Full text

Введение

 

Сказка как сплав культуры имеет важное значение для психологического развития личности. Подтверждение тому, что сказка является инструментом образования и воспитания, можно найти в следующих высказываниях известных людей.

«Сказка – великая духовная культура народа» (Алексей Н. Толстой) [1].

«Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки» (Альберт Эйнштейн) [2].

«Сказки любят читать не только дети, но и взрослые, тем более если эта сказка о знакомой им жизни, у нее счастливый конец, призывающий не оглядываться назад, на неудачи, а смотреть вперед – где всех ждет успех» (Олег Рой) [3].

«Каждую вещь следует называть ее настоящим именем, и если боятся это делать в действительной жизни, то пусть не боятся хоть в сказке!» (Ганс Х. Андерсен) [4].

«Прелесть сказки заключается в том, что в ней человек полнее всего реализует себя как созидатель. Он “не комментирует жизнь”, как любят говорить сегодня; он творит, в меру возможностей, “вторичный мир”» (Джон Рональд Руэл Толкин) [5].

Сказка является предметом изучения российских и зарубежных ученых: филологов, педагогов, психологов, методистов.

Согласно суждению автора метода комплексной сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, потенциал сказки не ограничивается только работой с детьми. Сказку, как считает автор, можно успешно использовать и в образовании взрослых [6].

«Сказки обращены к чистому и восприимчивому творческому началу каждого человека, к воспитанию внутреннего ребенка как к «проводнику творческой энергии» [7].

Работая со сказкой, «нужно создать условия для продуктивной творческой деятельности». «Потенциал продуктивной творческой деятельности огромен: в этом процессе активно формируется наглядно-образное мышление и зрительная память детей, развиваются речь и воображение, эстетическое восприятие, внимание, логические умения (анализ, сравнение, обобщение)» [8].

«Приобщение к сказкам – это путь освоения важнейших человеческих ценностей, стимул к позитивной социализации» [9].

Существует большое разнообразие видов сказок, среди которых нам интересны авторские сказки. На основе личного опыта проведения выставок живописи мы пришли к умозаключению, что написание сказки по картине художника является действенным средством развития творческих способностей человека.

Активизировать творческий потенциал личности зрителя посредством работы со скрытыми смыслами визуальных образов картины, их «извлечение» и оформление в творческий отклик – авторскую сказку – главная идея исследования. Она возникла при знакомстве с эмоционально-чувственными откликами зрителей персональных выставок художника Дмитрия Патрушева, члена Союза художников России, на художественные образы его картин (с 2006 г.). Позднее – на специально проводимых для всех желающих мастер-классах по сказкотерапии на его персональных выставках (с 2019 г., ведущая – канд. психол. наук Оксана Королева).

В настоящее время сказкотерапия широко применяется в практике психологии. Существует много научных исследований, доказывающих эффективность сказкотерапии в коррекции патологий и деформаций, в развитии когнитивных и творческих способностей человека.

Мы считаем, что написание сказки по картине художника является не только одним из психотерапевтических упражнений в сказкотерапии, но и важным средством раскрытия творческого потенциала человека, который сталкивается с миром живописи и устанавливает диалог с произведением искусства.

В начальных классах школьников обучают написанию сочинений по картине, где важная роль отводится рассматриванию, анализу и пониманию сюжета картины и ее объектов, их взаимодействию и воздействию при созерцании. Описание по картине в этом случае ограничивается сюжетом картины и требует точного и грамотного изложения, как правило, по плану [10].

Написание сказки по картине абсолютно творческий процесс, который часто не ограничивается смыслами визуального образа. В результате анализа текста сказок по картинам художника следует констатировать, что изображение картины может служить основой для построения сюжета всей сказки, а также для любой ее части (начала, конца и др.). Часто картина служит лишь сценой для развития сюжета сказки с героями, которых нет на полотне, или сюжет сказки может выходить за пределы содержания картины (примеры см. в табл. 2). Отсутствие ограничений дает автору сказки свободу выбора для развития сюжета, активизирует его воображение и фантазию, развивает когнитивные процессы и творческие способности.

