Full text

Парадигмальные изменения в образовании, связанные с тем, что образовательные организации стали полноправными единицами рыночных отношений, а в учебном процессе утверждается принцип центрации на ученике, сопровождается развитием инновационных методов, включающих обучающихся в организации собственного обучения.

В федеральном Законе «Об образовании в РФ» закреплен принцип гуманизации, это детерминирует изменения всего образовательного процесса, признание креативной природы ребенка. Такая позиция связана с отказом от усвоения определенного объема знаний, как главной цели образования. «В современном образовании наблюдается недопонимание роли нравственных ценностей, в основе которых лежат законы природы и общества» [1, с. 361–365]. Следовательно, главной целью является ученик, развитие его мышления, воображения, где усвоением знаний является результатом его самостоятельной познавательной деятельности.

Проблема заключается в том, как обеспечить такую деятельность? Какие методы и организационные формы должен иметь традиционный урок?

Требуется новая дидактическая парадигма, которая будет отвечать современной цели, запросам общества, сочетанию универсальных и креативных навыков. В новой дидактике должны разумно сочетаться педагогическое сопровождение и самостоятельная инициатива учащихся. В современной дидактике (Б. С. Гершунский, В. М. Розин, В. И. Байденко, Н. А. Селезневой и др.) концептуальной основой является вариативность, которая реализуется в многообразии технологий обучения, интеграции содержательного и технологического компонентов образовательного процесса.

Научная задача нашего исследования состоит в анализе конкретных учебных ситуаций, связанных с использованием интерактивных методов, и изучении влияния этих методов на коммуникативные умения учащихся.

Для решения задачи мы определили несколько групп интерактивных методов, которые нами ранее излагались в работе о структуре дидактики [4, с. 1–5]. «В болонских реформах все настойчивее заявляет о себе… дидактический вектор» т. е. установка на повышение роли технологического и педагогического потенциалов академической культуры за счет усвоения современной дидактики [5, с. 304].

Современная дидактика рассматривает преподавание с позиции содействия учению.

В этом ключе мы организуем анализ конкретных ситуаций и учебной среды, которые структурировали по группам:

1)     использование интерактивных технологий в переподготовке педагогических кадров;

2)     изменение среды образовательной организации, создание условий для развития креативности;

3)     влияние условий и технологий обучения на коммуникативные умения обучающихся;

4)     разрешение противоречий между использованием интерактивных технологий и результатов, основанным на навыке (ЕГЭ);

5)     влияние рейтингов как институционного вида конкуренций, на использовании интерактивных методов;

6)     разрешение противоречия между новой дидактикой обучения и традиционной организационной формой образовательной организации.

В результате классификации фактов мы получили проблемное поле новой дидактики, которая ограничена предметом нашего исследования интерактивных методов. К сожалению, мы не нашли союзников в образовательных организациях для организации более полного исследования. Интересы учителей ограничены рамками своих предметов и их интересуют чаще практические подходы, нежели теоретические исследования.

Поэтому на первом этапе мы исследовали только одну проблему: влияния условий и технологий на коммуникативные умения учащихся средней школы.

В развитии теории и практики активного учения большую роль сыграли исследования, связанные с совершенствованием методов обучения. К ним следует отнести работы А. Н. Алексюка, И. Д. Зверева, В. И. Коротяева, И. Я. Лернера, М. М. Левиной, В. Н. Максимовой, М. И. Махмутова, И. Т. Огородникова, М. Н. Скаткина и других исследователей.

Значительный вклад в раскрытие проблемы в плане разработки принципов, методов и форм обучения внесли Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, И. Ф. Харламов и другие. Т.И.Шамова формулирует основное требование к организации активного учения следующим образом: эффективное усвоение знаков и способов деятельности предлагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [6, с. 38].

Существует огромное количество интерактивных методов: интерактивная экскурсия, использование кейс-технологий, проведение видеоконференций, круглый стол, мозговой штурм, дебаты, фокус-группа, деловые и ролевые игры, сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций), учебные групповые дискуссии, тренинги и др..

Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни.

Применение интерактивных методов отличается от традиционной системы обучения тем, что в группе происходит взаимное обучение ее участников. Они могут обмениваться личными навыками работы, пробовать новые приемы. С помощью интерактивных методов развиваются способности человека к учебе или овладению им любыми сложными видами деятельности [7, с. 124].

Таким образом, в современном мире появляется потребность не просто в обучении детей способам общения, но и в том, как их заинтересовать и добиться положительных результатов.

В ходе нашего исследования мы сделали анализ уровня сформированности коммуникативных умений подростков.

Исследование проводилось на базе МБОУ Лицей № 1 в г. Славянск-на-Кубани. В эксперименте участвовало 40 подростков 7-х классов.

Исследование продемонстрировало нам общую степень становления коммуникативных умений внутри коллектива.

