Введение / Introduction
Применение цифровых технологий в различных сферах деятельности определяется многообразными аспектами, среди которых особо можно выделить ускорение научно-технического прогресса и параллельно развивающиеся процессы становления комплексной экономики, сочетающей в себе особую роль индустриальной составляющей с активным развитием нематериального производства, включающего и отдельные аспекты сферы образовательной деятельности. В силу специфики и социальной значимости сфера образовательной деятельности не может быть рассмотрена как сфера коммерческих услуг, о чем свидетельствуют изменения, внесенные в закон «Об образовании в Российской Федерации», определяющие использование вместо понятия «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» понятий «финансовое обеспечение реализации образовательных программ» и «финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания» [1], что позволяет исправить сложности, связанные с некорректным применением и пониманием данного термина. Поскольку частично сфера образования (дошкольное и школьное образование в государственных и муниципальных организациях) относится к гарантиям государства, рассматривать образование в муниципальных и государственных учреждениях в качестве услуги невозможно [2]. Несмотря на то что получение образования в высших учебных заведениях не является обязательным по Конституции, очевидно, что всю «сферу образования нельзя рассматривать в разрезе правоотношений, возникающих только лишь в рамках гражданского законодательства» [3] полностью, поскольку непосредственно между преподавателем и обучающимся отсутствуют договорные отношения, а результат деятельности преподавателя неразрывно связан с результатом деятельности обучающегося и не может быть достигнут без взаимодействия обеих сторон.
В то же время большинство процессов экономической и социальной направленности в своем развитии характеризуются сходными чертами, и сфера образовательной деятельности выступает непосредственной частью сферы экономики, требуя в данном качестве как внедрения результатов научно-технического прогресса в обеспечение образовательного процесса, так и развития прикладных направлений для более полной интеграции в реальные экономические процессы, осуществляемой без ущерба для фундаментальных направлений, в свою очередь являющихся базой для дальнейшего ускорения НТП.
Наибольший эффект при этом приносят цифровые образовательные технологии, определяющие возможность придания образовательной деятельности качества надтерриториальности. Надтерриториальность изначально использовалась в языкознании в качестве характеристики системы общенародного языка, утратившего территориальную ограниченность в качестве диалекта и используемого во всех сферах общения, как отмечено в исследовании Е. А. Мироновой [4], а применительно к образовательной деятельности она означает формирование системы единого образования, получать которое могут жители различных регионов России, что позволит снизить территориальные различия и повысить общий уровень унификации образования без непосредственного вмешательства в региональные системы образования.
Однако необходимость достижения надтерриториальности образования ставит перед государством задачу обеспечения и стимулирования использования в образовательном процессе цифровых технологий и разнообразных каналов цифровой коммуникации. Для этого на уровне образовательной организации обеспечивается подготовка образовательных программ, реализующих обучение в смешанном формате, когда определенная часть образовательной деятельности реализуется в рамках ДО. Предполагается, что смешанный формат должен сформировать у обучающихся привычку к ДО и осознание его преимуществ как результата НТП, однако существует вероятность, что обучающиеся могут некорректно воспринимать ДО не как упрощение технических аспектов получения образования (в частности, экономии времени на дорогу до образовательной организации в рамках одного населенного пункта, возможности участвовать в занятии, находясь в значительном территориальном удалении), а как упрощение содержательной части образовательного процесса, что снижает заинтересованность обучающихся в использовании цифровых образовательных технологий.
Актуальность данного исследования определена необходимостью исследования возможностей, предоставляемых обучающимся в рамках осуществления образовательного процесса в российских вузах, обусловленных использованием цифровых технологий для формирования у обучающихся компетенций в сфере цифровой экономики. Поскольку образовательная деятельность представляет собой совместную деятельность преподавателя и обучающегося, приводящую к результату только при участии обеих сторон, необходимо исследовать вопрос субъективного отношения обучающихся к формату и техническим аспектам реализации образовательного процесса.
