Введение / Introduction
Глобализация и информатизация как условия мира XXI века способствуют проникновению западных ценностей, выстраиванию жизни большинства людей вокруг потребления, приоритету материального над духовным. Ученые отмечают, что у современной молодежи наблюдается преобладание так называемого разумного эгоизма над коллективизмом, недостаточно сформированы традиционные духовные ценности. Вместе с тем это является определяющим, поскольку будущее нашей страны в руках молодежи.
В 2023 году среди студентов Пензенского государственного технологического университета (далее – ПензГТУ) был проведен опрос, результаты которого несколько настораживают. Так, для 70,6% студентов получение удовольствия является самоцелью, 26,9% из них не имеют желания в будущем обзавестись детьми, 85,7% редко или почти никогда не принимают участия в благотворительной деятельности. Е. В. Ликсина, О. А. Вагаева отметили, что у современных студентов недостаточно высокий уровень социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе и недостаточное понимание важности семьи и детей в жизни человека [1].
Одним из ответов государства на обозначенные вызовы явилось проведение внутренней политики в соответствии с системой идей и ценностей российского общества, которые были четко обозначены президентом в конце 2022 года в указе «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2]. В рамках указа отмечается значимая роль, делается акцент на сохранении общероссийской гражданской идентичности с опорой на накопленный народом России культурно-исторический опыт, его передаче от поколения к поколению, на развитии человеческого потенциала.
В указе употребляется достаточно сложная ключевая категория – «традиционные российские духовно-нравственные ценности». Полагаем, что следует подробнее остановиться на ее анализе, поскольку для любых общественных знаний крайне важна точность определения смысловой нагрузки основных понятий.
Согласно мнению философа и общественного деятеля А. Г. Дугина, ценность – это то, что не рыночное, то, что недоговорное, объект почитания [3]. В. М. Полонский определяет ценности как абстрактные идеалы, представления, явления действительности, включающие общественные идеалы и принятые как эталон должного. Применительно к педагогике он характеризует ценности как качества и характеристики личности, которые должны быть достигнуты в результате образования [4].
В словаре по образованию и педагогике Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова социальные ценности представлены как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм и т. д., которые не подвергаются сомнению, служат эталоном, идеалом для всех людей, на формирование которых направлен педагогический процесс [5].
В большой современной энциклопедии по педагогике под ценностью понимается любой объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта; духовная идея, заключенная в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения [6].
Вышеназванный указ президента РФ раскрывает понятие «традиционные ценности». Согласно документу, под такими ценностями имеются в виду «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколения в поколение, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [7].
Толковый словарь С. И. Ожегова прилагательное «традиционный» разъясняет как «сохранившийся от старины, основанный на традиции» [8].
В указе президента ценности также обозначены как «духовно-нравственные» [9]. Они составляют основу морали и этики, определяют наши отношения с миром и другими людьми. Они связаны с нашими убеждениями, верой, установками и принципами, которые мы считаем правильными и важными для нашей жизни.
Как можно заметить, в документе используется достаточно емкое понятие «традиционные российские духовно-нравственные ценности».
Важно, что В. В. Путин официально закрепил особую роль в формировании традиционных ценностей за православием, хотя в указе признается вклад всех основных религий страны: христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий [10].
Таким образом, на основе проведенного анализа можно выделить признаки понятия «ценности»:
1) представления, социально одобряемые людьми;
2) нравственные ориентиры, разделяемые большинством людей;
3) обобщенные духовные идеи;
4) эталон, идеал для всех людей;
5) качества и характеристики личности;
6) формируют мировоззрение граждан;
7) должны быть достигнуты в результате образования;
8) на их формирование направлен педагогический процесс;
9) передаются из поколения в поколение;
10) лежат в основе общероссийской гражданской идентичности.
В России официально утверждены 17 следующих духовно-нравственных ценностей [11]:
- Жизнь.
- Достоинство.
- Права и свободы человека.
- Патриотизм.
- Гражданственность.
- Служение отечеству и ответственность за его судьбу.
- Высокие нравственные идеалы.
- Крепкая семья.
- Созидательный труд.
- Приоритет духовного над материальным.
- Гуманизм.
- Милосердие.
- Справедливость.
- Коллективизм.
- Взаимопомощь и взаимоуважение.
- Историческая память и преемственность поколений.
- Единство народов России.
