Full text

Введение

 

В современных условиях женщина, как правило, совмещает профессиональную деятельность, материнство и ответственность за поддержание семейного микроклимата, что значительно увеличивает эмоциональную нагрузку. Современная семейная жизнь претерпела существенные трансформации по сравнению с брачными союзами XX века: все больше семей становятся эгалитарными, что подразумевает равноправное распределение семейных обязанностей вне рамок традиционных гендерных ролей. Такая тенденция обусловлена не только широким вовлечением женщин и мужчин в профессиональную сферу, но и отсутствием значимых финансовых диспропорций между супругами, что делает обоих равнозначными участниками в обеспечении материального благополучия семьи. Как указывают М. В. Ростовцева и Н. А. Гончаревич, несмотря на позитивную трактовку карьерного успеха, существует значительный массив эмпирических данных, свидетельствующих о его деструктивном влиянии на эмоциональное состояние личности и семейные отношения [1]. Трудовая занятость супругов в совокупности с необходимостью организации быта, воспитания и ухода за детьми способствует повышению уровня эмоционального выгорания, что, в свою очередь, увеличивает риск распада семейного союза.

Согласно теоретическому анализу эмоционального выгорания, выполненному П. И. Сидоровым на основе отечественных и зарубежных исследований, установлено, что негативные последствия этого явления затрагивают все сферы жизни человека – от профессиональной деятельности до отношений с близкими и социальных контактов [2]. Исследования персидских ученых Джавдана Мусы, Тахере Бахрампура, Мостафы Дегани показывает, что существует значимая взаимосвязь между семейными отношениями, стилями разрешения конфликтов и эмоциональным выгоранием в браке. Это говорит о том, что развод является одной из основных семейных травм, которая приводит к распаду на личном, семейном и социальном уровнях [3]. Согласно концепции Е. М. Морозова, эмоциональное выгорание развивается поэтапно и включает четыре фазы трансформации эмоционального состояния [4]. В. В. Бойко выделяет три основные фазы: напряжение, резистенцию и истощение [5]. В исследовании Н. Б. Казначеевой и С. П. Решетняк акцентируется эффект передачи эмоционального фона между членами семьи, который может усиливать влияние негативных факторов и провоцировать развитие эмоционального выгорания в брачных отношениях [6]. Как отмечают С. В. Гриднева и В. Н. Гурьянчик, признаками семейного выгорания являются постоянная усталость, раздражительность, эмоциональное и физическое дистанцирование между супругами, а также снижение близости в семейных отношениях [7]. В качестве ключевых факторов возникновения семейного выгорания Н. С. Ткаченко выделяет неразрешенные конфликты, дисбаланс домашних обязанностей и отсутствие поддержки, а также внешний стресс [8].

Анализ зарубежных исследований, представленный М. Лейтером, подчеркивает, что эмоциональное выгорание – многогранное явление, тесно связанное с длительным воздействием хронических стрессовых факторов. [9]. К. Маслач и М. Лейтер предлагают следующее определение синдрома эмоционального выгорания: «Выгорание – это индикатор расхождения между тем, кем человек является, и тем, что ему приходится делать. Это постепенное разрушение ценностей, достоинства, духа и воли – разрушение человеческой души. Это болезнь, которая неумолимо прогрессирует с течением времени, это крутое падение в бездну, после которого очень тяжело подняться» [10]. М. П. Лейтер эмпирически доказал взаимосвязь эмоционального выгорания с интенсивностью и продолжительностью стрессовых ситуаций.

Обобщение теоретических и эмпирических данных об эмоциональном выгорании у женщин, состоящих в браке, позволило сделать вывод, что данный феномен обладает сложной структурой. В браке эмоциональное выгорание проявляется как эмоциональное, физическое и когнитивное истощение, а также сопровождается снижением субъективного чувства компетентности, ухудшением отношения к себе, супругу и другим членам семьи.

Целью эмпирического исследования является изучение показателей эмоционального выгорания у женщин в браке с целью своевременной психологической коррекции и профилактики данного состояния.

Теоретико-методологической основой написания работы выступили: трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» К. Маслач [11] , концепция эмоционального выгорания В. В. Бойко [12], а также подходы Н. Б. Казначеевой, С. П. Решетняк [13] и М. П. Лейтера [14].

