Самостоятельная работа и самостоятельность студентов в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ефанова Л. Д. Самостоятельная работа и самостоятельность студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 431–435. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86989.htm.
Аннотация. Статья посвящена самостоятельной работе студентов в вузе. Анализируются различные подходы к понятию самостоятельной работы. Автор рассматривает самостоятельную работу как учебную деятельность, которой можно и нужно управлять. Формулируется определение самостоятельной работы. Определяются этапы управления самостоятельной работой и уровни самостоятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ефанова Людмила Дмитриевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры германских и романских языков ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», г. Москваefanovald@mail.ru

Самостоятельная работа и самостоятельность студентов в вузе

Аннотация.Статья посвящена самостоятельной работе студентов в вузе. Анализируютсяразличные подходы к понятию самостоятельной работы. Автор рассматривает самостоятельную работу как учебную деятельность, которой можно и нужно управлять. Формулируется определение самостоятельной работы. Определяютсяэтапы управления самостоятельной работой и уровни самостоятельности.Ключевые слова:самостоятельнаяработа, самостоятельность, деятельность, усвоение,

прием, перенос, метод, управление.

Проблеме сущности самостоятельной работыпосвящено много трудов учёных, диссертационных исследований. Однако до сих пор не существует её однозначного определения.Анализ психологопедагогической и методической литературы показывает, что самостоятельная работа представляет собой:

вид деятельности;

форму учебного процесса;

метод обучения;

средствоорганизации учебной деятельности;

подсистему системы обучения;

набор умений;

готовность к изучению предмета. Несмотря на множество подходов к понятию " самостоятельная работа", они не являются противоречивыми, а скорее дополняют друг друга. В самом деле, самостоятельная работа это и вид деятельности, и одна из форм организации учебного процесса. Её можно рассматривать как метод обучения и как средство организации учебной деятельности. Нет сомнения в том, что самостоятельная работа в вузе является подсистемой системы обучения в целом. Если рассматривать самостоятельную работу как деятельность, то она, естественно, включает в себя набор определённых умений, позволяющих её осуществлять.Сказанное свидетельствует о том, что самостоятельная работа студентов представляет собой чрезвычайно сложное явление как по функциям и задачам, так и по своей структуре. Поэтому не просто разработать её исчерпывающее определение.В методической литературе больше внимания уделяется организационной стороне самостоятельной работы, значительно меньше внимания уделено процессуальной стороне.По нашему мнению,самостоятельная работа это, прежде всего, деятельность,претерпевающаяв процессе своего развития определённые качественные изменения[1].Таким образом, чтобы внести ясность в этот вопрос, остановимся подробнее на рассмотрении таких понятий как "усвоение", "перенос", "приём", "самостоятельность", из которых, очевидно, складывается данное определение.Понятие "усвоение" имплицируется, на наш взгляд,в любой самостоятельной работе. Без

наличияусвоенияона становится нереализуемой, либо превращается в самостоятельную работу, осуществляемую методом "проб и ошибок", то есть стихийную,

неуправляемую,

неподготовленную.По мнению ученых, процесс усвоения предполагает овладение действиями, представляющими собой совокупность приёмов. В конечном итоге процесс усвоения сводится к интериоризации действий.Для того чтобы осуществитьпереход от действий внешних к внутренним необходимы, повидимому, специальные приёмы, использование которых в деятельностиобучаемыхобеспечиваетих интериоризацию.