Отдельные аспекты, рассмотренные в процессе данного исследования, были ранее отражены в работах С. И. Осиповой [5], Т. В. Губановой [6], Е. Г. Радыгиной [7]. Вопросы организации дистанционного обучения были исследованы в работах А. П. Василенко [8], Т. В. Громовой [9] и др. Среди зарубежных авторов, осуществлявших исследования по смежным темам, можно выделить A. Ак [10], П. Базеле [11] и Р. Капоне [12].
При планировании исследования в качестве цели была определена необходимость изучения мнения обучающихся гуманитарных направлений очной и заочной форм обучения о предполагаемых преимуществах и удобствах использования информационно-цифровых средств в образовательном процессе при организации ДО, полученного путем опроса о технических аспектах получения образования в связи с возможностью достаточно точной их оценки.
Поставленная цель исследования потребовала формулировки и решения комплекса задач в процессе проведения исследования:
1. Формирование требуемого объема материалов для проведения исследования, осуществленное путем проведения опроса обучающихся, обобщения и представления в удобной форме его результатов и их анализа с применением различных методов.
2. Изучение мнения обучающихся о преимуществах и удобствах использования информационно-цифровых средств в образовательном процессе.
3. Исследование частных технических аспектов ДО.
В рамках проведенного исследования была поставлена следующая гипотеза: частные технические аспекты, характеризующие образовательный процесс, оказывают на его восприятие обучающимися существенное влияние и определяют эффективность его осуществления.
В результате проведения исследования были получены выводы, характеризующиеся научной новизной, определяемой важностью учета мнений обучающихся при реализации обучения в смешанном формате с использованием ДО, а также оценки аспектов, оказывающих влияние на восприятие обучающимися образовательного процесса в соответствии с поставленной гипотезой исследования.
Обзор литературы / Literature review
Исследование ДО предполагает в первую очередь характеристику принципов построения цифрового образования с использованием прогрессивных образовательных технологий.
При построении системы ДО необходимо прежде всего обратить внимание на вопросы соотношения образовательной и научной деятельности. В своем исследовании Ш. Бан утверждает, что в процессе построения системы образования важно оценить влияние педагогической деятельности на природу науки, поскольку их взаимосвязь достаточно тесная и каждая из сфер определяет проявления другой. Для обеспечения научного потенциала образование в современном мире должно характеризоваться релевантностью. Однако при оценке релевантности научного образования очевиден дисбаланс в измерениях, дисбаланс текущих и прогнозных показателей, а также дисбаланс влияния внутренних и внешних факторов [13].
С. П. Май выражает мнение: любая система, относящаяся и к фундаментальной науке, и к прикладным исследованиям в технологических областях, и к практическому применению в инженерной деятельности, требует предварительного моделирования с целью получения точных количественных прогнозов ее функционирования еще до момента построения или модификации. Однако в образовательной деятельности этот подход не применяется, и разрабатываемые для ее цифровизации программы характеризуются качественными аспектами, которые могут интерпретироваться кардинально различным образом, что приводит к существенным отличиям в качестве учебных материалов и результатах обучения [14].
Это существенно усложняет использование цифровых технологий в образовательной деятельности и может вызвать даже прямое сопротивление со стороны участников образовательного процесса. Р. Капоне предполагает, что в результате участники образовательного процесса могут провести для себя границы, психологически отсекающие для них прогрессивные преобразования в образовательной деятельности, и для их преодоления потребуется формирование психологической готовности к принятию прогрессивных образовательных технологий [15].
