Full text

Введение

 

Обращаясь к проблемам студенческого возраста, ученые обязательно затрагивают тему образования, представляющую собой особый человеческий опыт существования. На современном этапе развития общества экзистенциальные навыки рассматриваются в числе перспективных компетенций будущего успешного профессионала. В связи с этим вопросы экзистенциального развития студентов в процессе профессионального обучения активно изучаются учеными – педагогами, психологами [1].

Важным личностным качеством студента, помогающим адекватно и соразмерно реагировать на происходящие изменения, преодолевать определенные трудности и поддерживать уровень физического и психического здоровья, необходимый для успешного обучения, является жизнестойкость. Данный психологический феномен активно изучается современными учеными в контексте исследований жизнестойкости во взаимосвязи с личностными особенностями, личностными ресурсами, копинг-стратегиями, ценностными ориентациями [2, 3].

Рассматривая понятие жизнестойкости с позиции С. Мади, можно говорить о том, что данный феномен представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Определение понятия жизнестойкости находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним.

Понятие жизнестойкости рассматривается и во взаимосвязи с понятием личностного потенциала [4], определяется как ключевой ресурс для трансформации жизненных событий в новые возможности [5], понимается как способность личности противостоять стрессовым ситуациям, сохраняя внутренний баланс [6, 7]. Жизнестойкость способствует повышению адаптивных возможностей человека, эффективному использованию человеком своих возможностей, при этом экзистенциальная исполненность понимается одновременно и как мера наполнения жизни смыслом, и как желаемый итог жизненного пути человека.

Люди с высоким уровнем жизнестойкости отличаются уверенностью, видят в себе достаточно ресурсов, чтобы самостоятельно и эффективно строить свою жизнь, в различных жизненных ситуациях ориентируются на свой жизненный опыт [8, 9]. Таким образом, жизнестойкость обеспечивает успешное противостояние человека трудным жизненным ситуациям. Жизнестойкие стратегии, жизнестойкий стиль поведения стимулируют человека к самореализации, жизненному творчеству, способствуют его экзистенциальному развитию.

Проблема формирования и развития экзистенциальной сферы, степени выраженности ее компонентов и взаимосвязь с различными психологическими феноменами в процессе профессионального обучения студентов представляет собой актуальное и перспективное направление исследований. Современные исследователи изучают различные аспекты проблемы жизнестойкости и экзистенциальной исполненности. Понятие экзистенциальной исполненности описывает качество жизни и успешность человека [10, 11]. Согласно А. Лэнгле, степень выраженности экзистенциальной исполненности характеризует отношение человека к окружающему миру, которое наполнено смыслом и приближает человека к исполнению своей сущности. Если у человека высокий уровень экзистенциальной исполненности, это означает, что его жизнь имеет много смыслов, что он живет в соответствии со своими ценностями, внутренней гармонией, что его решения и действия соответствуют его сущности и что через эти решения и действия он вносит себя в этот мир.

Поиск смысла жизни – важнейшая особенность развития в юношеском возрасте, к которому относится и студенческий период. В этом возрасте перед юношами и девушками встают такие важные вопросы, как профессиональное и личностное становление, формирование мировоззрения и этических норм, расширение системы ценностей и смыслов. Оптимальное решение этих проблем не только способствует пониманию смысла жизни, но и помогает сформировать конструктивный подход к решению жизненных проблем. В этом случае мы считаем, что экзистенциальная исполненность может быть связана с жизнестойкостью личности и ее компонентами.

 

Методология и результаты исследования

 

Обзор исследований проблемы жизнестойкости и экзистенциальной исполненности личности актуализирует целесообразность определения жизнестойкости в развитии экзистенциальной исполненности в период профессионального обучения.

Мы предположили, что степень выраженности экзистенциальной исполненности студентов на разных этапах обучения в вузе повышается с возрастом и обусловлена возрастными особенностями проявления жизнестойкости; лица с разным уровнем жизнестойкости различаются по характеристикам экзистенциальной исполненности.

