Полный текст статьи
Печать

В условиях интенсивной модернизации образования становится целесообразным переход на принципиально новую мировоззренческую парадигму, которая вырастает из недр ноосферной философии. Речь идет о том, что в данной ситуации смысловым ядром является отход от идеи покорения человеком природы, которая угрожает самому человечеству как особого вида жизни во Вселенной. Суть новой мировоззренческой парадигмы заключается в следующем:

-                   человечество, как особый вид жизни, не может покорять другие виды земных существ. Оно может лишь сосуществовать с ними, взаимодействовать, а в идеале – кооперироваться;

-                   человек должен изменить своё развитие в сторону того, чтобы стать венцом мировой цивилизации;

-                   образование должно быть деятельным средством взаимодействия между окружающей средой и личностью в процессе глобализации;

-                   самое главное направление в этом процессе – дать человеку возможность окультурить себя, т.е. ввести себя в историко-культурный контекст и реализоваться как личность.

В частности, в этой новой концептуальной роли образования хорошо отражены тактические прикладные цели:

-                   основа научных знаний с малых лет формируется содержанием  нового предмета «Природа и человек» [2].

-                   профориентационная деятельность ведется на основе нового предмета «История науки и культуры»;

-                   основные направления человеческого знания изучаются в культурно-историческом плане, в контексте духовности и мировой цивилизации и т. д.

Утверждается положение о том, что школьное образование должно основываться на такие высшие ценности, как свобода, творчество, истина, добро, красота, справедливость. Следует особо подчеркнуть, что развитие творческой способности, обеспечение приоритетных познавательных интересов учащихся должны происходить во время уроков и в системе  дополнительного образования: факультативные, элективные занятия, кружки, секции, творческие объединения и т. д. Подобные нововведения совпадают  с требованиями «Стратегии модернизации содержания общего образования», утвержденной Правительством РФ от 30 июня 2000 года; новых образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования. Далее, характерным в этом новом концептуальном видении является то, что система обучения и воспитания в определенных рамках соответствует стандартам Болонского соглашения, т.е. международного сообщества. Так, в связи с введением в системе  высших учебных заведений нашей страны бакалавриата и магистратуры, видится то или иное рациональное зерно в сторону поиска инновационных путей, нацеленных как на узкую, так и на широкую профессиональную подготовку будущих специалистов. Авторами просматривается такая модель, где школа должна быть атмосферой  «свободного воспитания» с полным самоуправлением, где дети приучаются к самостоятельному решению своих проблем в условиях современных реалий развития общества при широком выборе воспитательно-образовательных систем.

В настоящее время, когда во всех областях социальной жизни наблюдаются интеграционные процессы, нас интересует больше всего  учение о ноосфере. Ноосфера  может быть охарактеризована как новый период в геологической истории Земли, как цивилизованное развитие человечества по пути его планетарного единства. Академик В.И. Вернадский писал: «Человек и человечество теснейшим образом, прежде всего, связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не могут быть  уединены. Это только возможно в мысли». Процесс экологического воспитания напрямую связан с ноосферным образованием учащихся. Нам представляется, что проблема ноосферно-экологического  воспитания и образования учащихся в образовательно-воспитательных учреждениях все более актуализируется.

Воспитание свободно мыслящей личности, сохраняя ее природосообразность и индивидуальность, предполагает обучение методом интеграции естественных наук с детского сада и начальной школы, более того, речь идет о всеобщей интеграции в природном пространстве. Такой подход к обучению и воспитанию не нарушает целостность понимания Мира, Галактики и  последовательность развития природы, общества и человеческого разума. В результате у младших школьников формируется космопланетарное мышление (целостная картина мира). В сознании человека закрепляется разумно допустимое знание об окружающем мире на основе наук, оно во многом формирует отношение личности к миру, влияет на его нравственно-духовные качества, особенно в детском возрасте. Дитя есть замысел, чудо природы и задача педагогической деятельности – разгадать это и помочь каждому ребенку. С самого рождения следует приобщать ребенка к мысли, что «Человек – дитя Природы, Природа – его дом, Природа – его вечная забота». 21-й век будет веком культа здоровья: живой природы и человека, что связано с воспитанием детей с учетом их возможностей, склонностей и способностей; с развитием их внутренних творческих сил в соответствии с природными генетическими задатками. Помочь детям находить и развить свои индивидуальные особенности и способности, свое «Я» и на основе этого направить его личностную траекторию развития. В конечном итоге, каждый живущий на Земле должен беречь Природу, в этом заключается экологическая грамотность и высокая внутренняя культура человека, он должен стать Венцом природы.