Авторские сказки также отражают индивидуальное художественное сознание, индивидуальный стиль автора [11]. В своей практике мы неоднократно наблюдали несколько сказок с разными сюжетами и смыслами, которые были написаны несколькими авторами по одной картине.

Написанные сказки по картинам мы рассматриваем в первую очередь как результат творческого процесса, состоявшегося на основе диалога между зрителем и произведением живописи, который приводит к появлению зрительского отклика – текста авторской сказки по картине. В данной статье сказка не рассматривается как источник сведений для последующего анализа психологического состояния и установок личности автора, если только последнее не противоречит духовно-нравственным установкам общества. Тогда, безусловно, необходима работа психолога.

Следует отметить наличие большого количества методических рекомендаций для написания сказок в печатном и электронном виде. Однако в настоящее время научные статьи и методические материалы, посвященные написанию сказок по картинам художников, не представлены в научном обороте.

Отсутствие методического сопровождения для написания сказок по картинам художников, которое можно было бы применять, в том числе совместно с выставочной деятельностью, для развития творческих способностей, определило актуальность исследования.

На основе вышеизложенного были сформулированы

объект исследования: синтез живописного образа и сюжета сказки, способствующего развитию творческого потенциала личности;

предмет исследования: теоретические и методические материалы, используемые при написании сказок по картине художника;

цель исследования: разработать, обосновать и апробировать методические материалы для написания сказки по картине художника, которые могут использоваться в широкой практике развития творческого потенциала личности;

задачи исследования:

– обобщить сведения о сказке и представить в структурированной форме для лучшего восприятия и использования в качестве методического сопровождения;

– разработать и апробировать алгоритм для написания сказки по картине художника, представив его методическую и психологическую структуру, раскрыв процессуальную сторону активизации когнитивных процессов и развития творчества при написании сказки по картине.

 

Методология и результаты исследования

 

На первом этапе исследования (2018–2019 гг.) произошел отбор, анализ и обобщение научно-теоретического и методического материала для написания сказки.

На втором этапе исследования (2019–2020 гг.) составлены методические материалы по написанию зрителями авторской сказки по картине художника в краткой структурированной форме: теоретические сведения о сказке, алгоритм написания сказки и технологии поиска сюжета и выбора героев сказки по картине художника. Данные материалы вошли в учебное пособие «Смыслы живописи: Сюжеты – Сказки – Образы» [12].

На третьем этапе исследования (2019–2023 гг.) были апробированы методические материалы по написанию авторских сказок по картине художника в разных формах (учебные занятия и мастер-классы по сказкотерапии, выставки живописи), сделаны выводы (см. ниже).

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования; анализ, синтез, обобщение; моделирование; оценка результатов практической деятельности; наблюдение; опрос; беседа.

В результате изучения научных и научно-методических материалов ниже представим теоретические сведения о сказке в краткой и удобной форме для восприятия самому широкому кругу читателей. Данный материал может использоваться и в качестве методического сопровождения на занятиях по сказкотерапии.

 

Любимая сказка – метафора возможного будущего

Сказка всегда была связана с миром человеческой фантазии, она плод многовекового творчества людей, зафиксированный в культуре и ее традициях.

Толковый словарь русского языка характеризует сказку как «повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил»; выдумку, ложь (разг.), «то же, что чудо» [13].

Российский исследователь Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева указывает на многообразие значений сказки в жизни человека:

– это инструмент передачи опыта «из уст в уста» молодому поколению необходимых моральных норм и правил; способ осознания и воспитания отношения к миру, древнейший способ социализации;

– это нарратив – слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его;

– это инструмент эффективного развития фантазии, творчества и усвоения основных механизмов поиска для разрешения трудностей и принятия решений [14].

Обращаясь к эмоционально-чувственному миру ребенка, текст сказки дает ответы на ключевые нравственные вопросы, разрешаемые человеком на протяжении всей жизни: в чем смысл жизни, какую сторону принять в борьбе добра со злом, что такое любовь и предательство, жизнь и смерть, какова цена поступка/подвига.