Надо заметить, что человек рождается не как носитель тех или иных ценностей. Они становятся личностно значимы для него в результате воспитания. Взрослые люди несут ответственность за воспитание молодого поколения.
Вне всякого сомнения, воспитательные возможности педагогического процесса должны быть усилены. По мнению В. А. Ядова, помимо специальных профилирующих дисциплин в него должны быть включены аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение при формировании ценностных ориентаций и которое делает, по сути, высшее образование высшим [12].
Одной из конкретных мер, которые могут предпринять вузы по решению проблемы формирования ценностных ориентаций современной молодежи, является внедрение в учебные планы дисциплины «Основы российской государственности».
Обзор литературы / Literature review
В настоящее время, по прошествии года с момента внедрения в образовательный процесс вузов дисциплины «Основы российской государственности», количество исследований о специфике ее преподавания, организационных и содержательных аспектах изучения значительно возросло. Педагогами постепенно осмысливается практический опыт преподавания предмета. Так, М. Г. Штракс, Е. А. Шилдкамп выявили особенности формирования мировоззрения студентов в условиях имеющегося несоответствия между разными источниками влияния: поступающей из Интернета информацией, ситуацией в социальной группе, к которой они принадлежит, обучающими материалами. В статье предложены способы преодоления выявленных несоответствий в рамках преподавания нового курса [13]. Н. Н. Юркина отмечает, что обучение студенчества в рамках дисциплины «Основы российской государственности» должно иметь практический характер и быть направлено на развитие умения приобретать самостоятельные знания, формировать свои взгляды и убеждения, транслировать их [14]. В статье Т. А. Борзовой подчеркивается значимость использования различных методов и подходов в преподавании, важность изучения данной дисциплины в высшей школе и предлагается ряд рекомендаций для усовершенствования программы обучения [15].
Е. М. Зорина, А. В. Кузьмин в своей статье показывают педагогические инструменты, которые могут способствовать развитию правовой культуры, делают вывод о том, что использование интерактивности на семинарских занятиях является актуальной проблемой современного высшего образования [16]. В. В. Доржеева, О. Ю. Слепцова анализируют свой педагогический опыт первого года преподавания данной дисциплины, выявляют его позитивные и негативные стороны с целью совершенствования учебного курса [17]. А. С. Курапова, С. В. Курапов также делятся практическим опытом работы со студентами в рамках семинарских занятий, который можно использовать в практике преподавания [18].
В статье М. Ф. Кузнецовой рассматривается проблема соблюдения баланса между упрощением и фундаментальностью в подаче и освоении учебного материала по дисциплине «Основы российской государственности» через примеры частных форм и методов обучения. Представлены результаты опроса студентов-первокурсников о полезности и информативности нового курса, о наиболее удачных, на их взгляд, формах работы на семинарских и лекционных занятиях [19].
Авторы настоящей статьи также продолжают работу по накоплению практического опыта преподавания дисциплины и представления его в виде публикаций в научных журналах. В статье «Курс “Основы российской государственности”: взгляд преподавателя» они знакомят со своими методическими предложениями и наработками, рекомендуют содержательно наполнять дисциплину краеведческим материалом, позволяющим воспитывать студента как гражданина и патриота [20].
Н. М. Галимуллина и О. А. Вагаева исследовали особенности внедрения новой дисциплины в образовательный процесс высшей школы, ее восприятия обучающимися, их отношения к ней, описали методические наработки из опыта преподавания предмета в вузах Пензы и Казани [21]. В этом же ключе проводит работу С. А. Зайцева, основываясь на данных анкетирования студентов высших учебных заведений Москвы [22].
Особое место занимает пул статей, авторы которых значительное внимание уделяют духовно-нравственным проблемам российского общества и вариантам их разрешения исходя из возможностей курса «Основы российской государственности». М. В. Салимгареев делает особый акцент на значимости сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей в контексте геополитических изменений и вызовов современности и особой роли в этом процессе новой дисциплины. Автор считает, что ценность курса заключается не только в представлении информации о России, но и в обеспечении социальной функциональности и развитии гражданской позиции студентов [23].
С. В. Рыбаков в своей статье рассматривает предпосылки создания курса, связанные с необходимостью преодоления возникшего в 1990-е годы разрыва между образованием и воспитанием, восстановления доступа молодежи к глубинным российским традициям и патриотическим ценностям [24].
