Введение / Introduction
Обучение иностранному языку в военном вузе является неотъемлемой частью общей системы подготовки военных специалистов Вооруженных сил Российской Федерации. Изменение геополитической ситуации в мире, расширение военно-технического сотрудничества с другими странами предъявляют повышенные требования к языковой подготовке будущих офицеров, которые должны быть способны решать профессиональные задачи с помощью английского языка. Дополнительная ответственность по языковой подготовке ложится на летчиков российских Воздушно-Космических сил, которые, согласно Международной организации гражданской авиации (ИКАО), должны владеть английским языком на уровне не ниже 4 по шкале ИКАО при условии выполнения задач в международном воздушном пространстве. Таким образом, ожидается, что выпускник военного летного училища после освоения двух учебных дисциплин: «Иностранный язык» и «Авиационный английский язык» – сможет использовать приобретенные знания, навыки и умения в своей профессиональной сфере.
Чтобы сформировать у него коммуникативную компетенцию, учебный план по специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» выделяет определенное количество аудиторных часов с преподавателем и еще 1/3 от общего бюджета учебного времени на самостоятельную работу. Однако предметом исследования в данной статье выступает не аудиторная работа, а обучающий и воспитательный потенциал внеаудиторных мероприятий при обучении иностранному языку. В качестве рабочей гипотезы настоящего исследования выдвигается положение о том, что хорошо спланированная и методически подготовленная деятельность на иностранном языке за пределами расписания учебных занятий способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, а следовательно, и совершенствованию необходимых навыков иноязычного общения, научно-исследовательской работы, формированию творческой личности и гражданской позиции обучающегося.
Для выявления специфики внеаудиторной работы при обучении иностранному языку в военном авиационном вузе как цели настоящего исследования потребовалось решить следующие задачи:
1) уточнить понимание термина «внеаудиторная работа/деятельность»;
2) проанализировать подходы к формам и методам организации внеаудиторной работы в отечественной и зарубежной научной литературе;
3) описать собственный опыт организации внеаудиторной деятельности в условиях военного авиационного вуза.
Обзор литературы / Literature review
Предметом данного исследования является деятельность, имеющая несколько названий: внеурочная, внеучебная, внеклассная и внеаудиторная работа или деятельность. В англоязычной литературе используется термин extracurricular activities (ECAs). Поскольку мы будем описывать наш опыт работы в высшем учебном заведении, считаем возможным использование терминов «внеаудиторная деятельность» или «внеаудиторная работа» как тождественных и наиболее приемлемых.
Всякий раз, когда исследователи пытаются дать определение внеаудиторной деятельности, они уточняют, что она проводится вне рамок учебной программы конкретного учебного заведения, а следовательно, вне класса, аудитории, урока или out‑of-class. Кроме того, она носит добровольный характер. По мнению Дж. Холлоуэй, ни учителя, ни их ученики не обязаны участвовать в этих внеклассных мероприятиях, и никто из них не получает никакого вознаграждения или академических баллов за свое участие [1].
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что вопросам значимости внеаудиторной деятельности для формирования коммуникативной и социокультурной компетенций при обучении иностранному языку посвящено достаточное количество публикаций отечественных и зарубежных авторов.
Исторически взаимосвязь между иноязычным общением на занятиях и вне учебной аудитории признавалась не сразу. По мнению К. Фудзита, до 1900 года педагоги скептически относились к участию во внеклассных мероприятиях, считая, что школа должна ориентироваться исключительно на определенные академические результаты [2]. Однако со временем пришло осознание, что вовлечение учащихся в деятельность, особенно за пределами класса, которая приводит к подсознательному усвоению и сознательному изучению английского языка как иностранного, улучшает коммуникативные навыки учащихся. Именно вовлеченность в реальное общение обучающихся при наличии языковой среды или в условно реальное иноязычное общение по сценарию внеаудиторного мероприятия делает процесс изучения иностранного языка более увлекательным и опосредованно влияет на их успеваемость.
Изучению влияния участия обучаемых во внеаудиторных мероприятиях на их академическую успеваемость посвятили свое исследование Х. Албайрак и Т. Шенер [3]. Они опровергли прямую зависимость между двумя указанными параметрами и пришли к выводу, что не сами внеаудиторные занятия в свободное время способствуют повышению или понижению оценок учащихся, а возможность проявить себя в новых ролях меняет их самооценку и меняет к ним отношение окружающих. Д. Хант [4] также приходит к выводу, что участие во внеаудиторных мероприятиях не всегда способствует улучшению успеваемости или образовательных ожиданий, а вот получение более высоких оценок на младших курсах может привести к тому, что учащиеся будут чаще участвовать во внеаудиторных мероприятиях на старших курсах.
Б. Брох [5] объясняет подобную причинно-следственную связь тремя обстоятельствами. Во-первых, участие во внеклассных мероприятиях формирует свойства характера, которые соответствуют академическим ценностям и результатам, а потому способствуют развитию личности. Во-вторых, гипотеза о лидирующей роли толпы (коллектива) предполагает, что участие во внеаудиторных мероприятиях повышает статус учащегося в школе среди сверстников и позволяет ему быть членом группы сверстников, состоящей из отличников, что приводит к более высоким академическим результатам. В-третьих, участники этих мероприятий имеют больше возможностей для развития социального потенциала за счет расширения взаимодействия между учащимися и родителями, сверстниками и учителями.
Необходимо отметить довольно широкий диапазон внеаудиторных мероприятий, оказывающих влияние на эффективность изучения иностранного языка, в языковой среде и вне языковой среды. Для достижения лучших результатов в формировании коммуникативной компетенции в стране изучаемого языка любое общение с носителями языка весьма полезно, будь то спортивные соревнования или клубы по интересам в латиноамериканских регионах в США и арабских кварталах Лондона. При отсутствии языковой среды следует создавать условия для общения на изучаемом языке. А. Туманов [6] описывает свой опыт внеаудиторной работы в университете Торонто в Канаде в середине прошлого века, где изучающим русский язык предлагались летние выездные программы в Россию, русский хоровой кружок совместно с русской диаспорой в Торонто и русские четверги. К достоинствам подобных мероприятий автор относит реальный языковой опыт, возможность погрузиться в русскую культуру и познать русский характер. Однако автор также отмечает отсутствие долгосрочных планов внеаудиторной деятельности, жесткий контроль со стороны преподавателей и несогласованность учебных и внеучебных задач.
В исследованиях А. Ревы [7] и В. Макаровой, А. Ревы [8] описываются результаты опроса изучающих иностранные языки в России и Канаде и преподавателей иностранных языков в этих же странах. Все опрошенные единодушны во мнении о положительном влиянии внеаудиторной деятельности на углубление и закрепление знаний и умений, полученных на занятиях по иностранному языку; на расширение мировоззрения учащихся; на повышение мотивации учащихся к изучению иностранных языков; на развитие личности учащихся, включая их социальную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. В качестве проблемных вопросов отмечается недостаток свободного времени у обучающихся и обучающих и неясность ответственности за организацию внеаудиторной работы. Кроме того, подчеркивается важность добровольного участия в ней, разнообразие предлагаемых форм с учетов возрастных и личностных интересов, возможность самовыражения и творческого развития, а также взаимосвязь между аудиторной и внеаудиторной деятельностью.
Приблизительно к таким же выводам приходит и Б. Орнелас, которая исследовала в своей магистерской работе испаноговорящих школьников в Калифорнии на предмет эффективности изучения ими английского языка и адаптации к новому социуму через участие во внеаудиторных мероприятиях [9].
Некоторые авторы, в частности Т. Амара [10], полагают необходимым включать внеаудиторную деятельность в официальные учебные программы по иностранному языку после уточнения того, что конкретно из предполагаемых форм внеаудиторной работы, кем, когда и как долго можно использовать, чтобы получить положительный результат. Исследователь, как и многие преподаватели-практики, убежден, что эти мероприятия улучшают уровень владения языком и положительно влияют на другие аспекты обучения, такие как уверенность в себе, коммуникативные навыки, мотивация к обучению, социальные навыки, и повышают осведомленность о культуре изучаемого языка, формируя социокультурную компетенцию обучающихся.
Среди очевидных достоинств внеаудиторных мероприятий Э. Кинг, Ф. МакКуорри и С. Бригам отмечают тот факт, что их проведение делает вуз более привлекательным для потенциальных студентов, поскольку обеспечивает их возможностями к самореализации [11].
Отсутствие четкого определения описываемого явления, по мнению К. Р. Барткуса, Б. Немелки, М. Немелки и П. Гарднера, затрудняет его дальнейшее изучение, классификацию и критическую оценку его достоинств и недостатков. Ими проведен подробный анализ публикаций по вопросам внеаудиторной деятельности, систематизированы ее виды, проанализированы имеющиеся толкования. В результате авторы предложили следующее определение предмета нашего исследования: это академические или неакадемические мероприятия, которые проводятся под эгидой учебного заведения, но проводятся вне обычного учебного времени и не являются частью учебной программы. Кроме того, внеклассные занятия не предполагают выставления оценок или академических зачетов и участие в них является необязательным для студента [12].
Учитывая разнообразие форм внеаудиторной деятельности, ученые предложили выделить direct и indirect extracurricular activities, т. е. непосредственную внеаудиторную деятельность, которая более тесно связана со специализацией или учебной программой учащегося, и косвенную (опосредованную) внеаудиторную деятельность, которая не имеет отношения к специальности или учебному плану студента [13]. В качестве примера непосредственной внеаудиторной деятельности приводится участие студента, обучающегося по специальности «управление бизнесом», в бизнес-проектах или в бизнес-клубах в противоположность его же участию в школьном или вузовском оркестре.
Перспективными для дальнейшего изучения, полагают авторы, остаются вопросы: 1) об относительной ценности прямого и косвенного участия во внеаудиторной работе для достижения соответствующих результатов, таких как карьерный успех; 2) существует ли оптимальное количество и разнообразие видов деятельности, которые максимизируют результаты обучения (например, улучшают навыки межличностного общения)? [14]
В отечественной научной литературе также имеются многочисленные исследования рассматриваемого нами вопроса. В частности, Н. И. Холод и О. С. Егорова видят во внеаудиторной деятельности педагогически целесообразную организацию свободного времени студентов [15]. Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин рассматривают ее как «значительный резерв обучения и средство достижения целей обучения» [16]. Е. А. Буренок под внеаудиторной деятельностью понимает средство формирования и развития профессионально значимых качеств, способствующее личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний [17], Л. А. Бублик считает ее временем «накопления физических и духовных сил, знаний, умений, требуемых для успешного выполнения студентами профессионального долга» [18].
Т. Ю. Полякова предлагает определить внеаудиторную деятельность в иноязычном образовании «как совместную дополнительную деятельность преподавателей и обучающихся, не связанную с освоением учебной программы, направленную на: повышение мотивации обучающихся к изучению иностранных языков и уровня владения ими иноязычной коммуникативной компетенцией; создание условий для развития универсальных и (обще)профессиональных компетенций; развитие личности будущих специалистов и воспитание у них профессионально значимых качеств» [19]. Именно это толкование термина нам кажется наиболее детальным и всеобъемлющим.
Таким образом, мы признаем большой потенциал внеаудиторной работы для формирования различных компетенций, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) по каждой специальности, и считаем компетентностный подход в обучении одним из ведущих. Среди универсальных компетенций (УК), которыми должен обладать выпускник по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов, непосредственно имеющих отношение к владению иностранными языками, можно назвать УК-4 и УК-5:
УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия.
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия [20].
УК-4 и УК-5 соотносятся с коммуникативной компетенцией, предполагающей способность общаться на иностранном языке для решения разных задач, включая профессиональные. Наиболее важными для настоящего исследования компонентами коммуникативной компетенции следует считать лингвистический и социокультурный. Лингвистическая компетенция обеспечивает носителя языка знаниями о языковой системе и основами ее применения. Социокультурная компетенция знакомит с особенностями культуры и традиций народа, говорящего на этом языке, дает понимание межнациональных различий и формирует способность к межкультурному неконфликтному взаимодействию [21].
Однако внеаудиторная деятельность, помимо УК из категорий Коммуникация и Межкультурное взаимодействие, в какой-то мере может формировать также еще четыре УК: УК-1, УК-2, УК-3 и УК-4 – из категорий Системное и критическое мышление, Разработка и реализация проектов, Командная работа и лидерство, Самоорганизация и саморазвитие [22]. Кроме того, она способна создавать условия для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций и профессионально важных качеств военного летчика.
Языковая подготовка и мероприятия внеаудиторной деятельности в военном летном училище, по нашему убеждению, должны быть профессионально ориентированными и способствовать расширению знаний по выбранной профессии, формированию навыков и умений, востребованных у военного летчика. Авторами данной статьи неоднократно отмечалась особенность ее профессионального контекста: подготовка специалистов военной авиации находится на пересечении военной профессии и летной профессии, каждая из которых предъявляет к выпускнику свои требования [23, 24]. В итоге выпускник училища должен стать высококлассным специалистом-летчиком и духовно развитой личностью, патриотом своей страны, готовым ее защищать, если потребуется.
Успешность формирования универсальных и (обще)профессиональных компетенций, несомненно, зависит от личностной мотивации обучающегося в самом выборе будущей профессии и в его готовности прилагать усилия, чтобы освоить ее качественно. Кроме того, результативность образовательного процесса по иностранному языку определяется учетом практического, развивающего, воспитательного и образовательного аспектов, которые в концепции иноязычного образования Е. И. Пассова соответствуют познанию (культурологический аспект), развитию (психологический аспект), воспитанию (педагогический аспект) и учению (социальный аспект) [25].
Исходя из этого, актуальной полагаем взаимосвязь процесса обучения и процесса воспитания личности обучающегося. Воспитательный аспект обучения иностранному языку, по мнению О. А. Калашниковой, заключается в целенаправленном воздействии на развитие морально-нравственных и волевых качеств обучаемых, среди которых выделяются уважение другой языковой и национальной культуры и интерес к ней, способность объективно оценивать деятельность стран и международные события с их участием, чувство гордости за отечественные достижения, развитие мотивации и целеустремленности к дальнейшему овладению новым средством общения [26].
Наиболее распространенными видами внеаудиторной деятельности при изучении иностранного языка считаются олимпиады, конкурсы, ролевые игры, дебаты, конференции, концерты, встречи с интересными людьми и др.
Так, например, А. П. Гулов [27], А. Н. Колесниченко и О. Б. Симонова [28] отмечают высокий мотивационный потенциал предметных олимпиад и их влияние на становление личностных качеств учащихся. И. Н. Кяйвяряйнен полагает, что участие в подобных конкурсах формирует у них целеустремленность, самостоятельность, расширяет кругозор и представление о культуре страны изучаемого языка [29]. О. А. Калашникова подчеркивает их влияние на познавательно-творческую деятельность обучающихся [30].
Участие в дебатах на иностранном языке, согласно А. В. Щеголевой, способствует не только совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции и повышению уровня мотивации к изучаемому предмету, но также формирует навыки ведения дискуссии, обмена мнениями и идеями, эффективной коммуникации, развивает критическое мышление и интеллектуальные способности обучающихся [31].
Т. В. Рябова и В. С. Соколовский признают еще одной формой организации самостоятельной работы обучающихся за пределами учебных занятий проектную деятельность, которая предоставляет им возможность самостоятельно или в группе создать интеллектуальный продукт и представить его публично. Для будущего военного человека его успешность в жизни и на службе во многом зависит от его нацеленности на результат, настойчивости в достижении цели, его лидерских качеств и умений сплачивать коллектив – все это формируется при работе над проектом [32].
Привитию у учащихся интереса к научно-исследовательской и познавательной работе также помогает участие в научно-практических конференциях и семинарах на иностранном языке. Подготовительная работа по сбору информации, его анализу, формулированию собственного мнения по исследуемому вопросу, выдвижение гипотезы и предъявление полученных результатов, безусловно, стимулируют у них интеллектуальную, когнитивную и исследовательскую деятельность и, по мнению Л. Ю. Даниловой, формируют мотивацию студентов к самостоятельному познанию, развитию творчества и личного опыта [33].
Перечисленные и другие формы внеаудиторной работы используются для того, чтобы компенсировать недостаточное количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка в неязыковых вузах, расширить познания обучающихся о стране (странах) изучаемого языка и приобщить их к диалогу культур, повышая при этом мотивацию его изучения. Кроме того, внеаудиторная деятельность на иностранном языке служит для создания искусственной языковой среды для формирования и совершенствования у обучающихся коммуникативных навыков и умений.
В диссертационном исследовании Е. А. Буренок указывается на прямую зависимость эффективности и результативности внеаудиторной работы по иностранному языку от таких обстоятельств: а) учет уровня языковой подготовки и возрастных особенностей учащихся; б) преемственность с занятиями по иностранному языку по расписанию; в) коммуникативная направленность; г) сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы; д) принцип межпредметных связей и ориентированности мероприятий на получаемую в вузе профессию [34].
Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований показал большой интерес к рассматриваемой проблеме. Независимо от используемого термина ученые под внеаудиторной понимают работу или деятельность, проводимую за пределами урока, т. е. вне расписания, с теми же общеобразовательными и воспитательными целями, что и классно-урочная деятельность. Отмечается разнообразие используемых форм внеаудиторной работы и ее влияние на формирование, совершенствование коммуникативной компетенции и развитие личности обучающихся, на ее большой воспитательный потенциал.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Теоретико-методологической базой послужили работы российских и зарубежных ученых в области педагогики и методики обучения иностранным языкам по рассматриваемому вопросу. Наиболее значимыми для исследования послужили компетентностный, профессионально ориентированный и личностно-деятельностный подходы, а также мотивационный аспект.
Применялись методы теоретического анализа и синтеза, сравнения и интерпретации, изучения внеаудиторной деятельности и ее особенностей в условиях неязыкового вуза, обобщения педагогического опыта.
Результаты исследования / Research results
В зависимости от этапа обучения иностранному языку в КВВАУЛ на кафедре иностранных языков предусмотрены разные виды организуемых внеаудиторных мероприятий. Рассмотрим некоторые из них.
Конкурс чтецов поэзии англоязычных авторов проводится в 1-м семестре во время вводно-коррективного курса, целью которого признается коррекция и совершенствование фонетических, лексико-грамматических навыков и коммуникативных умений, приобретенных на предыдущем этапе обучения в школе. Помимо формирования и улучшения произносительных навыков, обогащения словарного запаса, совершенствования навыков выразительного чтения художественных текстов, происходит знакомство с поэзией на английском языке, популяризация литературного наследия, культуры и традиций стран изучаемого языка. Некоторые обучающиеся впервые узнают имена Роберта Фроста, Джорджа Байрона, Редьярда Киплинга, Перси Биши Шелли, Роберта Бёрнса, Уильяма Батлера Йейтса, Генри Лонгфелло и многих других. По замыслу конкурса в нем могут принимать участие все желающие. Но, как правило, впоследствии в нем участвуют только те, кто имеет достаточно высокий уровень владения языком, мотивацию к его изучению и опыт публичных выступлений.
Созданию условий для самореализации обучающихся, повышению их творческой активности также способствует конкурс перевода англоязычных поэтических текстов. В разное время курсантам предлагалось перевести стихотворения “Warrior” (Воин) неизвестного автора, “One” (Один) Шонни Келли, “High Flight” (Высотный полет/Полет в вышине) Джона Маги и другие. Выбор поэтического текста для перевода определялся в первую очередь относительной простотой языка и особенностью профессиональной деятельности обучающихся – будущих военных летчиков. При оценке представленных работ учитывались следующие критерии: точность воспроизведения, форма изложения, стилевое соответствие, поэтические приемы и оригинальность. Все представленные переводы оформлялись как небольшой поэтический сборник, который вручался авторам на заседании литературной гостиной. Именно здесь чтецы демонстрировали свое мастерство декламации англоязычной поэзии и читали лучшие переводы.
Подобные конкурсы ориентированы на камерную обстановку, индивидуальное участие, адресованы отдельным творческим личностям с мотивацией к изучению языка и, безусловно, способствуют развитию творческого потенциала обучающихся.
Более массовый характер носят страноведческие вечера “Across English-speaking countries”, ежегодно проводимые кафедрой иногда совместно с коллективом ансамбля кельтского танца Кубанского государственного университета.
Рекомендуемое время для его проведения – весенний семестр, когда, согласно рабочей программе по дисциплине «Иностранный язык», на I курсе изучается тема «Англоязычные страны». Предварительно вывешивается объявление о поиске талантов в самых различных областях: театральные постановки, стихи, песни, танцы, инструментальная музыка. Единственным ограничением предлагаемых номеров будущего концерта выступает обязательная принадлежность к англоязычной культуре. Таким образом организаторы концерта стимулируют повышение мотивации к иноязычной коммуникации, создают условия для развития творческого, интеллектуального и эстетического потенциала личности обучающихся через диалог культур, через расширение их кругозора и формирование толерантности к иноязычной культуре.
Наши гости из Кубанского университета с удовольствием демонстрируют яркие танцевальные миниатюры из фольклора Ирландии, Уэльса, Шотландии и Англии. Подобное сотрудничество с гражданским вузом обогащает наших курсантов, знакомя их с танцевальной культурой англоязычного мира.
На суд зрителям традиционно представляются театрализованные постановки малого жанра «Дары волхвов» и «Вождь краснокожих» О’Генри или «Шерлок Холмс» Артура Конана Дойла. Их участникам необходимо не только выучить свою роль на иностранном языке, но также исполнить ее в костюмах в движении на сцене перед большой аудиторией (обычно перед курсом в 300 человек), при этом взаимодействуя друг с другом и перевоплощаясь в своих героев. Поскольку в этих пьесах роли небольшие, в них могут участвовать и слабо владеющие английским языком. Для них это прекрасная возможность творчески реализоваться, прикоснувшись к языку и культуре другого народа.
Для участия в концерте независимо от уровня владения английским языком желающим приходится осваивать технику ирландского степа, на гитаре исполнять мелодии в стиле кантри или регги, на аккордеоне – ирландскую народную музыку, на саксофоне – блюз или джаз. Выбор инструмента определяется наличием на курсе музыканта, готового продемонстрировать свое мастерство в исполнении национальных мелодий. Песенное творчество, помимо известных «Битлз», «Скорпионс», Стинга, Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры, представлено средневековой песней “Greensleeves”, народной “Oh, Susanna”, более современной “Puttin On The Ritz” и другими.
В осеннем семестре для первокурсников также проводятся тематические вечера, посвященные американскому празднику Дню благодарения или католическому Рождеству. Всех участников подобных мероприятий и гостей ждут традиционные угощения и небольшие подарки. По мнению преподавателей кафедры иностранных языков, изучение непрофильного предмета в военном авиационном вузе станет более эффективным, если сама кафедра и ее сотрудники будут ассоциироваться у наших обучаемых с открытостью в общении, доброжелательностью, творчеством, самореализацией и готовностью к сотрудничеству.
Проводятся встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной сфере (летчиками, летающими на международных авиалиниях, миротворцами ООН): в рамках военно-научной секции курсантов кафедры они показывают перспективы использования английского языка в выбранной профессии и стимулируют его изучение в училище.
Для обучающихся с более высоким уровнем владения английским языком кафедра предлагает участие в языковых олимпиадах, научно-практических конференциях, дебатах, в разработке проектов.
Олимпиады по иностранному языку внутривузовского и всероссийского уровней представляют собой интеллектуальное творческое мероприятие конкурсного характера повышенной сложности, в котором проверяются лингвистическая и коммуникативная компетенции его участников. Им предлагается серия традиционных заданий на знание грамматики английского языка, лексического материала в пределах тематики олимпиады, сформированность навыков восприятия письменной речи, а также аудирования. И в этом видится их сходство с любыми другими языковыми олимпиадами, как очными, так и проводимыми онлайн. Однако Всеармейская олимпиада по иностранному языку для курсантов вузов Министерства обороны РФ включает обязательный творческий устно-речевой командный этап, и каждый год меняются ее темы, которые отражают современные военно-политические мировые проблемы. Приведем некоторые из них: «Международное гуманитарное право: правила и законы войны»; «Вооруженные силы наших партнеров»; «Международная безопасность – наше общее дело»; «Защита здоровья граждан – основа безопасности государства»; «Цифровизация и ее влияние на общество: информационные технологии, искусственный интеллект». Поэтому в ходе подготовки к олимпиаде и при выполнении ее заданий курсанты значительно расширяют свои социокультурные знания по истории, политике, технике и технологии, военному делу нашей страны и зарубежных стран, развивают свои способности к аналитическому мышлению, критической оценке получаемой информации, аргументированному изложению своей точки зрения.
Именно творческая активность в единстве креативного, мотивационного и деятельностного компонентов гарантирует высокие результаты во всех этапах олимпиады, но в большей степени – в 4-м командном. Коллективная работа при выполнении задания предполагает решение проблемных вопросов методом мозгового штурма, путем обмена информацией для достижения желаемой цели и требует от членов команды максимально использовать навыки XXI века (4 К): креативность, критическое мышление, коммуникация, командная работа (4Cs: Collaboration, Communication, Critical thinking, Creativity).
Эти навыки важны и для участия в конкурсе проектов как одном из вариантов внеаудиторной деятельности при обучении иностранному языку. Наш вуз участвовал в индивидуальных и командных конкурсах эссе, проводимых компанией РЕЛОД под девизом «Единство – в различии» с 2016 по 2022 год, пока там предлагались темы, соответствующие профилю нашего вуза и нашим интересам, например, связанные с историей развития авиации России и Великобритании, об арктических конвоях во время Второй мировой войны; о Валентине Терешковой и Хелен Шарман как удивительных женщинах и героях космоса; о совместной работе России, США и Великобритании на МКС и др. [35]
Разнообразие тем эссе, возможность проявить себя и продемонстрировать свои знания в определенной области, умения аргументированно выражать свое мнение на иностранном языке – это то, что побуждает обучающихся участвовать в подобных конкурсах. Неоспоримым бонусом при этом выступает знакомство с новыми фактами из истории России и англоязычных стран, приобретенные навыки работы с интернет-источниками и навыки публичного выступления с результатами своего исследования в случае победы в конкурсе. Немаловажным фактором в становлении личности обучающихся является также их способность самоорганизоваться и найти в довольно жестком распорядке дня военнослужащего время для исследовательской работы, коллективного обсуждения концепции будущего эссе, этапов его создания, реализации этих планов и оформления в соответствии с определенными требованиями. В ходе проектной деятельности у обучающихся формируются профессионально важные качества военного человека: воля, целеустремленность, лидерство, коллективизм.
На кафедре был удачный опыт применения педагогической технологии дебатов при организации внеаудиторного мероприятия “Women in Aviation: Pros and Cons” (Женщины в авиации: за и против), подробно описанный А. В. Щеголевой [28]. Организатор дебатов и автор статьи на основе своего опыта приходит в выводу о безусловной пользе и эффективности интерактивных технологий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции и повышения внутренней мотивации к изучаемому предмету, поскольку создается естественная образовательная среда; выбор актуальной темы позволяет формировать у ее участников критическое мышление и интеллектуальные способности; сами участники дебатов получают удовольствие от приобретения знаний и демонстрации своих умений.
По нашему мнению, участие в олимпиадах, научных конференциях, дебатах и различных языковых конкурсах развивает профессионально важные качества будущих военных летчиков, способных осуществлять лингвистическое обеспечение военной деятельности в будущем, и положительно влияет на их мировоззренческую составляющую, формируя у них гражданскую позицию, воспитывая патриотические чувства и толерантность к иноязычной культуре.
Заключение / Conclusion
В ходе настоящего исследования было уточнено понимание смысла внеаудиторной деятельности, описаны ее разновидности и формы при обучении иностранному языку, указана ее значимость для повышения мотивации изучения языка и для формирования навыков иноязычного общения, профессионально важных качеств и для личностного роста военного специалиста.
Было установлено, что эффективность и результативность внеаудиторной работы по иностранному языку во многом зависит от учета уровня языковой подготовки обучающихся и взаимосвязи с занятиями по основной образовательной программе, от обязательной коммуникативной направленности и профессиональной ориентированности мероприятий внеаудиторной деятельности, от сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
С точки зрения обучающихся, их участие в иноязычной внеаудиторной деятельности способствует, кроме прочего, повышению у них самооценки и развивает в них креативность и профессиональные компетенции, включая навыки иноязычного общения. Для преподавателей это возможность расширить диапазон используемых приемов, методов и технологий обучения и проявить инициативность. Для учебных заведений это популяризация вуза и повышение его престижа.
Теоретическое осмысление важности внеаудиторной работы при обучении иностранному языку и практическое использование результатов исследования позволит более эффективно формировать коммуникативную компетенцию обучающихся на иностранном языке и развивать у них учебно-познавательную и творческую активность.

Olga А. Kalashnikova