Введение / Introduction
Любые нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение человека, присваиваются в деятельности. В этом контексте важно проектировать вовлечение детей в активную деятельность как условие их ценностного развития. Современная сфера образования России нацелена на укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей. Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 особое место среди них занимают такие ценности, как гражданственность, высокие нравственные идеалы и историческая память, что является основой для осознания школьником своей принадлежности к гражданскому сообществу и культурному базису страны – основой его гражданской идентичности [1]. Для развития гражданской идентичности обучающихся сложным методическим вопросом остается следующий: как создать условия для ее развития у школьников? Стоит обратить внимание на опыт существования государственно-административной системы российского общего образования, который показывает, что не всегда создается возможность реализации своей гражданской идентичности у школьника. Данный опыт актуализирует необходимость методической проработки вопроса «как?».
Для создания условий для реализации школьником своей гражданской идентичности нужна деятельность, осуществляемая целенаправленно. В деятельности обучающийся имеет потенциал не только формирования представлений о ценностях, но и их присвоения.
Настольные игры традиционно рассматриваются как средство учебно-воспитательного процесса [2]. По мнению Т. А. Каратаевой, настольные игры позволяют рассматривать активность обучающегося как составную часть его социального опыта [3].
Настольные игры позволяют закреплять способы действий, знания о содержании игры, формировать эмоционально-ценностное отношение к проигрываемому виду деятельности, а также накапливать опыт взаимодействия с различными субъектами игровой деятельности.
Исходным при определении содержания понятия «гражданская идентичность» можно рассматривать трактовку Т. В. Бугайчук и О. А. Коряковцевой [4].Авторы рассматривают аспект как уникальную характеристику индивидуальности личности, отражающую сознательную соотнесенность человека с определенной гражданской общностью, образом «идеального гражданина». В данной трактовке актуализируется потребность в создании условий, способствующих не только приобщению к образу «идеального гражданина», но и формированию уникальной характеристики индивидуальности личности. По мнению В. С. Мухиной и В. С. Басюка, данный тезис соотносится с представлением о человеке как социальной единице и уникальной личности, обладающей способностью к идентификации и обособлению [5]. Исходя из этого, использование готовых настольных игр в учебно-воспитательном процессе зачастую будет ограничивать возможности реализации своей гражданской идентичности у школьника.
Стоит отметить, что совместное конструирование и дальнейшее проигрывание настольных игр с обучающимися снимает вышеуказанное ограничение. Конструирование настольных игр с обучающимися позволяет формировать, с одной стороны, осознание себя как субъекта принадлежности к определенному сообществу (идентификация), с другой стороны, личностно значимое осмысление социальной действительности (обособление).
Включение в учебно-воспитательный процесс технологии конструирования
с обучающимися настольных игр может рассматриваться как условие развития
их гражданской идентичности.
Цель статьи – представить результаты исследования, в котором разработана
и описана технология конструирования с обучающимися настольных игр, способствующая развитию их гражданской идентичности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить методологическую рамку исследования и проанализировать возможности конструирования с обучающимися настольных игр для реализации школьниками своей гражданской идентичности.
2. Описать ключевые блоки предложенной технологии и экспериментально проверить ее эффективность.
Обзор литературы / Literature review
Исследованиям по вопросам развития гражданской идентичности уделено достаточно много внимания. Анализ понятия «граждaнская идeнтичность» в источниках рассматривается через понятия «гражданственность» и «идентичность». Педагогический словарь определяет гражданственность как «качество личности, которое характеризуется стремлением и умением работать во имя интересов страны и нации, ответственностью по отношению к своим обязанностям и осознанием своих прав» [6].
Характерная идентичности множественность рассматривается в работах С. Хантингтона, по мнению которого идентичность «есть самосознание индивида или группы; она представляет собой продукт самоидентификации» [7]. В исследованиях Э. Х. Эриксона идентичность позволяет субъекту воспринимать свою жизнь как опыт продолжительности и единства сознания, целостности жизненных целей, повседневных поступков, действий и их значений, которые обеспечивают последовательность в действиях [8].
Структуру гражданской идентичности, как и любого вида идентичности, характеризуют две стороны. По мнению Т. Водопажской, «первая сторона характеризует осознание принадлежности к тому или иному государству, которая имеет для определенного индивида значимый смысл. Вторая сторона характеризует феномен индивидуального сознания, признак качества гражданской общности, характеризующего его как коллективного субъекта. Эти стороны подчеркивают внимание на различных аспектах гражданской идентичности co стороны индивида и со стороны общества» [9].