Цель нашей статьи – проверить и обосновать наличие связи между показателями жизнестойкости и экзистенциальной исполненности у студентов на разных этапах обучения.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

– изучить особенности жизнестойкости и экзистенциальной исполненности студентов на разных этапах обучения;

– выявить и описать наличие связи между показателями жизнестойкости и экзистенциальной исполненности у студентов.

В качестве испытуемых выступили студенты в возрасте от 18 до 24 лет (n = 69), обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». На основе критерия среднего возраста (21 год) испытуемые были разделены на две группы. Первую группу составили студенты в возрасте (<21), вторую группу – в возрасте (≥22). В эмпирической части исследования, которое проводилось в режиме онлайн-взаимодействия, использовались тест жизнестойкости С. Мадди и методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле (ESK). Тест жизнестойкости дает представление о системе убеждений человека, о его отношении к миру, характеризует степень его вовлеченности в события собственной жизни и убежденность человека в том, что все жизненные события способствуют его развитию благодаря знаниям, полученным на основе опыта. Методика «Шкала экзистенции» позволяет выявить результаты экзистенциальной исполненности человека с точки зрения его субъективной оценки собственной жизни. В зависимости от уровня выраженности экзистенциальной исполненности мы можем судить о том, как человек осмысливает свою жизнь, насколько он гармоничен с самим собой, соответствуют ли его решения и действия его интересам и потребностям, а также о том, сможет ли он привнести в жизнь что-то новое и позитивное. При выборе методик мы учитывали их соответствие показателям надежности и валидности, позволяющим оценить адекватность и пригодность для исследуемых явлений, а также возможность качественного и количественного анализа полученных результатов.

С помощью программы обеспечения SPSS Statistics 27 (IBM) была проведена статистическая обработка данных, расчет среднего значения (M), стандартного отклонения (SD), медианы (Me), описательного анализа значимых результатов по методикам С. Мадди и А. Лэнгле двумя способами с использованием параметрического и непараметрического тестов корреляционного и регрессионного анализа. Установлено, что между двумя группами испытуемых (≤21 и ≥22) наблюдаются различия в показателях субшкал (p-значение <0,001) (табл. 1).

Таблица 1

Средние значения показателей по методикам С. Мадди и А. Лэнгле
на выборке (n = 69) с разделением на возрастные группы

 

Название шкалы

Mean±SD

p-значение t-критерий

p-значение U-критерий

(n = 69)

≤21

≥22

Вовлеченность

36,8±19,5

33,4±18,4

42,3±20,4

<0,001

<0,001

Контроль

26,4±9,5

26,0±10,7

27,0±7,3

<0,001

<0,001

Принятие риска

16,9±6,9

16,3±6,7

18,0±7,2

<0,001

<0,001

Жизнестойкость

61,9±29,5

59,9±28,3

63,2±29,7

<0,001

<0,001

Самодистанцирование

30,10±7,0

27,49±6,4

34,42±5,8

<0,001

<0,001

Самотрансценденция

64,32±10,7

62,70±11,1

67,00±9,6

<0,001

<0,001

Свобода

41,65±9,6

39,09±8,7

45,88±9,6

<0,001

<0,001

Ответственность

42,62±8,0

41,74±7,1

44,08±9,2

<0,001

<0,001

Персональность

91,68±15,1

88,53±14,8

96,88±14,6

<0,001

<0,001

Экзистенциальность

84,83±15,8

80,58±14,9

91,85±14,9

<0,001

<0,001

Исполненность

178,04±29,2

168,95±27,6

193,08±25,6

<0,001

<0,001

 

На основании анализа результатов теста жизнестойкости С. Мадди ранее проведенного нами исследования [12] можно сделать вывод, что средний балл шкалы жизнестойкости для обеих групп находится в пределах среднего значения, а медианы показателей обеих групп близки к среднему значению (см. табл. 1).

В разных возрастных группах структурные компоненты жизнестойкости различаются по степени выраженности. При сравнении двух групп посредством тестов были обнаружены значимые различия в показателе вовлеченности. Таким образом, существует прямая зависимость между вовлеченностью и возрастом испытуемых (r = 0,428, p < 0,001). Люди с высоким уровнем вовлеченности обычно удовлетворены своей жизнью и деятельностью, полностью осознают свои жизненные ценности, понимают смысл жизни. Кроме того, с помощью коэффициента Пирсона обнаружена слабая положительная корреляция между принятием риска и возрастом студентов (r = 0,271, p < 0,001).

