Full text

Введение / Introduction

 

Еще в конце прошлого столетия был замечен тот факт, что наибольшее число добровольных отчислений студентов из вузов происходит на младших курсах, причем несомненное «первенство» принадлежит первому курсу [1]. Высшие учебные заведения и сегодня сталкиваются с этой проблемой достаточно часто [2–6]. Одна из причин этого явления заключается в том, что обучающиеся не могут разработать свою карьерную траекторию и не видят перспектив успешного развития своей будущей профессиональной деятельности.

А ведь цель любого рекрутера – найти кандидата, который наилучшим образом соответствует потребностям и культуре данной работы [7, 8]. В нынешних профессиональных условиях компании хотят нанимать людей, которые не только квалифицированы, но и продуктивны в долгосрочной перспективе. Для достижения этой цели работодатели делают ставку на определенные навыки. К основным требованиям менеджеров по подбору персонала можно отнести следующие:

1)  Знание самого себя. Человек, который не знает себя, не может знать ничего. Познание себя означает знание собственных реакций на определенные ситуации и понимание того, что вы чувствуете в конце дня. В каких ситуациях у вас возникают проблемы? Что вас мотивирует?

2)  Профессионализм [9]. Это отношение и набор навыков, которые позволяют успешно выполнять поставленные задачи. Профессионалы организованны, методичны и внимательны. У них есть чувство ответственности, и они знают, как уложиться в сроки. Они также открыты для новых идей и гибки в случае изменений. Наконец, они эффективно общаются и умеют работать сообща.

3) Умение работать в команде [10]. Работодателям нужны работники, которые могут сотрудничать с другими, разделять обязанности и ответственность и работать над достижением общей цели. Сотрудники, которые не могут работать в команде, обычно считаются обузой для компании и, как правило, недолго остаются на своей работе.

4) Мотивация [11]. Это то, что побуждает человека действовать и чего-то достигать. Это то, что заставляет его вставать по утрам и идти на работу каждый день. Это то, что дает человеку повод бороться и не сдаваться. Это то качество, которое нужно найти в себе и развить.

5) Способность к коммуникации [12]. Хорошие коммуникативные навыки означают, что вы сможете четко и эффективно общаться со своими коллегами, начальством и клиентами. Работодателям нужны сотрудники, которые могут общаться четко, кратко и профессионально. Плохие коммуникативные навыки могут привести к недопониманию, конфликтам и плохому имиджу компании. Общение является важной частью любых профессиональных отношений, и работодателям нужны сотрудники, которые знают, как это делать эффективно.

6) Гибкость [13]. Сотрудники должны уметь быстро адаптироваться к меняющимся ситуациям и эффективно работать в изменяющейся среде.

Знать качества, которые ожидает увидеть работодатель, важно по нескольким причинам:

Во-первых, это позволяет наилучшим образом подготовиться к собеседованию при приеме на работу. Зная качества, которые ищет работодатель, можно выдвинуть на первый план свои собственные и, таким образом, показать, что вы тот человек, которого он ищет.

Во-вторых, это позволяет лучше узнать самого себя и понять, соответствуете ли вы желаемому профилю.

В-третьих, это позволяет узнать, хотите ли вы работать в этой компании и готовы ли приложить необходимые усилия для достижения этой цели.

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем фактом, что в современной академической среде многие студенты испытывают трудности с профессиональной самоориентацией и все чаще задаются вопросом: как и где найти будущую работу, особенно если нет опыта профессиональной деятельности? Чтобы поддержать обучающихся в создании их профессиональной траектории, начиная с первых дней обучения в высшем учебном заведении, и дать им в этом проекте активную роль, авторы исследования задались целью разработать сценарий профессионального портфолио и внедрить его в обучение, тем самым повысив шансы выпускников вуза на будущую успешную профессиональную деятельность.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении студенческого портфолио как рефлексивного анализа самого себя и своей будущей профессиональной деятельности.

На практике данное исследование подходит для целей построения профессиональной идентичности будущих выпускников высших учебных заведений. 

 

Обзор литературы / Literature review

 

Проблемой формирования портфолио как обучающихся, так и обучающих занимались зарубежные и отечественные исследователи.

