Введение / Introduction
Мир быстрыми темпами меняется, организации должны постоянно приспосабливаться к этим изменениям. Некоторые из этих изменений вызваны развитием Индустрии 4.0. Индустрия 4.0 – эпоха промышленной революции, где компьютеризация, автоматизация и передовые технологии оказывают существенное влияние на производственные процессы. Индустрия 4.0 принесла огромные изменения, происходит интеграция цифровых технологий в производственные процессы. Примеры таких технологий включают в себя интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и облачные вычисления. Идет полная автоматизация и роботизация – Индустрия 4.0 активно использует роботов и автоматизированные системы для выполнения различных задач в производстве. Это позволяет повысить эффективность и надежность процессов, а также снизить затраты на рабочую силу. Появляются умные производственные системы, которые объединяют различные компоненты и устройства в одну интегрированную систему [1]. Это позволяет управлять производственными процессами в режиме реального времени, оптимизировать загрузку оборудования и снизить потери времени. Индустрия 4.0 основывается на взаимодействии между физическими и виртуальными компонентами производственной среды. Киберфизические системы сочетают в себе физические объекты (например, оборудование, машины) и цифровые технологии, чтобы создать синергию между реальным и виртуальным миром. Индустрия 4.0 меняет и традиционные модели бизнеса. Она позволяет компаниям предлагать новые услуги и производственные модели, основанные на анализе данных и использовании новых технологий. Это может включать в себя предложение услуги «платить за использование» вместо покупки оборудования или предоставление услуги «индивидуального производства» на основе потребностей клиентов. Индустрия 4.0 представляет собой переход к более интеллектуальным, эффективным и гибким производственным системам, которые помогают компаниям достичь большей конкурентоспособности и продуктивности. Особенностью Индустрии 4.0 является общение в режиме реального времени, взаимосвязь и взаимодействие между машинами, людьми и продуктами производства. Компания разрабатывает индивидуальную и оцифрованную интеллектуальную производственную модель, обеспечивающую высокую гибкость для быстрого удовлетворения потребностей клиентов [2].
Индустрия 4.0 принесла много проблем для организаций. Внедрение новых технологий и автоматизация в производстве приводят к сокращению рабочих мест. Технологический прогресс требует работников с новыми навыками, и компании могут столкнуться с трудностями в адаптации существующей рабочей силы к новым требованиям. Индустрия 4.0 основана на сети и связанных устройствах, что создает новые уязвимости и риски для кибератак. Организации должны бороться с ростом киберугроз и инвестировать в защиту информации и данных. Возникновение большого количества данных, генерируемых в результате использования новых технологий, может представлять вызов для организаций. Необходимо разработать эффективные системы сбора, хранения, анализа и использования данных. Индустрия 4.0 требует новых подходов к бизнес-моделям, включая цифровую трансформацию, переход к онлайн-продажам и услугам, а также развитие экосистем совместной работы. Организации, не готовые к адаптации к новым требованиям рынка, могут столкнуться с конкурентными проблемами. Внедрение новых технологий может потребовать пересмотра существующих бизнес-процессов. Организации должны быть готовы к инновациям и гибкости в своих операциях, чтобы извлечь максимальную выгоду из использования новых технологий. В то время как технологии быстро развиваются, законодательство обычно отстает от необходимых регулятивных требований. Организации могут столкнуться с проблемами, связанными с соответствием законодательства при использовании новых технологий [3].
В эпоху Индустрии 4.0 страдает и система образования: становится сложно подготавливать высококвалифицированных бакалавров, которые отвечали бы современным требованиям работодателей. Одной из основных проблем системы образования в век Индустрии 4.0 является несоответствие между учебными программами и изменениями, происходящими в современном мире. Это означает, что учебные программы и методы обучения не всегда отражают новейшие технологии и требования рынка труда. В связи с развитием новых технологий, таких как искусственный интеллект, автоматизация, интернет вещей и дронов, появляются новые профессии и требуются новые навыки. Однако учебные программы не всегда обновляются достаточно быстро, чтобы соответствовать этим изменениям. В результате многие выпускники не имеют необходимых навыков для успешной карьеры в современной промышленности [4].
Другой проблемой системы образования в век Индустрии 4.0 является отсутствие акцента на развитии критического мышления и умений решать проблемы. Вместо этого часто акцент делается на запоминании фактов и прохождении стандартных экзаменов. Это не помогает студентам развивать творческое и критическое мышление, которые являются ценными навыками в современном мире работы.
