Full text

Введение / Introduction

 

Настоящее время характеризуется тотальной цифровизацией и широким проникновением цифровых технологий во все сферы жизни. Необходимо отметить, что ограничения, вызванные пандемией, ускорили интеграцию социальных сетей в образовательный процесс, сдерживаемый такими факторами, как цифровое неравенство, рост стресса и снижение мотивации, что требует научно обоснованных решений. Таким образом, актуальность работы определяется необходимостью преодоления противоречий между технологическим прогрессом и психолого-педагогическими вызовами.

Объект исследования – социальные сети в образовательном процессе студентов высших учебных заведений.

Предмет исследования – психолого-педагогические аспекты интеграции социальных сетей в образовательный процесс, включая их влияние на эмоциональный интеллект, мотивацию, когнитивную вовлеченность и академическую успеваемость студентов.

Научная проблема – противоречие между образовательным потенциалом социальных сетей и психолого-педагогическими рисками их использования, а также отсутствие системных моделей, которые обеспечивали бы баланс между эффективным применением социальных сетей в обучении и минимизацией их негативного воздействия на психическое здоровье и учебные результаты студентов.

Гипотеза исследования: эффективность использования социальных сетей в образовательном процессе студентов достигается при учете индивидуальных особенностей студентов, системной интеграции социальных сетей в педагогическую практику на основе принципов безопасности, этичности и персонализации контента, активном участии педагогов как модераторов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение студентов в цифровой среде.

Цель настоящего исследования – создание концептуальной модели использования социальных сетей в образовании, объединяющей психологические, педагогические и этические аспекты.

Задачи исследования:

-          систематизировать существующие теоретические подходы к интеграции социальных сетей в образование;

-          выявить ключевые психологические факторы, влияющие на эффективность использования социальных сетей;

-          разработать классификацию рисков и рекомендации по их минимизации;

-          предложить критерии оценки образовательного контента в социальных сетях;

-          разработать модель.

