Введение
Для личного и профессионального становления особенно важно переживание психологического благополучия. Психологическое благополучие личности несет ощущение полноты, осмысленности и удовлетворенности жизнью. Сегодня современный мир, переживая интенсивные изменения, требует от человека высокого уровня способностей в профессиональной и личностной сферах. В данной ситуации слабым звеном оказываются студенты.
Обучение в профессиональном учреждении – это новый этап в жизни человека, который отличается от обучения в школе. Увеличивается информационный поток, меняется режим дня, появляются новые требования, усложняются межличностные взаимодействия. В службу психологической помощи университета часто обращаются студенты с запросами: определить правильность выбранной профессии, цели жизни, найти свою деятельность, свое место в обществе и т. д. Задача вуза, и в частности психологической службы, помочь студентам первого курса адаптироваться к новой учебно-профессиональной деятельности, раскрыть ресурсы, помогающие формированию и развитию гармоничной личности.
Психологическое благополучие выступает внутренним ресурсом человека, который помогает справляться с жизненными трудностями, обеспечивает сбалансированное взаимодействие с окружающим миром, переживание внутреннего удовлетворения и успех во внешнем мире [1]. Уровень выраженности компонентов психологического благополучия может определять успешность прохождения студенческой жизни.
Психологическое благополучие как удовлетворенность, качество жизни, ощущение счастья интересовало философов и ученых еще с давних времен [2–4]. Относительно недавно зарубежные и отечественные психологи стали выделять и изучать психологическое благополучие как отдельный феномен. Ученые ищут ответы на вопросы о том, как определяется феномен «психологическое благополучие», как он проявляется, на какие сферы жизни влияет, от чего зависит, как диагностируется психологическое благополучие [5–8]. Такой интерес, с одной стороны, вызван популярностью феномена в современном обществе, а с другой стороны, как любое новое понятие, входящее в обиход, требует глубинного изучения со стороны научного сообщества.
Представители различных направлений психологии осмысливали психологическое благополучие с позиций личностного развития, удовлетворения своих стремлений, с позиции взаимоотношения с людьми и успешности в обществе, возможности человека, его внутренних ресурсов.
Гуманистическое направление делает акцент на потенциале человека, его возможностях и ресурсах. Задача, решаемая в рамках гуманистического подхода, состоит в том, чтобы «помочь человеку стать тем, чем он способен стать» [9]. А. Маслоу считал, что главная цель жизни человека – это его самоактуализация, «рост изнутри». Можно утверждать, что по А. Маслоу полная самоактуализирующаяся личность и есть психологически благополучная личность. К. Роджерс, представляя психологическое благополучие, пишет, что «полноценно функционирующая личность является синонимом оптимальной психологической приспособленности, оптимальной психологической зрелости, полной соответствия и открытости опыту» [10].
В рамках экзистенциального направления психологическое благополучие рассматривалось в связке с осмысленностью жизни. Смысл жизни связан с реализацией своих возможностей. Если человек не нашел себя в жизни, не нашел себе деятельность, которая приносила бы ему удовольствие, то и психологическое благополучие находится у него на низком уровне, и наоборот [по: 11]. Р. Мэй также указывал, что психологическое благополучие зависит от самого человека и от его стремления кем-то стать [12].
В психодинамическом направлении психологическое благополучие рассматривали А. Адлер, З. Фрейд, К. Г. Юнг. З. Фрейд описывал психологическое благополучие через удовлетворение своих потребностей с помощью сублимации. Он выделил условия для полного психологического благополучия: любовь как внутреннее переживание, удовлетворяющая работа, нормальный интеллект [13]. А. Адлер дополняет компоненты психологического благополучия понятием «дружба» как лучшим качеством человека. Ценность человека определяется его отношением к близким людям, тем трудом, который нужен для сохранения и позитивного развития отношений между людьми. [14]. К. Г. Юнг считал главным процессом в жизни человека индивидуализацию. Индивидуализация подразумевает под собой цельную и уникальную личность, достижение ею гармоничного и благополучного состояния [15].
Сегодня вопросы позитивного функционирования человека разрабатывает такое направление, как позитивная психология, которая делает акцент на возможностях человека и его психологических ресурсах. Представители данного направления указывают, что уровень благополучия зависит от уровня личностного развития человека, самоактуализации, реализации своего потенциала [16].
