Введение / Introduction
Физическая культура и спорт (ФКиС) играют ключевую роль в воспитании человека как личности, где средства ФКиС являются мощными факторами во всестороннем его развитии. Занятия физкультурой и спортом обогащают личность необходимыми для жизни качествами, а активная спортивная жизнь способствует более высокому уровню развития физической подготовленности, двигательных способностей, психических качеств и нравственно-волевой сферы личности. Взаимодействие между спортсменами, тренерами и судьями, а также соперничество в соревнованиях формируют положительный социальный опыт индивида.
Молодые люди, начавшие заниматься спортом с детства, выбирают разные специальности в вузах, не связанных со спортом. Им приходится умело сочетать стремление к высоким спортивным достижениям с интенсивной учебной деятельностью. Вступая в новый этап жизни, они сталкиваются со стрессовыми ситуациями, вызванными изменениями в образе жизни, трудностями в организации времени для совмещения учебы и спорта, а также усилением учебного процесса. В связи с этим студенты-спортсмены нуждаются в поддержке со стороны профессорско-преподавательского состава (ППС) и администрации вузов. Чем быстрее они адаптируются к новым условиям, тем легче смогут влиться в учебный и тренировочный процессы и достичь значительных успехов.
Успешная адаптация студентов к образовательной и спортивной среде во многом зависит от мотивации, которая, в свою очередь, формируется исходя из их интересов и профессионального становления как будущих специалистов и выдающихся спортсменов. Интерес выступает как мотивационная переменная, направляющая внимание обучаемых на определенные объекты и стимулы и способствующая их вовлечению в конкретные виды учебной и спортивной деятельности, как отмечают C. Рур и В. Лентильон-Кэстнер [1].
Тем не менее зачастую администрация вузов и ППС формально относятся к студентам-спортсменам, а это негативно сказывается на их адаптации и успеваемости. В основном в университеты поступают юноши и девушки в возрасте 17–18 лет, многие из которых стремятся продолжать спортивную карьеру на профессиональном уровне. Переход к тренировкам в вузе становится серьезным вызовом для них. Новые тренеры, другие методики подготовки, совмещение учебы и тренировок, а также изменения в окружении значительно влияют на процесс адаптации и, соответственно, на спортивные результаты, общее самочувствие и развитие личности. Опыт показывает, что в этом возрасте важны коллектив, межличностные отношения и условия спортивной тренировки, от которых зависит скорость привыкания к новым условиям. Чем быстрее новички войдут в коллектив и начнут регулярно тренироваться, тем легче им будет адаптироваться к новым условиям.
Вместе с тем специфика спортивного образа жизни накладывает серьезные ограничения на возможности одновременного освоения новых учебных предметов и успешного участия в состязаниях. В результате возникает необходимость систематического изучения и учета особенностей адаптации студентов-спортсменов, чтобы минимизировать возникающие сложности и обеспечить успешное освоение учебного плана.
В настоящее время в России единоборства набирают все большую популярность, и бокс занимает среди них одно из ведущих мест. Как отметил президент В. В. Путин, бокс в России сейчас на подъеме и с каждым годом привлекает все больше сторонников [2]. Растет число молодых людей, выбирающих бокс, которые стремятся продолжать тренировки после поступления в вуз.
По мнению Л. А. Ивановой и других, бокс – это вид спорта, который учит реализовывать поставленные цели, концентрировать внимание, мгновенно принимать решения, быстро и точно действовать. Он помогает справляться с физической и психической усталостью, неуверенностью в себе, страхом, болью и напряжением, способствуя развитию физических, волевых, личностных и моральных качеств [3].
В этом возрасте организм молодых людей по уровню функциональной подготовленности и физического развития близок к организму взрослого человека, что делает его хорошо приспособленным к большим физическим нагрузкам. Однако процесс адаптации студентов-спортсменов в сборной команде по боксу имеет индивидуальные особенности и зависит от уровня их физической подготовленности и волевой саморегуляции. Волевой самоконтроль позволяет контролировать уровень эмоциональных реакций и отражает уровень развития общей саморегуляции, которая влияет на способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Мы предполагаем, что сформированность таких качеств личности, как контроль поведения, негативных эмоций и стремление к цели, помогает молодым боксерам быстрее адаптироваться к новым условиям, что положительно сказывается на их учебной деятельности.