Настоящее исследование вносит вклад в развитие научного знания, систематизируя разрозненные подходы к интеграции социальных сетей в образование и предлагая междисциплинарную модель, объединяющую психологические, педагогические и технологические аспекты, определяя оптимальное соотношение между образовательными возможностями социальных сетей и методами минимизации их рисков с использованием авторской таксономии.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций и алгоритмов для преподавателей в части: выбора платформ, соответствующих конкретным образовательным задачам, методических принципов по профилактике кибербуллинга, управлению временем и критической оценке контента, стратегии создания безопасной цифровой среды, включая внедрение инструментов искусственного интеллекта для фильтрации вредоносного контента и мониторинга эмоционального состояния учащихся, профессионального развития педагогов и психолого-педагогического сопровождения студентов в онлайн-пространстве.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Интерес к теме настоящего исследования проявляют научные коллективы и отдельные исследователи таких стран, как Россия, Кипр, Австралия, Китай, Украина, Турция, Сербия, Греция, Индонезия, Палестина, Пакистан, Вьетнам, Индонезия, Тайвань, США, Израиль, Великобритания. В современной научной литературе отмечается растущий интерес к проблеме использования социальных сетей в образовательном процессе. В частности, исследуется роль социальных сетей как сетевого образовательного ресурса и необходимость развития ИКТ-компетентности педагогов. Кратко остановимся на наиболее интересных позициях исследователей. Позиция Т. Г. Красанова заключается в том, что развитие цифровых компетенций педагогов является важнейшим условием успешной интеграции социальных медиа в учебный процесс [1], позиция представляется нам верной, однако мы считаем необходимым дополнить ее формированием у преподавателей навыков обеспечения психологической безопасности онлайн-взаимодействия. Также мы разделяем точку зрения А. Х. Чупанова и его соавторов об особой роли социальных сетей в создании аутентичной языковой среды [2], считая при этом необходимым осуществление методического сопровождения такого взаимодействия для минимизации рисков межкультурных конфликтов. Уверены в необходимости акцентировать внимание на балансе между интерактивностью и когнитивной нагрузкой при проектировании образовательного контента для социальных платформ, дидактический потенциал для визуализации учебного материала которых рассмотрен Ю. А. Бычковым [3]. С опорой на выводы Ю. О. Шолтоян можно утверждать, что современные социальные сети представляют собой качественно новую ступень эволюции образовательного пространства, требующую переосмысления традиционных подходов к организации обучения [4]. Мы разделяем позицию Л. Е. Шведовой о необходимости баланса между образовательным потенциалом платформ и связанными с ними рисками, однако считаем необходимым дополнить ее акцентом на системном подходе к интеграции цифровых технологий [5]. С. Шаров и соавторы рассмотрели влияние социальных сетей на развитие социальной компетентности студентов [6]. Концепция устойчивого образования через социальные сети Н. Кавуса [7] станет еще эффективнее в случае, если будет дополнена анализом психологических рисков цифрового взаимодействия. Наша позиция внедрения социальных сетей в учебный процесс отличается от М. Хамади и его команды [8] акцентом на персонализации обучения и учете индивидуальных особенностей обучающихся. Мы согласны с выводами Ю. Пурнама о необходимости структурирования онлайн-взаимодействия [9], но предлагаем более комплексный подход к оценке образовательных результатов. В отличие от подхода Р. Б. Ванг [10], мы предлагаем более детальный анализ мотивационных аспектов цифрового взаимодействия. А в отличие от позиции Н. Кошечко [11] мы предлагаем комплексный подход к анализу внутренних противоречий между участниками образовательного процесса. Важно отметить, что развитие коммуникативных навыков требует специального методического обеспечения, необходимо учитывать особенности восприятия информации в блог-формате, такой формат в учебном процессе рассмотрел Э. С. Абулибдех [12]. В отличие от выводов И. Милошевич [13], мы предлагаем более детально рассмотреть культурные особенности восприятия образовательного контента, адаптации традиционных педагогических методик к новым условиям, учитывать специфику формирования учебных групп в цифровой среде. Важным представляется рассмотрение различных стратегий использования платформы Facebook в дополнение к работе Б. Гок и П. Унлу [14]. М. Чен и Х. Сяо изучают влияние социальных сетей на эмоциональную сферу студентов [15]. В отличие от позиции М. Ф. Шахзад [16], мы считаем необходимым более внимательно изучить роль умного обучения как посредника в процессе влияние соцсетей на академическую успеваемость и психическое благополучие студентов, учитывать индивидуальные особенности восприятия цифрового контента разными категориями студентов, анализировать долгосрочные эффекты такого взаимодействия. Мы согласны с Н. М. Сабах [17] в том, что важным представляется рассмотрение различных форматов использования социальных сетей в образовании, а также с тем, что необходимо учитывать специфику разных дисциплин. В отличие от оптимистичных выводов М. Рамзан [18], мы предлагаем более детально рассмотреть потенциальные риски, проанализировать культурные особенности восприятия контента, дать оценку профессиональной специфики каждой группы пользователей. Нам видится, что исследование В. Нгок Хой о вовлеченности студентов через социальные сети [19] целесообразно дополнить механизмами контроля качества контента, специального педагогического сопровождения, учитывать психологические особенности разных возрастных групп. Не менее актуальным видится вопрос семейного сопровождения цифрового взаимодействия с учителем, что может дополнить исследование Х. Чжан [20]. В отличие от З. Ю и его соавторов [21], мы считаем необходимым более детально рассмотреть гибридные форматы обучения, специфику языкового материала при выборе цифровых инструментов, долгосрочные эффекты такого взаимодействия. А. Пурванто и его коллеги отмечают важность навыков использования социальных сетей в эпоху цифровой грамотности [22], мы разделяем их точку зрения о значимости цифровых навыков. В отличие от подхода М. Астатке и его соавторов [23], мы предлагаем более комплексный анализ модерирующих факторов.  Кроме того, предлагаем дополнить исследования связи между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью Дж. Игбала [24] изучением культурных особенностей восприятия. Важным нам представляется рассмотрение различных форматов онлайн-взаимодействия, а не только когнитивной вовлеченности в онлайн-дискуссии, исследованной П. Шарма [25]. В отличие от выводов Р. Касперски и И. Блау [26] о преимущественно положительном влиянии учительского присутствия в социальных сетях, мы считаем необходимым более внимательно изучить потенциальные риски таких взаимодействий, учитывать возрастные особенности восприятия цифрового контента разными категориями участников образовательного процесса.  В то же время мы разделяем точку зрения В. Махназ о двойственности влияния платформ [27], но предполагаем целесообразным дополнить этот труд исследованием анализа культурных особенностей восприятия контента. Х. Родригес-Морено и его соавторы изучили влияние цифровых инструментов на компетентность студентов [28], здесь важно отметить, что развитие коммуникативных навыков требует специального педагогического сопровождения, изучения коллаборации. Дополняет эти исследования работа А. Дания и Л. Л. Гриффин посвященная использованию теории социальных сетей для анализа коллаборации через социальные медиа [29]. Выводы о важности анализа взаимодействий студентов в онлайн-социальных сетях М. Б. Масрома [30] приобретают особенную значимость в контексте контроля качества контента. Научное сообщество уже уделяет этому вопросу внимание; так, А. Р. Ахмад в труде [31] изучил влияние социальных сетей на процессы обмена знаниями среди студентов. Целесообразно дополнить перечисленные труды анализом качества передаваемой информации и возможных искажений при цифровом взаимодействии. В завершение отметим, что мы разделяем точку зрения Н. Пантич и ее коллег о значимости сетевого взаимодействия [32], но предлагаем дополнить исследование роли преподавателей как агентов изменений через призму анализа социальных и эпистемических сетей анализом психологических барьеров цифрового взаимодействия. В целом необходимо отметить, что опыт пандемии показал как возможности, так и ограничения социальных сетей в образовании, что требует дальнейшего изучения и совершенствования методик их использования. Подводя итоги этого этапа исследования, необходимо выделить основные направления современных исследований ученых по теме настоящей статьи (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления современных исследований