Сравнивая данные двух групп по распределению средних значений и доверительного интервала по шкале жизнестойкости, мы обнаружили, что большинство студентов в группе ≥22 лет находятся в границах «ящика» от 38,0 до 86,0, в то время как большинство студентов в группе ≤21 лет сосредоточены в диапазоне от 45,0 до 86,0.

Анализ средних значений шкал экзистенции (см. табл. 1) позволяет сделать вывод о том, что наибольшие различия между возрастными группами обнаружены по показателям персональности (r = 0,344), экзистенциальности (r = 0,347) и исполненности
(r = 0,403). Так, студентов возрастной группы ≤21 характеризует повышенная готовность психосоматически реагировать на жизненные проблемы. Это может объясняться личностной незрелостью испытуемых. Студентам возрастной группы ≥22 в большей степени свойственна эмоциональная отзывчивость, внутреннее переживание и сочувствие. Заниженный показатель экзистенциальности в группе ≤21 указывает на то, что студенты могут проявлять неуверенность в принятии решений и осознании своего «экзистенциального места». Увеличение данного показателя в группе ≥22 свидетельствует о том, что студенты полны большей решимости принимать ответственность за свою жизнь. Низкий показатель исполненности в группе ≤21 указывает пока еще на не исполненную экзистенцию, нерешительность и стесненность. В группе ≥22 выраженность экзистенциальной исполненности относится к среднему уровню, что характеризуется способностью испытуемых адекватно оценивать внешние ситуации, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за свою жизнь.

Сравнив данные двух групп по распределению средних значений и доверительного интервала по шкале «исполненность», наблюдаем сосредоточенность большего числа студентов группы ≥22 в диапазоне от 185,0 до 215,0, тогда как основная часть возрастной группы студентов ≤21 располагается в границах «ящика» от 130,0 до 217,0.

Для анализа отношений между показателями исполненности, жизнестойкости и возраста студентов мы применили регрессионную модель (без разделения на группы) (см. рисунок).

В результате была выведена зависимость обоих показателей от возраста, характеризующая нелинейное изменение показателей исполненности и жизнестойкости. Нами установлено, что период от 18 до 21 года протекает с некоторым снижением показателей жизнестойкости студентов, в то время как выраженность экзистенциальной исполненности постепенно возрастает.

Обнаруженная обратная корреляция между исполненностью и жизнестойкостью, на наш взгляд, характеризует особенности возрастного периода испытуемых, а также возможное наличие дисфункциональных убеждений (дезадаптивных схем), оказывающих негативное влияние на уровень жизнестойкости. Респонденты группы ≤21 являются студентами I–III курсов обучения. В этот период реализация смысла существования, экзистенциальной исполненности отражает субъективную оценку качества своей жизни, т. е. не то, как человек живет на самом деле, а то, как он живет по его мнению. Однако, осмысливая свою жизнь, молодые люди могут столкнуться с жесткими стандартами и оказаться более уязвимыми и зависимыми, что влечет снижение
уровня жизнестойкости [13].

 

Регрессионная модель зависимости исполненности и жизнестойкости от возраста
в группах студентов

 

В возрастной группе испытуемых ≥22 наблюдается подъем и в дальнейшем плавное повышение и исполненности, и жизнестойкости. Полученный результат, с нашей точки зрения, акцен­тирует то, что испытуемые данной возрастной группы являются студентами-выпускниками и магистрантами, т. е. готовыми посвятить себя выбранной профессии, а сама профессиональная деятельность сопровождается переживанием экзистенциальной исполненности - самореализации, самоосуществления, призвания. Такой человек чувствует, что он занимается своим делом и находится на своем месте в жизни. Уровень жизнестойкости студентов в группе ≥22 повышается за счет вовлеченности, позволяющей человеку получать удовольствие от выполняемой деятельности; контроля, позволяющего личности сохранять активную жизненную позицию и выбирать собственный жизненный путь; принятия риска, который помогает успешно использовать полученный жизненный опыт. Если уровень экзистенциальной исполненности высокий, это означает, что жизнь человека имеет много смыслов, что он живет в соответствии со своими ценностями и в своей внутренней гармонии, что его решения и действия соответствуют его сущности и что через эти решения и действия он вносит себя в этот мир.

