Введение / Introduction
Быстрые изменения форм и способов ведения боевых действий заставляют в процессе решения военно-профессиональных задач применять формализованные методы обработки информации и моделирования, отмечают Ю. В. Шорников, Е. А. Попов [1].
В своих статьях, написанных совместно с О. В. Сенявиной, мы акцентировали внимание на том, что выпускники вуза должны быть готовы к моделированию тактической обстановки с учетом всех ее аспектов, включая человеческий фактор; имитационному моделированию общевойскового боя, эффективному применению робототехнических комплексов [2]. Поэтому у курсантов должна быть сформирована компетенция применения моделирования в профессиональной деятельности [3].
Необходимость формирования данной компетенции отражена в стандартах подготовки курсантов (ФГОС ВО), где содержатся компетенции: логически мыслить, строить и использовать модели для описания процессов и явлений, осуществлять качественный и количественный анализ моделей, применять принципы системного анализа, строить и использовать математические модели для прогнозирования различных ситуаций профессиональной деятельности [4].
Обзор литературы / Literature review
В процессе обзора и анализа работ в области подготовки военнослужащих к применению моделирования в профессиональной деятельности мы учитывали мнение академика Г. В. Мухаметзяновой, которая считает, что понятия «моделирование» и «проектирование» диалектично взаимосвязаны [5].
Исследователь И. В. Бабичева обосновала необходимость применения моделирования в подготовке военного инженера к выполнению профессиональных задач. Она разработала методику обучения курсантов военного вуза математическому моделированию на основе системного, интеграционного и дифференцированного подходов [6].
Метод моделирования Т. В. Маркелова использует для повышения информационной осведомленности курсантов о том, с чем им предстоит столкнуться в предстоящей военно-профессиональной деятельности, и приобретения опыта поведения в сложных ситуациях [7].
На основе учебного моделирования А. Л. Снигирев развивает военно-профессиональные компетенции будущих офицеров. Для оптимизации учебного процесса в вузах внутренних войск автор применяет педагогические технологии, воссоздающие на занятиях военно-профессиональную среду и нацеливающие обучаемых на самостоятельное и оперативное решение проблемных профессиональных задач. К таким технологиям он относит прежде всего технологии учебного моделирования [8].
Модель формирования проектной компетентности будущего военного инженера в процессе научно-исследовательской работы построена А. А. Гавриковым [9]. На основе системного, компетентностного и контекстно-деятельностного подходов, обеспечения персонификации проектной деятельности в процессе инновационной научно-исследовательской работы автор готовит будущего военного инженера к активному участию в разработке и развитии военных технических систем и технологий, поиску оптимальных решений для профессиональных задач.
Теоретические и научно-методические основы формирования проектировочной компетенции офицера-преподавателя в процессе внутривузовского повышения квалификации разработаны В. В. Оводом. Проектировочную компетенцию исследователь формирует на основе системного, субъективного, деятельностного, компетентностного подходов; проблемного, контекстного, проектного методов обучения; использования кейсов, консультирования, самоанализа и другого [10].
Применяя системно-деятельностный, культурологический и технологический подходы, И. А. Сафонов разработал модель формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов. Использование проектных заданий и проблемных ситуаций, моделирующих военно-профессиональную деятельность будущих офицеров, построение индивидуальной образовательной траектории для каждого курсанта позволили ученому актуализировать ценностно-смысловое отношение обучающихся к военно-профессиональной деятельности [11].
Профессиональная подготовка курсантов на основе ситуационного моделирования исследована в работе В. А. Синянского. Автором разработана и реализована модель формирования профессиональной компетентности курсантов на основе интеграции ситуационного моделирования профессиональной деятельности в процесс профессиональной подготовки курсантов [12].
В своем исследовании «Формирование военно-профессиональной направленности личности курсантов вузов Росгвардии» А. В. Петкин показал, что использование технологии виртуальной реальности, реализуемой в процессе работы с компьютерными тренажерами и математическими моделями, способствует подготовке курсантов к применению моделирования в профессиональной деятельности [13].
