Введение / Introduction
По мнению специалистов, растет список отклонений в состоянии здоровья студентов высших учебных заведений (вузов), которые корректируются средствами физической культуры. Например, А. П. Телегина и А. О. Алексина в своем исследовании предлагают регулировать физическую нагрузку для каждого такого студента в зависимости от имеющегося заболевания средствами фитнес-программ [1].
Мы согласны с мнением М. У. Шарофовой и соавторов, которые утверждают, что благодаря специально подобранным физическим нагрузкам можно регулировать сахар в крови, но только под наблюдением врачей. Нам импонирует их определение понятия «сахарный диабет» (далее – СД), под которым понимается серьезное хроническое заболевание, обусловленное повышением уровня глюкозы в сыворотке крови (гипергликемия), связанное с абсолютной или относительной недостаточностью инсулина в организме человека и характеризующееся серьезным нарушением обмена веществ, приводящее к различным сопутствующим заболеваниям (ухудшение зрения, плохое заживление ран, почечная недостаточность и т. д.) [2].
Е. А. Коренчук, А. В. Цыдрина утверждают, что это хроническое заболевание требует постоянного внимания и управления процессом поддержания сахара в норме. Заболевание характерно для всех возрастных групп населения. Общая численность пациентов с СД в Российской Федерации на 1 января 2022 года составляла 4 871 863 человека (3,35% населения страны), из них на долю диабета II типа приходится 92,3%, а 7,7% – это диабет I типа, который в большей степени характерен для детского и юношеского возраста, а это около 400 тысяч человек [3].
В медицинской литературе по проблеме сахарного диабета много объяснений протекания болезни, доказательств влияния на организм больного физических нагрузок, но недостаточно, на наш взгляд, методик работы по адаптивной физической культуре (далее – АФК) со студентами вузов, имеющих такое заболевание. Поэтому мы провели исследование, цель которого – определить влияние двигательной нагрузки на студентов специальной медицинской группы, осваивающих дисциплину
«Адаптивная физическая культура», имеющих такое заболевание, как сахарный диабет.
Задачи:
- Проанализировать научную литературу по данной теме.
- Выявить влияние двигательной активности на диабет I типа у студентов вузов.
- На основе проведенного исследования сделать выводы.
Обзор литературы / Literature review
При изучении научно-методической литературы мы сначала выяснили причины протекания вышеназванного заболевания в студенческом возрасте. Так, индийские ученые С. Кумар, A. Кумар, Дж. Тантрей, A. Шукла описывают причины возникновения сахарного диабета: организм по разным причинам прекращает усваивать глюкозу, за этот процесс несет ответственность гормон, который производит поджелудочная железа, – инсулин. Поджелудочная железа является железой смешанной секреции, отвечающей за вырабатывание ферментов для переваривания пищи в кишечнике и гормонов (инсулина и глюкагона), которые регулируют углеводный обмен в организме. В результате нарушения секреции инсулина появляется гипергликемия. В статье авторы утверждают, что сахар в крови можно регулировать не только синтетическими препаратами, но и лекарственными растениями, они делают обзор 30 лекарственных растений, которые являются родными для Индии и традиционно используются жителями для лечения СД [4]. На тему возникновения СД российские ученые, в частности И. М. Царгасова с соавторами, отмечают, что под действием инсулина происходит синтез гликогена из глюкозы и отложение его в печени и мышцах. Глюкогон регулирует превращение гликогена в простые сахара, которые поступают в кровь и тем самым способствуют повышению концентрации глюкозы в крови [5].
К. А. Айтбаев, И. Т. Муркамилов, Ж. А. Муркамилова и другие в своей работе указывают на диагностику и лечение моногенных форм сахарного диабета. У больных с сахарным диабетом инсулин просто не вырабатывается (это диабет I типа) или клетки перестают «узнавать» имеющийся инсулин (диабет II типа). В этот момент происходит энергетический «голод» клеток организма при большом количестве глюкозы в крови [6]. А. А. Нурбекова, Ж. А. Абылайулы и другие авторы считают, что диабет зрелого возраста в настоящее время все больше проявляется у молодых (MODY диабет) и является распространенной формой моногенного диабета, сопровождающегося легкой гипергликемией. Это новая форма диабета, возникающая чаще у молодежи до 25 лет и не сразу распознаваемая [7].
