Full text

Введение / Introduction

 

Качество образования – the quality of education – термин, который сегодня занимает одно из центральных мест в системе мировой и российской образовательной парадигмы. Российские и зарубежные ученые солидарны: качество образования напрямую связано с качеством жизни. Особую тревожность, согласно лонгитюдным исследованиям ЮНЕСКО, вызывают дети, чье развитие и обучение проходило в период пандемии COVID-19, из-за негативного воздействия на их образование. В 2022 году по инициативе ЮНЕСКО состояласьВсемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста, в рамках которой было определено, что качественное образование является правом всех детей и важной основой для обучения на протяжении всей жизни и социально-когнитивного развития [1]. Во многих странах это мнение отражено в законодательных документах на государственном уровне, в частности в Стратегии ЮНЕСКО [2]. В России это в первую очередь Закон об образовании [3] и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [4].

Профилактика ранней неуспеваемости детей младшего школьного возраста является основой для формирования успешной, активной, инициативной личности, способной в будущем уверенно оказывать положительное влияние на социальное здоровье общества. 

Цель данного исследования заключается в моделировании процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что целенаправленное, грамотное, систематическое развитие интеллектуально-речевых умений первоклассников может стать эффективным инструментом в системе профилактики ранней неуспеваемости младших школьников в рамках языкового развития.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В большинстве стран школьная неуспешность – одна из главных проблем в системе образования с потенциально драматическими последствиями для базовых компетенций, необходимых на рынке труда, и нестабильностью рабочих мест, а также с риском экономической и социальной изоляции. Результаты исследования Л. Пиреса, Р. Сантеро-Санчес, К. Масиаса демонстрируют факт того, что политика по укреплению системы образования должна начинаться с дошкольного образования, поскольку именно в этом возрасте выявляются симптомы задержки в обучении [5]. В зарубежных исследованиях неуспеваемость в школе определяется как неспособность человека развивать и использовать свой потенциал; так, в работе С. Максич особое внимание уделяется приданию большей личной значимости неуспеваемости учащихся в школе [6]. Проведенный Э. Галиндо, А. А. Кандейас, М. Липовска, О. К. Р. Соуза и М. Стуеком сравнительный анализ школьных достижений и неудач в Европе, Азии, Северной и Южной Америке показывает, что индивидуально школьная успеваемость зависит от когнитивных, эмоциональных и поведенческих факторов. Чтобы добиться успехов в учебе, детям необходимы социальные, когнитивные и эмоциональные навыки, начиная с детского сада. Важны такие основополагающие факторы, как мотивация, социальный контроль, саморегуляция, саморепрезентация, участие родителей и отношение к школе [7]. Достаточно подробно в современных исследованиях анализируются причины школьной неуспеваемости, предлагаются пути решения данной проблемы. Так, M. Камаль, A. Бенер, основываясь на исследовании арабского общества, приходят к выводу о том, что психологические факторы и факторы, связанные со здоровьем, более распространены у неуспевающих учащихся [8]. В работах американских исследователей теоретически обосновано влияние вовлеченности и мотивации на успеваемость учащихся  [9]. Х. Фернандес-Рио, Х. А. Чеккини, A. Мендес-Хименес, Д. Мендес Алонсо определяют саморегулирование основополагающим фактором для предотвращения школьных неудач [10]. В работах К. Силвы и Э. Эванс акцент сделан на готовности к обучению как основной причине дальнейших неудач в школе. Исследователи предлагают на этапе дошкольного детства заниматься развитием у детей мелкой моторики рук, «мягких навыков» [11]. Одним из средств профилактики школьной неуспеваемости, по мнению таких ученых, как K. M. Пирс, Дж. В. Хамм, Д. Л. Ванделл, является разработка и внедрение в образовательный процесс дополнительных обучающих программ [12].

В контексте оценки качества образования рассматривается способность системы разрабатывать «принципы практики» [13], т. е. эффективные меры профилактики учебной неуспеваемости на каждой ступени обучения, поскольку высокая успеваемость обучаемых – одна из структурных составляющих качества образования.

Анализ работ по заявленной теме показал, что в российской науке также накоплен большой опыт по изучению теоретических и практических аспектов данной проблематики. О своем видении формирования успешности в обучении заявлял еще в XIX веке Л. Н. Толстой. Разносторонние исследования, посвященные успешности обучения, широко представлены в советской и российской науке.