Любимая сказка – важное свидетельство внутренней жизни будущего взрослого. Анализ такой сказки помогает не только понять причины привлекательности сюжета или образов конкретных героев, но и установить причинно-следственную связь между событийной наполненностью сказки и эмоционально-чувственным миром читателя.

С течением жизни отношение к сказке может трансформироваться. Это означает, что происходит духовный рост человека: он перерастает проблемы прошлого, осознаёт стоящие перед ним вызовы и задает себе новые жизненные вопросы, обеспечивающие движение вперед.

 

Рождение сказки. Как я могу стать автором

Попытка создать и разобрать «сказочный план» необходима не только для понимания смыслов уже придуманных и сочиненных текстов, но и для приобретения собственного творческого опыта. В этом разделе обобщены и представлены те полезные теоретико-практические знания, которые помогут в написании собственной авторской сказки.

Существует большое многообразие сказок. Есть сказки-присказки, сказки-новеллы, сказки-легенды, сказки-небылицы, сказки-пародии и др.; детские и взрослые; народные/фольклорные, литературные и авторские; старые и современные сказки; философские, психологические и др.; волшебные сказки и сказки-страшилки; «докучные» (сказка про белого бычка) и др. Большой вклад в их изучение внесли такие исследователи, как А. И. Никифоров, В. Я. Пропп, С. Томпсон, а также современные ученые-филологи, психологи, разрабатывающие теоретические аспекты феномена сказки и возможности ее практического применения, в том числе в формате сказкотерапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.).

 

Жанры сказок

– Сказка о животных.

– Волшебная сказка.

– Новеллистическая сказка.

– Анекдотическая сказка.

– Небылица.

 

Жанровые особенности сказки

– Волшебство (волшебные предметы, волшебные превращения).

– Деление персонажей на положительных и отрицательных.

– Изображение борьбы добра со злом. Или перерождение. Или испытания.

– Хороший конец.

– Развлекательный и поучительный характер (воспитательный и обучающий).

Таблица 1

Элементы сказки для написания и ее анализа

 

Элементы сказки
по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой

Характеристика

Тема

Любая, по замыслу автора с опорой на картину

Главный герой
(ГГ)

Обычно яркий образ, положительный или отрицательный, который типизирован или индивидуализирован. По ходу сказки перевоплощается из одной социальной роли в другую

Другие действующие лица (ДДЛ)

Положительные или отрицательные, могут быть типизированы или индивидуализированы

Отношения между
ГГ и ДДЛ

Определяются замыслом сказки. Проектируется возможный нравственный поворот для героев сказки, который определяется моралью сказки

События

Придумываются события вымышленные или пересказываются реальные, в которых раскрываются отношения между ГГ и ДДЛ, где описываются трудности, их преодоление, а также имеющиеся и недостающие ресурсы героев сказки. События могут происходить последовательно линейно. Часто имеет место троекратность повторения событий

Трудности
и преодоление трудностей

Ресурсы имеющиеся
и недостающие

 

Средства художественной выразительности в народных сказках

Олицетворение – наделение животных, предметов, явлений природы человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами, мыслями.

Гипербола – непомерное преувеличение изображаемого явления.

Эпитет –определение, которое добавляется к слову для большей выразительности.

Сказка – это всегда особая форма повествования (часто вымысла, иногда реальных событий) и построения.

 

Композиционный строй сказки

 

Композиционные закономерности развития сюжета сказки

Закон композиционного стержня.Сказка бывает с одним или двумя героями. Два героя равноправны; два героя неравноправны; герой и помощник; два героя – противники. Главная роль отводится одному или двум героям, вокруг которых разворачиваются события, которые и становятся стержнем сказки.

