Full text

Введение / Introduction

 

В мировом пространстве система образования в сложной структуре общественных взаимоотношений переплетена с разными областями общества: политикой, экономическим развитием, культурой, при этом отвечает на разнообразные и усложняющиеся вызовы современности. Нужно отметить, что сфера образования становится наиболее эффективным средством для формирования у населения ценностных ориентаций, патриотического и нравственного воспитания молодежи. Не секрет, что фактор уровня системы образования, образованности населения ставится наравне с военным потенциалом стран и играет огромную роль в обеспечении лидерства страны на мировой арене.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Профориентационная работа в стране ведется в школе, на уровне государства она поддерживается в ходе реализации национального проекта «Билет в будущее» [1] и деятельности Всероссийского форума профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ» Ростелекома [2]. Также в средних общеобразовательных школах создаются классы профильных направлений [3]. Профориентационная работа по педагогическому направлению представлена в плане мероприятий по реализации «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (на 2022–2024 годы)», в школах страны к декабрю 2024 года должны быть созданы не менее 5000 профильных классов по педагогическому направлению [4].

В основе разработок российских исследователей целью профориентационной работы с обучающимися является обеспечение раннего и осознанного выбора будущей профессиональной траектории, ведущее к осознанному социально-профессиональному самоопределению [5]. М. В. Антонова справедливо подчеркивает, что существенное влияние на определение профессионально-образовательной траектории обучающихся оказывает грамотная педагогическая поддержка, а ее отсутствие может привести к неосознанному выбору профессии, к непониманию ее социальной значимости в трудовой деятельности, особенно педагогической профессии. Исследователь в своих разработках представляет новые «форматы и активности» профориентационной работы для обучающихся психолого-педагогических классов во взаимодействии школа – педагогический университет и предлагает реализовывать обозначенную функцию еще в начальных классах, когда обучающийся находится на этапе «присматривания» к профессиональной деятельности взрослых [6]. Е. А. Климова говорит о том, что ориентироваться в мире профессий без информационной поддержки невозможно, выбор профессии должен быть осознанным, тем более профессии педагога [7].

Исследователи Ю. М. Грузина, В. Н. Пуляева поднимают проблему проводимых профориентационных работ с обучающимися в российских школах, отмечая их недостаточность и несистемность проводимых мероприятий, подчеркивают, что профессиональная ориентация школьников и развитие их профессиональной карьеры не рассматриваются как единый процесс, чаще всего мероприятия представляют собой помощь школьникам в выборе вузов и направлений, и, если выпускник школы поступает в вуз, считается, что он прошел этап профессионального самоопределения, сделав профессиональный выбор [8].

При поступлении в вуз значительная часть абитуриентов делает свой выбор недостаточно осознанно, на выбор могут повлиять «другие» факторы, такие как неправильно выбранные предметы для сдачи ЕГЭ, их результаты, мнения родителей, друзей. Как правило, студенты, поступившие только для того, чтоб «поступить» на учебу, осознав свою ошибку в выборе будущей профессии, отчисляются или, продолжив обучение, после окончания учебы не работают по специальности [9].

Предлагая новые форматы проведения профориентационной работы со школьниками, М. В. Антонова, М. В. Калабкина раскрывают потенциал применения цифровых технологий как эффективный инструмент в профориентационной работе. В трудах исследователей предложены такие эффективные формы и технологии, как виртуальная и дополненная реальность, использование возможностей искусственного интеллекта, блoкчeйна, консультирование обучающихся в режиме чата, видеоконференций [10, 11]. В исследованиях В. В. Окишеева, С. М. Зининой описываются перспективы использования цифровых технологий в профориентации, они видятся как синхронизация межличностных и межинституциональных уровней профориентации и цифрового опосредования процессов профессионального самоопределения [12].

Американский просветитель и реформатор, основоположник профориентацииФ. Парсонс создал первое в мире «Бюро по выбору профессий», где с учетом психологических и физических качеств индивида определялся профессиональный выбор [13].Его теория имела продолжение в теории А. Маслоу о связи главных мотивов и стремлений с профессиональным выбором человека [14]. Грэйс Крайг подчеркивает важность взаимодействия школы и семьи в вопросах профориентации, в приобретении конкретной профессиональной идентичности. При этом ученый считает, что возраст от рождения до 14 лет – период выявления наиболее интересных и успешных видов деятельности, от 15 до 25 лет – возраст выбора профессии и начала подготовки к ней [15].

