Введение
Многие ученые уделяли внимание проблеме благополучия как фактору формирования здоровой личности, учитывая, что к решению проблемы необходимо подходить комплексно, принимая во внимание психические, соматические, социальные и философские аспекты жизни. При этом единства в понимании определения, особенностей и структуры субъективного благополучия нет как среди отечественных, так и зарубежных авторов.
Методология и результаты исследования
Существует два основных подхода к изучению субъективного благополучия: гедонистический и эвдемонистический. Гедонистический подход рассматривается как доминирование положительных эмоций и достижение удовольствия. Приверженцами данного подхода являются концепции Н. Бредберна [1], Э. Динера [2]. Согласно эвдемонистическому подходу, достижение благополучия – это самореализация человека, его личностный рост, установление гармоничных отношений с окружающими [3]. Представители эвдемонистического подхода – А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм.
Одним из приверженцев гедонистического подхода является Р. М. Шамионов, он дает следующее определение субъективному благополучию: «понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности» [4].
А. Е Созонтов в своих работах определяет благополучие как «удовлетворённость жизнью, отсутствие выраженной тревожности, депрессивных симптомов, социальную активность, соотношение позитивных и негативных аффективных проявлений» [5].
Е. Е. Бочарова в проведенных исследованиях установила, что «субъективное благополучие – это сложное социально-психологическое образование, включающее в себя эмоциональные, когнитивные и конативные компоненты, формирующееся в процессе социально-психологической деятельности в системе реальных отношений личности к объектам окружающей действительности и складывающееся на основе социально-психологических установок, ценностей, стратегий поведения» [6].
Проблема субъективного благополучия и его составляющих активно исследуется в отношении студенчества. Молодежь является наиболее активной частью общества, которая переживает формирование мировоззрения, нахождение своего места в социальной структуре общества, обретение психосоциальной зрелости, поэтому представляет особый интерес в исследовании субъективного благополучия.
Студенческий возраст охватывает период от 18 до 25 лет. Ведущей деятельностью в юношеском возрасте можно определить учебно-профессиональную деятельность. В этом возрасте происходит активное становление самосознания, морально-нравственной сферы личности, эстетических, этических и духовных чувств. В юношестве важнейшими личностными факторами становятся: потребность в общении и овладение способами его построения; активно формирующееся теоретическое мышление; мировоззрение; рефлексия, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе; потребность в труде, овладение необходимыми навыками, позволяющими включиться в трудовую деятельность [7].
Согласно концепции Э. Эриксона (1996), результатом развития в период юношества, при нормальной линии развития, является достижение близости: душевная теплота, понимание, доверие, способность делиться с окружающими [8].
В работе О. А. Идобаевой была предложена модель становления личности на разных этапах онтогенеза. Рассматривая результаты проведенного исследования, можно говорить, что показатель психологического благополучия для молодежи – процесс самоактуализации. Ключевым фактором для юношеского возраста является именно эмоциональное благополучие.
Исследования показали, что у существенной части студентов уровень основных психологических новообразований, характерных для данного возрастного периода, недостаточно сформирован. Данные новообразования, такие как рефлексия, наличие жизненных планов, осознание собственной индивидуальности и другие, имеют особое значение для успешной адаптации к различным внутренним и внешним переменам. Этот факт, по мнению О. А. Идобаевой, усиливает склонность студентов к психологическому неблагополучию и делает актуальным оказание психологической поддержки в процессе обучения [9].
Т. Н. Банщикова и М. Л. Соколовский проводили исследование по определению значимых предикторов субъективного благополучия молодых людей. Полученные результаты выявили значимость развитости механизмов регуляции когнитивной деятельности – адекватной оценки себя и результатов своей деятельности, поведения; системы личностных установок, отвечающих на вызовы неопределенности, – стремление к ясности, контролю. Также значимым предиктором субъективного благополучия выступают экстраверсия, добросовестность, дружелюбие, нейротизм. Субъективное благополучие положительно коррелирует с положительными эмоциями и отрицательно – с отрицательными [10].
