Full text

Введение / Introduction

 

Развитие прочного словарного запаса является краеугольным камнем усвоения языка, особенно для студентов, изучающих иностранный язык (далее – ИЯ) на первых курсах. Современные методики обучения ИЯ активно исследуют различные подходы, направленные на увеличение лексического запаса студентов, так как владение обширным словарным запасом является ключевым аспектом успешной коммуникации. Как подчеркивает Е. М. Каргина, основные направления современного процесса обучения спонтанной иноязычной речи включают грамотную организацию формирования речевых умений и навыков, а также использование различных средств обучений [1]. Формирование речевых навыков и умений невозможно без правильной организации систем заданий, применяемых при обучении студентов ИЯ. Прежде чем приступить к тренировке речевых умений, необходимо ввести и активизировать определенные грамматические, фонетические и лексические знания. Такие тренировки возможны только в условиях языковой среды, которая создается языковой группой и преподавателем.

Одним из таких подходов является использование спонтанной речи (далее – СР), которая предполагает применение ИЯ в условиях, максимально приближенных к естественным, в то время как традиционные методы, такие как отдельные списки слов и повторяющиеся упражнения, могут обеспечить основу, но часто не могут быть переведены в беглое, реальное использование. Однообразие проведения занятий  традиционным методом снижает интерес и мотивацию студентов. В отличие от традиционных методик, согласно А. А. Базарову, основанных на заучивании слов, структурированных упражнениях и повторении грамматических конструкций, СР акцентирует внимание на практическом использовании языка в реальном времени, без опоры на заранее подготовленные тексты или фразы, что не только развивает языковые методы, но и формирует уверенность у студентов, помогая преодолевать языковые барьеры [2]. Как предполагает Е. В. Понамарева, развивать навыки логического мышления и способности убедительно излагать свои мысли на ИЯ можно с помощью специальных упражнений, однако главную роль в их развитии играет участие в дискуссиях [3]. СР заполняет данный пробел, побуждая учащихся извлекать и использовать слова в контексте, тем самым усиливая их значение и актуальность. Этот динамический процесс не только способствует сохранению словарного запаса, но и ускоряет его практическое использование, способствуя большей языковой уверенности.

Г. М. Вишневская отмечает, что отличительная черта СР – естественное проявление разговорной речи, т. е. самопроизвольной, она характеризуется неподготовленностью, непринужденностью непосредственностью общения, инициативностью и свободным использованием языковых форм [4]. Е. М. Каргина рассматривает СР как неподготовленное, но естественное, живое высказывание, которое происходит в процессе общения [5]. По данным П. Б. Гурвич, СР характеризуется неподготовленностью как языковой формы, так и содержания высказывания, поскольку она требует от студента способности выражать свои мысли или понимать чужую речь в зависимости от ситуации и быстро реагировать на ее изменения [6]. Одной из основных особенностей СР является ее контекстуальная природа. В реальных ситуациях общения учащиеся не просто запоминают отдельные слова, но и воспринимают их в контексте. Это улучшает понимание значений слов, а также способствует их лучшему запоминанию. В процессе спонтанного общения учащиеся сталкиваются с многозначностью слов, различными оттенками их значений, а также с особенностями употреблениями в разных ситуациях. Например, слово “run” в Кембриджском словаре может иметь несколько значений в зависимости от контекста (бегать, управлять, функционировать и т. д.) [7]. Применяя слово в различных контекстах, учащиеся учат его не как отдельное лексическое явление, а как часть более широкого речевого контекста.

СР подразумевает, что учащиеся используют язык в различных коммуникативных ситуациях — реальных или смоделированных, где они должны выражать свои мысли и взаимодействовать с окружающими без предварительной подготовки. К таким ситуациям Е. А. Захарова относит: неформальные разговоры, ролевые игры, дискуссии, обсуждения на заданные темы и даже импровизационные задания [8]. Это помогает учащимся быстрее адаптироваться к различным коммуникативным условиям, стимулирует их к активному использованию новых слов и фраз, а также развивает способность к импровизации и гибкому применению лексики. Важно отметить, что такие упражнения способствуют интеграции новых лексических единиц в активный словарь учащегося, позволяя ему быстрее и эффективнее использовать их в СР. С расширение кругозора студентов изменяется и характер бесед. Вместо простого изложения фактов, событий учащиеся должны переходить в их анализу. Чем более содержательным и глубоким становится обсуждаемый вопрос, тем большего мастерства в использовании языка требуется для его аргументированного обсуждения. Как показали исследования Е. М. Каргиной, при этом возрастающий интерес студентов к содержанию занятий способствует более активному и осознанному усвоению лексики [9].

