Новые инструменты потребления, которые предлагает нам Интернет, не обошли высшую школу. В нашем исследовании была поставлена задача отследить изменения в поведении студентов-младшекурсников, которые связаны с подготовкой к текущей учебной деятельности и итоговым формам аттестации (контрольным, курсовым, семинарам, практическим занятиям, тестам, контрольным работам, экзаменам), связанным с использованием Интернет, в качестве источника учебной информации. Изменилась ли парадигма подготовки к учебной деятельности с приходом в вуз поколения активных интернет-пользователей, использующих для подготовки образовательные медиаресурсы, или в приоритете остаются традиционные формы подготовки: чтение конспектов, учебников?
Медиапотребление будем рассматривать в контексте использования студентами интернет-ресурсов в процессе обучения в вузе. Согласно данным современных исследований, поколение Y (люди, родившиеся в 1981–2001 гг.) обладает новыми привычками, которые характеризуются выходом в Интернет с нескольких платформ, хорошим владением новыми цифровыми технологиями, восприятием цифровых медиа авторитетно наравне с традиционными источниками информации. Следующее поколение Z (родившиеся начиная с 2002 г.) характеризуется еще большей интеграцией с цифровыми устройствами, которые вошли в их жизнь с рождения.
Согласно данным психотерапевта Л. Л. Третьяка, в настоящее время, в связи с распространением Интернет, появляются следующие негативные тренды:
1) «в когнитивной сфере существует приоритет скорости восприятия и переработки информации, зачастую в ущерб глубине; снижается потребность в тренировке оперативной памяти, которую можно передоверить устройству;
2) утрачивается интерес к фундаментальному знанию основ, удовлетворяясь поверхностным знанием проблем, игнорируя проверку опытом и критичность мышления; формируется особый тип наглядно-образного “клипового” мышления, где яркость и доступность содержания ценится выше глубины;
3) снижается роль критических фильтров академической науки при публикации материалов, доступными становятся спорные и плохо проверяемые факты, вызывая своеобразные эпидемии псевдонаучных артефактов» [1].
«Цифровое» поколение предпочтет задать вопрос через поисковую систему Google или Яндекс, нежели обратиться с вопросом к старшему поколению, преподавателю. Если при этом медийная грамотность интернет-пользователя недостаточна, вкупе со сниженными аналитическими способностями можно получить весьма примитивные или даже искаженные знания. Кроме того, согласно данным современных исследований, интернет-тексты, которые длиннее одного-двух экранов мобильного устройства, воспринимаются молодым поколением как сложные, излишне содержательные, их предпочитают не читать. Мышление «цифрового» человека характеризуется приоритетом скорости; например, новостная информация в Интернете, просмотр или чтение которой превышает восемь секунд, может оказаться за рамками восприятия [2]. Учет «клиповости» мышления в обучении становится одной из актуальных проблем [3].
В нашем «пилотном» исследовании приняло участие 30 студентов первого и второго курсов технических специальностей «СибАДИ»: 15 человек было опрошено с применением авторского опросника, созданного с помощью группы в социальной сети «Вконтакте», остальные 15 человек – с помощью того же опросника, предложенного для заполнения в печатном виде. Респондентам были предложены несколько блоков вопросов:
- связанных с использованием Интернета в обучении (активность, устройства, используемые для выхода в сеть);
- касающихся медиакомпетентности в области образования (знание учебных сайтов, библиотек, обучающих платформ, способность оценивать достоверность информации, умение проверять тексты на плагиат);
- связанных с предпочтением текстовых или медиаресурсов;
- направленных на изучение использования студентами ресурсов Интернета и программных средств при выполнении учебных заданий по математике и другим дисциплинам.
Большинство респондентов являются активными пользователями сети Интернет: 93% опрошенных студентов имеют смартфон с выходом в Интернет. На вопрос «Какое устройство или гаджет Вы используете, когда требуется выйти в Интернет для учебной деятельности?» получены следующие ответы: используют ноутбук 23,3% студентов, стационарный компьютер – 10% опрошенных, планшет – 6,7% опрошенных, смартфон – 23,3% опрошенных, компьютер и смартфон используют 36,7% опрошенных.
20% респондентов тратят на обучение с применением Интернета менее одного часа времени в день; 66,7% респондентов затрачивают от одного до трех часов на такое обучение; более трех часов затрачивают 13,3% респондентов. При этом 50% опрошенных студентов активно проводят в Интернете до 8 часов каждый день.
