Орфограммы в корне слова

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Голованева М. А., Остапова М. Д. Орфограммы в корне слова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2611–2615. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86553.htm.
Аннотация. В статье предлагаются некоторые новые упражнения, задания и приёмы для работы по формированию орфографической зоркости у учащихся начальной школы. Апробация предлагаемых заданий показала их высокую эффективность при изучении и закреплении знаний по теме «Орфограммы в корне слова». Разнообразие предлагаемых упражнений, их игровой характер, совмещение в них аспектных целей и целей по развитию речи позволяют говорить об оптимизации учебного процесса благодаря их применению.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Голованева Марина Анатольевна,доктор филологических наук, доцент Астраханского государственного университета, Астраханьyarrow@inbox.ru

Остапова Мария Дмитриевна, студент Астраханского государственного университета, Астраханьostapova2010@mail.ru

Орфограммы в корне слова. Некоторые новые упражнения для начальной школы

Аннотация. В статье предлагаются некоторые новые упражнения, задания и приёмы для работы поформированию орфографической зоркости у учащихся начальной школы. Апробация предлагаемых заданий показала их высокую эффективность при изучении и закреплении знаний по теме ©Орфограммы в корне словаª. Разнообразие предлагаемых упражнений, их игровой характер, совмещение в них аспектных целей и целей по развитию речи позволяют говорить об оптимизации учебного процесса благодаря их применению. Ключевые слова:орфограмма, корень, безударные гласные, звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные,упражнение, задание, приём.

Эффективность освоения младшими школьниками орфографических норм, связанных с корнем слова, традиционно остаётся достаточно низкой ввиду сложности изучаемого материала. Нетрадиционные задания, позволяющие оптимизировать процесс усвоения правил, формирования умений и навыков, всегда привлекали повышенное внимание педагогов начальной школы. Проявление интереса к языку, активизация всех интеллектуальных и эмоциональных ресурсов учащихся при введении в учебный процесс непривычных форм работы, нетрадиционных приёмов и упражнений –желаемый результат деятельности учителя.Цельданной статьи–выявление возможностей повышения эффективности процесса обучения орфографии корня с помощью оригинальных, занимательных заданий.Уроки, обогащённые отмеченными формами работы, дают возможность не только усилить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.Нетрадиционные задания вначальных классахнеобходимо применять как можно раньше, с учетом психологовозрастных особенностей младших школьников.Наиболее приемлемыми с первых недель занятий можно считать творческие задания в виде ребусов, ловушек, дидактических игр.©Игра —это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детямудобно и естественно его взятьª [1].

Данные задания требуют от ученика самостоятельной работы, нацеленной на осмысленное запоминание орфограмм. Выполняя данные задания, ученики развивают орфографическую зоркость и творческое мышление, а также учатся концентрировать внимание, развиватьумение быстро находить правильное решениевопроса, аргументировать выбор орфограммы, находитьдоказательства этого выбора, воспроизводить правило.Нами предлагается ряд заданий, которые соответствуют отдельным правилам: 1) безударные гласные в корне слова; 2) звонкие и глухие согласные; 3)непроизносимые согласные в корне слова.Безударные гласные Задание 1.Учитель разделяет детей на две команды: команда ©Оª и команда ©Аª. Нужные слова записаны на доске. Команда ©Аª должна выписать только те слова, в которых есть безударная гласная ©аª, а команда ©Оª –в которых есть безударная ©оª. Ребята должны объяснить написания гласной в корне слова.К?сить, ж?ра, дв?ровый, под?рил, гр?за, с?довник, с?лить, п?стух, г?лубка, ш?гать.

Задание 2 отличается ориентацией на развитие речи. Помимо орфографической работы, в нём производится и семантическая. Учитель читает пословицы, ученикам следует объяснить, как они понимают пословицу, найти родственные слова к словам с проверяемыми гласными в корне и подчеркнуть проверочное слово. 1. Кончил дело –гуляй смело. Конец –делу венец.2. Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.3. Видит око далеко, а ум еще дальше.Задание 3 включает в себя не только легко проверяемые слова, но и такие, проверочное слово к которым младшим школьникам удаётся найти не сразу, что повышает его трудность. Вот беда, исчезла буква! Давайте поиски начнем, друзья. Мы позовем искателей,

И станете вы спасателями!