Подход к обучению, основанный на использовании СР, предполагает, что учащиеся сталкиваются с разнообразными речевыми ситуациями, в которых им необходимо адаптировать свой лексикон в условиях ограниченного времени. Как утверждает Е. В. Комарова, задания могут включать в себя: обсуждение новостей, обмен мнениями по актуальным темам, участие в ролевых играх (например, симуляция посещения магазина или переговоров) или выполнение творческих упражнений, таких как сочинение рассказа на заданную тему [10]. Такие активности создают условия, близкие к реальной жизни, когда человек не всегда имеет возможность заранее подготовиться к разговору и должен использовать все доступные ему ресурсы для выражения своих мыслей.

Методы, включающие СР, основываются на предположении, что учащиеся, находясь в условиях, приближенных к реальной коммуникации, активнее используют и закрепляют новые слова и фразы. СР не только помогает учащимся использовать уже знакомые слова, но и способствует их расширению. Согласно В. М. Смокотину, в ходе общения студенты часто сталкиваются с необходимостью найти эквиваленты для незнакомых понятий или фраз, что стимулирует их искать альтернативные варианты выражений, и в ходе активной беседы студенты могут не только запоминать новые слова, но и осваивать их различные формы [11]. Так, применение языка в неформальной, непринужденной обстановке позволяет студентам экспериментировать с лексикой и синтаксисом, преодолевать страхи и барьеры, связанные с ошибками или неверным произношением. При общении на ИЯ учащиеся должны не только помнить слова, но и правильно их произносить, что заставляет их работать над акцентом, интонацией и мелодикой речи. Это важно для обретения уверенности в своих силах и преодоления языкового барьера.

В рамках исследования рассматриваются различные методики использования СР в учебном процессе. Одним из эффективных методов, по мнению
Е. Ю. Самарцевой, являются неформальные обсуждения, где учащиеся могут обсуждать темы, представляющие для них интерес [12]. Это позволяет им чувствовать себя комфортно и уверенно, что, в свою очередь, помогает активно применять новые слова и выражения. Согласно Ю. А. Саркисян, ролевые игры еще один важный элемент методики, позволяющий учащимся находиться в условиях, максимально приближенных к реальным: они могут играть роли покупателей и продавцов, туристов и гидов, участников переговоров и т. д. [13] В этих ситуациях учащиеся вынуждены импровизировать и использовать разнообразную лексику, что помогает закрепить новые слова в памяти и развивать гибкость речи. Такое активное взаимодействие укрепляет нейронные связи и углубляет понимание ассоциаций слов, словосочетаний и нюансов.

Как отмечает автор Е. Н. Хвалина, на начальных этапах изучения языка учащиеся часто испытывают трудности с интеграцией недавно приобретенного словарного запаса в осмысленное общение [14]. Одним из существенных преимуществ включения СР на начальных курсах изучения языка является ее способность уменьшить страх ошибок. Новички часто стесняются говорить из-за беспокойства об использовании неправильного словаря или грамматики. СР создает благоприятную среду, в которой основное внимание уделяется общению, а не совершенству, что побуждает учащихся экспериментировать с новыми словами, способствуя развитию чувства лингвистического творчества и адаптивности. Как полагает М. В. Солодихина, ошибки, вместо того чтобы быть источниками разочарования, становятся ценными возможностями обучения, которые подчеркивают области для улучшения [15].

Таким образом, СР становится важным инструментом в учебном процессе, направленным на развитие лексического запаса у изучающих ИЯ. Она позволяет учащимся погружаться в реальные или смоделированные коммуникативные ситуации, где они учатся оперативно применять свои знания, что способствует их языковому развитию. СР рассматривается как процесс, предполагающий использование языка в нестандартных и непредсказуемых ситуациях, что стимулирует не только лексическую, но и коммуникативную активность учащихся.