Полученные результаты в процессе эмпирического исследования расширяют научное представление о специфике данного явления и могут быть использованы для дальнейших исследований, а также для разработки эффективных программ психологической помощи и профилактики с учетом степени выраженности эмоционального выгорания у женщин в браке.

Исследование проводилось с сентября по декабрь 2024 года в онлайн-формате. В эмпирическом исследовании приняли участие 100 женщин в возрасте от 21 до 69 лет, семейный стаж которых составляет от 1 до 45 лет.

 

Методология и результаты исследования

 

Методы исследования:

1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко применялась для оценки выраженности синдрома эмоционального выгорания у женщин [15].

В процессе исследования были получены результаты по трем фазам эмоционального выгорания: напряжение, резистентность и истощение. Для каждой фазы оценивалась степень ее сформированности. Полученные результаты представлены на рис. 1.

 

 

 

Рис. 1. Фазы эмоционального выгорания у женщин в браке, %

 

У подавляющего большинства женщин (81%) фаза напряжения не сформировалась, что свидетельствует о сохранности их психоэмоциональных ресурсов и эффективных механизмах психологической адаптации; у 5% женщин наблюдаются признаки формирования, и у 14% уже завершившееся становление этой фазы.

В фазе резистенции отмечается иное распределение: у 37% женщин отсутствуют признаки формирования, у 38% этап развития фазы находится в процессе становления, и у 25% уже завершен. У 72% женщин фаза истощения не сформирована, у 14% женщин прослеживается тенденция развития, и у 14% фаза уже сформировалась.

Анализ данных по фазам и их симптомам позволяет не только выделить частоту встречаемости ключевых симптомов у женщин в браке, но и понять, каким образом хронический стресс отражается на семейной жизни.

В фазе напряжения сформированность симптомов представлена на рис. 2.

Исследование показывает, что у 8% женщин выявлен симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» на стадии формирования и у 16% уже сформирован. Этот симптом может указывать на наличие хронического стресса в браке, вызванного нерешенными конфликтами, постоянной усталостью от семейных обязанностей и недостатком поддержки.

При игнорировании симптома женщина может столкнуться с такими последствиями, как хроническое напряжение, ощущение беспомощности, ухудшение адаптации к семейным трудностям, снижение удовлетворенности браком.

 

 

 

Рис. 2. Симптомы фазы напряжения у женщин в браке, %

 

Психокоррекционная работа может быть направлена на развитие навыков конструктивного семейного общения, обучение эмоциональной саморегуляции.

Симптом «неудовлетворенность собой» сформирован у 13% и находится на стадии формирования у 7% женщин, что выражается в сниженной самооценке, чувстве вины по поводу несоответствия ожиданиям, разочаровании в себе, что приводит к внутренним конфликтам, снижению ощущения собственной эффективности в семейной сфере и ухудшению эмоционального климата в браке.

Психокоррекционная работа может заключаться в терапии по повышению самооценки, поддержке личностных достижений в семейных ролях, работе с синдромом идеальной жены.

Анализ симптома ощущения «загнанности в клетку» показал, что у 11% женщин отмечаются нарастающие и у 8% – присутствующие признаки ощущаемой безысходности и невозможности изменить бытовые, личностные или семейные обстоятельства (эффект «замкнутого круга»), в результате чего могут развиться апатия, снижение инициативности в семейных отношениях, эмоциональное отстранение от партнера и детей.

Психокоррекционная работа может заключаться в обучении навыкам конструктивного разрешения семейных конфликтов, повышении субъективного контроля, освоении техник постановки семейных границ.

Симптом «тревога и депрессия» находится на стадии формирования у 16% и уже значительно выражен у 8% женщин, что позволяет отнести их к группе риска по развитию тревожно-депрессивных состояний в семейной жизни. Для этих женщин характерны тревога за взаимоотношения, страх не справиться с обязанностями и проявление эмоционального упадка. Последствия выраженности данного симптома могут проявляться в развитии депрессивных реакций, эмоциональном отдалении от членов семьи, снижении качества жизни и повышении риска психосоматических нарушений.

Психокоррекционная работа будет направлена на внедрение техник эмоциональной разгрузки, семейной психотерапии, поддержки стрессоустойчивости.

