Введение / Introduction
Сфера образовательной деятельности может рассматриваться не только как плацдарм для усвоения современных парадигм развития, но и как один из аспектов экономической безопасности. В настоящее время в условиях введения экономических санкций вопросы экономики имеют существенное значение при обеспечении безопасности в экономической и иных сферах, включая образовательную сферу, и требуют активизации внедрения цифровых технологий. В частности, об этом свидетельствуют процессы цифровизации денежного обращения путем внедрения, в дополнение к наличному и безналичному, цифрового рубля как еще одного способа денежного расчета в экономике [1]. В то же время очевидно, что настолько глубокие трансформации в экономике из-за расширения сферы ее цифровизации вызовут отторжение у части населения, прежде всего характеризующейся определенными возрастными границами, однако и среди населения разных возрастных категорий могут найтись представители, испытывающие сложности при адаптации к процессу цифровизации. Подобные сложности могут возникать по разным причинам, в т. ч. по причине незнания специфических черт, новых возможностей и проблем, связанных с процессами цифровизации, и неготовности из-за этого полноценно участвовать в них.
Эту проблему в определенной части позволяют решить образовательные технологии, поскольку они не только характеризуют имеющиеся у государства возможности для успешного построения цифровой экономики и снижения ее зависимости от физических и территориальных границ, но и определяют способность государства к формированию у участников экономических процессов специфических компетенций по жизнедеятельности в условиях цифровой трансформации и адаптации к получению результатов цифровых видов деятельности, которые при дальнейшем развитии цифровой системы хозяйствования будут конкурировать с традиционными видами деятельности. При этом необходимо отметить, что в качестве участника экономических процессов выступает все население государства, поскольку оно полностью, включая каждого человека, активно или пассивно задействовано в экономических процессах. Соответственно, перед государством стоит задача реализовывать обучение жизнедеятельности в новых реалиях цифровой трансформации населения, относящегося к старшим возрастным категориям, и представителей молодежи, и прежде всего обучающихся в вузах.
Первый аспект данной задачи претворяется в практику в рамках реализуемой с 2022 года программы повышения цифровой грамотности жителей России. Эта программа предусматривает предоставление государственных субсидий для создания новых образовательных сервисов в области цифровой грамотности. Разумеется, осуществление программы предполагается среди различных групп граждан [2], однако выделены группы, для которых она имеет преимущественное значение, прежде всего это пенсионеры и дети.
Реализация программы по формированию навыков использования цифровых технологий имеет значение и для обучающихся в вузах, однако они обладают преимущественным положением при освоении цифровых компетенций, поскольку данная работа ведется не только на уровне государства, но и на уровне образовательной организации. Обучающиеся уже в процессе обучения имеют возможность получить опыт применения различных цифровых технологий и использования разнообразных каналов цифровой коммуникации, в т. ч. при реализации в вузе дистанционного обучения (ДО). Эта практика является объективной частью образовательного процесса и не требует особых волеизъявлений или затрат ресурсов со стороны обучающихся. Однако при этом возникают или могут возникать проблемы, вызванные сложностью текущей международной ситуации. Прежде всего, речь идет о технической и технологической возможности использовать средства компьютерной техники и программные продукты, произведенные иностранными компаниями.
Актуальность проведенного исследования вызвана важностью обеспечения надлежащего уровня технологической оснащенности образовательного процесса в российских вузах, требующего активного использования цифровых технологий для формирования у обучающихся компетенций в сфере цифровой экономики. Поскольку реализация цифровых технологий в процессе осуществления образовательной деятельности происходит с использованием различных информационно-цифровых средств (под которыми понимается совокупность технологического обеспечения для получения и обработки информации в цифровом виде), традиционно применяемых образовательными организациями и при этом имеющих зарубежное происхождение, необходимо исследовать вопрос готовности к изменению этих средств при возможном аннулировании лицензий на их использование со стороны зарубежных производителей.