Подчеркивая важность умений офицеров в области анализа проблемных ситуаций и управления проектами на практике, М. А. Бабухин в своем исследовании [14] разработал модель и методику формирования готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности. Авторская методика предусматривает моделирование курсантами реальных ситуаций неопределенности, возникающих в процессе военно-профессиональной деятельности офицера, в том числе на основе использования цифровых технологий (3D-моделирование, технологии панорамных изображений и др.).
Применение современных методов военного моделирования в США описано в статьеР. Рэймонда, Дж. Хилла и О. Миллера «История военного моделирования Соединенных Штатов». Исследователи обосновывают необходимость использования военного моделирования тем, что боевые действия являются одними из самых сложных человеческих начинаний, а также тем, что бой чреват неопределенностью. Авторы отмечают, что военное моделирование в США включает статистическое, вероятностное, оптимизационное, теоретическое и имитационное моделирование. Особое внимание в статье уделено описанию военного имитационного моделирования [15].
В армии Израиля искусственный интеллект обрабатывает огромные объемы данных и его выводы используются при определении направлений ударов. Для быстрого планирования атак применяются различные модели, например модель Fire Factory, которая основывает свои решения на данных о ранее одобренных военными ударах. Fire Factory может не только подсказать цель, но и рассчитать боекомплект, составить график ударов [16].
В войсках бундесвера применение учебных систем компьютерного моделирования началось в 90-х годах прошлого века с представления информации о складывающейся обстановке при подготовке органов военного управления и штабов различного уровня. Позднее моделирование нашло свое применение в процессе отработки тактики боевых действий, реализациимежвидового подхода к оперативной подготовке, для генерации реалистичных сценариев международных учений под руководством Германии и другого [17].
О необходимости подготовки современного специалиста к применению моделирования пишут в своей статье Л. Авраамзон Гарсия, К. Галантини Веларде, А. Ф. Луна Торрес. Отмечая важность использования традиционных методов обучения, таких как анализ двухмерных планов и моделей, авторы обосновывают эффективность инструмента дополненной реальности VT-Platform AR для развития и укрепления пространственных навыков у студентов [18].
Свой подход к применению малых дронов предлагают Стивен М. Уорнер и Йоханнес О. Ройсет. Они пишут о том, что данные устройства могут помочь в создании комплексной модели театра военных действий за счет обеспечения оперативной визуализации местности. Чтобы военные могли использовать дроны для создания таких моделей, у них необходимо развивать культуру визуализации, готовить их к созданию визуальной среды оборонных условий [19].
А. Джекман в своей статье «Визуализации малого военного дрона: нормализация через “натурализацию”» также отмечает растущие возможности дронов по оперативной визуализации театра военных действий. В связи с этим автор считает необходимым проводить междисциплинарные исследования широкомасштабных этических, геополитических и юридических последствий этих процессов, исследования в области подготовки людей-операторов, формирования у них визуальной культуры милитаризма. Отметим, что такая культура помогает применению моделирования в военно-профессиональной деятельности [20].
О моделях, демонстрирующих развитие вооруженных сил, визуализации лиминального военного ландшафта в честь празднования Дня вооруженных сил в Соединенном Королевстве пишет Р. МакГарри [21]. Такие модели играют важную роль в процессе подготовки военнослужащих к применению моделирования в профессиональной деятельности
Робототехника, автономные системы и искусственный интеллект (RAS-AI) находятся на технологическом переднем крае вооруженных сил, пытающихся вести «этичную» войну, пишет С. Трот. Он замечает, что RAS-AI признаны важными технологиями для развития сил обороны с целью сохранения военного преимущества [22]. С. Трот отмечает: чтобы военнослужащие были готовы к использованию таких систем, общественность доверяла обороне, соблюдались законы и сохранялись государственные лицензии, союзники и партнеры доверяли новым технологиям, значительное внимание должно быть сосредоточено на природе взаимоотношений человека и машины, этике все более автономных систем вооружения. На основе анализа британских, американских и австралийских военных документов он показывает, что на сегодняшний день разработке этических вопросов использования робототехники, автономных систем и искусственного интеллекта (RAS-AI) не уделяется должного внимания. Мы считаем, что на эти вопросы также необходимо обращать внимание в процессе подготовки курсантов к моделированию и его применению в профессиональной деятельности.
