Введение
Сегодня, в быстроразвивающемся и неустойчивом мире, женщина выполняет много социальных ролей, демонстрируя свою способность функционировать в условиях многозадачности и неопределенности. В последнее время в научной психологии наблюдается рост внимания к проблемам психологического благополучия и самоэффективности, в частности, у женщин. Это внимание связано с особенностями социально-ролевой деятельности современной женщины и требованиями, которые предъявляет к ней общество.
Возникшая в 2022 году геополитическая ситуация, рассматривается как ситуация общей неопределенности, так как связана с беспокойством о стабильности экономики, сохранении работы и прочих жизненно необходимых вещах. Помимо политической и экономической неопределенности, существует неопределенность, свойственная самой жизни. Всё это оказывает сильное влияние на благополучие и качество жизни людей, особенно женщин.
Аналитический обзор литературных источников показал, что вопрос изучения феноменов самоэффективности и психологического благополучия у женщин является актуальным в отечественной психологии. В области изучения связи самоэффективности с феноменом «психологическое благополучие» проведено достаточное количество исследований. Многие авторы рассматривают связь этих феноменов одновременно с другими психологическими конструктами, в том числе с толерантностью к неопределенности.
В. Г. Маралов и соавторы в своем исследовании пришли к выводам, что между самоэффективностью и психологическим благополучием существует положительная связь [1].
В то же время связь толерантности к неопределенности с этими конструктами достаточно противоречива: она может быть как отрицательная, так и положительная. Например, в результате исследования связи толерантности к неопределенности с психологическим благополучием у студентов, проведенного С. А. Русиной, получены положительные результаты [2]. Таким образом, однозначных выводов о связи выделенных трех конструктов нет.
Зарубежные исследователи также занимались изучением связи между самоэффективностью, психологическим благополучием и толерантностью к неопределенности. Результаты оказались неоднозначными. Итогом одного из исследований, которое осуществил У. Гундюз, стало то, что обнаружена корреляционная связь между психологическим благополучием и самоэффективностью, но их связи с толерантностью к неопределенности обнаружено не было [3].
В результате теоретического анализа феномена «самоэффективность» были выявлены разнообразные связи между данным конструктом и другими психологическими феноменами. На данный момент остается малоизученным вопрос о связи самоэффективности и психологического благополучия у женщин в той ситуации неопределенности, которая сложилась в современном мире.
По итогам теоретического и практического исследования связи самоэффективности с психологическим благополучием, а также с толерантностью к неопределенности можно сделать вывод, что уровень самоэффективности оказывает влияние на психологическое благополучие женщин в ситуации неопределенности.
Целью нашего исследования выступает изучение особенностей связи самоэффективности, психологического благополучия и толерантности к неопределенности.
Гипотеза исследования: существует связь между самоэффективностью и психологическим благополучием женщин в ситуации неопределенности.
Теоретико-методологическими основами исследования являются:
- теория социального научения А. Бандуры (понятие самоэффективности и ее механизмы) [4];
- теория психологического благополучия К. Рифф (многомерная модель психологического благополучия, разработанная К. Рифф) [5];
- подход к феномену «неопределенность» и «толерантность к неопределенности» в концепции Е. Г. Луковицкой [6].
Практическая значимость исследования: проведенное исследование позволяет уточнить и дополнить уже имеющиеся немногочисленные исследования. Полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях связи самоэффективности и психологического благополучия. Разработка представленных феноменов важна для понимания, какую психологическую помощь можно оказывать женщинам в ситуации неопределенности.
База исследования: исследование проводилось в период с сентября по декабрь 2024 года в онлайн-формате, на платформе Google Forms.
Характеристики выборки: в исследовании принял участие 161 респондент в возрасте от 26 до 64 лет (n = 161), что соответствует периоду взрослости по возрастной периодизации Э. Эриксона [7].
Из общего числа респондентов профессионально заняты 83,2% и 16,8% – не работают. Семейное положение: замужем – 78,9% респондентов, не замужем – 21,1%. Имеют детей 76,4%. Высшее образование имеют 70,2% респондентов, неоконченное высшее – 10,6%, среднее профессиональное – 18,0 и среднее (9/11 классов) – 1,2%.
Уровни ощущаемой самоэффективности среди респондентов распределились следующим образом: низкую самоэффективность у себя отметили 24,8% респондентов, среднюю самоэффективность – 37,8% и высокую самоэффективность – 37,4%. Самооценка психологического благополучия (от 0 до 5 баллов) показала, что 31,2% респондентов отмечают низкий уровень благополучия, средний – 40,3%, а высокий уровень – 28,5% респондентов.