Целый ряд исследований посвящен философским аспектам преподавания новой дисциплины. Философский потенциал курса в своей работе обозначают П. Е. Бойко, Г. Л. Галустьянц, отмечая актуальность проблемы исследования идейно-исторических оснований российской государственности. В статье предпринята попытка сформулировать понятия «национальный идеал», «национальная идея», которые определяют содержание национальной (государственной) идеологии [25].
И. Ю. Лапина, Е. П. Гурьев размышляют о цивилизационном подходе во взгляде на прошлое России. Авторы выделяют такие ценности цивилизации, как ментальность, политическое сознание, духовная культура. Авторы считают, что основу существования ценностного ядра российской цивилизации составляют вера, служение, соборность, державность, правда, справедливость, любовь, сострадание, совесть и др. Особо отмечается, что миссия государства состоит в защите этих ценностей и в создании условий для их дальнейшего развития [26].
Предметом исследования М. А. Широковой является использование цивилизационного подхода в качестве базовой парадигмы для изучения социальной динамики России как государства-цивилизации. Автор отмечает, что понятие «цивилизация» рассматривается разработчиками учебной дисциплины как в универсальном аспекте, так и в аспекте уникальности. Это позволяет определить специфику и ценностные ориентации России, что является важной вехой в изучении нового курса [27].
Л. В. Хохловой сделаны выводы о мировоззренческом значении курса, интегрирующего политические, культурные и исторические особенности российской духовности, составляющие основы современной российской государственности. Автор особо делает акцент на необходимости изучения русской философии, философского аспекта в рамках курса, поскольку он играет важную роль в развитии мышления студента, позволяя практически осваивать получаемые знания путем сравнения, аргументации и систематизации [28]. М. В. Давыденко в своем исследовании рассматривает феномен исторического сознания, подчеркивает его многогранность и многоаспектность. Автор представляет методы развития исторического сознания студентов в преподавании курса «Основы российской государственности», которые способствуют формированию ценностных ориентиров, необходимых молодому поколению в текущей ситуации. В целом ученый отмечает уникальные возможности курса для обогащения, развития, углубления индивидуального исторического сознания студентов [29].
Е. О. Макарова анализирует особенности внедрения курса «Основы российской государственности» с учетом актуальных государственных задач и динамики формирования политических ценностей молодежи в ходе образовательного процесса. Автор отмечает, что главная задача педагогического работника, реализующего курс, – стимулировать у студентов интерес к политическому устройству России, законодательству, истории, культуре и иным аспектам жизни общества посредством использования разнообразных методов и приемов преподавания [30].
О. Б. Потеряева также отмечает, что появление учебного курса расширяет требования как к методам и методикам обучения и преподавания, так и к методам создания особой рефлексивной коммуникативной среды, в которой реализуются ценностно-мировоззренческие установки субъектов образовательного процесса. Введение курса, по мнению автора, является неким ответом на запрос усиления социально-гуманитарной подготовки студентов, усиления ценностной составляющей образования [31].
Ю. Ю. Иерусалимский, А. В. Попова в своей работе делают акцент на роли и значении традиционных ценностей в преподавании курса «Основы российской государственности», анализируют практику внедрения их в образовательный процесс и описывают поиск наиболее успешной методики проведения лекционных и практических занятий. В процессе работы со студентами авторы используют понятие «традиционные ценности» [32].
В статье С. Ф. Шляпиной представлена модель формирования духовного самоопределения студента на основе психологических механизмов развития личности: рефлексии, персонализации и стереотипизации. Автор отмечает, что педагогическое сопровождение этого процесса в рамках нового курса «Основы российской государственности» позволит обеспечить более эффективное формирование духовного самоопределения [33].
А. А. Гуляев отмечает, что преподавание «Основ российской государственности» имеет своей целью привить студентам любовь к России и дать знание о ней. Особый акцент автор делает на значимости пятой части дисциплины – прогностической – «Вызовы будущего и развитие страны». Отмечен высокий уровень сложности этого блока. Именно это обусловило выбор методологической основы исследования – прогностического метода и принципа историзма [34].
Проблема ценностей и ценностных ориентаций, их формирования является актуальной не только в России, но и за рубежом. Так, Дж. Физет, Р. Аль Хадж, Б. Петерсен отмечают, что ценности служат основным способом передачи важных принципов и убеждений человека и являются основой для принятия им решений. В статье авторы исследовали распространение значимых ценностей среди бизнес-школ и рассмотрели, как проявляется взаимосвязь общественно значимых ценностей с теми, которые поддерживаются конкретной организацией [35].
