На современном этапе перспективы экономического роста и развития мировых держав определяются переходом этих стран к постиндустриальной экономике, являющейся главным элементом современного постиндустриального общества. Одним из первых исследователей постиндустриального общества был Д. Белл. В книге «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) он характеризует постиндустриальное общество как «общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой…» [1]. При этом самым важным является то, что внедрение нововведений во все большей степени зависит от теоретических знаний.
Другими словами, главным ресурсом постиндустриального общества, по Д. Беллу, признается научное знание, а господствующее положение отводится науке.
Постиндустриальная экономика - это тип экономики, при котором производство услуг преобладает над товарным производством, повышается значимость науки в производстве, усиливается роль теоретических знаний. В связи с этим становится очевидным, что развитие экономики становится невозможным без развития образования, лежащего в основе науки и всех теоретических знаний.
Базируясь на данных положениях, мы видим, что институт образования является одним из основных институтов, оказывающих влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на экономику.
Взаимосвязь между экономическим ростом и уровнем образования изучалась американскими учеными-экономистами Ричардом Истерлином и Артуром Мэддисоном. В результате исследований Р. Истерлина была установлена связь между распространением образования и началом экономического роста (на основе изучения различных стран мира в эпоху промышленной революции XIX века): после проведения образовательной реформы требовалось 25-30 лет, чтобы в той или иной стране начала заметно расти экономика. А. Мэддисон вывел зависимость, согласно которой увеличение ассигнований на образование на 1% ведет к увеличению валового внутреннего продукта страны на 0,35% [2] Влияние образования на экономический рост было исследовано и в странах ЕС; результаты показали, что увеличение уровня образования повышает макроэкономическую производительность, в частности, увеличение среднего образования на 1 год увеличивает производство продукции на душу населения на 6%; ежегодный прирост человеческого капитала на 1% в высшем образовании обеспечивает увеличение темпа роста ВВП на душу населения на 5,9% [3].
Подобные исследования были проведены и Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), которые показали, что повышение «образованности» общества на 1 академический год обеспечивает прирост экономики стран OECD на 5% в краткосрочной перспективе и на 2,5% – в долгосрочной [4].
Однако в то же время экономистами Аланом Крюгером и Микаэлом Линдалом был обнаружен следующий парадокс: образование оказывает благотворное влияние на экономику тех государств, где большая доля населения имеет низкий уровень грамотности. Только в этом случае образование является «мотором» экономического развития. Исходя из теории этих экономистов, в государствах же, которые можно отнести к категории «образованных», дальнейший рост уровня образования не приводит к автоматическому дальнейшему устойчивому росту экономики. Причина этого довольно проста: в связи с необходимостью дальнейшего повышения своего образовательного уровня людям, являющимся потенциальными «творцами», «генераторами» идей, требуется слишком много времени и сил на учебу. Рост числа образованных людей порождает еще одну проблему, с которой в настоящее время столкнулась и наша страна: очень многие выпускники ВУЗов обнаруживают, что полученные ими профессии не востребованы на рынке. Получается, что затраченные ими силы, время и деньги были потрачены впустую (если не принимать во внимание повышение общего культурного уровня).
Важным пунктом в изучении проблемы влияния образования на экономику является определение показателя, используемого для количественной оценки. При оценке качества образования используется такой показатель, как «Индекс уровня образования в странах мира» (Education Index), разработанный Организацией Объединенных Наций. Данный индекс оценивает уровень образования населения страны по двум показателям: индексу грамотности взрослого населения и индексу совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование. Согласно последним данным, лидером по уровню образования является Австралия (индекс 0,932). В десятку лидеров вошли Дания (0,924), Новая Зеландия (0,917), Ирландия и Норвегия (по 0,907), Нидерланды (0,894), Германия (0,893), США (0,889), Великобритания (0,885) и Канада (0,874). В данном рейтинге Россия занимает 32 место с индексом 0,806, обойдя таких представителей развитых стран, как Гонконг, Испания, Италия, Болгария, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бразилия, Турция, Китай и др. [5].