Часть проблемных аспектов, охарактеризованных в рамках данного исследования, была ранее рассмотрена в работах С. В. Боголеповой [3], И. Ю. Лавриненко [4], В. С. Бедрина [5]. Также вопросы организации образовательной деятельности в России были представлены в работах А. Б. Панченко [6], Г. Г. Микеровой [7] и др.
В проведенном исследовании была поставлена цель изучить реализуемую в настоящее время в российских образовательных учреждениях практику по использованию информационно-цифровых средств в образовательном процессе для обучающихся гуманитарных и технических направлений очной и заочной форм обучения. Прежде всего, это относится к используемым системам управления обучением, однако также было исследовано применение иных средств для оценки возможности оперативной смены используемого информационно-цифрового средства.
Выделенная цель исследования определила необходимость постановки и решения круга задач в процессе проведения исследования:
1. Подготовить материалы для проведения исследования путем сбора, обобщения и применения методов анализа ответов обучающихся гуманитарных и технических направлений очной и заочной форм обучения на вопросы о применяемых в образовательном процессе каналах и средствах информационно-цифрового взаимодействия.
2. Изучить практику использования в образовательном процессе основного и дополняющих каналов информационно-цифрового взаимодействия.
3. Охарактеризовать основные вопросы осуществления информационно-цифрового взаимодействия с обучающимися гуманитарных и технических направлений очной и заочной форм обучения.
Проведенное исследование предполагало постановку следующей гипотезы: использование одного основного средства информационно-цифрового взаимодействия, сформированного зарубежным аппаратным и технологическим обеспечением, при необходимости оперативной смены используемого обеспечения в результате возможного аннулирования лицензий со стороны зарубежных собственников может вызвать сложности при осуществлении образовательного процесса.
Полученные по результатам проведенного исследования выводы характеризуются научной новизной, заключающейся в рассмотрении актуальных вопросов использования технологического обеспечения в процессе цифровизации образовательной деятельности и готовности образовательного процесса к его смене при возникновении необходимости, и базируются на основе опроса обучающихся при помощи анкетирования, сбора и обобщения результатов, а также анализа и формулировки выводов в соответствии с поставленной гипотезой исследования.
Исследование было проведено с использованием статистических методов получения, обработки и анализа информации. Исходными данными для исследования стали результаты опроса мнения обучающихся III и IV курсов гуманитарных и технических направлений очной и заочной форм обучения по теме исследования.
Обзор литературы / Literature review
Основной особенностью при исследовании каналов информационно-цифрового взаимодействия является наличие не только цифровой платформы для электронного обучения, представляющей собой удобную для большинства современных пользователей среду с комплексом обучающих материалов, упрощающих процесс обучения, но и системы управления обучением (LMS), представляющей собой программное приложение, позволяющее вводить элементы управления, администрирования, контроля, отчетности и автоматизации в процесс обучения, повышая этим его эффективность [8]. Таким образом, LMS как технологическое решение выступает обязательным элементом организации образовательного процесса с использованием цифровых технологий. Данный аспект находит свое отражение во многих работах российских и иностранных авторов наряду с другими проблемами.
Так, проблема преобладания в учебных планах теоретического содержания характерна для многих стран. Однако производственная сфера, сфера услуг и иные сферы, определяющие экономическое развитие страны, требуют, чтобы на рынок труда выходили высококвалифицированные специалисты с опытом или навыками профессиональной деятельности, в т. ч. в сфере цифровых технологий. По мнению A. Ак, решению данной проблемы может способствовать использование в образовательном процессе дистанционных лабораторий электронного обучения, ориентированных на работу в сети Интернет и предлагающих курсы с преобладанием практического содержания [9].
Использование информационно-цифровых средств дает возможности применять в образовательном процессе совершенно новые методы. Так, Шу-Чиу Лю в своем исследовании рассматривает возможности использования в качестве основного средства обучения фильмов документального характера. По мнению автора, это позволяет мотивировать обучающихся к размышлению над широким кругом проблем и, таким образом, организовывать углубленное изучение локально значимых аспектов. Цифровая платформа позволяет обучающимся многократно просмотреть документальные фильмы и полноценно ознакомиться с реальными проблемами изучаемой темы, а также провести дискуссию после просмотра, что обеспечивает развитие риторического мастерства и критического мышления, а также понимание значимости проблем [10].
