Введение / Introduction
Изменения в российском образовании, вызванные глобализацией и информатизацией, повлекли за собой новые требования, предъявляемые к выпускникам-инженерам. С точки зрения Г. С. Сайфутдиновой, к числу таких требований относятся креативность и творческое мышление. В настоящее время креативность является одним из ключевых качеств инженера [1]. Как справедливо отмечает С. Б. Шитов, профессиональная самореализация инженера определяется его креативными идеями [2], способностью проводить критический анализ проблемных явлений; умение находить альтернативные пути решения проблем; умение анализировать разнообразие культур, входящих в межкультурное взаимодействие, используя средства не только родного языка, но и иностранного. Соответственно, перед университетом ставится задача подготовки инженеров, обладающих способностью к высокому креативному мастерству. Креативный компонент может способствовать настройке обучающегося на процесс порождения иноязычной речи [3–5].
В связи с этим актуальной задачей инженерного образования в университете является практическое применение технологии развития креативного потенциала будущих специалистов в инженерной сфере с использованием современных цифровых инструментов, в частности инструментов искусственного интеллекта. На наш взгляд, целесообразны разработка и имплементация модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
Цель данного исследования – представление дидактического аспекта имплементации модели обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык», основанной на использовании технологии развития креативного потенциала будущих инженеров инструментами искусственного интеллекта.
Объект исследования – процесс развития иноязычных устных речевых умений обучающихся.
Предмет исследования – дидактический аспект имплементации модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык», основанной на использовании технологии развития креативного потенциала будущих инженеров инструментами искусственного интеллекта.
Развитие иноязычных устных речевых умений будущих инженеров инструментами искусственного интеллекта будет эффективным:
– если выявить методы и техники креативного мышления, способствующие усилению развития иноязычных устных речевых умений будущих инженеров;
– выявить и описать показатели креативности инженера;
– интегрировать в учебный процесс дидактические возможности технологии, направленной на развитие творческого потенциала молодых людей из инженерной среды при изучении иностранного языка.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении и классификации основных теоретических подходов к пониманию креативности в российской и зарубежной научной литературе, а также обобщении современных представлений исследователей о роли творчески активной личности во всех областях деятельности человека.
Практическая значимость исследования заключается в создании методического обеспечения процесса развития креативного потенциала будущих инженеров в условиях университетского образования; разработке модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
Обзор литературы / Literature review
Обратимся к теоретическому обоснованию креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык». Существенный вклад в исследование креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» внес С. Л. Буковский [6–8]. Исследователь предполагает, что специфика креативности в обучении устному профессиональному общению студентов на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» может выражаться в способствовании настроя на процесс порождения иноязычной речи, проявляющийся в продуцировании идей, направленных на нахождение решения профессиональных проблем.
Дидактически значимым является труд С. В. Левичевой, которая рассматривает креативность сквозь призму иноязычного контента как способность использовать уникальные стилистические приемы и средства выражения неординарных мыслей, приходить к оригинальным решениям возникающих проблем и добиваться ценных результатов неочевидным на первый взгляд способом, отличным от традиционных вариантов на иностранном языке [9]. В осмыслении креативности в свете иноязычного аспекта Г. А. Халюшова пришла к выводу, что лингвистическая креативность обусловливает качество осмысления и интерпретации информации в области иностранного языка, открывая возможности самовыражения и самореализации личности [10]. Стоит отметить, что некоторые исследователи, например Е. М. Александрова, под лингвистической креативностью понимает способность Homo sapience генерировать и передавать с помощью средств другого языка уникальную речевую единицу [11].
В статье Раушан и Элвиры Валеевых [12] представлено положение о том, что необходимо развивать креативный потенциал студентов-инженеров посредством непрофильных учебных дисциплин, в частности через курс английского языка. Авторы предлагают стимулировать профессиональное творчество студентов инженерных специальностей на уроках английского языка путем имплементации в учебный процесс следующих эффективных стратегий и приемов обучения: метода междисциплинарных проектов, деловых игр, презентаций, метода междисциплинарного кейс-стади, аутентичных текстов. В научном труде Р. Ёнцзык и его соавторов [13] сделан вывод о том, что предварительные знания в предметной области могут оказывать прямое влияние на творческое понимание языка.
В осмыслении роли креативного и рефлексивного мышления Мариа Долорес Сото Гонзáлез и ее соавторы пришли к выводу, что эти виды мышления приводят к классу креативных состояний, таких как любопытство и удивление. Исследователи утверждают, что эта активизация обусловлена использованием новых технологий, а также большое значение придается совместной групповой работе, обмену идеями и развитию творческих способностей [14].