Актуальность нашей работы заключается в комплексном подходе к изучению процессов адаптации через сформированность личностных качеств студентов-боксеров, влияющих на их адаптационные возможности в вузе.
Цель исследования – изучить роль влияния занятий спортом в личностном развитии студентов и сравнить уровень адаптации к учебной деятельности студентов в вузе.
Задачи:
- Рассмотреть влияние спорта на развитие физических и волевых качеств личности и их значение для успешной адаптации в образовательной среде.
- Определить уровень влияния личностных характеристик спортсменов-боксеров и обучающихся, не имеющих спортивного опыта, на адаптацию к тренировочному и учебному процессу в высшем учебном заведении.
- На основе обобщения результатов исследования сделать выводы о взаимосвязи между занятиями боксом, сформированными личностными характеристиками и адаптацией студентов к образовательному процессу в вузе.
Обзор литературы / Literature review
Одним из ключевых направлений современных научных исследований выступает изучение влияния занятий спортом на формирование личностных качеств, способствующих эффективной адаптации студентов к учебному процессу и спортивной деятельности. Различные авторы подчеркивают важность развития таких качеств, поскольку они непосредственно влияют на успеваемость учащихся и достижение высоких спортивных результатов.
По нашему мнению, в данной работе личностные качества определяются как индивидуальные психологические характеристики, формирующие поведенческие модели и определяющие успешность любой деятельности студента.
Особое внимание уделялось двум группам качеств.
Физические качества: включают выносливость, силу, координацию и быстроту реакции, которые необходимы для успешного выступления в спортивной деятельности и поддержания общего здоровья организма.
Волевые качества: представляют собой совокупность свойств личности, позволяющих человеку проявлять стойкость, упорство, самообладание, концентрацию и способность преодолевать препятствия, возникшие в учебной и спортивной сферах.
При этом волевые качества играют одну из ключевых ролей в успешной адаптации боксеров после поступления в вуз, поскольку позволяют эффективно справляться с повышенными учебными нагрузками, стрессовыми ситуациями и требованиями дисциплины. Умения применять волевое усилие, управлять негативными эмоциями и контролировать их, ставить цели и проявлять настойчивость помогают спортсменам сохранять мотивацию и увеличивают степень стремления достичь академического успеха и поддержать спортивную форму одновременно. Это способствует гармоничному развитию личности и повышает шансы на успешное освоение профессии и достижение высоких спортивных результатов.
Волевые качества в контексте настоящей работы рассматриваются нами как совокупность личностных свойств, которые проявляются в сложных ситуациях и способствуют успешной адаптации студентов-спортсменов к двойной нагрузке (учеба + спорт).
Основными волевыми качествами, выделенными нами, являются:
1) волевой самоконтроль: сознательное управление собственным поведением и поступками, способность преодолевать внутренние и внешние препятствия. Важнейшей характеристикой волевого самоконтроля является преодоление препятствий, вызванных внутренними импульсами и внешними обстоятельствами. Примером волевого самоконтроля служит регулярное соблюдение режима тренировок, воздержание от вредных привычек и т. д.;
2) эмоциональный контроль поведения: заключается в управлении собственными эмоциями и реакциями на различные события и обстоятельства. Эмоциональный контроль помогает спортсменам минимизировать негативное воздействие сильных переживаний, предупреждать возникновение тревожности, гнева или апатии, сохранять внутренний баланс и положительно влиять на общее состояние духа. Без эмоционального контроля трудно сохранить уверенность в сложных ситуациях и стрессовых обстоятельствах;
3) когнитивный контроль поведения: предусматривает разумное планирование, принятие эффективных решений и правильное использование имеющихся ресурсов для достижения целей. Когнитивный контроль означает наличие осмысленного подхода к действиям, выработку стратегии поведения и систематический анализ достигнутых результатов. Данный вид контроля крайне важен для организации собственного труда, планирования тренировочного процесса и оптимизации усилий.
