Каждый урок русского языка должен быть направлен на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности, то есть определенного уровня грамматических знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять работу с текстом в письменном и устном виде, эффективно общаться. Помочь в работе с лексикой, тренировке памяти, коррекции внимания и анализа основных идей текста, актуализации знаний по работе с текстом могут электронные ресурсы, например “Glogster” (электронный плакат), “Word cloud” («облако слов»), “QR-код” (код), инфографика, интеллект-карта.
Цель статьи – раскрыть понятие «облако слов» в методике обучения русскому языку как неродному и предложить дидактические задания на разных этапах урока для коррекции навыков чтения в контексте коммуникативного метода преподавания русского языка как неродного. Ведущим подходом к исследованию проблемы выступает деятельностно-компетентностный подход. Методологию исследования составляет анализ методов активного и интерактивного обучения русскому языку как неродному зарубежных и отечественных авторов. В экспериментальной части нашего исследования было осуществлено обучение на основе внедрения технологии «смешанного обучения», которая позволяет сочетать работу в классе и электронное обучение в необходимой пропорции. Анализ работ учащихся в классе и самостоятельных работ позволил сделать вывод, что внедрение «смешанного обучения» в аспекте применения метода «облако слов» позволяет закрепить, актуализировать и скорректировать знания в области лексики, а также помогает индивидуализировать работу учащихся, имеющих разный уровень знаний по предмету. «Облако слов» позволяет включить в работу визуальный аспект, который оптимизирует восприятие информации, самостоятельное закрепление и повторение.
Тема исследования затрагивает три важных аспекта:
- Применение активных и интерактивных методов обучения. Анализ теоретической методической литературы по данной проблеме убеждает, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий, в которых обучающиеся занимают активную позицию. А. Вербицкий [1] указывает на переход от алгоритмизации к поиску, М. Новик говорит о длительности вовлеченности обучающегося в процесс обучения, принудительной активизации мышления при таком процессе и необходимости самостоятельной творческой выработки решений. По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В. В. Давыдов, Д. Г. Левитес, В. В. Репкин, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.) [2], эффективность использования того или иного развивающего метода во многом обусловлена позицией учителя.
- Применение визуальных методов в обучении. Проблемами методологии наглядности и визуализации учебной информации занимались классики мировой и отечественной дидактики: Я. А. Коменский, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов [3]. Вопросы проектирования визуально-информационной модели рассмотрены в педагогических трудах С. В. Арановой, А. А. Вербицкого, М. К. Мамардашвили [4] и теоретика визуальных исследований Дж. Митчелла [5]. Проблемы рассмотрения способа информатизации и визуализации изучались такими учеными, как Д. Желязны [6], В. Лаптев [7], Д. Ланков, Э. Тафти [8] и другие.
При визуализации учебного материала наглядные образы сокращают цепи словесных рассуждений, уплотняя информацию.
- Применение коммуникативного метода в обучении русскому языку. Огромный вклад в развитие метода в России был сделан Е. И. Пассовым [9]. В своих трудах он обосновал и описал признаки метода. А также труды ученых А. Н. Леонтьева [10], И. А. Зимней [11] по деятельностному подходу послужили основой для формирования коммуникативной направленности в РКИ. За рубежом Розамонд Митчел [12] считает, что этот метод не строго структурирован, а является набором практических рекомендаций.
«Облако слов», или взвешенный список, – это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.).
Работа с «облаком слов» подразумевает под собой выбор образов, шрифтов, цветов.
Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком является чтение, то этот прием поможет рационализировать учебную деятельность, научит систематизации работы с текстом.
Основой составления облака слов является подбор ключевых слов и сочетаний по теме или тексту. Это один из этапов чтения.
Не надо путать теги при работе с электронными текстами и ключевые слова. Теги создаются по частотности употребления тех или иных слов и выражений в тексте. При отборе ключевых слов в основе лежат принципы не частотности, а смысла. Следовательно, «облако слов» лучше всего создавать «вручную», сознательно выбирая ключевые слова.
В процессе обучения можно использовать как авторские «облака», так и «облака», созданные учениками на уроке или в качестве домашнего задания.
Приведем примеры работы с «облаками слов» на уроках русского языка в 9‑м классе (на примере уровневого учебника для общеобразовательной школы с нерусским языком обучения В1: Аульбекова Г. Д., Кабдулова К. Л., Аульбеков Б. Д., Сырымбетова А. Б. Русский язык и литература. Алматы, 2018).
- Тема урока «Наука и культура».
Задание: предложено «облако слов». Необходимо слова в «облаке» разбить на пары «прилагательное + существительное» (см. рис. 1).
- Работа с текстом Абая «Семнадцатое слово».
Задание: подготовить пересказ «Семнадцатого слова» Абая, используя слова из «облака» (см. рис. 2).
- Тема «Наука и культура».
Задание: изучить ключевые слова «облака» и найти те, которые относятся к теме урока (см. рис. 3).
Рис. 1. «Облако» к теме «Наука и культура»
Рис. 2. «Облака слов» к теме «Семнадцатое слово» Абая
Рис. 3. Тема «Наука и культура»
На этом этапе можно осуществить первичное закрепление лексики занятий.
- Работа с текстом. Стихотворение Владимира Гундарева.