Для всех неуспевающих школьников, по мнению Ю. К. Бабанского, характерна невысокая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие неправильного подхода к учению, отсутствие внутренней позиции [14]. Систематическая низкая интеллектуальная нагрузка приводит к значительному снижению темпов умственного развития ребенка и еще больше усиливает отставание от одноклассников. В психолого-педагогических исследованиях, изданных в разные годы, представлены различные определения изучаемого явления, отражена его многогранность и дискуссионность. Так, Р. М. Фатыхова и Г. Р. Шакирова сопоставляют понятия «учебная неуспеваемость» и «учебная неуспешность», акцентируя внимание на выявлении и предупреждении возможных трудностей в обучении [15].

Широко известны традиционные и современные типологии неуспеваемости, характеристики неуспевающих школьников, например по психологическому аспекту, по уровню усвоения знаний, по характеристике учебной деятельности, по структуре личности обучающихся и др. В диссертационном исследовании Н. И. Мурачковского представлена типология неуспевающих школьников, в том числе и ее психологическая эмоциональная оставляющая [16]. Современные исследователи, такие как М. К. Акимова, Т. В. Козлова, также ориентируются на психологическую диагностику [17]. А. А. Узденова и М. Х. Узденова предлагают типологию неуспевающих школьников в зависимости от мотивации и качества их мыслительной деятельности [18].

Основания для выделения причин школьной неуспеваемости рассмотрены еще в исследованиях А. М. Гельмонта, который определил основные факторы неуспеваемости обучающихся [19]. С течением времени научные предположения ученых претерпевали некоторую трансформацию, но принципиально не изменялись, оказывая при этом существенное влияние на развитие и реализацию различных подходов, в том числе психолого-педагогического, как у Н. П. Локаловой [20]. Авторы современных исследований: А. К. Акишева, А. М. Караменди – анализируют важнейшие условия предупреждения и преодоления неуспеваемости [21]. М. В. Ажиев и многие другие ученые акцентируют внимание на психологических, педагогических и социальных причинах школьной неуспеваемости младших школьников и систематической работе педагога по ее преодолению [22].

Несмотря на пристальное внимание ученых к этому явлению, количество неуспевающих учащихся в школе не уменьшается. Известно, что школьная неуспеваемость проходит три этапа: сначала появляются и накапливаются некоторые затруднения, их непреодоление ведет к отставанию, порождающему неуспеваемость. Школьная неуспеваемость, по мнению Н. А. Сидягиной, Е. В. Сидориной, сопряжена с трудностями в освоении универсальных учебных действий обучающимися [23]. Данная точка зрения базируется на мнении А. Н. Леонтьева о том, что на первом году обучения в школе следует говорить о первых двух этапах, или о ранней неуспеваемости [24].

Актуальность данного исследования бесспорна: профилактика ранней неуспеваемости является ведущим фактором повышения уровня освоения младшими школьниками содержательных элементов начальной ступени обучения, в значительной степени характеризующим качество образования в начальной школе.

Практические задачи профилактики ранней неуспеваемости обусловлены проблемой неуспеваемости, с которой сталкивается любое образовательное учреждение. Особенно остро этот вопрос стоит в школах, что связано с государственным требованием – обязательностью.

Концепция современного российского образования на всех его ступенях основана на итоговом достижении трех целей: доступность, качество и эффективность. Повышение качества обучения – это одна из основных задач образовательного процесса. В традиционной и современной образовательной парадигме доминирующее значение имеет речевое развитие. Связная речь признается С. Л. Рубинштейном и многими другими учеными высшей формой мышления, определяющей степень речевого и умственного развития личности [25].

Для современной методики прямая зависимость успешности в обучении от уровня речевого развития обучаемого является бесспорным фактом, поэтому проблема развития интеллектуально-речевых умений младших школьников все чаще становится объектом внимания ученых.

В современных исследованиях интеллектуально-речевые умения (далее – ИРУ) обучающихся рассматриваются как «способы познавательных действий с учебно-научным материалом» [26]. Анализируемые познавательные действия должны обеспечиваться, по мнению О. С. Алейниковой, «совокупностью приобретенных знаний и умений» [27]. Универсальность, метапредметность названных умений отмечается практически всеми исследователями. Уровень развития ИРУ становится одним из факторов успешности или неуспеваемости младших школьников, важнейшей составляющей их функциональной грамотности, отмечает методист Е. В. Бунеева [28], что делает формирование интеллектуально-речевых умений на первых этапах школьного обучения одной из актуальных проблем современной методики.