Третья проблема – ограничение доступа к образованию. В некоторых регионах мира доступ к высшему образованию все еще ограничен, что приводит к неравенству в возможностях раскрытия потенциала. Система образования в век Индустрии 4.0 должна обеспечивать равный доступ и возможности для всех студентов независимо от их социального и экономического статуса [5].
В целом система образования должна быть более гибкой, адаптивной и ориентированной на развитие навыков, которые будут необходимы в современной индустрии. Она также должна быть доступной для всех людей, чтобы максимально использовать потенциал каждого человека и способствовать развитию общества.
С этой точки зрения цель данного исследования состоит в том, чтобы предложить основу для определения требуемых профессиональных навыков бакалавров в эпоху Индустрии 4.0 и предоставить дорожную карту для кадровых работников по персоналу. В рамках этой структуры были определены четыре основных критерия и 41 подкритерий для оценки новых профессиональных навыков. Основные критерии включают готовность рабочей силы, мягкие навыки, технические навыки и предприимчивость. Исследование структурировано следующим образом:
– структура и руководство для процесса отбора навыков для будущих профессий;
– критерии и методы определения набора навыков, необходимых для бакалавров, которые подготавливаются к среде Индустрии 4.0 [6].
Обзор литературы / Literature review
Индустрия 4.0 – это термин, который относится к четвертой промышленной революции, связанной с использованием новых технологий и цифровых систем в производстве. Индустрия 4.0 представляет собой принципиально новый подход к организации производства, включающий в себя автоматизацию, облачные вычисления, интернет вещей, искусственный интеллект и другие технологии. Задачей этой индустрии является создание умной и гибкой производственной системы, которая может быстро реагировать на изменения в рыночных условиях и предоставлять персонализированные продукты и услуги. «Индустрия 4.0 имеет потенциал изменить способ производства и привести к существенному улучшению производительности и экономическому развитию», – отмечает Анна Фомина в своем научном докладе «Индустрия 4.0. Основные понятия, преимущества и проблемы» [7].
Тарасов Иван Владимирович в своем научном труде «Индустрия 4.0: понятие, концепции, тенденции развития» дает следующее определение концепции Индустрия 4.0:
«Концепция Индустрия 4.0 – это концепция, описывающая четвертую промышленную революцию. Эта концепция предполагает автоматизацию и цифровизацию производства с использованием различных технологий, таких как Интернет вещей, искусственный интеллект, облачные вычисления, биг-дата аналитика и другие» [8].
Основой концепции Индустрия 4.0 являются следующие принципы:
– связность: машины, системы и люди связаны между собой в цифровой среде, обмениваясь информацией и взаимодействуя друг с другом;
– распределенные системы: производственные системы состоят из множества различных компонентов, которые могут взаимодействовать и координировать свою работу без централизованного управления;
– автономность: машины и системы способны самостоятельно принимать решения и реагировать на изменения в окружающей среде без постоянного контроля человека;
– реальное время: данные и информация собираются и анализируются немедленно, что позволяет быстро реагировать и принимать решения;
– виртуализация: физические объекты и процессы моделируются и представляются в цифровой среде, что позволяет проводить тестирование и оптимизацию без необходимости реального прототипирования.
Ученые сформулировали следующие выводы об Индустрии 4.0.
Кандидат технических наук, доцент кафедры информационной безопасности и прикладной информатики факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета Виталий Анатольевич Довгаль отмечает в своем научном труде «Интернет Вещей: концепция, приложения и задачи», что технологии интернета вещей (IoT), искусственного интеллекта (ИИ), автоматизации и робототехники играют ключевую роль в Индустрии 4.0, позволяя создавать умные фабрики и производственные системы [9].
Научный сотрудник факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова Мария Александровна Юдина в своем научном труде «Индустрия 4.0: конкуренция за актуальность» отмечает, что Индустрия 4.0 может значительно повысить производительность и эффективность производства, снизить затраты и улучшить качество товаров и услуг. Это осуществляется через автоматизацию процессов, оптимизацию цепей поставок, персонализацию производства и увеличение аналитической мощности [10].
Научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Мария Олеговна Кузнецова в своем научном труде «Риски Индустрии 4. 0 и их влияние на промышленные организации» отмечает, что Индустрия 4.0 создает ряд вызовов и рисков, которые требуют особого внимания. Например, существуют опасения относительно безопасности данных (особенно в случае кибератак), угрозы потери рабочих мест в результате автоматизации и необходимости переквалификации, а также этических и правовых вопросов в отношении использования ИИ и роботов [11].