Кроме усвоения самостоятельная работа включает в себя такое важное понятие как "перенос", предполагающий использование приобретённых умений и навыков, а также приёмов деятельности в новые условия. В психологии принято, что в основе переноса

лежит фактор сходства.Существует мнение, что правильно и успешно осуществлять перенос освоенных навыков и операций на новые задачи значит "быстро и с минимумом ошибок осваивать новые виды деятельности. Чем шире круг объектов, к которым человек может правильно применить освоенные операции, тем шире круг задач, которые он в состоянии решить на основе имеющихся навыков"[2, с.158].Для того чтобы сформулировать определение самостоятельной работы, необходимо, повидимому, рассмотреть и понятие "самостоятельность»1, которое тесно связанно с самостоятельной работой. Тем не менее,данные понятия не являются полностью идентичными. Самостоятельную работу, очевидно, следует рассматривать как процесс, а самостоятельность как признак данного процесса.Попутно заметим, что самостоятельность невозможно сформировать без управляемой самостоятельной работы. И если по отношению к самостоятельной работе могут быть применимы определения управляемая/неуправляемая самостоятельная работа, то по отношению к понятию самостоятельность данные определения неприменимы. Если самостоятельность не сформирована, то студент не владеет необходимыми действиями и приёмами, и овладение ими следует формировать в процессе управляемой самостоятельной работы.В методической литературе самостоятельную работу дифференцируют на аудиторную и внеаудиторную. Такое деление не является, на наш взгляд, принципиально важным. Суть данной проблемы заключается, очевидно, не втом, где выполняется работа (в аудитории или вне её), а в том, как она выполняется. Несущественным для решения проблемы является и вопрос о присутствии/отсутствии преподавателя при выполнении самостоятельной работы. Самостоятельной работой можно считать лишь такую деятельность, которая соответствует определённым признакам.Итак, суммируя всё вышесказанное, можно сформулировать следующее определение самостоятельной работы.Самостоятельная работа обучающихся это такая учебная деятельность, в которой воплощается непосредственно неподсказанный перенос усвоенных (или усваиваемых) учебных действий и приёмов на новый объект в меняющихся ситуациях. Самостоятельная работа включает в себя, следовательно, минимальный набор признаков самостоятельности, отсутствие которых уже не даёт права говорить о её наличии[3, с.34].Данное определение может быть применимо,очевидно, к любому виду деятельности .Самостоятельная работа студента определяется не только общей характеристикой его деятельности, но и различными уровнями самостоятельности в учебном процессе от работы управляемой до полной творческой. Это позволяет рассматривать самостоятельность как явление многоуровневое, динамичное. Такое понимание является одной из важнейших предпосылок развития самостоятельности 1По словарю русского языка С.И. Ожегова «самостоятельный —независимый,решительный, обладающий собственной инициативой, совершаемый собственными силами, без посторонних влияний,без чужой помощи» (Ожегов С.И.Словарь русского языкаМ.:.«Русский язык».1990,С.694).в ходе учебного процесса. Самостоятельность предполагает овладение знаниями, умениями и навыками как компонентами содержания образования, а также овладение приёмами рационального учебного трудапо самостоятельному приобретению знаний, их усвоению, перестройке и переработке.В процессе управления самостоятельной работой возможно достижение самого высокого уровня самостоятельности. Например, изобретение обучаемыми новых приёмов, которым их в прошлом не учили. Их появление в арсенале студентов являетсяэвристическим, но далеко не случайным. Они могли появиться лишь на основе приобретённых ранее приёмов, усвоенных и имеющихся теперь в наличии. Следовательно, их появление закономерно.На высшем уровнесамостоятельности возможно сочетание ранееусвоенных приёмов и действий поновому. И всё же эти случаи подпадают под данное определение самостоятельной работы, поскольку в нём не сказано о том, кто этот приём в аудитории внедрял. Там только сказано "усвоенных или усваиваемых ", а усваивается и то, что студент "изобрёл сам".Представляется, что предлагаемое определение достаточно чётко разграничивает минимальные требования к характеристике самостоятельности и поэтому как бы оговаривает её минимальный уровень.В целях повышения эффективности учебного процесса по любой учебной дисциплине целесообразным можно считать только такое управление самостоятельной работой, при котором обеспечивается постепенное убывание помощи со стороны преподавателя и постепенное увеличение самостоятельности студентов, то есть модификация субъект объектных отношений в субъект субъектные.Процесс управления предполагает взаимодействие преподавателя и студентов, где действия преподавателя обусловливают деятельность студентов и наоборот. Конечным результатом управления является самоуправление, когда у обучаемых сформирована группа определенных умений самостоятельной работы, и они оказываются в состоянии самостоятельно выполнять необходимую деятельность.Как известно, самостоятельная работа –это деятельность, растянутая во времени, в процессе которой формируется самостоятельность. Целесообразно проследить процессуальную сторону становления самостоятельности, представляющую собой переход от жесткого управления к гибкому, от управленияк самоуправлению, то есть ее динамику .Исходя из анализа специальной литературы и личного педагогического опыта работы, представляется целесообразным выделить следующие этапы самостоятельной работы студентов, которые, по нашему мнению, полностью охватывают взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность преподавателя и студентов, ведущую от неуправления к управлению и самоуправлению, отражая диалектику данного процесса.Iэтап –неуправляемая самостоятельная работа студентов по методу ''проб и ошибок''( случайная самостоятельность);IIэтап –жесткое управление(со стороны преподавателя) деятельностью обучаемых(мнимая самостоятельность);IIIэтап –жесткое управление с включением элементов гибкого управления(фрагментарная самостоятельность);IVэтап –гибкое управление(относительная самостоятельность); Vэтап –неуправляемая ( со стороны преподавателя ) самостоятельная работа студентов /самоуправление(полная самостоятельность).Остановимся на характеристике и анализе каждого из этих этапов. Рассматривая каждый этап управления, попытаемся с позиций личностно –деятельностного подхода охарактеризовать как деятельность преподавателя, так и деятельность студентов, учитывая тот факт, что не только действия преподавателя обусловливают деятельность студентов, но и действия студентов оказывают влияние на действия преподавателя, который выстраивает свою деятельность с учетом информации, поступающей от студентов.Вполне очевидно, что их деятельность можно назвать взаимодействием, взаимоуправлением. В противном случае данный процесс просто мог бы не состояться, что также вытекает из концепции личностно