Работа с испытуемыми проводилась в несколько этапов:

1 этап проведение лекции на тему «Что такое общение?»; Разговор был поделен на две части: сначала была вводная лекция об общении, а потом разговоры о том, какие трудности возникают у учеников в общении. Всем давалась возможность высказаться сообразно вопросам «Какие проблемы ты испытываешь в процессе донесения информации до собеседника?», «Чувствуешь ли ты трудности в общении?».

На 2 этапе использовали упражнения и игры, направленные на объединение коллектива испытуемых:

-          Любой испытуемый представлялся, называл имя и фамилию и говорил какие позитивные впечатления он получает, общаясь с кем-то.

-          Далее игры и упражнения на знакомство, где главным является открытость и доверии к соучастникам, желание заниматься совместной деятельностью, общаться и всячески взаимодействовать. Игра несет увеселительную и успокаивающую функции.

-          Следующие игры ориентированы на развитие внимания и интереса друг к другу. Сюда мы подключили игры «Джимми, Джимми, Джимми, упс». Водящий показывает пальцы, приговаривая фразу, указанную ранее. Другие соучастники обязаны повторить его жесты. Сущность игры содержится в том, что после такого водящий замирает в определенной позе. Выигрывает тот человек, который продемонстрирует перемещение. Традиционно соучастники сосредоточивают интерес лишь на звуковых сигналах и перемещениях рук и никак не обращают интереса на предстоящее перемещение водящего. «Крест-параллель». Все играющие садятся в круг и водящий, берет любой предмет и придумывает сочетание слов, состоящее из двух слов: «Крест» и «Параллель», их разрешено произносить в разном сочетании. Водящий говорит позу, в которой располагаться сам и позу любого человека в кругу. Играющие обязаны додуматься, в чем значение игры. Игра «Связь» похожа на игру «Испорченный телефонный аппарат» только играющим предлагается найти ассоциацию с называемым ему словом (прим. Фрукт – Яблоко – Красное) и так по кругу. До водящего доходит итог (он оказывается совсем не похожим на первоначально названое слово). Она ориентирована на формирование воображения, креативного мышления, на умение доносить информацию. Итогом считается анализирование результатов. Любой подросток говорит, что ему понравилось, а чего недостает

На 3 этапе включили в работу игры и упражнения нацеленные на искоренение трудностей и проблем в общении и на формирование коммуникативных умений. Сначала мы попросили молодых людей ответить на вопрос «Чего ты ожидаешь от нынешней встречи?».

Для дальнейшей игры мы попросили троих участников выйти из кабинета. Дальше, оставшимся участникам объяснили сущность этой игры. Мы впускаем в класс по очереди по 1 соучастнику и водящий читает ему текст, состоящий из 4–5 предложений (прим. Рядовая светская хроника), и данный соучастник обязан передать смысл этого текста другому и так дальше. В итоге ученик, который вошел последним, говорит всем оставшимся то, что осталось от начального теста. Данное упражнение увлекательно тем, что элементарную информацию, как оказалось, тяжко донести по слушателя, почти все подробности утрачиваются, и информация получает обычный, совсем тяжкий на восприятие вид. В тренинге также использовались игры «Повествование» и др.

После проведения тренинговых занятий с учащимися мы снова провели исследование.

Для исследования использовалась методика коммуникационных и организаторских способностей (К.О.С).

В первом тесте участвовало 40 учеников, во втором также – 40. Данные переносились в бальную систему от 1 до 5.

Таблица 1 

Результаты исследования коммуникативных и организаторских способностей

 

Коммуникативные способности

Организаторские способности

До

После

До

После

Кол-во чел.

Оценка

Кол-во чел.

Оценка

Кол-во чел.

Оценка

Кол-во чел.

Оценка

6

1

4

1

8

1

8

1

6

2

10

2

10

2

6

2

10

3

4

3

2

3

4

3

4

4

8

4

4

4

4

4

14

5

14

5

16

5

18

5

 

Полученные нами результаты, говорят о том, что в классе есть подростки с очень высоким, но и очень низким уровнем К.О.С., однако, учеников с высоким уровнем К.О.С. больше.

Это так называемая инициативная группа подростков участвующих в делах класса, являющихся инициаторами общих дел – это ученики участвующие в общешкольных мероприятиях.

Как видно на таблице, численность воспитанников с высочайшим уровнем К.О.С. остается практически постоянным. Изменяются итоги в лучшую сторону у средней категории (ота2 поа4 баллов), что показывает нам, что наша работа с группой подростков и игровые тренинги, в которые мы подключили всех воспитанников 7 класса позитивно воздействовали на формирование их коммуникативных возможностей. Во время тренинга мы попытались использовать всех, однако действительно более значительный упор делался на воспитанников с невысоким уровнем К.О.С., которые во время тренинга активно, и в том числе и нежданно для остальных обнаруживали собственные креативные и организаторские возможности. Это говорит о том, что на их поведение воздействует среда и для них важно признание сверстников. Поэтому, подключая таковых молодых людей в значимую для них активность (учеба либо общение) мы воздействовали на их уровень К.О.С.