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления Ирина Леонидовна Авдеева в своем научном докладе «Современный анализ и перспективы развития цифровых технологий в промышленных экономических системах» отмечает: чтобы быть успешными в Индустрии 4.0, компании должны обладать гибкостью и адаптивностью, чтобы быстро принимать изменения. Они также должны инвестировать в обучение своих работников новым навыкам и умениям, связанным с цифровыми технологиями [12].
Исследования показывают, что Индустрия 4.0 приводит к сильному росту производительности и экономическому росту в странах, которые активно ее развивают. Поэтому правительства должны создать стимулы и инфраструктуру для популяризации Индустрии 4.0 в своих странах – так считает доктор экономических наук, профессор факультета экономических наук, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории измерения благосостояния Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Марина Юрьевна Архипова в своем научном докладе «Региональные аспекты развития информационно-коммуникационных и цифровых технологий в России» [13].
«Цель концепции Индустрии 4.0 – повышение эффективности производства, сокращение времени на разработку и запуск новых продуктов, улучшение гибкости производства и повышение качества продукции. Она также предполагает создание новых моделей бизнеса и рыночных возможностей, которые помогут компаниям добиться конкурентного преимущества на мировом рынке», – отмечает Данил Блинов в своем научном труде «Индустрия 4.0»: эра цифрового развития [14].
«Система образования в эпоху Индустрии 4.0 должна быть особенной и адаптированной к требованиям развивающихся технологий и сферы информационных технологий», – указывает Левенцов Виктор в своем научном докладе [15].
Одной из ключевых особенностей системы образования в эпоху Индустрии 4.0 является акцент на развитие цифровых навыков и компетенций. Цифровые технологии играют все более важную роль во всех сферах жизни, включая производство, обслуживание и образование. Поэтому система образования стремится подготовить студентов к цифровой реальности и обеспечить им необходимые навыки для работы с новыми технологиями.
Лейла Умарова считает, что одним из важных аспектов системы образования в эпоху Индустрии 4.0 является развитие навыков решения проблем, критического мышления, креативности и инноваций. В современном мире, где технологии развиваются быстрыми темпами, необходимо учить студентов не только знать информацию, но и уметь применять ее для решения реальных проблем и создания новых технологий [16].
Также система образования в эпоху Индустрии 4.0 акцентирует внимание на развитии междисциплинарных знаний и навыков, считает Амина Бетербиева. Современный мир становится все более сложным и связанным, и студентам нужно быть готовыми к работе в нескольких областях одновременно, взаимодействовать с разными профессионалами и решать сложные задачи, требующие знаний из разных областей [17].
«В системе образования в эпоху Индустрии 4.0 также акцентируется внимание на развитии социальных и межличностных навыков», – говорит Марта Гётц. Современный рынок труда предъявляет высокие требования к командной работе, лидерству, коммуникации и умению работать в межкультурной среде. Поэтому система образования должна предоставлять студентам возможность развития таких навыков, чтобы они могли успешно адаптироваться и работать в многонациональных и межкультурных командах [18].
Настя Щетинина считает, что в целом система образования в эпоху Индустрии 4.0 стремится подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих цифровыми навыками, междисциплинарными знаниями и социальными навыками, необходимыми для успешного существования и профессионального развития в современном мире [19].
Далее рассмотрим влияние Индустрии 4.0 на существующие наборы навыков бакалавров.
Валентина Исайченкова считает, что, поскольку демографическая, технологическая и социально-экономическая неопределенность быстро трансформирует отрасли и бизнес-модели, многие руководители предприятий не уверены, смогут ли они определить подходящие рабочие навыки на будущее, а образовательные учреждения не уверены, смогут ли они подготовить необходимых специалистов, которые бы удовлетворяли работодателей. В этом исследовании менеджерам по персоналу, а также образовательным учреждениям, которые готовят специалистов, предлагается инструмент принятия решений для определения важности различных навыков, необходимых для Индустрии 4.0 [20].
Навык – это умение и способность выполнять определенные действия или задачи с определенной компетентностью и качеством. Навык может быть связан с разными областями жизни (например, профессиональные навыки, социальные навыки, навыки решения проблем, навыки коммуникации и т. д.). Они могут быть приобретены через обучение, опыт работы или практику, постоянно развиваться и совершенствоваться. Навык является важной составляющей успеха во многих областях жизни и может быть определяющим фактором при достижении поставленных целей. Перед тем как начать разрабатывать навык, необходимо понять, какую цель он должен достичь. Цель может быть различной: предоставление информации, выполнение определенных действий, развлечение и т. д. Важно определить аудиторию навыка – определить, кому будет предназначен навык. Это поможет сделать процесс разработки более целенаправленным и удовлетворить потребности пользователей. Функционал навыка – важно определить, какие функции должен выполнять навык. Например, это может быть ответ на определенные вопросы, предоставление определенной информации, выполнение определенных команд и т. д. Важно постоянное обновление навыка, чтобы улучшать его функционал, исправлять ошибки и добавлять новые возможности в зависимости от потребностей пользователей.