Профилактикой ранней неуспеваемости может стать формирование интеллектуально-речевых умений первоклассников. Развитие и совершенствование данных умений должно проводиться в первую очередь на уроках русского языка, поскольку, с одной стороны, эта школьная дисциплина традиционно считается одной из самых сложных в школе, с другой стороны, ведущей задачей в обучении русскому языку является развитие связной речи, которая определяет степень собственно речевого и интеллектуального уровня личности.

Ш. Р. Машарипова, Ш. Р. Хайдарова в структуре ИРУ выделяют аналитические, реконструктивные, продуктивные [29].

В содержательной составляющей аналитические ИРУ – алгоритмы, способствующие восприятию и пониманию получаемой информации, т. е. текста. В их основе – логические операции анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей, обобщения, классификации, определения части и целого, существенного и несущественного. На уроках русского языка аналитические ИРУ проявляются в умении анализировать содержание текста на основе анализа заголовка, выделять ключевые слова и сочетания слов, разграничивать новое и уже известное, задавать уместные вопросы к прочитанному тексту.

Реконструктивные ИРУ – действия, лежащие в основе кодирования, раскодирования и перекодирования информации. А. А. Леонтьев отмечает, что данные действия позволяют говорящему выразить одну и ту же мысль в разных формах, преобразовать материал в соответствии с усвоенным [30]. Это проявляется в соотнесении информации, представленной в вербальном и невербальном кодах, раскодировке и преобразовании словесной и несловесной информации, моделировании, выделении оснований для представления текстовой информации в знаково-символических формах в виде рисунков, схем и т. д., умении «считывать» подобную информацию для дальнейшего применения.

Продуктивные ИРУ – это действия, ориентированные на создание собственного письменного или устного высказывания, что адекватно отражает уровень восприятия и осознанности анализируемого текста. Примеры продуктивных ИРУ: ответ на вопросы, вербальная иллюстрация текста, отбор и структурирование информации, формулировка вопросов и тезисов, реферирование, доклад, проектная работа, озаглавливание, подбор примеров, создание монологических высказываний в разных стилях и функционально-смысловых типов речи на заданную тему и т. д.

Названные группы ИРУ направлены на формирование интеллектуально-речевого опыта первоклассника, активизацию познавательного мотива, порождающего интерес и обеспечивающего успешность.

Таким образом, краткий обзор литературы в аспекте исследования позволил определить важные аспекты организации профилактической работы над проблемой ранней неуспеваемости первоклассников: содержание, формы, методы, технологии, модель деятельности в названном направлении.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, обобщение и интерпретация научных данных, педагогический эксперимент, статистическая обработка экспериментальных данных, метод педагогического проектирования, анализ результатов внутреннего оценивания достижений обучающихся по материалам документации образовательных организаций.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе были определены основные теоретические и методологические основания для определения проблемы посредством анализа литературы, на втором – в результате анализа комплексной проверочной работы первоклассников определен уровень образовательных результатов и уровень сформированности интеллектуально-речевых умений обучаемых, на третьем этапе разработана модель процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений. Материалы и методы исследования основаны на результатах теоретических исследований авторов [31–33].

Экспериментальная работа проводилась в течение 2021/2022 учебного года на базе СОШ № 22, № 33, гимназий № 20, № 23 и в 2022/2023 учебном году на базе лицеев № 43, № 26, СОШ № 8 г. о. Саранск Республики Мордовия (количество респондентов – 235 первоклассников в возрасте от 7 до 8 лет).

 

Результаты исследования / Research results

 

Цель экспериментального исследования – анализ количественных и качественных показателей образовательных результатов первоклассников и основных причин ее возникновения; определение уровня сформированности интеллектуально-речевых умений первоклассников (по результатам комплексной проверочной работы); разработка моделипроцесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений.

Экспериментальные данные получены как результат анализа комплексной проверочной работы в первом классе (предметная область «Русский язык и литературное чтение»), основной задачей которой является определение уровня сформированности предметных и метапредметных результатов и степени овладения ключевыми умениями обучающимися.