Исследователь Марк Руно приводит в своей научной работе определение доброжелательного творчества и приводит различия между доброжелательным и злонамеренным творчеством. Интересна, на наш взгляд, мысль исследователя о том, что обучающиеся могут думать при осуществлении поиска решения в разных направлениях, и это означает, что подопечные могут предлагать псевдоидеи, и тогда преподавателю следует направлять их внимание на серьезные проблемы, которые действительно беспокоят общество [15].
По мнению С. Н. Дегтярева, задачей креативно-ориентированного обучения является создание условий, которые способствуют стимулированию, поддержке и выявлению в образовательном процессе уникальной деятельности индивида, в том числе и речевой [16]. Исследователь Е. М. Колесова дедуцирует, что индивиду необходимо применять знание иностранного языка при возникновении затруднительных ситуаций с зарубежными партнерами. Кверентам необходимо проявлять находчивость, неординарность донесения мысли до зарубежных партнеров о правильности предлагаемых ими выдвинутых решений проблемных вопросов [17].
Согласно результатам исследований Марии Тзачристы и ее соавторов, нейрокогнитивные процессы, в том числе ассоциативное мышление, дивергентное мышление, исполнительные функции и прогностические представления, играют значительную роль в формировании характеристик, связанных с креативностью. Хотя творчество может привести к потенциально неблагоприятным последствиям, обширные исследования установили его дидактический потенциал для академической успеваемости [18].
Подводя итог научному обзору, можно прийти к заключению, что в целом как отечественные, так и зарубежные авторы имеют схожие мнения в научных взглядах на феномен креативности. Ключевую роль в развитии современного общества отводится возможности Homo sapience развиваться с помощью приобретения умственных навыков и стратегий средствами иностранного языка, что может способствовать успешной адаптации выпускника-инженера к изменяющимся условиям.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологической базой научного исследования послужили труды как отечественных, так и зарубежных исследователей, посвященные стратегиям креативно-ориентированного обучения (С. Н. Дегтярев, Е. М. Колесова и др.); развитию иноязычных устных речевых умений будущих инженеров инструментами искусственного интеллекта (Е. М. Александрова, С. В. Левичева, П. В. Сысоев, Е. М. Филатов, Д. О. Сорокин, Г. А. Халюшова, С. Б. Шитов и др.); методической подготовке и представлению учебного материала, предлагаемого обучающимся с целью формирования у них творческого потенциала (С. Л. Буковский, О. Н. Ивахненко, Г. С. Сайфутдинова и др.).
Этапы исследования:
1) изучение степени разработанности проблемы формирования креативного потенциала будущих инженеров инструментами искусственного интеллекта в научной литературе;
2) разработка модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
В ходе исследования были использованы следующие методы: метод изучения и анализа теоретической и методической литературы по теме исследования, которые показывают степень разработанности темы, а также дают представление о направлениях в методике преподавания иностранных языков, в частности обучении устному профессиональному общению на иностранном языке; синтез полученных данных, позволяющий составить наиболее полное представление о модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе Политеха c января 2023 по июнь 2023 года. В нем приняли участие 118 человек.
Результаты исследования / Research results
В рамках данного исследования под моделью креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» понимается система взаимодействий между преподавателем и обучающимися с использованием креативных заданий и технологии развития креативного потенциала студентов инструментами искусственного интеллекта.
Рассматриваемая в данном исследовании модель включает ряд блоков, а именно целевой, теоретический, технологический и оценочно-результативный (см. рис. 1). Целевой блок включает в себя цель, содержание обучения студентов инженерных направлений по дисциплине «Иностранный язык» в соответствии с ФГОС ВО 3+ и социальным заказом общества. Отдельного внимания заслуживает теоретический блок, в котором уточняются подходы, принципы обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» инструментами искусственного интеллекта. Основополагающим блоком является технологический, раскрывающий, какие именно техники и методы креативного мышления, средства обучения будут способствовать эффективной имплементации сконструированной нами модели. Аналитико-результативный блок посвящен ключевым критериям сформированности иноязычных устных речевых умений студентов инженерных направлений инструментами искусственного интеллекта.
Рис. 1. Структурно-содержательная модель креативно-ориентированного обучения
устному профессиональному общению студентов инженерных профилей подготовки
на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык»
Для развития креативного потенциала студентов инженерных профилей подготовки в условиях университетского образования, в частности на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык», необходимо выделить педагогические условия, содействующие этому процессу и обеспечивающие эффективное достижение каждым студентом возможного для него уровня развития креативных качеств.