В исследованиях Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцевой [10] гражданская идентичность может рассматриваться как характеристика индивидуальности личности, отражающая сознательную соотнесенность человека с определенной гражданской общностью и образом «идеального гражданина». По мнению В. С. Мухиной и В. С. Басюка [11], такой подход соотносится с представлением о человеке как социальной единице и уникальной личности, обладающей способностью к идентификации и обособлению.
О. В. Болтыков характеризует гражданскую идентичность как осознание субъектом сопричастности к социальной действительности и окружающим людям в контексте личностно значимого осмысления и осознания себя как гражданина страны с развитым чувством общности, солидарности, ответственности за ситуацию в государстве [12].
Л. М. Дробижева отмечает, что формирование гражданского самосознания связано с комплексом социально-психологических предпосылок в обществе [13]. Исследователь рассматривает данный аспект с переориентацией патерналистских представлений населения на деятельностную самоорганизацию, солидаризацию вокруг ответственности за свою судьбу и жизнь окружающих [14].
И. Ю. Киселев и А. Г. Смирнова под гражданской идентичностью подразумевают национальную идентичность, полагая, что чувство членства в общности возникает на основе принадлежности к нации. По их мнению, национальная идентичность – это особая форма групповой идентичности, благодаря которой люди считают себя объединенными вместе, потому что говорят на одном языке, населяют общую территорию и испытывают привязанность к существующей экосистеме. Людей объединяют множество традиций, историческая память о прошлом, которая переживается в настоящем как гордость за успехи и достижения нации или, наоборот, как стыд за поражения и неудачи. Тем не менее, как считают ученые, национальная идентичность не является родовым понятием, она специфична и представляет собой социальный конструкт. Нация складывается из граждан различного этнического происхождения, имеющих общие цели, нормы и ценности и готовых добровольно подчиняться порядку, установленному государством [15].
Зарубежный исследователь Р. Д. Фогельсон [16] понимает под гражданской этническую идентичность. По мнению Д. Форд, она включает в себя осознание, восприятие, понимание, переживание своей принадлежности к этнической общности [17].
Развитие гражданской идентичности обучающихся является важной задачей современного образования, поскольку именно в школьные годы закладываются основы гражданской позиции и социальной ответственности. Гражданская идентичность включает в себя не только осознание принадлежности к определенной нации или государству, но и понимание своих прав и обязанностей, активное участие в жизни общества и стремление к его улучшению, что обознается в т. ч. в работах А. Тэшфела [18].
Л. В. Байбородова, А. В. Репина считают гражданскую идентичность интегративным качеством, определяющим воспитание гражданских качеств обучающихся [19].
А. Ким рассматривает гражданскую идентичность через междисциплинарный подход, позволяющий ученым интегрировать результаты прикладных и фундаментальных исследований [20]. Подход Д. Исаченко описывает гражданскую идентичность через осознание «ментальной связи» населения со страной [21].
Для создания условий, способствующих реализации гражданской идентичности, необходима целенаправленная деятельность, которая включает в себя как образовательные, так и внеучебные мероприятия. В процессе такой деятельности обучающиеся имеют возможность не только формировать представления о гражданских ценностях, но и активно присваивать их, что способствует развитию их личной ответственности и социальной активности.
Среди условий формирования гражданской идентичности выделяют современные медиа, указывают Ю. Лин и соавт. [22] И в целом Н. Мирра, Л. Л. Келли и А. Гарсия определяют формирование среды культурно значимой медиаграмотности [23]. Р. Г. Брингл, П. Х. Клейтон отмечают гражданское обучение как элемент обучения служению [24]. Или, по мнению С. Аджапс и А. Обиагу, как комплексные программы гражданского образования [25]. Особое внимание команды исследователей под руководством Дж. К. Фицджеральд уделяется вопросам создания условий для вовлечения обучающихся в социальные практики, направленные на их гражданское участие [26]. Но важным аспектом таких условий является внешняя поддержка детей и молодежи их окружающими (например, родителями и сверстниками), считают ученые Хемин Хан, Келси Дж. Доусон [27]. Среди особенностей формирования гражданской идентичности ряд авторов под руководством А. Аиповой выделяет развитие познавательных способностей [28].
