Full text
Введение В настоящее время мы можем наблюдать значительные изменения в образовательной сфере, где на смену традиционному подходу с преподавателем, занимающим центральную роль в обучении, приходят подходы и методы, где педагог выступает в качестве направляющего, тьютора [1]. Изменения эти связаны со сменой модели культурно-исторического развития, тем не менее, педагог продолжает являться основной фигурой при реализации нововведений на практике [2]. Для успешного применения различных инноваций в новых условиях, педагог должен обладать определенным уровнем профессиональной компетентности. Предъявляемые к современному выпускнику-педагогу качества, это: креативность и инновационное мышление; самостоятельность в организации профессионального роста; междисциплинарные знания; умение работать в команде; опыт разработки и внедрения на практике исследовательских решений [3]. Значительное внимание современных исследователей уделяется подготовке специалистов, способных творчески подходить к своей педагогической деятельности и реализовывать свои педагогические умения в условиях быстрых перемен. Требования к личностным и профессиональным качествам выпускников, способствующие формированию гармонично развитых профессионалов-специалистов, являются определяющими успешности в дальнейшем трудоустройстве и ценности на рынке труда [4]. Целью вузовского обучения в настоящее время является не столько наполнение студентов определенным объемом знаний, сколько формирование познавательных стратегий самообучения и самообразования, формирующих основу и неотъемлемою часть будущей профессиональной деятельности [5]. Формированию таких компетенций в значительной степени способствует проектное обучение. Цель данного исследования – провести анализ используемых в обучении будущих педагогов форм проектного обучения и охарактеризовать их с точки зрения формирования личностных и профессиональных качеств обучающихся. Материалом для исследования являлись научные статьи о применении проектного обучения в вузах при подготовке педагогов. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Обзор отечественной и зарубежной литературы Сущность проектного обучения. Метод проектов появился в США в начале XX века и стал необыкновенно популярным в американских школах [6]. У. Килпатрик впервые выделив четыре типа проектов, больше с философской точки зрения обосновал важность реализации проектной деятельности [7], а позже, в США метод проектной деятельности получил обоснование с точки зрения педагогики и психологии [8], в ходе которого была выявлена необходимость подготовки педагогов для организации проектного обучения. Необходимость внедрения впроектного обучения в широкую педагогическую практику была обоснована в Китае [9], Австралии [10], обусловленная, в основном, высокими темпами экономического роста. В России также в начале ХХ века сторонниками метода проектов являлись педагоги П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др. По мнению педагогов, преимущество метода заключалось в самостоятельном добывании знания (информации) для решения конкретной проблемы. Метод проектов вошел в практику отечественных школ, но, впоследствии с переходом на единую трудовую школу был дискредитирован и на долгие 60 лет ушел из учебной деятельности, вернувшись лишь в 1991 году с подачи педагогов-исследователей М.Б. Павловой, Ю.Л. Хотунцева и В.Д. Симоненко, разработавших учебную программу «Технология» [11]. В настоящее время, проектное обучение применяется на всех уровнях организации российской системы образования: в дошкольных учреждениях, школах, колледжах и вузах [12]. Проектное обучение предполагает сочетание таких видов деятельности, как проектирование и исследование. Обучение в рамках проектного подхода может иметь больший уклон либо в создание какого-то продукта (проектирование), либо в исследовательскую деятельность, при этом огромное значение, по мнению К.И. Сафоновой,.С.В. Подольского, имеют критерии формирования проектных групп [13]. То, в какую сторону будет направлено проектное обучение, определяется целью и конечным результатом. Работа над проектом предполагает решение комплекса задач: изучение актуальности, теоретической и практической (например, социальной) значимости проекта, формулировка целей и формирование представления о конечном результате, понимание предмета исследования и методов, разработка структуры проекта, анализ источников информации, а также способов обработки полученных результатов. Если проект носит исследовательский характер, то необходимо также выдвижение гипотезы и поиск способов решения проблемы [4]. В проектной деятельности основной целью является реализация концепции, являющейся ведущим замыслом проекта. Концепция – это комплекс взаимосвязанных взглядов, на основе которой определяются стратегии последующих действий. Исследовательская деятельность представляет собой направленную на получение новых знаний или открытие новых закономерностей (законов, теорий) интеллектуальную работу, имеющей целью решение различных проблем (социальных, гуманитарных, технических и т.