Full text

Введение

 

Цифровизация общества рассматривается сегодня как ведущая тенденция совершенствования дистанционного образования и актуализирует широкое внедрение форматов онлайн-обучения. Активный переход к онлайновым формам обучения был вызван пандемией COVID-19. Мы все стали свидетелями и участниками процесса изменения традиционной учебной деятельности, поиска новых форм образовательной активности студентов, выбора цифровых инструментов, обеспечивающих взаимодействие в интернет-среде, освоения интернет-сервисов и интернет-ресурсов. Использование сети Интернет в образовательной деятельности понимается как онлайн-обучение, в котором следует рассматривать, как минимум, две составляющие – это учебная деятельность студентов и педагогическая деятельность преподавателей.

При организации дистанционного обучения основной акцент ставится на самостоятельность обучающихся в информационно-образовательной среде. Образовательная деятельность студентов в формате дистанционного обучения, прежде всего, требует от обучающихся «самостоятельной познавательной, поисковой, коммуникативной и информационно-созидательной активности» [1; 2]. Кроме того, от обучающихся требуется хорошая подготовка к взаимодействию с педагогами в условиях дистанционной формы обучения, в том числе к решению задач самообразования.

Сегодняшним студентам помимо освоения дистанционных форм необходимо уметь пользоваться открытыми образовательными ресурсами, информационно-поисковыми системами, принимать участие в интернет-форумах, вебинарах, онлайн-конференциях.

Широкое использование онлайн-обучения выдвигает на первый план вопрос готовности студентов использовать новые информационно- коммуникационные и образовательные технологии для успешного овладения компетенций, предусмотренных конкретной образовательной программой [3].

Понятие готовности является многокомпонентным, и кроме психологического содержания – установки, направленной на выполнение того или иного действия, включает также физическую подготовленность, психофизиологическое состояние, ресурсы, время и т.п. Будучи заблаговременно сформированной, готовность – существенная предпосылка успешной деятельности.

В условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в российском высшем образовании произошел всеобщий и молниеносный переход от традиционного к дистанционному обучению. Все очные занятия – лекционные, практические, лабораторные – были экстренно перенесены в онлайн-среду. Такой резкий переход на «дистант» явился вынужденной мерой в сложившейся ситуации, связанной с высоким риском заражения коронавирусом [4].

В 2020 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) совместно с Томским государственным университетом (ТГУ) провели исследование с целью выявления основных проблем студентов в период дистанционного обучения [5]. По результатам проведенных онлайн-опросов были получены данные об отношении студентов к формату дистанционного обучения, которые выявили не только трудности и проблемы, но и некоторые преимущества дистанта (Рис.1).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Результаты онлайн-опроса «Отношение к дистанционному формату обучения» (источник: НИУ ВШЭ совместно с ТГУ. © РБК, 2020)

 

В ходе исследования большинство респондентов указали на то, что дистанционный формат обучения не столь эффективен, как традиционный. При этом многие отметили склонность к лени и откладыванию выполнения заданий «на потом». В большей степени неудовлетворенность дистанционным форматом выразили студенты, обучающиеся на коммерческой основе, аргументировав это тем, что формат обучения изменился, а качество практических занятий значительно снизилось при сохранении прежней оплаты за обучение. Ограничения, наложенные пандемией, также оказали сильное влияние на жизнь молодых людей. Отсутствие непосредственного общения со сверстниками для многих стали причиной легкой депрессии и апатии. В качестве проблему студенты указали на отсутствие очного взаимодействия с преподавателями и сложность восприятия информации дистанционно. Некоторые из респондентов указывали на недостаточность возможностей онлайн-обучения для овладения необходимыми навыками и компетенциями.