Далее обратим внимание на влияние данного заболевания на организм человека. К. В. Антонова, М. М. Танашян, А. А. Раскуражев, Н. Е. Спрышков и другие описывают влияние сахарного диабета на центральную нервную систему (ЦНС), внутренние органы. Затруднения в использовании глюкозы тканями приводит к нарушению функций ЦНС, сердечно-сосудистой системы, печени, мышечной ткани и, как следствие, к снижению работоспособности. При этом заболевании страдает углеводный, жировой, белковый и водный обмен. Нарушение жирового обмена ведет к ускоренному окислению жиров до образования кетоновых тел, избыток их в крови оказывает токсичное действие на ЦНС, ухудшается зрение [8].
М. Билалоглу, А. Эргун, Ф. П. Алтай и другие в своем исследовании провели оценку скорости визуальной и слуховой реакции у лиц с СД и установили, что у возрастной группы от 18 до 34 лет наблюдается более быстрая реакция во всех тестах (p = 0,01), но различия в скорости реакции уменьшались с увеличением возраста. Выявлены положительные корреляционные связи между длительностью СД и результатами визуального и слухового тестов. Авторы пришли к выводу, что по мере увеличения уровня сахара и длительности СД у пациентов скорость реакции и навыки восприятия снижаются. Наблюдается быстрое снижение когнитивных функций, особенно на ранних стадиях [9].
Чтобы избежать резкого ухудшения состояния зрительного анализатора, О. А. Казакова, А. О. Алексина, А. М. Данилова разработали специальную гимнастику для глаз и апробировали ее на занятиях ФКиС со студентами, имеющими в том числе и сахарный диабет. Эксперимент показал положительный эффект: правильно подобранные физические упражнения позитивно влияют на органы зрения, в основном они замедляют процесс нарушения, а в некоторых случаях могут улучшить и восстановить зрение [10].
Ученые-медики из Йемена С. С. Мареаи, К. Гавли пишут, что при диабете нарушается синтез белка, снижается уровень энергетического обмена, который у больных тесно связан с уменьшением объема мышечной деятельности. Жизнедеятельность этих пациентов в основном характеризовалась низкой физической активностью (у 64%). Оценка индекса массы тела испытуемых показала, что более 35% пациентов имеют избыточный вес, а 23% страдают ожирением [11]. А Т. Ю. Демидова и В. В. Титова по этому поводу дают похожую характеристику состояния больных СД и рекомендации по регулированию своего липидного застоя с помощью регулярных физических нагрузок, тем самым повышая себе качество жизни, чувствительность к инсулину, снижая потребность в нем [12].
Е. А. Балаханова свое исследование посвятила изучению скелетно-мышечных нарушений при вышеупомянутом заболевании. Сахарный диабет поражает все компоненты опорно-двигательного аппарата, вызывая сопутствующие заболевания: мионекроз, диабетическую амиотрофию, хайропатию, синдром запястного канала и др. Основная часть работы автора посвящена клинической важности раннего выявления, диагностики и лечения этих осложнений. Заниматься ФКиС при поставленных диагнозах противопоказано, возможно только под наблюдением врача [13].
Кроме возникновения заболеваний внутренних органов, многие авторы указывают и на развитие психических последствий, связанных с протеканием сахарного диабета. Так, А. Е. Бобров, М. Н. Володина и И. Н. Агамамедова анализируют данные специальной литературы о распространенности и структуре психических расстройств при сахарном диабете; доказывают, что данное заболевание часто ассоциируется с депрессивными и тревожными расстройствами, расстройствами приема пищи и когнитивными нарушениями [14]. Д. А. Сафронова с соавторами, подтверждая исследования на эту тему, указывают на особенности психологической адаптации детей, больных сахарным диабетом, дают рекомендации медикаментозного сопровождения с обязательным выполнением физических упражнений с эмоциональным сопровождением (подвижные игры, состязания под музыку и т. д.) [15]. Поддерживают вышеуказанные исследования и зарубежные авторы, например, С. Р. Мортенсен делает вывод о том, что 40% больных не поддерживают необходимый уровень физической активности, вследствие чего имеют не одно сопутствующее заболевание и высокий уровень стресса [16].
