Полный текст статьи
Печать

Термин «социальное партнерство в образовании» — как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад, но это один из эффективных механизмов в реализации ФГОС общего образования. (из статьи Чебаковой Т.И., учителя начальных классов)                                                                                                                                                             
Учитель, классный руководитель - невозможно разделить эти два понятия в начальной школе.   Ты – учитель:  учишь детей читать, писать, считать и ты – воспитатель: закладываешь в ребенке любовь к природе, родному краю и в итоге к Родине, воспитываешь чувство сострадания, прекрасного, учишь понимать этот сложный мир, как это принято сейчас говорить: – окружающий социум.  Ребенок един, поэтому воспитание и обучение нельзя отделять друг от друга. Воспитание – это процесс совместной деятельности учителей школы, педагогов дополнительного образования, родителей и ребенка.          «Обучение - это один из лепестков цветка, который называют воспитанием», - говорил В. Сухомлинский. Исходя из этой взаимосвязи, на первом плане – личность ребенка. А главной целью нового ФГОС начальной школы является развитие личности учащегося. В новом ФГОС урочная и внеурочная деятельность взаимосвязаны и взаимозависимы.   Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС - интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

По окончании школы мы хотим видеть ученика, владеющего базовой культурой, включающей духовно-нравственную, познавательную, эстетическую, физическую и культуру труда.

Как же объять необъятное и научить всему сразу? Практически, это невозможно, это длительный процесс. Каждый учитель, классный руководитель должен определиться в приоритетах. Для меня главный приоритет – не навредить ребенку, важны безопасность, здоровье ребенка, комфортные условия в классе,  атмосфера доброжелательности, отсутствие стресса.                      

Статистика говорит, что в последние годы в России наблюдается ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи. По данным различных исследований, лишь у 10 – 12 % молодежи отмечается уровень физического состояния и здоровья близкий к норме, около 40% детей, страдают хроническими заболеваниями; прогрессируют болезни, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями. Половина юношей и девушек оканчивают школу, имея 2-3 хронических заболевания, лишь 15% выпускников общеобразовательных учреждений России можно считать здоровыми.  Результаты статистики меня потрясли, поэтому на первое место я поставила здоровье учеников. Как я могу его сохранить, укрепить, развить физические качества? Три часа физкультуры для решения этих задач маловато.

Ответ – через социальное партнерство, взаимодействие. У нас в школе богатый опыт такого сотрудничества, в свое время был создан социально-педагогический комплекс, который основан на сотрудничестве образовательных и социальных учреждений и служб. Социальное партнерство сегодня качественно меняется, в соответствии с целями и задачами. И сегодня учитель это инструктор, куратор, наставник,  тьютор. На протяжении  11 лет я продуктивно сотрудничаю с детско-юношеской спортивной школой.    Мои выпускники входили в состав сборной школы по различным видам спорта, многие обучаются в высших учебных заведениях, ведут здоровый образ жизни, учатся в школе олимпийского резерва. Есть ребята, которые  учатся в военных училищах, в 2016 году Олег Синёв участвовал на параде в г.Москве, на Красной площади,  а последний выпуск продолжает посещать спортивную школу. Уже третий набор моих учеников проходят через спортивную школу. В апреле 2017 года девочки семиклассницы с удовольствием представляли свою школу на   « Президентских соревнованиях»  в рамках XXVIII олимпиады школьников и заняли 1 место, а на зональных соревнованиях заняли 3 место.  Наташа Иванова по легкой атлетике завоевала 1 и 2 место. 

                                                                                                                                      
Главной целью социального партнерства является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Соответственно задачи: организация свободного времени, воспитание стремления к здоровому образу жизни. 