Все перечисленные типы контроля (волевой, эмоциональный и когнитивный) формируют единую систему саморегуляции поведения:
– где волевой самоконтроль – центральное звено системы, обеспечивающее сознательную регуляцию поведения и способность преодолевать трудности и сопротивления;
– эмоциональный контроль – важный компонент, связанный с управлением эмоциями и снижением негативного влияния стрессовых ситуаций на работоспособность и общий фон настроения;
– когнитивный контроль – предполагает осознанное принятие решений, планирование деятельности и рациональное распределение усилий, что напрямую связано с волей, ведь любое решение и организация поведения требуют волевого акта.
Таким образом, можно сказать, что указанные аспекты взаимодополняют друг друга и составляют единый механизм саморегуляции, необходимый для успешного функционирования в любых жизненных ситуациях, включая адаптацию, а также спорт и учебный процесс.
При этом волевые качества оказывают сильное влияние на мотивацию. Волевые качества и мотивация тесно взаимодействуют, создавая основу для эффективного поведения и успешного достижения целей.
Мотивация, по нашему мнению, определяет направление движения, инициируя стремление к определенным результатам и предоставляя энергию для начала деятельности. Она выступает двигателем, запускающим активность и придающим ей смысл.
Но одного желания недостаточно для достижения серьезных целей. Чтобы успешно реализовывать задуманное, необходима мощная поддержка волевых качеств. Именно они позволяют длительно и стабильно продвигаться вперед, преодолевая трудности, усталость и сомнения. Так, волевой самоконтроль дает возможность следовать установленным правилам и планировать свою жизнь, эмоциональный контроль предотвращает дезорганизацию из-за стресса, а когнитивный контроль позволяет грамотно организовать деятельность и выбирать эффективные пути достижения целей.
Таким образом, эффективная адаптация студентов-боксеров к учебной и спортивной деятельности возможна тогда, когда сформированы оба компонента: сильная мотивация и высокоразвитые волевые качества. Лишь сочетание этих двух элементов гарантирует оптимальный прогресс и максимальную готовность к любым испытаниям, возникающим на пути молодого спортсмена.
Анализ научной и научно-методической литературы по тематике исследований показывает, что особое внимание уделяется работам, посвященным физическому развитию личности. Оно играет одну из ключевых ролей в формировании волевых качеств, необходимых как в спортивной, так и профессиональной деятельности. Высокая степень физической подготовленности помогает лучше адаптироваться к различным видам нагрузок, включая учебные, и значительно повышает эффективность учебного процесса, способствуя всестороннему развитию личности.
Одной из важных составляющих такой подготовки является развитие двигательных качеств. Многие исследователи изучают эту тему. Например, Н. Х. Кагазежева с соавторами доказали, что регулярные физические упражнения способствуют развитию двигательного потенциала личности. Они показали, что упражнения с повышенной интенсивностью и прогрессирующей сложностью существенно повышают уровень физической подготовленности [4]. Д. В. Викторов, В. Ю. Кокин, Е. А. Черепов и другие авторы указывают на взаимозависимость между двигательной активностью и мыслительными процессами. Они подчеркивают важность своевременного и комплексного развития двигательных качеств, так как оно тесно взаимосвязано с особенностями функционирования нервной системы и оказывает положительное влияние на формирование умственных способностей и развитие познавательной активности. Авторы определяют понятие двигательного интеллекта, трактуя его как умение человека воспринимать и правильно интерпретировать свои внутренние ощущения, включая мышечные, и эффективно применять полученную информацию для улучшения техники движений, повышения эффективности физической активности и оптимизации собственного физического и психологического состояния. Исследования авторов доказывают наличие прямой зависимости между уровнем развития физических качеств спортсменов и успехами в учебе, а также достижениями высоких спортивных результатов [5]. Основываясь на анализе научной литературы, Д. Бишоп, O. Жирар и A. Мендес-Вильянуэва исследовали двигательные факторы, влияющие на усталость при повторяющихся спринтах, и разработали стратегии тренировок для улучшения результатов в них. [6].