Анализируя современное состояние профориентационной работы за рубежом, можно отметить, что участие в работе и контроль за ней во многих странах ведутся на уровне государства. В Германии профориентационная работа регламентируется Федеральным институтом занятости [16] и реализуется в дуальной форме, активно ведется с 8-го класса, осуществляется консультирование представителей различных профессий, проводятся совместные мероприятия с организациями. В Канаде реализуется Программа временного трудоустройства молодежи на предприятиях во время летних каникул. В Великобритании в школах проводятся уроки по выбору профессий, в Финляндии с применением IT-технологий обеспечивается получение консультаций человека, его профессиональное сопровождение через всю жизнь [17].

Резюмируя вышеописанные исследования, нужно отметить, что профессиональное самоопределение – процесс сложный, требующий ряда взаимосвязанных решений со стороны государства (разработка нормативных документов, регулирующих деятельность), научных исследований (изучение новых подходов, форм работы, в том числе с применением возможностей цифровых технологий), образовательных организаций (внедрение в практику профориентационной работы новых технологий) и родителей обучающихся.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Развитие общества в целом зависит уровня образования; по мнению М. Нусбаума, «возможности человеческого потенциала, его действия позволят в будущем выработать эффективные решения проблем в ключевых областях жизни общества» [18]. По мнению российского социолога М. К. Горшкова, «важна взаимосвязь роста человеческого потенциала, гражданского участия и перспективы развития общества» [19].

Приоритеты развития Российской Федерации на период до 2030–2035 годов сформированы в ряде указов и поручений президента, посланиях Федеральному Собранию, часть из которых конкретизирована в решениях правительства, национальных проектах и государственных программах. На заседании президиума Государственного совета по вопросам образования 25 августа 2021 года, говоря о модернизации системы образования, президент России Владимир Владимирович Путин выразил принципиальную позицию о том, что многое зависит от развития потенциала регионов и муниципалитетов [20].

Ключевым фактором качества образования является педагогическое мастерство учителя, его умение «научить» молодых людей учиться. В своем выступлении перед общественностью государственный деятель М. И. Калинин сказал, что педагог есть «инженер человеческих душ», что ему отведена самая ответственная миссия общества – воспитать будущего гражданина общества [21]. Именно от учителя зависит максимальная степень раскрытия потенциала каждого обучающегося, развития его личных возможностей. Педагогическая профессия – это призвание и смысл жизни, это благая миссия – поделиться своими знаниями с подрастающим поколением. Выбрав однажды учительскую профессию учителя, ты должен посвятить профессии себя без остатка, ведь от профессии педагога зависит развитие общества, будущее страны.

Учительская профессия всегда была одной из востребованных при выборе профессий выпускниками общеобразовательных школ. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ежегодно предоставляет данные итогов приемных кампаний рейтинговых вузов России; итоги 2021 года показывают, что число выпускников школ, которые выбрали специальности по педагогическим направлениям, стало: в 2020 году – 66 587; в 2021 году – 75 677; в 2022 году – 75 788 человек. Министр просвещения России Сергей Кравцов в своем выступлении отметил, что «слово педагог у нынешней молодежи все больше ассоциируется со словом престиж», что «молодежь выбирает профессию педагога для уверенного своего будущего, для уверенности в завтрашнем дне, в своем месте работы» [22].

Государством инициируются различные программы поддержки педагогов и педагогического образования в стране, и это, конечно, способствует повышению престижности профессии педагога и педагогической профессии среди населения.

В Республике Саха (Якутия) стратегические направления развития образования отражены в Указе главы республики от 22 ноября 2018 года № 190, в котором приоритетными целями до 2024 года определены [23]:

– вхождение Республики Саха (Якутия) в число 15 лучших субъектов Российской Федерации по качеству образования;

– формирование эффективной системы выявления, поддержки и раскрытия способностей и талантов детей и молодежи;

– создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Республики Саха (Якутия), сохранения и развития самобытной многонациональной культуры, языков, многообразия жизненного уклада народов Республики Саха (Якутия).

     В республике созданы образовательные округа в арктических районах республики в рамках реализации проекта «Учитель Арктики». Опыт показал, что создание округов позволяет педагогам работать одной в команде, что особенно положительно сказалось в период ограничительных мер (в период пандемии по COVID-19), когда опытные педагоги взяли шефство над молодыми коллегами, приехавшими работать на Север по программам «Земский учитель» и «Учитель Арктики» [24, 25].

Этот положительный опыт по созданию образовательных округов нами был применен для профориентационной работы среди обучающихся общеобразовательных школ в формате распределенного образования.