д.). Если в результате проекта мы получаем какой-то продукт (процессы, услуги, программа и др.), то в результате исследования – новые идеи или новое знание в науке [14]. Исследователи акцентируют внимание на «многослойности» результата любой проектной деятельности [15]. Такими результатами становятся не только сам продукт проектной деятельности, который носит предметный характер, но и сама по себе деятельность (деятельностный характер), личные качества (личностный характер), коммуникация (коммуникативный характер) [16]. Проектная деятельность как потенциал формирования компетенций. Проектная деятельность в процессе профессионального становления специалиста приобретает большую значимость благодаря овладению ее участниками активными способами действий, приобретение им в ходе проекта не только личностных качеств, таких как самостоятельность, целеустремленность, но умений планирования: целеполагание, рефлекция, контроль и оценка собственной деятельности. В современной отечественной педагогике все более актуальным становится компетентностно-ориентированный подход, сущность которого состоит в формировании компетенций в процессе направленной познавательной деятельности. Следовательно, обучение представляется как организация познавательной деятельности студентов, что составляет суть проектного обучения. Для того, чтобы проект был успешным, в группе должны быть положительные взаимоотношения между студентами. Это как раз те личностные качества, без которых невозможна успешная реализация проекта, и которые необходимо развивать: взаимопонимание, взаимоуважение, взаимопомощь, сотрудничество, ответственность. Успешное взаимодействие и взаимная ответственность составляют основу межсубъектных отношений участников проекта [17]. При рассмотрении основных составляющих понятия «проектная деятельность» в психологической и педагогической науке, А.В. Сазанова делает заключение о том, что участие в проектах развивает исследовательские и творческие компетенции личности: способность к самоопределению и целеполаганию, ориентированию в информационном пространстве [18]. Т.И. Закирова обращает внимание на то, что участие студентов в проектной деятельности позволяет сформировать активную и самостоятельную позицию обучающихся, что способствует дальнейшему саморазвитию [4]. Среди других личностных качеств автор называет способность работать в коллективе, уважение чести и достоинства личности, толерантное отношение к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям; умение постановки цели; способность взять на себя ответственность за результат выполнения задания. Личностные качества, таким образом, составляют суть общекультурных компетенций. Из числа профессиональных качеств отмечаются следующие: умение искать и анализировать информацию, необходимую для решения поставленных задач; умение использования информационно-коммуникационных технологий и глобальной компьютерной сети; способность работать на благо коллектива (что формирует такое качество, как способность работать на благо общества в целом). В результате работы над проектом студент должен овладеть такими умениями, как: формулировка научной проблемы; адекватный подбор средств и методов для решения поставленных задач; использование различных методик для сбора информации; владение способами обработки результатов и их интерпретации; формирование обоснованных заключений по результатам исследований и оформление их в виде презентации [4]. Авторы В.Г. Веселова, Н.В. Матяш считают, что в результате проектной работы происходит трансформация наиболее значимых элементов личности – самосознания и направленности внимания, формируются такие регулятивные компоненты как: самоанализ и самоконтроль деятельности, прогнозирование, cаморегуляция и ответственность [19]. Овладение технологией проектной деятельности влияет и на мотивацию студентов: для решения конкретной проблемы приходится добывать знания, к тому же проектная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал общающихся [20]. Проектная работа позволяет обучающимся объединить теоретические знания с практикой, а творчество с научным исследованием. Творческая самореализация, которой способствует выполнение задания, обретает для обучающихся личностный смысл [12]. Рассмотрим причины выбора молодыми людьми в юношеском возрасте именно проектной деятельности. В.С. Лазарев, рассматривая проектную деятельность как форму развивающего обучения, отмечает его основные показатели, такие как наличие психологических новообразований, которые формируются и развиваются в определенном возрасте, учет ведущей деятельности определенного возрастного периода, стихийность или целенаправленность содержания и способов осуществления ведущей деятельности, взаимосвязь ее с другими видами деятельности, наличие системы методик, позволяющих определить уровни развития соответствующих новообразований, характер взаимосвязи этих уровней со способами организации ведущей деятельности и других видов деятельности, смежных с ней [21]. Основными психическими новообразованиями юношеского возраста, по мнению психологов, являются когнитивные изменения, стремление к организации учебно-профессиональной деятельности, процесса становления самосознания и выстраивания взаимоотношений с окружающими [22]. В исследованиях психолога Е.