деятельностного подхода.Итак, на исходном этапе управления( I этап)преподаватель, заведомо зная, что студенты не готовы к самостоятельному выполнению определенной деятельности, тем не менее предлагает им выполнить задания. При этом он умышленно не оказывает влияния на действия студентов, выполняя лишь функцию наблюдателя, компетентного судьи.Вполне закономерно, что в такой ситуации студенты вынуждены действовать стихийно по методу '' проб и ошибок '', чтобы каклибо выполнить задание. Таким образом, самостоятельность здесь будет носить случайный характер.Преподаватель получает полное представление об уровне самостоятельности обучаемых и составляет программу последующего управления.Важно, чтобы действия и поведение преподавателя были настолько тактичны и деликатны, насколько это возможно. Преподаватель должен определенным образом настроить студентов на предстоящую совместную работу, ведущую их от неумения –к умению, от незнания –к знанию, от несамостоятельности –к самостоятельности. Именно в этот период закладываются основы субъектсубъектных отношений, которые в последующей совместной деятельности развиваются и совершенствуются.Следующий этап, который мы назвали ''жесткое управление деятельностью обучаемых''(II этап), является предопределяющим для всего процесса управления. Это этап, на котором закладывается как база управления, так и последующего самоуправления.Этапу жесткого управления предшествуют два чрезвычайно важных и принципиальных момента, без наличия которых процесс управления состояться не может. Их можно соотнести со следующими звеньями.Iзвено. Формирование в сознании обучаемых общеориентировочной основы действий в комплексе с выработкой мотивационной основы предстоящей деятельности. Теоретические действия иллюстрируются конкретными примерами.Допустимость такого подхода к процессу управления вполне обоснована психологически, ибо краткое сообщение студентам теоретических сведений обеспечивает достаточно высокую научность учебного процесса и осознанную последующую деятельность.IIзвено. Сообщение

студентам основной схемы умственных действий и ее первичная отработка.Строгое, последовательное выполнение заданных действий приводит к желаемому результату/цели. Студентам предлагается записать схему действий в специальную тетрадь. В эту же тетрадь в последующем студенты заносят другие сведения об умственных действиях в избранном виде деятельности.Для более полного понимания и актуализации схемы действий, преподаватель комментирует процесс, акцентируя внимание студентовна наиболее существенных моментах. Студенты под руководством преподавателя актуализируют указанные действия.