В частности, в исследовании П. Базеле тестируется структурная модель, разработанная с применением Единой теории принятия и использования технологий (UTAUT), объясняющей намерения пользователей при работе с информационными технологиями и особенности поведения в процессе этого. Тестирование производится на примере исследования особенностей достижения готовности к принятию пользователями применения ChatGPT в образовательном процессе и изучения влияющих на него факторов. Содержание исследования свидетельствует о том, что успешный итог образовательного процесса связан с намерением пользователя применять ChatGPT для поддержки обучения. Полученные результаты доказывают необходимость массового внедрения ChatGPT, а также характеризуют проблемы и возможности его использования для преподавания и обучения, обеспечивают эмпирическую основу для оценки степени принятия прогрессивных технологий на примере использования обучающимися ChatGPT. Также они позволяют оценить влияние различных факторов на принятие пользователями прогрессивных технологий в образовании в более широком смысле [16].
При этом возникает двойная проблема: учебные планы характеризуются повышенным содержанием теоретических дисциплин и одновременно включают узкоспециализированные дисциплины, в которых могут применяться такие технологии, как, в частности, нейросеть ChatGPT. При этом основные сферы экономики нуждаются в высококвалифицированных специалистах широкого профиля, обладающих навыками использования различных цифровых технологий, прежде всего применяемых в профессиональной деятельности. В своем исследовании A. Ак предполагает, что данная проблема может быть решена путем организации дистанционных лабораторий электронного обучения, в рамках которых можно реализовать в образовательном процессе курсы с преобладанием практического содержания [17].
Исследования российских авторов зачастую концентрируются на практических аспектах организации и преимуществах ДО. Так, С. И. Осипова исследует надтерриториальность образовательной деятельности на примере традиционного образования и воспитания детей эвенков, проживающих в разных регионах России. Естественно, что, находясь на территориальном удалении от исторических мест проживания своего народа, дети и взрослые теряют возможность усваивать его культуру и традиции. Организовать полноценное знакомство с ними средствами дистанционных технологий возможно путем реализации дистанционных онлайн-курсов для школьников, студентов и взрослых по изучению родного языка, включающих также общее знакомство с историей, традицией и культурой. При этом необходимо отметить, что содержание программы обучения, а также применяемых форм и методов организации ДО для обучающихся в этом случае несет особенности традиционного воспитания [18].
Частично с этим сопоставимо исследование Т. В. Губановой, в котором автор рассматривает особенности организации дистанционной воспитательной работы, проводимой с иностранными обучающимися российских вузов. По результатам проведенного анализа выявлено, что при осуществлении дистанционного взаимодействия с иностранными обучающимися необходимо использовать различные формы воспитательной работы и особую методику подготовки к ним, при этом в зависимости от специфики обучения можно отметить наиболее эффективные форматы работы, однако в процессе осуществления дистанционной воспитательной работы могут возникать специфические проблемы [19].
В частности, как отмечено в работе А. П. Василенко, к проблемам обучения в дистанционном формате можно отнести проблему развития личностного компонента в условиях электронной среды. Для ее конкретизации автор исследует вопросы личностно-развивающего образования и его осуществления в условиях ДО. В качестве основной проблемы выделено отсутствие специфических методов преподавания, способствующих развитию в онлайн-режиме профессионально значимых личностных качеств и личностного потенциала. По итогам исследования автор приходит к выводу, что при ДО существуют специфические сложности, ограничивающие «развитие профессионально значимых личностных качеств в рамках гуманистического подхода в образовании, личностно-развивающего образования, в рамках функционирования аксиологических аспектов в подготовке будущих педагогов. В режиме онлайн‑обучения при отсутствии реального общения, взаимообогащения, взаимодействия с педагогом возникли трудности в создании личностно-развивающих ситуаций» [20].
В исследовании Е. Г. Радыгиной также отражаются определенные проблемы в осуществлении ДО, поскольку оно не может строиться на тех же принципах, что и классическое очное образование. В данном аспекте исследование перекликается с другими работами; в частности, Ш. Бан [21] также отмечает, что практическая педагогическая деятельность непосредственно связана с научным осмыслением и любые изменения в ней требуют обеспечения релевантности научных знаний. Часть проблем объективно связана с вынужденностью массового перехода на обучение в дистанционном формате, которое ранее не было приоритетным направлением в развитии образования. По этой причине не были определены и изучены факторы обеспечения результативности обучения в дистанционном формате, и эта задача ставится перед исследователями в настоящее время. По результатам анализа Е. Г. Радыгина выделяет перечень основных проблем в дистанционном образовании на современном этапе, связывая их, прежде всего, с техническим обеспечением процесса ДО и подготовленностью к ДО студентов и преподавателей, а также определяет «факторы, обеспечивающие эффективность дистанционных форм на каждом этапе обучения» [22].