Другие авторы исследуют психические, волевые и моральные качества, которые также формируются благодаря физической активности. Кроме того, современные исследования обращают внимание на особую роль воли и саморегуляции в обеспечении устойчивого прогресса как в спорте, так и в учебе.
А. И. Журова в своей работе подчеркивает, что развитие психических, нравственно-волевых и моральных качеств происходит через «проигрывание» жизненных ситуаций посредством физических упражнений через игровые моменты. Такие качества, как целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание, формируются в ходе тренировок и оказываются полезными не только в спорте, но и в профессиональной деятельности. Она подчеркивает, что хорошая физическая форма обеспечивает прочную основу для успешного обучения, позволяя избегать утомления и сохранять высокую производительность [7]. Коллективный характер игровых видов спорта способствует воспитанию важных морально-волевых качеств, таких как ответственность, дисциплинированность, уважение к партнерам и соперникам, а также смелость и решительность, отмечают Е. И. Балитова и А. А. Михашенко. Поскольку каждый игрок учится учитывать интересы всей команды, несмотря на проявление индивидуальных черт, он приобретает навыки работы в коллективе. [8]. Однако, как подчеркивают Р. Ли Уайт, Д. Шерсон, К. Янг, Т. Нун, положительное отношение к занятиям физической активностью формируется под влиянием мотивации, связанной с достижением определенных целей, таких как победа в соревнованиях, получение наград или общественное признание [9].
Также важным аспектом тренировочного процесса является формирование психологической стабильности, утверждают В. Р. Малкин и Е. Л. Мохова, через глубокое понимание собственных эмоций, мыслей и поведения. Это помогает спортсмену осознать свои сильные стороны, слабые места и внутренние ресурсы. Авторы предлагают сочетать физическую активность с элементами медитации и дыхательными практиками [10]. Индивидуальная психологическая стабильность и саморегуляция выступает как субъективный механизм формирования и реализации состояния готовности спортсмена к успеху, согласно мнению В. Э. Боровинских, И. В. Благовещенской и В. А. Колупаева [11].
А. Н. Самойленко и соавторы убеждены, что спорт – это мощное средство самопознания, самоутверждения и самовыражения. Поэтому для полноценного формирования личности спортсмена необходимо задействовать все механизмы формирования физических и психических качеств, интеллектуальных способностей и социализации [12].
Регулярные занятия спортом снижают проявления тревожных расстройств и симптомов депрессии на 25% среди подростков. Студенты, активно участвующие в спортивных мероприятиях, демонстрируют более высокий уровень удовлетворенности жизнью и реже испытывают депрессию, утверждают Е. С. Краснобоев и др. [13]
Р. Берджесс и соавт. указывают на значительное влияние социальной среды и окружающих условий на психическое здоровье, что, в свою очередь, сказывается на общей продуктивности и успехах человека, включая его достижения в спорте. Интеграция интерсекционального анализа и учета различных социальных факторов в спортивный процесс может способствовать созданию более инклюзивной среды [14].
Джесси Хо-Инь Яу и соавт. подчеркивают, что вопросы расы, этнической принадлежности, расизма и социального класса играют значимую роль в спортивной среде, где культурные различия и «культурное смирение» становятся важными факторами для успешной адаптации и психического благополучия участников [15].
В противовес западному развитию спорта можно выделить китайскую школу интернат «Шичихай», расположенную в Пекине, где идет подготовка олимпийского резерва страны. Там уделяется большое внимание развитию не только физических качеств, отмечает Н. А. Ушакова, но и способности развития стратегического мышления, контролю поведения и мотивации будущих побед [16].
Также, по мнению некоторых ученых, особый потенциал для формирования психических, волевых и моральных качеств заложен в боевых искусствах, в частности в боксе.
