Работа выполнена в рамках НИР темплана Проект № 383: «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)»
Современные пути развития России актуализируют важность совершенствования инженерно-технического образования и стимулируют развитие инженерно-технических специальностей и направлений подготовки в формате системы, формирующей необходимые условия для научно-технического развития. В настоящий момент целесообразно выделить несколько групп, непосредственно относящихся к подготовке специалистов инженерно-технического профиля.
Первая группа – это инженеры, которые работают на современном высокотехнологичном оборудовании, владея основами программирования и механотроники. Именно они обслуживают высокотехнологичный сектор промышленности.
К сожалению, современная экономическая ситуация создает условия, при которых промышленность страны не заинтересована в увеличении объема подготовки инженерных кадров. Современные производства формируют запрос на высокопрофессиональных специалистов и не нуждаются в избытке рабочей силы. В условиях массовой подготовки инженеров структура подготовки компетенции не соответствует потребностям промышленности. Следовательно, структура подготовки и требования к компетенциям на данный момент требуют корректировки.
Данная проблема фиксирует огромный объем работы, связанной с гармонизацией требований профессионального сообщества в виде профессиональных стандартов, образовательных стандартов и программ, которые ведут работодатели и учебные заведения. Важно при этом создать такие образовательные программы, реализация которых приводила бы к эффективному результату.
Вторая группа – это линейные инженеры, специалисты, которые обеспечивают реализацию основных технологических процессов, занимаются регламентными работами, реализуют современные технологии и обеспечивают модернизацию промышленности.
Подготовка техников и линейных инженеров нуждается в расширении практической части, что может быть реализовано на рабочих местах. В условиях современного производства вузы не могут взять эту функцию на себя. Необходимо создание организационных схем, позволяющих решить данную задачу. На практике это может быть реализовано через такие инструменты как прикладной бакалавриат, базовые кафедры, перенос учебного процесса на предприятия при различных формах их взаимодействия с вузами.
Третья группа – это инновационные инженеры: проектировщики, технологи, конструкторы – те, кто проектирует технологии будущего. Затрагивая вопросы подготовки третьей группы специалистов – инновационных инженеров, нужно отметить, что речь идет об инженерах самого высокого уровня. Для этого необходимо разрабатывать принципиально новые образовательные программы, создавать инжиниринговые центры и на их базе – прикладные институты соответствующего класса.
В подготовке специалистов инженерно-технического профиля важную роль играет материально-техническая база, на основании которой осуществляется обучение. Существующая на сегодняшний момент проблема с устареванием технического оборудования учебных заведений решается при помощи технического перевооружения, процессы которого начаты в 2007 году.
Наряду с существующими механизмами решением проблемы также может служить реализация частно-государственного партнерства, в том числе путем создания производственных подразделений на предприятиях или предприятий в структуре образовательной организации. Необходимо активнее развивать практику целевого обучения, наставничества в рамках частно-государственного партнерства с предприятиями. Все это может быть реализовано с применением такой распространенной за рубежом формы подготовки кадров, как дуальное обучение, которая комбинирует теоретическую часть в учебном заведении (30-40% учебного времени) и практическую на производственном предприятии (60-70% учебного времени). Необходимо апробировать эту модель и сформировать отечественную нормативную и организационную конструкцию практико-ориентированного обучения. Это позволит оценить, как эта модель работает в наших условиях.
В настоящее время Агентством стратегических инициатив реализуются несколько проектов направленных на развитие инженерно-технических профессий в России. Среди них стоит отметить следующие: внедрение технологий конкурсов профессионального мастерства, в том числе «Worldskills».
«Worldskills» – международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства. От традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности и сфере услуг в 75 странах-участницах движения, «WorldSkills» оказывает прямое влияние на рост профессионального образования во всем мире.
В ноябре 2014 года учрежден союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «ВорлдскиллсРоссия», целью создания которого является содействие деятельности, направленной на развитие профессионального образования в соответствии со стандартами международной организации WorldSkillsInternational для реализации квалифицированных кадров.
В остальных российских учебных заведениях, участвующих в движении, конкурс за год в среднем вырос до 4 человек на место. Регионы России соревнуются на чемпионатах, а рейтинг их участия в движении стал одним из индикаторов развития промышленности и уровня профессионального образования в регионе. Помимо очевидного вклада WorldSkills в популяризацию рабочих профессий, движение стало самой быстрой и эффективной системой распространения международных профессиональных стандартов по всей России.
