В современных условиях серьезные психоэмоциональные перегрузки значительно актуализируют проблему стресса и психологической адаптации, поскольку при их длительном воздействии появляются разнообразные поведенческие нарушения, социально-психологическая дезадаптация, снижение мотивированности к труду, личностная и профессиональная деградация, проблемы в личной жизни и трудовой деятельности. В результате ухудшается здоровье работников и психологический климат в коллективах, возникают конфликты, возрастает текучесть кадров, снижается эффективность деятельности организации. Ученые считают, что наступил период, когда стресс, способствуя развитию большинства заболеваний, действительно стал «проблемой выживания человечества» [1].
Стресс нельзя увидеть. У человека он проявляется напряженностью, возникающей под влиянием внешних воздействий. Если какой-либо раздражитель (обычно это какое-то из ряда вон выходящее событие, которое субъект начинает внутренне оценивать и последствия которого предполагаются негативными) приводит организм в состояние повышенного напряжения, то возникает стресс. Стресс представляет собой состояние повышенного напряжения организма, вызываемое каким-либо раздражителем, а также рассматривается как неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование.
Таким образом, с одной стороны, стресс − особое нервное состояние человека, появляющееся при существенном отличии в его восприятии окружающей действительности от ожиданий, что вызывает неприятные ощущения, а их затянувшееся переживание (воспоминание и продолженное в воображении переосмысление) становится причиной нервно-психических расстройств. С другой стороны, стресс − психологический процесс приспособления организма к данному состоянию, способствующий его самосохранению [2].
Выделяют три стадии развития стресса:
- Стадия напряжения (появление ощущения опасности, осознания травмирующих факторов при невозможности их устранения, чувства безысходности, тревоги).
- Стадия сопротивления (возникновение неадекватного эмоционального реагирования: черствость, равнодушие, экономия эмоций на работе и дома; снижение сложности при выполнении профессиональных обязанностей).
- Стадия истощения (появление ощущения эмоциональной отстраненности и безразличия, работа в «автоматическом режиме», полная или частичная утрата интереса к людям, неспособность сопереживать и помогать, болезненные ощущения в организме, бессонница, страх).
Во время стресса организм мобилизуется для сопротивления, но как только сила действия стресса превысит возможности организма сопротивляться, наступает истощение.
Выбор действий человека зависит от его личных качеств, сложившейся ситуации, имеющихся ресурсов, реальной возможности что-то сделать, поддержки окружающих. Считается, что более эффективно в краткосрочном периоде дать выход эмоциям (гневу, тревоге и др.) и решить проблему в долгосрочном. Если ситуация преодолевается быстро и успешно, то ее негативные последствия будут незначительными, а в случае неудачи наступает болезнь (иногда смерть). Уверенные в своих силах и способные изменить положение дел люди обычно справляются с неприятностями лучше [3].
По причине возникновения выделяют физиологический стресс, появляющийся вследствие накопления критической массы усталости или иных воздействий на организм человека (вредные излучения, громкие звуки, отравление алкоголем и т. п.), и психологический, который делят на эмоциональный − при переживаниях человека в ситуациях угрозы, опасности, неожиданной радости – и информационный, связанный с избытком или недостатком информации.
Структура механизма развития стресса включает в себя четыре основных элемента:
1) внешнее воздействие (отрицательное или положительное);
2) состояние напряженности (возникает под влиянием внешнего воздействия);
3) активное действие (реакция на внешнее воздействие);
4) расслабление (или релаксация) [4].
Максимальное напряжение человеческого организма − это стресс, а радикально противоположное ему состояние − полное расслабление или релаксация. Стресс и релаксация не поддаются визуальному наблюдению. Чтобы отследить реакцию организма на стресс, измеряют температуру рук и активность потовых желез кожи, а оценить можно только последствия стресса (изменения в мышцах, составе крови, характере реакций и т. д.).
И если в трудовой деятельности конфликты и сбои нежелательны, то стрессы полезны, и справедливость этого подтверждает следующий пример. При переходе проезжей части человек вдруг видит, как из-за угла на огромной скорости движется автомобиль. Резко отскакивая в сторону, он остается невредимым, естественно, испытывая при этом стресс, который позволил ему уцелеть и, возможно, спас жизнь. Следовательно, стресс − важный элемент механизма выживания человека, сформированный в процессе эволюции для обеспечения сохранения биологического вида.