Мы исследовали кроме этого невербальные коммуникации. Инструментом избран тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов». Данный тест, был включен в программу, потому что в игровых тренингах у нас были игры на невербальную коммуникацию, а в нашем разговоре, на тему общения, уделялось внимание языку мимики и жестов. Большая часть респондентов (35 человек) проявили обычный уровень, т. е. они не плохо интерпретируют язык мимики и жестов, однако не совсем могут применять получаемую информацию в жизни.

Два подростка 7 класса, оказались с низким признаком невербальной коммуникации, т. е. им тяжело верно оценивать людей, т.к. они никак не предают смысла жестам и мимике.

Исследуя коммуникативные умения мы использовали «Оценки коммуникативных умений», в котором принял участие целый класс оказались совсем неплохими.

Понятие «коммуникативные умения» включают в себя не только лишь оценку собеседника, определение его достойных и уязвимых сторон, но и умение определить дружескую атмосферу и взять в толк трудности собеседника.

Во время испытания 10 подростков – 10–40% – т. е. неплохой собеседник, но время от времени невнимателен.

5 учеников – 40–70% – отрицательная реакция на критику, чаще всего этот подросток пытается монополизировать разговор.

3 ученика – 70–100% – продемонстрировали крайне высокую степень раздражительности при общении, не умение слушать другого человека.

И только два ученика показали высокий уровень коммуникативных умений – 0–10% (табл. 2).

Таблица 2

Оценка коммуникативных умений

 

Оценка коммуникативных умений

0–10%

10–40%

40–70%

70–100%

В начале

2

10

5

3

в конце

2

14

2

2

 

Результаты, которые класс показал во время проведения игровых тренингов и беседы оказались позитивными. В некоторых категориях произошли изменения: на 4 человека стало больше во второй графе, и стало меньше испытуемых с низким уровнем коммуникативных способностей, что говорит о том, что наши беседы игры и тренинги дали положительные результаты в развитии коммуникативной культуры подростков 9 класса, и о том, что, некоторые ситуации в общении вызывают уже меньше недовольства и раздражения, что учащиеся стали более терпимо относиться друг к другу, понимая, что все они разные, и что у каждого есть индивидуальные особенности личностного развития.

«Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю. З. Гильбуха)» позволил определить уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

 

 

 

Сравнительная характеристика исследования уровня сформированности коммуникативных умений

 

Как можно видеть на графике наблюдается по многим показателям значительное улучшение. Увеличен признак по таким блокам как «реагирование на справедливую и несправедливую критику» – (40%) и «реагирование на задевающее поведение со стороны собеседника» – (40%), что дает представление о наименьшей вспыльчивости воспитанников. И невысокие характеристики сообразно пунктам «умение воспринимать сострадание и помощь» – (25%), и «реагирование на попытку вступить с ними в контакт» – (35%), показывающих, что класс умеет трудности в отношении доверия, тяжело сходятся с другими людьми.

В итоге нашей работы мы отметили улучшение данных характеристик. Так же, существенное повышение характеристик сообразно пунктам «умение показывать и воспринимать знаки внимания» – (65%), «умение обратиться с просьбой» – (40%) и «умение оказывать помощь» – (80%), говорит о том, что класс стал наиболее дружеским и общительным.

Данные работы показали потребность и рвение молодых людей к общению, самопознанию.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что интерактивные методы являются наиболее эффективным методом развития коммуникативных умений подростков. Они позволяет включить в работу всех участников. В ходе работы с применением интерактивных методов осуществляется обмен между участниками знаниями и проблемами, а также общий поиск оптимальных решений.

Несмотря на положительные результаты нашего эксперимента, мы не считаем возможным повсеместное использование тренинга в учебном процессе. Развитие этой формы обучения связано с рядами проблем, среди которых:

1)     недостаточное владение технологией мешают учителю организовать фундаментальное исследование, ограничиваясь поверхностным рассмотрением проблемы. Внешняя легкость подкупает, и учителя прибегают к использованию тренинга, не овладев технологией;

2)     тренинговая форма требует более длительной подготовки, чем традиционная, условий, изменений во времени. Рынок образовательных услуг предлагает большое количество тренингов, однако использование навыковых тренингов в учебном процессе не может быть продуктивным без достаточного осмысления изучаемой проблемы учителем;

3)     многие предполагаемые тренинги монетизированы и не нацелены на использование новых технологий в познавательной деятельности, а в учительской среде пока не организован обмен опытом, имеются лишь робкие оценки, которые не исчерпывают значения и возможностей этой технологии.

Полагаем, что развитие новой дидактики поможет найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с продуктивностью образования.