Введение / Introduction
Настоящее время характеризуется тотальной цифровизацией и широким проникновением цифровых технологий во все сферы жизни. Необходимо отметить, что ограничения, вызванные пандемией, ускорили интеграцию социальных сетей в образовательный процесс, сдерживаемый такими факторами, как цифровое неравенство, рост стресса и снижение мотивации, что требует научно обоснованных решений. Таким образом, актуальность работы определяется необходимостью преодоления противоречий между технологическим прогрессом и психолого-педагогическими вызовами.
Объект исследования – социальные сети в образовательном процессе студентов высших учебных заведений.
Предмет исследования – психолого-педагогические аспекты интеграции социальных сетей в образовательный процесс, включая их влияние на эмоциональный интеллект, мотивацию, когнитивную вовлеченность и академическую успеваемость студентов.
Научная проблема – противоречие между образовательным потенциалом социальных сетей и психолого-педагогическими рисками их использования, а также отсутствие системных моделей, которые обеспечивали бы баланс между эффективным применением социальных сетей в обучении и минимизацией их негативного воздействия на психическое здоровье и учебные результаты студентов.
Гипотеза исследования: эффективность использования социальных сетей в образовательном процессе студентов достигается при учете индивидуальных особенностей студентов, системной интеграции социальных сетей в педагогическую практику на основе принципов безопасности, этичности и персонализации контента, активном участии педагогов как модераторов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение студентов в цифровой среде.
Цель настоящего исследования – создание концептуальной модели использования социальных сетей в образовании, объединяющей психологические, педагогические и этические аспекты.
Задачи исследования:
- систематизировать существующие теоретические подходы к интеграции социальных сетей в образование;
- выявить ключевые психологические факторы, влияющие на эффективность использования социальных сетей;
- разработать классификацию рисков и рекомендации по их минимизации;
- предложить критерии оценки образовательного контента в социальных сетях;
- разработать модель.
Настоящее исследование вносит вклад в развитие научного знания, систематизируя разрозненные подходы к интеграции социальных сетей в образование и предлагая междисциплинарную модель, объединяющую психологические, педагогические и технологические аспекты, определяя оптимальное соотношение между образовательными возможностями социальных сетей и методами минимизации их рисков с использованием авторской таксономии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций и алгоритмов для преподавателей в части: выбора платформ, соответствующих конкретным образовательным задачам, методических принципов по профилактике кибербуллинга, управлению временем и критической оценке контента, стратегии создания безопасной цифровой среды, включая внедрение инструментов искусственного интеллекта для фильтрации вредоносного контента и мониторинга эмоционального состояния учащихся, профессионального развития педагогов и психолого-педагогического сопровождения студентов в онлайн-пространстве.
Обзор литературы / Literature review
Интерес к теме настоящего исследования проявляют научные коллективы и отдельные исследователи таких стран, как Россия, Кипр, Австралия, Китай, Украина, Турция, Сербия, Греция, Индонезия, Палестина, Пакистан, Вьетнам, Индонезия, Тайвань, США, Израиль, Великобритания. В современной научной литературе отмечается растущий интерес к проблеме использования социальных сетей в образовательном процессе. В частности, исследуется роль социальных сетей как сетевого образовательного ресурса и необходимость развития ИКТ-компетентности педагогов. Кратко остановимся на наиболее интересных позициях исследователей. Позиция Т. Г. Красанова заключается в том, что развитие цифровых компетенций педагогов является важнейшим условием успешной интеграции социальных медиа в учебный процесс [1], позиция представляется нам верной, однако мы считаем необходимым дополнить ее формированием у преподавателей навыков обеспечения психологической безопасности онлайн-взаимодействия. Также мы разделяем точку зрения А. Х. Чупанова и его соавторов об особой роли социальных сетей в создании аутентичной языковой среды [2], считая при этом необходимым осуществление методического сопровождения такого взаимодействия для минимизации рисков межкультурных конфликтов. Уверены