С 2020 года в педагогических колледжах (Якутский, Намский, Вилюйский) в рамках содействия развитию проекта «Учитель Арктики» и поднятия престижа педагогической профессии среди обучающихся общеобразовательных школ были созданы педагогические классы. Так, каждый колледж стал для школьников, выбирающих профессию учителя, проводником в педагогическую профессию. С использованием потенциала профессиональных организаций школьникам были созданы условия для формирования партнерства с преподавателями и студентами колледжей, которые позволили учащимся включаться в научно-исследовательскую и инновационную деятельность на ранних стадиях обучения.

Каждый педагогический колледж, организовывая педагогические классы, выбрал разные формы организации работы. Якутский педагогический колледж имени Степана Филипповича Гоголева организовал набор школьников 9–11-х классов, желающих получить педагогические профессии, для обучения в Малой педагогической академии (МПА) ЯПК – на основании приказов Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 08.09.2020 № 01-03/808 «Об утверждении примерного положения о педагогических классах при педагогических колледжах Республики Саха (Якутия)», от 20.08.2020 № 09-21/186 «О создании Арктических образовательных округов педагогических колледжей Республики Саха (Якутия)» [26–28].

Нужно пояснить, что существуют трудности в организации образовательного процесса в северных и арктических районах, особенно в местах компактного проживания и традиционного природопользования народов Севера, связанные с особенностями инфраструктуры:

– отдаленность районных центров от столицы республики: 15 районов находятся на расстоянии более 1 тыс. км по наземному пути, а 8 районов – более 2 тыс. км, 10 районов имеют расстояние более 1 тыс. км воздушным путем. Также инфраструктура характеризуется отдаленностью сел от районных центров: средняя отдаленность составляет 173 км, с этим связана проблема территориальной обособленности сельских школ;

– слаборазвитость транспортной инфраструктуры. В период ледостава рек и весеннего половодья большинство населенных пунктов на 4–5 месяцев оказываются отрезанными от сообщения наземным (водным) путем [29].

Помимо проблем с инфраструктурой северных и арктических районов существует проблема необеспеченности педагогическими кадрами в образовательных организациях не только в арктических и отдаленных населенных пунктах, но и в городах, в 2022/2023 учебном году по республике открыто 1018 педагогических вакансий. По данным статистической отчетности, по состоянию на 1 октября на период с 2019 по 2022 год видно, что с каждым годом увеличивается количество вакантных мест после начала учебного года. Это приводит к снижению качества образования выпускников общеобразовательных школ.

Эти обстоятельства требуют необходимости поиска новых методов, форм, средств обучения и воспитания, в том числе и в проведении профориентационных работ среди обучающихся. Все эти новые методы, формы, средства в современном образовании связаны с развитием цифровой образовательной среды.

 

Результаты исследования / Research results

 

Цифровая образовательная среда возникла из естественного желания систематизации разрозненных информационных средств, используемых в обучении. Акцент делался на новых возможностях цифровых технологий как основы проектирования и моделирования. Это дало толчок к развитию новой обучающей среды, которая в ряде исследований получила названия «цифровое образовательное пространство» и «цифровая образовательная среда». Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в частности в статье 16, определено «использование электронного обучения (ЭО) и дистанционных форм обучения» [30].

Различия между электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) существенны: если применяется ЭО, то это определяет обязательное использование баз данных (БД), внедрение БД с контентом образовательного характера, а также организацию доступа к БД посредством информационно-телекоммуникационных сетей. БД и информационно-телекоммуникационные сети, объединенные единым интерфейсом, составляют электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС).

ДОТ подразумевает именно удаленное и опосредованное взаимодействие участников образовательного процесса. ДОТ может существовать и без ЭО и, соответственно, постепенно уходит в прошлое [31–33].

Существование ЭО без ДОТ возможно, так как, согласно авторам Закона об образовании, большинство массовых открытых онлайновых курсов (МООК) базируется именно на такой концепции, продолжающей традицию первых АОС. В рамках этой концепции обучающиеся взаимодействуют только с информационными образовательными ресурсами, а не с самим преподавателем. В эту же концепцию укладывается и видеолекция.

В последнее время обозначилась четкая тенденция в сфере IT-технологий и дистанционного обучения, которая состоит в увеличении доли государственного участия в сфере информационно-образовательных технологий. Данную тенденцию подтверждает факт появления долгосрочного приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации на 2016–2022 годы». В паспорте проекта указаны стратегические задачи и тренды онлайн-обучения, связанные, прежде всего, с развитием непрерывного образования: от начального обучения до системы повышения квалификации и переподготовки. Для этого необходимо создание разнообразных IT-структур, разработка системы идентификации личности, системы контроля образовательных достижений обучающихся [34].