Важно помнить, что основы навыка могут варьироваться в зависимости от личности, которой этот навык принадлежит. У некоторых специалистов навыки постоянно совершенствуются, а у некоторых остаются как постоянный алгоритм.
В этом исследовании используются четыре основных навыка. Эти навыки можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, навыки готовности к работе, которые демонстрируют фундаментальные способности, берутся из традиционных образовательных систем и программ развития, такие как составление резюме, самопрезентация и управление временем [21].
Вторая группа включает в себя основные человеческие навыки, обычно называемые мягкими навыками, такие как лидерство, коммуникация, сотрудничество и эмпатия. Наличие сотрудников с хорошими навыками межличностного общения, вероятно, сделает рабочее место более приятным, сотрудники, которые знают, как хорошо взаимодействовать с другими с помощью поддерживающего диалога и проактивности, будут чаще получать одобрение своих идей и будут более удовлетворены своим рабочим местом [22].
В-третьих, классифицируются технические навыки, такие как компьютерное программирование, кодирование и управление проектами и т. д., которые вытекают из новых проектов работы. Самоуправляемые интеллектуальные системы Индустрии 4.0 с автономными функциями создадут новые производственные экосистемы. Таким образом, передовые производственные процессы с использованием киберфизических систем на модульных «умных фабриках» создают взаимодействие машин и человека и симбиотическую реализацию продукта, отмечает Александр Чухров [23].
Четвертая группа состоит из предприимчивых навыков, включающих поиск возможностей и создание различных решений в рабочей среде для связанных с работой задач, таких как инновации, креативность, трудолюбие и готовность к риску, – так считает Татьяна Новикова [24].
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что Индустрия 4.0 представляет собой совокупность технологических инноваций, таких как искусственный интеллект, интернет вещей и автоматизация, которые изменяют способы работы и жизни людей. Важность этой индустрии и ее влияние на образование нельзя недооценивать. Мы выделили несколько аспектов, почему Индустрия 4.0 и образование тесно связаны и имеют огромное значение.
Первый аспект – развитие технологий: Индустрия 4.0 порождает необходимость в новых навыках и знаниях для работы с новыми технологиями. Образовательные учреждения должны быть готовы обучать студентов и работников этим новым навыкам, чтобы они могли успешно внедрять и использовать различные технологии в своей работе.
Второй аспект – автоматизация и снижение рабочей силы: вследствие автоматизации и внедрения ИИ некоторые традиционные профессии могут либо исчезнуть, либо измениться. Важно образовывать людей таким образом, чтобы они могли адаптироваться к таким изменениям. Например, люди могут переквалифицироваться в такие области, которые требуются для разработки и обслуживания новых технологий.
Третий аспект – инновации и конкурентоспособность: Индустрия 4.0 является движущей силой инноваций и развития. Образование играет ключевую роль в подготовке инженеров, программистов и других специалистов, которые могут создавать и разрабатывать новые технологии. Это важно для конкурентоспособности страны в глобальном масштабе.
Четвертый аспект – гибкость и креативность: Индустрия 4.0 требует от работников быть гибкими, креативными и способными решать сложные задачи. Образование должно развивать эти навыки у студентов, чтобы они могли успешно адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда и эффективно решать проблемы.
В целом Индустрия 4.0 и образование тесно связаны друг с другом и играют ключевую роль в развитии современного общества. Использование новых технологий в производстве и жизни требует лучшей подготовки работников, что делает образование особенно важным компонентом успешной адаптации к изменяющимся условиям.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методология исследования
Нами используются систематические и организованные методы и подходы для выполнения научного исследования. Методология исследования включает в себя выбор методов сбора и анализа данных, определение целей и задач исследования, определение целевой аудитории и выбор выборки, разработку инструментов для сбора данных и т. д. Это обеспечивает системность, последовательность и репрезентативность исследования, а также позволяет получить достоверные и объективные результаты.
Нами использовалась методология сравнения. Методология сравнения – это подход к исследованию или анализу, в котором объекты или явления сравниваются между собой для выявления сходств, различий, преимуществ и недостатков. Методология сравнения может быть применена в различных областях, таких как наука, искусство, экономика, социология и т. д.