Свое эмоциональное состояние в ситуации неопределенности 52,7% респондентов оценили как среднее, 17,3% – как спокойное и 30% – выше среднего (из них 1,2% оценили свое состояние как панику).
На основе этих предварительных анкетных данных, в зависимости от субъективной оценки эмоционального состояния в ситуации неопределенности, выборка была поделена на три основные группы (2 человека, оценившие состояние на 5 баллов, не включены): 1-я группа – 1–2 балла (спокойное состояние), 2-я группа – 3 балла (среднее) и 3-я группа – 4 балла (выше среднего). По каждой группе был проведен корреляционный анализ между общей самоэффективностью и общим психологическим благополучием с целью выявления наличия связи между этими двумя показателями в зависимости от субъективного восприятия ситуации неопределенности. Анализ показал, что указанная связь снижается – от спокойного состояния в сторону повышенного беспокойства (см. таблицу).
Результаты корреляционного анализа общей самоэффективности
и общего психологического благополучия
по группам субъективной оценки ситуации неопределенности
|
Показатель |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
|
Значение коэффициента Спирмена, ρ |
0,720 |
0,459 |
0,177 |
|
p-значение |
˂ 0,001 |
˂ 0,001 |
0,229 |
|
Количество респондентов, n |
28 |
83 |
48 |
* Корреляция значима на уровне p ˂ 0,05.
** Корреляция значима на уровне p ˂ 0,01.
*** Корреляция значима на уровне p ˂ 0,001.
Общее количество респондентов в трех группах – 159.
По результатам анализа можно сделать вывод, что чем негативнее воспринимает человек ситуацию неопределенности, тем менее он уверен в своих возможностях справиться с ней. Анализ корреляционной связи трех целевых составляющих исследования будет рассмотрен ниже, в разделе «Результаты исследования».
Методология и результаты исследования
Методы исследования:
1. Авторская анкета, отображающая общие социально-демографические данные по респонденту, его субъективный уровень самоэффективности, психологического благополучия и отношение к ситуациям неопределенности, а также самооценку различных сфер жизни.
2. Методика «Шкала самоэффективности» Д. Маддукса и М. Шеера (в адаптации А. В. Бояринцевой под руководством Р. Л. Кричевского, 2001 г.). Методика предназначена для определения уровня субъективной оценки испытуемых своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения. Шкала содержит 23 утверждения, из которых сумма первых семнадцати дает представление о самоэффективности в предметной (профессиональной) деятельности, а с восемнадцатого по двадцать третье утверждение – в сфере межличностного общения (коммуникационная самоэффективность). Диапазон оценки утверждений – от –5 до +5 баллов [8].
3. Методика «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера и М. Ерусалема (в адаптации В. Г. Ромека, 1996 г.). Шкала содержит 10 утверждений и предназначена для измерения ощущения личностной эффективности. Каждое утверждение необходимо оценить от 1 до 4 баллов [9].
4. Методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф» (в адаптации Л. В. Жуковской и Е. Г. Трошихиной, 2011 г.). Методика предназначена для диагностики компонентов психологического благополучия и его общего показателя. Ограничение данной адаптации: женский состав выборки. Предложена адаптация экспресс-варианта Шкалы психологического благополучия, состоящая из восемнадцати утверждений. Оценка утверждений по шкале от 1 до 5 баллов. Методика включает в себя шесть шкал: автономность, компетентность, личностный рост, позитивные отношения, жизненные цели, самопринятие (по три вопроса на каждую шкалу) [10].
5. Методика «Шкала толерантности к неопределенности МакЛейна» (в адаптации Е. Г. Луковицкой). В методике наибольший акцент делается на эмоциональном компоненте конструктора толерантности к неопределенности, т. е. на том, как человек реагирует на неопределенность: воспринимает ее как угрозу или как вызов. Состоит из 22 утверждений, каждое из которых нужно оценить от 1 до 7 баллов [11].
Полученные результаты исследования были обработаны в программе Jamovi (версия 2.3.28.0) с помощью непараметрического метода статистики – корреляционного коэффициента Спирмена. Проверка на нормальное распределение была проведена при помощи критерия Шапиро – Уилка и показателя асимметрии.