Закон повторения динамических элементовприменяется для замедления и усложнения общего хода сказки: окончание последовательности действий одного героя и перетекания в последовательность аналогичных действий другого героя. Повторение возможно два, три или более раз. Развитие таких действий похоже на спираль, отличия будут в персонажах, мотивах действия или эпизодах. Примером могут служить сказки о трудных задачах. Например, в сказке «Морозко» одинаковые события происходят с падчерицей и родной дочкой; в сказке «Царевна-лягушка» задание с поиском невест было дано трем сыновьям.

 

Стиль написания и язык повествования сказки

1. Стиль написания сказки (лаконичный или художественно-выразительный), ее поэтика, определяются самим автором.

2. Сказка пишется от первого или от третьего лица, от имени одного из героев сказки. Иногда применяют смешанное или безличное повествование.

3. Герои сказки имеют особые запоминающиеся характеристики, наполненные олицетворением, гиперболой и эпитетами («Баба-яга – костяная нога»).

4. Используются жанровые особенности народных и волшебных сказок.

  • Присказка. Зачин – это первые вступительные фразы или слова в сказке. Часто сказка начинается присказкой, то есть своеобразным вступлением, содержание которого прямо не связано с содержанием сказки. Если сказка начинается с зачина «Жили-были...» или «В некотором царстве, в некотором государстве...», то присказки может не быть.
  • Устойчивые сказочные формулы и повторы. В тексте используются устойчивые выражения («Пир на весь мир»), повторения одних и тех же слов или целых фраз («Едет он день, едет второй, едет третий день…»). Часто такие формулы необходимы для соединения деталей сюжета.
  • Эпитетынеобходимы в тексте для большей выразительности («буйная головушка»).
  • Концовка. Мораль– это заключительная строчка, логический поучительный вывод или шаблонная фраза финала («Стали жить-поживать да добра наживать»). Иногда концовка совсем не связана с содержанием сказки и, как присказка, бывает краткой и распространенной. Зачин «Жили-были...» и концовка «Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец» могут быть встроены в любую сказку.

5. Сказки рассказывают или читают с особенной сказочной эмоциональной интонацией.

 

Технологии поиска сюжета и выбора героев сказки

Технология «Композиционный стержень»

Стержень вашей сказки – то, что зафиксировало ваше внимание на картине (яркий предмет или фигуры, свет, цвет, порождающий невидимого героя, и т. п.). Это и станет главным героем (или героями) сказки. Можно определить друга или помощника главного героя. Наделите его (их) качествами, которые вам нравятся или, наоборот, вызывают отрицательные эмоции, опишите их внутреннее психологическое состояние. Посмотрите глазами героев на то, что происходит внутри картины.

Технология «ТРИЗ “Морфологический ящик”»

1. Подготовьте таблицу (морфологический ящик), см. ниже.

2. Выберите 3–4 понравившиеся сказки из первой главы этой книги.

3. В каждой ячейке строки таблицы напишите название сказки и ее героев. Количество сказок будет зависеть от сюжета картины и количества действующих героев. Пример см. в табл. 2. Таблица составлена на основе сказок из авторского учебного пособия [15].

Таблица 2

Герои сказок по картинам художника

 

Название

сказки

Действующие герои

1

2

3

4

5

Утренний свет

Груша

Груша

Груша

Прекрасная роза

Увядшие цветы

Сад Хосе

Анита

Пабло

Родители

Дядя Хосе

Жители города

Первая зима

Котенок

Белка

Добрые люди

Девочка

Мама девочки

Далекий маяк

Корабли

Яхты

Яхта

Маяк

Звезда

 

4. Прочитайте героев сказок в пронумерованных столбцах таблицы. Это будут действующие герои для ваших новых сказок. Выберите любой вариант действующих героев для вашей сказки (1, 3 или другой), который будет задаваться сюжетом картины. Характер и особенности героев можно менять.

5. Нельзя вводить новых героев, которых нет в таблице.

 

Технология «Невероятные путешествия и приключения»

Детям и подросткам можно выбрать героев из книг или детских журналов и с ними придумать необычные приключения по сюжету картины, в которых будут испытания, или конфликт, или борьба добра со злом.