В то же время использование цифровых средств, в частности LMS, в образовательном процессе требует специального программного обеспечения, поскольку процесс внедрения изменений в образовательной сфере является очень сложным и трудоемким и нуждается в средствах, позволяющих анализировать суть происходящих изменений, руководить ими и контролировать их результаты. Решение этой задачи в условиях, когда профессорско-преподавательский состав испытывает озабоченность из-за цифровой трансформации своей деятельности, с применением модели адаптации на основе проблем (Concerns-Based Adoption Model, CBAM) рассматривается в исследовании А. М. Гасайме [11].
При этом результаты других исследований, в частности, проведенных Б. Бервеллом, показывают, что ключевыми факторами, определяющими скорость и степень снижения озабоченности по поводу внедрения LMS со стороны профессорско-преподавательского состава, являются ожидаемая полезность и предполагаемое снижение трудоемкости образовательной деятельности [12].
Необходимо отметить, что обучающиеся также испытывают определенные трудности, связанные с внедрением цифровых средств в образовательный процесс. Так, М. М. Икбал в своем исследовании изучил влияние человеческого фактора на образовательный процесс, поскольку, хотя встроенный инструментарий LMS позволяет проходить обучение в интерактивной форме и получать ответы на вопросы практически в режиме реального времени, в действительности решить возникшую при обучении проблему может быть непросто. Очевидно, что на вопросы обучающихся отвечают преподаватели, использующие онлайн-системы управления обучением (LMS) как канал информационно-цифрового взаимодействия. Вследствие воздействия различных факторов как субъективного, так и объективного характера предоставление ответа может задерживаться. Однако такая задержка, независимо от причин, является серьезной помехой для эффективного обучения и требует решения [13].
Исследования российских авторов также свидетельствуют о том, что в процессе осуществления образовательной деятельности возникают проблемы, связанные с использованием цифровых образовательных технологий. С. В. Боголепова рассматривает в качестве такой проблемы проблему ограниченности ресурсов, вызванную массовизацией высшего образования, требующей применения в образовательном процессе значительных объемов как материальных, так и человеческих ресурсов. Ситуация осложняется тем, что использование цифровых образовательных технологий требует от обучающихся высокой степени активного участия в образовательном процессе и самостоятельности. В частности, внимательная запись лекции по определенной теме и самостоятельный поиск материала по той же теме представляют собой одинаково направленные на изучение материала процессы, однако затраты ресурсов на их осуществление отличаются в разы. Самостоятельное изучение средствами цифровых технологий, что также отмечено в исследовании М. М. Икбала [14], усложняется тем, что «преподаватель часто ограничен по времени и не может обеспечить детальную и своевременную обратную связь с каждым студентом» [15].
В то же время использование LMS в управлении обучением дает технические возможности для решения этой проблемы. Так, И. Ю. Лавриненко отмечает, что использование онлайн-среды как основного или вспомогательного инструмента повышает доступность электронного обучения. Кроме того, это обеспечивает трансформацию взаимодействия участников образовательного процесса, так что помощь в решении вопроса или проблемы обучающийся может получить со стороны других обучающихся. Это определяет повышение эффективности работы с материалами и модулями образовательных курсов со стороны обучающихся. Также преподаватель имеет возможность, благодаря персонализации обучения, «отслеживать и измерять прогресс каждого пользователя» [16].