Чтобы букву отыскать,Проверочное слово нужно подобрать. Начинаем! Н*ога–ноги; Р∗ка –реки; Л*сниклес; Н*бесный –?; Цв∗сти –?; Т∗шина –?; В*селье–?; Н*ра–?; Цв*тной–?; Б∗жать –?; Ст*ять–?; Св∗стит –?; Сл∗ны –?; Б*роться–?; Кр∗я –?; Д∗лёкий –?; Д∗машний –?; Св*ча –?Задание 4 подразумевает такое усложнение задания, которое позволяет учащимся проявить большой интеллектуальный потенциал.Давайте мы наоборот Слово проверочное Поставим вперед. Дом–Дома; Травы –Травинка; Соль –Соленый; Стены – ?; Скрип –?; Волны–?; Полк –?; Бег –?; Стекла –?Задание 5включает в себя две части: отгадывание загадки и работу с проверяемой гласной в корне, что позволяет классифицировать его и как развивающее речь, и как орфографическое.Задание сложное для вас ребята,Названье птиц вы запишете в тетради,Но прежде на картинке птицу отгадайте.Заданье будет готово только тогда, Когда отыщете проверочные слова. Учитель показывает рисунок с изображением птицы и читает четверостишие. А ребята записывают в тетрадь слова парами. Зорко, пристально смотрю,Мышек полевых люблю,Головой вращаю,Днём лишь отдыхаю! (Сова –совы)Солнце греет у порога, Тают снежные сугробы,И бегут рекой ручьи,С юга к нам летят…(Грачи –грач)А эта птица пародист,Изобразит и плач, и свист.Придет весна, и мы его На волю выпустимв окно.В скворечник вселится жилец.Конечно, это наш … (Скворец –скворушка) Доклевав рябины кисть,Красны лампочки зажглись.Крылья каждая имеет!Кто назвать её сумеет?(Снегирь –снег) Задание 6 –это дидактическая игра©словарное доминоª. Она подобна лото тем, что на ©костяшках доминоª, которые можно выполнить из картона, также наклеены слова, в которых пропущены безударные гласныев корне слова. Игроки должны подставлять друг другу слова с одинаковыми пропущенными буквами, одновременно называя проверочное слово или говоря ©словарное словоª. Во время урока педагог может провести быструю проверку навыков при помощи хлопков. Весь класс или группа учеников встаёт. Преподаватель объясняет задание: ©Отхлопываемª слова с орфограммой ©Оª в корне. Тот, кто хлопнет на ©Аª –проигрывает и садится на своё место, как и тот, кто не хлопнет на ©Оª. Внимательно следим не только за своим результатом, но и за другими игроками. Начали!ª Учитель называет слова: домишко, толпа, столбы, столы, вставать, заставатьи тому подобные. Звонкие и глухие согласныеЗадание 1.Учитель показывает карточку, на которой написана буква, обозначающая парный звонкий илиглухой согласный в конце слова. Ученикидолжны подобратьслово,которое оканчивается на эту букву, и записатьего.А победителем будет тот, кто больше слов назовет. Например: дуб, грипп, девиз, бант.Учитель выделяет победителя.Задание 2.Учитель показывает детям наборы предметных картинок на заданные звуки. Ученики называют предметы, изображенные на картинках, выделяя голосом первый звук в каждом слове. Затем дети определяют лишний предмет, объясняя свой выбор. Например, пирог лишний, потому что в этом слове первый звук [п] –глухой, а в словах баран, бисквит, быкпервый звук [Б] –звонкий.Задание 3.Учитель произносит звук, если звук звонкий, то дети звонят воображаемым колокольчиком. Закрывают уши ладошками, если глухой.