Результаты исследования, проведенного Ш. Йе, Д. Н. Снеддон, Д. Э. Ли, показывают, что человеческие ценности настолько укореняются в сознании, что через их призму мы оцениваем других людей и их поступки. Авторы отметили, что в повседневном межличностном взаимодействии люди формируют впечатления о других, которые выходят за рамки того, что они непосредственно видят, благодаря собственной сформированной системе ценностей. Эти впечатления помогают им эффективно функционировать в современном обществе [36].
Л. Хиллс в своем исследовании пишет о необходимости формирования общих ценностей среди сотрудников, которые будут направлять их поведение и помогать им принимать правильные решения. Автор определяет сущность ценностно ориентированного лидерства, его достоинства и недостатки. В статье представлены практические рекомендации для вовлечения сотрудников в процесс формирования корпоративных ценностей [37].
О значимой роли ценностей в профессиональной деятельности и их влиянии на профессиональный выбор пишут С. Ариэли, Л. Сагив, С. Роккас. Авторы акцентируют внимание на взаимосвязи личных ценностей с различными формами поведения сотрудников на работе. Они показывают, какие последствия для развития организации имеет соотношение личных и корпоративных ценностей [38].
Х. Д. Карнисеро Перес, Р. Морено-Родригес, Н. Фельгуэрас Кустодио выделяют важную роль эмпатии в развитии этических ценностей. Они отмечают, что эмпатия является инструментом, который обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающим миром. В этом смысле, по мнению авторов, свою значимость показала геймификация обучения. Основной целью статьи является оценка того, оказывают ли ролевые игры естественное влияние на развитие эмпатии и, следовательно, этических ценностей [39]. Отметим, что внедрение элементов игры в образовательный процесс, несомненно, повышает его эффективность, особенно в контексте формирования значимых сегодня ценностей.
Таким образом, в настоящее время появилось значительное количество публикаций, освещающих отдельные аспекты преподавания новой дисциплины, методические наработки и опыт их внедрения, практические предложения по совершенствованию курса. Проблемы формирования ценностных ориентаций современной студенческой молодежи как в контексте преподавания новой дисциплины, так и в виде отдельного направления исследований остаются значимыми в России и за рубежом. Несомненно, плодотворная работа и обмен опытом в образовательном пространстве будут продолжены.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологическая база исследования опирается на общенаучный метод теоретического анализа опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов и священнослужителей по изучению проблемы формирования традиционных духовно-нравственных ценностей в процессе преподавания дисциплины «Основы российской государственности». Также были использованы сравнительно-сопоставительный анализ, методы синтеза, обобщения и систематизации, наблюдения, анкетирования. В анкетировании приняли участие 190 студентов первого курса ПензГТУ. Анкетирование проводилось с целью определения наиболее значимых ценностей у первокурсников и понимания ими роли семьи в жизни личности и общества после полного освоения курса. К окончанию изучения дисциплины у студентов сформировалось полное представление о предмете и четкое понимание традиционных духовно-нравственных ценностей.
Методологической основой исследования выступили системный и аксиологический подходы, позволившие проанализировать актуальные проблемы в среде студенческой молодежи.
Результаты исследования / Research results
Дисциплина «Основы российской государственности», введенная в учебный план высшей школы Российской Федерации с 1 сентября 2023 года, несомненно, способствует созданию условий для социализации студентов на основе общепринятых ценностей и норм поведения. Содержательное наполнение традиционными ценностями структуры этой дисциплины подразумевает их тщательное и глубокое изучение вне зависимости от направления вуза и его географической расположенности. Очевидно внедрение в процесс преподавания данного курса традиционных для России ценностей, которые должны интегрироваться в лекционный материал и практические занятия всего периода его изучения. Это будет способствовать лучшему восприятию учебного материала и будет выгодно контрастировать с «ценностями» современной западной антицивилизации.
Включение в образовательный процесс традиционных ценностей призвано помочь студенту соотносить теоретический материал с его личным эмпирическим восприятием различных процессов, свойственных российскому обществу, а значит, глубже погружаться в содержание изучаемой дисциплины. Во время преподавания дисциплины необходимо постоянно проводить связи между тематическими блоками, которых выделяют пять.
В рамках каждого блока предусмотрены лекционные и семинарские занятия, раскрывающие наиболее важные аспекты каждой темы. Традиционные духовно-нравственные ценности России должны стать ключевым элементом курса, объединяющим пять его разделов.