Фаза резистенции – это этап, когда женщина начинает вырабатывать защитные психологические механизмы против хронического семейного стресса. По В. В. Бойко, выделение этой фазы условно: сопротивление стрессу начинается еще на стадии напряжения, однако на этапе резистенции защита становится выраженной и проявляется через целый ряд симптомов. Сформированность симптомов в фазе резистенции представлена на рис. 3.

 

 

Рис. 3. Симптомы фазы резистенции у женщин в браке, %

 

Симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» находится на стадии формирования у 24% женщин и у 54% уже сформировался. Это говорит о том, что женщины в браке выбирают, по поводу кого и когда проявлять эмоции: эмоциональная отдача становится выборочной, ограниченной либо очень формальной даже по отношению к близким. Это не «экономия эмоций» во имя гармонии, а неадекватное ограничение, вызванное усталостью и психозащитой.

Психокоррекционная работа будет строиться на техниках по развитию эмпатии, умении правильно выражать свои чувства и эмоции, ассертивности, совместных эмоциональных практиках (например, ритуалы благодарности, совместные прогулки).

Симптом «эмоционально-нравственная дезориентация» у женщин находится на стадии формирования у 31% и уже проявлен у 17%. Женщины начинают оправдывать свое равнодушие или раздражение внутри семьи, обесценивают достоинства партнера, уговаривают себя, что «так и надо», – и тем самым теряют нравственный внутренний ориентир. В жизни (особенно в семьях) становится обычным выполнять обязанности по принципу «есть настроение – делаю хорошо, нет – делаю формально». Это говорит о снижении личной ответственности и зрелости межсубъектных отношений. Возможные последствия проявления данного симптома: цинизм, отчуждение, формализация семейных отношений, усиление одиночества, эмоциональный холод в семье.

Психокоррекционная работа будет основана на семейной психотерапии, работе с ценностями, восстановлении традиций, совместном обсуждении семейных правил.

Симптом «расширение сферы экономии эмоций» находится на стадии формирования у 6% и уже наблюдается у 18% женщин. Он проявляется в стремлении значительно сдерживать эмоциональные проявления в семейных отношениях, общении с друзьями, на работе и даже в отношении к детям. Возможным последствием такой сдержанности может стать ощущение одиночества у всех членов семьи.

Психокоррекционная работа будет заключаться в психогигиене, семейных ритуалах, обучении активному отдыху вместе, упражнениях на восстановление ресурса «здесь и сейчас».

Симптом «редукция обязанностей» находится на стадии формирования у 32% и уже сформирован у 35% женщин. Он демонстрирует тенденцию к упрощению или уменьшению привычных обязанностей в семье: женщины либо перекладывают дела на других, либо делают их формально, без включения и желания. Редукция – это попытка снизить личную нагрузку и эмоциональные затраты.

Психокоррекционная работа с данным симптомом будет заключаться в восстановлении или создании позитивных семейных ритуалов, распределении обязанностей с учетом ресурсов всех членов.

Фаза истощения – это заключительная стадия эмоционального выгорания, характеризующаяся резким падением энергетического тонуса, ослаблением нервной системы, глубокими личностными изменениями. Эмоциональная защита превращается в устойчивую черту, влияющую на всю картину отношений. У женщин в браке проявления истощения отражаются как в семейной жизни, так и в общем психофизическом состоянии. Сформированность в данной фазе представлена на рис. 4.

 

 

 

Рис. 4. Симптомы фазы истощения у женщин, %

 

Симптом «эмоциональный дефицит» находится на стадии формирования у 29% и уже сформирован у 19% женщин, которые испытывают чувство опустошенности, невозможности эмоционально поддерживать партнера или детей, для таких женщин характерно частое раздражение, холодность, резкость. Постепенно исчезают положительные эмоции, преобладает недовольство, капризы, обиды и усталость.

Психокоррекционная работа будет заключаться в индивидуальной и семейной психотерапии; прохождении программ по восстановлению эмоционального ресурса; внедрении практик работы с телом и дыханием.

Симптом «эмоциональная отстраненность» сформирован у 29% и находится на стадии формирования у 12% женщин. Женщины постепенно или резко уходят в состояние, при котором они перестают эмоционально включаться в семейную жизнь. Для них становится обычным отсутствие реакций – и позитивных, и негативных. Это приобретенная за годы совместной жизни защита. Женщина действует «на автомате», превращаясь в «робота», когда забота, радость, сочувствие становятся механическими.