Цель данного исследования заключается в изучении роли СР как важного механизма, способствующего развитию и расширению лексического запаса у студентов, изучающих ИЯ.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: проведение анализа существующих методик преподавания ИЯ с акцентом на развитии лексического запаса; изучение эффективности использования СР как метода активного обучения; определение взаимосвязи между внедрением СР и скоростью освоения новых лексических единиц; разработка рекомендаций для преподавателей по интеграции элементов СР в образовательный процесс.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Языковая коммуникация занимает центральное место в человеческом опыте, и ее нейронные основы являются темой многих исследований в последние годы. По данным M. Инбар, Ш. Гензера, A. Перри и других,обучение спонтанной иноязычной речи, демонстрируемое в естественных коммуникативных условиях, представляет собой сложную когнитивную задачу, требующую интеграции лексических, синтаксических и грамматических компонентов [16].

СР является важным компонентом в процессе обучения ИЯ, так как она способствует активному использованию приобретенных знаний, улучшает навыки произношения и формирует устойчивые языковые конструкции. Учащиеся, регулярно участвующие в спонтанных беседах, демонстрируют лучшие результаты в развитии лексического запаса и грамматической компетентности. Естественные, неформальные ситуации общения способствуют быстрому усвоению слов и выражений, так как учащиеся вынуждены находить способы выразить свои мысли в реальном времени. Это позволяет им активировать пассивные знания и развивать умение использовать язык в различных контекстах.

Как мы упоминали ранее,  обучение СР требует системного подхода, охватывающего широкий спектр языковых навыков. Однако ключевую роль в этом процессе играет лексическая компетенция, которая включает в себя способность активно использовать разнообразный словарный запас в реальных коммуникативных ситуациях. В работах И. Вэй, И. Ван и других было установлено, что усвоение лексического материала является основой для создания высказываний, обеспечивающих адекватное взаимодействие в спонтанной коммуникации [17].

Это ставит перед преподавателями задачу разработки эффективных методик, способствующих углубленному изучению лексики и ее активному использованию.

Лексическая компетенция, как утверждает Л. Селиван, подразумевает не только знание слов, их значений и употребления в различных контекстах, но и способность быстро извлекать их из памяти для формирования спонтанных высказываний. Она включает:

‒     Активный словарный запас, который используется при говорении и письме.

‒     Пассивный словарный запас, необходимый для понимания речи и текста.

‒     Лексическую гибкость, то есть умение выбирать наиболее подходящие слова в зависимости от ситуации и коммуникативной цели [18].

Согласно Н. Абдулрахману, для развития лексической компетенции важно обращать внимание не только на изолированное изучение слов, но и на понимание их значений в сочетаниях, идиоматических выражениях, фразеологизмах и устойчивых конструкциях [19].

Обучение лексике должно быть многогранным и включать различные методы, направленные на ее запоминание, практическое применение и закрепление.

Развитие лексических навыков для СР связано с рядом сложностей:

  1. Даже при хорошем пассивном словарном запасе студенты часто испытывают трудности с быстротой вспоминания нужных слов, что затрудняет формирование высказываний.
  2.  Страх ошибки может ограничивать студентов в использовании новых слов. Это особенно заметно в ситуации, когда учащийся не уверен в правильности произношения, значения или контекста применения слова.
  3. Многие студенты изучают лексику из учебников, которая не всегда соответствует их личным интересам или будущим профессиональным потребностям. Это приводит к тому, что они не могут применять изученные слова в реальной жизни.
  4. Без регулярной практики и повторения лексика быстро забывается, особенно если она не интегрируется в активное использование.

Обучение СР невозможно без акцента на лексическую компетенцию. Именно лексика является основным инструментом для построения высказываний, передачи мыслей и установления контакта в реальных коммуникативных ситуациях. Поэтому методический подход должен включать разнообразные упражнения, направленные на изучение, закрепление и активизацию лексики, что позволит студентам уверенно использовать ее в СР.

Обучение должно учитывать индивидуальные потребности учащихся, быть ориентированным на реальные ситуации и подкрепляться регулярной практикой. Только такой подход позволит эффективно развить лексическую компетенцию, несмотря на трудности, и повысить общий уровень владения иностранным языком.