К. Ван Ньювенховен и другие ученые сосредоточили внимание на формировании портфолио молодых преподавателей, занятых в сфере высшего образования и призванных создавать рефлексивный текст – рычаг профессионального развития и поддержки для студентов [14].  Л. Фишер и М. Роменвиль посвятили свои труды созданию портфолио для разнородной аудитории (бакалавры, магистранты и студенты более старшего возраста), желающей получить педагогическое образование с целью назначения в преподавательский состав. Авторы выделили три оси анализа данных: первая ось связана с восприятием студентами неоднозначной взаимосвязи между инструментом портфолио и сертификационной оценкой; вторая – с восприятием учащимися большей или меньшей степени включения инструмента; третья – с восприятием роли написания портфолио [15]. Этими же авторами были предприняты попытки выявить различные дилеммы, связанные с использованием портфолио в высшем образовании, и обсудить, как следует решать эти вопросы, чтобы обеспечить максимально возможную эффективность каждого опыта использования портфолио в вузе [16].

Примеры внедрения портфолио в Канаде и Европе показаны в работе М. Петита и др. [17] Их исследование связано с цифровым портфолио в высшем образовании. Авторы задумываются над тем, кто использует этот инструмент, а кто только думает о его внедрении в курс или учебную программу.

Вопросы потенциального несоответствия между намерениями учителей и восприятием студентов использования портфолио отражены и в работе другой группы зарубежных ученых [18]. Авторы представляют общую методологию исследования портфолио, а также предлагают различные инструменты (руководства по проведению собеседований и вопросники), которые могут быть использованы для сбора данных.

Отдельного внимания заслуживают исследования отечественных ученых по вопросам применения портфолио в обучении. О. А. Кирьякова подчеркивает необходимость поиска новых методов и приемов использования электронного портфолио для формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции [19]. Надо отметить, что положительные результаты ее исследования позволяют считать электронное портфолио эффективным инструментом на пути к формированию вышеуказанной компетенции.

Актуальность разработки портфолио как нового измерительного инструмента оценки и самооценки процесса формирования профессиональных компетенций студентов можно увидеть и в трудах Е. Н. Парфененко [20].

Научно-исследовательская деятельность (НИР) – важная составляющая профессиональной подготовки студентов. Проблемами формирования портфолио студентов и накопления базы НИР (создание, редактирование, сортировка, фильтрация, оценка, анализ и т. п.) занималась Ю. Р. Мухина [21].

Портфолио как электронный след в техническом вузе изучал П. С. Гончарь [22]. В его работе представлены результаты сравнения процессов выполнения одинакового задания студентами с разным учебным, профессиональным и социальным опытом. Автор пришел к выводу о том, что студенты очной формы делают меньшее количество попыток для достижения успеха, но протяженность кампании у них больше, чем у заочников. 

М. О. Масленникова и соавторы интересуются вопросом повышения эффективности организации работы кафедр вуза с отчетными документами студентов по производственной практике [23]. Учеными были представлены оригинальные решения реализации программного кода модулей функциональной части портфолио.

 На наш взгляд, заслуживают внимания и работы И. И. Толкуновой по основным подходам к определению экспертности и формированию студенческого портфолио как инструменту ее позиционирования [24].  Вниманию читателей предложен авторский подход к созданию портфолио на основе анализа отечественных и зарубежных практик. 

Вслед за И. И. Толкуновой С. А. Рубашенко презентует порядок создания сетевого электронного портфолио, включающего инвариантные и вариативные компоненты [25]. Материалы такого портфолио позволяют как преподавателям, так и будущим работодателям проводить независимую экспертизу профессиональной компетенции будущего педагога.

В ходе исследования компонентов структурной модели Б. А. Бурняшов классифицировал варианты программного обеспечения (ПО) портфолио и выявил, что наиболее функциональной формой электронного портфолио является электронное портфолио в виде интернет-сайта по модели «ПО как услуга» [26].  Автор дополнил традиционные критерии ПО следующими: количество учебных инструментов для выполнения учебных заданий инструментами экосистемы, в которую интегрировано портфолио, и наличие регистрации в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Тема модернизации портфолио для анализа сформированности научно-методической подготовки будущих педагогов довольно актуальна сегодня, так как без нее будущему педагогу невозможно организовать научную работу обучающихся [27]. Достаточно сформированный уровень развития научно-методической компетентности личности – один из показателей качественной профессиональной подготовки студентов.