Для организации запоминания схемы умственных действий преподаватель задает вопросы типа: зачем? как? почему? для какой цели? каким образом? ит.п. Выполняется ряд заданийспециального характера, то есть аналитические заданияна объяснение целесообразности определенных действий.

Желательно, чтобы ответы и объяснения студентов демонстрировались конкретными примерами.Затем проводится анализ деятельности, выявляются недочеты.На данном этапе работы задания могут быть самыми разными, но все они должны быть направлены на усвоение схемы умственных действий, на становление умений самостоятельной работы.Этап жесткого управления является достаточно пролонгированным.Очевидно, что автоматизация действий происходит только при выполнении достаточно большого количества однотипных заданий. Преподаватель должен продержать студентов врежиме жесткого управления до тех пор, пока не убедится, что алгоритм действий в основном понят и усвоен.Приемы опроса/контроля со стороны преподавателя в последующем обучении усваиваются студентами и становятся средством самоконтроля. При помощи данных приемов студент может проконтролировать себя, успешность своих действий.IIIэтап.Жесткое управление деятельностью обучаемых с включением элементов гибкого управления на основе контрольных цифр, опор и других подсказов.Степень подсказа может быть различной –от более общего к конкретному. Эксплицитность/имплицитность подсказа зависит от реакции обучаемых на то или иное задание, от их индивидуальных особенностей отих общего уровня компетенции и фоновых знанийобучаемых.

Вполне закономерно, что в данный период работы задания попрежнему выполняются студентами в жестком режиме, то есть преподаватель задает систему действий строго по алгоритму. Однако, если он уверен в правильности действий студентови адекватности используемых ими приемов, то снимает излишние опоры и дает студенту возможность выполнять отдельные действия самостоятельно.Представляется уместным напомнить, что управление при всей своей целесообразности ценно тем, что может привести к самоуправлению. Если же на протяжении всего учебного процесса преподаватель управляет только жестко, истуденты привыкнут к такому режиму постоянного, неотступного и “удобного” управления, то потребность в самостоятельных действиях