Возможные последствия данного состояния: эмоциональное выгорание становится заметным детям и супругу, рождая чувство брошенности; снижается качество и радость жизни, возникает ощущение отчуждения.

Психокоррекционная работа будет заключаться в проработке эмоциональных блоков, внедрении упражнений «разморозки» чувств (арт-терапия, телесные практики); смещении фокуса на собственные желания, женские ритуалы поддержки.

Симптом «личностная отстраненность (деперсонализация)» выявлен на стадии формирования у 11% и уже явно выражен у 18% женщин. Они отмечают потерю интереса к потребностям супруга и детей, воспринимая окружающих преимущественно как объекты бытовых обязанностей. В этом состоянии партнер воспринимается скорее, как источник проблем, вызывающих раздражение и желание дистанцироваться. Возникают равнодушие, раздражительность, а иногда – циничное или жесткое отношение, что подрывает основы семейных отношений. Возможные последствия такого состояния включают психологические травмы у детей, потерю доверия, глубокое отчуждение между членами семьи и в конечном итоге разрушение семейных отношений.

Психокоррекционная работа будет заключаться: в глубинной психотерапии, работе с ценностями и смыслами; прохождении семейных сессий – возвращении к ценности партнерства и взаимной поддержке; комплексном восстановлении личностной целостности, работе с идентичностью женщины вне бытовых функций.

Симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» выявлен в стадии формирования у 9% и уже выражен у 11% женщин. У них отмечаются постоянно возникающие или усиливающиеся физические проявления эмоционального выгорания: учащенное сердцебиение, бессонница, головные боли, хроническая усталость, обострение хронических заболеваний. Когда эмоциональное напряжение не находит выхода привычными способами, негативная энергия проявляется на физическом уровне: возникают устойчивое недомогание, усталость, головные боли, боли в области сердца, чувство тревоги. Возможными последствиями могут стать стабильное ухудшение состояния здоровья, снижение жизненного тонуса и риск развития хронических заболеваний.

Психокоррекционная работа будет заключаться в медицинском наблюдении, психотерапии, обучении телесным и дыхательным практикам, релаксации; структурировании режима отдыха и сна, введении позитивных ритуалов для тела.

Фаза истощения затрагивает все сферы жизни женщины, разрушает не только ее эмоциональное здоровье, но и фундамент семейных взаимоотношений. Своевременное вмешательство на этой стадии жизненно необходимо, поскольку истощение ведет к внутреннему разладу, семейному отчуждению, психосоматическим заболеваниям.

 

Заключение

 

Анализ данных по фазам эмоционального выгорания и характерных для них симптомов выявил, что у значительной части женщин отмечаются высокая эмоциональная напряженность и признаки различных стадий выгорания.

Наибольшая концентрация риска фиксируется на этапе резистенции: более 50% женщин уже столкнулись с признаками формирования или сложившейся фазы, что указывает на потребность вмешательства до перехода к фазе истощения.

Фаза истощения затрагивает меньшую, но чувствительную группу (около 28%), где симптомы выражены значительно и начинают разрушительно сказываться на всех аспектах жизни – эмоциональном, семейном и физическом.

Основные негативные последствия выгорания:

‒     учащение семейных конфликтов, чувство одиночества и отчуждения;

‒     ухудшение эмоционального климата в семье, усиление тревоги и психосоматических проблем;

‒     снижение качества семейных отношений и риска для психологического здоровья детей и супругов.

Таким образом, анализ четко указывает на необходимость внедрения психокоррекционных и профилактических программ, акцентированных на развитии навыков саморегуляции, поддержании эмоционального ресурса, семейной терапии и индивидуальной терапии, восстановлении эмоционального взаимодействия, проработке семейных ценностей; обучении новым способам распределения обязанностей и организации отдыха; проработке самооценки и идентичности женщины вне бытовых ролей.

Вовремя выявленные и интерпретированные симптомы эмоционального выгорания у женщин в браке не только позволяют снизить риск его развития, но и способствуют повышению качества семейной жизни и уровня удовлетворенности браком. Разработка комплексной психокоррекционной программы и профилактика особенно важны для групп женщин с выраженными симптомами фазы резистенции и истощения.