Таким образом, мы видим, что проблемой создания студенческого портфолио занимались многие ученые в России и за рубежом. Однако авторы данной статьи хотели бы отметить, что исследований по теме разработки сценария портфолио студента в вузе как залога его дальнейшей успешной профессиональной деятельности явно недостаточно.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Авторы данного исследования в своих разработках опираются на следующие принципы:

– Интеграция пользователя во все этапы восприятия. С широким распространением современных технологий исследователи из академических и промышленных кругов постепенно осознали, что пользователя больше нельзя исключать из процесса восприятия [28]. Именно конечные пользователи находятся в лучшем положении, чтобы оценить разработку продукта и влиять на нее. Если конечный продукт соответствует их потребностям, желаниям и характеристикам, у продукта будут все шансы быть принятым на вооружение. И это действительно конечная цель любого продукта. Проект, ориентированный на пользователя, требует, чтобы при его разработке учитывались потребности пользователей, а не технологические возможности.

– Принцип метавосприятия – осознание субъектом своего метода проектирования [29]. Этот принцип позволяет охарактеризовать цели, методы и процессы, которые дают пользователям шанс действовать как дизайнеры и создавать новые знания вместо того, чтобы ограничивать свое мышление существующими. Дизайнер — это пользователь. Следовательно, мы можем считать, что студенты выполняют метапроектную деятельность, когда они думают и разрабатывают подход к построению своего проекта. Проект студента здесь является воплощением подхода, последняя функция которого заключается в том, чтобы применяться в любой момент жизни.

– Принцип оригинального ответа [30]. Если цель состоит в том, чтобы продукт соответствовал требованиям пользователя, то процесс проектирования должен включать в себя осуществление творческой деятельности. Креативность — это способность находить новую идею/продукт, адаптированные к контексту, в котором он/она будет использоваться. Для реализации творческого процесса необходимы три этапа:

1) формулирование и переформулирование идей;

2) поиск творческих решений и идей;

3) оценка творческих решений.

Исходя из личного мысленного представления о решаемой проблеме, разработчики проводят аналогии, как результат – появление большего количества идей, с которыми они затем сталкиваются в контексте проектирования. Аналогии проводятся с окружающим миром, чтобы придумать оригинальные идеи. Вдохновение черпается из более или менее знакомых объектов, чтобы понять и решить проблему. Принцип работы известного объекта переносится на неизвестный.

 В ходе данного исследования авторами был разработан сценарий профессионального портфолио с его дальнейшей экспериментальной апробацией в ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (СГЭУ) в 2022–2023 годах. В эксперименте принимали участие студенты-бакалавры I курса в количестве 50 человек. Из участников эксперимента было сформировано две группы по 25 человек каждая: экспериментальная и контрольная. Перед началом экспериментальной апробации авторами исследования было проведено входное анонимное анкетирование участников апробации. Результаты анкетирования представлены в табл. 1. Анализ результатов показал, что в обеих группах наблюдается небольшая разница в процентном соотношении в ответах на заданные вопросы. На основании полученных результатов авторами исследования был сделанвывод о том, что студенты не видят пока четкой траектории их будущей профессиональной деятельности. 

В течении 2022–2023 годов со студентами экспериментальной группы проводилась работа по построению профессиональной траектории на основе разработанного авторами исследования сценария профессионального портфолио. После завершения экспериментальной апробации авторы исследования провели выходное анкетирование участников и сравнили полученные результаты. 

 

 

Таблица 1

Результаты входного анкетирования участников экспериментальной апробации

 

Вопрос анкеты

Экспериментальная группа

Ответ «да» (%)

Контрольная группа

Ответ «да» (%)

Вы регулярно ищите информацию из открытых источников относительно выбранной вами профессии?

36

30

Вы испытываете неподдельный интерес к будущей работе?

40

38

Вы осознаете, каким набором знаний, умений, навыков и личностных качеств необходимо обладать в вашей будущей профессиональной деятельности?

43

39

Вы осознаете ваше место на рынке труда?

36

36

Вы обладаете информацией о том, как и где устроиться на работу по выбранной вами специальности?

43

48

Испытываете ли вы страх потерпеть неудачу в поиске работы по специальности?

42

45

Вы готовы сейчас пройти профессиональное собеседование?

28

24

Вы имеете адекватные зарплатные ожидания в выбранной профессиональной сфере?

51

49

Вы видите траекторию вашего карьерного роста по выбранной специальности?

22

20

Вы имеете опыт работы/подработки/профессиональной стажировки?