В настоящее время к стрессам в основном относятся негативно. Развитие общества существенно изменило условия жизнедеятельности человека, и если механизм стресса действовал безотказно и в полной мере в первобытных условиях, то современная жизнь его существенно ограничивает. Когда первобытный человек испытывал внешнее воздействие, например, замечал приближающегося к нему хищника, организм переходил в состояние повышенного тонуса. Далее для сохранения жизни человек совершал какие-либо действия, и если понимал, что опасность миновала, то организм расслаблялся естественным образом, переходя в состояние релаксации. В современном мире механизм стресса не всегда может быть реализован полностью. Например, человек решил поспать, придя домой после ночной смены, а у соседа слишком громко играет музыка. На практике не каждый может воплотить в реальность естественно возникающее желание высказать соседу все, что он о нем сейчас думает. Человек сдерживает себя и терпит неудобство либо вежливо просит снизить громкость. В данном примере имеется внешнее воздействие (первый элемент стресса) и состояние напряжения (второй элемент), но из-за необходимости соблюдения правил и норм поведения блокируются третий и четвертый элементы (не совершая активных действий, человек не имеет возможности быстро расслабиться) [5].
Стресс − это напряжение (физическое, физиологическое и эмоционально-психологическое), которое направляет усилия человека на достижение целей. Небольшая стрессовая активация, обеспечивая защитную мобилизацию организма, улучшает субъективное «качество жизни». А поскольку стресс способствует мобилизации ресурсов организма в кратчайший срок и дает возможность их максимально использовать, то руководители в необходимых случаях могут применять его преимущества для повышения производительности и качества труда подчиненных.
Если отрицательные внешние воздействия присутствуют в жизни человека в течение длительного промежутка времени, то в организме возникает хроническое состояние напряжения − дистресс. Так, по мере нарастания стресс становится чрезмерным, а следовательно, вредным и даже опасным для организма, переходя в дистресс − перенапряжение, которое снижает жизненную активность, дезорганизует человека и приводит к последующим негативным последствиям (замедление реакции организма на воздействие факторов внешней среды, нарушение нормального хода мыслительных и нервных процессов, различные заболевания и др.).
Но проблема заключается в том, что уровень напряжения, приемлемый для одного человека, оказывается непереносимым для другого. Ганс Селье отмечал, что «разным людям требуются для счастья различные степени стресса», стресс «связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает». С профессиональной деятельностью связано большинство причин, по которым происходит дистресс [6].
Основные источники стрессовых ситуаций:
- Особенности профессиональной деятельности (плохая организация, недогрузки и перегрузки, отсутствие требуемых перерывов, постоянный дефицит времени, повышенный уровень ответственности, однообразие, монотонность, психологическая напряженность и т. п.).
- Положение в организации (высокое часто связано со значительными перегрузками, как нервными, так и физическими; низкое − с невозможностью реализовать себя, неудовлетворительными условиями труда, низкой заработной платой и престижностью и т. д.).
- Конфликты, неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, плохие отношения с руководством (например, если работник не получает от руководителя всего того, что, по его мнению, необходимо для выполнения профессиональной деятельности).
- Проблемы согласования трудовых и семейных обязанностей.
- Неспособность самостоятельно справляться с проблемами.
- Неумение контролировать эмоции.
- Неблагоприятные бытовые условия.
Чаще всего одновременно действуют несколько факторов [7].
Кратко рассмотрим еще некоторые причины, способствующие развитию стресса.
Ученые выявили, что психическое состояние человека (относительно стойкое душевное явление, повышающее или понижающее активность личности в конкретной обстановке) зависит от условий его жизнедеятельности и при изменении условий может существенно меняться. Уже достаточно хорошо изучены особенности психического состояния человека в экстремальных и ответственных ситуациях, при нахождении человека в толпе (паника, массовый психоз) и пр.
Процесс адаптации человека в организации всегда сопровождается стрессом, причинами которого являются отсутствие необходимых для профессиональной деятельности знаний и умений, навыков коммуникации и командной работы, стиль деятельности работника, влияющий на результат.
Индивидуальный стиль деятельности − обусловленная личными качествами человека устойчивая система приемов и способов деятельности, которая является средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Стиль деятельности базируется на свойствах нервной системы, которые проявляются в традиционных для человека видах деятельности [8].
