О компетенциях и компетентностном подходе в процессе обучения иностранным языкам в вузе

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Галкина В. В. О компетенциях и компетентностном подходе в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S1. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14502.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам и способам формирования компетенций у студентов российских неязыковых вузов в соответствии с новыми образовательными стандартами ФГОС ВПО по дисциплине «Иностранный язык».
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Галкина Вероника Викторовна,преподаватель кафедры иностранных языков ФГКОУ ВПО «Омская академия МВД России», г. Омскveronika.klimenko2010@yandex.ru

О компетенциях и компетентностном подходе в процессе

обучения иностранным языкам в вузе

Аннотация.Статья посвящена проблемам и способам формирования компетенций у студентов российских неязыковых вузов в соответствии с новыми образовательными стандартами ФГОС ВПО по дисциплине «Иностранный язык».Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, обучение, стандарт, деятельность, высшее образование, учебный процесс, формирование.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Традиционно высшее образование в России рассматривалось прежде всего для решения важных профессиональных задач будущего выпускника. Образовательные программы были направлены в основном на подготовку специалистов узкой специализации. Всё это привело в результате к полному замещению классического высшего образования высшим профессиональным образованием.В последнее десятилетие существенно пересматриваются и преобразовываются все педагогические системы в мире. В Российских вузах основнойприоритет отдается формированию общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих эффективно и значимо осуществлять образовательную деятельность. Новые образовательные стандарты внесли существенные изменения в процесс обучения. В дополнение к общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам в вузах вводятся циклы дисциплин специализации в сочетании с разнообразными практиками. Это позволит выпускнику вуза владеть не только фундаментальными знаниями, но и навыками постоянного совершенствования своего образовательного и профессионального уровня, умениями пользоваться разнообразными источниками информации как в пределах своей области, так и в смежных областях профессиональной деятельности [1].Содержательная сторона процесса обучения получает свои новые ценностные характеристики, на первый план выходит роль преподавателя в формировании компетенций студентов, формы и методы, применяемые в процессе обучения. Изменение структуры высшего профессионального образования не могло не повлиять и на результативноцелевую основу, предполагающую в процессе подготовки студентов формирование не только знаний и умений, но и дополнительно к ним компетенций. В систему высшего образования стремительно внедряется «компетентностный подход»,основанный на наличии у студентов и преподавателей определенных компетенций. В «Толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова компетентность ‬это осведомленность, авторитетность»[2]. Соответственно, компетентность можно рассматривать как комплекс компетенций, проявленных в какойлибо деятельности и позволяющих обучающемуся эффективно действовать в какойлибо сфере деятельности.Ещё в 80‬90х годах 20 века в учебнометодической литературе широко использовался термин «компетенция» для определения понятий «коммуникативный подход» и «коммуникативная компетенция» в преподавании иностранных языков. Известные учёные методисты Е.И.Пассов, И.Л.Бим, В.И.Байденко занимались вопросами формирования коммуникативной компетенции у обучающихся. Так, например, В.И.Байденко разделяет компетенции на две группы: общие компетенции (универсальные, ключевые, надпрофессиональные) и предметноспециализированные компетенции (профессиональные) [3]. В текстах ФГОС ВПО мы видим совершенно иную трактовку: компетенция ‬это способность применять знания и умения, а также личностные качества в определенной области. В неязыковых вузах при изучении дисциплины «Иностранный язык» студенту необходимо овладеть рядом общекультурных компетенций: способность к самообразованию, развитие когнитивных и исследовательских умений, развитие информационной культуры, уважение к духовным ценностям разных стран и народов и др. В преподавании иностранных языков наметилась тенденция к переоцениванию роли профессиональной иноязычной компетенции. Так обучающиеся должны овладеть не только знаниями по иностранному языку, но и понимать культуру и языковые особенности стран и народов, принадлежащих к соответствующей языковой общности. В этой связи, уместным будет сказать о роли личностного фактора при формировании общекультурных и профессиональных компетенций. Н.Д.Гальскова определяет общекультурную компетенцию как способность и готовность к взаимодействию в ситуациях межкультурного общения. По ее мнению, навыки и умения, познание и развитие ‬это условия формирования личности. И поэтому цель обучения иностранным языкам в современных условиях ‬воздействие на формирование личности обучающегося, на его способности и личностные качества, позволяющие ему осуществлять различные виды речемыслительной деятельности в ходе социального взаимодействия с представителями иных лингвоэтносоциумов и их культурой, иного языкового образа мира[4]. Формирование компетенций у студентов ‬планомерный процесс, направленный на организацию учебнопрофессиональной деятельности обучаемых, с целью развития, формирования личностных качеств будущих профессионалов [5].Говоря о формировании компетенций нельзя не сказать о психологическом аспекте развития личностных качеств у студентов вуза в осуществлении педагогического процесса. Обучение и развитие ‬это не два параллельно протекающих процесса, они реализуются в неразрывном единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие личности и в то же время опирается на него, а не надстраивается чисто механически [6]. Многие работы Л.