По мнению А. А. Логиновой, гражданская идентичность школьника – это такой процесс соотнесения себя с гражданской общностью, ее ценностями и нормами, который выводит учащегося на осознание себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, на осознание своей принадлежности к гражданской общности, на понимание своих прав и обязанностей, реализуемых в процессе участия в жизни гражданского общества, общественно-политические события которого оцениваются им по критерию ценностей гражданского общества, становящихся мотивами его поведения и деятельности [29].
Таким образом, в литературе подчеркивается значимость развития гражданской идентичности в школьной среде и ставится вопрос о необходимости взаимодействия педагогов и самих учащихся для ее развития.
В этом контексте настольные игры могут служить инструментом для формирования и развития гражданской идентичности. Настольные игры представляют собой не только средство досуга; они также позволяют создать пространство для взаимодействия, совместного обучения и обсуждения социальных и культурных вопросов. Играя, школьники сталкиваются с различными ситуациями, которые требуют от них принятия решений, социальных взаимодействий и конструктивного мышления – навыков, необходимых для гражданской активности.
Целенаправленная деятельность, связанная с настольными играми, предоставляет учащимся возможность не только знакомиться с основами гражданственности, но и активно участвовать в их формировании. Учащиеся могут развивать свое понимание о ценностях, таких как уважение, солидарность и ответственность, учась присваивать эти идеи через практический опыт жизни в игровой среде.
По мнению О. С. Анисимова, настольные игры следует рассматривать как многоаспектное понятие, сочетающее в себе психолого-педагогические, культурологические, исторические элементы, направленные на решение воспитательно-образовательных, культурно-оздоровительных задач [30].
Так, например, понятие настольной игры рассматривалось с разных позиций и подходов следующими исследователями:
– П. Ф. Лесгафт – подвижные игры с правилами, имеющие цели и правила, определенные взрослыми [31];
– Е. И. Тихеева – дидактические игры с правилами, организуемые педагогами и включающие выполнение физических – манипулятивных – упражнений и действий [32];
– Л. С. Новоселова – дидактические игры, возникающие по инициативе взрослого, – в них внедряются воспитательные и образовательные цели [33];
– Н. К. Крупская – правила игры определены взрослыми, каждый участник должен подчиняться им [34];
– Ж. Пиаже – роль в игре способствует формированию мышления;
использование игровой символики [35, 36];
– Л. М. Фридман – игры, развивающие интеллектуально-познавательные способности [37];
– А. Кьяротто – игры для развития эмоционального и психологического комфорта участников [38];
– Т. В. Березовская – этнические особенности игры и игрового взаимодействия [39].
Р. И. Жуковская считает, что включенность в настольную игру способствует развитию у школьников следующих умений: анализ ситуации, поиск и отбор необходимой информации, моделирование собственного поведения, рассмотрение стратегии и вариантов поведения, принятие ответственного и осознанного решения, коммуникативные навыки, отделение фактов от мнений и др. [40]
Вопрос об конструировании с обучающимися настольных игр в развитии гражданской идентичности в настоящее время в отечественной и зарубежной литературе остается малоизученным. Вместе с тем очевидно, что данное педагогическое средство открывает большие перспективы для формирования образа «идеального гражданина».
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологической базой исследования выступают условия развития гражданской идентичности, соотнесенные с представлением о человеке как социальной единице и уникальной личности, обладающей способностью к идентификации и обособлению, – подход В. С. Мухиной, В. С. Басюка.
Представим технологию конструирования с обучающимися настольных игр как условия развития их гражданской идентичности. Технология представлена взаимосвязанными блоками.
Первый блок. Формирование возможностей для реализации своей гражданской идентичности школьником
Гражданская идентичность рассматривается как уникальная характеристика индивидуальности личности, отражающая сознательную соотнесенность человека
к определенной гражданской общности, образу «идеального гражданина».
Ключевым средством данного блока является методология моделирования воспитательного, социализирующего механизма социально-проектной деятельности, задаваемая через создание условий для развития гражданской идентичности [38]:
‒ понимание школьниками планируемой социально значимой коллективной деятельности и своих функций. Целью планируемой деятельности является популяризации среди своих сверстников историко-культурного наследия малой родины;
‒ групповое участие в определении ключевых аспектов культурных и исторических ценностей, планируемых к осмыслению в рамках коллективной деятельности. Целью группового обсуждения является поэтапная разработка экскурсионного маршрута достопримечательностей малой родины для своих сверстников;
‒ овладение опытом взаимодействия с различными субъектами игровой деятельности в процессе коллективной работы. Целью взаимодействия является создание и проведение экскурсий по разработанному маршруту и уроков с использованием созданной настольной игры;
‒ овладение базовыми исследовательскими навыками через включение в поисковую деятельность. Целью является личностное развитие участников коллективной работы при разработке и реализации своих экскурсионных маршрутов.