Половина участников исследования расценивают Интернет в том числе как фактор, отвлекающий от учебы: 36,6% опрошенных указывают, что их отвлекают друзья в социальных сетях; 16,7% респондентов предпочитают читать новости, смотреть видеообзоры и видеоблоги, заниматься интернет-серфингом; тем не менее 46,7% участников опроса контролируют время, проведенное в Интернете не по учебе.
Обмен учебным контентом студенты предпочитают осуществлять через социальные сети – об этом заявили 63,3%; по отдельности использование таких программ и сервисов, как Skype, электронная почта, Google-сервисы и подобные сервисы, не выбрал ни один из опрошенных; еще 13,3% используют социальные сети и мессенждеры; различные комбинации из указанных платформ предпочитают 23,4% опрошенных. Ученые сходятся во мнении, что с 2015 г. отмечается тенденция потребления информации через социальные сети, такие как «Вконтакте», число переходов к ресурсам с главных страниц изданий и поисковиков уменьшается. Таким образом, социальные сервисы начинают обретать функцию источника различной информации: новостной, информационной, в том числе и научной. Сохраняется ли данный тренд перехода из социальных сетей к учебному контенту сети Интернет, авторами не исследовалось.
На вопрос «Какие из указанных сайтов Вами использовались в процессе подготовки к различным видам учебной работы (рефераты, контрольные, тестирование, подготовка к контрольной, коллоквиуму, экзамену или зачету?»:
1) URL: http://window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам);
2) URL: http://school-collection.edu.ru (Школьная коллекция образовательных ресурсов);
3) URL: http://fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов);
4) URL: http://fepo.i-exam.ru (ФЭПО);
5) URL: http://www.rsl.ru (Сайт Российской государственной библиотеки);
6) URL: http://universarium.org (Универсариум);
7) URL: http://portal23.sibadi.org (учебный портал СибАДИ);
8) URL: http://djvu-inf.narod.ru/tulib.htm (электронные библиотеки по математике, техническим наукам и т. п.) –
были получены следующие ответы: знакомы с вышеуказанными сайтами образовательных ресурсов 43,3% респондентов; 20% знакомы только с одним из предложенных сайтов; 36,7% не знакомы ни с одним из сайтов из предложенного списка. Таким образом, фактически половина респондентов не знакомы с рядом надежных образовательных источников. Отметим, что с ресурсами библиотечной системы СибАДИ, с принципами поиска научной информации в электронных библиотеках студенты-первокурсники знакомятся в рамках специальной дисциплины «Информационно-библиографическая культура».
По данным Центра образовательных разработок московской школы управления «Сколково» [4], среди российских проектов можно выделить следующие основные группы онлайн-платформ: библиотеки обучающего видео, онлайн-образовательные программы, платформы для предоставления отдельных онлайн-курсов MOOC, одной из популярных форм онлайн-обучения. Преимущественно проекты заключались в предоставлении доступа к видеозаписям лекций профессоров либо к электронной версии учебника, позже появились возможности прохождения тестирования. «Изначально проекты использовались внутри вуза и получили взрывной рост популярности при развитии их до уровня массовых онлайн-курсов, открытых для пользователей со всего мира» [5]. Тем не менее проекты, предоставляющие бесплатный доступ к качественным курсам, не так развиты. Примерами российских вузов, активно участвующих в онлайн-образовании, являются Московский государственный университет (проект Универсариум); Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технологический институт – взаимодействует с Coursera.
Многие вузы создают медиатеки лекций, недостатком таких лекций можно считать запись лекции со статичной камеры. Согласно данным экспертов «Сколково», указанный формат теряет популярность: полуторачасовой видеолекции студент предпочитает структурированный курс MOOC. Отметим, что на базе платформы MOODLE [6] многие вузы создали дистанционные курсы сопровождения учебного процесса, их обязательными элементами которых электронные лекции, учебники, тесты и многое другое, а в некоторых случаях и мультимедийные лекции; некоторые вузы разрабатывают и внедряют собственные приложения [7].
На вопрос «Считаете ли вы “Википедию” достоверным источником информации?» 43,3% опрошенных ответили положительно, 13,4% – отрицательно, 43,3% согласны с тем, что информацию с данного сайта нужно проверять. При написании рефератов и курсовых работ предпочитают работать только с интернет-источниками 30% опрошенных, еще 63,3% использует Интернет частично; о том, что не используют Интернет, заявили 6,7% респондентов. Достоверность интернет-источников проверяют 40% опрошенных пользователей, 16,7% не проверяют достоверность, остальные 43,3% не задумывались над этим вопросом. Таким образом, более половины опрошенных студентов обладают недостаточной медиакомпетентностью в данном вопросе.
