Практико-ориентированное обучение школьников и самоопределение личности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванов В. М., Гурдуз А. А., Мачульная И. А. Практико-ориентированное обучение школьников и самоопределение личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S18. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14727.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам практико-ориентированного обучения школьников, при котором эффективность обучения возрастает, а знания становятся востребованными. Учебный процесс строится на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания, приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении конкретных жизненно важных задач и проблем.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванов Виктор Михайлович,доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры теориии методикибезопасности жизнедеятельности Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. СтавропольJones.anbu@yabdex.ru

Гурдуз Анна Алексеевна,студентка Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru

Мачульная Инна Александровна,студентка Института образования и социальных наукФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru

Практикоориентированное обучение школьников и самоопределениеличности

Аннотация. Статья посвящена вопросам практикоориентированного обучения школьников, при котором эффективность обучения возрастает, а знания становятся востребованными. Учебный процесс строится на основе единства эмоциональнообразного и логического компонентов содержания, приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении конкретных жизненно важных задач и проблем. Ключевые слова: учебный процесс, практикоориентированное обучение, логические компоненты, уровень знаний, эффективность обучения, востребованность, творчество.Раздел:(01) педагогика; историяпедагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Цели обучения в современной российской школе предусматривают не только усвоение знаний, но и общее развитие учащихся. Для этого разрабатываются все новые и новые технологии.Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практикоориентированного подхода к обучению учащихся [1].Сущность практикоориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоциональнообразного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся.Актуальность разработки практикоориентированного обучения заключаетсяв том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В процессе обучения широко используются творческие домашние задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству. В практикоориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития учащихся.Практикоориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой изучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни [2].Актуальность разработки практикоориентированного обучения учащихся обусловлена следующими обстоятельствами:в рамках практикоориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практикоориентированному содержанию изучаемого материала;в процессе взаимодействия в системе «учитель–ученик» постоянно действуют каналы обратной связи;система развивает интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности.Сущность практикоориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоциональнообразного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении конкретных жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска. Практикоориентированное обучение учащихся обеспечивает включение предметного знания в систему ценностного знания, свободно функционирующего в жизнедеятельности человека. Реализация практикоориентированного обучения учащихся закладывает основы социальной и профессиональной мобильности на основе сбалансированных отношений личности и среды. Процесс учения в рамках практикоориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания –востребованными [3].Практикоориентированное обучение на уроках основ безопасности жизнедеятельностипозволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Применение практикоориентированного обучения учащихся обусловлено следующими обстоятельствами:в рамках практикоориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практикоориентированному содержанию изучаемого материала;в процессе взаимодействия в системе «учительученик» постоянно действуют каналы обратной связи;система развивает интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности.Практикоориентированное обучение учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности обеспечивает включение предметного знания в систему ценностного знания, свободно функционирующего в жизнедеятельности человека. Реализация практикоориентированного обучения учащихся закладывает основы социальной и профессиональной безопасности на основе сбалансированных отношений личности и среды. Процесс учения в рамках данного практикоориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания–востребованными.Структура учебного занятия по основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с практикоориентированным подходом наполняется профессиональным содержанием, позволяющим использовать логическое и образное мышление учащихся, поднять личностный статус ученика, сделать обучение мотивированным и направленным на обеспечение безопасности человека. В отличие от традиционного занятия, структура практикоориентированного урока отражает как содержательную сторону процесса обучения, так и процессуальную, что позволяет максимально использовать возможности содержания и методов обучения.Образовательная эффективность практикоориентированного обучения предполагает максимально возможный развивающий учебновоспитательный результат, выражающийся в устойчивом познавательном интересе, повышении уровня образования и безопасности молодого человека в социальной среде, формирования его как личности на определенном уровне потребительской культуры.Практикоориентированное обучение безопасности жизнедеятельностивыводит учащегося на комплексное восприятие безопасности человека и формирует у него принципы безопасного поведения в жизни и их практической реализации.Практикоориентированное обучение обладает большими образовательными возможностями и позволяет учебную деятельность учащихся делать успешной, а знания–востребованными, так как:происходит осознание учащимися социальноличностной необходимости приобретаемых знаний;организация содержания учебного материала предполагает отношение к учащемуся как к собеседнику, партнеру, имеющему право на принятие собственного решения;отбор практикоориентированного учебного материала, усиливающего практическую направленность содержания школьного образования, находится в тесной связи с использованием эмоциональнообразного компонента, позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес, увеличить поток информации и обеспечивает прочное усвоение изучаемого материала.Анализ применяемых образовательных технологий и обобщение результатов исследований многих авторовпозволили сделать вывод о том, что практикоориентированное обучение учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности обладает значительными образовательными возможностями, делает образование мотивированным и направленным на обеспечение безопасности и благополучия человека.Экспериментальная проверка образовательной эффективности реализации практикоориентированного подхода к обучению учащихся показала, что процесс учения можно рассматривать какпознавательный творческий процесс, в котором учебная деятельность дляучащегосяявляется успешной, а знания–востребованными. В ходе проведенного нами педагогического эксперимента установлено, что практикоориентированное обучение влияет на формирование содержания учебного материалаурокаи предполагает изменение технологии и структуры урока. Практикоориентированный подход к отбору содержания учебного материала урока позволяет обогатить его знаниями, удовлетворяющими жизненные потребности учащихся и раскрывающими социальную и мировоззренческую функции химического образования. Организация содержания учебного материала урока на основе практикоориентированного обучения представляет большие возможности для развития у учащихся устойчивогопознавательногоинтереса. Практикоориентированный подход в организации содержания учебного материала предполагает отношение кучащемусякак к собеседнику, партнеру, имеющему право на принятие собственного решения. Реализация практикоориентированного обучения предполагает использование новой технологии и структуры урока, так какменяются цели и принципы обучения. В выборе структуры практикоориентированного урока определяющими являются структурные компоненты учебного процесса. При подготовке практикоориентированного урока содержание учебного материала приводится в соответствие справилами реализации практикоориентированного подхода к обучению учащихся. Учебный материал практикоориентированного урока при формировании его содержания структурируют в виде блоков. Блоки: мотивационный, синектический, внедренческий, алгоритмический образуют обязательную часть структуры практикоориентированного урока, тогда как блоки: бинарный, моделирования, преемственностисоставляют вариативную часть структуры урока. Наличие в структуре практикоориентированногоурока различных блоков, тесно связанных между собой, позволяет удовлетворить интересы учащихся как с левополушарныммышлением, отдающим предпочтение материалу, представленному в виде схем, алгоритмов, таблиц, так и учащихся смышлением, которым ближе форма изложения материала в виде образов, аналогий, сказок, ассоциаций. Таким образом, под влиянием практикоориентированного подхода к обучению содержание становится индивидуальноориентированным. Новая технология и структура практикоориентированного урока позволяет поднятьличностныйинтерес учащихся к предмету, сделать обучение мотивированным. Новая структура практикоориентированного урока в отличие от структуры традиционного урока отражает каксодержательнуюсторону процесса обучения, так и процессуальную, что позволяет максимально использовать возможности содержания и методовдля практикоориентированного построения учебного процесса. Практикоориентированное обучение предмета выводит учащегося на комплексное восприятие предмета и формирует у него одновременно и перцептивный образ «присутствия» данной дисциплины в жизни человека (по наблюдениям, ощущениям, чувствам) и когнитивный (словесноинформационный) и практический (с функциональным применением). Под образовательной эффективностью практикоориентированного подхода к обучению учащихся мыпонимаем максимальновозможный развивающий учебновоспитательный результат, обеспечивающий устойчивый познавательный интерес, повышение уровняобученности, сформированности на определенном уровне потребительской культуры. Эффективность практикоориентированного обучения химии оценивалась на основании диагностических методик, определяющих уровень сформированногоучебнопознавательного интереса, силу внутреннего мотива, учебные достижения учащихся и уровень потребительской культуры, связанной со знанием химии. Уровень сформированности учебнопознавательного интереса у учащихся экспериментальных классов выше, чем у учащихся контрольных классов. В экспериментальных классах у 60% учащихся выделены два уровня сформированности учебнопознавательного интереса: ситуативный и устойчивый. У учащихся экспериментальных классов увеличивается удельный вес внутренней мотивации учения в структуре мотивации учащегося. Таким образом, в рамках практикоориентированного обучения у учащихся сформирован высокий уровень учебнопознавательного интереса, свидетельствующий о наличии устойчивой мотивации изучения предмета. Значения количественных показателей, характеризующих уровень учебных достижений учащихся в экспериментальных классах выше, чем у учащихся контрольных классов. В экспериментальных классах более 70% учащихсяусваиваютучебный материал на уровне «выше нормы», что свидетельствует о высоком уровне обученности. В экспериментальных классах 10(А, Б) у 50% учащихся потребительская культура сформирована на среднем уровне, тогдакак в контрольном классе 10 (В) только 5 % учащихся имеют средний уровень потребительской культуры. В ходе опытноэкспериментального исследования было показано, что в процессе обучения химии на основе практикоориентированного обучения уровень учебных достижений учащихся увеличивается, о чем свидетельствует повышение уровня мотивации учения и обученности учащихся, рост уровня сформированности потребительской культуры, связанной со знанием химии.Деятельность в режиме проектов практической направленности связана с познавательной, творческой активностью и направлена на достижение конкретного результата. Непременным условием такой деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и практическую реализацию получившегося продукта.