В рамках нашего исследования особый интерес представляет работа о психологическом благополучии К. Рифф. Автор рассматривает психологическое благополучие как многофакторный феномен, который учитывает функционирование человека с полным раскрытием его потенциала. К. Рифф придерживается точки зрения, что не только положительные моменты могут способствовать психологическому благополучию, но и отрицательные. Жизненные трудности, травмирующие события могут в некоторых моментах выступать факторами улучшения психологического благополучия, потому что они позволяют переосмыслить свою жизнь, свое отношение к ней, цель жизни, свои отношения с другими людьми [17].
Основываясь на теории К. Рифф, авторы Т. Д. Шевеленкова и П. П. Фасенко предлагают рассматривать психологическое благополучие как переживание удовлетворенности своей жизнью, где представлены потенциальные и актуальные аспекты жизни человека. В подходе данных авторов психологическое благополучие базируется на субъективной оценке человеком своей жизни и самого себя, на переживании, связанном с базовыми потребностями и ценностями. Заслуга ученых заключается и в том, что они сделали важное дополнение к сущности психологического благополучия – компоненты психологического благополучия могут быть разной выраженности, что предполагает уникальность каждой структуры психологического благополучия определенного человека [18]. На наш взгляд, это значимо с практической точки зрения, так как, зная особенности структуры психологического благополучия личности, можно направленно работать на повышение выраженности конкретных компонентов психологического благополучия.
Методология и результаты исследования
Цель исследования – выявить особенности психологического благополучия студентов первого курса разных направлений подготовки и разработать программу тренинга, направленную на согласованное повышение структурных компонентов психологического благополучия у студентов.
Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе изучены показатели психологического благополучия у студентов первого курса и проведена нелинейная стандартизация для определения тестовых норм. На втором этапе выполнен сравнительный анализ выраженности шкал психологического благополучия у студентов первого курса трех разных направлений подготовки.
Выборка для первого этапа исследования была сформирована из студентов первого курса Вятского государственного университета разных направлений подготовки. В исследовании принял участие 1451 студент: 77 студентов Института биологии и биотехнологии; 93 – Института химии и экологии; 201 – Института гуманитарных и социальных наук; 239 – Института математики и информационных систем; 110 – Института экономики и менеджмента; 335 – Педагогического института; 269 – Политехнического института; 127 – Юридического института. Гендерный состав выборки – 599 юношей и 852 девушки. Возраст участников исследования в диапазоне от 17 до 23 лет (Хср = 18; σ = 1,6).
Для второго этапа исследования были отобраны студенты трех институтов и факультетов: электротехнический факультет (n1 = 95), Институт химии и экологии (n2 = 93), Педагогический институт (n3 = 248). Выбор респондентов данных факультетов определяется тем, что с участием студентов именно этих факультетов в рамках программы «Приоритет 2030» реализуется новый подход к формированию компетенций будущих бакалавров. Для дальнейшего анализа эффективности нового подхода в процессе формирования гармоничной личности необходимо на первом этапе наиболее полно изучить особенности выраженности психологического благополучия у студентов и апробировать тренинг, направленный на согласованное повышение структурных компонентов психологического благополучия, разработанный с учетом уникальной структуры психологического благополучия студентов.
Для проведения диагностики особенностей психологического благополучия у студентов первого курса разных направлений подготовки была использована методика К. Рифф «Шкала психологического благополучия» в адаптации Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной [19].
Показатели выраженности шкал психологического благополучия по всей выборке представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты описательной статистики выраженности шкал
психологического благополучия, n = 1451
Шкала |
Среднее значение |
Медиана |
Стандартное отклонение |
Асимметрия |
Эксцесс |
|||||
Значение |
Ст. ошибка |
Значение |
Ст. ошибка |
|||||||
Автономность |
31,6 |
32 |
5,08 |
-0,178 |
0,06 |
0,265 |
0,129 |
|||
Компетентность |
30,4 |
31 |
5,83 |
-0,251 |
0,06 |
-0,163 |
0,129 |
|||
Личностный рост |
35,9 |
36 |
4,54 |
-0,494 |
0,06 |
0,277 |
0,129 |
|||
Позитивные отношения |
33,5 |
34 |
6,33 |
-0,429 |
0,06 |
-0,273 |
0,129 |
|||
Жизненные цели |
33,3 |
34 |
6,26 |
-0,736 |
0,06 |
0,388 |
0,129 |
|||
Самопринятие |
33,0 |
34 |
6,71 |
-0,682 |
0,06 |
0,241 |
0,129 |
|||
Общий показатель |
197,8 |
201 |
27,2 |
-0,416 |
0,06 |
0,17 |
0,129 |
|||
Полученные результаты дали возможность охарактеризовать особенности выборки. Распределение приближено к нормальному. Средние значения и медианы практически не различаются, значения асимметрии и эксцесса не превышают единицы и сопоставимы со своими стандартными ошибками.