Ю. М. Зуфарова, Д. Н. Лаптев и другие отмечают, что повышение сахара может привести к гликозурии (появлению сахара в моче), гипергликемической коме, кетиацитдозу и другим негативным состояниям, опасным для жизни [17].
Таким образом, данное заболевание дает много побочных осложнений, поэтому, как правило, таким больным присваивают инвалидность, а следовательно, заниматься АФК с такими студентами лучше в малочисленных группах, разрабатывая для них индивидуальные методики для снижения риска возникновения и развития заболевания.
Однако Л. Н. Рютина и Л. А. Агеева в труде «Индивидуализация занятий по физической культуре студентов с сахарным диабетом 1-го типа» утверждают, что диагноз сахарный диабет – это не приговор. Он, как и другие хронические болезни, может контролироваться, но при этом сам больной должен вести определенный образ жизни, где физические упражнения становятся важной составляющей этого образа жизни. Авторы предупреждают, что каждый случай возникновения и протекания сахарного диабета особенный, поэтому рекомендации для занятий физической активностью должны быть индивидуальны и согласованы с лечащим врачом [18]. Согласны с предыдущим исследованием А. Ю. Суровцева, Е. М. Хардикова, М. А. Степченко, которые сделали вывод, что при сахарном диабете характеристики физических нагрузок зависят от возраста, типа заболевания, уровня активности протекания болезни, а также других персонализированных факторов пациента [19]. Кроме того, А. А. Федосова отмечает, что долгий перерыв в занятиях АФК может негативно сказаться на уровне сахара в крови, который корректируется с помощью медикаментов, а также снижается и стабилизируется в период динамичных занятий [20].
В работе «Влияние спорта на углеводный обмен детей и подростков с сахарным диабетом» Д. Ю. Сорокина и Ю. А. Байгузова дают соответствующие рекомендации: прежде чем начать заниматься адаптивной физической культурой и даже спортом, необходима консультация медицинского специалиста для грамотного и оптимального подбора физической нагрузки в сочетании с количеством получаемого инсулина за сутки [21].
Важным моментом при сахарном диабете является правильное питание. По мнению Л. А. Ивановой, О. А. Казаковой, С. В. Каримовой, Т. А. Хусаиновой, оно помогает стабилизировать уровень глюкозы в крови, предотвращая осложнения и поддерживая хорошее общее состояние организма. Рацион должен содержать необходимые питательные вещества, включая белки, жиры и углеводы, но в ограниченных количествах [22]. Многие авторы, в частности О. В. Васюкова, П. Л. Окороков, О. А. Малиевский, А. Е. Неймарк и другие, констатируют, что углеводы являются основным источником энергии, но они быстро повышают уровень сахара в крови. Поэтому важно умеренно потреблять их, выбирая продукты с низким гликемическим индексом, которые медленно усваиваются и не вызывают резкого повышения уровня глюкозы в крови. Жиры также способствуют повышению уровня глюкозы в крови. Поэтому важно ограничивать потребление масла, сливок и жирного мяса. Белки важны для строительства тканей и поддержания иммунитета, однако их избыточное потребление может повысить нагрузку на почки [23].
Т. Ю. Демидова, В. В. Титова подчеркивают, что все описанные выше осложнения при СД необходимо учитывать во время составления двигательной нагрузки по дисциплине АФК для студентов, имеющих данное заболевание, и помнить, что при показателе сахара в крови 14 ммоль/л занятия следует отложить [24].
О важности соблюдения принципа регулярности занятий АФК сообщает С. Н. Богатырев, поскольку при выполнении физических упражнений показатель сахара может уменьшаться, так как физические упражнения помогают улучшить чувствительность к инсулину и снизить уровень глюкозы в крови [25].