Технология «Чудесные изменения образа»

Выберите малосимпатичный образ на картине. Опишите его и отметьте, что вам в нем не нравится, а затем, придумывая сюжет, измените этот образ в лучшую сторону (история перерождения).

Технология «Старая сказка на новый лад»

Вспомните любимую сказку детства, которую вы готовы были слушать или читать постоянно. Погрузите героев любимой сказки в сюжет и атмосферу картины. Проследите, как изменяются характеры героев и сюжет повествования.

 

Методы написания сказки по картине художника

Помните:

– что изображение картины может служить основой для построения сюжета всей сказки в целом, а также для любой ее части: начала (экспозиции, завязки), центральной части (развития сюжета, кульминации), финала (развязки и заключения);

– сюжет сказки может выходить за пределы содержания картины.

Алгоритм написания сказки по картинам

I этап. Подготовка к написанию сказки

1. Выберите одну картину

Напишите ее название

 

 

 

 

2. Ответьте на вопросы

Что привлекло ваше внимание в ней: колорит, основные и дополнительные объекты/персонажи и пр.? Какие чувства вызывает сюжет картины, ее объекты? Какие сказочные ассоциации возникают при восприятии картины, ее объектов?

       

Изображение картины может служить основой для построения сюжета всей сказки в целом или для любой ее части. Сюжет сказки может выходить за пределы содержания картины.
Воспользуйтесь технологиями для поиска героев сказки и ее сюжета:
«ТРИЗ “Морфологический ящик”»,
«Композиционный стержень», «Невероятные путешествия и приключения», «Чудесные изменения образа», «Старая сказка на новый лад»

II этап. Проба пера

1. Выберите, кому адресована ваша сказка

Взрослому / подростку / ребенку

 

 

2. Определите жанр вашей сказки

О животных / волшебная / новеллистическая / небылица

 

 

3. Придумайте тему и идею.

 Придумайте название сказки

  • С опорой на картину
  • Должно отражать заложенный смысл

 

 

4. Придумайте место, где будет разворачиваться сюжет

С опорой на сюжет картины

 

 

5. Определите главного героя и действующих лиц вашей сказки.

Люди / животные / предметы / явления. Напишите их

 

– Проработайте их образы.

  • Положительные / отрицательные

– Определите их характеры.

  • Применяя олицетворение / гиперболу / эпитеты

– Придумайте развитие сюжетных линий каждого героя, их взаимоотношения с другими действующими лицами

  • События / ресурсы имеющиеся и недостающие / трудности / конфликт / борьба добра со злом / преодоление трудностей / испытания / перерождение

 

 

 

6. Составьте план:

 

 

 

 

7. Выберите

 стиль повествования

  • Лаконичный / художественно-выразительный;
  • диалог героев / монолог рассказчика (от первого / от третьего лица / от имени одного из героев сказки); смешанное или безличное повествование;
  • применяя присказки / устойчивые сказочные повторы

 

 

8. Начните писать сказку

Дайте волю своей фантазии

       

III этап. Акт презентации сказки

1. Написав сказку, прочитайте ее. Оцените, что вы стали автором новой сказки

Читайте выразительно, используя многообразие эмоциональной палитры.

Обязательно похвалите себя

 

 

2. Представьте сказку близкому человеку

Понаблюдайте за его реакцией

 

 

3. Проведите презентацию вашей сказки в кругу родных и близких

Подпишите свою сказку. Оцените акт творчества

Вдохновляйтесь творчеством и сами становитесь творцом!

     

 

Ниже в таблице в обобщенной форме представим обоснование основных этапов написания сказки по картине художника с точки зрения методики и психологии. Методические аспекты направлены в первую очередь на оптимальную структуру, точность и полноту формулировок. Мы полагаем, что этот алгоритм можно использовать в широкой практике творческой деятельности, в том числе самостоятельно без ведущей роли психолога, так как в его основе сконцентрированы теоретические сведения о сказке. Психологические аспекты раскрывают процессуальную сторону этого алгоритма с точки зрения активизации когнитивных процессов и развития творчества при написании сказки.