в необходимости акцентировать внимание на балансе между интерактивностью и когнитивной нагрузкой при проектировании образовательного контента для социальных платформ, дидактический потенциал для визуализации учебного материала которых рассмотрен Ю. А. Бычковым [3]. С опорой на выводы Ю. О. Шолтоян можно утверждать, что современные социальные сети представляют собой качественно новую ступень эволюции образовательного пространства, требующую переосмысления традиционных подходов к организации обучения [4]. Мы разделяем позицию Л. Е. Шведовой о необходимости баланса между образовательным потенциалом платформ и связанными с ними рисками, однако считаем необходимым дополнить ее акцентом на системном подходе к интеграции цифровых технологий [5]. С. Шаров и соавторы рассмотрели влияние социальных сетей на развитие социальной компетентности студентов [6]. Концепция устойчивого образования через социальные сети Н. Кавуса [7] станет еще эффективнее в случае, если будет дополнена анализом психологических рисков цифрового взаимодействия. Наша позиция внедрения социальных сетей в учебный процесс отличается от М. Хамади и его команды [8] акцентом на персонализации обучения и учете индивидуальных особенностей обучающихся. Мы согласны с выводами Ю. Пурнама о необходимости структурирования онлайн-взаимодействия [9], но предлагаем более комплексный подход к оценке образовательных результатов. В отличие от подхода Р. Б. Ванг [10], мы предлагаем более детальный анализ мотивационных аспектов цифрового взаимодействия. А в отличие от позиции Н. Кошечко [11] мы предлагаем комплексный подход к анализу внутренних противоречий между участниками образовательного процесса. Важно отметить, что развитие коммуникативных навыков требует специального методического обеспечения, необходимо учитывать особенности восприятия информации в блог-формате, такой формат в учебном процессе рассмотрел Э. С. Абулибдех [12]. В отличие от выводов И. Милошевич [13], мы предлагаем более детально рассмотреть культурные особенности восприятия образовательного контента, адаптации традиционных педагогических методик к новым условиям, учитывать специфику формирования учебных групп в цифровой среде. Важным представляется рассмотрение различных стратегий использования платформы Facebook в дополнение к работе Б. Гок и П. Унлу [14]. М. Чен и Х. Сяо изучают влияние социальных сетей на эмоциональную сферу студентов [15]. В отличие от позиции М. Ф. Шахзад [16], мы считаем необходимым более внимательно изучить роль умного обучения как посредника в процессе влияние соцсетей на академическую успеваемость и психическое благополучие студентов, учитывать индивидуальные особенности восприятия цифрового контента разными категориями студентов, анализировать долгосрочные эффекты такого взаимодействия. Мы согласны с Н. М. Сабах [17] в том, что важным представляется рассмотрение различных форматов использования социальных сетей в образовании, а также с тем, что необходимо учитывать специфику разных дисциплин. В отличие от оптимистичных выводов М. Рамзан [18], мы предлагаем более детально рассмотреть потенциальные риски, проанализировать культурные особенности восприятия контента, дать оценку профессиональной специфики каждой группы пользователей. Нам видится, что исследование В. Нгок Хой о вовлеченности студентов через социальные сети [19] целесообразно дополнить механизмами контроля качества контента, специального педагогического сопровождения, учитывать психологические особенности разных возрастных групп. Не менее актуальным видится вопрос семейного сопровождения цифрового взаимодействия с учителем, что может дополнить исследование Х. Чжан [20]. В отличие от З. Ю и его соавторов [21], мы считаем необходимым более детально рассмотреть гибридные форматы обучения, специфику языкового материала при выборе цифровых инструментов, долгосрочные эффекты такого взаимодействия. А. Пурванто и его коллеги отмечают важность навыков использования социальных сетей в эпоху цифровой грамотности [22], мы разделяем их точку зрения о значимости цифровых навыков. В отличие от подхода М. Астатке и его соавторов [23], мы предлагаем более комплексный анализ модерирующих факторов. Кроме того, предлагаем дополнить исследования связи между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью Дж. Игбала [24] изучением культурных особенностей восприятия. Важным нам представляется рассмотрение различных форматов онлайн-взаимодействия, а не только когнитивной вовлеченности в онлайн-дискуссии, исследованной П. Шарма [25]. В