Руководство Североатлантического союза уделяет повышенное внимание совершенствованию форм и способов применения объединенных вооруженных сил НАТО, пишут в своей статье В. Шестопалов и А. Борисенков. По мере развития средств вооруженной борьбы следует ожидать перенос военных действий межвидовых группировок войск (сил) во все операционные среды, отмечают авторы. Они указывают, что появляются новые формы вооруженной борьбы, основанные на моделировании (глобальная кибероперация; воздушно-наступательная операция беспилотных средств; роботизированное сражение; операция орбитальных средств по уничтожению космических аппаратов; операция ударных средств космического базирования по уничтожению критически важных объектов противника) [23].
Выделенные работы имеют теоретическую и практическую значимость для решения проблемы формирования компетенции моделирования у курсантов военных вузов. Вместе с тем выполненный обзор отечественной и зарубежной литературы показал, что комплексно данная проблема не была исследована.
Для того чтобы дать определение компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности курсантов военных вузов, понять ее сущность и выделить структурный состав, рассмотрим понятия «модель», «моделирование», «моделирование в военном деле», «компетентность», «компетенция», «компетенция курсанта», «военно-профессиональная компетенция». Также будем опираться на выполненный выше анализ деятельности офицеров по моделированию и практическому применению моделей в профессиональной деятельности.
Слово «модель» произошло от латинского слова modulus, что означает «мера», «образец» «способ» и так далее, пишут Н. Л. Леонова [24], А. А. Ахмедова [25],
А. В. Могилев [26] и другие.
В. Б. Пономарев [27] и С. В Звонарев [28] говорят о том, что термин «модель» применяется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений.
Т. Монте и П. Рейс отмечают, что модель является прототипом, включающим компоненты, которые интегрируют, и взаимосвязи между ними [29].
В. А. Штофф понимает под моделью такую мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [30]. Опираясь на трактовку модели, сформулированную В. А. Штоффом, А. А. Ахмедова определяет понятие «моделирование» как триединый процесс построения, изучения и применения моделей [31].
Моделирование – это замещение одного объекта (оригинала) другим (моделью) и фиксация или изучение свойств оригинала путем исследования свойств модели, пишет В. И. Рейзлин [32].
Б. Я. Советов под моделированием понимает процесс построения, изучения и применения моделей, указывая, что главной особенностью моделирования является то, что это метод опосредованного познания, при котором изучаемый объект-оригинал находится в определенном соответствии с другим объектом-моделью, причем модель способна в том или ином отношении замещать оригинал на некоторых стадиях познавательного процесса [33].
В военном энциклопедическом словаре под математическим моделированием в военном деле понимается метод военно-теоретического или военно-технического исследования объекта (явления, системы, процесса) путем создания и изучения его аналога (модели) с целью получения информации о реальной системе [34].
В образовательных стандартах компетенция определяется как способность применять знания, умения, навыки, личностные качества для успешной деятельности в определенной сфере: «Важнейшее отличие компетенции от знаний, умений и навыков состоит в том, что компетенция как характеристика социальных действий не может быть изолирована от социально-производственных условий деятельности, в которых она реализуется» [35].
Зарубежные исследователи указывают, что компетенция всегда состоит из компонентов, она является частью всей компетентности, согласованной совокупностью знаний, навыков и умений, которые могут быть использованы в реальной деятельности [36].
Компетентность представляется как комплексная личностная характеристика, основу которой составляют компетенции. Компетентность выражается в наличии определенных интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, личностного опыта в профессиональной и коммуникативной деятельности [37].
При рассмотрении понятия «профессиональная компетенция» будем опираться на определения Э. Ф. Зеера [38] и С. Е. Шишова [39], трактующих данное понятие как совокупность профессиональных знаний, умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности, которая обеспечивает способность специалиста мобилизоваться в профессиональной деятельности.