По мнению В. С. Бедрина, очевидно, что такое широкое и активное использование цифровых технологий приводит в к формированию у обучающегося практических навыков и получению им опыта использования информационных и коммуникационных технологий, позволяющего ему быть способным к применению средств информатизации образования как в процессе прохождения обучения в вузе, так и при участии в образовательном процессе в дальнейшем, в частности при повышении квалификации, прохождении дистанционного обучения и т. п. [17]
Можно предположить, что цифровизация образовательного процесса позволит решить общие проблемы организации российской системы образования. В частности, в исследовании А. Б. Панченко к таким проблемам отнесено то, что в систему образования в России входят элементы, являющиеся разнопорядковыми и невзаимозаменяемыми [18].
В соответствии с выводами Г. Г. Микеровой, для российской системы образования характерен принцип вариативности. Благодаря реализации этого принципа образовательные организации имеют возможность организовывать образовательный процесс с применением множества моделей обучения, в том числе традиционной, инновационной и смешанной моделей. Это определяет возможности развития образования путем апробирования на практике его новых форм. В частности, установление различных вариантов его содержания может позволить образовательным организациям использовать в процессе обучения нетрадиционные формы, развивающие у обучающихся способности к восприятию альтернативной точки зрения и критическому мышлению, что также отмечено в исследовании Шу-Чиу Лю [19]. Однако отмечается, что при этом необходимо обеспечивать «диалог различных педагогических систем и технологий обучения» [20].
Все вышеизложенное определяет необходимость исследования вопросов комплексного использования и взаимозаменяемости таких важных в системе организации образовательной деятельности средств, как средства информационно-цифрового взаимодействия.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
При проведении эмпирического исследования на практике предполагается формирование комплекса характеристик объекта исследования, оценочные значения которых представляют собой результирующие показатели, позволяющие оценить состояние объекта исследования, достигнуть цели исследования и подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. Осуществление всех этих операций возможно благодаря использованию совокупности методов, направленных на получение максимально полной оценки объекта исследования в рамках принятой методологии. Принятая авторами методология исследования должна соответствовать определенным требованиям, в частности, исследование должно быть логически обосновано и на каждой стадии, включая стадию планирования исследования, должны быть определены применяемые методы. Результатом исследования, проведенного согласно методологии, должно выступать получение итогового показателя, соответствующего сформулированной для исследования цели и подтверждающего или опровергающего поставленную гипотезу, что требует от исследователя «сосредоточиться на отражении и рассмотрении внутреннего содержания исследуемых процессов» [21]. При этом полученный в результате исследования показатель может рассматриваться как объективная характеристика поставленной в исследовании проблемы, позволяющая наглядно представить уровень значимости каждого из выделенных в исследовании аспектов [22].
Проведенное исследование базируется на применении комплекса методов, сформированного совокупностью теоретических и эмпирических методов. При этом в рамках комплекса можно выделить методы, условно характеризуемые как базовые, к которым в данном исследовании можно отнести эмпирические методы, при помощи которых был осуществлен сбор и обработка информации для проведения исследования [23].
В процессе исследования были использованы методы получения информации путем опроса в форме анкетирования, обработки полученных данных путем проведения обобщения, а также характеристика исходных данных согласно выбранной для проведения исследования порядковой шкале, при помощи которой проведено распределение исходных суждений [24]. Для повышения наглядности данных исследования были применены табличный и графический методы, позволившие представить данные в наглядной, удобной для понимания форме.
В комплексе с вышеописанными базовыми методами в процессе исследования были применены теоретические методы, позволяющие изучить исходные данные, формирующие «свободно выраженное мнение» [25] обучающихся. Теоретические методы включают в себя метод проверки гипотез и аналитические методы исследования исходных данных, содержащие «различные классификации, позволяющие рассмотреть данную дефиницию по ряду признаков» [26]. Применение теоретических методов позволяет подробно изучить вопросы использования в образовательной деятельности информационно-цифровых средств и возможности их оперативной замены на другие в случае необходимости. Формирование данного комплекса методов позволяет достичь цели исследования – рассмотреть особенности использования информационно-цифровых средств в образовательном процессе и возможность оперативной смены используемого информационно-цифрового средства.
