Full text
В современных условиях, как отмечают многие исследователи, формирование социально-экономической и экономической компетентности у специалистов разного профиля признается важнейшей задачей. Экономической компетентностью должен обладать выпускник вуза любой специальности, считающийся готовым к ведению профессиональной деятельности в современных условиях нестабильности российской экономики, на фоне ее интенсивной цифровизации. Для студентов педагогического профиля образования задача формирования экономической компетентности важна, прежде всего, ввиду высокой социальной ответственности педагогов. Успешная эффективная профессиональная деятельность педагога возможна при совмещении личных экономических ценностей с социальными, отражающимися на результатах образовательной деятельности. Существует множество определений понятия «компетентность». В целом, большинство из них хорошо отображено в определении PISA как «способность использовать научные знания, формировать проблемы, и самостоятельно находить эффективные способы их решения в своей профессиональной деятельности» [1]. В статье румынского исследователя A. Naumescuэто определение конкретизируется в понятии бельгийского ученого-педагога Жана-Мари Де Кетелекак «квалификация, достаточно высокая для признания профессиональным сообществом профессионализма человека». На взгляд автора, эта разновидность определения компетентности очень хорошо подходит под педагогическую деятельность, как одну из самых социально ответственных видов деятельности [2]. Существуют некоторые разновидности компетенций, наиболее важной в случае педагогического образования является социально-экономическая компетентность, поскольку именно она отвечает за формирование профессионального поведения социально-ответственного работника, во многом отражающая эффективность его работы [3]. В данном исследовании внимание сосредотачивается на проектировании модели формирования экономической компетентности у студентов педагогического образования. Немецкие исследователи [4] отмечают, что экономическая компетентность — это основной и центральный вид компетентности, необходимый для достижения индивидуальных жизненных целей и развития общества соответственно. Однако, существуют выявленные проблемы с тем, что некоторая часть выпускников вузов в настоящее время не обладает достаточной экономической компетентностью, что на взгляд автора связано с неравномерным общим экономическим развитием институционально развитых стран, непредсказуемой динамикой цифровизации и несвоевременной реакцией социальных институтов на экономические инновации и новшества. На практике это выражается несвоевременной реакцией объектов образования на образовательные инновации, нередко подразумевающие умение быстро создавать, внедрять и использовать эффективные модели формирования экономической компетентности у студентов. Изучение проблемы приводится во многих современных публикациях, наиболее подходящим из них для целей данной работы является диссертационное исследование Г. М. Морозовой [5], предлагающее «универсальную» модель и методические основы ее построения, вероятно, подходящие для любого образовательного профиля. Обобщенный анализ данной диссертации позволил создать следующую структуру модели формирования экономической компетентности, которая может быть трансформирована под педагогическую специальность (рис. 1). Рисунок 1 — Общая модель формирования экономической компетентности для студентов вузов На основании данной общей структурной универсальной модели формирования экономической компетентности можно составить аналогичную модель применительно для педагогического профиля образования. Итог построения модели будет определяться характером влияющих на каждый структурный элемент конкретных задач в педагогическом профиле образования на ее элемент. В задачи целевого компонента будут входить дидактические подходы, определяющие пути формирования мотивации у студентов педагогического профиля. Прежде всего, необходимо принять во внимание, что профессиональные экономические знания педагогов являются решающим фактором для любой формы успешного обучения, непосредственно влияющими на успеваемость обучающихся. Экономически компетентный педагог становится не только образцом для подражания, но и объектом для изучения обучающимися, которые перенимают его отношение к экономическому поведению. Соответственно, основная задача этого этапа — предоставить возможность студентам индивидуально сопоставить свои подходы в решении экономических вопросов с объективной экономической теорией, преподаваемой в учебной программе любой формы образования. Это позволит студентам провести аналогичный процесс сопоставления своего личного подхода к решению экономических вопросов с получаемыми экономическими знаниями, в результате чего обучающиеся будут уметь формировать личные цели в экономических вопросах и научаться достигать их в любых условиях, что в целом является первой основой для экономической компетентности будущего педагога. Методологический компонент будет включать такие методы образования, которые позволят лучше передать личную позицию преподавателя по экономике обучающимся по педагогическому профилю студентам. Наиболее подходящими для студентов педагогического образования, для которых экономическая дисциплина не является профильной, но имеет практическую ценность, является аудиторный метод и кейс-метод с компонентами педагогической профильной среды. С одной стороны, это упростит порядок оценки компетентности, поскольку не потребует тестирования для определения уровня усвоения лекционного материала, с другой стороны, способствует личностному вовлечению студентов в реальную педагогическую ситуацию, что в свою очередь отсылает к первому целевому компоненту, предоставляя возможность развивать умение формировать конкретные цели. Основная задача в методологическом компоненте перед преподавателем — составить наиболее подходящий под лекционный материал кейс-задания. Для содержательного компонента основной задачей будет являться правильный подбор учебных материалов и форм занятий. Поскольку на предыдущем этапе методами выбраны аудиторная работа (лекции) и кейс-метод, то формами занятий могут быть аудиторные занятия или дистанционная форма занятий (онлайн – лекции). Их можно заменить или дополнить другими видами онлайн – образования: электронными лекциями, презентациями, интерактивными материалами, тестами, видеокурсами и методическими материалами с последующим тестированием. Кейс-методы также можно перенести при необходимости в онлайн-форму групповых занятий. Другой вариант — создание факультативного курса по экономике для студентов педагогической направленности, однако, его недостаток заключается в его «необязательности», поскольку в таком случае он исключается из обязательного списка образовательных предметов. Основная задача технологического компонента — образовать структурные связи в получившейся модели формирования экономической компетентности студентов педагогического профиля образования. Это означает определение длительности занятий из их числа, за счет распределения занятий по формам, задачам и этапам преподавания учебного курса по экономике. Например, число аудиторных занятий можно значительно сократить при замещении их дистанционной формой занятий с одновременным тестированием, при успешном прохождении которого студенты допускаются к этапу выполнения кейса по экономике, по группам. Задача оценочно-результативного компонента — составить критерии проверки компетентности. Они будут целиком зависеть от результата выполнения всех предыдущих задач, по каждому образовательному компоненту модели формирования экономической компетентности. Основное требование к этому компоненту модели — проверка компетентности должна занимать как можно меньше времени, например, за счет рационализации учебного времени в методологическом и технологическом компонентах. Результат проектирования модели формирования экономической компетентности студентов педагогического образования представлен на рисунке 2. Рисунок 2 — Модель формирования экономической компетентности студентов педагогического образования Таким образом, составленная модель формирования экономической компетентности студентов педагогического образования полностью соответствует предложенной Г. М. Морозовой [5] универсальной модели формирования экономической компетентности у студентов. Основные особенности в случае педагогического образования подразумевают повышение роли дидактических подходов к изложению материала по экономической дисциплине, а также обязательное выполнение принципа экономии времени, что позволит студентам неэкономического профиля быстро углубиться в суть теории и самостоятельно, путем выполнения кейсов, выработать основы экономической компетентности.