Спонтанное общение на занятиях и вне его оказывает значительное влияние на развитие лексического запаса. Исследования М. Ю. Сидоровой демонстрируют, что учащиеся активно расширяют свой словарный запас именно в ситуациях спонтанного общения [20]. В условиях, когда необходимо быстро реагировать на собеседника и адаптировать речь к текущему контексту, учащиеся сталкиваются с задачей находить альтернативные слова и выражения, что способствует их лучшему запоминанию и усвоению. Например, И. А.Бредихина утверждает, что принципы целенаправленного обучения языку включают элементы спонтанного взаимодействия, которые стимулируют учащихся к активному поиску новых языковых средств [21]. Эти принципы помогают развивать не только лексический запас, но и общую языковую компетентность, включая навыки построения предложений и использование грамматических структур в реальной речи.

Психологические аспекты также играют важную роль в развитии лексики через СР. Так, В. А. Каяво в своей работе указывает, что СР снижает тревожность и формирует у учащихся позитивное отношение к процессу обучения языку. Возможность участвовать в свободных беседах и использовать язык в естественных условиях способствует увеличению уверенности учащихся в своих способностях. Это, в свою очередь, мотивирует их к дальнейшему изучению языка и активному расширению словарного запаса. Снижение страха ошибки и создания барьеров при общении является важным элементом в развитии лексики и общих языковых навыков, так как учащиеся начинают воспринимать процесс обучения как увлекательное и полезное занятие [22].

Методы стимулирования СР, такие как ролевые игры, дискуссии и неформальные беседы, также оказывают влияние на развитие лексического запаса. А. Я. Багрова [23] подчеркивает, что такие задания помогают учащимся лучше запоминать и закреплять лексический материал, так как они имитируют реальные ситуации общения, требующие оперативного поиска слов и выражений. Традиционные методы, фокусирующиеся на заучивании слов и грамматических правил, часто оказываются недостаточно эффективными для развития беглой и естественной речи. Именно поэтому активное использование коммуникативных заданий, таких как ролевые игры, дискуссии и неформальные беседы, играет критическую роль. Н. Д. Машлыкина справедливо отмечает, что эти методы не просто способствуют запоминанию лексики, но и формируют важнейшие навыки ее применения в контексте [24]. Имитация реальных коммуникативных ситуаций заставляет учащихся мгновенно искать нужные слова и выражения, что значительно укрепляет лексические связи в памяти и способствует автоматизации речевого процесса.Использование ролевых игр, например, создает атмосферу, близкую к реальной жизни, где учащиеся могут испытать свои знания в условиях, приближенных к тем, которые они могут встретить вне учебного заведения. Н. И. Серик добавляет, что такие практики позволяют учащимся постепенно снижать уровень тревожности и открыто использовать свои знания, что способствует их уверенности и готовности общаться на ИЯ [25].

Не менее важно и то, что СР способствует усвоению устойчивых словосочетаний и грамматических конструкций. В ходе спонтанного общения учащиеся сталкиваются с необходимостью комбинировать различные слова и фразы, что помогает им лучше запомнить их использование в конкретных контекстах. Г. Г. Микерова и А. А. Павленко подчеркивают, что именно через такие взаимодействия учащиеся овладевают лексическими конструкциями, которые затем становятся частью их активного словарного запаса [26]. Таким образом, создание условий для спонтанного использования языка способствует развитию не только отдельных слов, но и более комплексных языковых структур.

Исследования также показывают, что СР является эффективным способом включения интерактивных элементов в процесс изучения языка, что делает обучение более динамичным и ориентированным на практику. По мнению Л. В. Ерушкина, Е. Е. Смирнова и А. Д. Нгома, задания, требующие активного участия и спонтанного использования языка, вызывают больший уровень вовлеченности и концентрации у учащихся [27]. Это объясняется тем, что такие задания имитируют реальные коммуникационные ситуации, стимулируя учащихся находить и использовать лексические единицы в соответствующих контекстах. В результате учащиеся не только учатся эффективно использовать язык, но и развивают навыки обработки информации, что помогает им лучше запоминать и применять новую лексику в будущем.