Проследим возможность содержательного наполнения традиционными ценностями структуры курса «Основы российской государственности» и его эффективной реализации на примере такой системообразующей ценности, как крепкая семья. Без сомнения, именно она первичный, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе – научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться в нем к дальнейшим формам человеческого единения – Родине и государству.
Поскольку семья является важнейшей основой духовности человека, 2024 год в Российской Федерации объявлен Годом семьи. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, и притом самим этим детством. Из духа семьи и рода, из духовного и религиозно осмысленного приятия своих родителей и предков родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутренней свободы, нравственного характера и здоровой гражданственности. И напротив, презрение к прошлому, к своим предкам и, следовательно, к истории своего народа порождает в человеке безродную, безотечественную психологию. А это означает, что семья есть первооснова нашей Родины, российской государственности, а ее ценности – элемент патриотического воспитания.
При изучении первого раздела «Что такое Россия» рассматриваются фактически все традиционные ценности, поскольку в процессе освоения материала обучающиеся на примере героических страниц отечественной истории и судеб отдельных выдающихся личностей раскрывают такие важные аспекты, как патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, созидательный труд (на примере важнейших изобретений и открытий российских ученых), взаимопомощь и взаимоуважение, коллективизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Многие студенты в качестве героев выбирают членов своей семьи, что укрепляет данную ячейку общества, способствует усилению чувства преемственности поколений и связи каждой семьи с историей нашей страны.
Обращение ко второму блоку «Российское государство-цивилизация» дает представление о России как самобытном государстве-цивилизации, имеющем европейские корни, но при этом обладающем своими специфическими особенностями: историческими, культурными, религиозными и другими, которые делают нашу страну уникальной.
Ядром российской цивилизационной общности являлось православие, и, соответственно, государство-цивилизация было православное государство. Так оно исторически и было, а возникшая в рамках русской православной мысли концепция «Москва – третий Рим» явилась обоснованием государственной суверенности. Данную концепцию следует подробно изучить на занятиях, давая задание студентам сопоставить ее постулаты с реалиями сегодняшнего дня. Можно провести дискуссию о влиянии концепции на национальную идею и устройство России в разные исторические периоды.
Таким образом, православие может рассматриваться в качестве одной из опор становления и развития российской государственности, а также как источник настоящей духовности, определивший национальное самосознание и идентичность русского народа. Важно, что православие всегда защищало семью.
Третий блок «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», посвященный, собственно, российскому мировоззрению и ценностным константам российской цивилизации, призван подробно раскрыть каждую из традиционных ценностей и ее место в системной модели мировоззрения. Изучая понятие «пентабазис» (человек – семья – общество – государство – страна), студентам можно предложить самим попробовать раскрыть элемент «семья», определить признаки этого понятия, структурные элементы. Важно способствовать пониманию того, что основой крепкой и счастливой семьи является не только и не столько чувство влюбленности и любви, но и совпадение у супругов ценностей, взглядов на жизнь, предпочтений, культурных и религиозных особенностей. На самом деле для создания крепкой семьи архиважно хорошо узнать друг друга. В этом смысле каждому из студентов предлагается выполнить упражнение, ответив на ряд вопросов: какие у вас отношения с родителями? Что вам нравится в этих отношениях, а что нет? Что из них Вы бы хотели перенести в свою семью? Сколько бы Вы хотели детей в браке? Кто в браке должен нести основную нагрузку по воспитанию детей? Какие наказания Вы считаете приемлемыми? Как Вы планируете распределение финансов в семье? и т. д. Таким образом, студенты задумаются о важнейших вопросах взаимодействия в семье, которые также можно адресовать своему парню/девушке и еще до заключения брака определиться с семейной стратегией, что будет способствовать более осознанному выбору будущего супруга и укреплению института семьи.
Темы занятий четвертого блока «Политическое устройство России» посвящены политическому устройству современной России. В частности, предлагается углубить знания по вопросам, связанным с признаками государства, основами конституционного строя и организацией государственного управления в РФ, стратегическим планированием. Данный раздел невозможен без обращения к основному нормативно-правовому акту нашей страны – Конституции РФ. Изучая этот документ, необходимо обратить внимание студентов на фиксацию в нем всех традиционных ценностей, которые отражены и в преамбуле, и в статьях, являясь основой главных положений Конституции. Важно акцентировать внимание студентов на том, что брак в Российской Федерации — это союз мужчины и женщины и ничто иное.