А. Климова говорится о возникновении в этом возрасте индивидуального стиля умственной деятельности, причем возможности интеллектуального продвижения личности предполагаются посредством развития учебных умений при организации работы с учебной и научной литературой, осуществлении формально-логических операций [23]. По И.С. Кону, становление личностного и профессионального самоопределения характерно для юношеского возраста, поэтому осуществление выбора профессии будет удачным при условии сочетания социально-нравственного выбора личности с осознанием ею смысла собственного «Я». Причем для этого возрастного периода характерна эмоциональность, когда молодые люди бурно увлекаются новыми делами, идеями, их интересуют поступки и личности [24]. Какова же тогда роль учебной деятельности в этот возрастной период? Молодые люди в этот период при осуществлении учебной деятельности осознают ее общественно-полезную значимость, являются, несомненно, субъектами этой деятельности, и происходит их становление и развитие. Удовлетворение интереса к преобразованию мира через самостоятельное действие, возможность самому опробовать способы действия, понимание себя как личности преобразовывающей, создающей являются важными причинами выбора молодыми людьми именно проектной деятельности в качестве средства личностного роста. Рассматривая характеристики проекта, В.С. Лазарев отмечает его отличительную особенность от «псевдопроекта», уточняя, что необходимость выбора проекта как формы деятельности возникает при условии осознания его участниками потребности в чем-либо, и те, у кого эта потребность возникает, не знают, что именно им надо сделать и каким образом, следовательно, и понимает под проектом особый способ постановки и решения проблем [21].Рассматривая содержание понятия «обучения», будем основываться на точке зрения В.В. Краевского, подчеркивающего необходимость осознания педагогом разницы между общением и познанием, важность того, что в момент осуществления действия планирования (постановка цели, определение необходимого количества действий для ее достижения, преобразования объектов окружающего мира либо создания новых объектов), необходимо организовать СО-бытийную ситуацию, в которой для решения проблемы возникает необходимость совместного взаимодействия, направленного на познание окружающего мира [25]. Итак, проектное обучение в вузе – это целенаправленный, организованный определенным образом педагогический процесс создания СО-бытийной ситуации взаимодействия субъектов для создания продукта, количество и качество которого соответствует поставленной цели, а результатом являются внутренние, личностные изменения участников проекта. При реализации проектного обучения важно помнить, что формирование профессиональных и личностных качеств происходит только при следующих условиях: когда проект имеет общественную значимость, имеет профессионально ориентированное задание, сложность проектов постепенно возрастает, проект учитывает индивидуальные интересы и способности студентов [26]. Формы проектной деятельности, которые могут применяться в педагогическом вузе, могут быть различными. Л.В. Сгонник выделяет следующие формы работы: WEBсайт, мультимедийный продукт, видеофильм или видеоклип, социологический опрос, экскурсия, выставка, макет, справочник, газета или журнал, игра, пакет рекомендаций, сценарий, праздник, иллюстрации, сказка, сравнительно-сопоставительный анализ, статья, учебное пособие, и др. [12]. Проведенный анализ литературы позволяет получить более целостное представление того, какие компетенции позволяет сформировать та или иная форма проектного обучения (Табл.). Таблица. Формы проектной деятельности и формируемые компетенции Форма проектной работы Содержание Формируемые личностные и профессиональные качества Журнал (альманах) [27] Сбор, обработка и актуализация информации. Работа в команде, толерантность, навыки организации личной и совместной деятельности (коммуникативная компетенция). Опыт работы с информационными ресурсами и программным обеспечением(информационная компетенция). Контроль своей деятельности, готовность и способность обучаться самостоятельно, внимание к проблемам, готовность решать сложные вопросы (компетенция личностного самосовершенствования) Проблемно-проектная лекция [28] Создание диалоговых ситуаций в виде собеседований и дискуссий с акцентированием внимания студентов на самостоятельном выявлении проблем. Познавательная деятельность, поиск проблем и идей, их разработка и реализация в виде проектов, внедрение разработок в практику. Предметная и методическая компетенции. Курсы «Основы проектной деятельности», «Социальное проектирование», «Коммуникации в проектировании» с внедрением педагогического моделирования, деловой игры, групповых дискуссий, «кейс»-методика и др. [29] Основы педагогического проектирования и применение полученных знаний и навыков в процессе педагогической практики в образовательных учреждениях. Реализация студенческих проектов совместно с обучающимися учреждений. Развитие творческого, коммуникативного и