В ряду приоритетных проектов по популяризации инженерно-технического образования можно выделить внедрение дуального обучения. Дуальное образование является одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российских регионов за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности. Цель реализации дуального обучения – совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах для повышения инвестиционной привлекательности регионов. В настоящее время в реализации технологий дуальной системы профессионального образования принимают участие 13 пилотных регионов: Калужская область, Ульяновская область, Пермский край, Красноярский край, Ярославская область, Свердловская область, Республика Татарстан, Волгоградская область, Московская область, Нижегородская область, Белгородская область, Тамбовская область, Самарская область (Авиационно-космический кластер).
В рамках работы по изучению современного состояния и тенденций развития инженерно-технического образования в России важным видится проанализировать документ, созданный Агентством стратегических инициатив «Атлас новых профессий» [1]. Атлас – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Атлас направлен на анализ направлений, которые будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Содержание Атласа распределено по отраслям экономики, нами будут проанализировано содержание отраслей, которые на наш взгляд наиболее тесно связаны с инженерно-техническим образованием.
Атлас новых профессий состоит из двух частей. В первой части представлены профессии, которые возникнут в ближайшие годы. Список профессий в атласе нельзя назвать окончательным, возможно появление других профессий, но он является прогнозным, показывая какие изменения могут произойти в ближайшие годы в профессиональной сфере. Вторая часть посвящена профессиям-пенсионерам. Во второй части Атласа содержится информация о том, что произойдет с некоторыми востребованными профессиями в ближайшие 20 лет.
В качестве профессий, находящихся в Атласе для анализа нами выбраны профессии, относящиеся к авиационно-космической отрасли. Данный выбор обусловлен несколькими причинами: во-первых, Самарская область стала пилотной площадкой по внедрению дуального обучения на базе авиационно-космического кластера; во-вторых, развитие авиационно-космического кластера определено как одно из приоритетных направлений стратегического развития региона в период до 2030 года.
Рассмотрим последовательно профессии, выделенные нами как наиболее значимые в рамках инженерно-технического образования. Среди отраслей, представляющих для нас интерес, в Атласе размещены две отрасли – Авиация и Космос. Дадим краткое описание изменениям, которые произойдут в отрасли и выделив основные тенденции развития отрасли.
Атлас новых профессий носит характер форсайта, лишь обозначая образ будущего профессий, которые могут стать актуальными в разных отраслях экономики. В рамках нашей работы по изучению перспектив инженерно-технического образования, на основании выбранных нами отраслей (Авиация и Космос) целесообразно будет провести анализ образовательного пространства ВУЗов Самарской области на предмет возможного открытия программ подготовки (в первую очередь рассматривается уровень магистратуры) по профессиям будущего. Для начала проведем описание отраслей, выбранных нами для анализа, и рассмотрим профессии, присутствующей в каждой из отраслей.
В отрасли Авиация ожидаются значительные технологические прорывы, и она будет играть возрастающее значение в будущем. Авиатранспорт станет более доступным и разнообразным – уже сейчас активно развивается малая гражданская авиация, а в ближайшие 10–15 лет могут появиться летательные аппараты, по стоимости сопоставимые с автомобилем. Кроме того, будет активно развиваться беспилотная авиация. В городах автономные летательные аппараты смогут применяться для доставки грузов, при строительстве, для контроля за движением и безопасностью в районах.
Будет возрождаться и воздухоплавание – появятся дирижабли на новой технологической основе, которые будут использоваться в труднодоступных районах (например, для тушения лесных пожаров или доставки грузов). Рост «небесного трафика» потребует новых, более развитых систем диспетчерского контроля. Это будет задавать новые требования к строительству инфраструктуры и интеллектуальным системам поддержки диспетчеров.
В данной отрасли размещены следующие профессии будущего:
1) «Инженер производства малой авиации – специалист, который занимается проектированием и моделированием дешевых летательных аппаратов малой гражданской авиации различной сложности. Такие инженеры уже есть, однако понятно, что с развитием малой авиации (например, на Дальнем Востоке) потребуется больше таких специалистов.
2) «Аналитик эксплуатационных данных – специалист, занимающийся обработкой данных и подготовкой экспертных заключений на основе мониторинга состояния летательного аппарата и околополетного пространства» [2].
3) «Проектировщик дирижаблей – специалист, который занимается разработкой моделей дирижаблей с учетом задач их использования (грузовые/пассажирские) и условий воздухоплавания» [3].