Существуют различные подходы к проведению сравнительных исследований. Один из них – качественное сравнение, основанное на анализе текстов, документов или качественных данных. Качественное сравнение позволяет выявить различия и сходства между объектами и провести качественную оценку.
Другой подход – количественное сравнение, основанное на статистическом анализе количественных данных. Количественное сравнение позволяет провести численное сравнение и оценку объектов на основе полученных данных.
Методология сравнения также может включать выбор метрик или показателей для сравнения, разработку методов и инструментов сравнения, выбор статистических методов для анализа данных, интерпретацию и объяснение результатов.
Важным аспектом методологии сравнения является четкое определение целей исследования и выбор подходящего метода сравнения в соответствии с этими целями. Также важно учитывать контекст и особенности исследуемых объектов, чтобы сравнение было надежным и адекватным [25].
Структура исследования
Нами разработана структура для представления исследовательской работы по навыкам бакалавров в эпоху Индустрии 4.0. Список критериев включает в себя четыре основных критерия и 41 подкритерий. Основные критерии – готовность рабочей силы, мягкие навыки, технические навыки и предприимчивость. Данное исследование было проведено путем привлечения 20 организаций, проработки четырех основных критериев и 41 подкритерия. Ввелась тесная работа с кадровыми службами организации. Было вовлечено 20 экспертов и 300 сотрудников организации, чтобы вывести закономерности важных критериев и навыков, которые нужны бакалаврам при выпуске в рамках Индустрии 4.0. Список критериев обсуждался с этими экспертами и сотрудниками с помощью интервью.
В табл. 1 показан набор критериев, включая набор навыков, необходимых для Индустрии 4.0.
Таблица 1
Набор критериев, необходимых для Индустрии 4.0
Готовность рабочей силы |
Мягкие навыки |
Технические навыки |
Предприимчивость |
Грамотность |
Коммуникация |
Компьютерное программирование |
Инициатива |
Умение считать |
Критическое мышление |
Кодирование |
Инновации |
Цифровая грамотность |
Творческое мышление |
Управление проектами |
Креативность |
Написание резюме |
Сотрудничество |
Финансовый менеджмент |
Трудолюбие |
Самопрезентация |
Адаптивность |
Механические функции |
Находчивость |
Управление временем |
Лидерство |
Научные задачи |
Устойчивость |
Профессионализм |
Социально-эмоциональное обучение |
Навыки, основанные на технологиях |
Изобретательность |
Этикет |
Командная работа |
|
Любопытство |
Социальные нормы |
Уверенность в себе |
|
Оптимизм |
|
Эмпатия |
|
Принятие рисков |
|
Установка на рост |
|
Смелость |
|
Культурная осведомленность |
|
Деловая хватка |
|
|
|
Ведение бизнеса |
Результаты исследования / Research results
В рамках исследования были выведены веса основных критериев отбора профессионалов для Индустрии 4.0 в табл. 2.
Таблица 2
Веса основных критериев отбора профессионалов для Индустрии 4.0
Критерий |
Эксперт (голос) |
Сотрудник организации (голос) |
Вес (количество голосов) |
Готовность рабочей силы |
5 |
66 |
3 (71) |
Мягкие навыки |
3 |
54 |
4 (57) |
Технические навыки |
7 |
101 |
1 (108) |
Предприимчивость |
5 |
79 |
2 (84) |
Согласно табл. 2, наиболее важным критерием для навыков отбора персонала в эпоху Индустрии 4.0 были признаны технические навыки с весом 108 голосов из 320, за которыми следуют предприимчивость, готовность к рабочей силе и мягкие навыки с весами 84, 71 и 57 голосов соответственно. Причина, по которой получен такой результат, заключается в том, что технические навыки включали в себя наиболее важный набор навыков, основанный на принципах Индустрии 4.0. Анализ результатов показал, что традиционные наборы навыков, включая готовность к работе с персоналом, мягкие навыки и предприимчивость, по-прежнему имеют решающее значение для отбора персонала в эпоху Индустрии 4.0.
Согласно табл. 3, наиболее важным критерием в кластере готовности к рабочей силе была признана цифровая грамотность с весом 15 голосов, за которой следуют грамотность и умение считать с весами 14 и 11 голосов соответственно.
Таблица 3
Веса подкритериев в кластере готовности рабочей силы
Подкритерий |
Количество голосов |
Грамотность |
14 |
Умение считать |
11 |
Цифровая грамотность |
15 |
Написание резюме |
5 |
Самопрезентация |
4 |
Управление временем |
7 |
Профессионализм |
6 |
Этикет |
4 |
Социальные нормы |
4 |
Анализ результатов показал, что среди девяти подкритериев цифровая грамотность, грамотность и умение считать имеют почти 60% общей важности в кластере готовности рабочей силы, по мнению кадровых экспертов и сотрудников организации.