Данные таблицы позволяют утверждать, что психологическое благополучие у студентов первого курса в первую очередь переживается в стремлении развиваться, учиться, в ощущении собственного прогресса – шкала Личностный рост. Большое значение для студентов первого курса имеют показатели по шкалам Позитивные отношения, Жизненные цели, Самопринятие. В меньшей степени студенты чувствуют себя независимыми, компетентными – шкалы Автономность, Компетентность.
Для выявления уровневого состава респондентов по выраженности шкал психологического благополучия первоначально были выделены тестовые нормы (см. табл. 2). Необходимость расчета тестовых норм для выборки студентов первого курса была вызвана тем, что в используемой нами для исследования методике указаны тестовые нормы только для женщин 20–39 лет и 40–70 лет.
Анализ уровневого состава респондентов по выраженности шкал психологического благополучия показал, что по всем шкалам психологического благополучия большинство первокурсников (77,5–81,2%) имеют средний уровень выраженности показателей. Однако следует заметить, что в процентном соотношении количество студентов с низким уровнем выраженности показателей по шкалам Жизненные цели (11,8%), Компетентность (12,5%), Личностный рост (11,6%), Позитивные отношения (12,2%), Самопринятие (12,1%) превышает количество студентов с высоким уровнем выраженности показателей по этим же шкалам. Только по шкале Автономность количество студентов с низким уровнем не превышает количество студентов с высоким уровнем (10,7% и 11,8% соответственно). Данные результаты обращают на себя внимание, так как они характеризуют психологическое неблагополучие студентов, которое может стать причиной дезадаптации к учебной деятельности.
Таблица 2
Тестовые нормы студентов первого курса разных направлений подготовки
Шкала |
Стенайны (n=1451) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Автономность |
13–22 |
23–25 |
26–27 |
28–30 |
31–32 |
33–35 |
36–37 |
38–40 |
41–45 |
Компетентность |
12–20 |
21–23 |
24–26 |
27–28 |
29–31 |
32–34 |
35–37 |
38–40 |
41–45 |
Личностный рост |
19–27 |
28–30 |
31–32 |
33–34 |
35–37 |
38–39 |
40–41 |
42–43 |
44–45 |
Позитивные отношения |
12–22 |
23–25 |
26–28 |
29–31 |
32–35 |
36–38 |
39–41 |
42–44 |
45 |
Жизненные цели |
9–22 |
23–25 |
26–28 |
29–31 |
32–34 |
35–37 |
38–41 |
42–44 |
45 |
Самопринятие |
9–21 |
22–24 |
25–27 |
28–31 |
32–34 |
35–38 |
39–41 |
42–44 |
45 |
Общий показатель |
94–150 |
151–163 |
164–177 |
178–191 |
192–204 |
205–218 |
219–231 |
232–245 |
246–264 |
На втором этапе проводился сравнительный анализ особенностей психологического благополучия у студентов первого курса трех сравниваемых групп (табл. 3).
Таблица 3
Уровневый состав выраженности шкал психологического благополучия
в трех сравниваемых группах, в %
Шкалы |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
||||||
ПИ |
ЭТФ |
ИнХимЭк |
ПИ |
ЭТФ |
ИнХимЭк |
ПИ |
ЭТФ |
ИнХимЭк |
|
Автономность |
4,1 |
7,4 |
18,3 |
74,2 |
82,1 |
73,1 |
11,7 |
10,5 |
8,6 |
Жизненные цели |
9,7 |
11,6 |
7,5 |
83,4 |
83,2 |
86 |
6,9 |
5,2 |
6,5 |
Компетентность |
15 |
2,1 |
16,1 |
78,2 |
74,7 |
77,4 |
6,8 |
23,2 |
6,5 |
Личностный рост |
8,9 |
15,8 |
11,8 |
80,2 |
75,8 |
73,1 |
10,9 |
8,4 |
15,1 |
Позитивные отношения |
13 |
10,5 |
14 |
78,6 |
84,2 |
77,4 |
8,4 |
5,3 |
8,6 |
Самопринятие |
13,7 |
5,3 |
11,8 |
79 |
82,1 |
81,7 |
7,3 |
12,6 |
6,5 |
Общий показатель ПБ |
12,5 |
8,4 |
9,7 |
78,2 |
75,8 |
82,8 |
9,3 |
15,8 |
7,5 |
Примечание: ПИ – Педагогический институт; ЭТФ – электротехнический факультет; ИнХимЭк – Институт химии и экологии.