А. А. Кулик в исследованиях показала различие в структурных и содержательных компонентах субъективного благополучия у студентов первых и выпускных курсов. У студентов первого курса прослеживается взаимосвязь между выраженностью удовлетворения потребности в автономии и удовлетворённостью жизнью, выраженностью удовлетворения потребности в компетенции и аффективного компонента субъективного благополучия. Студенты учатся самостоятельно планировать свою деятельность и поведение, отстаивать собственные суждения и действия. Основным индикатором субъективного благополучия является компетентность как основа успеха и профессионализма. Для субъективного благополучия студентов выпускных курсов уровень компетентности практически не влияет на их субъективное благополучие. Более значимой становится взаимосвязь между выраженностью удовлетворения потребностей в автономии, связи с другими людьми и аффективным компонентом субъективного благополучия. Происходит активное расширение и углубление процесса коммуникации [11].
Согласно исследованиям, проведенным Е. Ю. Григоренко, более выраженные факторы в структуре психологического благополучия студентов связаны с позитивными отношениями с окружением и личностным ростом, а слабее всех выражен фактор управления средой [12].
В работе О. И. Даниленко субъективное благополучие рассматривается как показатель успешного преодоления студентами различных трудностей в рамках учебного процесса. В исследовании студентов старших курсов автор устанавливает связь между переживанием благополучия и степенью готовности студентов к трудностям в учебе. Предусмотрительность выступает самым значимым прогностическим параметром для субъективного благополучия [13].
И. В. Сальникова провела исследование о взаимосвязи удовлетворенности жизнью студентов с компонентами психологического благополучия и психосоциальными факторами, где выявила различия, обусловленные возрастом учащихся. У студентов младших курсов наблюдается обратная связь между удовлетворенностью жизнью и психосоциальным стрессом, что объяснимо большей напряженностью из-за процесса адаптации. Более сильная прямая связь установлена между уровнем удовлетворенностью жизнью и отношениями с окружающими среди студентов младших курсов, которые, согласно автору, больше ценят общение и еще не испытывают кризис интимности, более характерный для студентов старших курсов. Для младших студентов удовлетворенность значимо связана с автономией, у старших же студентов данной связи нет. Связь уровня удовлетворенности и всех остальных факторов, исследованных И. В. Сальниковой, у студентов младших и старших курсов обучения схожа [14].
Авторами данной статьи было проведено эмпирическое исследование уровня субъективного благополучия по методике Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой. В роли респондентов в исследовании приняли участие студенты I и II курсов бакалавриата университета в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст 21,5 года) в количестве 107 человек.
Исследование показало, что большая часть испытуемых имеет средний уровень субъективного благополучия – 53%, 13% респондентов имеет низкий уровень благополучия, при этом у 34% респондентов выявлен высокий уровень субъективного благополучия.
Данные показатели ожидаемы и характерны для студентов младших курсов, что можно объяснить уже пройденной адаптацией и приобретением нового социального статуса и социальной роли, так как исследования были проведены в конце учебного года.
На рис. 1 показаны полученные нами ответы респондентов.
Рис. 1. Уровни субъективного благополучия респондентов
Данные показатели ожидаемы и характерны для студентов младших курсов, что можно объяснить уже пройденной адаптацией и приобретением нового социального статуса и социальной роли, так как исследования были проведены в конце учебного года.
Наиболее высокие показатели среди компонентов субъективного благополучия имеет социально-нормативное благополучие (социальная согласованность жизни, соответствие жизни внутренним и внешним нормам и представлениям) – 427,4 балла. Наиболее низкие показатели в структуре субъективного благополучия у эгоблагополучия (удовлетворенность собой и самосогласованность личности) – 352,4 балла. Данные показатели можно объяснить избирательностью общения, установлением прочных дружеских связей, общением по интересам. Низкий уровень эгоблагополучия, возможно, объясним современными тенденциями завышенных требований к личности и стремлением к социальному успеху, что не всегда соответствует внутренним желаниям студента. Распределение по другим компонентам субъективного благополучия: эмоциональное благополучие – 385,2 балла, гедонистическое благополучие – 367,8 балла, экзистенционально-деятельностное благополучие – 363,7 балла.
На рис. 2 отражены данные по распределению компонентов субъективного благополучия.
Сравнивая общий уровень субъективного благополучия между девушками и юношами, можно сказать, что значимых различий в распределении уровней не обнаружено: половина респондентов имеет средний уровень благополучия: 55,9% – девушки, 48,7% – юноши; высокий уровень благополучия имеют 32,3% девушек и 35,9% юношей; низкий уровень наблюдается у 11,8% девушек и 15,4% юношей.