Кроме того, Л. А. Суплотова, О. О. Алиева предупреждают о необходимости обеспечить безопасность занимающихся АФК и спортом: они должны уметь своевременно принимать меры при появлении первых признаков гипогликемии (низкий уровень сахара в крови) и гипергликемии (высокий уровень глюкозы в крови), т. е. регулярно контролировать уровень глюкозы в крови до, во время и после спортивных тренировок [26]. Т. Ю. Демидова и В. В. Титова указывают на различное влияние интенсивности физической нагрузки на гликемию, дают советы по противопоказаниям при проведении занятий, отмечая, что занятия по АФК отменяются при сахарном диабете тяжелого и декомпенсированного течения, резких колебаниях гликемии во время нагрузки, недостаточности кровообращения, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни II, III степени с выраженными изменениями во внутренних органах [27].
Ранее Д. Э. Лааксонен провел исследование и доказал, что занимающиеся ФКиС с таким заболеванием, как сахарный диабет, могут применять только умеренную и с осторожностью умеренно-интенсивную нагрузку, так как напряженно-структурированная физическая нагрузка уже показывает риск получения осложнений [28].
К сожалению, сегодня, сахарный диабет I типа все чаще возникает у молодых людей, а следовательно, все больше студентов заболевают им. Мы согласны с мнением Е. О. Евдокимова, который утверждает, что повышается и число студентов, кто осознал, что свою болезнь можно и нужно корректировать средствами физической культуры [29]. Поэтому Д. Г. Терехина, А. О. Алексина задались вопросом по самореализации студентов в физкультурной и спортивной деятельности, указав проблемы и условия учебного процесса по предмету «Адаптивная физичесая культура», с обязательным учетом специфики сахарного диабета при построении занятий с такими обучающимися [30].
Р. С. Васильева в своем исследовании изучала взаимосвязь качества жизни студентов, связанного со здоровьем и его объективным состоянием, с помощью опросника качества жизни Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), краткой формы оценки здоровья SF-36, которая применяется в 40 странах мира [31].
Таким образом, изучив научную литературу по специфике проведения занятий АФК со студентами, имеющими заболевание СД, с учетом современной медицинской, социально-педагогической ситуации в высших учебных заведениях со студентами, имеющими СД, считаем актуальным поиск новых методик и технологий проведения занятий по дисциплине АФК. Такие методики должны создаваться с учетом передового опыта всех специалистов, участвующих в данном процессе, и сопровождаться следующими рекомендациями:
- прежде чем приступить к организации занятий АФК в вузах, необходимо тщательно изучить протекание болезни, ее осложнений и противопоказаний;
- физическая нагрузка у занимающихся с СД должна быть строго регламентирована, регулярна, адекватна уровню физической подготовки и индивидуальна;
- на занятиях АФК должна быть организована возможность контроля сахара в крови (до начала занятия, после умеренно-интенсивной нагрузки и в заключительной части занятия);
- ежегодно проводить в каждом вузе совместные исследования преподавателей АФК и врачей-эндокринологов с такими занимающимися на предмет влияния физических упражнений на протекание болезни для коррекции создаваемых методик и технологий.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В нашем исследовании применялись: методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, опросник ВОЗ: краткая форма здоровья SF-36, фотометрический показатель, методы математической статистики.
В начале эксперимента мы определили количество студентов, имеющих данное заболевание, занимающихся в специальной медицинской группе по дисциплине АФК в трех вузах Самарской области: Самарском государственном экономическом университете (СГЭУ), Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) и Самарском государственном медицинском университете (СамГМУ). Все студенты-диабетчики (158 человек) были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную – в каждом вузе.
При построении занятий со всеми студентами, имеющими диабет I типа, были учтены все рекомендации, показания и противопоказания по данному виду заболеваний. На всех занятиях контрольной и экспериментальной групп была рекомендована умеренная физическая активность, студенты вели индивидуальные дневники и следили за своим состоянием течения заболевания. Для того чтобы не допустить резких скачков уровня сахара в крови, им было рекомендовано контролировать уровень сахара в крови до и после занятия и поддерживать оптимальный баланс медицинскими средствами (инсулином). Также при себе студенты имели глюкометры и сразу же предупреждали об изменениях в своем состоянии. Обучающиеся, у которых сахар превышал показатель 14 ммоль/л, в этот день отпускались с занятий и на протяжении последующих дней контролировали питание с ограничением углеводов.