отпадет и самостоятельность формироваться не будет.Переходный период от жесткого управления к гибкому представляет собой очень важный этап в процессе управления. Он очень своеобразен, индивидуален, динамичен. Управление деятельностью обучаемых обусловлено характером выполняемых ими заданий. Так, если задание многокомпонентное и состоит из большого количества действий и операций, то это потребует от студентов определенных усилий, высокой мыслительной активности, использования множества приемов. В таком случае период жесткого управления и переходного периода от жесткого к гибкому должны быть достаточно пролонгированными, чтобы студенты овладели всеми действиями и приемами выполнения заданий.Управление деятельностью студентов и контроль со стороны преподавателя будут в данном случае крайне необходимыми и уместными, ибо это ускорит автоматизацию действий и приемов.Если же задание малокомпонентное и не вызывает затруднений у студентов в процессе его реализации, то преподаватель ''ослабляет'' управляющую и контролирующую функцию и предоставляет студентам возможность действовать самостоятельно.Именно в этой связи мы говорим о фрагментарной самостоятельности, то есть преподаватель может прекратить подсказ действий, приемов в любом месте, если он убежден, что студенты готовы самостоятельно выполнить задание на достаточно высоком уровне и ненуждаются больше в подсказах.На этапе фрагментарной самостоятельности могут быть даны и выборочные подсказы действий. Не исключено, что разные задания будут представлять различную трудность для отдельных обучаемых.Поэтому необходим индивидуальный подходк личности каждого обучаемого. По усмотрению преподавателя одни студенты могут быть переведены на режим самостоятельноговыполнения отдельных заданий, другиеже– попрежнему выполняютзадания в режиме жесткого управления.Очень важно в переходный период не выпустить студентов из рамок жесткого управления раньше срока, то есть пока еще не сформированы умения самостоятельной работы. Как показывает практика, студенты часто переоценивают степень усвоенности серии приемов и действий и поэтому перескакивают через такие, которые им еще необходимы. В результате этого они выполняют задания с ошибками и недочетами. Такая опасность при усилении элемента самостоятельности является весьма актуальной. Отсюда следует важный и принципиальный вывод о том, что большое значение в плане профилактики ошибок имеет совместное рецензирование полученного студентами результата в ходе выполнения задания. Студент должен осознать, что недостатки конечного результата прямо вытекают из того, что он не выполнил ряд промежуточных действий. Следующим этапом управления является гибкое управление деятельностью обучаемых(IVэтап). Преподаватель, убедившись в том, что студенты овладели основными действиями и приемами, переводит их на режим гибкого управления, который характеризуется большей свободой в выполнении действий и использовании приемов. Однако и на этом этапе все еще не ослабевает управление со стороны преподавателя, который при равнопартнерском сотрудничестве (студенты уже достигли определенного уровня компетенции) по –прежнему остается лидером. Поэтому самостоятельность на данном этапе мы называем относительной.В данный период меняются приемы управления. Жесткое управление как бы отходит на второй план. Однако деятельность обучаемых все еще распадается на действия, которыми управляет преподаватель с помощью приемов гибкого управления. Они могут быть самыми разными, но всегда ненавязчивыми, недетерминированными, по возможности имплицитными, уместными (реплика, наводящий вопрос, личная заинтересованность преподавателя, эвристическая беседа и т.п.).На этапе гибкого управления преподаватель еще не может позволить себе прийти на занятие и дать задание в самом общем виде. Студенты еще не будут готовы к выполнению данного задания на должном уровне, не всегда будут готовы преодолеть те мыслительные трудности, которые им встретятся, появятся ошибки.В период гибкого управления можно не уже не расчленять деятельность на действия, а использовать другой прием –моделирование выполнения задания на основе образца. В данном случае студенты получают подсказ в направлении общего хода мысли. Они работают самостоятельно, опираясь при этом на свои фоновые знания.Здесь возможно

сотрудничество

в

режиме: ''студент –студент'’, ‘’студент –студенты’’, ‘’студенты –преподаватель’’.Предполагается высокая мыслительная активность студентов. В ходе выполнения заданий формируется навык переноса известных действий и операций при решении других задач того же типа.Исходя из нашего понимания самостоятельности, именно навык переноса действий является одним из важнейших ее признаков. Самостоятельность характеризуется стремлением обучаемых организовать свою деятельность, применять имеющиеся знания, умения и навыки в новых условиях, действовать инициативно и добиваться выполнения поставленных задач.Постепенно функция преподавателя сводится к контролю и наблюдению. Недооценивать значение контроля даже на этом этапе не следует, поскольку если сознательность и самостоятельность студентов еще не достигла высокого уровня, то процесс может оказаться безрезультатным.Свобода и самостоятельность студентов в период гибкого управления выражается в том, что студенты, овладев различными действиями и приемами, имеют возможность одно и то же задание выполнить по –разному,но в итоге приходят к одному результату.Напомним, что это было невозможно в условиях жесткого управления, где все действия студентов были одинаковыми и выполнялись строго по предписанию в одной и той же последовательности. Студенты целенаправленно ставились преподавателем в такие рамки, когда нельзя было уйти от задания, не выполнив набор строго намеченных действий и операций, которыми она должны были овладеть в процессе заданной деятельности.