Сообразно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учетом требований к уровню подготовки учащихся, каждое образовательное учреждение в настоящее время проводит внутренние мониторинговые исследования результатов обученности учащихся, завершающих первый год обучения в начальной школе. Комплексная проверочная работа включает основную часть (шесть заданий, обязательных для выполнения всеми обучающимися) и позволяет определить базовый уровень сформированности проверяемых умений, а также дополнительную часть (задания более сложные, ориентированы на повышенный уровень сформированности умений). Обе части предполагают работу по предложенному тексту в четырех вариантах. Учитель может трансформировать предлагаемые варианты с учетом способностей обучающихся и их успеваемости. Так, варианты первой и второй итоговой работы полностью равноценны и могут быть предложены всем первоклассникам, четвертый вариант ориентирован на хорошо подготовленных школьников, а третий вариант целесообразно дать детям с низкой успеваемостью или исходно низкой мотивацией школьного обучения, поскольку задания данного варианта являются несколько упрощенными по сравнению с первым и вторым вариантами. Проводимая мониторинговая работа ориентирована на учет различных образовательных возможностей младших школьников к концу первого года обучения и позволяет учителю применить индивидуальный подход при выборе для каждого обучающегося посильных заданий, которые позволяют добиться заслуженного успеха.

Уровень освоения учебного материала определялся следующим образом:

1) оптимальный уровень (правильно выполнено 100–90% заданий);

2) допустимый (правильно выполнено 89–75% заданий);

3) удовлетворительный (правильно выполнено 74–50% заданий);

4) тревожный (правильно выполнено 49–40% заданий);

5) критический уровень (правильно выполнено 39–0% заданий)).

Анализ полученных данных показал ожидаемый результат: уровень успеваемости у 14,9% первоклассников находится в рамках шкалы 4 (тревожный) и 5 (критический).  Еще 41,9% учащихся первых классов продемонстрировали удовлетворительный (3) уровень успеваемости. Итог полученных статистических данных позволяет констатировать факт, что в совокупности у 14,9% обучающихся первых классов обнаруживается ранняя школьная неуспеваемость (см. диаграмму).

 

 

 

Результаты анализа комплексной проверочной работы в 1-м классе

 

Следующим шагом стал анализ конкретных практических умений первоклассников, в рамках которого нами были рассмотрены три группы ИРУ:

1)   аналитические (ИРУ, в основе которых лежит смысловое восприятие речи);

2)     реконструктивные (ИРУ, основанные на кодировке и раскодировке информации);

3) продуктивные (ИРУ, основанные на порождении речи, в частности, письменного текста).

Сформированность названных умений распределялась по обозначенным выше уровням. Анализу подвергались только те практические умения, которые попали в «зону риска», т. е. были продемонстрированы на уровнях «тревожный» и «критический».

Так, в области чтения младшие школьники продемонстрировали тревожный и критический уровни по степени сформированности следующих аналитических и  реконструктивных ИРУ: поиск и упорядочивание информации в соответствии с инструкцией, вычленение необходимой информации, ее интерпретация и представление в различных форматах (задание на соотношение содержания текста и предложенной картинки); связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах: выполнение заданий по русскому языку, математике и окружающему миру.

На тревожном уровне сформированы следующие интеллектуально-речевые умения: умение читать предложенный текст (73,4% младших школьников), умение прочитать инструкцию к заданию, понять ее и следовать инструкции при выполнении заданий различной направленности и степени сложности (64,1% младших школьников). Особые опасения вызывает тот факт, что умение читать предложенный текст находится на критическом уровне у 5,6% первоклассников, а умение прочитать инструкцию к заданию, понять ее и следовать инструкции при выполнении заданий различной направленности и степени сложности находится на критическом уровне у 15,9% первоклассников.

Большая часть первоклассников продемонстрировала тревожный и критический уровни сформированности навыка правописания (списывание предложений, отвечающих условиям задания), а также овладения основополагающими понятиями и способами действий по курсу фонетики и орфографии современного русского языка – выполнение звукового анализа слов, их слоговой структуры.

В области русского языка первоклассники продемонстрировали «тревожный» и «критический» уровни сформированности продуктивных интеллектуально-речевых умений оформления текста в соответствии с конкретной коммуникативной задачей – построение свободного высказывания в соответствии с ситуацией письменной речи (формулирование ответа на поставленный вопрос по содержанию прочитанного текста, продолжение высказывания в зависимости от семантических особенностей предложения на материале текста). В таблице «Уровни сформированности интеллектуально-речевых умений первоклассников (по результатам комплексной проверочной работы)» представлены только те уровни, которые непосредственно влияют на успешность или неуспеваемость младших школьников.