Адекватный для работника стиль деятельности связан с индивидуально-типологическими особенностями его личности, проявляющимися в познавательных процессах, действиях, общении, и содержит типичные для него приемы работы. Естественно, что требования определенного вида деятельности не могут совпадать с индивидуальными особенностями работника. Наиболее сложная ситуация возникает при явном несовпадении стиля деятельности работника со стилем деятельности, принятым в организации, поэтому так важно вызвать у новичка желание совершенствовать собственный индивидуальный стиль деятельности. Личность, проявляя полезные для деятельности свойства, старается компенсировать качества, негативно влияющие на результат. В итоге со временем формируется оптимальный вариант индивидуального стиля деятельности, присущий конкретному работнику [9].
Недостаточно эффективная система мотивации персонала в организации служит причиной появления различных конфликтов. Когда требования организации не совпадают с личностными потребностями работника или из-за нарушения принципа единоначалия к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу результатов его работы, возникает внутриличностный конфликт. Его причиной также может быть рабочая перегрузка или недогрузка. Психологическое столкновение людей с разными взглядами порождает наиболее распространенный тип конфликта − межличностный (между работниками или работником и руководителем), проявляющийся в виде борьбы людей за ограниченные ресурсы, статус, место в управленческой иерархии и другое или как столкновение между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями. Как правило, истинная причина 75–80% межличностных конфликтов − материальные интересы людей, но внешне это часто проявляется как несовпадение взглядов, характеров или моральных ценностей. Если интересы и позиции личности не совпадают с интересами группы, то возможны конфликты между личностью и группой, обусловленные несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения [10]. Независимо от типа конфликты всегда являются источниками стрессовых ситуаций.
На скорость возникновения и глубину стресса значительно влияют индивидуально-психологические особенности личности, в частности тревожность − склонность к переживанию состояния тревоги.
Уровень тревожности − это индивидуальная чувствительность к стрессу, характеризующая склонность в той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх или опасение. Определить уровень тревожности можно, например, при помощи шкалы самооценки Спилберга [11].
Дискомфорт в эмоциональном состоянии, различные страхи (оценивания, потери контроля, неудачи и др.) и повышенная тревожность способствуют формированию у личности психологической субъективной защиты в виде прокрастинации [12]. Прокрастинация – склонность откладывать даже важные и срочные дела, сосредотачиваясь на менее срочных, более приятных и простых действиях. Например, человек, осознавая необходимость выполнения должностных обязанностей, отвлекает свое внимание на бытовые мелочи или развлечения. Прокрастинация отличается от лени (нежелания действовать). Прокрастинация может ограничить потенциал, препятствовать командной работе, снизить работоспособность и эффективность деятельности.
Понятие «стресс» обычно применяют для описания особенностей состояния индивида в условиях воздействия экстремальных факторов на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Но стрессогенными факторами могут стать не только явно вредные физические или психологические воздействия, но и предельные, крайне выраженные значения тех элементов ситуации, которые в средних значениях комфортны для человека. Сегодня наиболее значимы не физические неблагоприятные факторы, а чаще социально-психологические: монотония, изоляция и одиночество, риск, опасность, дефицит времени, неожиданность, неопределенность ситуации, необходимость быстрого переключения внимания, принятия ответственных решений при ограничениях во времени и многие другие. Ситуации, в которых человек теряет возможность удовлетворять основные социальные или физиологические потребности, становятся стрессогенными. Это ведет к состоянию напряженности, резкому повышению требований к механизмам психической адаптации и в случае их частичной или полной несостоятельности − к различным социальным конфликтам, дезадаптации в профессиональной и социальной жизни, тяжелым заболеваниям, снижению эффективности деятельности [13].
Человек, совершая поступки, может рассматриваться другими людьми как источник неопределенности. Усредненный вариант поведения человека, сочетающий его естественные желания и действия с нормами социума, представляет собой поведенческий сценарий. В условиях ограничения определенными правилами и нормами этикета у людей формируются типовые поведенческие сценарии. Но в реальности мы не всегда получаем ожидаемую реакцию окружающих на наши поступки. Защитные сценарии появляются на подсознательном уровне. Они дают возможность увидеть слабые стороны человека, понять, в каких стимулах он нуждается, как выстраивать с ним отношения и осуществлять влияние [14].
Типовые поведенческие сценарии значительно влияют на эффективность как коммуникационных процессов, так и деятельности в целом. Но поскольку сам человек и его жизнедеятельность постоянно изменяются, то поведение становится все менее предсказуемым и реальное психическое состояние конкретного индивида может значительно отличаться от того состояния, которое описано в специальной литературе.
Исследуя стрессы, нельзя не упомянуть о стрессоустойчивости − способности выдерживать стрессы.