Задание 4. Учитель разбивает класс на три группы, каждой загадывает загадки, дети называют ответ и устно подбирают проверочное слово. За правильные ответы дается карточка.Команда, набравшая больше карточек, получает оценку 5. 1.Зима. Мороз мосты куёт,А мы коньками режем(лед)2.Он хозяйке лучший другРежет свёклу, режет лук.До чего ж хорош, пригожОстрозубый, длинный(Нож)3.У него названий много:Триколор, трехцветный стяг –С ветром гонит прочь тревоги

Белосинекрасный (Флаг)Задание 5.У учителя на столе разложены карточки с изображением на заданные звуки. Ученикперед всем классомдолжен изобразить предмет или явление с помощью пантомимы, изображающий говорить не может. Остальные дети должны отгадать и записать правильно данные слова.Задание 6.Дидактическая игра называется ©орфографическое лотоª. Для этой игры учителю следует изготовить несколько карточек, на которых, подобно карточкам обычного лото, располагается сетка из квадратов. Следует закрасить некоторые квадраты, оставив в каждой строке одинаковое количество свободных клеток. Затем нужно в них вписать ©вопросные буквыª: ©сª, ©зª, ©тª, ©дª, ©кª, ©гª, ©бª, ©пª, ©жª, ©шª, ©фª, ©вª.©Бочонкамиª будут маленькие карточки со словами, в которых должны быть выделены звонкие и глухие согласные в корне слова. Ведущий вынимает маленькую карточку и зачитывает слово. Игроки, у которых есть на игровой карте нужная рфограмма, поднимает руку и называет пропущенную букву. Если он оказывается прав, правильно подбирает проверочное слово либо даёт определение ©непроверяемая орфограммаª, то закрывает отгаданную букву. Следует учесть, что закрываетбукву тот игрок, который первымдаст правильный ответ. А выигрывает, соответственно, тот, у кого быстрее всех закроются все ©вопросныеª клеточки. Можно предусмотреть также призы за выигрыш: это могут быть отметки либо баллы.Непроизносимые согласные Задание 1.Учитель произносит слово (например, [грусный]), а дети хором произносят это словоорфографически(грустный).[ Звёзный ] –

Звёздный[ Сонце] –Солнце[ Неизвесный ] –Неизвестный[ Серце] –Сердце

Задание 2.

Учитель раздает ученикам карточки, на которыхнаписаны слова или словосочетания. Дети должны

заменитьихсловамисинонимами с непроизносимыми согласными. При этом онидолжныобъяснить правописание слова. Например:нечестный, трудный, люди одинакового возраста, печальный, быть шефом.Задание 3.Учитель раздает нескольким ученикам карточкис текстом частушек, в которых есть словас непроизносимой согласной. Один ученик исполняет частушку, а остальные дети находят данное слово и объясняют его написание.Например:Осень щедрая такая,Всех одарит за труды.Мы напраздникУрожаяПринесли ее плоды.Задание 4.

Учитель предлагает ученикам подобрать к существительным однокоренные прилагательные с непроизносимыми согласными и записать их парами. Например: гигант —гигантский; чувство–?; грусть–?; прелесть–?;доблесть–?;радость–?; честность–?;звезда–?; счастье–?Задание 5.Учитель разделил класс на команды. Каждая команда должна собрать из рассыпных слогов словас непроизносимой согласнойи записатьих: поздно, устный, здравствуйте, сердце, поздний, чудесный, ненавистный.Задание 6.Учитель организовывает соревнование между рядами, оно называется "цепочка". На доске следует написать для каждого ряда определённую букву. На столе рассыпать карточки со словами, в которых пропущена непроизносимая согласная. Учащиеся по одному подходят к столу и выбирают нужное слово. Его нужно прикрепить под соответствующей буквой. Как только первый ученик справится со своей задачей, он садится на своё место и передаёт эстафетную палочку следующему игроку. Ряд, который скорее всех справится с поставленнойзадачей и при этом не сделает ни одной ошибки, считается выигравшим. Можно отметить его тем, что на первую парту этого ряда выставить переходящий флажок победителя.Таким образом, орфографическую работу с младшими школьниками можно сделать разнообразной, интересной и увлекательной. Предложенные нами задания активизируют внимание учащихся, повышают их интерес к русскому языку, помогают оптимизировать процесс обучения, снижая физическое и умственное напряжение учащихся, но повышая эффективность выполнения упражнений. Формирование умений и навыков грамотной письменной речи подразумевает многоразовое выполнение однотипных заданий. Апробированные нами в практической деятельности описанные упражнения способствуют здоровьесбережению учащихся с одновременным повышением успешности их учения.

Ссылки на источники1.Игровые технологии в начальной школе.С. –2. Эл.ресурс: Режим доступа:

http://www.vevivi.ru/best/Igrovyetekhnologiivnachalnoishkoleref156396.html[19.02.2016]