Для развития у будущих инженеров креативного потенциала недостаточно изучения принципов, методов, техник развития креативного мышления, а также выполнения комплекса заданий. Мы приходим к умозаключению, что развитие креативного потенциала человека должно проходить системно и поэтапно. Проведенный нами анализ научной литературы позволил выделить условно четыре группы методов и техник креативного мышления и выполнить их ранжирование по уровням, положив в его основу таксономию Бенджамина Блума.
Приняв во внимание изученные классификации, мы разработали собственную классификацию методов, техник развития креативного потенциала студентов инженерных профилей подготовки. В основу этой классификации легли следующие принципы:
– систематизация знаний обучающихся, связанных с особенностями организации креативной деятельности;
– алгоритмизация деятельности обучающихся, позволяющей сформировать способность целенаправленного и эффективного выхода за пределы их репродуктивной деятельности;
– использование разработанного авторами комплекса заданий, в основу проектирования которого положена таксономия Бенджамина Блума, дидактический потенциал которой освещается в трудах различных исследователей [19–21] и др.
Проиллюстрируем примеры учебных заданий на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык»: привести собственную интерпретацию картины в стиле поп-арт; придумать уникальный способ использования различных предметов; придумать способ усовершенствовать различные предметы; выстроить ассоциативные цепочки между двумя/тремя логически не связанными между собой явлениями (звуками, образами, вкусами, картинками, словами); описать, что думает иностранец, услышав иносказательные выражения; придумать как можно больше необычных названий для изображений на рисунках или картинках; нарисовать собственный кроссенс с предметами (словами, образами, картинками, словами) и придумать, как можно объединить два любых соседних элемента – конструкта матрицы [22].
Способность находить креативное решение называется креативностью, а техники, помогающие в поиске решений, называются техниками и методами креативности. Эффективность креативных техник и методов обусловлена двумя простыми факторами: они требуют четкой постановки задачи, то есть какую именно проблему человек сейчас хочет решать [23, 24]; они показывают, как можно сойти с привычной мыслительной дорожки и найти решение задачи в стороне от обычного русла мышления [25].
Новым общемировым трендом в сфере образования являются инструменты искусственного интеллекта [26, 27]. Анализ различных определений понятия свидетельствует о том, что искусственный интеллект – междисциплинарное и динамично развивающееся направление, базирующееся на информатике, но использующее знания из других областей жизнедеятельности человека.
Учитывая специфику обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык», под искусственным интеллектом предлагаем понимать совокупность технологий, позволяющих разрабатывать и реализовывать методики обучения языку по индивидуальной траектории, а именно: искусственный интеллект, основываясь на информации об отдельных участниках образовательного процесса, может способствовать определению стратегий совместной работы и распознавания моментов, когда обучающиеся испытывают трудности; облегчать процессы, связанные с использованием методов и техник креативного мышления при решении проблемных задач технической направленности [28]. Внедрение инструментов искусственного интеллекта может стимулировать креативность. Фактором, определяющим увеличение интереса к инструментам искусственного интеллекта, является развитие цифровой инфраструктуры [29–31]. Инструменты искусственного интеллекта могут использоваться как способ поддержки креативности, когда требуется вовлечение студентов.
Инструменты искусственного интеллекта способствуют повышению вовлеченности студента в решение задачи, добавляют рутинному процессу динамичности; способствуют удержанию внимания, поддержанию позитивного настроя при выполнении работы, видению новых идей; созданию безопасной среды, вдохновляющей атмосферы, в которой легче генерировать идеи [32–34]. Ключевая задача инструментов искусственного интеллекта состоит в том, чтобы развить иноязычные устные и письменные речевые навыки обучающихся, как раз и привлекающие студентов в них.
Имплементация инструментов искусственного интеллекта в учебный процесс студентов инженерного профиля может выглядеть следующим образом. Иноязычная речевая практика интегрируется с несколькими чат-ботами в традиционные аудиторные занятия по иностранному языку. В настоящее время существует спектр смарт‑ботов, ориентированных на достижение образовательных целей. Среди них можно отметить такие смарт-боты, как AndyRobot, Amazing English, Cleverbot, Duolingo, Edwin, ориентированные на развитие фактически всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции; Мицуку, Englex, Existor, Hal, Johnlennon, Telegram-бот, Quizlet, способствующие развитию лексико-грамматической компетенции и увеличению словарного запаса [35]. Смарт-бот ChatGPT (Generative Pretrained Transformer), построенный на базе искусственного интеллекта, наделен способностью создавать и изменять тексты. Выбор именно такого подхода оправдан тем, что комплекс инструментов искусственного интеллекта может быть использован для обучения студентов-инженеров различных направлений подготовки с минимальным редактированием.