При определении понятия «компетенция применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов» мы будем опираться на сформулированные выше положения и учитывать следующее:
– большинство российских ученых отмечают интегративный характер компетенции и наличие у нее структуры;
– зарубежные исследователи указывают, что компетенция всегда состоит из компонентов, она является частью всей компетентности, согласованной совокупностью знаний, навыков и умений, которые могут быть использованы в процессе настоящей деятельности [40];
– военно-профессиональные компетенции курсантов рассматриваются (по Е. И. Мещеряковой [41]) как совокупность взаимосвязанных профессионально-личностных качеств, формирующихся в образовательном процессе военного вуза и определяющих способность курсантов к осуществлению военно-профессиональной деятельности на основе полученных знаний, приобретенных умений и навыков, которые нормативно закреплены в качестве требований к образовательной подготовке будущих военных специалистов.
Критерий часто называют эталоном, с опорой на который дается оценка, происходит сравнение результатов, пишет Н. Б. Лумбунова [42].
Смысл понятия «критерий» описан в трудах В. И. Загвязинского. Мы, вслед за ученым, под критерием будем понимать обобщенный показатель развития процесса, успешности деятельности, по которому выполняется оценка происходящих педагогических явлений [43].
Под показателем (по О. Г. Князевой) будем понимать конкретный измеритель критерия. Показатель делает критерий доступным для измерения и наблюдения. Основными характеристиками понятия «показатель» являются конкретность и диагностичность, что предполагает доступность его для наблюдения, учета и фиксации [44].
Проведенный анализ отечественных и зарубежных работ в области подготовки военнослужащих к применению моделирования в профессиональной деятельности показал:
– исследователи считают, что моделирование играет важную роль при решении военно-профессиональных задач;
– моделирование применяется в процессе подготовки военнослужащих с целью развития у них военно-профессиональных компетенций;
– изучены психолого-педагогические аспекты формирования проектной компетентности будущего военного инженера, проектировочной компетенции офицера‑преподавателя, проектно-технологической культуры курсантов военных вузов;
– разработана методика обучения курсантов военного вуза математическому моделированию.
Изученные работы позволяют сделать выводы о том, что вопросы подготовки военнослужащих к применению моделирования в профессиональной деятельности вызывают интерес у исследователей. Вместе с тем на уровне комплексных исследований отсутствуют работы, связанные с обоснованием сущности, структуры, содержания компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов.
Проведенный анализ понятий «модель», «моделирование», «моделирование в военном деле», «компетентность», «компетенция», «компетентность офицера», «компетенция курсанта», а также анализ отечественных и зарубежных работ в области подготовки военнослужащих к применению моделирования в профессиональной деятельности позволит нам раскрыть особенности компетенции применения моделирования, обосновать сущность, структуру и содержание данной компетенции.
Работы, определяющие понятия «критерий» и «показатель» развития педагогического процесса, успешности педагогической деятельности, помогут определить критерии и показатели сформированности компонентов компетенции по уровням.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологической базой исследования послужили:
– системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта (компетенции моделирования) как системы;
– принципы системного подхода (целостности, иерархичности, структуризации);
– компетентностный подход.
Компетенция специалиста, в том числе и компетенция применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов, является интегративной характеристикой личности, включающей знания, умения, навыки, опыт, ценности, мотивы и другое. Следовательно, данную компетенцию можно рассматривать как систему, включающую взаимосвязанные компоненты.
Применение системного подхода, который представлен в работах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, А. Р. Камалеевой, В. В. Краевского, А. Г. Кузнецовой и других, позволяет исследовать компетенцию применения моделирования с позиции закономерных связей, присущих системам, рассмотреть ее как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Эти элементы подчиняются таким закономерностям системы, как целостность, иерархичность и другие. Поэтому для исследования компетенции применяются принципы системного подхода (целостности, иерархичности, системности).