4) «Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации – специалист по разработке интерфейсов и программного технологического пакета для управления беспилотными летательными аппаратами, отвечает за программирование и работу систем обеспечения, навигации и безопасности беспилотных летательных аппаратов» [4].
5) «Технолог рециклинга летательных аппаратов – специалист, занимающийся разработкой схем вторичной переработки материалов, сырья, оборудования и каркасных элементов летательных аппаратов. Эта профессия уже существует в мире. Так, есть международная Ассоциация рециклинга летательных аппаратов, в которую входят крупные производители, производители двигателей, компании, занимающиеся рециклингом, и множество других» [5].
6) «Проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания –специалист, который проектирует аэродромы, ангары, станции технического обслуживания и элементы навигационной инфраструктуры для дирижаблей. Дирижабли могут оказаться привлекательными, поскольку позволят осуществлять доставку грузов и людей в места, труднодоступные из-за плохой транспортной инфраструктуры» [6].
7) «Разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией – профессионал, который занимается разработкой программных решений для управления движением в воздушном пространстве городов и регионов с интенсивным движением» [7].
В отрасли Космос в последние годы наметился перелом в развитии, связанный с первыми успехами частной космонавтики. Из неизведанного пространства, доступного лишь бесстрашным первопроходцам, космос постепенно превращается в сферу коммерции, и это откроет широкие возможности для создания частного бизнеса – например, в сфере обслуживания запусков спутников и зондов. Запуск частных ракет уже удалось сделать более дешевым, чем использование традиционных ракетоносителей. Инвесторы из Кремниевой долины серьезно обсуждают перспективы колонизации Марса.
Кроме этого, космос может оказать помощь земной промышленности – в космическом пространстве можно утилизировать токсичные отходы, производить высококачественные кристаллы в условиях невесомости, а в перспективе – добывать полезные ископаемые на Луне и астероидах. Исследования астрофизиков показывают, что в составе пород комет и астероидов можно найти железо, золото, никель, платину и другие ценные металлы. Возможности освоения космоса резко расширятся, если удастся создать дешевые технологии доставки грузов и людей на орбиту – например, построить «космический лифт» с поверхности Земли.
В данной отрасли размещены следующие профессии будущего:
1) Проектировщик жизненного цикла космических сооружений – специалист по проектированию космических сооружений (станции, спутники и др.) с учетом задач перестройки и утилизации. Спрос на этих специалистов возникает в ближайшие годы в связи с более интенсивным освоением околоземного пространства и возобновлением планов колонизации Луны и Марса.
2) Менеджер космотуризма – специалист, разрабатывающий программы посещения околокосмического пространства, а впоследствии – орбитальных комплексов и других космических сооружений (в том числе лунных баз).
3) «Космобиолог – специалист, исследующий поведение разных биологических систем (от вирусов до животного и человека) в условиях космоса (в сооружениях, летательных аппаратах, на планетарных станциях), изучающий физиологию и генные изменения организмов, разрабатывающий устойчивые космические экосистемы для орбитальных станций, лунных баз и длительных перелетов» [8].
4) Инженер систем жизнеобеспечения – специалист, занимающийся обслуживанием систем жизнеобеспечения в сложных условиях.
5) Космогеолог – специалист, который занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на Луне и астероидах.
6) «Инженер-космодорожник – специалист, обслуживающий околоземную транспортную сеть и отвечающий за разработку коридоров транспортных потоков (как рейсы на орбиту, так и трансконтинентальные перелеты по баллистическим траекториям) и синхронизацию запусков/пусков на Земле (при росте числа запусков, с учетом многократного увеличения количества объектов, находящихся на орбите)» [9].
Перейдем к анализу образовательного пространства Самарского региона. На территории региона расположены несколько инновационных предприятий, работающих в авиационно-космической области, и являющихся приоритетными для развития отрасли – «ЦСКБ Прогресс» и ОАО «Кузнецов». Наряду с предприятиями, в регионе существует Самарский государственный аэрокосмический университет в недавнем времени получивший статус федерального ВУЗа.
Рассмотрим направления подготовки, существующие в ВУЗах региона, которые могут послужить базовыми для получения профессий будущего и стать основой для развития инженерно-технического образования в выбранных нами отраслях. Основная информация приведена в Таблице 1.