Второй блок. Этапы и ключевые вехи по конструированию с обучающимися настольных игр
Этап 1. Обучающая сессия «Архитектурные приключения»
Ключевые вехи:
1. Обучающие сессии в формате интенсива по выработке паспорта экскурсионного маршрута.
2. Модельные экскурсии по достопримечательностям малой родины.
3. Мастер-классы по созданию моделей достопримечательностей города (например, из конструктора Yohocube).
Этап 2. Дизайн-сессия по разработке экскурсионных маршрутов
Ключевые вехи:
1. Разработка чек-листа «Наша идеальная экскурсия».
2. Система консультаций по разработке экскурсионных маршрутов на основе чек-листа.
3. Проведение своей экскурсии с выборочными группами (например, одноклассники, родители).
Этап 3. Мастерская по разработке серии настольных игр
Ключевые вехи:
1. Разработка проекта настольной игры на основе своей экскурсии.
2. Консультация по разработке настольной игры.
3. Консультация по презентации и применению настольной игры.
Этап 4. Серия экскурсий по разработанным маршрутам и уроков с использованием созданных настольных игр «Следуй за мной»
Ключевые вехи:
1. Дизайн-макет настольной игры на основе своей экскурсии.
2. Организация уроков в формате настольных экскурсий.
Третий блок. Модель настольной игры
Название и легенда настольной игры.
Формат игры – игра-ходилка с обучающей викториной.
Структура игры:
1. Модель архитектурного объекта из картонного конструктора Yohocube:
– укажите архитектурный объект (название, его составные части и характеристики);
– представьте архитектурный объект: рисунком/эскизом/схемой/рабочим чертежом;
– смоделируйте архитектурный объект из картонного конструктора Yohocube.
2. Игровое поле, карточки, задания:
1) Игровое поле. Нарисуйте условную карту, маршрут экскурсии (конкретные улицы, точка старта и конечная точка).
2) Вопросы и задания: 1-й блок – вопросы категории «что?» (вопросы об архитектурном объекте). 2-й блок – вопросы категории «где?» (вопросы о месте расположения архитектурного объекта). 3-й блок – вопросы категории «когда?» (вопросы о прошлом и настоящем архитектурного объекта). 4-й блок – вопросы категории «почему?» («открытые» вопросы об архитектурном объекте, вопросы-«загадки»). 5-й блок – вопросы категории «задания-действия» (задания на выполнение действий для саморазвития в домашних условиях).
3. Игровые правила и действия
Игра рассчитана на 2–4 участников, предназначена для детей и взрослых.
Цель: знакомимся с архитектурной достопримечательностью.
Игроки ходят по очереди, установленной по договоренности или жребию. В свой ход игрок бросает игральный кубик – призму из конструктора Yohocube – и переставляет свою фишку вперед на клетку, которая соответствует определенному блоку вопросов.
Фишки игроков могут свободно переходить друг друга и останавливаться на одних и тех же клетках игрового поля. После перемещения фишки участника руководящий игрой должен прочитать вопрос с карточки, а игрок должен предположить свой вариант и ответить на вопрос. Если игрок ответил правильно, то он сразу же бросает игральный кубик и переставляет фишку вперед, на выпавшее значение, после чего ход переходит следующему игроку.
Если игрок ответил неверно или затрудняется с ответом, то руководящий игрой дает правильный ответ и необходимые пояснения. Фишка игрока остается на месте, а ход переходит к следующему игроку.
Побеждает первый игрок, дошедший до конкретной достопримечательности, выполнив все задания, встречающиеся на пути.
Игра заканчивается, когда финиширует предпоследний игрок.
Примерная продолжительности: от 30 мин.
Четвертый блок. Оценочно-демонстративный. Проведение обучающимися экскурсий по разработанным маршрутам и уроков с использованием созданных настольных игр для сверстников
Экспертному анализу подлежит демонстрация реализации своей гражданской идентичности школьником в процессе организации и проведения им экскурсии
и занятий.
Критериями оценки служат:
1. Оценка восприятия участниками экскурсии и занятий гражданских проявлений проектной команды в процессе популяризации ими историко-культурного наследия малой родины.
2. Оценка практической эффективности проводимых проектной командой экскурсии и занятий по формированию знаний о достопримечательностях малой родины.