Согласно нашему предположению о том, что лица с разным уровнем жизнестойкости различаются по характеристикам экзистенциальной исполненности, с целью установления тесноты связи между жизнестойкостью и компонентами экзистенциальной исполненности был рассчитан коэффициент корреляции Пирсона (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Корреляции между компонентами экзистенциальной исполненности
и жизнестойкости у студентов

 

 

ExistentialFulness

Sd

St

F

V

P

E

G

Hardiness

Iv

0,247*

0,422**

0,476**

0,576**

0,475**

0,497**

0,436**

Cr

 

 

0,465**

0,229*

 

0,414**

0,349**

Ra

 

0,397**

0,412**

0,241*

0,284*

0,396**

0,375**

Hd

0,358*

 

0,481**

0,426**

0,329**

0,631**

0,504**

 

Примечание 1. В таблице приняты следующие обозначения: Iv – вовлеченность; Cr – контроль; Ra – принятие риска; Hd – жизнестойкость; Sd – самодистанцирование; St – самотрансценденция;
F – свобода; V – ответственность; P – персональность; E – экзистенциальность; G – исполненность.

Примечание 2. * Корреляция значима на уровне 0,05; **Корреляция значима на уровне 0,01.

 

По результатам корреляционного анализа (табл. 2) можно сделать следующие выводы:

-     выявлена статистически значимая прямая взаимосвязь самодистанцирования и вовлеченности(r = 0,247, p < 0,05), самодистанцирования и жизнестойкости
(r = 0,358, p < 0,05). Это означает, что студенты, способные к самодистанцированию, отличаются собственной системой убеждений о себе, об окружающем, об отношениях; следовательно, они в большей степени способны к преодолению сложных жизненных ситуаций;

-     отмечается статистически значимая прямая взаимосвязь самотрансценденции и вовлеченности(r = 0,422, p < 0,01), самотрансценденции и принятия риска
(r = 0,397, p < 0,01), т. е. испытуемые рассматривают свою жизнь как способ накопления опыта и готовы идти на риск без надежных гарантий успеха;

-     выявлены сильные положительные взаимосвязи свободы и вовлеченности
(r = 0,476, p < 0,01), контроля (r = 0,465, p < 0,01), принятия риска (r = 0,412, p < 0,01) и жизнестойкости (r = 0,481, p < 0,01). Свобода предполагает способность находить истинные возможности для осуществления действий, способность принимать обоснованные решения. С одной стороны, способность принимать решения зависит от особенностей личности, но, с другой стороны, чтобы сделать выбор, необходимо увидеть эти реальные возможности, увидеть для себя что-то наиболее важное и сделать свободный выбор;

-     существует прямая значимая положительная взаимосвязь ответственности и показателей жизнестойкости: вовлеченности (r = 0,576), жизнестойкости (r = 0,426) при p < 0,01; контроля (r = 0,229) и принятия риска (r = 0,241) при p < 0,05, что подтверждается фактом повышения жизнестойкости с возрастом и, соответственно, принятием ответственности на себя и переходом от внешнего контроля к самоконтролю;

-     обнаружена положительная значимая взаимосвязь персональности и вовлеченности (r = 0,475, p < 0,01); персональности и жизнестойкости (r = 0,329, p < 0,01); персональности и принятия риска (r = 0,284, p<0,05), что демонстрирует становление когнитивного стиля жизни, проявления открытости в отношении окружающих и готовности проявлять свои способности;

-     отмечаются сильные положительные взаимосвязи экзистенциальности и всех показателей жизнестойкости: вовлеченности (r = 0,497, p < 0,01); контроля (r = 0,414, p < 0,01); принятия риска (r = 0,396, p < 0,01) и жизнестойкости (r = 0,631, p < 0,01), что характеризует способность человека не просто ориентироваться в мире, а самостоятельно принимать решения и ответственно их реализовывать;

-     выявлена сильная прямая взаимосвязь общего показателя исполненности и составляющих компонентов жизнестойкости: вовлеченности (r = 0,436, p < 0,01); контроля (r = 0,349, p < 0,01); принятия риска (r = 0,375, p < 0,01) и жизнестойкости
(r = 0,504, p < 0,01), что свидетельствует о способности человека контролировать свою жизнь и свои потребности, соотносить требования жизненных ситуаций с собственными ценностями, осознавать собственную жизнь как полную, настоящую, счастливую, т. е. характеризует убежденность в том, что жизнью можно и нужно управлять.