Массовый переход на дистанционное обучение в 2019 году и повторяющиеся периоды дистанта в 2020-2021 годах высветили ряд проблем психологического и учебного характера, в том числе, и неготовности студентов к такой форме обучения. При дистанционном изучении предметов студенты были лишены непосредственного общения с преподавателями и однокурсниками, что вызвало множество психологических проблем, которые оказали негативное влияние на успеваемость. Недостаток, а иногда отсутствие привычных офф-лайн диалогов, являющихся важным фактором развития мыслительных процессов, негативно сказались на общем интересе к обучению. Периоды перехода на формат дистанционного обучения в ситуации пандемии были связаны со значительно повышенным уровнем стресса, тревоги, депрессии - внутренних состояниях, непосредственно и неблагоприятно влияющих на общее самочувствие человека. Психическая напряженность оказывает неоднозначное влияние на деятельность, а ее выраженные формы и, особенно у эмоционально неустойчивых лиц, имеют явно деструктивный характер, вызывая нарушение ряда психических функций.

 

Методология и результаты исследования

 

С целью изучения психологической готовности студентов к использованию сети Интернет в образовательной деятельности, мы провели эмпирическое исследование среди студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование (n=53). Для изучения психических состояний личности применялись методика на оценку психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин) и авторские анкеты на выявление трудностей и проблем при переходе на дистанционное обучение и на определение отношения к дистанционному обучению студентов. Анкетирование проводилось на одной и той же выборке студентов в 2019 и 2021 годах.

Анализ результатов по методике оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности, полученных в первую волну самоизоляции, позволяет констатировать, что у испытуемых наблюдается пониженный уровень психической активации при выраженной высокой напряженности. У испытуемых был выявлен высокий уровень напряженности, а также обнаружены тенденции к снижению эмоционального тонуса и интереса (табл. 1).

 

Таблица 1

Результаты оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности

 

Психическое состояние

Баллы

Степень выраженности (%)

Уровень выраженности

Психическая активация

17

80,9

низкий

Интерес

12

57,1

средний

Эмоциональный тонус

13

61,9

средний

Напряженность

16

76,1

высокий

Комфортность

11

52,3

средний

 

Снижение уровня психической активности мы объясняем влиянием внешнего стрессогенного фактора – неопределенностью ситуации, которая понимается как критическая. Многие студенты, описывая свое состояние, отмечали отсутствие увлеченности и желания заниматься учебной деятельностью (37%), указывали на частую смену настроения, при этом подчеркивали высокую внутреннюю напряженность и волнение (53%).

Результаты анкетирования студентов по выявлению трудностей и проблем при переходе на дистанционное обучение в 2019 году представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты анкетирования студентов (n=53) на выявление трудностей
и проблем при переходе на дистанционное обучение в 2019 году

 

Трудности

n (%)

Проблемы

n (%)

Недостаточное владение компьютерными технологиями

37 (69,8%)

Необходимость иметь доступ к интернету

23 (43,4%)

Недостаточное количество дистанционного материала

45 (84,9%)

Недостаточное знание ПК

37 (69,8%)

Сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя

43 (81,1%)

Не понятно, что мне надо сделать или куда нажать

35

(66,0%)

Неудобство пользования сайтом дистанционного обучения

39 (73,6%)

Невозможность скачать себе на ПК лекцию или презентацию

33 (62,3%)

Большой объем задаваемых материалов

27 (50,9%)

Технические перебои в процессе воспроизведения материала

47 (88,7%)

Несвоевременное выставление преподавателями материалов и заданий

24 (45,3%)

Плохая обратная связь

39 (73,6%)

Другое...

35 (66,0%)

Другое...

41 (77,4%)

 

Среди других наиболее типичных трудностей студенты назвали сложность обучения в домашней обстановке. Выявилось, что у многих просто отсутствуют необходимые технические средства – ноутбук или ПК. Привычные для них повседневные мобильные устройства оказались неудобными для использования их в учебной деятельности (небольшой размер экрана, отсутствие некоторых функциональных возможностей и пр.).

Многие студенты отметили затрудненность/стеснительность при ответах преподавателю в онлайне; нарушение привычного режима; общую усталость от онлайн-формата и др. Также студенты подчеркивали, что им не хватает «живого» реального общения как с друзьями, так и с сокурсниками, и с преподавателями.

