Full text

Сегодня трудно переоценить значение той роли, которую играет в образовании процесс социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача образования – развитие и формирование многогранной личности, готовой к органичной реализации в современном социуме. Благодаря образованию формируются мировоззрение и цели, развивается способность человека адаптироваться в обществе, что немаловажно для лиц с ограниченными возможностями здоровья. И поэтому возникает необходимость адаптации системы высшего образования к потребностям и жизненным целям инвалидов путем расширения доступности высшего образования для таких лиц. И здесь мы видим актуальным следующий вопрос – необходимо в вузе создать такие условия, которые могли бы учитывать возможности студентов с инвалидностью.

Однако сегодня доступность высшего профессионального образования для таких лиц является острой социальной и педагогической проблемой. Назовем некоторые причины этого факта: нет специальных образовательных условий, которые бы учитывали адаптацию к учебному процессу лиц с ограниченными возможностями здоровья, необеспеченность программами и специальными образовательными технологиями. Поэтому введение инклюзии  образования предполагает изменение действующих федеральных государственных образовательных стандартов  высшего образования с целью создания специальных условий инклюзивного обучения в  вузах [10].

В настоящее время в России существуют законодательные акты, декларирующие права инвалида на развитие, образование, социальную интеграцию, но требуется разработка развернутых многоступенчатых механизмов их реализации. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение и профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных лиц [4].

Результаты обучения в инклюзивной форме зависят от многих условий и факторов [10]. Один из них заключается в том, что образовательные программы имеют определенную специфику – наличие в вариативной части дополнительных «реабилитационных» дисциплин. Данные коррекционные дисциплины или модули носят развивающий характер, объясняющий правила пользования техническими средствами реабилитации, разъясняют правовой статус студента-инвалида в вузе и т.п. [3]. В связи с этим становится актуальным рассмотреть вопросы адаптации образовательных программ профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная программа, ее структура, блоки, сроки освоения, трудоемкость – это инварианты федеральных государственных образовательных стандартов  высшего образования для всех студентов, в том числе инвалидов.  Учитывая индивидуальные потребности студентов-инвалидов, предусмотрена возможность   включения в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей) [6].

Такие адаптированные программы позволят реализовать индивидуальный подход к каждому студенту, обеспечить общение людей с ограниченными возможностями с сокурсниками и/или преподавателем, обучение поможет раскрыть творческий потенциал этих студентов, будет способствовать их успешной социализации, улучшит качество жизни [9].

Разработка и реализация адаптированных образовательных программ высшего образования (АОПВО) направлены на решение следующих задач:

– повышение уровня доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,

– повышение качества высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,

– создание в образовательной организации высшего образования специальных условий, необходимых для получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их адаптации  и социализации;

– возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или обучающегося инвалида,

– формирование в образовательной организации высшего образования толерантной социокультурной среды.

Детальное уточнение специальных условий инклюзивного образования является одним из существенных аспектов разработки АОПВО и основывается на Методических рекомендациях по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе оснащенности образовательного процесса (Письмо Минобрнауки России от 08.04.2014 г. №АК-44/05вн). Эти рекомендации включают в себя [11]:

организационно-нормативные требования;

требования к кадровому обеспечению;

работу с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья;

доступность зданий образовательных организаций и безопасное в них нахождение;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

адаптацию образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

организацию образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;

комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение.

Рекомендации по разработке специальных программ профессионального образования, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья приводятся также в Письме Минобрнауки России от 26.03.2014 г. № МОН-П-1159 «О разработке и внедрении специальных программ профессионального образования»[5].

К этим рекомендациям отнесены следующие положения, которые можно считать критериями адаптированной программы: возможность включения в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей); приобретение печатных и электронных образовательных ресурсов, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов; определение мест прохождения практик с учетом требований их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья; проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [1; 11].

АОПВО разрабатываются образовательной организацией с учетом особенностей развития обучающихся на основе интеграции федерального государственного образовательного стандарта, образовательной программы высшего образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) с учетом вышеназванных рекомендаций, а также с учетом реальных условий деятельности образовательной организации в соответствии с образовательными потребностями и ограничениями здоровья обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов.

Итак, получение высшего образования студентами с ОВЗ и инвалидами будет наиболее эффективным, если будут созданы специальные условия, необходимые для развития каждого обучающегося. Содержание различных предметных областей на сегодняшний день определяется ФГОС ВО, где перечислены общие и предметные компетенции, виды деятельности, для выполнения которых необходимо подготовить выпускников. Однако особая трудность состоит здесь в том, что студентам с ОВЗ и инвалидам необходимо овладеть базовыми компетенциями, быть востребованными  и конкурентноспособными на рынке труда, мобильными в современном обществе. Для достижения поставленной цели в адаптированную образовательную программу высшего образования необходимо заложить механизмы адаптации, рефлексии, сохранения индивидуальности [7].