Таблица 3

Методическая и психологическая структура
алгоритма написания сказки по картине

 

№ этапа

Название этапа

Когнитивные процессы

Методическая структура

Психологическая структура

I этап

Подготовка к написанию сказки по картине

Этап восприятия

– Восприятие картины;

– осознание своего эмоционально-чувственного отклика на сюжет и образы картины;

– анализ (расчленение композиции картины на детали, образы и т. п.);

– осмысление сюжета, образов и деталей картины через сравнение и обобщение их взаимосвязей;

– перенос сюжета, образов и деталей картины на сказочный сюжет (ассоциативное мышление) или на технологии для поиска сюжета сказки и ее героев

II этап

Проба пера

Этап погружения
и интеграции [16]

– Придумывание (творческое воображение и фантазирование);

– анализ, синтез, обобщение;

– активизация творческого потенциала;

– развитие волевой сферы, внимания и логики;

– развитие навыков в написании сказки – письменных текстов

III этап

Акт презентации сказки

Этап рефлексии

– Раскрытие творческого потенциала;

– развитие речевого аппарата;

– самоанализ, рефлексия;

– самооценка и оценка деятельности

Напутствие

Вдохновляйтесь творчеством и сами становитесь творцом!

Этап мотивации на творческий процесс

– Побуждение к действию, творчеству;

– настрой на положительный результат

Следует пояснить, что акт презентации сказки нами осознанно включен в алгоритм написания сказки, так как этот этап имеет большое значение для максимального раскрытия творческого потенциала личности. Написанная сказка по возможности должна обрести форму, которую можно представить адресату (самому себе, своим близким или друзьям). Сказка может быть прочитана с выражением и по ролям, может быть представлена в аудиоформате. Именно этот акт позволяет автору увидеть завершение длительного творческого процесса и тем самым – повысить свою самооценку.

Предлагаемая нами последовательность написания сказки по картине также соответствует этапам деятельности по приобщению к миру прекрасного: «обращение и погружение в прекрасное»; «самореализация в мире прекрасного»; «интеграция ценностей прекрасного» [17].

Апробация методических материалов осуществлялась в разных формах образования и досуговой деятельности: на занятиях и на мастер-классах по сказкотерапии, которые проводила психолог О. Королева; на выставке живописи Д. Патрушева. Выставка как «ситуация встречи с прекрасным носит диалогический характер» и раскрывается по-разному – через «ситуации эмоционального воздействия; рефлексивные ситуации; эмпатические ситуации; ситуации самореализации» [18].

Занятия по сказкотерапии в рамках курса «Арт-терапии» были проведены для 56 студентов-дефектологов (бакалавров и магистров) Вятского государственного университета (11 человек в 2019 г.; 31 человек в 2022 г.; 14 человек в 2023 г.). Сначала на занятиях в аудиторное время студенты изучали теоретические и технологические аспекты написания сказки по картинам художника (не менее 4 ч), а во внеаудиторное время после посещения выставки писали сказки по картинам.

Серии мастер-классов по сказкотерапии были проведены в рамках Дня защиты детей (Инженериум ВятГУ, июнь 2023 г.) на выставке «Цветы детства» со студентами-историками, социологами, организации работы с молодежью Вятского государственного университета. Всего приняло участие 42 человека. Следует отметить, что эти мастер-классы проходили на одной из творческих площадок праздника. Для написания авторских сказок участникам было предоставлено комфортное и тихое от праздничного шума место на террасе, окруженной зелеными растениями и картинами. Студенты писали сказки в течение одного часа после проведения ознакомительной беседы в малых группах. Студентам также были выданы листы формата А4 с алгоритмом по написанию сказки.

Следует отметить, что студенты самостоятельно выбирали картину, по которой будут писать сказку. Все сказки, написанные студентами, были проработаны с психологом в индивидуальной беседе.