  Администрация школы заинтересована в таком сотрудничестве, идут мне навстречу решая проблемные вопросы. Например: в этом году наш класс должен был заниматься в школе  во вторую смену, тем самым нарушался процесс преемственности дополнительного образования, администрация школы разрешила возникшую проблему и сегодня мой класс занимается в первую смену. Сотрудничество не прервалось. Три раза в неделю, в общей сумме это 6 часов.                                                                                                                 
Мои ученики занимаются в спортивной школе: мальчики ходят на футбол, а девочки занимаются волейболом. Так как занятия проходят на разных площадках, я сопровождаю девочек в ДЮСШ, а за мальчиками в прошлом году приходил тренер-преподаватель, в этом году ходят самостоятельно, занимаются на стадионе, в зимнее время в ДК «Юность».                        

В этой таблице представлена  занятость детей.

Футбол

Волейбол

Не заняты

46, 2%

46, 2%

7, 6%

 

Хочу обратить внимание,  что 7,6% это всего лишь 2 человека, но в силу своего развития эти ребята пока не могут посещать футбол, зато они с удовольствием участвуют в сценках, выразительно читают стихи.  В том,  что систематические занятия физкультурой и спортом укрепляют здоровье, мне вас не надо убеждать. Кроме этого два раза в год наш класс проходит дополнительное медицинское обследование, с целью раннего выявления медицинских противопоказаний. На медицинское обследование с детьми тоже хожу сама. В первый день с девочками, во  второй день с мальчиками. Опять же администрация школы идёт мне на встречу.

Здесь  представлен мониторинг по заболеваемости детей

1 класс

2 класс

3 класс (1 полугодие)

184 дн.

130 дн.

27 дн.

 

Помимо учебно-тренировочных занятий у нас насыщенная воспитательная деятельность. Мы проводим совместные мероприятия со спортивной школой. В прошлом учебном году мы приняли участие в акции «Моя спортивная школа», в конкурсе рисунков.Так же  провели спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья!»,  «Мама, я – спортивная семья!»,  новогодний утренник, «Веселые старты», посвященные 23 февраля, конкурс к 8 Марта «Да здравствуют крутые девчонки!». В этом учебном году помимо традиционных мероприятий провели ещё  футбольный турнир. Девочки играли против мальчиков.Инициатива была со стороны девчонок. Такие мероприятия остаются надолго в памяти детей: это и яркие, бурные эмоции, и неизгладимые впечатления, и воспитание чувства дружбы, и  коллективизма – один за всех и все за одного, и здоровое соперничество, и воля к победе, и конечно же, укрепление здоровья. Но есть и еще один из немаловажных факторов – это совместная деятельность со старшими ребятами, умение общаться, наглядный пример какими мы можем стать,  объединение по интересам – спорту все возрасту покорны. Хочу заметить, что мои дети стали более организованнее, активнее и ответственнее.

Родители высоко оценивают дополнительные внеурочные занятия как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проводились родительские собрания, на которых обсуждались достижения и проблемы, присутствовала  заместитель директора ДЮСШ. На этих собраниях представлялись результаты внеурочной деятельности, творческие работы обучающихся. Приятно слышать от родителей слова благодарности в адрес учителя и тренеров.

Я и сама загорелась здоровым образом жизни,так как я являюсь членом профсоюзной организации, то в этом году мне представилась такая возможность поучаствовать в « Первой спортивной спартакиаде профсоюзных  работников», в номинации « Настольный теннис»,  которая проходила на базе Б-Осиновской школы. Наша команда заняла почётное 2 место. Так же на базе нашей школы работает кружок ритмики, с большим удовольствием посещаю занятия,люблю активный отдых, тем самым являясь примером для своих учеников.

Вывод.  Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Поэтому важно развивать социальное партнерство, задача которого – развитие общественного участия в управлении образованием через реализацию приоритетных направлений развития образования.  Я глубоко убеждена, что дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности. Подтверждением выбранного мною приоритета является диплом призёра(3 место) Всероссийского конкурса «Внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС» и диплом победителя (1 место) Всероссийского проекта « Педагогическое знание» в номинации «Обмен педагогическим опытом».