отличие от выводов Р. Касперски и И. Блау [26] о преимущественно положительном влиянии учительского присутствия в социальных сетях, мы считаем необходимым более внимательно изучить потенциальные риски таких взаимодействий, учитывать возрастные особенности восприятия цифрового контента разными категориями участников образовательного процесса. В то же время мы разделяем точку зрения В. Махназ о двойственности влияния платформ [27], но предполагаем целесообразным дополнить этот труд исследованием анализа культурных особенностей восприятия контента. Х. Родригес-Морено и его соавторы изучили влияние цифровых инструментов на компетентность студентов [28], здесь важно отметить, что развитие коммуникативных навыков требует специального педагогического сопровождения, изучения коллаборации. Дополняет эти исследования работа А. Дания и Л. Л. Гриффин посвященная использованию теории социальных сетей для анализа коллаборации через социальные медиа [29]. Выводы о важности анализа взаимодействий студентов в онлайн-социальных сетях М. Б. Масрома [30] приобретают особенную значимость в контексте контроля качества контента. Научное сообщество уже уделяет этому вопросу внимание; так, А. Р. Ахмад в труде [31] изучил влияние социальных сетей на процессы обмена знаниями среди студентов. Целесообразно дополнить перечисленные труды анализом качества передаваемой информации и возможных искажений при цифровом взаимодействии. В завершение отметим, что мы разделяем точку зрения Н. Пантич и ее коллег о значимости сетевого взаимодействия [32], но предлагаем дополнить исследование роли преподавателей как агентов изменений через призму анализа социальных и эпистемических сетей анализом психологических барьеров цифрового взаимодействия. В целом необходимо отметить, что опыт пандемии показал как возможности, так и ограничения социальных сетей в образовании, что требует дальнейшего изучения и совершенствования методик их использования. Подводя итоги этого этапа исследования, необходимо выделить основные направления современных исследований ученых по теме настоящей статьи (табл. 1).
Таблица 1
Основные направления современных исследований
|
Интеграция социальных сетей в педагогику |
‒ Разработка стандартизированных рамок для внедрения социальных сетей в образовательный процесс. ‒ Изучение факторов, влияющих на готовность студентов использовать социальные сети в обучении |
|
Развитие ИКТ-компетентности педагогов |
‒ Повышение цифровых навыков учителей для эффективного взаимодействия в онлайн-среде. ‒ Преодоление барьеров (опасения конфликтов, «флейминг») для увеличения присутствия педагогов в социальных сетях |
|
Профессиональное развитие педагогов |
‒ Социальные сети как инструмент сетевого взаимодействия и обмена опытом. ‒ Роль учителей как агентов изменений в образовательных сетях |
|
Языковое образование |
‒ Использование социальных сетей для создания языковой среды, развития коммуникативных навыков и взаимодействия с носителями языка |
|
Технологические и интерактивные аспекты |
‒ Визуализация информации и создание интерактивных сред обучения. ‒ Применение мобильных технологий для повышения вовлеченности студентов |
|
Влияние на академическую успеваемость |
‒ Положительное воздействие: повышение мотивации, вовлеченности, доступности ресурсов. ‒ Негативные эффекты: снижение успеваемости из-за чрезмерного использования, развлечений, кибербуллинга |
|
Психическое здоровье и социальное благополучие |
‒ Улучшение социальных связей и эмоциональной поддержки. ‒ Риски: стресс, тревога, депрессия из-за сравнения с другими |
|
Социальная компетентность и эмоциональный интеллект |
‒ Развитие коммуникативных навыков, эмпатии, разрешения конфликтов. ‒ Роль академических социальных сетей как посредника между эмоциональным интеллектом и успеваемостью |
|
Риски и проблемы безопасности |
‒ Конфликты между студентами и преподавателями, интернет-зависимость. ‒ Необходимость обеспечения кибербезопасности и контроля контента |
|
Пандемия COVID‑19 и цифровая трансформация |
‒ Рост цифровых компетенций в условиях дистанционного обучения. ‒ Усиление негативного влияния социальных сетей на успеваемость при ограничении традиционного обучения |
|
Сетевая аналитика и оптимизация обучения |
‒ Анализ взаимодействий студентов для повышения эффективности дискуссий. ‒ Исследование сетевого поведения: обмен знаниями, кибержертвы, академическое использование |
|
Внешние факторы влияния |
Модерация эффектов социальных сетей через семейные связи и совместное обучение |
Источник: составлено авторами.