Задание: перед вами «облако слов» по стихотворению Владимира Гундарева «На земле Абая». Выписать все знакомые вам части речи. Слов какой части речи вы нашли больше? (рис. 4).
Рис. 4. Тема «На земле Абая» В. Гундарева
- Тема «Наука и культура». Грамматическая работа.
Задание: рассмотреть «облако слов». Какие части речи в нем представлены? Дополнить «облако», образовав простую сравнительную степень прилагательного (рис. 5).
Рис. 5. Тема «Наука и культура»
- Тема «Обыкновенная земля». Предтекстовая работа.
Задание: показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста (предтекстовая работа), и попросить догадаться о его содержании (см. рис. 6).
Рис. 6. Тема «Обыкновенная земля»
Учитель зачитывает текст: «Проявление бескорыстия сравнивают с проявлением внутренней свободы человека, где совершаются действия не ради расчетливости и не в угоду великой идее или цели.
Бескорыстие как качество личности отображает высшие человеческие ценности. Бескорыстие проявляется добром в отношении людей, отсутствием личных выгод.
Часто люди обманывают себя, считая свои поступки бескорыстными. Они делают это, чтобы казаться лучше, чем они есть на самом деле.
Любовь и дружба бескорыстие подразумевают как неотъемлемую часть построение подобных отношений. Это может выглядеть как необдуманные поступки, но направленные на благо и защиту другого.
Находясь на уровне высокого духовного развития, бескорыстие не затрагивает материальные сферы, располагаясь в душе. На этом уровне испытываемое счастье от совершенного бескорыстного поступка затмевает по своим ощущениям любые физические удовольствия, поскольку представляет собой более качественное и тонкое наполнение всего человеческого существа.
Бескорыстие – это способ существования в мире, где собственная жизнь принадлежит не столько личности, сколько людям, друзьям, Родине».
Задание: проверьте себя!
- Тема «Обыкновенная земля», работа с текстом К. Паустовского «Бескорыстие».
Задание: прочитать текст. Восстановить текст с пропусками по предложенному облаку слов (см. рис. 7).
Можно еще много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край очень богат ______ и торфом, сеном и картофелем, молоком и____. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы ____свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего_____!
Не только за это мы любим _____. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас _____. Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень ____, постепенно.
На первый взгляд – это тихая и ____ земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до ____ в сердце, начинаешь любить эту _____ землю. И если придется ______свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот ____ земли, научивший меня видеть и понимать ______, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый ____, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается _____ любовь.
Рис. 7. Тема «Обыкновенная земля»
- По окончании изучения темы совместно с учащимися набросать ключевые слова по теме «Конфликт». Оформить в «облако слов». В начале следующей темы актуализировать ранее изученный материал (рис. 8).
Рис. 8. Тема «Конфликт»
- Тема «Счастье рядом». Работаем с синтаксисом.
Задание: составьте все возможные простые и сложные предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное) по «облаку слов» (рис. 9).
Рис. 9. Тема «Счастье рядом»
- В качестве домашнего задания или самостоятельной работы к любой теме можно предложить:
- Попросить учеников создать «облако слов» по изученным темам «Культура», «Природные ресурсы», «Человек и природа», «Наука», проанализировав рабочие и учебные записи.
Сервисов для создания облаков много: http://www.tagxedo.com, http://wordcloud.pro/ru https://wordart.com, https://worditout.com.
Например, Word It Out – программа, в которой можно создать «облако слов» на русском языке. Можно выбирать, как в генерируемом «облаке» будет представлен текст: наиболее часто встречающиеся слова имеют другой цвет и размер шрифта. Фон, цвет и размер легко меняются.
Процесс создания таких облаков может по-настоящему увлечь. А параллельно достигается основная цель обучения: запоминание слов, установка ассоциативных и логических связей.
- Послушать устные выступления своих одноклассников и записать их ассоциации на заданную тему (тему урока). Получившееся «облако» можно попросить дополнить своими ключевыми ассоциациями. Этот материал можно использовать на этапе закрепления материала или итогового контроля.
- Прочитать текст по теме и представить его в виде «облака». Поработать в паре: обменяться «облаками» и попробовать пересказать текст по «облаку» одноклассника.
- Используя информацию «облака», написать небольшое эссе, рецензию, ответить на вопросы.
Независимо от места деятельности по созданию «облака» в системе работы над грамматикой, синтаксисом или терминологией, она имеет следующие этапы:
- выбор ключевого термина, опорной точки;
- определение образа, с которым оно ассоциируется;
- наполнение его содержанием (ключевыми словами);
- создание «облака» в любой онлайн-системе;
- презентация полученных результатов; их оценка.
Результаты применения «облака слов» на занятиях показали, что этот метод можно применять при изучении нового материала, в процессе коррекции и закрепления, при организации контроля и в процессе организации самостоятельной работы учеников.
Представленный список упражнений далеко не полон, возможны вариации и дополнения. Такие упражнения позволяют индивидуализировать работу учащихся, оптимизировать восприятие информации, активизировать самостоятельное повторение.
Визуализация терминов, грамматических и синтаксических форм, ключевых слов, критическое осмысление определений, опора на образы и ассоциации, развитие терминологической культуры и творческого мышления определяют преимущества использования «облака слов» при работе с лексикой и грамматикой русского языка в казахстанских школах.