В результате анализа сказок, опросов и бесед со студентами следует отметить:

– все студенты (98 человек, 100%) написали сказки по картине художника и положительно оценили опыт написания сказок, особенно индивидуальную беседу с психологом по анализу текста сказки;

– для 95 студентов (96,9%) это был новый опыт деятельности;

– 86 студентов (87,8%) высоко оценили свою сказку;

– 83 сказки (84,7%) можно читать аудитории. Отметим, что преимущественно их авторами стали студенты-дефектологи (56 человек, с которыми проводились учебные занятия по сказкотерапии). Сказки, которые были написаны дома без ограничения времени, отличаются тщательной проработкой;

– 76 студентов (77,6%) захотели прочитать свои сказки своим друзьям и близким;

– студенты, которые писали сказки на мастер-классах, выразили мнение, что если бы время на написание сказки было увеличено, то результат был бы еще лучше. Выданный им алгоритм написания сказки, безусловно, им помог. Студенты отметили, что, с одной стороны, алгоритм носит направляющую функцию, с другой – не зажимает и не ограничивает фантазию;

– все студенты подтверждают, что такая работа, безусловно, развивает творческий потенциал личности.

Высокие результаты у обучающихся позволяют судить о том, что разработанные методические материалы, в том числе алгоритм написания сказки по картине, имеют пользу при организации занятий по сказкотерапии. Часть написанных студентами сказок вошла в указанное выше авторское учебное пособие. Ниже в табл. 4 приведем некоторые примеры сказок, написанных по картинам художника Д. Патрушева.

Следует отметить, что все сказки имеют высокую духовно-нравственную основу. Они интересны детям и взрослым. В них любопытны и выбор героев, и сюжеты, особенно в сравнении с композицией картины. Безусловно, готовые авторские сказки – это новый творческий продукт, в основе которого лежит синтез живописи и литературного творчества, позволяющий установить диалог зрителя с произведением искусства.

Таблица 4

Сказки по картинам художника

 

Картина. Название

Сказка

 

На веранде

2021. Холст, масло. 70x50 см

Название сказки: «В поисках добрых дел».

Действующие лица: мальчик Пьер, Старушка-волшебница, Домовой, Три яблока, Цветок, Бабочка.

Идея сказки: не надо грубить и вредничать; надо помогать тому, кто нуждается в помощи

 

Оperetta

2011. Холст, масло. 50x70 см

Название сказки: «Маленький кораблик».

Действующие лица: Маленький кораблик, Огромный теплоход, Толпа встречающих людей.

Идея сказки: о пользе учения

 

Светлячок

2017. Холст, масло. 50x70 см

Название сказки: «Светлячок и Солнце».

Действующие лица: Светлячок, Солнце.

Идея сказки: об ответственности к своей работе

Выставка живописи Д. Патрушева «Сказки лета» в трех частях проходилав белом геокуполе в Ботаническом саду Вятского государственного университета (июнь – сентябрь 2023 г.). Зрителям выставки были представлены экспозиция картин и звучащие по ним сказки, а также этикетки к картинам с мотивирующими к действию высказываниями известных людей, аннотация к выставке с описанием концепции выставки, а также на листах формата А4 «Алгоритм написания сказки по картине художника». Гирлянда с горящими лампочками над картинами, красивые мелодии также создавали особую атмосферу выставки.

Следует отметить, что многие посетители выставки были удивлены и восхищены идеей объединения живописи и сказки, внимательно рассматривали картины, слушая аудиосказки. 100 экземпляров алгоритма написания сказки по картине художника разобрали в первые три дня работы выставки, что говорит о воздействии такого формата на посетителей и формировании импульса к написанию сказки. Некоторые зрители делились замыслами своих сказок по картинам, экспонируемым на выставке. Следует отметить, что одинаково позитивно отзываются о таком формате выставки и дети, и взрослые, в том числе люди преклонного возраста, проявляя эмоции радости, удивления и иногда слезы. Многие отмечали, что звучащие сказки позволяют шире взглянуть на сюжет картины и вызывают желание попробовать написать свою сказку, а иногда и свою картину по уже написанной сказке. Это подтверждают отзывы зрителей выставки: при входе в зал «сразу появилось ощущение праздника», «прошел “загруз” от рабочего дня», «необыкновенная атмосфера» и т. п.; после выставки «появилось ощущение восторга и полета», «желание творить», «хочется пересмотреть свой порядок жизни, чтобы творчески действовать!» Всего посетило выставку, реализуемую в трех частях, 9049 человек (первую часть – 2417 человек, вторую часть – 2822 человека, третью – 3910 человек).