Принцип целостности помогает рассматривать компетенцию применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов как единое целое, где каждый компонент влияет на другие компоненты. Вместе с тем данный принцип дает понимание того, что компетенция моделирования – подсистема вышестоящего уровня, она является составной частью военно-профессиональной компетентности курсанта. Здесь действует принцип иерархичности. Принцип структуризации помогает анализировать компоненты компетенции моделирования и их взаимосвязи в рамках определенной организационной структуры.
Применение компетентностного подхода для определения сущности, структуры и содержания компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов позволяет опираться на компетенции, описанные в стандартах подготовки курсантов (логически мыслить, строить и использовать модели для описания процессов и явлений, осуществлять качественный и количественный анализ моделей, применять принципы системного анализа, строить и использовать математические модели для прогнозирования различных ситуаций профессиональной деятельности и другие).
Результаты исследования / Research results
При определении понятия «компетенция применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов» будем опираться на проведенный выше анализ отечественной и зарубежной литературы.
Компетенцию применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов определим как интегративную характеристику личности, предполагающую наличие мотивов, высокого уровня знаний и умений в области построения, анализа и интерпретации моделей в процессе решения военно-профессиональных задач, особенно таких задач, как организация согласованных действий военнослужащих, руководство боем в условиях неопределенности, обучение военнослужащих и другие. Компетенция включает мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный и рефлексивный компоненты.
Сформированность компетенции определяется по соответствующим критериям и показателям.
На рисунке представлена разработанная нами модель компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов.
Модель компетенции применения моделирования
в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов
Опишем компоненты, критерии и показатели уровня сформированности компонентов компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов.
– Мотивационно-ценностный компонент (критерий мотивационно-ценностный)
Показатели сформированности по уровням
Низкий
Интерес к профессиональной деятельности, моделированию, применению ИТ для работы с моделями; нацеленность на приобретение знаний и практических навыков применения моделирования при решении профессиональных задач.
Достаточный
Интерес к профессиональной деятельности, моделированию, применению ИТ для работы с моделями; ориентированность на успешное осуществление профессиональной деятельности по применению моделирования при решении профессиональных задач; стремление к творчеству, креативности, интеллектуальной активности.
Повышенный
Интерес к профессиональной деятельности, моделированию, применению ИТ для работы с моделями; ориентированность на эффективное осуществление профессиональной деятельности по применению моделирования при решении профессиональных задач, стремление к научно-исследовательской и инновационной деятельности, творчеству; наличие креативности, интеллектуальной активности.
– Когнитивный компонент (критерий когнитивный)
Показатели его сформированности по уровням
Низкий
Проявление знаний о моделях, их свойствах и классификации; моделировании как триедином процессе построения, изучения и применения моделей, применении ИТ при работе с моделями; основных направлениях применения моделирования в профессиональной деятельности офицеров.
Достаточный
Знания на хорошем уровне о моделях, их свойствах и классификации; моделировании как триедином процессе построения, изучения и применения моделей; применении ИТ для работы с моделями. Знания о направлениях применения моделирования в профессиональной деятельности офицеров; использовании моделирования для планирования и реализации процессов управления войсками, материально-технического обеспечения войск.
Повышенный
Знания на хорошем и высоком уровне о моделях, их свойствах и классификации, моделировании как триедином процессе построения, изучения и применения моделей, применении информационных технологий для работы с моделями. Знание направлений применения моделирования в профессиональной деятельности офицеров, планировании и реализации сложных процессов управления войсками. Знание новых подходов к применению ИТ для повышения эффективности управления войсками в бою, подготовки военнослужащих.
– Операциональный компонент (критерий операциональный).
Показатели его сформированности по уровням
Низкий
Умения по классификации моделей, построению моделей, применению моделирования при решении профессиональных задач по типовым алгоритмам действий (использование методических разработок).
Достаточный
Умения по классификации моделей, построению моделей, применению ИТ для работы с моделями; демонстрация умений по применению моделирования при решении профессиональных задач (периодическое использование методических разработок).
Повышенный
Умения по классификации моделей, применению информационных технологий для работы с моделями; проявление осознанного использования умений и навыков по применению моделирования при решении профессиональных задач (в том числе умение организовывать процесс обучения личного состава и подразделений на основе использования моделей).