8

6

Вы осознаете ваши профессиональные интересы и убеждения?

26

30

Вы видите корреляцию между вашими интересами и возможностями их удовлетворения в ходе выполнения будущих профессиональных задач?

27

33

Заинтересованы ли вы в осуществлении проектов совместно с однокурсниками и/или преподавателями?

32

40

Вы готовы продолжать дальнейшее образование по выбранной специальности после окончания бакалавриата? 

25

31

 

Результаты исследования / Research results

 

Работа со студентами экспериментальной группы по формированию профессиональной траектории на основе портфолио велась по разработанному авторами исследования сценарию в четыре этапа.

1)   Познание окружающей среды

Работа проходит в группах (4–5 человек) исходя из программы подготовки учащихся.  Студентам предлагается выбрать конкретную будущую профессию в области получаемых знаний и найти информацию о ней из документальных ресурсов (интервью с профессионалами, должностные инструкции, резюме, трудовые договоры и т. п.). На основании полученных фактов обучающиеся с помощью преподавателя составляют ментальную карту данной профессии, выделяя ее основные характеристики:

– структура обучения для овладения данной профессией;

– востребованность специалистов данной профессии на рынке труда в вашем регионе и/или в России в целом;

– престиж данной профессии в глазах общества;

– заработная плата специалистов данной профессии в зависимости от опыта работы;

– задачи, которые приходится выполнять специалисту в данной сфере;

– знания, умения и навыки, которыми необходимо обладать работнику данной специальности;

– личностные характеристики специалиста (рис. 1).

 

Финансовый директор

Обучение

Востребованность

Престиж

Заработная плата

Задачи

Знания, умения, навыки

Бакалавриат + магистратура + профессиональные курсы

Свыше 2000 вакансий на предприятиях среднего и крупного бизнеса

Высокий

– без опыта – до 60 000 руб.;

– с опытом
1–3 года – от 60 000 до 150 000 руб.;

– с опытом от 3 лет – от 150 000 до 300 000 руб.

– ведение текущего учета,

– настройка будущего учета,

– контроль подчиненных,

– анализ информации,

– разработка пути развития компании,

– работа с бюджетом предприятия

 

– знание стандартов бухгалтерского отчёта,

– знание международных стандартов финансовой отчетности,

– знание компьютерных программ MS Excel, 1C,

– умение работать с data mining,

– навыки управления персоналом,

– умение выступать публично,

– знание иностранных языков,

– умение подбирать кадры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Личностные характеристики

– желание постоянно учиться,

– стратегическое мышление,

– развитый эмоциональный интеллект,

– высокая степень коммуникабельности,

– склонность к лидерству,

– умение замечать важные детали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Ментальная карта профессии «Финансовый директор»

 

По завершении работы на данном этапе представители от каждой группы выступают с устной презентацией по сформированным ментальным картам выбранных профессий. Длительность данного этапа варьируется от нескольких недель до нескольких месяцев.

2)   Познание себя

На втором этапе работа проводится индивидуально или в небольших группах. Срок прохождения этапа варьируется от нескольких недель до нескольких месяцев.   Обучающий предлагает учащимся создать наглядный образ своих интересов и предпочтений в жизни и презентовать его другим участникам. Для наглядности результат оформляется в виде коробки, наполненной теми предметами, которые характеризуют ее хозяина (см. рис. 2). Если обучающийся испытывает затруднения с составлением наглядного «автопортрета», то в помощь ему предоставляются различные инструменты (открытые вопросы о навыках и опыте, о личных убеждениях, вкусах и т. п.). Например:

– С кем Вы ладите больше всего?

– Чему Вы посвящаете большую часть времени?

– Как Вы узнаете что-то новое для себя?

– Что Вы делаете сразу после пробуждения?

– Смотрите ли Вы телевизор и если да, то какие передачи?

– Как Вы проводите время на каникулах?

– Какие книги Вы предпочитаете читать?

– Какой Ваш самый любимый момент в течение дня?

– Какие учебные предметы Вам нравятся больше всего?

– Сколько времени Вы проводите в Интернете?

– Как Вы снимаете накопившийся стресс? и т. п.

 

 

 

Рис. 2. Наглядная самопрезентация обучающегося

 

Итогом данного этапа становится устная презентация студенческих коробок, характеризующих их, с последующим составлением ментальных карт их личности. Преподаватель просит выступающего объяснить выбор каждого конкретного предмета. На основе объяснений обучающийся пытается осознать качества, присущие его личности (см. рис. 3).