Таким образом, СР играет ключевую роль в развитии лексического запаса у изучающих ИЯ. Включение спонтанного общения в учебный процесс способствует активному усвоению и использованию новых слов и выражений, повышает мотивацию и уверенность учащихся, а также помогает им развивать более сложные языковые навыки. Практические задания, основанные на взаимодействии и ролевых играх, создают условия, в которых учащиеся могут свободно использовать язык, что ускоряет процесс обучения и делает его более эффективным. Исследование А. Ш. Габдуллиной [28] подтверждает, что СР является неотъемлемым компонентом успешного освоения языка, влияя на развитие не только лексического запаса, но и общих навыков коммуникации и грамматической компетентности. А. Е. Мкртчян также утверждает, что принципиально важно четко определить все темы и подтемы изучаемого материала, и если лексический материал отбирается не только по традиционным схемам и программам, то на первый план выступает учет психолингвистических и экстралингвистических факторов обучения ИЯ [29].  Так, обучение спонтанной иноязычной речи требует комплексного подхода, включающего как психолингвистические, так и экстралингвистические факторы, которые способствуют формированию устойчивых коммуникативных навыков. Исследования Р. Камаруддин и соавт. подчеркивают, что экстралингвистические элементы, такие как культурный контекст, невербальная коммуникация и социальные аспекты, играют ключевую роль в усвоении ИЯ [30]. Эти факторы, интегрированные в процесс обучения, не только улучшают языковую компетенцию, но и способствуют эффективному межкультурному взаимодействию. Таким образом, использование психолингвистических и экстралингвистических подходов позволяет создать более полную и реалистичную языковую среду, что особенно важно для подготовки будущих профессионалов.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методологическая база данного исследования строится на сочетании теоретических и практических подходов, направленных на изучение влияния СР на развитие лексического запаса у изучающих ИЯ. Для достижения поставленных целей и задач были использованы различные методы, позволяющие глубже понять механизмы обучения и адаптации лексики.

В первую очередь был проведен анализ литературы, который включал обзор существующих научных публикаций и исследований, посвященных методам преподавания ИЯ. Это позволило выявить основные тенденции и подходы в данной области, а также определить пробелы в текущих знаниях. На основе литературного анализа были выделены ключевые аспекты, которые требуют дальнейшего исследования, такие как влияние контекста и практического общения на усвоение новых лексических единиц.

Для более глубокого понимания процесса обучения была организована наблюдательная практика в учебном заведении – Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения (ГУАП), где активно применяется обучение СР у студентов I курса лингвистических направлений. Наблюдения за занятиями предоставили возможность оценить, как учащиеся взаимодействуют друг с другом и с преподавателем, а также выявить факторы, способствующие или препятствующие эффективному усвоению лексики.

В рамках исследования был проведен эксперимент, направленный на сравнение эффективности традиционных методов обучения и инновационных подходов, основанных на активном общении. Экспериментальное обучение проводилось в контролируемых условиях, что обеспечивало возможность выявления причинно-следственных связей между использованием СР и результатами усвоения лексики.

Для сбора данных было использовано тестирование. Тестирование учащихся на каждом этапе дало возможность получить мнения о влиянии СР на развитие лексического запаса.

Использование количественных и качественных методов анализа позволило выявить закономерности и взаимосвязи между использованием СР и результатами усвоения лексики.

Таким образом, методологическая база данного исследования обеспечивает комплексный подход к анализу влияния СР на развитие лексического запаса, что позволяет делать выводы, основанные на надежных данных и фактах, и вносить вклад в теорию и практику преподавания ИЯ.

 

Результаты исследования / Research results

 

Для проверки гипотез о влиянии СР на развитие лексики был проведен эксперимент, направленный на сравнение эффективности традиционных методов обучения и инновационных подходов, основанных на активном общении. Эксперимент проводился в контролируемых условиях, что обеспечивало возможность выявления причинно-следственных связей между использованием СР и результатами усвоения лексики. Участники исследования были разделены на две группы (контрольная и экспериментальная): в одной использовались традиционные методы обучения, включая грамматические упражнения и заучивание слов, а в другой акцент делался на спонтанном общении и активном использовании языка в ролевых играх и дискуссиях.