С.Выготского посвящены процессу обучения с точки зрения психического развития. Он неоднократно говорил, что обучение ‬это движущая сила психического развития. Развитие ‬это процесс возникновения на каждой ступени новых, специфических для человека качеств, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но отсутствовавших на более ранних ступенях [7]. Среди важнейших психофизиологических свойств будущих выпускников вуза можно выделить внимание, интуицию, энергичность, экстраверсивность, зрительнодвигательную скоординированность, эмоциональную устойчивость.Особое значение имеет формирование общекультурных компетенций коммуникативной направленности, которые предполагают на основе знания иностранного языка овладевать навыками и способами взаимодействия с окружающими людьми, навыками работы в группе, владения различными социальными ролями в коллективе. Осуществить данную задачу возможно, применяя различные методы обучения.Интересным, на наш взгляд, видится использование на занятиях по иностранному языку интерактивных методов («inter» ‬взаимный, «act» ‬действовать), т.е. действия, осуществляемые вместе. Такие методы дают возможность студентам находиться в режиме беседы или диалога друг с другом или с преподавателем. Интерактивные методы отличаются целевой направленностью, поэтому все студенты вовлечены в процесс обучения и, как следствие, мотивация обучения увеличивается. Во время таких занятий преподаватель направляет деятельность студентов на достижение целей, на активизацию их учебнопознавательной деятельности, на интенсивное развитие когнитивных навыков и творческих способностей. У обучающихся развиваются аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, умения самостоятельно анализировать и оценивать ситуацию, принимать правильные решения. В результате происходит не только усвоение знаний по иностранному языку, а также формирование у обучающихся умений, навыков, личностных качеств, способностей, которые будут востребованы в их будущей профессиональной деятельности, иными словами, формирование определенных компетенций обучаемых.Итак, применение интерактивных методов обучения при формировании компетенций позволяет определить целевую направленность процесса обучения, влияет на определение структуры, содержания изучаемой дисциплины. Целью является не только освоение и воспроизведение знаний путем формирования «словарного запаса», но также анализ, выявление, осмысление тенденций, противоречий, зависимостей, взаимосвязей как в лексике и грамматике изучаемого иностранногоязыка, так и в социальных и профессиональных направлениях будущей деятельности обучаемых.Преподавателю необходимо так организовать занятие, чтобы иноязычная речевая деятельность выступала средством решения профессиональнопредметных задач будущего специалиста. Важно обеспечить в процессе изучения иностранного языка формирование общекультурных компетенций с социальнотрудовой, профессиональной направленностью, которые формируют умение владения различными социальными ролями в обществе.Следуя основным положениям компетентностного подхода, необходимо помнить о ведущей и направляющей роли преподавателя в процессе обучения. Н.В.Языкова и С.Н.Макеева в статье «Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка» вводят термины «методическая компетенция» и «лингводидактическая компетенция» как готовность и способность преподавателя реализовать цели обучения иностранным языкам. Владение методической компетенции позволяет преподавателю иностранного языка правильно выбирать методы, средства и формы обучения: «…деятельность учителя и заключается в решении постоянно возникающих в деятельности методических задач…» [8]. В рамках компетентностного подхода оценивание достижений студентов стимулирует познавательную деятельность и обратную связь в образовательном процессе. Проблема контроля в обучении иностранным языкам очень многогранная и актуальная. Важность и значимость этой проблемы особенно возрастает, когда речь идет о формировании общекультурных компетенций студентов. Еще в 70е годы 20 века о роли контроля на занятиях иностранного языка высказывались такие известные ученыеметодисты, как И.А.Зимняя, И.И.Китросская, Е.И.Пассов и др. Е.И.Пассов, как приверженец коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам, достаточно критично высказывался о проблеме контроля, сформулировав недостатки его традиционных форм. «Контроль в том виде, как он существует на практике, не только не является продуктивным организованным моментом обучения, звеном или методом (как его иногда называют), но и приносит значительно больше вреда, чем пользы»[9]. В своей работе «Контроль как методический феномен» Е.И.Пассов предлагает новое видение этой проблемы, где контроль рассматривается как часть проблемы управления учением [10].Н.Ф.Ефремова пишет, что качество оценивания является гарантией компетентностного обучения студентов. «Под результатом понимаются не только знания, умения и навыки, но и наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей основной образовательной программы»[11]. Разработанные вузами оценочные средства и критерии должны обладать высокой объективностью, однако оценить наличие у студента определенных компетенций возможно только в его будущей профессиональной деятельности. Следует отметить, что формирование компетенций у студентов в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык» задача чрезвычайно сложная, но необходимая в современном образовательном пространстве. Планирование учебной деятельности, эффективное использование приёмов и методов обучения, разработка фондов оценочных средств способствуют формированию компетенций и повышению качества образования в вузе.Таким образом, можно сделать вывод, что формирование компетенций у студентов вуза является одной из основных целей обучения образовательных программ нового поколения.