Согласно табл. 4, наиболее важным критерием в кластере мягких навыков было признано критическое мышление с весом 10 голосов, за которым следуют творческое мышление и лидерство с весами 9 и 7 голосов соответственно.
Таблица 4
Веса подкритериев в кластере мягких навыков
Подкритерий |
Количество голосов |
Коммуникация |
4 |
Критическое мышление |
10 |
Творческое мышление |
9 |
Сотрудничество |
5 |
Адаптивность |
3 |
Лидерство |
7 |
Социально-эмоциональное обучение |
3 |
Командная работа |
4 |
Уверенность в себе |
3 |
Эмпатия |
3 |
Установка на рост |
3 |
Культурная осведомленность |
3 |
Анализ результатов показал, что среди 12 подкритериев критическое мышление, креативное мышление и лидерство имеют почти 45% от общего значения в кластере мягких навыков.
Согласно табл. 5, наиболее важным критерием в кластере технических навыков было признано управление проектами с весом 34 голоса, за которым следуют финансовый менеджмент и навыки, основанные на технологиях, с весами 16 и 15 голосов соответственно.
Таблица 5
Веса подкритериев в кластере технических навыков
Подкритерий |
Количество голосов |
Компьютерное программирование |
11 |
Кодирование |
10 |
Управление проектами |
34 |
Финансовый менеджмент |
16 |
Механические функции |
12 |
Научные задачи |
10 |
Навыки, основанные на технологиях |
15 |
Анализ результатов показал, что среди семи подкритериев управление проектами, финансовый менеджмент и навыки, основанные на технологиях, имеют 60% общей важности в кластере технических навыков.
Согласно табл. 6, наиболее важным критерием в кластере предпринимательства была признана креативность с весом 15 голосов, за которой следуют инновации и трудолюбие с весами 14 и 10 голосов соответственно.
Таблица 6
Веса подкритериев в кластере предприимчивости
Подкритерий |
Количество голосов |
Инициатива |
5 |
Инновации |
15 |
Креативность |
15 |
Трудолюбие |
9 |
Находчивость |
4 |
Устойчивость |
6 |
Изобретательность |
4 |
Любопытство |
5 |
Оптимизм |
4 |
Принятие рисков |
5 |
Смелость |
4 |
Деловая хватка |
4 |
Ведение бизнеса |
4 |
Анализ результатов показал, что среди 13 подкритериев креативность, инновации и трудолюбие имеют почти 50% общей значимости в рамках предпринимательского кластера.
В табл. 7 показаны веса подкритериев по общей шкале.
Таблица 7
Вес каждого критерия в целом
Критерий |
Подкритерий |
Количество голосов |
Готовность рабочей силы |
Грамотность |
14 |
Умение считать |
11 |
|
Цифровая грамотность |
15 |
|
Написание резюме |
5 |
|
Самопрезентация |
4 |
|
Управление временем |
7 |
|
Профессионализм |
6 |
|
Этикет |
4 |
|
Социальные нормы |
4 |
|
|
||
Мягкие навыки |
Коммуникация |
4 |
Критическое мышление |
10 |
|
Творческое мышление |
9 |
|
Сотрудничество |
5 |
|
Адаптивность |
3 |
|
Лидерство |
7 |
|
Социально-эмоциональное обучение |
3 |
|
Командная работа |
4 |
|
Уверенность в себе |
3 |
|
Эмпатия |
3 |
|
Установка на рост |
3 |
|
Культурная осведомленность |
3 |
|
|
||
Технические навыки |
Компьютерное программирование |
11 |
Кодирование |
10 |
|
Управление проектами |
34 |
|
Финансовый менеджмент |
16 |
|
Механические функции |
12 |
|
Научные задачи |
10 |
|
Навыки, основанные на технологиях |
15 |
|
|
||
Предприимчивость |
Инициатива |
5 |
Инновации |
14 |
|
Креативность |
15 |
|
Трудолюбие |
10 |
|
Находчивость |
4 |
|
Устойчивость |
6 |
|
Изобретательность |
4 |
|
Любопытство |
5 |
|
Оптимизм |
4 |
|
Принятие рисков |
5 |
|
Смелость |
4 |
|
Деловая хватка |
4 |
|
Ведение бизнеса |
4 |
Согласно табл. 7, наиболее важным критерием в целом было признано управление проектами с весом 34 голоса, за которым следуют финансовый менеджмент (16 голосов), навыки, основанные на технологиях (15), цифровая грамотность (15 голосов), грамотность (15 голосов), креативность (15 голосов) и инновации (14 голосов). Анализ результатов показал, что среди 41 подкритерия семь, а именно управление проектами, финансовый менеджмент, навыки, основанные на технологиях, цифровая грамотность, грамотность, инновации и креативность, имеют общий вес важности 43%. Кроме того, можно видеть, что три наиболее важных критерия были классифицированы в рамках кластера технических навыков, что означает: наиболее важными навыками, необходимыми для отбора персонала в эпоху Индустрии 4.0, являются технические навыки.