Вопросам профессиональной, технической и психологической готовности преподавателей к осуществлению ДО посвящена работа Т. В. Громовой. Автор сравнивает степень образованности в обществе с параметрами экономического развития и благосостояния людей и приходит к выводу, что образовательная деятельность в современном мире требует использования инфокоммуникационных и дистанционных технологий. В то же время очевидно, что в построенной для сравнения модели преимущественно будут использоваться качественные факторы в связи со сложностью однозначной количественной оценки. В частности, С. П. Май [23] предполагает, что это осложнит оценку эффективности и качества использования инфокоммуникационных и дистанционных технологий, поэтому необходимо предусмотреть поправки для оценочных показателей. В свою очередь, по мнению Т. В. Громовой, они потребуются по причине наличия особенностей в деятельности преподавателя дистанционного обучения, в частности в ее структуре [24].
Обобщив результаты обзора отечественной и зарубежной литературы, можно сделать вывод, что исследования ДО многообразны и ориентированы на различные аспекты; в частности, исследования авторов посвящены изучению моделирования ДО и обеспечения его связи с фундаментальной наукой, вопросов принятия нововведений в рамках цифровизации образования и сопротивления им, проблемам осуществления ДО и факторам, определяющим его эффективность. Таким образом, очевидно, что помимо общетеоретических вопросов, требующих изучения в данной сфере, существует необходимость изучения частных технических аспектов, поскольку они представляют собой факторы, из которых складывается привлекательность ДО для обучающихся.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Проведенное исследование носит эмпирический характер, а его проведение основано на практике сбора информации по комплексу характеристик объекта исследования. Данная информация представлена в виде конкретных оценочных значений, характеризующих результирующие показатели, предназначенные для оценки состояния объекта исследования, достижения цели исследования и подтверждения или опровержения гипотезы исследования.
Работа с оценочными значениями проводится при помощи совокупности теоретических и эмпирических методов, определяющих формирование максимально полных данных для проведения исследования и характеристики объекта исследования на основе оценочных значений в рамках примененной методологии, соответствующей установленным требованиям. Указанные требования включают требование логической обоснованности исследования и требование конкретизации методов, применяемых на каждой стадии исследования, в т. ч. на стадии планирования. Методология исследования ориентирована на специфику исследуемых процессов, основана на использовании эмпирических методов в качестве базовых и предполагает «получение итогового показателя, соответствующего сформулированной для исследования цели и подтверждающего или опровергающего поставленную гипотезу», как указывает В. Б. Вакс [25], и представляющего собой объективное и наглядное отображение поставленной в исследовании проблемы и ее отдельных аспектов.
В качестве базовых методов получения информации В. Б. Вакс были использованы метод опроса, реализованный в форме анкетирования, метод обработки полученных данных путем проведения сводки, а также распределение и группировка исходных данных в соответствии со значениями порядковой шкалы, использованной для проведения исследования. Работа проводилась аналогично предыдущим исследованиям автора, в частности, обучающиеся, участвовавшие в исследовании, имели определенный опыт ДО [26], в исследовании было наглядно продемонстрировано согласие или несогласие обучающихся с предварительно отобранными аспектами внедрения ДО [27] и изучено влияние этих конкретных аспектов как факторов, определяющих эффективность организации ДО [28]. Наглядность, а также удобство понимания и интерпретации результатов проведенного исследования данных были обеспечены благодаря использованию табличного и графического методов.