Завершающий блок дисциплины «Вызовы будущего и развитие страны» призван на основе ранее изученных материалов курса создать для студентов условия для формирования их понимания и личного отношения к современным процессам российского общества, осознания своей жизненной траектории, интегрируемой в масштабе страны.
Здесь также важно обратиться к сценариям развития российской цивилизации, к ценностям российской цивилизации, основанным на традиции, к понятию традиционных ценностей, их сохранению и укреплению как к фактору, сдерживающему разрушительное влияние западных псевдоценностных ориентиров.
В этом плане очень желательно затронуть тему массовых разводов, сиротства и прочего с привлечением шокирующих статистических фактов.
На семинарском занятии также можно дать задание студентам подготовить сообщения о благотворительных организациях Пензенского региона. Например, о благотворительном фонде «Российский детский фонд» (Пенза), сотрудники которого позиционируют себя как «защитники полноценного детства» и обозначают свою миссию как помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Важно сделать акцент на том, что благотворительность – это не только материальная помощь, но и добрые дела, посильное участие в деятельности любой организации.
В целях повышения интереса студентов и глубокого погружения их в проблематику курса необходимо выбрать наиболее эффективные методы и форматы работы с разными аудиториями студентов. Интерактивный характер занятий, наглядность информации и непрерывный диалог со студентами – факторы, способствующие постижению студентами традиционных ценностей. Семинары могут проводиться в формате презентаций, деловых игр и дебатов, свободных дискуссий, игр и конкурсов, докладов, проектных работ, составления интеллект-карты, просмотра актуальных обучающих и художественных видеоматериалов, мозговых штурмов, деловой игры и т. д.
Отдельного внимания заслуживает успешно апробированное нами на занятиях со студентами замечательное упражнение «Мой род». Оно незаменимо при закреплении знаний о видах этнических общностей на практическом занятии «Российская цивилизационная идентичность на современном этапе» раздела «Российское государство-цивилизация». Упражнение предполагает выстраивание людского «треугольника», где за спиной каждого стоит еще по два человека: имитируемые отец и мать, дедушки и бабушки, прабабушки и прадедушки и т. д.– вглубь веков. Затем каждый обучающийся, наклоняясь назад, пробует найти опору в позади стоящем. Это упражнение позволяет студентам почувствовать неразрывную связь со своими далекими предками. Кроме того, к занятию каждый обучающийся составил свое генеалогическое древо. Цель такого рода работы – показать значение семьи и рода в истории страны.
Важно отметить предоставление права выбора тем для проекта или презентации самим студентам: необходим определенный перечень с примерами исключительно рекомендательного характера. Выбор объекта и предмета исследования самостоятельно позволяет повысить интерес и лояльность как к рассматриваемому вопросу, так и к дисциплине в целом. Студенты ПензГТУ охотно приняли участие во Всероссийском конкурсе на лучшую студенческую презентацию по дисциплине «Основы российской государственности», посвященном 30-летию Конституции РФ и проводимом филиалом ЧОУ ВО «Московский университет С. Ю. Витте» в г. Рязани. Тема «Россия: испытания и герои» была раскрыта студентами на краеведческом материале и материалах семейных архивов.
Как показала апробация курса, особое внимание студентов ПензГТУ привлекли темы IV и V разделов, связанные с национальными проектами и актуальными вызовами для России. Обучающиеся в докладах раскрыли содержание национального проекта «Семья», анонсированного в 2024 году. Таким образом, происходит повышение интереса студентов к данной теме и поиску возможности личного участия в развитии страны.
Безусловно, большую роль в успешном проведении курса «Основы российской государственности» играет личность преподавателя, его общая эрудированность. Преподавателям, помимо глубокого знания теории, необходимо обладать актуальной информацией для приведения ярких примеров во время чтения лекций и исчерпывающих ответов на вопросы студентов. В этом заключается специфика курса: буквально каждый день существует потребность в обновлении материала. Студенты гораздо лучше усваивают материал, который им интересен и полезен. Кроме того, важно давать возможность каждому обучающемуся высказать свою точку зрения. Практика показала, что очень эффективно подкреплять теоретические материалы статистическими данными или примерами из жизни. Так, многодетный ректор нашего университета профессор Д. В. Пащенко, многовнучатый начальник управления информатизации Л. Г. Когельман и другие – яркие примеры ценности крепкой семьи. Особо отметим, что девиз ПензГТУ звучит так: «Один вуз – одна семья!» И команда университета очень много трудится для того, чтобы студенты, преподаватели и сотрудники чувствовали себя одной большой семьей.