Содержание образования в Ноосферной системе не должно быть усредненным, а возможно потенциально адаптивным, реальным, целевым, профильным, т.е. личностно-ориентированным, направленным на то, чтобы ребенок с малых лет готовил себя к будущей профессии в соответствии с его природными задатками, личным интересом. Оно должно дать каждому ребенку возможность сохранения своей индивидуальности, приобщения к творчеству, приобретения умений самопознания, самовоспитания, самоуправления. В целом, задачи воспитания и образования должны максимально соответствовать выбираемой будущей профессии. Образование должно быть вариативным в широком смысле, дающим не только сумму знаний и информации, а выборочно-профильно-ориенированным. Количество изучаемых предметов должно быть оптимальным. Предметы информационного познавательного характера должны быть интегрированы по циклам. В свою очередь, учебные планы, программы и учебные пособия   должны быть интегрированными, вариативными, дифференцированными, адаптивными, разноуровневыми, профориентационными, коррекционно-развивающими, чтобы каждый ребенок и его родитель, учитель, школа, район и регион имели возможность выбрать программу в соответствии с траекторией личностного развития ребенка, а также с учетом запроса социума.

Структура ноосферно-экологической модели шестилетнего (элементарного) начального образования включает дошкольное воспитание и шестилетнее начальное образование в системе ФГОС начального общего образования. Предшкольное образование: в этом периоде происходит познание себя, при этом  ребенок еще не может выделить себя  из окружающего.  Господствует понимание «Я-Мир». Но к концу дошкольного периода( примерно к семь лет) на смену восприятия «Я-Мир» приходит «Я и Мир». В дошкольных учреждениях воспитание и обучение должны вестись на основе поэтапного восприятия и дать воспитанникам возможность ощущения  и познания окружающей среды.

В настоящее время ФГОС начального общего образования требует тесного взаимодействия с дошкольными учреждениями, т.е. целенаправленной преемственности, обеспечивающей готовности детей к обучению в школе.

В этом отношении нам хотелось бы привести определенный положительный опыт Эльгяйской средней школы Сунтарского улуса.          Первая ступень (начальные классы) общего среднего образования, как экспериментальное элементарное шестилетнее образование (с 1 по 6 классы) апробирована в первые годы реализации идей Концепция обновления и развития национальной школы в Республике Саха (Якутия). В то время республиканской авторской экспериментальной  программой руководили директор Эльгяйской средней школы – Павлов Клим Васильевич и завуч – Никифоров Л.Г.

Инновационными  особенностями этой ноосферно-экологической, адаптивной школы являются:

-                   шестилетнее (элементарное) начальное образование;

-                   учитель начальных классов работает и как классный руководитель в течении 6 лет; 

-                   предмет «Природа и человек» - интегрированный, включающий основы естественных и гуманитарных наук [3].

-                   предмет «История науки и культуры» - это предмет, в котором процессе  учебы школьников привлекают  два момента: первое, зримо должны были предстать перед детьми личности людей и история их жизни, создавших основы современной химии, биологии, физики, математики, космонавтики, электроники и т.д. Второе: усиливающееся с возрастом желание самоутвердиться, понять самого себя, появляется желание последовать образам выдающихся личностей и героев. В этом светлом ожидании ребенок взращивает свои мечты, старается видеть себя в образе желаемого будущего.

-                   преимущественно применялись такие методы обучения, как дедуктивный, релакционный, «Образон» (наглядно-образное обучение), интеграционный, метод семиотики, беседы в свободной обстановке и т.д.