Исследования ученых из России, Европы, Азии и США демонстрируют схожие тенденции, но также выявляют культурные особенности использования социальных сетей. В целом существующие исследования сосредоточены на интеграции социальных сетей в педагогику, влиянии социальных сетей на эмоциональный интеллект, риски безопасности, установлении недоисследованных проблем по предмету исследования.
В то же время научная общественность незаслуженно обошла вниманием отсутствие концептуальных моделей использования социальных сетей в образовании, объединяющих психологические, педагогические и этические аспекты, попытке разработки одной из которых посвящено настоящее исследование.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологической базой исследования являются: теория медиаобразования М. Маклюена [33], теория цифровой педагогики Дж. Селвина [34], психологические модели цифровой социализации Д. Бойда [35] и Ш. Тёркла [36], а также педагогические концепции смешанного обучения и сетевого взаимодействия. Методы исследования: теоретические, эмпирические, методы проектирования и прогнозирования.
Результаты исследования / Research results
Систематизация существующих теоретических подходов к интеграции социальных сетей в образование приведена в табл. 2. Перечень ключевых психологических факторов, влияющих на эффективность использования социальных сетей, приведен в табл. 3. Классификация рисков и рекомендации по их минимизации приведены в абл. 4.
Таблица 2
Систематизация существующих теоретических подходов
к интеграции социальных сетей в образование
|
Подход |
Основные положения |
Представители |
|
Технологический |
Фокус на технических возможностях платформ, доступности и интерактивности |
Р. Б. Ванг, А. Х. Чупанов, |
|
Педагогический |
Акцент на методах обучения, дидактических возможностях и образовательных результатах |
Т. Г. Красанов, Ю. О. Шолтоян, Е. С. Абулибдех |
|
Психологический |
Изучение влияния на эмоциональный интеллект, мотивацию и социальные компетенции |
М. Чен, С. Шаров, Дж. Игбал |
|
Социокультурный |
Рассмотрение социальных сетей как пространства для коммуникации и культурного обмена |
И. Милошевич, Б. Гок, А. Дания |
|
Безопасный |
Фокус на рисках и проблемах безопасности цифрового взаимодействия |
Л. Е. Шведова, Н. Кошечко, М. Астатке |
|
Компетентностный |
Развитие цифровых компетенций студентов и преподавателей |
Родригез-Морено, М. Б. Масром, Н. Пантич |
Источник: составлено авторами.