Таким образом, технология конструирования с обучающимися настольных игр содержит четыре взаимосвязанных блока и направлена на создание возможностей для реализации своей гражданской идентичности у школьников.
Для подтверждения эффективности предлагаемой технологии конструирования с обучающимися настольных игр как условия развития их гражданской идентичности был реализован проект «Вятка глазами детей» с 2023 по 2024 учебный год.
До начала инициации, планирования и реализации проекта была сформирована команда, состоящая из следующих участников, имеющих ряд функциональных задач: руководитель и научный руководитель, методист, администратор, экскурсовод, игропедагог.
Для участия в проекте в результате выборки определены 115 школьников 1–6‑х классов семи школ г. Кирова: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» – основная методическая база и площадка для реализации мероприятий; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»; МБОУ «Средняя школа № 27»; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32»; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56»; МОАУ «Лицей № 21».
Результаты исследования / Research results
Обучающиеся из экспериментальной группы были организованы в 20 команд и определили экспериментальную группу исследования. Школьники 1–6‑х классов принимали участие в составлении экскурсионного маршрута по достопримечательностям г. Кирова, а также осуществляли разработку настольной игры по выбранным достопримечательностям. Для организации деятельности проектных команд была применена технология конструирования с обучающимися настольных игр как условия развития их гражданской идентичности. Среди выбранных архитектурных достопримечательностей команды стоит упомянуть: ресторан «Хлынов», храм Рождества Пресвятой Богородицы, железнодорожный вокзал, Кировскую диораму, Дворец культуры железнодорожников, дом-музей М. Е. Салтыкова-Щедрина, особняк Т. Булычёва, Кочуровский парк и другие.
В качестве диагностического инструментария применили комплексный подход, основываясь на экспертных заключениях, полученных от трех специалистов в рамках оценочно-демонстрационного блока для экспериментальной группы, а также оценке демонстрации итоговых работ, выполненных обучающимися (контрольная группа,
4-й класс, 28 школьников) в рамках программы внеурочной деятельности краеведческой направленности.
Для обработки и анализа в экспертных заключениях применялись критерии (деятельностный, эмоционально-ценностный, когнитивный) и уровни сформированности гражданской идентичности на основе методики Ярославской научной школы [41, 42].
В результате наблюдаются различия в уровне сформированности гражданской идентичности между контрольной и экспериментальными группами: по деятельностному компоненту на 17% выше у экспериментальной группы, эмоционально-ценностному – на 14% выше у экспериментальной группы, когнитивному – на 4% (см. рисунок).
Оценка уровней по критериям сформированности гражданской идентичности
в рамках оценочно-демонстративного блока (контрольный этап эксперимента)
Для оценки статистической достоверности был применен Т-критерий Стьюдента для несвязанных выборок с целью сравнения значений среднего уровня сформированности гражданской идентичности. Расчетное значение составило tэмп = 6,2,
что превышает tкр = 2,66 при p = 0,01. Таким образом, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, что доказывает статистическую надежность вывода о значимом различии уровня сформированности гражданской идентичности между контрольной и экспериментальными группами.
Отметим, что результаты работы показывают преимущество использования технологии конструирования с обучающимися настольных игр для создания возможностей проявления своей гражданской идентичности.
Заключение / Conclusion
Основным результатом проведенного исследования является описание технологии, которая позволяет поддерживать деятельность обучающегося, когда ребенок не только формирует представление о ценностях, но и присваивает их. Особое внимание в технологии уделяется описанию модели настольной игры, так как именно модель позволяет задать целенаправленные требования к организации деятельности по конструированию своих настольных игр по достопримечательностям малой родины.
Использование технологии напрямую зависит от умения педагога определить перечень достопримечательностей малой родины с учетом возрастных возможностей детей для построения им экскурсионного маршрута по данным достопримечательностям.
В качестве перспективы исследования может выступать процесс адаптации предложенной технологии для формирования и других традиционных духовно-нравственных ценностей, например жизнь, достоинство, права и свободы человека, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России, при условии, что на входе определяется содержание, позволяющее педагогу создавать условия для формирования данных ценностей. Опыт подсказывает, что для ценностей «крепкая семья» и «взаимопомощь и взаимоуважение» можно создавать «экскурсионные маршруты» по местам жизни (работы, учебы, досуга) членов семей личностей, являющихся образцами служения делу и людям. Для ценности «единство народов России» можно создавать «экскурсионные маршруты» по выставочным пространствам с национальными колоритами и другое [43].

Vyacheslav V. Utemov