем выше, чем старше по возрасту респонденты.
Исследование показало, что смысложизненные ориентации как понимание человеком содержания и направленности своей жизни проявляются в осмысленной оценке результативности прожитого, наличии целей на перспективу, понимании готовности к принятию жизненно важных решений. Мы согласны с авторами [10–12] в том, что смысловые ориентиры выступают важнейшей характеристикой личности и являются устойчивыми регуляторами поведения человека.
Полученные нами данные об особенностях смысложизненных ориентаций у девушек-студентов разного возраста согласуются с мнением авторов [13–15] о том, что процесс формирования ценностно-смысловой системы достаточно длительный. Во-первых, человеку необходимо понять значение и смысл самих ценностей. Затем происходит формирование ценностных представлений, на основе которых формируются ценностно-смысловые ориентации.
Мы разделяем точку зрения авторов [16–19]: каждый возрастной период содержит определенное соотношение возрастных особенностей и формирования смысложизненных ориентаций. В любом возрасте смысловые ориентации должны быть адекватны обстоятельствам, реалиям и ситуациям, в которых оказывается человек, а смысл жизни осознается тогда, когда человек сталкивается с определенными жизненными трудностями.
В нашем исследовании все испытуемые являются студентами в возрасте от 18 до 24 лет, таким образом, охвачено два возрастных периода: юность и ранняя молодость. Возрастные рамки юности (17–21 год) определяются этапами физиологического развития и полового созревания человека. По мнению Б. Г. Ананьева, юность – это сензитивный период развития основного социогенного потенциала человека [20]. Основные психологические новообразования человека на данном этапе становления – это обретение самостоятельности и достижение социальной зрелости. Период юности – это активный этап поиска наиболее оптимального смысла жизни. Но этот период осложняется тем, что выбор жизненного пути и основного смысла жизни осуществляется без наличия знаний и достаточного жизненного опыта по разрешению проблем.
Ранняя взрослость относится к периоду жизни человека в возрасте от 20 до 30 лет. Однако современная возрастная психология все больше придерживается точки зрения Г. Крайга о том, что определить границы стадий развития взрослых людей достаточно сложно, так как главная особенность развития в период взрослости - минимальная зависимость от хронологического возраста, тогда как происходящие изменения в мышлении, поведении и личности определяются условиями жизни человека - его целями, установками, опытом и родом деятельности [21]. Отсюда следует, что наиболее значимыми смысложизнеными ориентациями в период ранней взрослости являются результативность жизни, процесс жизни и осмысленность жизни.
Заключение
Полученные нами данные о различиях в выраженности показателей смысложизненных ориентаций девушек-студентов на разных возрастных этапах подтверждают нашу гипотезу о том, что структурные компоненты смысложизненных ориентаций в разных возрастных группах имеют разный уровень выраженности, а значения осознанности жизни студентов-девушек тем выше, чем старше по возрасту респонденты.
Способность человека взглянуть на период своей жизни в прошлом и оценить свой вклад в события, которые произошли в жизни, влияет на восприятие своего будущего. Испытуемые в возрастной группе (22+) были более удовлетворены самореализацией, они высоко оценили продуктивность и осмысленность пройденного жизненного периода. Умение видеть собственную текущую жизнь и оценивать свой вклад в те или иные конкретные события влияет на понимание личной способности к саморегуляции и способствует четкому пониманию и представлению себя как сильного человека с достаточной свободой выбора, готового строить свою жизнь в соответствии со своими целями и видением будущего, сделать свою жизнь эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. Способность планировать будущие события связана с прогнозированием возможных результатов будущей деятельности. Испытуемые гораздо лучше осознают свои жизненные цели, смысловые ориентиры и временную перспективу.
Таким образом, исследования смыслообразующих жизненных ориентиров сегодняшних студентов обретают особую актуальность, так как способствуют формированию адекватной оценки действительности, развитию умения анализировать свое прошлое для построения перспективного будущего.