Предпринимательское образование: теории и методики развития предпринимательских компетенций
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гурьянов
П.
А., Гайсина
А.
Р., Тошпулотов
А.
А.
Предпринимательское образование: теории и методики развития предпринимательских компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 11 (ноябрь). – С.
261–276. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251226.htm.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена растущими потребностями экономики знаний в квалифицированных предпринимательских кадрах и недостаточной эффективностью существующих образовательных программ. В условиях глобальной трансформации экономических систем предпринимательское образование приобретает стратегическое значение для устойчивого развития. Современные исследования характеризуются фрагментарностью подходов и отсутствием единого понимания структуры предпринимательских компетенций. Цель статьи состоит в теоретическом обосновании системы развития предпринимательских компетенций в образовательном процессе на основе интеграции современных педагогических подходов и практики предпринимательской деятельности. Методология исследования включает системный, деятельностный, компетентностный и культурологический подходы. Методологическую основу составляют общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, а также специальные методы контент-анализа, концептуального моделирования и структурно-функционального анализа. Основными результатами являются: разработка интегрированной модели предпринимательских компетенций, включающей когнитивный, функциональный, личностный и социальный блоки; создание уровневой модели развития компетенций (базовый, продвинутый, экспертный уровни); обоснование системы педагогических принципов (практикоориентированность, проблемность, индивидуализация); разработка методической системы, интегрирующей интерактивные методы обучения, проектные технологии и экспериенциальное обучение. Теоретическая значимость заключается в систематизации представлений о предпринимательском образовании, разработке целостной концептуальной модели развития компетенций и обосновании методологических основ организации образовательного процесса. Практическая значимость определяется возможностью использования результатов для совершенствования образовательных программ, разработки новых педагогических технологий и повышения эффективности подготовки предпринимательских кадров в системе высшего и дополнительного образования. Научная новизна состоит в теоретическом обосновании интегрированного подхода к развитию предпринимательских компетенций, объединяющего различные методологические подходы и учитывающего специфику предпринимательской деятельности как комплексного социально-экономического явления.
Ключевые слова:
высшее образование, экосистемный подход, предпринимательские компетенции, образовательные технологии, цифровая трансформация образования, предпринимательское образование, инновационная педагогика, предпринимательское мышление
Похожие статьи
- Особенности преподавания дисциплины «Социальная психология» в техническом вузе
- Инновационные образовательные технологии в современном экономическом вузе: опыт сравнительного анализа
- Влияние инновационных технологий на формирование профессиональных компетенций студентов
- Использование цифровых образовательных технологий в процессе подготовки специалистов в области гражданского и арбитражного права и процесса
П.
А. Гурьянов