 

Уровни сформированности интеллектуально-речевых умений

первоклассников (по результатам комплексной проверочной работы), %

 

Умения / уровни

Тревожный

Критический

Чтение предложенного текста (аналитические ИРУ)

73,4

5,6

Поиск и упорядочивание информации в соответствии с предложенной инструкцией (реконструктивные ИРУ)

48,7

46

Вычленение информации, ее интерпретация, представление в различных форматах (реконструктивные ИРУ)

47,4

46,9

Связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах (реконструктивные ИРУ)

48,5

47,3

Списывание предложений, отвечающих условиям задания (аналитические ИРУ)

60,1

24,6

Выполнение звукового анализа слов, их слоговой структуры (аналитические ИРУ)

62,2

9,5

Умение прочитать инструкцию к заданию, понять ее и следовать инструкции при выполнении заданий различной направленности и степени сложности (реконструктивные ИРУ)

64,1

15,9

Формулирование ответа на поставленный вопрос по содержанию прочитанного текста (продуктивные ИРУ)

58,3

4,4

Продолжение высказывания в зависимости от семантических особенностей предложения на материале текста (продуктивные ИРУ)

58, 1

2,8

В соответствии с требованием ФГОС НОО в образовательных учреждениях г. Саранска работают психолого-педагогические и методические службы. Используя данные внутреннего анализа психолого-педагогических и методических служб образовательных учреждений (рассматривались данные, предоставленные образовательными организациями), обозначим причины выявленной неуспеваемости первоклассников: недостаточный уровень развития мышления и сформированности процессов мыслительной деятельности; низкий уровень сформированности логических умений; низкий уровень умений преобразовывать информацию; бедный словарный запас; несформированность грамматического строя речи; несформированность умений работать самостоятельно. Перечисленные причины достаточно предсказуемы, поэтому их достоверность не вызывает сомнений и результаты внутреннего анализа образовательных учреждений могут быть использованы в настоящем исследовании.

Вышесказанное обусловило необходимость разработки модели процесса организации работы по профилактике ранней неуспеваемости первоклассников посредством развития у них интеллектуально-речевых умений на уроках русского языка.

Для обеспечения практической направленности желателен поиск рациональных методик изучения теории, различных учебно-тренировочных упражнений. Профилактика ранней неуспеваемости первоклассников должна заключаться в постоянном поиске потенциально возможных путей оптимизации школьного процесса обучения: применении новых приемов и методов обучения, способных активизировать познавательную сферу обучающихся, развитии их интеллектуальных качеств и активизации речевой деятельности, так необходимых для успешного процесса познания и, следовательно, качественной успеваемости. Вследствие такой направленности учебно-воспитательный процесс становится максимально целесообразным.

Модель процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты.

Целевой компонент является основополагающим для всех остальных компонентов предлагаемой модели. Ведущей целью работы становится формирование комплекса умений учебной деятельности, направленных на предупреждение школьной неуспеваемости. Цель деятельности педагога - организация персонифицированной педагогической поддержки освоения новых способов действий младшим школьником в рамках предметной области «Русский язык и литературное чтение».

Содержательный компонент представлен непосредственным наполнением процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений с учетом возрастных особенностей первоклассников и основан на результатах проводимых диагностических работ и наблюдений учителя.  Результаты диагностики должны быть проанализированы педагогом совместно с психологом и логопедом, поскольку   причины неуспеваемости могут быть связаны с особенностями психического развития учеников или с проблемами речевого развития младших школьников. Взаимосвязь педагогической, психологической и логопедической коррекции позволит спроектировать эффективную профилактическую работу, установить метапредметные связи в обучении, направленные на предупреждение школьной неуспеваемости с учетом психолого-педагогических особенностей детей данного возраста. Содержание деятельности должно учитывать индивидуальные особенности развития школьника и его учебные достижения. В связи с этим объем и содержание работы должны быть персонифицированы.

Общеизвестно, что мировосприятие первоклассников происходит с помощью игры. В связи с этим развитие ИРУ должно происходить посредством внедрения интерактивных технологий, где учащимся предлагаются игровые ситуации, занимательные задания, нетрадиционные упражнения, порождающие мотив и активизирующие познавательный интерес.