Результаты исследования / Research results
Проведенное исследование основывается на предположении, что в развивающемся процессе цифровизации образования большинство образовательных организаций используют в своей деятельности одно основное средство информационно-цифрового взаимодействия для повышения ее эффективности. Информационно-цифровое взаимодействие упрощает профессорско-преподавательскому составу (ППС) и обучающимся организацию процесса усвоения знаний и формирования требуемых компетенций и повышает экономическую эффективность деятельности образовательной организации, поскольку в современных условиях реализация функций информационно-цифрового взаимодействия обеспечивается совокупностью аппаратных и технологических средств, приобретаемых образовательными организациями либо используемых ими на основе лицензий.
В рамках данного исследования было принято следующее допущение: считалось, что смена используемого в образовательном процессе средства информационно-цифрового взаимодействия возможна в любом случае. Предполагалось, что даже при возможном аннулировании лицензий или прекращении поставок со стороны зарубежных собственников эти процессы затронут не весь объем предложения и образовательная организация сможет найти на рынке замену. Однако наиболее эффективным для образовательного процесса был бы переход не на принципиально новую для его участников образовательную технологию, а на уже применявшуюся ими, пусть и в ограниченном объеме. Охарактеризовать наличие таких дополняющих технологий – одна из задач проведенного исследования.
Исследование базируется на проведенном опросе мнений обучающихся, который был осуществлен путем анкетирования и подробно описан в предыдущих работах при характеристике результатов исследования [27–29]. Однако необходимо отметить, что исходные данные для проведения исследования были получены в результате опроса обучающихся III и IV курсов гуманитарных и технических направлений очной и заочной форм обучения Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева – КАИ (далее – вуза).
Данное исследование можно рассматривать как разведывательное, ориентированное на применение стандартного инструментария и использование базовых методик анализа для сбора и обработки данных.
Для разведывательных исследований характерен ограниченный объем выборки, поэтому в анкетировании принимали участие 150 обучающихся III и IV курсов гуманитарных и технических направлений очной и заочной форм обучения, из которых 100 человек были обучающимися очной формы гуманитарных и технических направлений в равных долях, а 50 человек – обучающимися заочной формы гуманитарных направлений. Все участвовавшие в опросе имели значительный опыт применения информационно-цифровых средств в процессе обучения в рамках реализации цифровых образовательных технологий, характеризующейся в практике вуза, прежде всего, работой с LMS BlackBoard.
При проведении исследования были рассмотрены результаты сбора мнений при проведении анкетирования, в рамках данного исследования будут представлены итоги опроса по отдельным вопросам анкеты (рис. 1).
Рис. 1. Часть формы анкеты для оценки мнений обучающихся
Шкала для ответа на вопросы анкеты представлена простейшей шкалой, единой для всех вопросов и содержащей укрупненные оценки периодичности возникновения объекта исследования, поскольку это позволяет сравнивать результаты исследования, упростить их восприятие и провести их обработку и анализ [30].
Собранные и обобщенные итоги опроса были структурированы в соответствии с формой и направлением обучения респондентов и сведены в таблицу (фрагмент см. в табл. 1), поскольку использование табличного метода представляет собой один из способов обобщения и обработки данных.
Таблица 1
Обобщенное представление ответов для исследованных вопросов
№ п/п |
Направление и форма обучения: гуманитарное (ГН), техническое (ТН), заочная форма (ЗФ) |
Варианты ответов на вопросы |
|
8. Преподаватели в процессе ДО предоставляют возможность персонального обсуждения с ними учебного материала либо получения консультации иными средствами (skype, email, whatsapp и т. п.)? |
9. Насколько часто в период ДО преподаватели предлагают Вам ознакомиться с учебными материалами на иных платформах – Moodle и т. п.? |
||
1 |
ГН |
С |
В |
2 |
ГН |
В |
В |
3 |
ГН |
В |
В |
… |
… |
… |
… |
51 |
ТН |
В |
А |
52 |
ТН |
С |
А |
… |
… |
… |
… |
149 |
ЗФ |
В |
А |
150 |
ЗФ |
В |
А |
Результаты группировки данных в соответствии с распределением ответов среди обучающихся гуманитарных и технических направлений очной и заочной форм обучения были определены в численном значении в абсолютном выражении, на их основе были рассчитаны процентные соотношения по каждой из выделенных групп, и подсчитаны промежуточные и общие итоги результатов опроса. Результаты обобщения и группировки представлены в табл. 2.