Ссылки на источники1.Сенашенко В.С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. ‬2010. ‬№6. ‬С. 18‬19.2.Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Т.1. ‬М.: ФГИЗ, 1935. ‬1427с.3.Скворцова С.В. Формирование учебнопознавательной компетенции школьников средствами иностранного языка// Иностранные языки в школе. ‬2012. ‬№6.‬С. 70.4.Гальскова Н.Д.,Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. ‬М., 2004.5.Зимняя И.А. Педагогическая психология. ‬М.: Логос, 2002. 6.Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования. ‬М.: Академия, 2006.7.Выготский Л.С. Мышление и речь. ‬М.: АСТ, 2008.8.ЯзыковаН.В., Макеева С.Н. Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка// Иностранные языки в школе. ‬2012. ‬№7.‬С. 2‬9.9.Пассов Е.И. Контроль как методический момент: генезис, сущность, функции (при коммуникативном методе обучения) // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. ‬М.,1986.‬С.13‬17.10.Там же.11.Ефремова Н.Ф.Качество оценивания как гарантия компетентностного обучения студентов// Высшее образование в России. ‬2012. ‬№11.

12.Сластенин В.А. Указ. соч.13.ЯзыковаН.В., Макеева С.Н. Указ. соч.

Veronica Galkina,lecturer, chair of foreign languages, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, OmskAbout competence and competence approach in training foreign languages in higher schoolsAbstract. The paperis devoted to the problems and methods of forming competences for students of higher schools in Russia in accordance with new educational standards on discipline «Foreign language».Keywords: competence, competence approach, higher education, formation.References:1‬13‬RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Есмурзаевой Ж. Б., кандидатомфилологических наук, доцентом;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»