Для того, чтобы на современном этапе проследить взаимозависимость между уровнем образования и экономикой, сопоставим данные за 2016 год о размерах валового внутреннего продукта [6] в приведенных выше странах с уровнем образования в этих странах (табл.1)
Исходя из представленных данных видно, что функциональной зависимости между уровнем образования и ВВП на душу населения не прослеживается, что может быть объяснено парадоксом А. Крюгера и М. Линдала: все приведенные выше страны находятся на относительно высоком уровне развития всех сфер общественной жизни, большинство этих стран относятся к странам с постиндустриальной экономикой. Следовательно, положительного эффекта для экономики от высокого уровня образования не наблюдается. Однако это не означает, что влияние образования на экономику в странах постиндустриального экономического типа нет.
Таблица 1
Сравнение уровня образования и размеров ВВП на душу населения
в разных странах
Страна |
Место в рейтинге по уровню образования |
Индекс уровня образования |
Место в рейтинге по размерам ВВП на душу населения |
ВВП в $ на чел. |
Австралия |
1 |
0,932 |
13 |
49145 |
Дания |
2 |
0,924 |
9 |
53104 |
Новая Зеландия |
3 |
0,917 |
23 |
36254 |
Ирландия |
4-5 |
0,907 |
8 |
54464 |
Норвегия |
4-5 |
0,907 |
3 |
69712 |
Нидерланды |
6 |
0,894 |
14 |
44828 |
Германия |
7 |
0,893 |
19 |
41895 |
США |
8 |
0,889 |
6 |
57220 |
Великобритания |
9 |
0,885 |
18 |
42106 |
Канада |
10 |
0,874 |
21 |
40409 |
Россия |
32 |
0,806 |
73 |
7743 |
Источники: Список стран по ВВП на душу населения 2016 [6]
Education index [5]
Обратим внимание на то, что в подавляющем большинстве развитых стран, осуществивших переход к постиндустриальному обществу, экономика основана на рыночных механизмах. В связи с этим рассмотрим образование как систему, непосредственно функционирующую в качестве субъекта экономических отношений. Образование стало товаром, предметом купли-продажи. На рынке рабочей силы покупается не сотрудник, а его квалификация, знания и умения. Кроме этого косвенного вклада в экономические отношения на данном этапе развития экономики образовательные услуги являются полноценным товаром: помимо учреждений высшего образования, предоставляющих платные образовательные услуги, свою деятельность за определенную плату осуществляют репетиторы, образовательные центры для подготовки школьников и дошкольников, сами школы, лицеи, гимназии. Образование – это услуга, которая в условиях постиндустриальной экономики – главный товар. Образование покупают, образование продают. Из этого следует, что образование прямо влияет на формирование ВВП страны с точки зрения получаемых доходов.
Кроме этого, сфера образования испытывает колоссальное экономическое влияние со стороны государства. Образование нуждается в государственной материальной поддержке, оказываемой в виде заработных плат преподавателей, грантов ученикам, бюджетных мест в ВУЗах, стипендий. Здесь прослеживается следующая взаимосвязь: государство, получая от образовательных учреждений как прямой, так и косвенный экономический вклад в развитие экономики, несет расходы по организации и поддержке образовательного процесса в стране.
В ходе исследования данной проблемы, нами был проведен интернет-опрос 250 студентов 1-4 курса педагогических и экономических университетов России. Респондентам была предложена анкета с целью выявить отношение студентов к качеству современного образования и его основным тенденциям в условиях постиндустриального общества. В результате опроса было обнаружено, что половина опрошенных студентов считает, что общий уровень образования в России является средним, причем 22% опрошенных оценивают его как уровень ниже среднего, а 17% - как уровень выше среднего. Главными недостатками в современном образовании студенты считают отсутствие мотивации и заинтересованности в обучении, а также резкое увеличение числа платных образовательных услуг и низкий уровень заинтересованности в работе и квалификации самих педагогов. Кроме того, студенты отметили важность такой проблемы, как отсутствие практической направленности образования. Наименьшую важность опрошенные придают проблеме материально-технической обеспеченности образовательных организаций. Это может быть связано с тем, что опрос проводился среди студентов не технических, а экономических и педагогических ВУЗов.