Таблица 2
Распределение ответов для вопросов 8 и 9, ед. (%)
Вопрос анкеты
Группировка вариантов ответа |
8. Преподаватели в процессе ДО предоставляют возможность персонального обсуждения с ними учебного материала либо получения консультации иными средствами (skype, email, whatsapp и т. п.)? |
9. Насколько часто в период ДО преподаватели предлагают Вам ознакомиться с учебными материалами на иных платформах – Moodle и т. п.? |
|
ГН |
Никогда |
0 (0%) |
42 (84%) |
Периодически |
35 (70%) |
4 (8%) |
|
Постоянно |
15 (30%) |
4 (8%) |
|
Всего |
50 (100%) |
50 (100%) |
|
ТН |
Никогда |
6 (12%) |
25 (50%) |
Периодически |
25 (50%) |
23 (46%) |
|
Постоянно |
19 (38%) |
2 (4%) |
|
Всего |
50 (100%) |
50 (100%) |
|
ЗФ |
Никогда |
2 (4%) |
39 (78%) |
Периодически |
25 (50%) |
6 (12%) |
|
Постоянно |
23 (46%) |
5 (10%) |
|
Всего |
50 (100%) |
50 (100%) |
|
Итого |
150 (100%) |
150 (100%) |
Рассмотрев результаты опроса, можно сделать вывод, что практически в каждой группе обучающихся есть либо один ответ, имеющий, по мнению респондентов, очевидное преимущество, либо два ответа, набравшие примерно равное число голосов. При дальнейшем исследовании необходимо использовать графический метод для получения наглядных данных.
Так, ответы на восьмой и девятый вопросы в группе обучающихся гуманитарных направлений можно графически представить следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Распределение ответов обучающихся гуманитарных направлений для вопросов 8 и 9, %
Исходя из цели исследования, полученные данные можно интерпретировать следующим образом: гуманитарные направления характеризуются высокой степенью неформальности. Зачастую дисциплины гуманитарных направлений предполагают рассмотрение различных вариантов, являющихся равновероятными или равноценными по эффекту и требующих от обучающихся не столько самих знаний, сколько умения, опираясь на усвоенные знания, обосновать правильность выбранного варианта. Подобный подход является практически единственной возможностью сформировать, в частности, компетенцию, подобную ПК-3: способен прогнозировать и интерпретировать влияние различных факторов на формирование цен на товары, работы, услуги, а также норму прибыли в составе цены, в том числе с использованием информационных интеллектуальных технологий.
Соответственно, в процессе обучения очень важны коммуникативный и временной аспекты, поскольку обучающийся должен иметь возможность оперативной связи с преподавателем, поэтому при ответе на вопрос 8 обучающиеся ни разу не выбрали вариант «Никогда», а вариант «Постоянно» набрал третью часть голосов.
В то же время обучающимся практически никогда (84% ответов) не предлагалось воспользоваться для изучения материалов иными системами управления обучением. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что, в случае необходимости оперативной смены используемой вузом системы управления обучением (BlackBoard), могут возникнуть проблемы, связанные с отсутствием учебных материалов в других системах. Однако активное использование иных средств цифровой коммуникации позволит снизить значимость этих проблем в первое время после их возникновения, а затем в образовательный процесс будут внедрены доступные LMS.
Ответы обучающихся заочной формы гуманитарных направлений на вопросы в целом отражают мнение, сходное с мнением обучающихся очной формы (рис. 3).