исследовательского потенциала, становление волевого характера исследователя, воспитание активной инициативы, ответственности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей, дипломатичности. Курс «Педагогическое проектирование в развитии профессиональной компетентности студента вуза» [30] Идея «разветвляющейся активности» или коллективно-распределенной деятельности по мере следования намеченному плану. Формирование образовательного пространства с возможностью выбора пути достижения педагогических целей. Самостоятельное приобретение знаний с их последующее применение в жизненных ситуациях, умение делать самостоятельный выбор и нести ответственность за принятое решение, проявление инициативы, умения регулировать конфликты, и др. Методологическая база исследования Материалом для исследования являлись научные статьи о применении проектного обучения в вузах при подготовке педагогов. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Проанализировав исследования зарубежных и российских авторов, мы выявили сущность, цель проектного обучения, рассмотрели формы проектной деятельности, которые могут применяться в педагогическом вузе и формируемые личностные и профессиональные качества будущих педагогов. Результаты исследования Основываясь на представленном выше понимании проектной деятельности, рассмотрим каким образом происходит развитие личностных и профессиональных качеств студентов на примере разработанного авторами статьи проекта для студентов педагогического направления подготовки «Организация конкурса на создание дизайна педагогического факультета». Цель проекта состоит в том, чтобы посредством организованного студентами конкурса выбратьправильный дизайн педагогического факультета с меньшими затратами и за меньшее время. В ходе реализации проекта у его участников происходит развитие способности ставить и решать практические проблемы, касающиеся, с одной стороны, создания дизайна педагогического факультета в соответствии с требованиями, а, с другой стороны, связанные с организационными умениями, необходимыми для организации конкурса для выбора лучшего дизайна педагогического факультета, соответствующего требованиям. В ходе проекта у студентов формируются следующие умения: анализа проблемной ситуации, поиска способов и выбора решения проблемы, оценки принятого решения, проектирования цели, планирования достижения цели, эффективной групповой работы. Содержание проекта представлено комплексом взаимосвязанных понятий («дизайн», «конкурс», «проблема», «критерии», «цель», «требования к результату») и способов выполнения действий для реализации проекта и решения практических проблем, давая возможность тем самым для формирования у его участников метапредметных компетенций. Практической целью проекта будет получение продукта, полезного для других, а учебной целью проекта является освоение его участниками способов разработки и реализации проекта. Для того, чтобы решить практическую задачу по преобразованию пространства педагогического факультета, требуется не только создать дизайн, но и выбрать лучший вариант, этим обоснована необходимость организации выбора в виде конкурса, а поскольку специфика педагогического факультета такова, что там учатся будущие педагоги, то целесообразно поручить организацию и проведение данного конкурса самим студентам. Комплекс учебных задач представлен в соответствии с этапами проекта и включает этап выявления и постановки практической проблемы, этап поиска способа решения проблемы, этап планирования действий в соответствии с поставленной целью, этап исполнения действий, завершающий этап итогов и рефлексии. Этап постановки проблемы включает освоение его участниками понятия «проблемы», выбор критериев и способов оценки качества постановки практической проблемы, способов постановки проблемы. Этап проектирования решения практической проблемы предполагает освоение студентами понятий «способ решения проблемы», «эффективность запланированных действий», «способы решения проблемы», «критерии и способы оценивания решения проблемы». Этап планирования реализации проекта предполагает освоение студентами понятий «цели и плана действий», критериев и способов оценки качества поставленной цели и составленного плана действий, составления бюджета проекта, определение временных рамок. Этап выполнения проекта студентами предполагает освоение ими понятий «эффективной работы в команде», способов контроля и осуществление взаимодействия в команде для реализации поставленной цели. Завершающий этап проекта предполагает освоение студентами способов рефлексии хода и результатов коллективной групповой деятельности. Рассмотрим более подробно содержание этапа постановки проблемы на примере проекта «Организация конкурса на создание дизайна педагогического факультета». Постановка проблемы требует ответа на вопрос, почему студенты хотят улучшить дизайн того пространства, в котором проходит обучение? Ответ очевиден, ведь, во-первых, профессия педагога созидающая и педагогу необходим опыт создания пространства, так как в будущем ему придется решать эти вопросы, нести ответственность за кабинет, в котором проходит обучение. Поэтому, в