 

Интеграция социальных сетей в педагогику

‒       Разработка стандартизированных рамок для внедрения социальных сетей в образовательный процесс.

‒       Изучение факторов, влияющих на готовность студентов использовать социальные сети в обучении

Развитие ИКТ-компетентности педагогов

‒       Повышение цифровых навыков учителей для эффективного взаимодействия в онлайн-среде.

‒       Преодоление барьеров (опасения конфликтов, «флейминг») для увеличения присутствия педагогов в социальных сетях

Профессиональное развитие педагогов

‒       Социальные сети как инструмент сетевого взаимодействия и обмена опытом.

‒       Роль учителей как агентов изменений в образовательных сетях

Языковое образование

‒       Использование социальных сетей для создания языковой среды, развития коммуникативных навыков и взаимодействия с носителями языка

Технологические и интерактивные аспекты

‒       Визуализация информации и создание интерактивных сред обучения.

‒       Применение мобильных технологий для повышения вовлеченности студентов

Влияние на академическую успеваемость

‒       Положительное воздействие: повышение мотивации, вовлеченности, доступности ресурсов.

‒       Негативные эффекты: снижение успеваемости из-за чрезмерного использования, развлечений, кибербуллинга

Психическое здоровье и социальное благополучие

‒       Улучшение социальных связей и эмоциональной поддержки.

‒       Риски: стресс, тревога, депрессия из-за сравнения с другими

Социальная компетентность и эмоциональный интеллект

‒       Развитие коммуникативных навыков, эмпатии, разрешения конфликтов.

‒       Роль академических социальных сетей как посредника между эмоциональным интеллектом и успеваемостью

Риски и проблемы безопасности

‒       Конфликты между студентами и преподавателями, интернет-зависимость.

‒       Необходимость обеспечения кибербезопасности и контроля контента

Пандемия COVID‑19 и цифровая трансформация

‒       Рост цифровых компетенций в условиях дистанционного обучения.

‒       Усиление негативного влияния социальных сетей на успеваемость при ограничении традиционного обучения

Сетевая аналитика и оптимизация обучения

‒          Анализ взаимодействий студентов для повышения эффективности дискуссий.

‒       Исследование сетевого поведения: обмен знаниями, кибержертвы, академическое использование

Внешние факторы влияния

Модерация эффектов социальных сетей через семейные связи и совместное обучение

Источник: составлено авторами.

Исследования ученых из России, Европы, Азии и США демонстрируют схожие тенденции, но также выявляют культурные особенности использования социальных сетей. В целом существующие исследования сосредоточены на интеграции социальных сетей в педагогику, влиянии социальных сетей на эмоциональный интеллект, риски безопасности, установлении недоисследованных проблем по предмету исследования.

В то же время научная общественность незаслуженно обошла вниманием отсутствие концептуальных моделей использования социальных сетей в образовании, объединяющих психологические, педагогические и этические аспекты, попытке разработки одной из которых посвящено настоящее исследование.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методологической базой исследования являются: теория медиаобразования М. Маклюена [33], теория цифровой педагогики Дж. Селвина [34], психологические модели цифровой социализации Д. Бойда [35] и Ш. Тёркла [36], а также педагогические концепции смешанного обучения и сетевого взаимодействия. Методы исследования: теоретические, эмпирические, методы проектирования и прогнозирования.

 

Результаты исследования / Research results

 

Систематизация существующих теоретических подходов к интеграции социальных сетей в образование приведена в табл. 2. Перечень ключевых психологических факторов, влияющих на эффективность использования социальных сетей, приведен в табл.  3. Классификация рисков и рекомендации по их минимизации приведены в абл. 4.