Наряду с базовыми методами исследование предполагает применение теоретических методов, использованных для работы с исходными данными, представленными в форме свободно выраженного мнения обучающихся, как указано в работе Д. В. Слепнева [29]. В комплекс теоретических методов входят метод проверки гипотез и метод анализа исходных данных, особенностью которого выступает использование различных классификаций, обеспечивающих, по мнению И. И. Антоновой, рассмотрение данной дефиниции по ряду признаков [30].
На применении теоретических методов основано изучение вопросов преимуществ и удобств использования информационно-цифровых средств в образовательном процессе при организации ДО, позволяющее достичь цели исследования.
Проведение исследования осуществлялось с использованием статистических методов получения, обработки и анализа информации. В качестве исходных данных для проведения исследования были использованы результаты опроса по теме исследования в форме анкетирования обучающихся II–V курсов гуманитарных направлений очной и заочной форм обучения КНИТУ-КАИ.
Результаты исследования / Research results
В рамках проведенного исследования было рассмотрено предположение о том, что на образовательный процесс оказывают влияние не только сущностные аспекты, такие как содержание дисциплины и личностные качества преподавателя, но и частные технические аспекты процесса обучения, причем данные аспекты во многом влияют на восприятие обучающимися образовательного процесса и определяют эффективность его осуществления. Совокупность технических аспектов определяет успешность перехода от традиционной формы преподавания к ДО и нуждается в теоретическом осмыслении и практическом исследовании. Реализация исследования была проведена в форме изучения мнения обучающихся о преимуществах и удобствах использования информационно-цифровых средств в образовательном процессе.
Необходимо отметить, что в процессе исследования было принято следующее допущение: не учитывалась возможность того, что при сравнении мнений об участии в образовательном процессе средствами ДО или традиционными средствами обучающийся может быть заинтересован в использовании разных средств при изучении разных дисциплин, либо под влиянием субъективных предпочтений обучающегося, либо в результате разной степени адаптации учебных материалов к ДО. Кроме того, не учитывался факт, что даже в рамках одной дисциплины и при взаимодействии с одним преподавателем предполагаемые для преимущественного использования средства могут быть различны в связи с субъективными предпочтениями обучающихся.
Базой для исследования стал опрос мнений обучающихся, осуществленный при помощи анкетирования, проведенного в стандартной форме. В качестве исходных данных для проведения исследования были использованы результаты опроса обучающихся II–V курсов гуманитарных направлений очной и заочной форм обучения Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева – КАИ (далее – вуза).
В опросе принимали участие 275 обучающихся, из которых 50 человек были обучающимися заочной формы, а 225 человек — обучающимися очной формы. Участники опроса имели непосредственный опыт участия в ДО либо в рамках смешанного обучения, либо в качестве полноценных онлайн-занятий, реализуемых в период пандемии.
Исследование рассматривается как описательное, предполагающее изучение эмпирических данных и позволяющее получить комплексное представление об объекте на основе применения общих методик анализа и универсального инструментария для сбора и обработки данных.
Исследование базировалось на изучении результатов сбора мнений по итогам опроса в форме анкетирования, посвященного оценке влияния отдельных технических аспектов ДО на его привлекательность для обучающихся, в частности роли в этом затрат времени на проезд и обеспечения личного присутствия. Отдельные вопросы анкеты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Формальное представление части исследованных вопросов
№ п/п |
Вопрос |
Код ответа |
Ответ |
1. |
При наличии выбора Вы предпочтете приехать на аудиторное занятие, а не участвовать в дистанционном занятии? |
А |
Да |
Б |
Скорее да, чем нет |
||
В |
Ни да, ни нет |
||
Г |
Скорее нет, чем да |
||
Д |
Нет |
||
2. |
Считаете ли Вы, что трата времени на дорогу является существенным фактором, ограничивающим посещение аудиторных занятий? |
А |
Да |
Б |
Скорее да, чем нет |
||
В |
Ни да, ни нет |
||
Г |
Скорее нет, чем да |
||
Д |
Нет |
||
3. |
Считаете ли Вы, что возможность дистанционного присутствия на занятии из любой точки земного шара, где есть Интернет, стимулирует к обучению? |
А |
Да |
Б |
Скорее да, чем нет |
||
В |
Ни да, ни нет |
||
Г |
Скорее нет, чем да |
||
Д |
Нет |
Для обеспечения удобства для восприятия и проведения исследования итоги опроса после обработки и сводки были представлены в табличной форме, их фрагмент показан в табл. 2.