Специально разработанная адаптированная образовательная программа высшего образования с целью профессиональной и социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ имеет вариативную часть, в которую включены специализированные образовательные дисциплины, например: «Воспитание и обучение. Самоорганизация учебной деятельности», «Межличностное взаимодействие. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса», «Социальная педагогика. Адаптация к различным жизненным и профессиональным условиям» [8].

При реализации основной образовательной программы образовательное  учреждение обеспечивает инвалидам и лицам с ОВЗ, исходя из индивидуальных потребностей, возможность освоения специализированных адаптационных факультативных дисциплин с целью устранения влияния ограничений здоровья на формирование компетенций, что видно в табл. 1.

Таблица 1

Направленность адаптационных факультативных дисциплин

Направленность

Задача

Коррекционная

Компенсация недостатков предыдущих уровней обучения

Развивающая

Развитие личностных качеств

Рассмотрим современные методологические подходы к разработке адаптированной образовательной программы высшего образования (табл. 2). 

Таблица 2

Методологическая модель адаптированной образовательной программы высшего образования

Компонент содержания программы

Методологические основания

Методологический подход

Овладение компетенциями в соответствии с направлением и профилем подготовки

Главным требованием в образовательном процессе, в соответствии с ФГОС, является овладение компетенциями. Развитие личности через различные виды деятельности, свободный выбор вида деятельности, достижение результата. Любой субъект образовательного процесса выступает как система с многообразием внутренних и внешних связей. Интеграция процессов в обществе

Компетентностный, системный, деятельностный

Специализированные адаптационные факультативные дисциплины

Сущностью образования является его направленность на индивидуальное саморазвитие каждого субъекта в системе «учитель–ученик».

Представление об участниках образовательного процесса как саморазвивающихся системах

Гуманистический (личностный, личностно ориентированный),

Синергетический

Сопровождение учебного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ, создание толерантной социокультурной среды образовательной организации

Особую ценность в образовательном процессе представляет самоопределение личности через осознание собственных целей, ресурсов, системы жизненных и общечеловеческих ценностей

Гуманистический (личностный, личностно ориентированный),

системный, аксиологический

 

В ходе реализации адаптированной образовательной программы высшего образования применяются педагогические технологии, при которых:

- информация – это, в первую очередь, средство организации деятельности, а не цель обучения;

- происходит развитие самостоятельности обучающихся в процессе определения и достижения цели, выбора и выполнения заданий, принятия решений;

- обучающиеся получают возможность осознать сущность учебно-познавательной деятельности как процесса саморазвития.

1. Портфолио – технология накопления и систематизации информации.

Портфолио – своего рода «индивидуальная папка», в которой зафиксированы личные достижения субъекта образовательной деятельности.

Цель применения технологии – научить отбирать, систематизировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации.

Использование портфолио в учебном процессе способствует развитию у студентов навыков методической работы с различными видами учебной и профессиональной информации, систематизации профессиональных знаний.

В портфолио могут входить разные виды информации:

- одноплановые (контрольные работы, тесты);

- разноплановые (домашние работы, тесты и т.д.)

2. Технология самопрезентации

  Сущность технологии самопрезентации состоит в том, чтобы  донести до сознания слушающего важную и необходимую информацию, аргументировано изложить свою позицию, мнение, точку зрения [2]. Использование технологии самопрезентации определяется необходимостью подготовить будущего студента к публичным выступлениям. В связи с этим внедрение ее в практику высшего образования должно помочь студентам в следующем:

- изучить общие и специфические принципы построения презентации;

- освоить алгоритм подготовки материалов для выступления;

- ориентироваться в средствах и способах эффективного изложения информации;

- выявить преимущества, нюансы и сложности публичного сообщения;

- анализировать качество подготовленных для презентации материалов.

3. Технология поиска информации. Рассматриваются различные технологии работы с информацией, применяемые в образовательной практике.

4. Методы проблемного обучения.

5. Методы активного обучения.

6. Методы интерактивного обучения.

7. Методы интенсивного обучения.

8. Самостоятельная работа студентов.

Таким образом, эффективным инструментом получения качественного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может стать применение в образовательном процессе адаптированных образовательных программ [9]. В данном случае мы рассмотрели вопросы определения структуры и содержания такой программы.

Реализация адаптированных программ становится центральным компонентом организационно-педагогической деятельности при создании инклюзивной образовательной среды, что  соответствует, с одной стороны, государственной политике в области доступности и качества образования, в том числе и в рамках инклюзивного образования; с другой стороны – строится на определенных методологических принципах, основанных на ценностных и нравственных условиях социальных изменений образовательной деятельности.