Стремление повысить эффективность развития у студентов инженерных профилей подготовки креативных способностей, их мотивации к обучению, создать условия для генерации идей вызвало потребность в разработке авторской технологии креативной деятельности. Технология формирования креативного потенциала инструментами искусственного интеллекта может стимулировать человека на достижение значимого результата выполняемого учебного задания. В целом организация образовательного процесса на основе проектов включает командную работу обучающихся, которые осуществляют проблематизацию, то есть поиск и открытие реальных проблем, решение которых нужно разработать, а также акцент на использование определенного инструментария работы с этими проблемами, чтобы достичь качественного результата.
Для достижения поставленной цели необходимо реорганизовать учебный процесс в высшей школе, а именно предложить студентам инженерного профиля подготовки учебный материал, включающий эвристические методы и техники наряду с инструментами искусственного интеллекта, которые могут способствовать погружению индивида в творческую деятельность и в конечном счете позволят осуществить переход от репродуктивной деятельности к креативной.
Целью исследования явилась проверка на практике имплементации модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык», основанной на использовании технологии формирования креативного потенциала будущих инженеров инструментами искусственного интеллекта.
На этапе констатирующего эксперимента осуществлялось определение уровня сформированности креативного потенциала у обучающихся. Тестирование проводилось в контрольной (60 человек) и экспериментальной группах (58 человек). Критериями оценки креативного потенциала будущих инженеров служили такие уровни, как беглость, гибкость, оригинальность и метафоричность. В эксперименте использовался диагностический инструментарий, представленный в виде авторской методики, основанной на адаптированном опроснике «Определение типов мышления и уровня креативности», диагностике по методу Дж. Брунера и тесте «Креативность» (Н. Вишнякова). Контрольная группа проходила обучение в обычном режиме. В экспериментальной группе обучение проходило с имплементацией модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык», основанной на использовании технологии развития креативного потенциала будущих инженеров инструментами искусственного интеллекта.
Проведенный анализ показателей на этапе констатирующего эксперимента показал достаточно низкий уровень (А1, A2) (стимульно-продуктивный уровень (объяснительно-иллюстративный пассивный или репродуктивный), (1-й и 2-й уровни таксономии Бенджамина Блума)) креативного потенциала в обеих группах по всем показателям.
В середине учебного семестра были проведены промежуточные исследования уровня креативности в контрольной и экспериментальной группах, которые выявили относительное превалирование среднего уровня (средний (B1, B2) (эвристический уровень (частично-поисковый), (3-й и 4-й уровни таксономии Бенджамина Блума)) креативного потенциала у подопечных в контрольной группе и положительную динамику в экспериментальной.
По истечении обучающего эксперимента были обнаружены явные улучшения уровня креативности будущих инженеров экспериментальной группы (среднее значение составляло 78,4%) (высокий уровень (C1, C2) (креативный (исследовательский), (5-й и 6-й уровни таксономии Бенджамина Блума)) и стабильно средний результат в контрольной группе (61%) (средний (B1, B2) (эвристический уровень (частично-поисковый), (3-й и 4-й уровни таксономии Бенджамина Блума)), различие между этими показателями составило 17,4%. Таким образом, результаты, полученные в ходе обучающего эксперимента, показывают большой перевес в пользу экспериментальной группы: экспериментальная группа превосходит контрольную группу на 17,4% (рис. 2).
Рис. 2. Результаты формирования выраженности креативности
После использования технологии формирования креативного потенциала будущие инженеры умеют выдвинуть и разработать концептуальные, экспериментальные и креативные идеи на иностранном языке; выбрать подходящие лингвистические средства для выдвижения решений инженерных задач. Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментального исследования, показывают эффективность имплементации модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных направлений на занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
Заключение / Conclusion
Технология развития креативного потенциала личности построена с учетом комплекса учебных заданий, в основу проектирования которых положена таксономия Бенджамина Блума. Комплекс заданий представляет собой алгоритм, позволяющий сформировать у человека способность целенаправленного и эффективного выхода за его личные пределы репродуктивной деятельности. Особое внимание в данном исследовании уделено инструментам искусственного интеллекта, которые призваны способствовать повышению вовлеченности студента в решении задач. Приведен обобщенный опыт имплементации разработанной модели в практику обучения иностранному языку. Таким образом, авторами проведенного исследования сделан вывод о перспективности структурно-содержательной модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных профилей подготовки на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
В качестве перспективы исследования можно обозначить усовершенствование модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных профилей на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык», а также дальнейшую разработку методов, техник креативности и их апробирование на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе.