Full text

Введение

 

Проблема межличностной зависимости оказывает влияние на личность и взаимоотношения между людьми. Тема межличностной зависимости в той или иной степени раскрывается в работах отечественных и зарубежных авторов.Межличностная зависимость понимается как состояние, при котором человек испытывает сильную потребность во взаимодействии с другими людьми, ощущает зависимость от их мнения, оценки и поддержки. Это состояние может проявляться в различных сферах жизни человека: в отношениях с близкими, в работе, в общении с окружающими. Сложность исследования проблемы межличностной зависимости в том, что попытки найти общие закономерности встречаются с глубокими внутренними противоречиями конкретного человека, проявляющимися в психологической настроенности на другого. Всестороннее изучение темы позволит разработать эффективные методы и стратегии помощи людям с высоким статусом зависимости от окружающих и улучшить их психологическое и эмоциональное состояние.

В последнее время в психологии активно обсуждается проблема причин межличностной зависимости личности, препятствующей ее всестороннему психическому развитию. Психологи отмечают, что часто в рамках того или иного жизненного периода возникает ситуация, когда, казалось бы, при наличии адекватной межличностной коммуникативной ситуации человек, независимо от возраста, пола и социального статуса, испытывает состояние внутренней социальной отгороженности, состояние внутриличностного социального одиночества, имеющие самое непосредственное отношение к проявлению так называемой межличностной зависимости. В контексте межличностных отношений М. А. Холодная исследует, как интеллектуальные способности, эмоциональный интеллект и социальные навыки формируют динамику общения и взаимопонимания между людьми [1].

А. В. Мудрик и другие авторы считают, что межличностная зависимость – это расстройство поведения и отношений с фиксацией на окружающих людях или конкретном человеке, в основе которого лежит сильная потребность в определенном лице с целью получения его поддержки и помощи и неспособность индивида к самостоятельному поведению [2].

Специфика проявления межличностной зависимости человека заключается в его глубинной внутренней психологической настроенности именно на того человека, который, по его мнению, представляет для него чрезвычайно важную роль в плане его становления и всестороннего развития. Как подчеркивает Е. П. Милашевич, личность, имеющая межличностную зависимость от партнера по общению, испытывает внешнюю и внутреннюю глубинные потребности соответствовать всем его интересам, настроениям, желаниям, восприятию себя в его понимании и принятии как нечто целостного и единого, соответствующего ожиданиям партнера по общению. В подобной ситуации сама межличностная коммуникативная ситуация имеет неадекватный тип психического поведенческого развития, поскольку внешняя потребность личности с преобладанием межличностной зависимости выражается в стремлениях соответствовать внешне всем предпочтениям своего обожаемого партнера по общению. Так, например, внешний вид зависимого в межличностном плане человека всегда ориентирован на цветовую гамму партнера по общению, на его оценивание внешнего образа зависимого в межличностном плане человека [3].

Р. Борнштейн предлагает четыре компонента межличностной зависимости:

‒     когнитивный (восприятие и представление человека о самом себе);

‒     мотивационный (стремление устанавливать отношения с возможными покровителями);

‒     аффективный (страх одиночества и отрицательного мнения других людей);

‒     поведенческий (способность самопрезентовать себя для построения связей и контактов) [4].

Исследователи считают, что внутренняя потребность личности с преобладанием межличностной зависимости проявляет себя в разнонаправленных искажениях образа себя, отношения к самому себе.

Образ «Я» является ключом к осмыслению происходящего в жизни человека, и на основе этого осмысления он ведет себя и реагирует на ситуации. Таким образом, подчеркивает П. И. Каменский, существует взаимосвязь между образом «Я» и поведением: образ «Я», формируемый на основе поведения, влияет на само поведение. Однако на образ «Я» воздействует не только само поведение, но и то, как окружающий мир реагирует на это поведение или сопровождает его [5].

Феноменальная структура «Я» зависит от процессов самопознания, которые включены в более широкие процессы общения человека с другими и его деятельности. Результаты анализа представлений о себе, Я-образов и отношений к себе зависят от понимания этих процессов и представления о самом субъекте, носителе самосознания.

Межличностные взаимоотношения личности с преобладанием межличностной зависимости приобретают односторонний характер. По мнению Е. П. Ильина, это выражается в том, что личность в полной мере абстрагируется от других окружающих людей, она в буквальном смысле «погружается» во внутренний мир обожаемого ею человека (родителя, начальника, друга, и так далее), проявляясь в его привычках, речевых высказываниях, особенностях психического поведенческого реагирования, имеющего ситуативно обусловленный характер. Существование межличностной зависимости в коммуникативных взаимоотношениях отрицательно влияет на сам процесс разнонаправленного межличностного взаимодействия, поскольку все коммуникативные контакты партнеров по общению, независимо от преобладающей коммуникативной роли коммуникатора или реципиента, имеют односторонний характер, связанный с преобладанием патологического психического подражания личности своему собеседнику, от которого, по его мнению, зависит успешность его общения с ним и с различными окружающими людьми [6].

Чрезмерная межличностная зависимость представляет собой специфическое психологическое состояние, в основе которого лежит сильная потребность в эмоциональной близости, любви, ригидное стремление к получению помощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя беспомощным и слабым независимо от конкретной ситуации.

В связи с этим психологами выделяется ряд специфических причин формирования межличностной зависимости, которые сводятся к следующему:

  1. Необходимость в существовании эмоциональной опоры. Данная причина формирования межличностной зависимости проявляется в том, что человеку, независимо от возраста, нужно, чтобы рядом постоянно был значимый человек, от которого в любую минуту можно получить психоэмоциональную поддержку. При этом, замечает Л. А. Вайнштейн, подобная поддержка может быть не всегда искренней, но человек этого просто не замечает. Он не слышит доводов окружающих людей даже тогда, когда сама коммуникативная ситуация просто выходит из-под его контроля и окружающие люди видят существующий коммуникативный диссонанс в плане выстраиваемых личностью взаимоотношений, основанных на формировании межличностной зависимости от собеседника [7].
  2. Преобладание ярко выраженной неуверенности в себе, в своих силах и возможностях. Подобная психологическая проблема имеет яркие проявления в плане самопрезентации, самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности. Так, например, подросткам с преобладающей межличностной зависимостью очень трудно отвечать у доски, принимать на себя какие-то важные, ответственные решения, поскольку им кажется, что окружающие люди сделают это лучше, чем они. По О. В. Хухлаевой, у взрослых людей наличие неуверенности в себе трансформируется в диссонансе, проявляющем себя в выстраивании брачно-семейных взаимоотношений и дружеских симпатий, поскольку им кажется, что окружающие люди лгут, им нельзя доверять, а сами они стесняются проявлять свою сущность [8].
  3. Стремление к автономии. Е. И. Медведская пишет, что данная проблема связана с тем, что человек еще с раннего детства предоставлен сам себе, в связи с чем он социально отгорожен от окружающих людей, может доверять только какому-то одному человеку, являющемуся для него авторитетом [9].
  4. Преобладание дефицитарного типа психического поведенческого реагирования. По Т. П. Григоровой, очень часто данная причина формирования межличностной зависимости имеет отношение к преобладающим психотравмирующим ситуациям, которые когда-либо проживал человек в своей жизни. В подобной ситуации дефицитарность выражается в постоянном ощущении недостаточности внимания общества к его интересам, состояниям, настроениям. Человек ощущает высокий уровень социального одиночества, слабость, уязвимость, нужду в поддержке окружающих [10].

Изучение межличностной зависимости как психологического феномена за рубежом многогранно и вносит значительный вклад в понимание этого сложного аспекта человеческих отношений.

Так, С. Джайнаб Зарина с соавторами исследует, как черты личности соотносятся с уровнем межличностной зависимости. Межличностная зависимость определяется как степень получения поддержки от других людей. Авторы утверждают, что люди с высоким уровнем межличностной зависимости часто имеют низкую самооценку. Их исследование доказывает тот факт, что такой человек будет обладать негативными чертами характера. Однако авторы делают вывод, что межличностную зависимость можно преодолеть. Самая важная черта личности в этом контексте – уверенность в себе. В настоящем исследовании рекомендуется «отношение по силам» для тех, кто всегда полагается на других [11].

Б. Д. Эрп с соавторами описывают человека с высокой межличностной зависимостью: так, во-первых, он много времени и внимания уделяет партнеру, вся внутренняя энергия и ресурсы личности направлены на фантазии и воспоминания об объекте любви, на фоне чего возникают затруднения в рефлексии собственных ощущений; во-вторых, в связи с тем, что человек захвачен переживанием сильных эмоций относительно нереалистичных ожиданий в отношении объекта любви, у него возникает стресс и ощущение, что он заложник собственных мыслей; в-третьих, личность забывает о себе, своих потребностях, друзьях и увлечениях, которые не связаны с объектом любви [12].

Разрабатывается идея тесной связи межличностной зависимости с семейным воспитанием. Современная психологическая теория определяет межличностную зависимость как эмоциональную и психологическую привязанность человека к другим. Именно в семье закладываются основы этой зависимости через динамику отношений между родителями и детьми, а также среди самих членов семьи. А. Живкович исследует зависимость как патологическую черту личности, которая возникает из недостатков в удовлетворении потребностей в развитии, и показывает, как эта зависимость влияет на взрослые отношения. Автор утверждает, что неразрешенная патология зависимости у родителя нарушает удовлетворение потребностей ребенка, который начинает сосредоточиваться на потребностях родителя. Во взрослой жизни личность и самооценка индивида становятся зависимыми от межличностных отношений [13].

М. Халхали и соавторы исследуют связь между межличностной зависимостью и употреблением психоактивных веществ. Межличностная зависимость определяется как эмоциональная или психологическая зависимость индивида от других людей, что может выражаться в сильном стремлении к близости, постоянной необходимости в одобрении и поддержке со стороны окружающих. Вместе с тем такие качества могут предрасполагать к использованию веществ как средства для облегчения эмоциональных страданий или как способ наладить социальные связи, особенно в стрессовой и конкурентной среде. Так, студенты, испытывающие высокую степень межличностной зависимости, могут быть более уязвимыми к использованию наркотиков как способу справляться со стрессом, взаимодействовать с другими или избегать негативных эмоций [14].

В исследовании М. Зейнали и других было показано, что межличностная зависимость в значительной степени предсказывает чувство одиночества у женщин-менеджеров [15].

Исследования А. Хоссейни Ардакани доказывают роль эмоционально фокусированной терапии как эффективного инструмента в лечении социального беспокойства и межличностной зависимости, показано, что такая терапия особенно актуальна для женщин. Терапевтические сессии включают в себя различные методы, такие как анализ эмоций, идентификация и перестройка негативных мыслей, а также практики, направленные на улучшение навыков общения и взаимодействия [16].

Таким образом, изучение межличностной зависимости в России и за рубежом показывает, что спектр существующих причин формирования межличностной зависимости достаточно разнообразен. Многое в плане формирования данного нарушения межличностного взаимодействия личности с окружающими людьми зависит от сформированности образа себя, отношения к себе.

 

Методология и результаты исследования

 

Первоначально в исследовании приняли участие 80 женщин в возрасте от 20 до 25 лет.

С помощью теста Р. Гиршфильда в адаптации О. П. Макушиной (2005) [17] были выявлены респонденты, имеющие высокий статус межличностной зависимости. Из 80 респондентов только 32 женщины имеют высокую степень выраженности межличностной зависимости. Женщины со средними показателями по критерию «межличностная зависимость» (32 человека) составили контрольную группу.

Основные идентификационные характеристики и их оценки респондентами по результатам проведенного исследования с использованием методики «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпартленд, адаптация Т. В. Румянцевой) [18] представлены ниже.

1. «Социальное Я» (21%).Отмечаем большое количество характеристик «Социального Я», что является традиционным. Респонденты используют описание себя как личности, выполняющей ту или иную социальную роль. В описании представлены:

‒     семейные роли (например, «дочь», «сестра»), оцениваются в основном положительно, подчеркивается важность семейных связей для респондентов;

‒     прямое обозначение пола (например, «девушка», женщина»), у респондентов располагается в начале списка, что говорит о большой значимости и степени осознанности категорий идентичности, оценивается в основном положительно;

‒     профессиональная идентичность (например, «учитель», «студентка»), оценивается положительно.

2. «Рефлексивное Я» (21%).Персональная идентичность (например, «неуверенная в себе», «честная») получает как положительные, так и отрицательные оценки, причем количество отрицательных оценок у женщин с высокой межличностной зависимостью превышает количество положительных. Большое количество характеристик «Рефлексивного Я» говорит о том, что женщины с высокой межличностной зависимостью склонны описывать себя через собственные мысли, эмоции, то есть смещать фокус из внешнего во внутреннее.

3. «Физическое Я» (20%).Описание своих физических данных, внешности (например, «симпатичная», «стройная») получает положительные оценки. Большое количество характеристик «Физического Я» говорит о том, что женщины с высокой межличностной зависимостью склонны описывать свои физические данные и внешность.

4. «Деятельное Я» (16%). Увлечения и интересы (например, «спортсменка») получают положительные оценки, что подчеркивает их значимость для самореализации и удовлетворенности жизнью.

5. «Перспективное Я» (15%).

‒     Семейная перспектива (например, «невеста»).

‒     Профессиональная перспектива (например, «будущий педагог»).

Эти два показателя также оцениваются положительно, связаны с будущей реализацией в социуме.

6. «Коммуникативное Я» (7%).Описание себя с точки зрения связи с другими людьми (например, подруга») оценивается положительно, но представлено слабо.

Анализ результатов показывает, что работа с образом «Я», прежде всего с его рефлексивной составляющей, должна быть направлена на развитие уверенности в себе и выявление значимых, положительных характеристик образа «Я». Женщины с высокой межличностной зависимостью склонны к рефлексии, задача состоит в том, чтобы выявить сильные стороны и сместить фокус с внутреннего на внешнее, так как коммуникативная составляющая в образе «Я» представлена слабо.

В целом преимущественно положительная оценка характеристик образа «Я» согласуется с результатами диагностики самооценки (опросник Г. Н. Казанцевой) [19]. Результаты показывают, что у женщин с высокой степенью межличностной зависимости преобладает (69%) средний (47%) и высокий (22%) уровни самооценки (табл. 1).

Таблица 1

Показатели самооценки по выборке, %

 

Респонденты

Высокая самооценка

Средняя самооценка

Низкая самооценка

Женщины

22

47

31

 

Адекватная самооценка большинства женщин с высокой степенью межличностной зависимости является основой личного благополучия и способствует более полноценной жизни. Она подразумевает, что человек обладает внутренним стержнем и способен к рефлексии – умению учиться на своем опыте и анализировать свое поведение. Это позволяет не только развиваться, но и находить баланс между личными желаниями и требованиями окружающего мира. На этом этапе можно констатировать, что зависимость от чего-либо рассматривается современным человеком, в частности в нашем исследовании большинством женщин с высоким статусом межличностной зависимости, не как нарушение, а в большей степени как привычный образ жизни.

Преобладающий тип отношений с другими людьми был исследован с помощью методики «Тест межличностных отношений» Т. Лири (адаптация Л. Н. Собчик) [20].

В результате был выявлен преобладающий тип отношений женщин с высокой межличностной зависимостью – покорно-застенчивый, отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности.

Далее были рассчитаны средние значения по октантам (см. рисунок). Проанализированы личностные профили для группы с высокой межличностной зависимостью по результатам расчета средних показателей каждого из блоков. Низкие показатели по октантам (0–3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого, поэтому остались вне анализа.

 

 

Средние показатели октантов для респондентов с высокой степенью выраженности
межличностной зависимости (в баллах)

 

Итак, в группе женщин с высокой межличностной зависимостью представлены:

1. Октант 10 баллов. Ответственно-великодушный тип отношений, который характеризуется гиперответственностью, способностью принести в жертву свои интересы, стремлением помочь и сострадать всем, готовностью взять ответственность за других.

2. Октанты 8 баллов. Недоверчивый-скептический тип отношений характеризуется критичностью по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Покорно-застенчивый тип отношений характеризует людей скромных, робких, уступчивых, эмоционально сдержанных, способных подчиняться, честно выполняющих свои обязанности. Зависимый-послушный тип отношений характеризуется конформностью, мягкостью, готовностью принять помощь, совет, доверчивостью, вежливостью.

4. Октант 6 баллов. Сотрудничающий-конвенциальный тип отношений, характеризуется склонностью к сотрудничеству, кооперации, гибкостью и компромиссу в конфликтных ситуациях, стремлением быть в согласии с мнением окружающих. Инициатива проявляется в стремлении помогать, к признанию и любви, в теплоте и дружелюбии в отношениях.

Рассчитаны средние показатели по двум основным факторам: «Доминирование», «Дружелюбие». Результаты респондентов с высокой степенью выраженности межличностной зависимости представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели по факторам «Дружелюбие» и «Доминирование»

 

Основные факторы

Женщины с высокой межличностной зависимостью

Доминирование

–0,5

Дружелюбие

3

 

По фактору «Доминирование» у женщин с высокой степенью межличностной зависимости значение отрицательное, что свидетельствует о предрасположенности к подчинению. По фактору «Дружелюбие» значение положительное, что свидетельствует о стремлении к общению и сотрудничеству.

Статистически значимые различия (p < 0,05) в типах отношений между женщинами с высокой межличностной зависимостью и женщинами контрольной группы выявлены по фактору «Эмоциональная опора на других» (p < 0,012) и «Рефлексивное Я» (p < 0,011) (табл. 3).

Таблица 3

Различия в типах отношений между женщинами с высокой межличностной
активностью и женщинами контрольной группы (критерий Манна – Уитни)

 

Показатель

Значимость

Uэмп

Эмоциональная опора на других

0,012

281

Рефлексивное Я

0,011

283

 

Средний ранг по показателю «Эмоциональная опора на других» в группе женщин с высокой межличностной активностью выше, чем у женщин контрольной группы (чем выше ранг, тем выше показатель в группе). Средний ранг по показателю «Рефлексивное Я» в группе женщин с высокой межличностной активностью также выше, чем у женщин в контрольной группе.

Статистически значимые различия (p < 0,05) выявлены также по показателю «Доминирование». У женщин контрольной группы показатели по фактору «Доминирование» выше (Uэмп = 291, p < 0,041), они более уверены в себе, имеют выраженные лидерские качества, а женщины с высокой степенью межличностной зависимости, по результатам, склонны к подчинению и избеганию ответственности.

Корреляционный анализ позволил выявить некоторые закономерности и тенденции в данных. Выявленные в рамках корреляционного анализа значимые взаимосвязи приведены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа

 

Коррелирующие показатели

Коэффициент корреляции (r)

«Эмоциональная опора на других» – «Доминирование»

–0,377

«Стремление к автономии» – «Доминирование»

0,319

 

Выявлена слабая положительная связь между показателями «Стремление к автономии» и «Доминирование». Чем выше стремление к автономии, самостоятельности, тем выше значение по фактору «Доминирование», то есть уверенность в себе, в своих решениях, в способности брать на себя ответственность за выполнение тех или иных задач. Связанно высокие показатели «Стремление к автономии» и фактора «Доминирование» характеризуют женщин контрольной группы. Женщины с высокой межличностной зависимостью характеризуются связанно низкими показателями.

Выявлена слабая отрицательная связь между показателями «Эмоциональная опора на других» и «Доминирование». Чем ниже показатели по фактору «Доминирование», тем выше потребность в защите, зависимость от чужого мнения, склонность к подчинению и избеганию ответственности. Учитывая установленные корреляционные связи, можно объяснять и прогнозировать характер отношений женщин с высокой межличностной зависимостью с партнерами по общению.

 

Заключение

 

Психологическое исследование проблемы межличностной зависимости важно, потому что она имеет серьезные негативные последствия для личности. Теоретический анализ показал, что межличностная зависимость отрицательно влияет на развитие личности, построение сценария жизни, выбор брачного партнера, профессиональный и карьерный рост, психическое и соматическое здоровье. Зависимое поведение во многом становится фундаментом психологического неблагополучия личности, что в итоге приводит к нарушению адаптации в обществе и социализации.

Результаты нашего исследования хотя и не позволяют установить причинно-следственные связи, но свидетельствуют о наличии психологических особенностей женщин с высоким статусом межличностной зависимости. Статистически значимые различия между женщинами с высокой межличностной зависимостью и женщинами контрольной группы выявлены в типах отношений по фактору «Эмоциональная опора на других» (p < 0,012) и «Рефлексивное Я» (p < 0,011), а также по показателю «Доминирование» (p < 0,05). Выявлены корреляционные связи: положительная между показателями «Стремление к автономии» и «Доминирование» и отрицательная связь между показателями «Эмоциональная опора на других» и «Доминирование». У большинства женщин с высокой степенью межличностной зависимости выявлена адекватная самооценка, что может являться основой личного благополучия и свидетельствует о том, что зависимость от другого рассматривается женщинами в большинстве случаев не как нарушение, а как привычный образ жизни.

Полученные данные и значимые корреляционные связи можно использовать для разработки психологических программ, направленных на повышение уровня автономии женщин с высокой межличностной зависимостью, на развитие самостоятельности в принятии решений, уверенности в себе, для организации групп по развитию навыков межличностного общения и взаимодействия, нацеленных на снижение чрезмерной зависимости от мнения других, на умение устанавливать и поддерживать здоровые границы в отношениях с близкими.