– Рефлексивный компонент (критерий рефлексивный)
Показатели его сформированности по уровням
Низкий
Ориентированность на достижение целей, способности к самоорганизации, умения по проведению самоанализа, самооценки оценки своей учебной деятельности.
Достаточный
Ориентированность на достижение целей, способности к самоорганизации, умения по проведению самоанализа, самооценки, оценки своей учебной деятельности, деятельности по моделированию, его применению в процессе решения военно-профессиональных задач.
Повышенный
Ориентированность на достижение целей, способности к самоорганизации, умения по проведению самоанализа, самооценки, оценки своей учебной деятельности, деятельности по моделированию, его применению в процессе решения военно-профессиональных задач (в том числе умений по организации процесса обучения личного состава и подразделений на основе использования моделей), способность самостоятельно корректировать свою деятельность.
Опрос курсантов, преподавателей военных вузов, наблюдение за применением моделирования в учебном процессе, беседы с курсантами и офицерами по вопросам применения моделирования в военном деле, их анкетирование, обработка результатов статистическими методами позволили выявить, что курсанты выпускного курса не в полной мере владеют компетенцией применения моделирования в профессиональной деятельности.
Курсанты-выпускники считают себя недостаточно готовыми к использованию моделирования. Они указали, что их готовность к применению моделирования в профессиональной деятельности составляет менее 51,8%. Мнение преподавателей (определялось на основе анализа результатов анкетирования по вопросу готовности курсантов к применению моделирования) практически совпадает с мнением курсантов (более половины преподавателей указали, что курсанты не владеют данной компетенцией).
Это позволяет сделать выводы о необходимости разработки педагогической технологии формирования компетенции применения моделирования у курсантов военных вузов и реализации ее на практике с целью повышения уровня сформированности данной компетенции.
Заключение / Conclusion
Представленные сущность, структурный состав, содержаниекомпонентов компетенции применения моделированияв профессиональной деятельности у курсантов военных вузов позволяют сделать выводы о подходах и принципах формирования данной компетенции.
Представить процесс формирования компетенции как целостной системы самостоятельных и взаимосвязанных компонентов, соединить теорию и практику позволит системный подход.
Формированию стремления к творчеству, креативности, интеллектуальной активности, инициативности, самостоятельности, ответственности, авторской позиции в обучении будет способствовать применение деятельностного подхода.
В процессе формирования компетенции моделирования курсанты будут учиться создавать модели в виде объектов, имеющих разнообразную природу, применяя при этом знания из разных отраслей науки через использование общих законов и методов исследования. Здесь придет на помощь интегративный подход.
Системный подход конкретизируется через принципы: иерархичности (каждый компонент системы формирования компетенции имеет в ней свое определенное место и подчиняет либо подчиняется остальным элементам); структуризации (элементы системы формирования компетенции объединяются в отдельные блоки, и между ними устанавливаются связи); направленности на конечный результат.
Применение деятельностного подхода предполагает, что курсантыполучают знания не в готовом виде, а добывают их самостоятельно в процессе учебно-профессиональной деятельности, следовательно, в процессе формирования компетенции следует применять принцип деятельности.
Так как интегративный подход создает условия для использования разнообразных методов, форм и средств обучения, которые должны взаимно дополнять друг друга, то следующим принципом обучения должен стать принцип синергии методов, форм и средств обучения.
Данное авторами на основе анализа понятий «модель», «моделирование», «моделирование в военном деле», «компетентность», «компетенция», «компетентность офицера», «компетенция курсанта», деятельности офицеров по моделированию и практическому применению моделей в профессиональной деятельности определение компетенции применения моделирования, описание сущности и структурного состава, показателей сформированности компонентов компетенции по уровням (низкому, достаточному, повышенному), предложенные подходы к формированию компетенции расширяют научные представления о компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов, направлениях ее формирования. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями военных вузов Российской Федерации в практической деятельности в процессе формирования военно-профессиональной компетентности курсантов.