Ссылки на источники1.Бондаревская Е. В. Становление теории личностно ориентированного воспитания // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27–30 сент. 2004 г.: в 2 ч. –Волгоград: Перемена, 2005. 2.Солянкина Л. Е. Практикоориентированный принцип как условие подготовки бакалавра: историкокультурный и методологический аспект // Электронный научнообразовательный журнал ВГПУ «Грани познания».–2008.–№1. 3.Профессиональноориентированные технологии обучения в высшей школе: учеб. пособие /авт.сост. Г.А.Федотова Е.Ю.Игнатьева; НовГУ имени Ярослава Мудрого. –Великий Новгород, 2010.

Viktor Ivanov,Doctor of Agricultural Sciences, Department at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", StavropolJones.anbu@yabdex.ruAnna Gurduz,student FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruInna Machulnaya,student FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruPracticeoriented education and school selfdetermination of the individualAbstract.Paper refers to a practice–based learning students, which increases the efficiency of learning and knowledge are in demand. The educational process is based on the unity of emotional imaginative and logical components of the content, the acquisition of new knowledge and gaining practical experience of their use in solving specific vital challenges.Keywords:educational process, practiceoriented training, logical componentsthe level of knowledge, learning effectivenessrelevance and creativity.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г. Н.,доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»