Таблица 2

Систематизация существующих теоретических подходов
к интеграции социальных сетей в образование

 

Подход

Основные положения

Представители

Технологический

Фокус на технических возможностях платформ, доступности и интерактивности

Р. Б. Ванг, А. Х. Чупанов,
Ю. А. Бычков

Педагогический

Акцент на методах обучения, дидактических возможностях и образовательных результатах

Т. Г. Красанов, Ю. О. Шолтоян, Е. С. Абулибдех

Психологический

Изучение влияния на эмоциональный интеллект, мотивацию и социальные компетенции

М. Чен, С. Шаров, Дж. Игбал

Социокультурный

Рассмотрение социальных сетей как пространства для коммуникации и культурного обмена

И. Милошевич, Б. Гок, А. Дания

Безопасный

Фокус на рисках и проблемах безопасности цифрового взаимодействия

Л. Е. Шведова, Н. Кошечко, М. Астатке

Компетентностный

Развитие цифровых компетенций студентов и преподавателей

Родригез-Морено, М. Б. Масром, Н. Пантич

Источник: составлено авторами.

Таблица 3

Перечень ключевых психологических факторов,
влияющих на эффективность использования социальных сетей

 

Группа факторов

Факторы, влияющие на эффективность использования социальных сетей в образовании

Эмоциональный интеллект

‒     Самоуправление.

‒     Самоосознание.

‒     Социальные навыки.

‒     Эмпатия

Мотивационные факторы

‒     Внутренняя мотивация к обучению.

‒     Стремление к саморазвитию.

‒     Академическая мотивация.

‒     Мотивация к социальному взаимодействию

Когнитивные аспекты

‒     Уровень цифровой грамотности.

‒     Способность к критическому мышлению.

‒     Навыки обработки информации.

‒     Когнитивная вовлеченность

Личностные характеристики

‒     Саморегуляция.

‒     Самоконтроль.

‒     Ответственность.

‒     Дисциплинированность

Социальные компетенции

‒     Коммуникативные навыки.

‒     Навыки разрешения конфликтов.

‒     Способность к коллаборации.

‒     Навыки сетевого взаимодействия

Психологическое благополучие

‒     Уровень стрессоустойчивости.

‒     Эмоциональная стабильность.

‒     Самооценка.

‒     Психологическая устойчивость

Поведенческие факторы

‒     Склонность к интернет-зависимости.

‒     Риск кибербуллинга.

‒     Паттерны использования соцсетей.

‒     Самоконтроль времени пребывания онлайн

Факторы восприятия

‒     Готовность к цифровому взаимодействию.

‒     Доверие к онлайн-контенту.

‒     Критичность восприятия информации.

‒     Способность к рефлексии

Источник: составлено авторами.

Таблица 4

Классификация рисков и рекомендации по их минимизации

 

Категория риска

Подкатегория

Характеристика риска

Методы минимизации

Психологические риски (студенты)

Эмоциональное выгорание

Снижение мотивации, хроническая усталость

Ограничение времени пребывания онлайн; регулярные перерывы; техники релаксации

Кибербуллинг

Онлайн-травля, издевательства

Внедрение системы мониторинга; обучение цифровой этике; создание каналов поддержки

Социальные риски (студенты)

Социальная изоляция

Снижение реального общения

Баланс онлайн/офлайн-активности; гибридные форматы взаимодействия; совместные проекты

Деструктивные сообщества

Негативное влияние групп

Фильтрация контента ИИ; родительский контроль; обучение критическому мышлению

Образовательные риски (преподаватели/студенты)

Снижение успеваемости

Отвлечение от учебы

Четкое планирование; целевые образовательные группы; мониторинг прогресса

Некачественный контент

Недостоверная информация

Проверенные источники; критический анализ; кураторство контента

Технологические риски (все участники)

Безопасность данных

Утечка личной информации

Защита аккаунтов; приватность данных; цифровая гигиена

Зависимость от платформ

Технические сбои

Альтернативные каналы; резервное копирование; техподдержка

Источник: составлено авторами.