Формирование аналитических ИРУ в первом классе должно начинаться с решения посильных задач; безусловно, их подбор, разработку необходимо индивидуализировать в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся. В первую очередь это элементарные логические задания, направленные на формирование операций анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения.

Например:

– Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто?

Девочка, ученик, Серёжка, дежурный, Шарик, машина, собака, поле, огород, сережка, тетрадь, Пушок, Саранск, воробей, заяц, дорога, ручка.

– Составь пары слов по смыслу:

добрый           вечер

весёлый          ветер

морозный       человек

ласковый        котёнок

– Подчеркни слова, которые могут быть написаны внутри предложения как с маленькой, так и большой буквы. Почему?

Нога, белка, чернушка, боровик, ночка, папоротники, кактус.

– Зачеркни слова, которые не используются с предлогом из:

ИЗ: класса, переулка, города, рыбалки, каникул, дачи, квартиры, крыши, шкафа.

– Зачеркни в каждом столбике лишнее слово:

чернила           гусёнок              соль

четыре             гусеница            солонка

четверг            гусыня               солянка

– Соедини части пословиц. Объясни смысл пословиц.

Без труда                                 а имей сто друзей

Кто не работает,                      тот не ест

Кончил дело –                           гуляй смело

Не имей сто рублей,               не вытащишь и рыбку из пруда

Восстанови текст. Обозначь цифрами порядок предложений. Подчеркни трехсложные слова (деформированный текст выбирается учителем).

Придумай задания для своего друга по данному тексту.

Формирование реконструктивных ИРУ, лежащих в основе кодирования, раскодирования и перекодирования информации, можно проводить посредством кластеров, синквейнов, таблиц, рисунков, требующих от обучающихся не только определенного выбора и моделирования, но и продуцирования собственного высказывания по заданной модели учебно-научного стиля, т. е. учебного ответа, активизации речемыслительного действия.

– Рассмотри кластер, впиши вместо точек нужное слово. Расскажи, что у тебя получилось (см. рис.).

В зависимости от уровня знаний ребенка заполненных овалов может быть больше или меньше.

Предлагаемые задания могут быть представлены в виде иллюстрированной истории – комикса (рисунков), через зрительные образы которого первоклассник будет воспринимать учебную информацию. Работа с иллюстративным материалом: картинками, образовательными комиксами – позволяет посредством нетрадиционных образовательных инструментов для продуктивного восприятия нового знания имплицитно воздействовать на психоэмоциональную сферу первоклассника привычным, интересным для него способом.

 

 

 

Владение реконструктивными умениями позволяет детям осуществить переход к овладению продуктивными ИРУ, отработка которых может проходить как с помощью тестовых заданий на компьютере, так и посредством диалога.

Прочитай. Как ты считаешь, можно ли назвать эти предложения текстом. Почему? Запиши только те слова, в которых пропущены буквы. Какие правила ты вспомнил, когда записывал слова?

Летом поют чиж… Летают стриж... В лесу цветут ландыш… Под елью шуршат еж… Ребята в лесу ищ…т ш…шки.

Придумай начало рассказа. Подберите слова, вводящие реплики. Попробуй с одноклассником воспроизвести получившийся диалог барсука и медведя.

БАРСУК И МЕДВЕДЬ

«– Что, Медведь, спишь еще?

– Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался, пятый месяц без просыпу дрыхну. Все бока отлежал.

– А может, Медведь, нам вставать пора?

– Не пора. Спи еще.

– А не проспим с тобой весну-то с разгону?

– Не бойся! Она, брат, разбудит.

– А что она – постучит, песенку споет или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъем тяжел!

– Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока – не залежишься. Спи уж, пока сухой» (Н. Сладков).

В программных материалах по русскому языку для первого класса заложены требования по изучению речевых, этикетных и коммуникативных норм. И здесь образовательный процесс должен акцентироваться на применении метода моделирования речевого высказывания, основанного на продуцировании различных учебно-речевых ситуаций. В первом классе возможно изучение этикетных формул, применяемых для трех стадий: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть. Для младших школьников доступно понимание ситуации общения, ее характеристик: личности собеседников, место, тема, время, мотив, цель. Уместно введение ролевых игр, где задания можно выстраивать на основе моделирования учебно-речевых ситуаций с учетом их параметров. Пропедевтическое знакомство со стилистическими разновидностями текста, опора на паралингвистические факторы общения позволяют первоклассникам анализировать тексты-образцы и продуцировать собственные высказывания. Так, в структуре урока начинает проявляться важная составляющая познавательного интереса и школьной успешности – речевое творчество учащихся.