Экспериментальный этап исследования, направленный на проверку гипотезы о влиянии СР на развитие лексического запаса у изучающих ИЯ, включал несколько ключевых шагов.

Основной целью эксперимента было оценить, как спонтанное использование языка влияет на расширение и закрепление лексического запаса у учащихся. Гипотеза состояла в том, что учащиеся, участвующие в спонтанных коммуникационных активностях, продемонстрируют более высокие результаты в усвоении и применении лексики, чем те, кто следует традиционному подходу к изучению слов и грамматики.

Эксперимент проводился в течение одного семестра, что обеспечило достаточный временной интервал для анализа прогресса студентов. Каждая группа занималась по своей методике два раза в неделю. На начальном и заключительном этапах эксперимента обе группы прошли тестирование, которое включало оценку как пассивного, так и активного знания лексики. Тестирование включало устные и письменные задания: устные задания оценивали способность студентов использовать лексику в спонтанных ситуациях, а письменные задания проверяли знание и понимание лексических единиц вне контекста.

Эксперимент состоял из трех ключевых этапов обучения лексики.

Таблица 1

Этапы обучения лексики

 

Начальный этап

Оценка исходного уровня владения лексикой у обеих групп перед началом эксперимента

Обучающий этап

Экспериментальная и контрольная группы проходили занятия по различным методикам на протяжении всего периода эксперимента

Заключительный этап

Тестирование обеих групп для оценки изменений в знании и использовании лексики после обучения

 

На начальном этапе студенты экспериментальной группы проходили тестирование, включавшее как устные, так и письменные задания. Оценивались как пассивное знание лексики (способность распознавать и понимать слова в контексте), так и активное знание лексики (способность использовать лексику в СР).

Оценка пассивного знания лексики: пассивное знание лексики проверялось с помощью письменных тестов, которые требовали от студентов понимания и распознавания лексических единиц вне контекста активного общения. Эти задания включали:

Тест на сопоставление слов с определениями: учащимся предоставлялся список слов и определений по теме “Modern Technology”, где студентам необходимо было сопоставить их друг с другом. Например:

– Word list: abundant, concise, elaborate, inevitable.

– Definitions:

1. Something that is bound to happen.

2. Large in quantity.

3. Short and clear in meaning.

4. Detailed and complex.

Студенты должны были соединить слова с правильными определениями (например, “abundant” — “large in quantity”).

Тест на выбор слова в контексте: учащиеся получали предложения с пропущенными словами, и им нужно было выбрать подходящее слово из списка.

Например:

– “The meeting was ___ and ended in less than an hour.”

a) inevitable

b) abundant

c) concise

d) elaborate

Задания на пассивное знание состояло в распознавании слов и их значений, но от студентов не требовалось активного использования этих слов.

Оценка активного знания лексики: активное знание лексики оценивалось через задания, где учащиеся должны были использовать изученные слова и выражения в СР или письменных работах. Данный этап был направлен на проверку их способности применять лексику в различных контекстах.

Например, устное задание для тестирования активного знания:

– Ролевые игры: учащимся предлагалось разыграть диалоги в определенных ситуациях. Например, ситуация: «Вы потеряли свой багаж в аэропорту и должны сообщить об этом сотруднику службы поддержки. Объясните ситуацию и спросите, что делать дальше». Задание: студент должен был использовать подходящие выражения и лексику, чтобы объяснить свою проблему и задать дополнительные вопросы. Например: “Excuse me, I’ve lost my luggage. It was supposed to arrive on flight XY123. Can you help me find it? What should I do next?”

Групповые дискуссии: тема для обсуждения, например: «Как технологии влияют на современное общество?» Задание: студенты должны были высказать свое мнение и поддержать дискуссию, используя изученную лексику по теме технологий и социальных изменений. Например: “I believe that technology has drastically changed the way we communicate. For instance, social media platforms allow us to stay connected, but they also make our interactions less personal.”

Эссе на заданную тему: студентам необходимо было написать эссе (объемом 200–250 слов) на тему, которая предполагала использование определенной лексики. Например, тема: “Discuss the pros and cons of living in a large city.”

Пример ответа: “Living in a large city offers many advantages, such as abundant job opportunities and a vibrant social scene. However, it also comes with challenges like traffic congestion and the inevitable high cost of living.”