Несмотря на то, что современное поколение молодежи является достаточно «продвинутым» коллективным пользователем Интернета, социальных сетей, тем не менее этого опыта и навыков оказалось недостаточно для эффективного перехода на онлайн-обучение. Однако, спустя всего лишь один год, по результатам проведенного Н.А. Лызь и О.Н. Истратовой исследования было установлено, что 81% студентов полностью готовы к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности, а показатель компьютерной самоэффективности занял первую позицию среди всех компонентов готовности [6].

Результаты повторного тестирования по методике оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности спустя два года после первой волны дистанта свидетельствуют о стабилизации эмоционального тонуса и снижении напряженности у студентов. Приведем сравнительный анализ результатов анкетирования студентов на определение отношения к дистанционному обучению, проведенного в первую волну самоизоляции 2019 года и через два года – в 2021 году (табл. 3).

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа анкетирования студентов о дистанционном обучении (n=53)

 

Вопросы

Варианты ответов

2019 год

n (%)

2021 год

n (%)

Что Вам понравилось при обучении в дистанционном режиме?

Низкий риск заражения инфекцией

45 (84,9%)

34 (64,1%)

Индивидуальный темп обучения

12 (22,6%)

21 (39,6%)

Использование современных технологий обучения

12 (22,6%)

31 (58,5%)

Возможность повторно посмотреть видеозапись лекции

9 (17,0%)

42 (79,2%)

Возможность скачать материалы лекции, презентации и другие

0

53 (100%)

Возможность протестировать себя

5 (9,4%)

47 (88,7%)

Какие преимущества электронного обучения на данный момент наиболее важны для Вас?

Гибкость учебного процесса

15 (28,3%)

27 (50,9%)

Возможность совмещать работу с учебой

5 (9,4%)

35 (66,0%)

Технологичность процесса обучения (использование информационных технологий)

12 (22,6%)

31 (58,5%)

Получение практических навыков

15 (28,3%)

31 (58,5%)

Обучение в комфортной и привычной обстановке

39 (73,6%)

42 (79,2%)

Легкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания

9 (17,0%)

53 (100%)

 

Сравнивая ответы респондентов, можно заметить положительную динамику в оценках и отношении студентов к дистанционной форме обучения, которая произошла за два года. Прежде всего, выросла техническая и технологическая «грамотность» как самих студентов, так и преподавателей. Если в 2019 году только 17,0% студентов отмечали «возможность повторно посмотреть видеозапись лекции» и «легкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания», то в 2021 году уже 100% респондентов указали на эти возможности. Использование информационных технологий положительно оценили 58,5% студентов (2021 год) против 22,6% в 2019 году. Значительно вырос процент ответов на вопрос о возможности совмещения учебы и работы - 9,4% (2019) и 66,0% (2021), т.е. студенты оценили преимущества дистанционного обучения при правильно организованном индивидуальном графике. Некоторые студенты отвечали, что имеют возможность непосредственно со своего рабочего места подключаться к онлайн-занятиям. При этом заметно снижение (на 20,8%) количества ответов на вопрос о том, что дистанционный формат обеспечивает более низкий риск заражения инфекцией. Студенты объяснили это тем, что дистанционное обучение не предполагает обязательной самоизоляции.

 

Заключение

 

Возникновение психологических и учебных трудностей во время дистанционного обучения зависит от ряда факторов: субъективного отношения студентов к данному формату обучения, форм и видов учебных занятий, организации взаимодействия студентов между собой и с преподавателем и др.

Результаты нашего исследования показали, что активное вынужденное массовое внедрение дистанционного обучения положительно отразилось на многих факторах: стабилизации эмоционального состояния, повышении ИКТ-компетентности студентов и преподавателей, совершенствовании технологичности образовательного процесса, формированию навыков самоорганизации учебной деятельности и пр.

Благодаря большому количеству исследований проблем дистанционного обучения, становится возможным выявить все возникшие трудности, чтобы найти пути их решения. Для обеспечения высокой эффективности образовательного процесса и подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в новом цифровом обществе, необходимо развивать такие компетенции, которые позволят легко и свободно использовать различные цифровые средства, самостоятельно ставить себе образовательные цели и задачи, искать нужные источники информации и необходимые данные, проводить оценку информации и ее достоверность. Очевидным является факт того, что пандемия и самоизоляция запустили глобальную трансформацию системы образования.