Для юношей и девушек характерен высокий показатель социально-нормативного компонента благополучия, наиболее низкий показатель у девушек получило эгоблагополучие, у юношей же самый низкий показатель у экзистенциально-деятельностного благополучия. Исходя из этого, можно сделать вывод, что девушки имеют больший уровень притязаний на самосогласованность и самопринятие, а юноши – на самореализацию и достижения в деятельности.
Рис. 2. Распределение среднего балла по компонентам структуры субъективного благополучия
Сравнивая студентов первого и второго курсов, значимых различий мы не обнаружили: средний уровень благополучия выявлен у 57,4% первого курса, у 46,2% второго курса; высокий уровень благополучия выявлен у 32,3% первого курса, у 35,9% второго курса; низкий уровень благополучия выявлен у 10,3% первого курса, у 17,9% второго курса. Наиболее выражен средний уровень субъективного благополучия. По распределению компонентов субъективного благополучия максимальный показатель получило социально-нормативное благополучие – 271 балл у первого курса и 156,4 балла у студентов второго курса. Минимальный показатель у эгоблагополучия – 229 баллов у студентов первого курса и 123,4 балла у студентов второго курса.
При сравнении респондентов с разными уровнями благополучия выявлены наиболее высокие показатели у социально-нормативного компонента благополучия: 221 балл у респондентов со средним уровнем благополучия, 159,2 балла у респондентов с высоким уровнем благополучия, 47,2 балла у респондентов с низким уровнем благополучия. У респондентов с низким и средним уровнями благополучия наименьшие показатели среди компонентов имеет эгоблагополучие (179,2 балла у респондентов со средним уровнем и 31,2 балла у респондентов с низким уровнем благополучия); у респондентов с высоким уровнем благополучия самое низкое значение имеет гедонистический компонент благополучия – 136,75 балла. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для студентов младших курсов удовлетворение базовых потребностей не имеет существенно важного влияния на общий уровень субъективного благополучия, при этом самосогласованность и самопринятие являются существенными факторами в формировании высокого уровня субъективного благополучия.
В целом по данному исследованию можно сделать заключение, что общий уровень субъективного благополучия на среднем уровне, большинство респондентов довольны уровнем жизни. Студенты младших курсов уже прошли адаптацию, приобрели новых друзей, автономность (получили свободу в распоряжении своим временем и некоторую свободу действий), появляется множество новых увлечений и возможности в самореализации. При этом пока не стоит вопрос сдачи итоговых экзаменов и построения планов дальнейшего профессионального пути. Важным становится вопрос повышения эгоблагополучия студентов, что может быть реализовано в виде тренингов уверенности в себе, психологической поддержки, развития культуры самобытности.
Заключение
Таким образом, на основании обобщения материалов статьи по исследованиям таких авторов, как О. А. Идобаева, Т. Н. Банщикова, М. Л. Соколовский, А. А. Кулик,
Е. Ю. Григоренко, О. И. Даниленко, И. В. Сальникова, можно прийти к выводу, что предикторами субъективного благополучия студентов могут выступать адекватная оценка себя и своей деятельности, стремление к ясности и контролю, добросовестность, дружелюбие. Как было показано в работе Т. Н. Банщиковой и М. Л. Соколовского, субъективное благополучие положительно коррелирует с положительными эмоциями и отрицательно – с отрицательными. Важным фактором для юношеского периода является эмоциональное благополучие. А. А. Кулик в своих исследованиях показала, что для студентов старших курсов более характерна потребность в автономии, связи с другими людьми. Для младших курсов значимой является компетентность как основная характеристика успеха и профессионального становления. В своих исследованиях авторы также устанавливают, что субъективное благополучие студентов определяется в большей степени спецификой социальных отношений, возрастными особенностями, чертами личности, способностью к рефлексии и особенностями окружающей среды.
По итогам анализа эмпирического исследования авторов статьи можно сделать вывод, что большая часть испытуемых имеет средний уровень субъективного благополучия, более высокие показатели имеет социально-нормативный компонент субъективного благополучия, более низкие – эгоблагополучие. У девушек выражена значимость самосогласованности и самопринятия, а у юношей – самореализации и достижений в деятельности.