Обсуждение
В современном мире важную роль сыграла цифровая трансформация. Цифровая трансформация – это процесс применения цифровых технологий для изменения способа работы организаций и общества в целом. Она включает в себя внедрение новых технологий, изменение бизнес-моделей, оптимизацию процессов и повышение эффективности деятельности.
Влияние цифровой трансформации на будущее огромно. Ниже приведены некоторые аспекты этого влияния:
̶ Экономика: цифровая трансформация способствует росту экономики, поскольку позволяет создавать новые рабочие места, улучшать производительность и повышать конкурентоспособность организаций.
̶ Образование: цифровые технологии вносят изменения в образовательные процессы. Они позволяют создать более интерактивные и доступные методы обучения, обеспечивают доступ к образованию из любой точки мира, а также помогают развивать навыки, необходимые для работы в цифровой экономике.
̶ Бизнес: цифровая трансформация меняет способ ведения бизнеса. Она обеспечивает доступ к новым рынкам и клиентам, улучшает процессы управления, повышает эффективность маркетинга и продаж. Также цифровая трансформация позволяет организациям адаптироваться к изменениям рынка и быстро реагировать на новые требования клиентов.
̶ Социальная сфера: цифровая трансформация вносит изменения во многие аспекты общественной жизни. Она улучшает доступность государственных услуг, позволяет создавать новые формы взаимодействия граждан с государством, обеспечивает возможность дистанционного обучения и работы, улучшает качество и доступность окружающей среды.
̶ Технологический прогресс на основе цифровой трансформации стимулирует развитие новых технологий. Она требует постоянного развития и инноваций в области информационных технологий, искусственного интеллекта, интернета вещей и других областей, что способствует росту научных исследований и развитию новых инженерных решений.
В целом цифровая трансформация имеет огромное влияние на будущее, изменяя способ работы организаций, образовательные процессы, бизнес и общество. Она создает новые возможности, улучшает качество жизни, стимулирует экономический рост и способствует развитию новых технологий [26].
В настоящее время важнейшими критериями управления и распознавания конкурентных рыночных условий, связанных с новыми технологиями, такими как Индустрия 4.0, являются сбор, обработка и анализ данных. Чтобы иметь преимущество во все более конкурентном деловом мире, коммерческие компании должны использовать аналитику данных для получения основанного на данных представления о тенденциях в области трудовых ресурсов и внедрять на практике расширенные программы подбора персонала, графики стимулирования и компенсаций для удовлетворения растущих интересов и целей сотрудников. Системы баз данных по персоналу должны предоставлять мгновенные данные, которые могут быть получены с помощью программных алгоритмов фирмы, используемых для принятия решений о найме рабочей силы и управлении ею. Результатом станет повышение производительности труда и снижение текучести кадров [27].
Другое следствие может быть связано с потребностью в оцифрованной системе управления персоналом. Оцифрованная система управления персоналом является неотъемлемой частью современного бизнеса и имеет ряд преимуществ. Идет централизация данных – оцифрованная система управления персоналом позволяет хранить все данные о сотрудниках в одном месте, что упрощает доступ и обновление информации. Она также позволяет автоматизировать процессы, связанные с управлением персоналом, такие как рекрутинг, найм, оценка производительности, обучение и развитие сотрудников. Оцифрованная система управления персоналом позволяет автоматизировать множество рутинных задач, таких как расчет заработной платы, отпусков и отсутствий сотрудников, что позволяет сократить время и ресурсы, затрачиваемые на эти процессы. Это также улучшает точность и своевременность выполнения этих задач, позволяет упростить коммуникацию внутри компании. Сотрудники могут легко получить доступ к информации о своей заработной плате, отпусках, бенефитах и других важных сведениях. Они также могут напрямую сообщать об отсутствиях, изменениях в рабочем графике и других своих потребностях. Оцифрованная система управления персоналом позволяет легко собирать и анализировать данные о персонале. Можно быстро получить отчеты о производительности, положении дел в команде, затратах на персонал и других показателях, что позволяет руководству принимать информированные решения, основанные на данных, обеспечивая высокий уровень безопасности данных о сотрудниках. Электронное хранение информации позволяет предотвратить потерю или несанкционированный доступ к данным, а также обеспечивает возможность резервного копирования и восстановления данных. В целом оцифрованная система управления персоналом помогает компании улучшить свою эффективность и результативность, упростить процессы управления персоналом и повысить уровень коммуникации внутри организации [28].