-                   занятия в основном проходят в лабораторных условиях, в практической деятельности, научных экспедициях, деловых встречах, школьных праздниках и т. п. [4].

Как существенный результат данного эксперимента следует отметить, что дети, проходившие полный курс шестилетнего обучения, когда они перешли в 7-ой класс, по сравнению с обычным параллельным 7-ым классом традиционного обучения показывали широкий кругозор, коммуникативность, имели свое видение, умели высказать свое суждение или мнение, были активными во всем, были какие-то личные увлечения и достижения.

На наш вгляд, такой продвинутый уровень развития этих учащихся обеспечен самим инновационным подходом к организации учебно-воспитательного процесса. С другой стороны, мы убеждаемся в том, что все развитые зарубежные страны имеют элементарную шестилетнюю начальную школу, что обосновывается соответствующими научными положениями. Во-первых, выпускник элементарной школы формируется как личность, будучи уже подростком, он становится вполне самостоятельным и может поступать в любое среднее или профильное учебное заведение по выбору. Во-вторых, он получает систематизированное, интегрированное знание по основам наук. Например, пребывая в научной командировке в Финляндии (г. Оулу), мы увидели в каждом небольшом населенном пункте элементарные шестилетние начальные школы. Наблюдая за учащимися начальных классов на уроке в школе Мюллютулли, мы убедились в том, что финские школьники такие же непосредственные, также хотят двигаться, раскрепощаться, действовать, поэтому в классе создаются зоны отдыха с матрасами, книгами, где ребята могут взять книжку и с друзьями там полежать, причем, продолжая отвечать на вопросы учителя. Раз в день обязательно  малыши выходят на прогулку, это считается обязательным компонентом оздоровления детей. Принципиально относятся финны и к обеспечению одноразового горячего питания детей. В школе нам удалось отведать стандартный школьный обед ученика, включающий обязательно молочные продукты (кефир или молоко), либо просто чистая вода, горячее второе, булочка и свежий овощной салат.

В свое время К.Д. Ушинский, пребывая в зарубежной командировке и изучая элементарную школу, писал, что «…у нас считается трудным поручить целый класс по всем предметам одному учителю; в Швейцарии же нашли возможным одному учителю заниматься разом с шестью постепенными классами и притом по всем предметам. …При этом следует еще заметить, что учебники и методы, употребляемые в классах приспособлены как нельзя более к такому одновременному занятию одного учителя с несколькими классами» [3, с.501]. «…Точно также в Швейцарии уяснено, что предметная система учения, где каждый предмет преподается особым учителем, никуда не годна, особенно в младших классах, где не самый предмет преподавания, а развитие дитяти: умственное и нравственное составляет главную цель. …Большая разница – поручить ли нравственное и умственное развитие ребенка одному лицу или десятерым» [5, с. 502].

Согласно Болонскому соглашению, мы входим в мировое образовательное пространство. В недавном прошлом в нашей стране поднимали вопрос о вариативном переходе к шестилетнему обучению. Можно предположить, что в будущем такая возможность у нас появится. В частности, в связи с переходом СВФУ им. М.К. Амосова к системе бакалавриата и магистратуры нам предоставляется широкая возможность подготовки специалистов по совмещенным профилям. Так, например, мы готовим по собственному внутриуниверситетскому вариативному учебному плану педагогов-бакалавров нового совмещенного профиля: «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной и кочевой школе Севера» для сельских малокомплектных школ Северо-Востока России.

В этом отношении следует отметить, что важную роль в становлении будущего педагога, в том числе учителя начальных классов, играет его общественная активность, инициативность, возможность развития лидерских и творческих способностей посредством участия в различных научных, культурных, спортивных мероприятиях. В связи  с этим в стандартах третьего поколения впервые обозначена необходимость создания социокультурной среды вуза, которая будет способствовать развитию общественной гражданской позиции будущего учителя. В свою очередь, развитию профессиональных интересов и личностных качеств будущего учителя будет способствовать индивидуальная образовательная программа, разработка которой рекомендована в новом поколении стандартов [1, с.95-98].