Рис. 3. Распределение ответов обучающихся заочной формы для вопросов 8 и 9, %
Представляется высокой вероятность того, что 4% респондентов, заявивших при ответе на вопрос 8 об отсутствии иных способов коммуникации с преподавателем, скорее вследствие личных причин никогда их не используют, чем не имеют такой возможности. Об этом свидетельствует в 1,5 раза большая доля заявивших о наличии подобных коммуникаций на постоянной основе. Также имеет значение специфика заочной формы обучения, не предполагающей регулярного очного общения с преподавателем в процессе обучения и требующей использования иных каналов взаимодействия.
Ответы на вопрос 9 практически полностью идентичны, поскольку снижение на 6% доли обучающихся, никогда не получавших задание ознакомиться с учебными материалами на иных платформах, можно счесть несущественным и объяснимым факторами, рассмотренными ранее.
Ответы обучающихся технических направлений на вопросы демонстрируют совершенно другую ситуацию (рис. 4).
Рис. 4. Распределение ответов обучающихся технических направлений для вопросов 8 и 9, %
Ответы на вопрос 8 показывают, что практически восьмая часть обучающихся технических направлений не имеет возможности оперативной связи с преподавателями для получения консультаций по непонятным вопросам и решения иных возникших в процессе обучения проблем. В то же время почти 40% респондентов используют дополнительные каналы коммуникации в обучении на постоянной основе. И в половине случаев (50% в совокупности) обучающиеся получают возможность постоянно или периодически использовать, помимо LMS BlackBoard, иные системы управления обучением.
По нашему мнению, это связано со спецификой дисциплин технических направлений, являющихся в большинстве своем формализуемыми и требующими усвоения большого объема информации и практического применения усвоенных теоретических знаний. Использование различных информационно-цифровых средств в процессе обучения повышает его эффективность, поскольку дает возможность изучить предметы дисциплин разными методами и с разных сторон, в зависимости от преимуществ используемых средств.
Это упрощает возможную смену используемой вузом системы управления обучением, поскольку первое время обучающиеся будут пользоваться уже имеющимися в их доступе другими системами, содержащими нужные учебные материалы, пусть и в несколько сокращенном объеме или одностороннем виде. Недостаток первоначально может быть нивелирован за счет расширения использования иных средств коммуникации в процессе обучения, а в дальнейшем – восполнен путем применения ранее не используемых LMS
Заключение / Conclusion
Проведенное исследование базировалось на изучении практики использования в образовательной деятельности вуза нескольких информационно-цифровых средств, что объективно упрощает процесс возможной смены используемого информационно-цифрового средства в случае вероятного аннулирования лицензий со стороны зарубежных собственников.
По итогам исследования можно сделать вывод о наличии следующих особенностей использования информационно-цифровых средств, в частности систем управления обучением, в образовательной деятельности: неотъемлемый характер и применение в различных направлениях обучения. В процессе исследования было проведено сравнение практики использования информационно-цифровых средств обучающимися гуманитарных и технических направлений очной и заочной форм обучения на основе анализа мнений по поставленным вопросам. Результат показал, что в целом вследствие объективных причин в образовательном процессе в вузе используется преимущественно один вид информационно-цифрового средства, однако в дополнение к нему применяются различные каналы коммуникации в целях оптимизации образовательного процесса. Ситуация имеет определенные отличия при организации образовательного процесса у обучающихся гуманитарных и технических направлений: первые преимущественно используют большее число различных каналов коммуникации с преподавателем в практике обучения, вторые чаще используют дополнительные источники учебных материалов в виде предложенной преподавателем работы на иных информационно-цифровых платформах.
В целом необходимо отметить, что результаты исследования подтверждают предложенную гипотезу: использование одного основного информационно-цифрового средства при организации образовательного процесса в вузе является преимущественным, поэтому при возможной необходимости оперативной смены используемого программного обеспечения для управления образовательным процессом неизбежно возникнут сложности. Однако с высокой вероятностью период времени их воздействия будет не слишком значительным, и использование иных каналов коммуникации в образовательном процессе позволит снизить его негативное влияние на качество образования.