В нашем исследовании выставочная деятельность как мотивационная среда для написания авторских сказок была организована в трех разных форматах.

Первый формат – выставки живописи, которые давали возможность зрителям познакомиться с картинами художника Д. Патрушева и пережить состояние вдохновения (2006–2008 гг.).

Второй формат – мастер-классы или практикумы по сказкотерапии «на полях» выставок (2019–2023 гг.), предполагавших непосредственное написание сказок зрителями.

Третий формат – традиционная выставка с дополнительными вербальными и аудиосредствами. Согласно концепции выставки «Сказки лета», реализованной в арт-пространстве Ботанического сада Вятского государственного университета (она описана выше), необходимо было создать особую среду погружения в мир прекрасного и побуждения зрителя к творчеству и авторскому осмыслению произведений живописи.

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволило обосновать представленные в статье методические разработки по написанию сказок по картинам художника для использования в широкой практике развития творческого потенциала личности; апробировать их в разных формах занятий и досуговой деятельности и констатировать следующие результаты:

– установлено, что синтез живописи и литературного творчества зрителя побуждает к более личному восприятию искусства, дает импульс к авторскому творчеству, установлению взаимного диалога между зрителем и произведением искусства;

– сформулировано определение понятия «авторская сказка по картине художника», которое трактуется как текст, созданный в результате синтеза эмоционально-чувственного восприятия живописи и сказочного мышления автора, которое определяется его фантазией, воображением, культурным кругозором, способностью к свободе творчества и особенностями индивидуального стиля письма;

– проанализированы теоретические сведения о феномене сказки и представлены в форме, удобной для восприятия и использования в качестве методического сопровождения творческих практик; на их основе разработан алгоритм написания сказки по картине художника и представлена его психологическая основа творческой деятельности; составлен список технологий для поиска сюжета и выбора героев для написания сказки по картине;

– выявлено, что алгоритм написания сказки по картине формирует векторную заданность творческого процесса, приводя к появлению конкретного результата – созданию авторского текста; применение таким практикам можно найти в развивающей образовательной и художественной среде, стимулирующей проявление потаенных способностей личности (на занятиях и мастер-классах по сказкотерапии, выставках живописи и пр.);

– подтвержден тезис о том, что сказка по картине создает большие возможности для диалога между зрителем и произведением искусства при реализации выставочных и образовательных проектов; написание авторских текстов по картинам функционально применимо и в арт-терапии (в частности, сказкотерапии), и в сфере досугового и семейного саморазвития без ведущей роли психолога; алгоритм написания сказки по картине как направляющий вектор самостоятельной творческой деятельности может применяться в обеих этих сферах;

– выявлено, что звуковая среда выставки, знакомящая зрителей со сказками, написанными по картинам художника, оказывает позитивный эмоциональный настрой и вызывает чувственный отклик у посетителей (детей и взрослых), побуждая многих из них написать собственную авторскую сказку по картине.

Разработанные и представленные в статье методические материалы будут полезны для развития творческих способностей личности в естественной связи с теми социальными и психолого-педагогическими задачами, которые стоят перед системой школьного и дополнительного образования, а также самообразования детей и взрослых в процессе организации их досуговой деятельности и семейного воспитания.

Полученные результаты исследования в формате авторских сказок по картинам художника требуют дальнейшего научного осмысления, в частности, взаимосвязь художественных образов живописных полотен и текстов сказок, возникающих как творческий зрительский отклик; качественный анализ содержания сказок в аспекте их влияния на личность читателя.