Технологический компонент определил технологии, формы и средства обучения, которые должны повысить учебную мотивацию, способствовать развитию саморегуляции и самоконтроля младших школьников. Эффективность реализуемых технологий зависит от цели деятельности педагога, а их выбор определяется содержанием работы по формированию комплекса умений учебной деятельности, направленных на предупреждение школьной неуспеваемости. Следует также отметить, что формы и средства обучения должны максимально эффективно организовать деятельность ученика с учетом его личностных и учебных характеристик.  Модернизация современных процессов образования обусловлена активным внедрением и использованием различных цифровых инструментов. Информационно-коммуникационные технологии позволяют погрузить цифровое поколение детей с отсутствием критичности и клиповостью мышления в принципиально новую образовательную среду. Так, образовательные сервисы предлагают неисчислимое множество обучающих платформ и тестовых заданий. Безусловно, большая часть из них направлена на формирование аналитических умений, вместе с тем сегодня для развития реконструктивных ИРУ можно подобрать и предложить обучающимся бесплатные тест-тренажеры, представленные на интернет-сайтах: образовательная онлайн-платформа Учи.ру, образовательная платформа skills4u, сайты Онлайн-тест, Фоксфорд, Я-класс и многие другие.

Еще одной не менее эффективной по своему педагогическому потенциалу современной технологией работы с младшими школьниками становится геокешинг. В процессе выполнения задания первокласснику необходимо найти чужие тайники или спрятать свои с помощью загадок, знаков, карт и др. Данная технология может быть реализована во взаимодействии с родителями, поскольку ни одна образовательная задача не может быть успешно решена без плодотворного общения с семьей, а в данной деятельности общение с родителями строится на основе сотрудничества.

Достаточно новое понятие для современной методики – эдьютейнмент – сочетает в себе образовательные и развлекательные аспекты. Данная технология представляет несомненный интерес и становится все более популярной в образовательной сфере. Ее суть состоит в одновременном применении педагогом дидактических игр, занимательных заданий и электронных образовательных инструментов. Интегрированное использование учебных и развлекательных элементов требует от педагога креативности и умения четко планировать свою деятельность.

Конечно же, перечень используемых технологий, форм и средств обучения зависит от уровня подготовки школьников, от их возрастных особенностей, а направления работы, их содержательное наполнение могут трансформироваться в каждом отдельном случае. Представленные примеры используются в данном случае в качестве иллюстративного материала по наполнению содержательного компонента разработанной модели.

Результативный компонент модели определяет динамику сформированности образовательных результатов. Они позволяют педагогу оценить эффективность собственной деятельности, определить уровень достижения цели работы, проанализировать возникшие проблемы.  Обобщенный анализ результатов работы по ранней профилактике неуспеваемости направлен на разработку рекомендаций по дальнейшему совершенствованию процесса обучения младших школьников.

Таким образом, на основании показателей успеваемости у первоклассников определены содержательные составляющие и уровни их сформированности, указаны возможные причины выявленной неуспеваемости, анализ которых позволил разработать активную модель профилактики ранней неуспеваемости первоклассников на примере образовательной области «русский язык».

 

Заключение / Conclusion

 

Профилактика ранней неуспеваемости детей младшего школьного возраста становится основой для формирования гармоничной личности, способной успешно реализовать себя в образовательной деятельности. Работа учителя начальных классов в данном направлении должна строиться с учетом выявленной природы неуспеваемости, с учетом основных направлений моделирования процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников:

– оптимизация школьного процесса обучения, включающая применение новых приемов и методов обучения, способных активизировать речевую деятельность первоклассников, их познавательную и интеллектуальную сферу;

– формирование комплекса умений первоклассников в их учебной деятельности, направленного на предупреждение школьной неуспеваемости;

– наполнение процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений с учетом возрастных особенностей младших школьников;

– ориентация на дальнейшее совершенствование процесса обучения младших школьников в соответствии с динамикой сформированности образовательных результатов.