Стрессоустойчивость связана с эмоциональной уравновешенностью. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе, поэтому их следует держать под контролем и поддерживать уважительные отношения с коллегами независимо от личных симпатий и антипатий. Но постоянное подавление и сдерживание негативных эмоций в рабочей обстановке может привести к неврозам и психическим заболеваниями, поэтому желательно подобрать наиболее эффективные средства эмоционально-психологической разгрузки (физические упражнения, встречи с друзьями, хобби и т. д.). Стрессоустойчивость − профессионально важное качество для профессий типа «человек-человек». Руководители должны выдерживать напряженность, связанную с соблюдением сроков, техническими неувязками, не всегда легким и приятным общением с людьми, что может привести к серьезным стрессам. Дистресс у менеджеров в основном связан со страхом не справиться с работой, допустить ошибку, оказаться хуже других, потерять работу [15].
Для быстрой адаптации к сложным условиям жизнедеятельности, восстановлению сил после длительных стрессов необходимо развивать умение владеть собой и осваивать разнообразные механизмы психологической защиты, помогающие оградить сознание от негативных воздействий.
Стрессом необходимо управлять, а для этого следует провести тщательный анализ ситуации для выявления факторов, порождающих стресс, и определения тех из них, на которые можно воздействовать; перепроектировать работу (изменение содержания и объема, должностная ротация, улучшение условий труда и т. д.). Если данные действия не дают ожидаемого результата, то для повышения способностей человека самостоятельно справиться с причинами стресса требуются тренинги, самовнушение. Но если после всего этого не удалось добиться успеха, то необходима помощь консультантов-психологов или врачей [16].
Стрессы и их радикальное негативное проявление – дистрессы – часто возникают в ситуациях кризиса или при неблагоприятной социально-психологической обстановке в организации. Основные способы нейтрализации дистрессов и их последствий − изменения в системе управления для устранения базы стрессов и минимизации их количества, конкретные меры индивидуального характера.
Для профилактики стрессов необходимо вести работу по различным направлениям, начиная от образа жизни отдельно взятого работника до оптимизации управленческих и производственных процессов на предприятии.
Образ жизни каждого работника (здоровый и активный или нездоровый и пассивный) представляет собой повседневную жизнь человека и зависит от различных факторов: начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество сна и отдыха, взаимоотношения с окружающими, реакция на стресс и др. Важную роль играют также предпринимаемые руководством предприятия действия по организации досуга работников. Если руководитель добьется того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью образа жизни подчиненных, то они будут спокойнее реагировать на стрессогенные факторы. Каждый должен знать, что он в состоянии сознательно воздействовать на процессы, происходящие в собственном организме.
Снизить вероятность возникновения стрессов можно за счет более рациональной и эффективной организации труда, уменьшающей количество нестандартных, внеплановых ситуаций. Рекомендуется устранить потенциальные источники стресса у работников (неблагоприятный рабочий график, опасные для здоровья интеллектуальные или физические перегрузки) и обеспечить надлежащий уровень вознаграждения, признание успехов, самостоятельную и интересную работу, условия для реализации способностей, благоприятный морально-психологический климат [17].
По способности переносить стрессы люди значительно отличаются друг от друга, поэтому также индивидуально должны применяться различные подходы к нейтрализации последствий дистресса. Многим, чтобы справляться с негативным воздействием стрессовых факторов, достаточно будет физических упражнений, здорового питания и поддержки близких [18].
В основе психологических методик, помогающих успешно преодолевать перегрузки, избегать нервного напряжения, раздражительности и, как следствие, разрушения психического здоровья в процессе решения профессиональных задач, лежат закономерности и механизмы воздействия на психику людей различных негативных факторов [19].
Так, например, Альберт Эллис предложил рационально-эмотивную терапию, в которой из дистресса человека можно вывести с помощью логики, аргументации, убеждения, насмешки и юмора. Широко применяется и когнитивная терапия Арона Бека, который считал, что психологические проблемы связаны с автоматическим появлением у индивида мыслей и негативных рассуждений о самом себе, а самостоятельно нейтрализовать возникающие в жизни стрессы позволяет осознание индивидом того факта, что к хроническому напряжению организма ведет его интерпретация событий [20].
Сегодня многие воспринимают душевное и мышечное напряжение как естественное состояние, привыкли к нему и не осознают его вред. По мнению Кристиана Шрайнера, «способность справиться с напряжением в течение нескольких минут или даже секунд − это основное условие эмоционального выживания или физического здоровья» [21].