На протяжении всего учебного года (2023/2024 учеб. год) обучающиеся экспериментальной группы занимались по разработанной методике. Если контрольная группа могла посещать учебные занятия один раз в неделю по расписанию дисциплины АФК в СГЭУ и СамГМУ и два раза в неделю по расписанию в СамГТУ, то у экспериментальной группы в каждом вузе появилось еще одно факультативное занятие по оздоровительной аэробике для студентов-диабетчиков с учетом вышеперечисленных рекомендаций. Занятие длилось 60 минут, во время разминки давались простые танцевальные упражнения под музыку с темпом не больше 120 ударов в минуту, далее занимающиеся в основной части занятия выполняли упражнения на большие группы мышц (бицепсы, трицепсы, мышцы пресса, широчайшие мышцы спины, мышцы сгибатели и разгибатели бедра и т. д.), в заключительной части занятия применялись упражнения статистического характера, растяжки, стретчинг, дыхательные упражнения из бодифлекса и т. д. Во время проведения занятия после каждой его части студенты измеряли частоту сердечных сокращений, тем самым регулируя мощьность и интенсивность физической нагрузки. Кроме того, до занятия, после танцевальной нагрузки и после занятия студенты измеряли сахар в крови с помощью глюкометра.
Результаты исследования / Research results
При проведении настоящего исследования в первую очередь мы изучили с помощью анкетирования у всех испытуемых желание заниматься АФК (см. таблицу).
Анализ проведенного анкетирования у студентов-диабетчиков
вузов Самарской области
|
Название вуза |
Количество студентов, регулярно занимающихся ФКиС (%) |
||||
|
Имеющие сахарный диабет I cтепени |
До эксперимента |
После эксперимента |
|||
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
|
Самарский государственный медицинский университет (СамГМУ) |
4,5 |
26 |
27 |
28 |
54 |
|
Самарский государственный технический университет СамГТУ) |
3,9 |
34 |
35 |
34 |
58 |
|
Самарский государственный экономический университет (СГЭУ) |
4,8 |
28 |
26 |
27 |
50 |
Из таблицы мы видим, что в трех вузах Самарской области наличие данного хронического заболевания не сильно распространено и не превышает 5%, что не привышает общий показатель по России. Желание регулярно заниматься АФК в университете до эксперимента невысокое у всех испытуемых и не превышает 35% от общего количества занимающихся в СамГТУ, следует отметить, что в этом университете всегда ведутся занятия по АФК в недельном графике – два раза в неделю, тогда как в СГЭУ (28%) и СамГМУ (27%) уже как три года ведутся занятия один раз в неделю. Поэтому мы ввели факультативное занятие оздоровительной аэробикой для всех экспериментальных групп, и в СамГТУ получилось три занятия в неделю. В результате проведенного исследования через 10 месяцев данные по определению желания регулярно посещать занятия АФК в экспериментальной группе увеличились в среднем на 24% по сравнению с контрольной группой. Этот показатель свидетельствует о необходимости студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, регулярно заниматься физической культурой не меньше двух раз в неделю, а лучше три.
Во время проведения эксперимента нами регулярно велся учет уровня колебаний сахара в крови всех занимающихся (см. рис. 1).
Рис. 1. Уровень сахара в крови за период эксперимента
На рис. 1 представлены средние значения повышения сахара в крови за указанный промежуток времени, и видно, что за период эксперимента уровень колебаний сахара в крови у экспериментальной группы имел стабильную динамику, что напрямую связано с регулярным посещением дополнительного занятия и занятия по АФК, а также правильным сочетанием физической нагрузки, лекарственных препаратов и питания. Лишь в отдельных случаях эта динамика имела повышение, связанное с простудными заболеваниями занимающихся, отклонениями в питании. У контрольной группы данной динамики не наблюдалось, что говорит о нерегулярных посещениях занятий в связи с различными болезнями, несформированностью чувства улучшения общего самочувствия. Так как физический навык плохо закреплялся, на занятиях возникало чувство усталости и неудовлетворенности от выполнения упражнений в основном за счет повышенного сахара в крови. В результате сопоставления данных можно сказать, что регулярная физическая нагрузка имеет прямое влияние на уровень сахара в крови.