Творческое задание: учащимся предлагалось написать диалог между двумя людьми, где они должны были использовать целевой лексический материал. Например: «Напишите диалог между двумя коллегами, обсуждающими проект, который они должны завершить к сроку».

  Пример:

  – A: “We need to make sure the presentation is concise and straightforward. Our time is limited.”

  – B: “Agreed. Let’s focus on the most important points and avoid elaborating on unnecessary details.”

Обучающий этапэксперимента заключался в применении различных методик преподавания для экспериментальной и контрольной групп на протяжении всего периода исследования. Целью этапа было проверить эффективность СР для развития лексического запаса. Вот как был организован обучающий процесс.

Экспериментальная группа включала студентов (14 человек), которые активно участвовали на занятиях, построенных на использовании СР. Для этого были организованы следующие виды активности (см. табл. 2).

Контрольная группа (15 человек) занималась по традиционной методике, где акцент делался на изучении и повторении лексики, а также на выполнении грамматических упражнений. Занятия включали традиционные методы, показанные в табл. 3.

На протяжении обучающего этапа каждая группа занималась по своей методике с регулярными занятиями два раза в неделю. Эти занятия позволили создать условия, в которых можно было объективно оценить влияние СР на развитие лексического запаса у участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.

На заключительном этапе тестирования участники прошли оценочные задания, направленные на определение их исходного уровня владения лексикой и навыками СР на английском языке. Этот этап включал:

– Тестирование пассивной лексики: задания, такие как тесты на сопоставление слов с определениями и выбор правильных слов для завершения предложений. Студенты выполняли задания на понимание лексики, но уже с использованием более сложных слов и выражений, усвоенных в процессе обучения.

 

 

Таблица 2

Методы использования спонтанной речи
для развития лексического запаса учащихся

 

Ролевые игры

 

Учащимся предлагались различные сценарии, например ситуация в магазине, на вокзале или в ресторане, где им нужно было взаимодействовать друг с другом на ИЯ. Эти задания требовали от них мгновенного реагирования и использования ранее изученной лексики в новом контексте, что способствовало активному применению и закреплению словарного запаса

Групповые дискуссии

 

Студенты обсуждали различные темы, такие как культурные различия, актуальные события или личный опыт. Задача заключалась в том, чтобы поддерживать диалог, используя максимально возможное количество лексических единиц и избегая пауз. Преподаватель выступал в роли модератора, поощряя студентов обмениваться мнениями и искать новые слова для выражения своих мыслей

Ситуационные диалоги

 

В данных упражнениях учащиеся разыгрывали диалоги, основанные на реальных жизненных ситуациях. Например, нужно было представить, что они потеряли паспорт в другой стране и теперь обращаются за помощью в полицию. Подобные задачи требовали быстрого подбора слов и выражений, что помогало им развивать навыки импровизации и адаптации речи

Дебаты

 

Данный формат также использовался для мотивации студентов, чтобы выражать и защищать свою точку зрения. Учащиеся должны были аргументировать свои позиции, используя различные лексические структуры, что способствовало активному использованию ранее усвоенных слов и формированию навыков построения аргументов

 

Таблица 3

Традиционные методы обучения и их влияние на развитие лексического запаса

 

Упражнения на заучивание слов

 

Учащиеся получали списки слов для заучивания и закрепления, но не имели возможности применять их в реальных или приближенных к реальным ситуациях. Основной упор делался на письменное выполнение упражнений и запоминание лексики вне контекста

Грамматические задания

Студенты выполняли грамматические упражнения, где они должны были использовать слова в строгих, заранее подготовленных конструкциях. Это позволяло им изучать и применять грамматические правила, но не способствовало развитию навыков использования слов в СР

Перевод текстов

 

Для проверки понимания лексики и грамматики студенты занимались переводом текстов и предложений, что развивало их навыки чтения и письма, но не давало возможности использовать язык в устной форме

 

– Тестирование активной лексики: задания (ролевые игры, дискуссии, письменные работы), но на более продвинутом уровне. Например, в устных заданиях студенты обсуждали более абстрактные темы, такие как «Влияние глобализации на культуру», а в письменных заданиях должны были аргументированно выражать свои мысли, используя более сложные лексические структуры. Учащиеся участвовали в ролевых играх и дискуссиях на общие темы, требующие использования базовой лексики.