Большая часть методик, используемых для нейтрализации негативных последствий дистрессов, базируется на процессе релаксации, который способствует частичному или полному избавлению от физического или психического напряжения. Релаксация позволяет регулировать и приостанавливать напряжение, расслабляться по собственному желанию. Для овладения релаксацией не требуется специального образования, но необходимо осознание того, для чего человек хочет ее освоить. Чтобы противостоять раздражению и психической усталости в критический момент, методами релаксации нужно овладеть заранее. Регулярные занятия приводят к тому, что релаксационные упражнения становятся привычкой и взаимосвязаны с приятными впечатлениями. Основная цель упражнений − достижение полной мышечной релаксации, которая оказывает положительное влияние на психику. Поскольку упражнения релаксационной гимнастики рекомендуется выполнять без посторонних (в отдельном помещении), то на многих предприятиях появились комнаты психологической разгрузки. Часто в организациях работают психологи, которые управляют процессом индивидуальной релаксации работников, повышая его эффективность [22].
В сложных условиях профессиональной деятельности персонал предприятий железнодорожного транспорта постоянно испытывает значительные психические перегрузки, что приводит к повышенной утомляемости и нервозности, а при длительном воздействии – к различным пограничным нервно-психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. В последние годы среди работников ОАО «РЖД» участились случаи таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма [23].
Проблема сохранения физического и психологического здоровья, высокой работоспособности сотрудников, деятельность которых подвержена стрессовым воздействиям и, следовательно, регулярным психоэмоциональным перегрузкам, стала настолько актуальной для холдинга «РЖД», что в последнее время значительное внимание уделяется здоровьесбережению персонала. Работа с персоналом ведется по различным направлениям, но психологические аспекты являются самыми важными, поэтому, кроме наличия психологов в штате подразделений, создания комнат психологической разгрузки и организации досуга работников, активно проводится обучение руководителей подразделений и специалистов по управлению персоналом различным психологическим методикам.
Трудовая деятельность, осуществляемая в сложных, а иногда и экстремальных условиях, предъявляет серьезные требования к умениям и навыкам психической саморегуляции субъектов деятельности. На основе всестороннего анализа различных факторов, действие которых приводит к нарушениям психической адаптации у работников, а также с учетом требований безопасности в холдинге «РЖД» и практики работы персонала были определены соответствующие приемы тренировочного процесса психорегулирующей тренировки (ПРТ).
ПРT − активный метод психологического воздействия, направленный на психическую саморегуляцию непроизвольных функций организма. Человек усваивает словесные формулы, осуществляя постоянный самоконтроль, при этом его индивидуально-психологические особенности не изменяются. Методика ПPT включает в себя объективизацию эффективности словесных формул посредством регистрации ряда показателей эмоционального состояния в ходе выработки текста ПРТ, а с целью формирования умения проводить тренировку в любых условиях и впоследствии стабильной помехоустойчивости на определенном этапе тренировочных занятий специально предусмотрено введение разнообразных помех. Научиться управлять эмоциями и достичь значительных результатов в ПРТ можно при полной концентрации внимания на словесных формулах, постепенном овладении комплексами и этапами ПРТ с их обязательным закреплением и повторением. Для более эффективного достижения цели каждого занятия после физической или умственной работы человеку следует успокоиться и сосредоточиться. Первое занятие рекомендуется проводить со специалистом, а далее можно заниматься самостоятельно. Методика состоит из двух частей: успокоение (расслабление, релаксация) и мобилизация (активизация). Только после полного овладения первой частью следует переходить к изучению второй. Наиболее эффективно ПРТ усваивается при трехразовых тренировках, но можно и два раза в день − утром и вечером [24].
В книге В. Н. Футина «Ортобиотика: развитие умений владеть собой» подробно описана методика ПРТ и другие методы психокоррекционных воздействий, которые хорошо дозируются, достаточно быстро действуют, могут при необходимости самостоятельно применяться работниками холдинга для психологической разгрузки.
Таким образом, стресс, являясь не только следствием, но и основой любой деятельности, т. е. одновременно и следствием, и условием профессиональной активности человека, требует серьезного внимания и профессионального управления. Несмотря на разнообразные причины возникновения стрессовых ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью, для сохранения здоровья и поддержания необходимого уровня работоспособности на сегодняшний день существует множество различных и достаточно эффективных способов их преодоления, овладеть которыми при желании может любой человек.