Преподаватель, убедившись, что студенты в процессе управления овладели необходимым и достаточным набором действий и приемов, пользуются минимальным количеством подсказов, выполняют задания достаточно свободно, в быстром темпе, при низком уровне напряжения, осуществляют перенос усвоенных способов выполнения заданий на новый материал, переводит их на режим полной самостоятельности, самоуправления(Vэтап).На данном этапе управления студент пользуется приемами, отвечающими его психологическим, личностным особенностямиистилю учебной деятельности. Безусловно, это высшая степень самостоятельностипри выполнении задания, которую студент приобрел при реализации вышеописанных этапов управления. Помощь преподавателя здесь полностью отсутствует.Итак, исходя из того, что самостоятельная работа есть процесс, а самостоятельность является результатом данного процесса илиучастка процесса, предоставляется возможным отразить модель взаимодействия преподавателя и студентов в процессе управления в следующей таблице.Таблица1Модель взаимодействия преподавателя и студентов в учебном процессе

Этапы управленияУровень самостоятельностиДеятельность преподавателяДеятельность студентовVэтап Неуправляемая самостоятельная работа (самоуправление)Полная самостоятельность Преподаватель дает задание в самой общей формеСтуденты действуют свободно и самостоятельноIV этап Гибкое управлениеОтносительная самостоятельностьПреподаватель использует приемы гибкого управленияСтуденты действуют недетерминированноIIIэтап Жесткое управление с включением элементов гибкого управленияФрагментарная самостоятельностьПреподаватель использует приемы жесткого и гибкого управленияСтуденты действуют, сочетая самостоятельные и подсказанные действияIIэтапЖесткое управлениеМнимая самостоятельностьПреподаватель использует приемы жесткого управленияСтуденты действуют детерминировано, в жестких рамках заданияIэтапНеуправляемая самостоятельная работа Случайная самостоятельностьПреподаватель определяет уровень компетенции студентов и наличие предпосылок для развития умений самостоятельной работыСтуденты действуют методом “проб и ошибок”

Данная модель наглядно представляет взаимосвязанный и взаимообусловленный характер деятельности преподавателя и студентов, последовательность и постепенность становления самостоятельности студентов, которая характеризуется промежуточными уровнями. Модель показывает развитие процесса управления в динамике и отражает его диалектический характер ( движение по спирали вверх ).Следует заметить, что высота витков спирали может быть неодинаковой на различных этапах. Это обусловливается степенью сформированности необходимых действий и приемов их реализации, характерных для того или иного этапа управления, при отсутствии которых является нецелесообразным продвижение вверх ( к следующему этапу /витку ).Модель отражает начало процесса управления от определенной точки отсчета, прохождение через несколько обязательных этапов управления, достижение желаемого результата/цели управления(самоуправление), что, однако,не является пределом самостоятельности вообще. Высота спирали зависит от требований Программы. Вне вузовского обучения высота спирали(самостоятельность) неограниченна и зависит от потребностей специалиста.Только при таком подходе в центре обучения находятся сам студент, его психологические особенности, потребности, мотивы, профессиональные интересы.Обучаемый занимает активную творческую позицию в учебном процессе. При помощи сформированной самостоятельности и группы приобретенных умений самостоятельной работы им решаются конкретныепрофессиональные задачи, с которыми он столкнется в своей будущей практической деятельности.

Ссылки на источники1.Ефанова Л.Д. О диалектическом единстве управляемой и самостоятельной работы студентов в вузе. Филологические науки. Вопросы теории и практики . Тамбов: Грамота, 2016 . №2(56) :в 2х ч.№1, С.191194. ISSN 19972911. .2.Петровский А.В. Общая психология.М.: Просвещение,1986.478с.3.Ефанова Л.Д. Управление самостоятельной работой студентов над рецептивной лексикой (французский язык , неязыковой вуз): дисс. … канд.пед.наук.М., 1990.253с.