И. А. Закураев и А. Н. Малинин утверждают, что бокс является эффективным средством разностороннего физического развития, способствующим развитию быстроты, силы, точности и координации движений. Бокс помогает студентам снижать умственное напряжение посредством физической активности, улучшает психоэмоциональное состояние и способствует повышению дисциплины, что положительно сказывается на успеваемости [17]. Эту точку зрения разделяют А. Г. Демчук и другие исследователи, подчеркивающие, что тренировки силовых качеств повышают работоспособность спортсменов и эффективность их психических процессов [18].
И. А. Закураева и А. Н. Малинин установили, что для достижения высокого мастерства важна психологическая подготовка боксеров. Спортсмен должен верить в свои силы и возможности, уметь сосредоточиться на текущем моменте и игнорировать отвлекающие факторы, контролировать свои эмоции, четко ставить перед собой цели и достигать их. Они также отмечают значимость сочетания индивидуальных и групповых тренировок для преодоления стресса и развития уверенности [19]. А А. Н. Кандабар, В. И. Колтунова обозначают влияние занятий боксом как нравственно-воспитательный процесс становления спортсмена-боксера, где речь идет о процессе становления боксера через призму нравственного воспитания [20].
Однако, поступая в высшее учебное заведение, студенты сталкиваются с новыми условиями, которые могут стать серьезным испытанием. Этот период особенно важен, так как успешная адаптация к учебной среде определяет дальнейший успех в обучении и профессиональном становлении спортсменов.
Ю. В. Кашина с соавторами считают, что современная система образования требует от обучающихся значительной эмоциональной и психической устойчивости, а также высокого уровня умственного развития. Поэтому крайне важно уделять внимание применению адаптационных механизмов к учебной нагрузке. [21]. Исследуя благополучие молодежи в Китае, Ч. Юй, Т. Алаламат, С. Джонсон, И. Сюн, Линь Ван обнаружили связь между детскими переживаниями и адаптацией в студенческие годы. Они предлагают культурные интервенции, основанные на традиционной физической активности, которые способствуют положительному опыту и эмоциональному благополучию студентов [22]. В. Н. Гонношенко, Е. Н. Арбузова, подчеркивают необходимость изучения приспособленности и адаптированности студентов к физическим нагрузкам с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося [23].
Распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 привело к увеличению числа психологических проблем среди молодежи, влияющих на их способность активно приспосабливаться к изменениям условий жизни. В работе В. П. Маминой, посвященной исследованию социально-психологической адаптации студентов первого курса, была выявлена тревожность, которую необходимо учитывать в адаптационных процессах новичков [24].
Аналогичные выводы были сделаны Абэ Казухиро и Кота Судзуки относительно значимости адаптационных процессов для японских студентов после пандемии. Эти данные свидетельствуют о необходимости разработки комплексных мер поддержки, направленных на улучшение психоэмоционального состояния молодежи и повышение их устойчивости к стрессу [25].
Руй Хоу совместно с коллегами провел исследование в китайских университетах и выявил, что высокие академические требования, проблемы в межличностных отношениях, давление со стороны семьи и общая социально-экономическая неопределенность оказывают значительное влияние на процесс адаптации первокурсников. Исходя из полученных данных, ученые разработали модель поддержки студентов, направленную на решение этих проблем и улучшение их адаптации к учебной среде [26].
Анализируя вышеуказанное, можно сказать, что развитие физических качеств способствует формированию психических и морально-волевых характеристик человека, которые непосредственно влияют на его адаптационные механизмы к новым условиям. Комплексное исследование этих процессов позволит ускорить адаптацию к новой среде.
Проблема адаптации особенно остро проявляется в студенческом спорте, где первокурсники сталкиваются с серьезными трудностями при переходе в образовательную среду. Совмещение учебных занятий с интенсивной тренировочной деятельностью создает значительную нагрузку.
Кроме того, успешность адаптационного процесса и достижение высоких результатов зависят не только от уровня развития физических качеств, но и от развитых волевых качеств и способности к самоконтролю.