 

Заключение

 

Исследование показало, что у студентов с возрастом повышается степень выраженности экзистенциальной исполненности. Выявленная закономерность обусловлена возрастными особенностями проявления жизнестойкости. Однако в регрессионной модели связи между кривой исполненности и кривой жизнестойкости имеют разную направленность в зависимости от возраста. В возрастной группе ≤21 наблюдается отрицательная корреляция между исследуемыми показателями, что объясняется субъективной оценкой качества своей жизни студентами данного возраста. Тем не менее, несмотря убежденность в управляемости событиями в своей жизни, испытуемые не готовы к преодолению трудностей, оказываются более уязвимыми и зависимыми.

Более высокие показатели экзистенциальной исполненности наблюдаются у студентов возрастной группы ≥22. В этот период жизнестойкость студентов, так же как и исполненность, повышается за счет факта вовлеченности в учебно-профессиональную деятельность, что позволяет проявлять активную жизненную позицию и успешно использовать полученный жизненный опыт.

Полученные нами данные об особенностях взаимосвязи экзистенциальной исполненности и жизнестойкости у студентов разного возраста согласуются с мнением отдельных авторов о том, что жизнестойкость можно понимать как основу существования личности [14, 15]. Высокий уровень установки на преодоление жизненных трудностей приводит к формированию решительности и ответственности в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах, поиску реальных возможностей для действий и выстраиванию собственной иерархии ценностей.

Изучение взаимосвязи экзистенциальной исполненности и жизнестойкости студенческой молодежи представляется значимым для понимания динамики про­явления данных феноменов у студентов в период профессионального обучения, формирования их жизненной позиции, обретения жизненного смысла и достижения экзистенциальной исполненности, что способствует разработке практических мер по повышению жизнестойкости, развитию ценностно-смысловой сферы студентов, включая реализацию ими способности принимать жизненные вы­зовы, формировать конструктивный подход к решению жизненных проблем и содействовать их экзистенциальному развитию.

В результате теоретического анализа рассмотрены подходы к изучению экзистенциальной исполненности и жизнестойкости, определены взгляды современных исследователей на содержательные характеристики данных феноменов. Установлено, что экзистенциальная удовлетворенность жизнью человека тесно связана с его мироощущением и убеждениями относительно смысла жизни и процесса его поиска в окружающем мире. Изучение научно-теоретических работ по проблеме исследования позволило теоретически обосновать взаимосвязь жизнестойкости и экзистенциальной исполненности жизни личности.

Эмпирическое исследование было направлено на изучение возрастной динамики изменения показателей экзистенциальной исполненности и жизнестойкости у студентов и выявление взаимосвязи компонентов экзистенциальной исполненности и жизнестойкости у студентов. В качестве инструментов для диагностики были применены тест жизнестойкости С. Мадди и методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле (ESK).

Определено, что показатели экзистенциальной исполненности и жизнестойкости у студентов в разных возрастных группах имеют разный уровень выраженности. Отрицательная корреляция между исследуемыми показателями наблюдается в возрастной группе ≤21, что объясняется субъективной оценкой качества своей жизни и неготовностью студентов к преодолению трудностей.

Значения показателей экзистенциальной исполненности и жизнестойкости тем выше, чем старше по возрасту респонденты. Более высокие показатели экзистенциальной исполненности наблюдаются у студентов возрастной группы ≥22. В этот период жизнестойкость студентов, так же как и исполненность, повышается за счет факта вовлеченности в учебно-профессиональную деятельность и сопровождается переживанием экзистенциальной исполненности - самореализации, самоосуществления, призвания.