Таблица 3
Перечень ключевых психологических факторов,
влияющих на эффективность использования социальных сетей
|
Группа факторов |
Факторы, влияющие на эффективность использования социальных сетей в образовании |
|
Эмоциональный интеллект |
‒ Самоуправление. ‒ Самоосознание. ‒ Социальные навыки. ‒ Эмпатия |
|
Мотивационные факторы |
‒ Внутренняя мотивация к обучению. ‒ Стремление к саморазвитию. ‒ Академическая мотивация. ‒ Мотивация к социальному взаимодействию |
|
Когнитивные аспекты |
‒ Уровень цифровой грамотности. ‒ Способность к критическому мышлению. ‒ Навыки обработки информации. ‒ Когнитивная вовлеченность |
|
Личностные характеристики |
‒ Саморегуляция. ‒ Самоконтроль. ‒ Ответственность. ‒ Дисциплинированность |
|
Социальные компетенции |
‒ Коммуникативные навыки. ‒ Навыки разрешения конфликтов. ‒ Способность к коллаборации. ‒ Навыки сетевого взаимодействия |
|
Психологическое благополучие |
‒ Уровень стрессоустойчивости. ‒ Эмоциональная стабильность. ‒ Самооценка. ‒ Психологическая устойчивость |
|
Поведенческие факторы |
‒ Склонность к интернет-зависимости. ‒ Риск кибербуллинга. ‒ Паттерны использования соцсетей. ‒ Самоконтроль времени пребывания онлайн |
|
Факторы восприятия |
‒ Готовность к цифровому взаимодействию. ‒ Доверие к онлайн-контенту. ‒ Критичность восприятия информации. ‒ Способность к рефлексии |
Источник: составлено авторами.
Таблица 4
Классификация рисков и рекомендации по их минимизации
|
Категория риска |
Подкатегория |
Характеристика риска |
Методы минимизации |
|
Психологические риски (студенты) |
Эмоциональное выгорание |
Снижение мотивации, хроническая усталость |
Ограничение времени пребывания онлайн; регулярные перерывы; техники релаксации |
|
Кибербуллинг |
Онлайн-травля, издевательства |
Внедрение системы мониторинга; обучение цифровой этике; создание каналов поддержки |
|
|
Социальные риски (студенты) |
Социальная изоляция |
Снижение реального общения |
Баланс онлайн/офлайн-активности; гибридные форматы взаимодействия; совместные проекты |
|
Деструктивные сообщества |
Негативное влияние групп |
Фильтрация контента ИИ; родительский контроль; обучение критическому мышлению |
|
|
Образовательные риски (преподаватели/студенты) |
Снижение успеваемости |
Отвлечение от учебы |
Четкое планирование; целевые образовательные группы; мониторинг прогресса |
|
Некачественный контент |
Недостоверная информация |
Проверенные источники; критический анализ; кураторство контента |
|
|
Технологические риски (все участники) |
Безопасность данных |
Утечка личной информации |
Защита аккаунтов; приватность данных; цифровая гигиена |
|
Зависимость от платформ |
Технические сбои |
Альтернативные каналы; резервное копирование; техподдержка |
Источник: составлено авторами.
Предлагаются следующие критерии оценки образовательного контента в социальных сетях:
- содержательность: научная достоверность информации, актуальность данных и источников, соответствие образовательным стандартам, структурированность материала, наличие проверяемых ссылок;
- психолого-педагогические критерии: возрастная адекватность контента, эмоциональная безопасность, отсутствие манипулятивных элементов, учет когнитивных особенностей аудитории, баланс между сложностью и доступностью;
- техническая составляющая: качество визуализации, техническая корректность интерактивных элементов, адаптивность под разные устройства, скорость загрузки материалов, совместимость с различными платформами;
- коммуникативность: наличие обратной связи, возможность обсуждения, четкость формулировок, дружелюбный тон изложения, интерактивность подачи материала;
- организационные критерии: логичность структуры курса, постепенность усложнения материала, наличие контрольных точек, регулярность обновления контента, временные рамки выполнения заданий;
- этика: соблюдение авторских прав, отсутствие дискриминационного контента, прозрачность источников финансирования, защита персональных данных, соответствие этическим нормам;
- мотивация: уровень вовлеченности контента, наличие игровых техник, система поощрений и достижений, интересные практические задания, возможность отслеживания прогресса;
- социальные критерии: возможность коллаборации, инструменты совместной работы, формирование учебного сообщества, кросс-культурная адаптация, мультиязычная поддержка.