Рассмотрим некоторые из приведенных выше проблем более детально. Коммерциализация образования для государства имеет положительные стороны с экономической точки зрения: сокращаются расходы на образование, увеличиваются налоговые поступления. Однако данный процесс имеет существенный минус, связанный с появлением неравенства граждан при его получении: более способные и талантливые дети могут не иметь доступа к образованию из-за материального положения родителей, и, наоборот, дети, не имеющие ни склонностей, ни желания, получают образование высокого уровня благодаря финансовой поддержке родителей. Хотя очевидно, что результаты вклада таких «специалистов» в дальнейшее успешное развитие экономики весьма сомнительны.
В условиях рыночной экономики отказаться полностью от коммерциализации образования не представляется возможным. Предоставление образовательными организациями платных образовательных услуг законно, так как в соответствии с п. 4 ст. 50 Закона «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. В свою очередь, муниципальные образовательные учреждения согласно п. 1 ст. 45 названного закона также имеют право оказывать данные услуги. При более подробном рассмотрении данные услуги можно поделить на несколько типов: 1) изучение специальных дисциплин сверх программы, предусмотренной учебным планом; 2) репетиторство с обучающимся другого образовательного учреждения; 3) курсы, кружки; 4) факультативы, студии, группы, школы по приобщению детей к искусству; 5) группы для специального обучения детей с отклонениями в развитии.
Кроме того, в Законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение, даже реализуя широкий спектр платных услуг, не может осуществлять деятельность, противоречащую своему уставу. В уставе образовательных учреждений в обязательном порядке должны быть прописаны перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. Платные образовательные услуги не должны замещать или же становиться конкурентами для бесплатных. Платное образование должно дополнять, расширять то, что дает ученикам бесплатное образование без снижения качества бесплатных образовательных услуг.
Проблему заинтересованности учеников в образовательном процессе можно решить, используя опыт зарубежных государств. Во многих странах мира образованию уделяется огромное значение. Например, в столице Катара, Дохе, ежегодно проводится Всемирный саммит по инновациям в сфере образования [7]. Помимо самих образовательных инноваций на саммите обсуждаются вопросы взаимосвязи образования с другими сферами жизни общества, в том числе и с экономикой. Сам Катар для других мировых держав является примером успешного внедрения и использования инноваций в образовательном процессе. Так, на саммите в 2016 году в центре внимания оказался проект, заключающийся в отказе от традиционных методов преподавания для привития интереса к предметам НТИМ (науке, технологии, инженерному делу и математике). Проект был запущен в 2007 году в рамках государственной стратегии развития Катара, направленной на содействие инновациям и создание экономики, основанной на знаниях. Проект, который состоит из нескольких этапов, разработан учёными Катарского университета, использующими свой опыт для развития у старшеклассников способностей к исследовательской работе. Кроме того, Катар, как и Россия, в большой степени зависит от добычи нефти. В связи с этим особый интерес для нашей страны представляет то, как это государство распоряжается доходами, полученными от продажи нефти – большую часть получаемых от продажи нефти ресурсов они «перекачивают» в образование.
В настоящее время мы все чаще слышим упреки в адрес отечественной системы образования, заключающиеся как в неудовлетворенности самих обучающихся учебным процессом, так и в недовольстве педагогов. Образование чаще всего рассматривается с позиции интереса личности, необходимости обеспечения исторической преемственности поколений, развития культуры, воспитания гражданина, подготовки кадров и т.д. Разумеется, все это является важной составляющей образовательного процесса и играет большую роль для развития России. Вместе с тем влияние образования на экономику страны анализируется недостаточно. Нельзя не обратить внимание на проблемы, имеющиеся в современной экономике России: низкие темпы экономического роста, зависимость от сырьевого экспорта, низкий уровень внутренних и внешних инвестиций, проблему реиндустриализации.
В ходе опроса студенты также ответили на вопрос о том, какие экономические проблемы могут быть решены путем реформирования образовательной системы. Более половины опрошенных (52%) считают, что с помощью изменений в образовании станет возможным преодоление проблемы отсутствия квалифицированных и мотивированных работников. Решение проблемы внедрения новых технологий в производство из-за низкого уровня подготовки персонала многие респонденты (29%) также считают в большой степени зависящим от состояния образовательной системы. Проблемы низких темпов экономического роста и сырьевого характера экономики отметило 13% и 6% соответственно.