36,7% опрошенных студентов предпочитают Интернет и медиаресурсы, рекомендованные преподавателем; 16,7% респондентов используют электронные библиотеки диссертаций и авторефератов, научные издания, переведенные в электронный формат; 23,3% опрошенных выбирают базы с рефератами и научно-популярными статьями; 23,3% самостоятельно занимаются поиском учебного контента.
На вопрос «Как часто используются интернет-ресурсы при подготовке к учебной деятельности?» 16,7% опрошенных студентов ответили «постоянно», 70% – «часто», 10% – «редко»; 3,3% – «никогда». Большинство опрошенных воспринимают Интернет как источник дополнительной учебной информации. 53,3% респондентов ответили отрицательно на вопрос «Приходилось ли Вам самостоятельно проверять работу в Интернете на плагиат?». Следующий блок вопросов касался предпочтений текста или медийного контента. Если бы был выбор между учебным текстовым и видеоконтентом, то 50% предпочли бы видео, текст со вставками видео – оставшиеся 50%; просто текстовый контент не выбрал ни один студент.
При подготовке к экзамену по математике 70% используют свой конспект лекций; 16,6% используют всё, что есть в Интернете (электронные обучающие курсы, интернет-тренажеры, сайт вуза, образовательные сайты); 6,7% – видеолекции, обыкновенный учебник – 6,7%. Таким образом, по отношению к математике медийный контент не оказывается востребованным. Численные данные участники опроса предпочитают видеть в виде: таблиц – этот вариант выбрали 53,4% опрошенных; инфографику выбрали 13,3%; диаграммы – 33,3% опрошенных. Научно-популярные и документальные фильмы, лектории по истории математики и техники не смотрят 40% студентов-младшекурсников, очень редко смотрят 46,7% респондентов, лишь 13,3% респондентов активно интересуются таким контентом.
По результатам самооценки студенты-младшекурсники частично владеют умением создавать медиаконтент, например, с помощью игровых платформ или специальных программ, среди опрошенных нет ни одного видеоблогера.
На вопрос «Считаете ли Вы, что через несколько лет обучающее медиа проникнет в образование, так же как и Интернет» получены следующие ответы: 16,7% респондентов хотели бы изучать новые медийные учебники, использовать виртуальные среды с медийным контектом, участвовать в вебинарах; просматривать тематические видеолекции хотели бы 6,7% опрошенных; короткие блоки-подсказки в форме видео или видеоинструкций желают наблюдать 46,7% респондентов; 30% опрошенных считают, что медиаконтент и виртуальное или дистанционное обучение не могут являться полноценным аналогом личного присутствия преподавателя. Отметим в связи с этим тенденции появления медийных курсов взамен традиционных лекций, расширения дистанционного обучения студентов-очников, которые, безусловно, минимизируют расходы на образование. Сделает ли такой переход более качественным образование, остается под сомнением. Возможно, мнение пользователей изменится, когда появится качественный и интересный учебный медиаконтент. Всё же отметим, что для виртуального и дистанционного обучения нужна мотивация, которая является низкой у большой доли студентов, которые приходят в вуз «за дипломом» [8].
При изучении математики и технических дисциплин 60% опрошенных использует встроенный калькулятор на компьютере или мобильном устройстве, 10% опрошенных используют инженерный калькулятор, 13,3% пользуются небольшими программами, закачанными на мобильное устройство, специализированными математическими пакетами пользуются 10% респондентов, комбинацию всех вышеперечисленных средств используют 6,7% опрошенных.
Таким образом, цифровые вычислительные инструменты используются только в качестве калькулятора и прикладных программ-калькуляторов с расширенными возможностями на смартфоне, которые заменили собой инженерный калькулятор. С работой в таких специализированных пакетах программ с целью выполнения различных математических вычислений, как Microsoft Excel, MATLAB, Mathcad, WolframAlfa, знакомо небольшое число респондентов.
Таким образом, несмотря на активное вхождение Интернета в жизнь студентов, мы не наблюдаем активного запроса на новые медиа по математике: студенты традиционно готовятся к лекциям по математике, используя конспект, хотя половина опрошенных использует Интернет в качестве источника дополнительной информации. Невысок интерес к медийному контенту по истории математики и техники. Но отдельные студенты используют просмотр видеолекций для ознакомления с решением задач по высшей математике (как правило, те, которые пропускают учебные занятия). Тем не менее хотели бы видеть учебные видеоролики 50% опрошенных, 80% иногда смотрят видеообзоры, связанные с профессией. Можно заключить, что на обучающий медиаконтент запрос студентов сформирован, но дисциплины «математика» он касается в меньшей степени, что, вероятно, связано либо со спецификой предмета, либо с недостаточной распространенностью бесплатного качественного видеоматериала, а также с тем, что значимость курса математики в полной мере не осознается студентами младших курсов.