Именно поэтому изучение адаптационных механизмов спортсменов-первокурсников крайне важно. Это поможет предотвратить возможные негативные последствия после поступления в вуз, упрощая их интеграцию в новую образовательную среду.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Исследования проходили в 2023 году на базе Самарского государственного экономического университета, в эксперименте приняли участие студенты-первокурсники сборной команды по боксу, 25 спортсменов-боксеров, из которых 5 девочек (экспериментальная группа), и 25 человек – студентов I курса, не занимающихся спортом (контрольная группа), распределенных в группу ОФП.
Мы согласны с мнением А. З. Гариповой, О. А. Разживиной, Л. И. Ягудиной, которые отмечают, что занятия в сборных командах университетов требуют высокой самоотдачи в тренировочном процессе. Вместе с тем первокурсники, даже являясь членами сборной команды, часто демонстрируют разные уровни подготовленности, что затрудняет их быструю адаптацию к новым условиям учебно-тренировочной деятельности и участия в соревнованиях [27].
Процесс адаптации к учебной и тренировочной деятельности зависит от множества факторов, среди которых одним из ключевых является способность контролировать свое поведение. Согласно исследованию Е. А. Сергиенко [28], регуляция поведения формируется под влиянием как внешних условий среды, так и внутренних психологических установок субъекта. От взаимодействия этих факторов существенно зависит эффективность будущего адаптационного периода и степень реализации индивидуальных целей.
Следовательно, изучение особенностей волевого самоконтроля и его роли в поведении студентов является важным аспектом нашего исследования, поскольку именно он совместно с мотивацией определяет успешность адаптации к учебной и спортивной деятельности.
Эффективное регулирование поведения представляет собой сложное явление, состоящее из трех основных компонентов.
Волевое регулирование: включает проявления настойчивости, выдержки и самообладания, позволяя человеку сохранять целенаправленность действий даже в условиях напряженной деятельности.
Эмоциональное регулирование: управляет эмоциями и настроениями, обеспечивая стабильность внутреннего состояния и устойчивость к внешним факторам.
Когнитивное регулирование: обеспечивает рациональное принятие решений, грамотную организацию собственной деятельности и оптимальное распределение ресурсов.
Совокупность этих компонентов формирует целостную систему, позволяющую человеку уверенно двигаться к намеченным целям и эффективно решать возникающие задачи.
Еще одна значимая личностная характеристика – это мотивация спортсмена. Она представляет собой сложную систему факторов, определяющих направление и интенсивность поведения. Эта система охватывает потребности, интересы, ценности и установки, влияющие на выбор целей и стратегий действий, направленных на их реализацию.
Поэтому для определения адаптации к учебно-тренировочному процессу необходимо оценить контроль поведения боксеров-первокурсников, который коррелирует с мотивацией и представляет систему факторов, детерминирующих поведение, согласно исследованиям Е. А. Сергиенко.
Следовательно, оценка адаптации требует учета особенностей контроля поведения студентов, так как это связано с мотивацией и способностью организовывать собственную активность.
Сегодня многие исследователи отмечают снижение гибкости поведения, что усложняет адаптацию спортсменов к новым условиям. Важно определить уровень развития волевого самоконтроля у студентов, поскольку он непосредственно влияет на успешность адаптации и интеграции в новую среду.
Первым этапом нашего исследования стало выявление уровня волевого самоконтроля, эмоционального и когнитивного контроля поведения студентов экспериментальной и контрольной групп. Контрольная группа служила базой для сопоставления темпов и глубины адаптации студентов, что позволило зафиксировать различия в процессах приспособления к учебно-тренировочным условиям и подтвердить значимость выявленных закономерностей.
Для определения волевой саморегуляции мы использовали диагностику волевого самоконтроля А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана (ВСК) [29], которая с помощью тест-опросника позволяет определить способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Кроме того, мы через опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой [30] (когнитивный контроль) и диагностики «Эмоционального интеллекта» Д. В. Люсина [31] (эмоциональный контроль) определяли уровень развития общей саморегуляции как регуляторных предпосылок успешности овладения новыми видами деятельности. По методикам «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» и «Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач» Т. Элерса [32] определяли мотивацию к успеху и мотивацию к избеганию неудач. В зависимости от количества набранных баллов характеризовалась степень сформированности всех вышеперечисленных компонентов.