Говоря об особенностях образования в постиндустриальном обществе нельзя не заметить существующие недостатки самой концепции постиндустриализации как для зарубежных государств, так и для России. Ошибочность представления о том, что постиндустриальные страны должны сосредоточиться на развитии сферы услуг и инноваций, в первую очередь финансовых, а изготовлением конечного потребительского продукта должны заниматься развивающие страны, была показана мировым финансовым кризисом 2008-2009 гг. Однако в настоящее время имеет место развитие новой тенденции постиндустриального общества – реиндустриализации экономики, заключающейся в возвращении зарубежными государствами на свою территорию производств для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Развитые страны видят перспективы своего развития в обновлении сфер энергетики, транспортных, информационных и телекоммуникационных систем, здравоохранения и охраны окружающей среды. В отечественной экономике реиндустриализация заключается в возрождении промышленности и сельского хозяйства. О необходимости этого процесса для успешного функционирования экономики заявляют многие отечественные ученые, экономисты и политики (А. А. Акаев, К. А. Бабкин, В.П. Оболенский, Е. М. Примаков). По мнению В. П. Оболенского (доктора экономических наук, заведующего Центром внешнеэкономических исследований Института экономики РАН), для реиндустриализации в России первоочередное внимание должно быть уделено инвестиционному машиностроению и инфраструктуре, в первую очередь за Уралом, для стимулирования притока иностранных и отечественных инвестиций, при этом необходимо активизировать привлечение в страну зарубежных технологий, сохраняя и поддерживая воспроизводство собственных научных разработок [8]. Таким образом, очевидно, что даже при имеющихся новых тенденциях в экономике постиндустриального общества необходимым условием остается развитие сферы образования.
В России в соответствии с концепцией постиндустриальной экономики, наращивая подготовку, например, юристов, экономистов, управленцев, сократив выпуск инженеров, недооценили необходимость подготовки квалифицированных рабочих. К тому же из-за слабости материальной базы снизилось качество подготовки специалистов и рабочих технического направления, что не позволяет производству осваивать современные технологии. Проводимая государственная политика свидетельствует о недооценке истинной роли образования в экономическом и социальном развитии страны. Обсуждение проектов концепции реформирования системы образования по существу сводится к поискам путей экономии бюджетных средств за счет сокращения расходов на образование: за 2015 год доля расходов на образование составила 3,81%, за 2016 г. – 3,46%, за 2017 г. – 3,30%.
В конце проведенного опроса студентам предлагалось ответить на простой вопрос: «Планируете ли Вы после окончания ВУЗа работать по специальности?». 62% опрошенных ответили: «Нет», причем подавляющее большинство студентов, давших отрицательный ответ – это студенты педагогических университетов. У молодых людей нет заинтересованности в том, чтобы становиться преподавателями и учителями, чаще всего эту специальность выбирают от безысходности – здесь наибольшее количество бюджетных мест, здесь самые низкие проходные баллы. Как мы можем говорить о развитии образования, когда будущие педагоги не хотят работать по специальности?
Взгляд на образование необходимо изменить. Образование – объект перспективных и чрезвычайно важных инвестиций, состояние и эффективность работы которого определит в ближайшее десятилетие облик государства (его экономический и производственный потенциал, обороноспособность, жизненный уровень граждан, международный статус). Интересен исторический опыт в отношении исследования взаимосвязи экономики и образования в России, который может послужить отличным образцом для реформирования современной системы образования: изучая созданные в 60-х годах XIX века земские школы, ведущие российские экономисты В.П. Вахтеров, А.И. Чупров, И.И. Янжул выявили прямую взаимосвязь между уровнем развития народного образования и экономическими успехами страны. Тогда в России был создан уникальный тип начальной общественной школы, разработана школьная сеть с учетом специфики огромной многонациональной страны. Успехи реформы были налицо: к началу XX века по темпам экономического развития Россия существенно обогнала ведущие европейские государства, незначительно уступая лишь Канаде и США [9].
Таким образом, можно говорить не только об определенной роли образования в развитии экономики страны, но и о необходимости опережающего развития, реформирования системы образования в целом. Его переориентация на современные условия, диктуемые постиндустриальным обществом, изменение «престижности» профессии педагога, учет исторического и зарубежного опыта, их адаптация к современным национальным реалиям помогут достичь высокого уровня экономического развития страны.