Таблица 2
Сводное представление ответов на вопросы
№ п/п |
Варианты ответов |
||
При наличии выбора Вы предпочтете приехать на аудиторное занятие, а не участвовать в дистанционном занятии? |
Считаете ли Вы, что трата времени на дорогу является существенным фактором, ограничивающим посещение аудиторных занятий? |
Считаете ли Вы, что возможность дистанционного присутствия на занятии из любой точки земного шара, где есть Интернет, стимулирует к обучению? |
|
1 |
Б |
Д |
А |
2 |
А |
А |
А |
3 |
Г |
В |
Б |
4 |
Б |
В |
Б |
5 |
Д |
А |
Б |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
275 |
А |
А |
В |
В процессе проведенного исследования обработанные данные распределены по группам в соответствии с вариантами ответа и для каждой группы был рассчитан процент от общего итога результатов опроса. Результаты обобщения представлены в табл. 3.
Таблица 3
Распределение числа ответов для каждого из вопросов, ед. (%)
Вопрос анкеты
Вариант ответа |
При наличии выбора Вы предпочтете приехать на аудиторное занятие, а не участвовать в дистанционном занятии? |
Считаете ли Вы, что трата времени на дорогу является существенным фактором, ограничивающим посещение аудиторных занятий? |
Считаете ли Вы, что возможность дистанционного присутствия на занятии из любой точки земного шара, где есть Интернет, стимулирует к обучению? |
|||
Число ответов |
% |
Число ответов |
% |
Число ответов |
% |
|
Да |
52 |
19 |
98 |
36 |
124 |
45 |
Скорее да, чем нет |
58 |
21 |
66 |
24 |
84 |
30 |
Ни да, ни нет |
10 |
4 |
50 |
18 |
36 |
13 |
Скорее нет, чем да |
97 |
35 |
30 |
11 |
21 |
8 |
Нет |
58 |
21 |
31 |
11 |
10 |
4 |
Всего: |
275 |
100 |
275 |
100 |
275 |
100 |
Исследуя получившуюся группировку, нужно отметить, что результаты достаточно неоднозначны. С одной стороны, ответы на 2-й и 3-й вопросы демонстрируют, что, по мнению респондентов, такой технический аспект ДО, как экономия затрат времени на проезд и отсутствие необходимости обеспечения личного присутствия, ограничивает привлекательность недистанционных форм обучения и повышает привлекательность для обучающихся ДО. Однако при ответе на 1-й вопрос 40% обучающихся отдали предпочтение недистанционной форме. Поэтому для более детального рассмотрения результатов необходимо использовать графический метод, позволяющий получить наглядные данные о распределении ответов (см. рисунок).
Распределение ответов обучающихся
Интерпретацию полученных данных необходимо провести, начиная с 3-го вопроса (Считаете ли Вы, что возможность дистанционного присутствия на занятии из любой точки земного шара, где есть Интернет, стимулирует к обучению?). Можно отметить, что, хотя 3-й вопрос задан в форме, позволяющей воспринимать его в качестве вопроса с очевидным ответом, результаты показывают не столь высокую степень однозначности: только 3/4 обучающихся дали на этот вопрос положительный и условно положительный ответ, причем однозначно положительный вариант ответа выбрали менее половины обучающихся. В то же время 1/8 часть обучающихся затруднилась с ответом и 1/8 часть в совокупности дали отрицательный и условно отрицательный ответ.