Тем не менее существуют прогнозы, что в ближайшее время произойдет рост объемов виртуального обучения и дистанционного образования, мы уже видим примеры массовых онлайн-курсов, лекториев и т. п. Образование переходит в новую фазу, где популяризация науки становится приоритетом. В ФГОС ВО вузам предлагают переходить к использованию новых методов и форм обучения, создавать учебники со встроенным медийным контентом, записывать видеолекции, проводить лектории.
Сделает ли данный медийный вектор шаг к новому интересному образованию, готовы ли мы меняться вместе с цифровым поколением будущего, есть ли у нас, преподавателей, на это время, ресурсы и компетенции? Более ли увлекателен онлайн-квест или видеоинструкция по решению примера по математике, или видеолекция, вебинар по сравнению с традиционными формами обучения математике? Будет ли новая образовательная среда более мотивирующей и развивающей для студента, более компетентностно ориентированной в части эффективности по сравнению с традиционным обучением? Не будет ли доминировать форма над содержанием и где взять время на создание «учебника будущего» и «медиа будущего» – на все эти вопросы, вероятно, придется ответить педагогам в ближайшее время. Возможно, цифровому поколению разобраться с этими проблемами станет легче, ведь это и есть цифровая реальность поколения Z, но для это придется подождать еще как минимум 5–10 лет. А пока современному преподавателю необходимо приобретать новые медиакомпетенции. На этом пути следует не потерять присущий нашему образованию академизм. Уже есть образцы лекториев и виртуальных дистанционных курсов по математике. Таким образом, информационно-компьютерная компетентность преподавателя становится еще более актуальной [9, 10]. Тем не менее видеолекции, как учебные, так и научно-популярные, – специальный жанр, который требует от ведущего новых медиакомпетенций. Тут важно всё: личность и знания лектора, его стиль изложения, способность увлечь обучающегося, текст, содержание, картинка, графика, форма подачи материала, демонстрационные материалы, использование интернет-сервисов, программ, монтаж и обработка, а также качество платформы, на которой будет реализовано обучение с применением медиа. По нашему мнению, для создания качественного медийного продукта в данный момент недостаточно усилий одного преподавателя математики; возможно, появятся специализированные курсы, интегрированные в обучение будущих преподавателей, или специализированные команды поддержки, ведь в вузах уже функционируют новые специальности, связанные с медиа. Необходим содержательный анализ существующего медийного обучающего контента с целью выявления тренда и предпочтений пользователей и выявления наиболее удачных форм с точки зрения методики преподавания, науки и анализа обучающего и образовательного медиа. Суперкачественный учебный контент для массового пользования (имеется в виду не стандартная запись традиционных лекций) на данном этапе могут создавать как профессиональные команды, так и отдельные профессионалы. Возможно, гуманитарные и естественнонаучные предметы обладают в этом плане большим зрелищным эффектом и потенциалом. Полагаем, что медийный контент по математике из-за специфики предмета (мы имеем в виду не отдельные интересные задачи, темы, персоналии, а стандартный курс высшей математики) создать значительно сложнее. Специалист, обладающий данными компетенциями, представляется преподавателем нового типа, являющимся одновременно медиажурналистом, режиссером-постановщиком, харизматичным преподавателем и математиком. Он также должен владеть программами, позволяющими смонтировать видео, создать электронные обучающие материалы, которые можно врезать в видео. Не следует отказываться от некоторых лучших журналистских приемов: структурированный текст, транзитивные подзаголовки, короткие абзацы, мультимедиа (фото, видео, коубы), интерактивные элементы (интерактивные ползунки, викторины, лонгриды) [11] и многое другое не будут лишними.
Следует заключить на основании проведенного опроса и мониторинга данной темы в Интернете, что активная трансформация традиций медиапотребления образовательного контента произойдет, когда станет взрослым поколение Z, пока же время медийной революции в российском образовании еще не наступило, хотя вектор уже обозначен, в чем можно убедиться, если заглянуть на видеохостинги и изучить развитие образовательных онлайн-платформ. Вопрос «Как новые медиа изменят образование будущего, в том числе математическое?» уже назрел.