Пассивное знание лексики оценивалось по проценту правильно выполненных письменных заданий. Были зафиксированы баллы для каждого студента на начальном и заключительном этапах эксперимента (см. рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Динамика развития пассивного лексического запаса в контрольной и экспериментальной группах

 

Контрольная группа: средний балл вырос с 65% до 71% (+6%).

Экспериментальная группа: средний балл вырос с 68% до 82% (+14%).

Таким образом, прирост пассивного знания лексики в экспериментальной группе был выше, чем в контрольной группе.

 

Активное знание лексики

Активное знание лексики оценивалось по качеству устных и письменных ответов студентов. Эксперты оценивали точность и уместность использования целевых лексических единиц, а также способность адаптировать лексику к разным контекстам (см. рис. 2).

 

 

Рис. 2. Динамика развития активного лексического запаса в контрольной и экспериментальной группах

 

Контрольная группа: средний балл вырос с 58% до 65% (+7%).

Экспериментальная группа: средний балл вырос с 61% до 78% (+17%).

Прирост активного знания лексики в экспериментальной группе был более чем в два раза выше, чем в контрольной группе.

Результаты эксперимента показывают, что применение новой учебной методики привело к более значительному улучшению как пассивного, так и активного знания лексики в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Этот эффект наблюдался несмотря на сопоставимые исходные показатели в обеих группах.

По итогам эксперимента учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали значительно более высокие результаты в устных заданиях по сравнению с контрольной группой. Они показали способность использовать лексику в разнообразных контекстах и адаптировать свою речь в зависимости от ситуации. Учащиеся контрольной группы, несмотря на хорошее знание словарного запаса в письменных тестах, испытывали затруднения при попытке использовать изученные слова в СР, так как они не имели возможности практиковать язык в условиях, приближенных к реальным.

Эксперимент показал, что использование СР и ситуационных задач способствует не только лучшему запоминанию слов, но и развитию умений активно применять язык в различных коммуникативных ситуациях. Это подтверждает гипотезу о том, что методики, основанные на активном общении и использовании языка в спонтанных ситуациях, более эффективны для развития лексического запаса и повышения общей языковой компетентности у изучающих ИЯ.

Использование СР в учебной практике способствует созданию условий, в которых учащиеся могут свободно выражать свои мысли и адаптировать свою речь к контексту, что является важным фактором в развитии языковой компетентности.

1. Методы, основанные на СР, способствуют более глубокому усвоению лексики.

2. Активное использование языка в реальном времени улучшает запоминание и применение новых слов.

3. СР играет ключевую роль в развитии языковой компетентности.

4. Создание условий для свободного выражения мыслей и адаптации речи к контексту важно для эффективного обучения языку.

 

Заключение / Conclusion

 

Полученные данные указывают на важность включения элементов СР в программу обучения ИЯ. Это может быть достигнуто через ролевые игры, дебаты, неформальные беседы на заданные темы или смоделированные ситуации. Такие упражнения стимулируют когнитивные процессы, связанные с поиском и применением нужных слов в реальных ситуациях, что способствует более глубокому закреплению лексического материала.

СР является эффективным инструментом для развития лексического запаса у изучающих ИЯ, способствуя не только активизации пассивного словаря, но и улучшению понимания и запоминания новых слов в контексте реальных коммуникативных ситуаций. Применение данного метода в учебном процессе позволяет не только увеличить словарный запас учащихся на первых курсах, но и развить их способность к спонтанному выражению мыслей на ИЯ, освоить лексику более естественным и гибким образом, развивает их способности к быстрому поиску и употреблению новых выражений, а также способствует улучшению произносительных навыков. Также включение спонтанного общения в учебный процесс позволяет значительно повысить уровень уверенности студентов в их речевых способностях, а также развить их когнитивные навыки.

Перспективы дальнейших исследований включают разработку более структурированных и систематизированных методов применения СР в учебных программах, а также изучение ее влияния на другие аспекты языкового развития, такие как грамматическая точность и беглость речи.