3)    Синтез персональной информации о себе с информацией об окружающей среде

Задача третьего этапа состоит в наложении двух ментальных карт (карты профессии и карты личности обучающегося) с целью выявления совпадающих и отсутствующих элементов. Студентам предлагается ответить на следующие вопросы: какие знания, умения, навыки и личностные качества необходимы для работы по выбранной профессии?  Какими знаниями, навыками, умениями и личностными качествами обладаю я? Как, где и когда я могу получить недостающие знания, умения и навыки? Ответы студентов заносятся в таблицу (см. табл. 2).

 

 

Моя личность

Телефон

Учебник по английскому языку

Компьютерная мышь

Чайный пакетик

Замок

– желание быть в курсе событий,

– потребность всегда получить помощь/подсказку в глобальной сети Интернет

– склонность к постоянному обучению,

– способности к иностранным языкам

 

– хорошее знание компьютерных программ,

– способность решать стратегические задачи на основе компьютерных технологий

 

склонность к лени, мешающей продуктивности

– желание работать индивидуально, а не в команде,

– излишняя подозрительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3. Ментальная карта личности обучающегося на основе его наглядной самопрезентации

 

Таблица 2

Траектория профессионального развития

 

Знания, умения, навыки, личностные качества, требуемые в данной профессии

Мои знания, умения, навыки, личностные качества

Как получить?

Где получить?

Когда

получить?

Высокая степень коммуникабельности

Желание работать индивидуально, а не в команде

 

– Учебный курс «Командообразование и работа в команде»,

– курс по Team Building

– Университет,

– дополнительные профессиональные курсы онлайн/офлайн

В этом семестре

Склонность к лидерству

Желание всегда получить помощь/подсказку

– «Веревочный курс»,

– курс «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности

Университет

В следующем семестре

…..

…….

……..

………

……..

 

На этапе заполнения граф «Как получить», «Где получить» и «Когда получить» студенты ищут информацию из открытых источников (Интернет, рабочие программы университета, друзья, знакомые, родственники). Затем проводится круглый стол с обсуждением, дополнением и верификацией найденной студентами информации.

В ходе экспериментальной апробации после завершения данного этапа обучающиеся приходили к следующим решениям:

– записаться на специализированные курсы (например, курсы по коммуникации и развитию ораторского искусства, программированию, курсы предприятий – партнеров вуза и т. п.);

– внимательнее изучить рабочие программы дисциплин по выбранному направлению подготовки с целью удостовериться в наличии необходимых для будущей карьеры дисциплин, а также сроков их изучения;

 – пройти собеседование на профессиональную стажировку в компаниях по выбранному профилю.

Длительность данного этапа варьируется от нескольких недель до нескольких месяцев.

4)   Повторное использование

Авторы данного исследования рекомендуют приступать к четвертому этапу с некоторой задержкой (от нескольких месяцев до одного семестра). Это этап обновления профессиональной траектории студента с интеграцией в нее опыта обучаемого (например, после прохождения стажировки) и элементов личностного роста (например, курсов по саморазвитию).

На этапе «Повторное использование» происходит прохождение первых трех этапов с той лишь разницей, что студенты, ранее «открывшие» для себя профессиональную траекторию, могут теперь ее модифицировать, углублять и расширять с помощью ментальных карт, опираясь на произошедшие внешние и внутренние изменения в режиме реального времени.

По сути, предложенный авторами исследования сценарий является бесконечным, так как его можно повторять на протяжении всей профессиональной жизни.

После завершения экспериментальной апробации авторы исследования предложили участникам экспериментальной и контрольной групп ответить на вопросы выходного анкетирования. Результаты представлены в табл. 3.

Анализ результатов показывает следующее увеличение показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной:

– регулярный поиск информации о выбранной профессии – в 3,5 раза;

– интерес к выбранной профессии – в 2,7 раза;

– осознание необходимых знаний, умений, навыков и личностных качеств для работы по выбранной специальности – в 7,7 раза;

– понимание своего места на рынке труда – в 2,9 раза;

– понимание того, где и как устроиться на работу по выбранной специальности – в 18,5 раза;

– страх потерпеть неудачу в поиске работы снизился в 12 раз;

– готовность пройти собеседование выросла в 2,6 раза;

– адекватные зарплатные ожидания в выбранной профессиональной сфере – в 7,4 раза;

– видение своей профессиональной траектории – в 5,8 раза;

– опыт работы/подработки/профессиональной стажировки – в 5,8 раза;

– осознание своих профессиональных интересов и убеждений – в 4,4 раза;

– понимание корреляции между личными интересами и возможностями их удовлетворения в ходе выполнения будущих профессиональных задач – в 5,5 раза;

– интерес к осуществлению совместных проектов с однокурсниками и/или преподавателями – в 4 раза;

– желание продолжать дальнейшее образование после окончания бакалавриата – в 2,5 раза.