Индустрия 4.0 требует объединения бизнес-функций. Это по-прежнему будет сложной задачей для большинства отраслей промышленности. Перед бизнес-компаниями будут возникать все больше и больше проблем в отношении рабочей силы старшего поколения, а также эффективности управления персоналом с использованием новых технологий. Стать самым востребованным и предпочтительным сотрудником для будущей рабочей силы будет непросто. Также непросто будет и системе образования, которая должна готовить специалистов, готовых адаптироваться в этих трансформациях [29].
Заключение / Conclusion
Критерии, классифицированные как готовность рабочей силы, мягкие навыки, технические навыки и предприимчивость, сформировали наилучшую основу для дальнейшего изучения вопросов исследования. Наиболее важным кластером критериев были признаны технические навыки, за которыми следует предприимчивость. Поэтому организации и учебные учреждения должны уделять внимание техническим навыкам, таким как управление проектами, финансовый менеджмент и научные задачи, а также навыкам предприимчивости, таким как инновации и креативность, больше, чем другим критериям, в процессе подготовки специалистов в эпоху Индустрии 4.0.
При подготовке специалистов в новой технологической среде необходимо провести более детальный анализ критериев отбора сотрудников, указанных в качестве подкритериев. Технические навыки, которые необходимо оценить, – это управление проектами, финансовый менеджмент, навыки, основанные на технологиях, и механические функции в порядке убывания.
Второй вывод исследования подразумевает важность предпринимательских навыков, отсортированных от наиболее важных к менее важным, таким как инновации, креативность, трудолюбие и инициатива. Эти навыки имеют решающее значение для того, чтобы быть конкурентоспособными в промышленно развитом деловом мире. Предпочтение при выборе должно отдаваться людям, наделенным ими.
Следующий вывод определяет умеренно менее важные кластеры критериев отбора – готовность рабочей силы и мягкие навыки. Рассчитанные веса критериев могут быть успешно использованы при принятии решений о приеме на работу с заданными весами таких критериев, как цифровая грамотность, общая грамотность и умение считать, а также мягкие навыки, коммуникация, критическое и творческое мышление.
Поскольку процесс сбора данных включает в себя субъективные суждения, результаты этого исследования уникальны и специфичны и, следовательно, не могут быть обобщены. Однако предложенная структура и набор критериев носили общий характер.
В свете постоянно развивающейся Индустрии 4.0 становится все более важной подготовка бакалавров, которые будут готовы к работе в условиях изменчивости современной промышленности. Вот несколько новых критериев подготовки бакалавров для Индустрии 4.0:
1. Навыки цифровой компетенции – современная промышленность все больше основана на цифровых технологиях. Бакалавры должны обладать навыками работы с цифровыми инструментами и знать основы программирования и анализа данных.
2. Разработка навыков работы с робототехникой – робототехника играет важную роль в Индустрии 4.0. Бакалавры должны быть знакомы с основами работы с роботами и уметь программировать и обслуживать их.
3. Умение работать в команде – современные рабочие процессы в Индустрии 4.0 часто включают работу в командах. Бакалавры должны уметь эффективно взаимодействовать с другими членами команды и принимать участие в коллективном решении задач.
4. Знание технологических трендов – Индустрия 4.0 быстро развивается и меняется. Бакалавры должны быть в курсе последних технологических трендов и иметь представление о том, как они могут быть применены в различных отраслях.
5. Гибкость и адаптивность – современная промышленность требует от бакалавров гибкости и способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям.
6. Умение решать проблемы и принимать решения – в Индустрии 4.0 бакалавры сталкиваются с комплексными проблемами, требующими творческого подхода и способности принимать решения на основе доступных данных и аналитики.
7. Владение профессиональными навыками – кроме новых навыков, бакалавры должны обладать традиционными профессиональными навыками, связанными с их специализацией. Например, инженеры должны знать основы инженерии, а экономисты – основы экономики [30].
Новый подход соответствия критериям отбора бакалавров для Индустрии 4.0 поможет выпускникам быть готовыми к современным требованиям для создания хороших перспектив для их будущей карьеры в трудовой деятельности.