Чтобы оценить уровень адаптации студентов (контрольной и экспериментальной групп) к учебному процессу, был проведен опрос с использованием специально разработанной анкеты, состоящей из десяти вопросов, ориентированных на оценку удовлетворенности учебной деятельностью.
Для оценки результатов исследования применялись методы математической статистики.
Результаты исследования / Research results
На первом этапе исследования мы предложили отобранным спортсменам-боксерам и студентам-первокурсникам пройти диагностику вышеуказанных компонентов личностных характеристик. Полученные результаты представлены в таблице и на рис. 1 и 2.
Результаты исследования спортсменов боксеров и студентов группы ОФП
|
Группа |
Волевой самоконтроль |
Когнитивный контроль: общий уровень саморегуляции
|
Эмоциональной контроль: эмоциональный интеллект |
Мотив достижения |
Мотив избегания неудач |
Количество побед и поражений |
|
Контрольная |
28,18±3 |
28,18±3 |
44,14 ± 2,04 |
24,75 ± 1,75 |
15,05 ± 2,03 |
0\0 |
|
Экспериментальная |
35,18±2 |
36,18±2
|
56,1 ± 2,0
|
34,05 ± 1,05 |
29,05 ± 1,3 |
6\3 |
Полученные результаты позволяют утверждать, что студенты-боксеры отличаются более высоким уровнем мотивации к успеху и значительным развитием навыков саморегуляции по сравнению с контрольной группой. Уровень мотивации к избеганию неудач у спортсменов выше, что можно объяснить особенностями спортивной деятельности, где риски минимизируются и ценятся осторожность и осмотрительность.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование подтвердило положительное влияние регулярного занятия спортом на формирование важных психологических характеристик, таких как мотивация и саморегуляция, играющих значительную роль в успешной адаптации студентов-боксеров к учебной и спортивной деятельности.
Рис. 1. Результаты изучения контроля поведения у спортсменов-боксеров
Анализ компонентов, представленных в таблице и на рис. 1, позволяет заключить, что боксеры-«сборники» обладают разной способностью контролировать свое поведение. В целом они успешно адаптируются к новым условиям тренировочного процесса и умеют управлять своими эмоциями. Однако в будущем они могут столкнуться с проблемами на соревнованиях высокого уровня, поскольку не всегда справляются со стрессовыми ситуациями. Тем не менее механизмы адаптации к спортивной деятельности у наших спортсменов уже сформированы, и они успешно влились в тренировочный процесс.
Сформированность волевых, когнитивных и эмоциональных компонентов контроля поведения у контрольной группы находится ниже среднего уровня, что обусловлено влиянием жизненных аспектов (см. рис. 2). Это неизбежно отрицательно скажется на адаптационных механизмах в образовательной учебной деятельности.
Рис. 2. Результаты изучения контроля поведения у контрольной группы
Поскольку уровень развития личностных особенностей контроля поведения у контрольной группы оказался низким, дальнейшее изучение особенностей их поведения оказалось нерезультативным. Поэтому последующий анализ изменений показателей мотивации к успеху и избеганию неудач проводился исключительно среди студентов-боксеров.
Рис. 3. Показатели уровня мотивации к победе и уровня избегания неудач
Рис. 3 демонстрирует высокий уровень мотивации на успех у большинства спортсменов и средний уровень избегания неудач. Это свидетельствует о том, что спортсмены, вошедшие в сборную команду, нацелены на достижения в своем виде спорта, однако на данном этапе они пока не готовы продемонстрировать высокий уровень квалификации.
Проведенные исследования показали, что экспериментальная группа обладает неоднородной структурой формирования волевого самоконтроля, что может негативно сказаться на их соревновательной деятельности. Тренеру необходимо проанализировать и усовершенствовать программу подготовки спортсменов-первокурсников.