Таблица 3

Результаты выходного анкетирования участников экспериментальной апробации

 

Вопросы анкеты

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Да (%)

Прирост (%)

Да (%)

Прирост (%)

Вы регулярно ищите информацию из открытых источников относительно выбранной вами профессии?

64

+28

30

+8

Вы испытываете неподдельный интерес к будущей работе?

70

+30

38

+11

Вы осознаете, каким набором знаний, умений, навыков и личностных качеств необходимо обладать в вашей будущей профессиональной деятельности?

74

+31

39

+4

Вы осознаете ваше место на рынке труда?

71

+35

36

+12

Вы обладаете информацией о том, как и где устроиться на работу по выбранной вами специальности?

80

+37

48

+2

Испытываете ли вы страх потерпеть неудачу в поиске работы по специальности?

18

-24

45

-2

Вы готовы сейчас пройти профессиональное собеседование?

67

+39

24

+15

Вы имеете адекватные зарплатные ожидания в выбранной профессиональной сфере?

88

+37

49

+5

Вы видите траекторию вашего карьерного роста по выбранной специальности?

69

+47

20

+8

Вы имеете опыт работы/подработки/профессиональной стажировки?

55

+47

6

+8

Вы осознаете ваши профессиональные интересы и убеждения?

68

+40

30

+9

Вы видите корреляцию между вашими интересами и возможностями их удовлетворения в ходе выполнения будущих профессиональных задач?

71

+44

33

+8

Заинтересованы ли вы в осуществлении проектов совместно с однокурсниками и/или преподавателями?

69

+37

40

+9

Вы готовы продолжать дальнейшее образование по выбранной специальности после окончания бакалавриата?

71

+46

31

+18

 

Заключение / Conclusion

 

Чтобы стать залогом будущей успешной карьеры, портфолио студента должно быть инструментом, адаптированным к будущей профдеятельности и направленным на разработку профессиональных траекторий на протяжении всей жизни благодаря своим рефлексивным характеристикам.

Идея авторов данного исследования состояла не в том, чтобы предоставить студентам готовые рецепты портфолио профессионального самоопределения, а в том, чтобы предоставить им возможность создать инструмент, т. е. результат конструкции, свойственной данному субъекту, которая развивается в процессе инструментального генезиса. Чтобы портфолио стало инструментом, деятельность должна быть направлена на объект, других и себя.

Сценарий студенческого портфолио является индивидуальным. Это результат компромисса между двумя реальностями: одна касается состояния окружающей среды (профессия, обучение), а другая – самого себя (навыки, желания).

Цель проекта по созданию портфолио состоит в том, чтобы каждый студент разработал метод проектирования, который он может использовать повторно в будущем с целью коррекции.  Этот метод является личным и должен опираться на размышления на основе наблюдений, а также на использование инструментов для анализа окружающей среды (интервью, отбор информации, собеседование и др.) и структурирования (ментальные карты).

Таким образом, цели, достигнутые авторами данного исследования по разработке сценария и внедрению портфолио студентов для будущей успешной карьеры, можно резюмировать следующим образом. Портфолио позволяет:

 – собрать и классифицировать следы будущих профессиональных действий (свидетельства, дипломы, трудовые договоры, должностные инструкции и т. п.);

 – развить рефлексивные способности к опыту посредством описания и распознавания проводимой деятельности и мобилизованных навыков;

 – признать себя, свой опыт и навыки;

– открыть новые возможные личные и профессиональные навыки, которые будут способствовать развитию динамики самоориентации и оценки себя как профессионала;

– повысить шансы на трудоустройство при выходе на рынок труда.

Авторы исследования открыты для дальнейшей дискуссии, так как считают, что проектирование портфолио студентов очень перспективный метод по накоплению и систематизации представления о себе в профессии и залог будущей успешной карьеры.