В процессе занятий у студентов экспериментальных групп наблюдалось уменьшение случаев проявления гипергликемии и глюкозурии, так как улучшились и усилились окислительно-ферментативные процессы в результате дозированной физической нагрузки, то есть данная физическая нагрузка (58% регулярно занимающихся) помогла уменьшить инсулинорезистентность и облегчить контроль уровня глюкозы в крови за счет работающих мышц, активно утилизирующих глюкозу. В анамнезе студенты отмечали хорошее настроение и желание ходить на занятия (50%), поэтому можно отметить, что физические упражнения оказывали положительное воздействие на нервную систему, работа которой имеет большое значение в потогенезе сахарного диабета.
Далее было проведено исследование по определению качества жизни каждого студента, участвующего в эксперименте. Для опроса студентов мы использовали модифицированный опросник качества жизни ВОЗ, краткую форму здоровья SF-36. Опросник состоял из 13 вопросов, связанных с состоянием здоровья испытуемых и желанием заниматься физической культурой и спортом, все вопросы мы распределили на шесть категорий: общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное функционирование, психическое здоровье, желание заниматься ФКиС. Как известно, любая самооценка здоровья студентом является субъективной и может не совпадать с его объективным состоянием. Однако понимание своего физического и психического статуса позитивно влияет на выбор поведенческих стратегий. Поэтому мы считаем выбраный нами метод актуальным для определения качества жизни студентов, имеющих СД. В результате проведенного анкетирования выявлена прямая зависимость качества жизни от степени проявления сахарного диабета (рис. 2).
Рис. 2. Уровень качества жизни студентов
У контрольной группы наблюдается нестабильное представление о качестве жизни в течение года, тогда как экспериментальная группа с декабря по июнь нашла свой эмоциональный порог, радуется жизни и видит перспективы в использовании физических упражнений при поддержании качества жизни при имеющемся заболевании (на 25% выше, чем у контрольной). На протяжении всего периода студенты экспериментальной группы отмечали в своих дневниках улучшение своего состояния здоровья, настроения, эмоционального фона.
У контрольной группы результат получился разнородным, они часто не ходили на занятия, придумывая различные причины и ссылаясь на плохое самочувствие, около 42% студентов так и не поняли пользу влияния двигательной активности на регулирование сахара в крови.
Следовательно, занятия по специально разработанной методике АФК сыграли важнейшую роль в контроле сахарного диабета, что значительно улучшило уровень жизни студентов при обучении в вузах Самарской области.
Заключение / Conclusion
Таким образом, из проведенного эксперимента можно сделать вывод, что более 50% студентов экспериментальных групп, регулярно занимающихся по специальной методике АФК для студентов-диабетчиков, наблюдали положительный эффект от физической нагрузки,в то время как студенты контрольной группы чаще имели противоположный результат, так как искали причины не ходить на занятия.
Влияние регулярных мышечных нагрузок помогло стабилизировать и уменьшить уровень сахара в крови у студентов, регулярно занимающихся физической активностью, что способствовало улучшению самочувствия, настроения и желания вести активный образ жизни. Все они отметили, что хотят и в дальнейшем продолжать заниматься по данной методике.
В контрольной группе постоянно возникали проблемы с повышением сахара в крови, студенты на фоне сахарного диабета регулярно жаловались на недомогания и не понимали роли физической активности в пользе протекания своего заболевания.
Анализируя полученные результаты исследования, можно сказать, что грамотное построение занятий для студентов с таким заболеванием, как сахарный диабет, поможет заинтересовать их заниматься самостоятельно, когда закончатся обязательные занятия АФК в вузе, что принесет огромную пользу для их здоровья и качества жизни. В вузах, где по образовательным программам дисциплины АФК стоит одно занятие в неделю, необходимо добавить хотя бы еще одно, так как студентам, занимающимся АФК, необходимо формировать и поддерживать специальные навыки средствами физической культуры и спорта, лучше под наблюдением специалистов. С правильным подходом в сочетании с лечением и физической активностью такие студенты получат возможность полноценно участвовать в насыщенной студенческой и дальнейшей жизни.

Lidiya A. Ivanova