Разработанная модель является комплексной и базируется на трех ключевых компонентах: психологическом, педагогическом и этическом. Фокусы компонентов: психологический – особенности цифровой социализации обучающихся и влияние социальных сетей на их эмоциональный интеллект, педагогический – методические аспекты использования платформ для образовательных целей, этический – обеспечение безопасного взаимодействия в цифровом пространстве (далее – ППЭ-модель). Тип разработанной модели можно определить как концептуально-прикладная модель, основанная на принципах триединства: высокая эффективность обучения, развитие мягких навыков студентов, обеспечение психолого-педагогической безопасности, базирующейся на учете потенциальных рисков использования цифровых платформ. Структура ППЭ-модели приведена на рис. 1.
Особенности ППЭ-модели:
- адаптивность к различным образовательным контекстам;
- адаптивность к различным учебным дисциплинам;
- использование персонализированного подхода;
- масштабируемость модели.
Функциональные роли преподавателя в рамках ППЭ-модели обеспечивают преемственность между традиционными и цифровыми формами обучения, способствуя формированию гибридной образовательной среды, и приведены на рис. 2.
Принципы функционирования и взаимодействия элементов модели приведены в табл. 5.
Рис. 1. Структура ППЭ-модели. Источник: составлено авторами
Рис. 2. Функциональные роли преподавателя в рамках ППЭ-модели.
Источник: составлено авторами
Таблица 5
Принципы функционирования и взаимодействия элементов модели
|
Категория принципов |
Принцип |
Описание |
Целевое назначение |
|
Базовые принципы |
Триединства |
Обеспечение баланса между образовательной эффективностью, развитием soft skills и психолого-педагогической безопасностью |
Создание устойчивой системы интеграции соцсетей в образование |
|
Многоуровневой защиты |
Комплексная защита через технические, методические и психологические механизмы |
Обеспечение безопасности всех участников |
|
|
Педагогические принципы |
Сопровождения |
Непрерывное педагогическое сопровождение студентов в цифровой среде |
Поддержка развития и минимизация рисков |
|
Персонализации |
Учет индивидуальных особенностей студентов |
Повышение эффективности обучения |
|
|
Организационные принципы |
Системности |
Взаимосвязь всех компонентов образовательного процесса |
Обеспечение целостности системы |
|
Обратной связи |
Наличие механизмов оценки и коррекции |
Адаптация модели к изменяющимся условиям |
|
|
Этические принципы |
Этической ответственности |
Соблюдение этических норм и правил |
Формирование культуры цифрового взаимодействия |
|
Технологические принципы |
Гибкости |
Возможность адаптации к новым технологиям |
Обеспечение актуальности модели |
|
Социальные принципы |
Социальной ответственности |
Формирование позитивной цифровой среды |
Профилактика негативных явлений |
Источник: составлено авторами.
Видится целесообразным реализовать следующий алгоритм внедрения модели: подготовительный этап, этап проектирования, технический этап, этап подготовки участников, пилотный этап, этап масштабирования, этап устойчивого функционирования. Предлагается при реализации модели использовать следующие группы точек контроля: организационные, методические, технологические, психолого-педагогические.
Заключение / Conclusion
Процесс интеграции цифровых технологий требует системного подхода с учетом не только технических возможностей, но и психологических особенностей студентов. Основными результатами работы стали разработка концептуальной модели, объединяющей психологические, педагогические и этические аспекты использования социальных сетей, создание классификации рисков и механизмов их минимизации, формирование системы критериев оценки образовательного контента и разработка алгоритма внедрения модели в учебный процесс. Дальнейшими направлениями исследований могут стать эмпирические исследования по реализации и развитию ППЭ-модели.

Petr P. Nikolaev