По нашему мнению, это свидетельствует о серьезном и вдумчивом отношении обучающихся к опросу, поскольку стремление к обучению не может базироваться только на наличии возможности его осуществления. Оно определяется скорее наличием внутренних стремлений и объективных потребностей, которые приводят к поиску возможности. В этом случае изначальное наличие такой возможности, естественно, выступает стимулом. В обратном случае обучение не будет осуществляться, несмотря на наличие возможности.
Ответы на 2-й вопрос (Считаете ли Вы, что трата времени на дорогу является существенным фактором, ограничивающим посещение аудиторных занятий?) показывают, что менее 2/3 обучающихся подтверждают или условно подтверждают это, причем однозначный ответ дали 1/3 обучающихся. Не смогла дать однозначный ответ на данный вопрос почти 1/5 часть обучающихся, и чуть больше обучающихся дали отрицательный и условно отрицательный ответ.
По нашему мнению, это показывает достаточно реалистичный взгляд обучающихся на проблему затрат времени: объективная необходимость проезда к месту обучения приводит к тому, что данный фактор не рассматривается как определяющий при оценке привлекательности получения образования. Субъективную важность данный аспект приобретает в случае, когда обучающемуся требуется совмещать обучение и работу/подработку.
Ответы на 1-й вопрос демонстрируют существенный разброс мнений. Если при рассмотрении ответов на предыдущие вопросы можно было выделить предпочтительные для обучающихся края шкалы и достаточно большой процент обучающихся, не имеющих четкого ответа на вопрос, то здесь ситуация совершенно другая: «нейтральный» ответ дала незначительная часть обучающихся, а соотношение положительных и условно положительных ответов и отрицательных и условно отрицательных достаточно близкое: они отличаются на 1/6 долю.
По нашему мнению, полученные при анализе ответов на 1-й вопрос данные также свидетельствуют о том, что в целом ДО, по мнению обучающихся, привлекательнее недистанционных форм. Выявленный разброс мнений обеспечивается воздействием на мнение обучающихся комплекса факторов, помимо исследуемых отдельных технических аспектов ДО. При этом нужно учитывать, что проведенное исследование не было ориентировано на конкретизацию данных факторов.
Заключение / Conclusion
Базой предпринятого исследования стало изучение мнения обучающихся гуманитарных направлений очной и заочной форм обучения о предполагаемых преимуществах и удобствах использования информационно-цифровых средств в образовательном процессе при организации ДО. В качестве оценочного показателя, позволяющего провести исследование, выступило мнение обучающихся по техническим аспектам получения образования.
По итогам исследования можно сделать вывод о том, что на привлекательность ДО, организованного с использованием информационно-цифровых средств, оказывают влияние частные технические аспекты, характеризующие образовательный процесс, в рамках исследования среди таких аспектов были выделены затраты времени на проезд до образовательной организации и обеспечение личного присутствия обучающегося в образовательной организации.
В процессе исследования было изучено мнение обучающихся по влиянию указанных технических аспектов на привлекательность обучения и на эффективность осуществления образовательного процесса.
Результаты исследования подтвердили, что обучающиеся в основной массе выражают заинтересованность в использовании информационно-цифровых средств в образовательном процессе и считают ДО привлекательным и определяющим заинтересованность в обучении. Однако одновременно с этим существенная доля обучающихся выказала желание использовать при обучении недистанционную форму (40% опрошенных), что свидетельствует о достаточно устойчивом интересе к традиционному обучению, проявляемом параллельно со стремлением использовать прогрессивные технологии в образовании. При этом нужно учитывать, что доля желающих использовать дистанционную форму составила 56% от числа опрошенных, т. е. превышает предыдущий показатель.
Также следует отметить, что результаты исследования подтверждают предложенную гипотезу: частные технические аспекты, характеризующие образовательный процесс, оказывают на его восприятие обучающимися существенное влияние и определяют его привлекательность. Однако нужно учитывать, что эффективность образовательного процесса определяется комплексом факторов, включающим исследованные частные технические аспекты.