данном случае, организовать конкурс на создание дизайна педагогического факультета – это актуально для студентов именно направления Педагогическое образование. Рассматривая требования к проблеме, мы осознаем, что, во-первых, проблема должна быть действительно актуальной и должна быть необходимость для кого-то в ее решении. Очевидно, чтобы ответить на вопрос, «что требуется?», надо конкретно определить, что должно быть создано и что есть на самом деле. Обоснованием актуальности создания дизайна педагогического факультета можно считать соответствие его потребностям студентов педагогического факультета, и, соответственно, далее необходимо определить, какими качествами должен обладать дизайн педагогического факультета. Эти качества надо определить таким образом, чтобы можно было проверить, обладает ли созданный дизайн педагогического факультета этими качествами или нет. Например, утверждение о том, что дизайн должен быть интересным, не совсем верно, потому что требуется уточнить, для кого именно должен быть интересный дизайн. Таким образом, определяя, каким требованиям должен отвечать дизайн педагогического факультета, необходимо составить перечень качеств. Не следует забывать о том, что составленный перечень качеств, по которым в итоге и будет производиться оценка, должен быть обоснованным с точки зрения необходимости и достаточности, что является вторым важным условием к результату постановки проблемы. Качества, которым должен удовлетворять созданный дизайн, должны быть определены так, чтобы можно было проверить, обладает ли созданный результат этими качествами или нет, и понять, как это можно проверить. Таким образом, если существует способ проверки полученного результата, то можно утверждать, что требования определены операционально, мы можем определить, что есть, какой дизайн, и какое несоответствие дизайна тому, что требуется. Для того, чтобы правильно выбрать то, что требуется, надо определиться с критериями оценки дизайна педагогического факультета.На данном этапе следует обратить внимание на то, что, сколько бы ни было критериев, их необходимо свести к одному обобщенному критерию, для этого выполним следующие действия: определим критерии оценки дизайна педагогического факультета, определим оценочные шкалы по каждому критерию, оценим альтернативы по каждому критерию, построим схему общей оценки, определим общую оценку каждой альтернативы, сравним альтернативы по каждому критерию и сделаем выбор. Таким образом, требования к дизайну педагогического факультета должны быть следующими: - основываясь на понимании термина дизайна как результата деятельности по проектированию эстетических свойств чего-либо, дизайн педагогического факультета должен способствовать решению проблемы организации функционированиястудентов – будущих педагогов в вузе путем рационального построения визуальных и функциональных свойств предметной среды, то есть, отражать специфику направления подготовки Педагогическое образование; - дизайн должен учитывать возрастные особенности, а именно, студенты – это молодые люди преимущественно юношеского возраста, следовательно, при организации пространства должны быть учтены возможности реализации различных стилей умственной деятельности, предусмотреть возможность для работы с учебной, научной литературой, места для обсуждения новых педагогических идей, проектов, для рефлексивной деятельности. Следует отметить, что на существующий момент дизайн педагогического факультета не удовлетворяет сформулированным требованиям. На следующем этапе участникам проекта важно определить способ решения проблемы, ответив на вопрос: «Что и как необходимо сделать участникам проекта, чтобы получить желаемое?». Далее, рассмотрев различные варианты решения проблемы, а это наиболее целесообразным сделать посредством организации конкурса, предусмотреть, какие из предложенных дизайнов будут не только удовлетворять требованиям к результату, но и учитывать затрачиваемые ресурсы, сроки выполнения работ. Жюри конкурса, рассматривая способы решения проблемы, обращает внимание на их результативность и эффективность, то есть, дизайн должен удовлетворять требованиям, перечисленным выше, сделан правильно и с меньшими затратами и за меньшее время. Заключение Проведенный анализ научных публикаций, рассмотренного педагогического опыта реализации проекта «Организация конкурса на создание дизайна педагогического факультета» позволяет сделать выводы о том, что реализация проектного обучения студентов педагогического направления позволяет сформировать такие личностные качества, как толерантность, становление волевого характера, инициативность, ответственность, трудолюбие, настойчивость в достижении целей, дипломатичность, умение регулировать конфликты, а также профессиональные качества: умение работать в команде, навыки организации личной и совместной деятельности, умение работать с информацией, контроль своей деятельности, способность обучаться самостоятельно, внимание к проблемам, готовность решать сложные вопросы, развитие творческого и исследовательского потенциала, самостоятельное приобретение знаний, проявление инициативы и др.