Таким образом, осуществленное исследование показало, что студенты-боксеры, приходящие на первый курс, уже обладают достаточно сформированными личностными волевыми качествами, развившимися в процессе многолетних тренировок. Несмотря на неоднородность показателей внутри группы, уровень развития волевых качеств боксеров в целом выше, чем у представителей контрольной группы. Полученные результаты подтверждают предположение о положительной роли спортивной деятельности в формировании волевых качеств, что, несомненно, способствует успешной адаптации студентов-боксеров к условиям высшего учебного заведения.
На втором этапе нашего исследования мы провели анализ адаптации студентов-боксеров и контрольной группы к учебному процессу в вузе после первого семестра обучения. Основной задачей данного этапа было выяснить, как личностные характеристики (особенно волевые качества и мотивация) влияют на успешность студентов в учебной деятельности. Была разработана специальная анкета, содержащая десять вопросов, нацеленных на выяснение уровня удовлетворенности студентов различными аспектами учебного процесса. Ответы позволяли определить уровень адаптации, что дополняло результаты первого этапа исследования.
Анализ результатов показал, что 75% экспериментальной группы жалуются на недосыпание и переутомление, тогда как в контрольной группе подобные жалобы высказывают лишь 35%.
При этом студенты экспериментальной группы чаще отмечают хорошее физическое и психическое самочувствие, повышенную работоспособность, что связано с предыдущим опытом спортивной деятельности. Результаты тестирования контрольной группы подтвердили, что 80% испытывают страх перед сессией, что свидетельствует о недостаточной способности к саморегуляции. 73% указали на низкую работоспособность и усталость, что, безусловно, связано с неумением планировать свое время и отсутствием физической активности.
Далее мы проанализировали итоги первой сессии наших испытуемых. Результаты первой сессии отражены на рис. 4.
Рис. 4. Результаты первой сессии студентов, участвующих в эксперименте (%)
К сожалению, по показателям рис. 4 видно, что студенты-боксеры хуже сдали сессию, что говорит о проблемах с успеваемостью. Если в контрольной группе успешно сдали сессию 75%, то в экспериментальной всего 55%.
Наши наблюдения показывают, что высокая тренировочная нагрузка (до пяти раз в неделю) и участие в спортивных турнирах стали причиной того, что спортсмены не смогли справиться с академической нагрузкой. Им необходима дополнительная помощь. Но физические показатели экспериментальной группы находятся на высоком уровне: 88% студентов выполнили нормативы ГТО, в то время как в контрольной группе этот показатель составил всего 14%.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили положительное влияние занятий спортом на развитие личностных качеств спортсменов-боксеров и их положительное влияние на адаптацию к учебному и тренировочному процессам. Занятия спортом способствуют формированию и укреплению волевых качеств и навыков саморегуляции, что облегчает интеграцию студентов в образовательную среду.
Вместе с тем установлено, часто нехватка времени на подготовку к занятиям и экзаменам, пропуски лекций и практических занятий вследствие участия в соревнованиях негативно сказываются на академической успеваемости некоторых студентов- боксеров.
Таким образом, сбалансированное сочетание спортивной деятельности и учебы является залогом успешной адаптации студентов-боксеров к условиям высшего учебного заведения.
Заключение / Conclusion
Роль спорта в формировании личности всесторонне изучена в научной литературе различных лет и стран. Изучение личностных особенностей спортсменов позволяет влиять на адаптационные механизмы, открывая возможности для совершенствования педагогического сопровождения учебного и тренировочного процесса. Поэтому наше исследование имеет практическое применение в построении модели адаптационных процессов первокурсников любых вузах РФ.
Исследование показало:
‒ все специалисты в области ФКиС сходятся во мнении, что спорт оказывает влияние на развитие физических и волевых качеств личности, на успешную адаптацию в образовательной среде;
‒ уровень влияния личностных характеристик спортсменов-боксеров на адаптацию к тренировочному и учебному процессу в высшем учебном заведении значительно выше, чем у студентов, не занимающихся спортом;
педагогическому составу образовательных организаций рекомендуется уделять особое внимание вопросам личностного роста студентов-спортсменов, предлагая дополнительные формы поддержки и стимулируя их спортивные достижения для успешной социализации и профессионального становления будущих специалистов.
Olga A. Kazakova