Так как эмпирические данные нормально распределены, то очевидно, что значительная часть респондентов имеет средний уровень выраженности шкал психологического благополучия. Анализ количественного состава студентов с низким и высоким уровнями выраженности шкал психологического благополучия позволил увидеть уникальную структуру психологического благополучия студентов разных направлений подготовки.
Так, большой процент студентов Педагогического института имеют низкий уровень выраженности шкал Компетентность (15%), Самопринятие (13,7%) и высокий уровень по шкале Автономность (11,7%). У студентов электротехнического факультета большой процент студентов имеет низкий уровень выраженности шкал Жизненные цели (11,6%), Личностный рост (15,8%) и высокий уровень по шкалам Автономность (10,5%), Компетентность (23,2%), Самопринятие (12,6%). У студентов Института химии и экологии – низкий уровень выраженности шкал Автономность (18,3%), Компетентность (16,1%) и высокий уровень шкалы Личностный рост (15,1%). Общим для сравниваемых групп является малое количество студентов, имеющих высокий уровень выраженности шкалы Жизненные цели. Это характеризует трудности, связанные с недостаточностью чувства осмысленности, направленности жизни. Студентам сложно видеть и формулировать свои цели.
Для определения различий выраженности шкал психологического благополучия в сравниваемых выборках был использован Н-критерий Крускала – Уоллиса.
Таблица 4
Сравнение показателей шкал психологического благополучия
у сравниваемых групп по Н-критерию Крускала – Уоллиса
Шкала |
Средние значения |
Значение критерия, χ² |
Уровень значимости, p |
ε² |
||
ПИ |
ЭТФ |
ИнХимЭк |
||||
Автономность |
31,5 |
32,3 |
31 |
2,063 |
0,356 |
0,005 |
Жизненные цели |
33,4 |
33,9 |
33,5 |
1,194 |
0,551 |
0,003 |
Компетентность |
29,8 |
33,3 |
29,6 |
28,37 |
< .001 |
0,065 |
Личностный рост |
36,3 |
35,3 |
35,2 |
5,154 |
0,076 |
0,012 |
Позитивное отношение |
33,9 |
34,6 |
33,4 |
1,159 |
0,560 |
0,003 |
Самопринятие |
32,6 |
34,4 |
33,1 |
4,663 |
0,097 |
0,011 |
Общий показатель ПБ |
197,6 |
203,9 |
195,9 |
4,347 |
0,114 |
0,01 |
Примечание: ПИ – Педагогический институт; ЭТФ – электротехнический факультет; ИнХимЭк – Институт химии и экологии.
Данные таблицы позволяют утверждать, что значимые различия в показателях выявлены только по шкале «Компетентность» (χ² = 28,37; p < 0,001). Отметим также, что величины эффектов различий можно охарактеризовать как низкие. Н-критерий Крускала – Уоллиса не дает возможность ответить на вопрос о направлении различий в сравниваемых группах, поэтому для уточнения направления различий проведено попарное сравнение с использованием U-критерия Манна – Уитни. Было установлено, что у студентов Политехнического института значимо превышают показатели психологического благополучия по шкале Компетентность в сравнении со студентами как Педагогического института (p < 0,001), так и студентами Института химии и экологии (p < 0,001). Также выявлены различия по шкале Самопринятие у студентов Педагогического института и студентов электротехнического факультета (p = 0,033).
Заключение
По результатам исследования было получено, что психологическое благополучие студенты первого курса связывают с показателем Личностный рост. Именно этот компонент имеет большую выраженность в структуре психологического благополучия. Большой процент студентов имеет низкий уровень выраженности компонентов Жизненные цели, Компетентность, Позитивные отношения. Данные факторы могут влиять на адаптацию студентов к учебно-профессиональной деятельности и на формирование гармонично личности в целом.
Выявлена уникальная структура психологического благополучия студентов разных направлений подготовки. Студенты Педагогического института в большей степени соотносят психологическое благополучие с показателями Личностный рост и Автономность; электротехнического факультета – с показателями Компетентность, Самопринятие; Института химии и экологии – с показателем Личностный рост.
Перспективы исследования связаны с изучением динамики психологического благополучия студентов в ходе реализации нового подхода к формированию компетенций будущих бакалавров.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных результатов для разработки тренинговой программы, направленной на согласованное повышение компонентов психологического благополучия у студентов с учетом выделенной уникальной структуры психологического благополучия. В рамках бакалаврской работы А. Р. Сорокиной была разработана и апробирована тренинговая программа, ориентированная на студентов первого курса педагогического института.