Предлагаются следующие критерии оценки образовательного контента в социальных сетях:

-      содержательность: научная достоверность информации, актуальность данных и источников, соответствие образовательным стандартам, структурированность материала, наличие проверяемых ссылок;

-      психолого-педагогические критерии: возрастная адекватность контента, эмоциональная безопасность, отсутствие манипулятивных элементов, учет когнитивных особенностей аудитории, баланс между сложностью и доступностью;

-      техническая составляющая: качество визуализации, техническая корректность интерактивных элементов, адаптивность под разные устройства, скорость загрузки материалов, совместимость с различными платформами;

-        коммуникативность: наличие обратной связи, возможность обсуждения, четкость формулировок, дружелюбный тон изложения, интерактивность подачи материала;

-      организационные критерии: логичность структуры курса, постепенность усложнения материала, наличие контрольных точек, регулярность обновления контента, временные рамки выполнения заданий;

-      этика: соблюдение авторских прав, отсутствие дискриминационного контента, прозрачность источников финансирования, защита персональных данных, соответствие этическим нормам;

-      мотивация: уровень вовлеченности контента, наличие игровых техник, система поощрений и достижений, интересные практические задания, возможность отслеживания прогресса;

-      социальные критерии: возможность коллаборации, инструменты совместной работы, формирование учебного сообщества, кросс-культурная адаптация, мультиязычная поддержка.

Разработанная модель является комплексной и базируется на трех ключевых компонентах: психологическом, педагогическом и этическом. Фокусы компонентов: психологический – особенности цифровой социализации обучающихся и влияние социальных сетей на их эмоциональный интеллект, педагогический – методические аспекты использования платформ для образовательных целей, этический – обеспечение безопасного взаимодействия в цифровом пространстве (далее – ППЭ-модель). Тип разработанной модели можно определить как концептуально-прикладная модель, основанная на принципах триединства: высокая эффективность обучения, развитие мягких навыков студентов, обеспечение психолого-педагогической безопасности, базирующейся на учете потенциальных рисков использования цифровых платформ. Структура ППЭ-модели приведена на рис. 1.

Особенности ППЭ-модели:

-      адаптивность к различным образовательным контекстам;

-      адаптивность к различным учебным дисциплинам;

-      использование персонализированного подхода;

-      масштабируемость модели.

Функциональные роли преподавателя в рамках ППЭ-модели обеспечивают преемственность между традиционными и цифровыми формами обучения, способствуя формированию гибридной образовательной среды, и приведены на рис. 2.

Принципы функционирования и взаимодействия элементов модели приведены в табл. 5.

 

 

 

Рис. 1. Структура ППЭ-модели. Источник: составлено авторами

 

 

 

Рис. 2. Функциональные роли преподавателя в рамках ППЭ-модели.

Источник: составлено авторами

Таблица 5

Принципы функционирования и взаимодействия элементов модели

 

Категория принципов

Принцип

Описание

Целевое назначение

Базовые принципы

Триединства

Обеспечение баланса между образовательной эффективностью, развитием soft skills и психолого-педагогической безопасностью

Создание устойчивой системы интеграции соцсетей в образование

Многоуровневой защиты

Комплексная защита через технические, методические и психологические механизмы

Обеспечение безопасности всех участников

Педагогические принципы

Сопровождения

Непрерывное педагогическое сопровождение студентов в цифровой среде

Поддержка развития и минимизация рисков

Персонализации

Учет индивидуальных особенностей студентов

Повышение эффективности обучения

Организационные принципы

Системности

Взаимосвязь всех компонентов образовательного процесса

Обеспечение целостности системы

Обратной связи

Наличие механизмов оценки и коррекции

Адаптация модели к изменяющимся условиям

Этические принципы

Этической ответственности

Соблюдение этических норм и правил

Формирование культуры цифрового взаимодействия

Технологические принципы

Гибкости

Возможность адаптации к новым технологиям

Обеспечение актуальности модели

Социальные принципы

Социальной ответственности

Формирование позитивной цифровой среды

Профилактика негативных явлений

Источник: составлено авторами.

 

Видится целесообразным реализовать следующий алгоритм внедрения модели: подготовительный этап, этап проектирования, технический этап, этап подготовки участников, пилотный этап, этап масштабирования, этап устойчивого функционирования. Предлагается при реализации модели использовать следующие группы точек контроля: организационные, методические, технологические, психолого-педагогические.

 

Заключение / Conclusion

 

Процесс интеграции цифровых технологий требует системного подхода с учетом не только технических возможностей, но и психологических особенностей студентов. Основными результатами работы стали разработка концептуальной модели, объединяющей психологические, педагогические и этические аспекты использования социальных сетей, создание классификации рисков и механизмов их минимизации, формирование системы критериев оценки образовательного контента и разработка алгоритма внедрения модели в учебный процесс. Дальнейшими направлениями исследований могут стать эмпирические исследования по реализации и развитию ППЭ-модели.