В целом можно отметить, что темы семинарских и лекционных занятий нового курса вызывали живой интерес и обсуждение у студентов ПензГТУ. Некоторые темы заинтересовали первокурсников настолько, что выразились в формате внеаудиторных занятий (участие во внутривузовской конференции, во Всероссийском конкурсе «Моя семейная реликвия»).
Для оценки эффективности результатов курса «Основы российской государственности» в контексте ценностей и ценностных ориентаций было проведено анкетирование 190 студентов-первокурсников Пензенского государственного технологического университета. Студентам было предложено выбрать наиболее значимые для них ценности. Результаты анкетирования показывают следующее ранжирование ценностей студентами:
̶ права и свободы человека (54%);
̶ справедливость (53%);
̶ взаимопомощь и взаимоуважение (50%);
̶ жизнь (49%);
̶ крепкая семья (44%).
Рис. 1. Ценностные ориентиры студентов ПензГТУ
35% респондентов идентифицируют себя в первую очередь как представителя своей семьи (рода), 51% – гражданина страны, 14% – представителя своего поколения.
Рис. 2. Самоидентификация студентов ПензГТУ
Историю своей семьи знают 73% опрошенных, 26% сознались, что недостаточно хорошо осведомлены о ней, 3% респондентов затруднились с ответом.
Рис. 3. Знание семейной истории студентами ПензГТУ
Чуть больше половины опрошенных (56%) заявили, что стараются во всем прислушиваться к мнению родителей, бабушек и дедушек, 23% считают, что представители старших поколений вряд ли могут чем-то помочь им с выбором правильных решений, их взгляды давно устарели, 21% затруднился с ответом на вопрос (см. рис. 4).
Молодые люди единогласно отметили важность поддержки теплых отношений со всеми членами своей семьи.
Полученные результаты демонстрируют традиционность взгляда на семью и семейные ценности, стремление сохранить преемственность поколений, восприятие себя как гражданина страны и представителя семьи.
Убеждены, что освоение новой дисциплины оказывает позитивное влияние на формирование социально значимых ценностей у молодежи. Проведенное анкетирование также позволяет раскрыть возможности и пути воспитания студенчества.
Рис. 4. Значимость для студентов мнения родителей и родственников в решении проблем
Заключение / Conclusion
Резюмируя, подчеркнем, что основу российской государственности составляют традиционные духовно-нравственные ценности. Содержательное наполнение ими структуры нового курса «Основы российской государственности», введенного в отечественной высшей школе, позволит защищать и укреплять суверенитет, развить духовный потенциал ее народа.
Проведенный в настоящей статье обзор литературы показывает высокий интерес исследователей к проблеме ценностей и ценностных ориентаций личности в разных сферах общественной жизни. В этом смысле возможности новой дисциплины весьма обширны, поскольку при изучении каждого из пяти разделов можно использовать ресурсы философии, истории, политологии, культурологии и других наук. Важно, что применение различных методов и приемов, авторских методик делает изучение предмета интересным.
В статье осуществлена попытка анализа категории «традиционные российские духовно-нравственные ценности». Выявлены признаки системообразующего понятия «ценность», понимание которых помогает более четко структурировать информацию в рамках курса, позволяет яснее выражать свои мысли и говорить со студентами на языке науки.
Поскольку дисциплина «Основы российской государственности» будет изучаться лишь второй год, важен, на наш взгляд, обмен опытом преподавания в разных вузах страны. Интересным является усиление воспитательных возможностей педагогического процесса через призму обозначенных на государственном уровне традиционных ценностей. В данном исследовании авторы попытались показать наполнение курса с позиции такой системообразующей ценности, как крепкая семья. Представлены примеры заданий, которые можно использовать в учебном процессе.
Проведенное анкетирование студентов ПензГТУ помогает понять значимость межпоколенческой связи внутри семьи, раскрыть условия воспитания обучающихся через изучение нового вузовского учебного курса. Его «привязанность» к родному региону и семье, поиск личной значимости для каждого слушателя позволят формировать у молодого поколения традиционные российские духовно-нравственные ценности.
В дальнейшем представляется интересным изучение особенностей воспитания патриотизма и гражданственности в контексте семейных ценностей, создающих условия для социализации в обществе.