Результаты исследования
Распределение результатов самоэффективности в зависимости от её типа и уровня (n = 161), %
На рисунке изображены показатели самоэффективности, среди которых преобладают средние результаты: по 66,4% в профессиональной и в коммуникативной самоэффективности, 70,8% – в общей самоэффективности. Показатели психологического благополучия распределились следующим образом: у 80,1% респондентов оно имеет средний уровень и выше среднего, а низкий уровень выявлен у 19,8% респондентов. Среди респондентов преобладает средний уровень толерантности к неопределенности – 60,8%, высокий уровень составил 26,7% от всего числа выборки, а низкий – 12,4%.
Корреляционный анализ показал, что между самоэффективностью, психологическим благополучием и толерантностью к неопределенности наблюдается статистически значимая корреляционная связь различной степени:
1. Профессиональная самоэффективность положительно коррелирует с пятью шкалами психологического благополучия: «компетентность» (ρ = 0,441, p ˂ 0,001), «личностный рост» (ρ = 0,313, p ˂ 0,001), «позитивное отношение» (ρ = 0,271, p ˂ 0,001), «жизненные цели» (ρ = 0,407, p ˂ 0,001) и «самопринятие» (ρ = 0,425, p ˂ 0,001). Также с этими пятью шкалами положительно коррелирует коммуникативная самоэффективность: «компетентность» (ρ = 0,404, p ˂ 0,001), «личностный рост» (ρ = 0,310, p ˂ 0,001), «позитивное отношение» (ρ = 0,293, p ˂ 0,001), «жизненные цели» (ρ = 0,302, p ˂ 0,001) и «самопринятие» (ρ = 0,392, p ˂ 0,001).
По результатам данных корреляционных связей можно предположить, что при повышении профессиональной и коммуникативной самоэффективности повышается уровень компетентности, личностного роста, позитивного отношения и самопринятия, а жизненные цели становятся более осмысленными и направленными.
2. Показатель общей самоэффективности имеет положительную корреляционную связь с четырьмя шкалами психологического благополучия: «компетентность» (ρ = 0,382, p ˂ 0,001), «личностный рост» (ρ = 0,409, p ˂ 0,001), «позитивное отношение» (ρ = 0,281, p ˂ 0,001) и «самопринятие» (ρ = 0,438, p ˂ 0,001).
Данная корреляционная связь может указывать на то, что при повышении уровня общей самоэффективности закономерно происходит повышение уровня компетентности, личностного роста, позитивного отношения и самопринятия.
3. Показатель толерантности к неопределенности у женщин положительно коррелирует как с тремя видами самоэффективности (профессиональной (ρ = 0,485, p ˂ 0,001), коммуникативной (ρ = 0,342, p ˂ 0,001) и общей (ρ = 0,516, p ˂ 0,001)), так и со всеми шкалами психологического благополучия, с разной статистической значимостью результатов. Это позволяет предполагать, что в современной ситуации неопределенности данный показатель является значимым и может влиять на уровень как самоэффективности, так и психологического благополучия.
Опираясь на данные результаты корреляционного анализа, можно утверждать, что гипотеза о связи самоэффективности и психологического благополучия у женщин в ситуации неопределенности получила подтверждение.
По результатам статистической обработки были подтверждены связи между тремя видами самоэффективности женщин: общая самоэффективность положительно коррелирует с профессиональной (ρ = 0,419, p ˂ 0,001) и коммуникативной (ρ = 0,337, p ˂ 0,001), также профессиональная самоэффективность положительно коррелирует с коммуникативной (ρ = 0,468, p ˂ 0,001). Таким образом, повышение, например, самоэффективности в профессиональной деятельности повлечет за собой повышение уровня общей и коммуникативной самоэффективностей.
Заключение
Обобщая полученные результаты корреляционного анализа, можно сделать вывод о том, что связь между самоэффективностью и психологическим благополучием у женщин в ситуации неопределенности существует. Это подтверждает выдвинутую гипотезу. Также в ходе исследования были подтверждены другие значимые связи толерантности к неопределенности, самоэффективности и психологического благополучия.
На основании данных, полученных в ходе исследования, составлена и апробирована программа развития по повышению уровня самоэффективности у женщин. В основу легла концепция повышения уровня самоэффективности в ситуациях неопределенности через повышение уровня некоторых шкал психологического благополучия. В результате эксперимента, после завершения программы, у участниц наблюдается повышение уровня общей самоэффективности, что является доказательством действенности концепции программы.
Итоги исследования могут быть использованы для других исследований, уточняющих и расширяющих сведения о связи самоэффективности и психологического благополучия у женщин в современном неустойчивом мире.

Nina N. Ershova