Главная задача республиканского проекта «Цифровая образовательная среда» – создание и развитие цифровой безопасной образовательной среды во всех общеобразовательных организациях к 2024 году [35–37]. Такая среда обеспечивает формирование умений саморазвития и самообразования у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней. Данный проект имеет особую значимость для развития и повышения качества образования у обучающихся северных и арктических районов республики. Созданная безопасная цифровая образовательная среда способствует индивидуализации и персонализации обучения в режиме реального и отсроченного времени у лучших педагогов.

Деятельность Малой педагогической академии Якутского педагогического колледжа проводится в дистанционном формате, так как обучающихся из разных северных и арктических районов республики (виртуальный класс), носит распределенную форму обучения (см. рисунок).

Направления деятельности:

1. Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Основы педагогики и психологии» (в дистанционном формате на платформе Moodle).

2. Каникулярная школа МПА ЯПК (очно-дистанционный формат):

– организация учебно-тренировочных сборов по педагогическим компетенциям «Преподавание в младших классах», «Дошкольное воспитание» по Junior-skills;

 

Виртуальный класс

(обучающиеся из разных районов)

Распределенная ресурсная база (сервис одного окна)

Учебный процесс с применением ДОТ (в режиме реального и отсроченного времени)

Онлайн-тренажеры, платформы, симуляторы и др.

Обеспечение кибербезопасности в виртуальном пространстве (информальное образование)

Возможность получить консультацию по общеобразовательным дисциплинам (формальное образование)

Дополнительное образование, олимпиады, конкурсы (неформальное образование)


Модель виртуального педагогического класса

 

– школа анимации – участие в реализации проекта «Креативное пространство «Чээн-movie»;

– летний образовательный кампус «Будущий педагог 2.0»;

– организация образовательно-профориентационных туров «Педагогический trip».

3. Конкурсы, олимпиады для школьников.

4. Научно-практическая конференция «Профессия учителя: вчера, сегодня, завтра».

Формы организации деятельности МПА ЯПК: реализация дополнительных образовательных программ «Основы педагогики и психологии» через образовательные платформы.

Каникулярная школа: очно-заочная, очная.

Конкурсы, олимпиады, конференции: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

Участники проекта: учащиеся 9–11-х классов школ республики, северного образовательного округа (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский, Среднеколымский улусы), ЯПК.

Обучение бесплатное. Мониторинг оценивания проводится в форме накопительной системы – за обратную связь начисляются баллы. По результатам обучения ежегодно выдаются сертификаты. После трех лет обучения выдается свидетельство об окончании Малой педагогической академии ЯПК.

Проект «Я – педагог!» Малой педагогической академии интересен для обучающихся, где организуются онлайн-встречи с лучшими педагогами республики. Педагоги рассказывают будущим студентам педагогических специальностей, как добиться успеха в любимом деле, делятся своим опытом и мастерством. Этот проект призван повысить престиж учительской профессии и носит профориентационный характер, раскрывает грани педагогической профессии.

В первом потоке Малой педагогической академии при Якутском педагогическом колледже завершили обучение 11 учащихся 9–11-х классов: три ученика из Момского и восемь учащихся из Булунского района. После окончания нашей академии выпускники подали документы на поступление по педагогическому направлению в колледжи и в Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. На сегодняшний день в нашем колледже обучаются пять студентов, они показывают высокую профессиональную ориентированность, успешно прошли адаптационный период, владеют образовательными платформами, проявляют лидерские черты.

Заключение / Conclusion

 

Несомненно, опыт организации проектов профориентационной направленности помогает выпускникам школ правильно находить свой путь развития. Осознанный выбор педагогической профессии является отправной точкой становления истинного учителя, который будет вдохновлять молодежь на познание мира, станет носителем духовной ценности, образцом для подражания. Открытие педагогических классов – важное начало поднятия престижа профессии. Для нашей республики открытие педагогических классов для обучающихся северных и арктических районов посредством распределенного обучения есть возможность объединить обучающихся в виртуальные классы для ранней профориентационной работы и возможность получить консультацию у ведущих педагогов по общеобразовательным предметам, подготовить их к сдаче единых государственных экзаменов. Мы верим, что выпускники Малой педагогической академии станут хорошими учителями, которые будут нести «плодотворный луч солнца» для своих учеников [38].