Таблица 1
Авиация |
||||
№ |
Профессия будущего |
Сроки появления |
Направления подготовки |
Наименование ВУЗа |
1 |
Инженер производства малой авиации |
До 2020 года |
24.03.04 Авиастроение; 24.05.07 Самолето- и вертолетостроение; |
СГАУ |
2 |
Аналитик эксплуатационных данных |
До 2020 года |
25.03.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей; 23.03.01 Технология транспортных процессов; |
СГАУ |
3 |
Проектировщик дирижаблей |
После 2020 года |
24.03.04 Авиастроение; 24.05.07 Самолето- и вертолетостроение; |
СГАУ |
4 |
Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации |
После 2020 года |
15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств (Мехатронные и робототехнические комплексы); |
СГАУ |
5 |
Технолог рециклинга летательных аппаратов |
После 2020 года |
22.03.01 – Материаловедение и технологии материалов 25.03.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей; |
СамГТУ |
15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств (Управление жизненным циклом аэрокосмической техники); 25.03.02 Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажнонавигационных комплексов; |
СГАУ |
|||
6 |
Проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания |
После 2020 года |
08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений 08.03.01 Строительство |
СГАСУ
|
7 |
Разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией |
После 2020 года |
09.03.01 – Информатика и вычислительная техника профиль «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» профиль «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 15.03.04 – Автоматизация технологических процессов и производств профиль «Автоматизация технологических процессов и производств» |
СамГТУ |
Космос |
||||
1 |
Проектировщик жизненного цикла космических сооружений |
До 2020 года |
08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений 08.03.01 Строительство |
СГАСУ |
2 |
Менеджер космотуризма |
После 2020 года |
43.02.02 – Туризм профиль «Международный и внутренний туризм», профиль «Экономика и управление в туристической индустрии» 43.03.01 – Сервис и индустрия туризма |
СГЭУ |
3 |
Космобиолог |
После 2020 года |
06.03.01 Биология |
СГАУ |
4 |
Инженер систем жизнеобеспечения |
После 2020 года |
20.03.01 – Техносферная безопасность |
СамГТУ |
5 |
Космогеолог |
После 2020 года |
18.03.02 – Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии 21.03.01 – Нефтегазовое дело профиль «Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки» профиль «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти» профиль «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ» профиль «Бурение нефтяных и газовых скважин» |
СамГТУ |
6 |
Инженер-космодорожник |
После 2020 года |
15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств (Управление жизненным циклом аэрокосмической техники); 23.03.01 Технология транспортных процессов; 24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика; 24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов; СГАУ |
СГАУ |
Проведя сопоставление с профессиями будущего, выбранными нами в качестве предмета анализа и существующими на сегодняшний день направлениями подготовки в ВУЗах региона по интересующим нас направлениям, было выявлено, что для большинства профессий существуют направления подготовки для формирования базовых программ обучения. Повышенный интерес к теме освоения космоса не только со стороны государств, но и частных компаний, ставит перед данной областью новые цели и задачи, формирует новые вызовы. Поиск ответа на актуальные вызовы современности может быть осуществлен через внедрение в образовательный процесс инновационных направлений подготовки. В качестве мер по модернизации высшего образования необходимо не сокращать, а увеличивать общеинженерную и фундаментальную подготовку и дать ВУЗам право самим определять ее формы и содержание, а также значительно улучшить материально-техническое обеспечение учебных заведений.
Подводя итоги анализа состояния инженерного и технического образования в Российской Федерации, в качестве мер по развитию образования можно выделить следующие:
1) разработка долгосрочной и среднесрочной стратегии развития профессионального образования в Российской Федерации, включающую стратегию развития инженерного образования;
2) принятие мер по повышению статуса педагогических работников вузов, колледжей, техникумов, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров;
3) обеспечение разработки комплекса мер, направленных на увеличение объема государственного задания на подготовку кадров инженерного профиля;
4) внедрение практики создания базовых кафедр и филиалов кафедр на промышленных предприятиях и научных организациях;
5) проведение производственных практик на предприятиях, в том числе в рамках внедрения программ практико-ориентированного обучения;
6) проведение мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы, в том числе на приобретение современного учебного и научного оборудования;
7) обеспечение мер по совершенствованию нормативной правовой базы в области трудоустройства выпускников вузов инженерно-технического профиля, создание механизма стимулирования предприятий, предоставляющих рабочие места молодым специалистам;
8) формирование на базе предприятий центров дополнительного профессионального образования;
9) обеспечение мер по повышению уровня технологического образования школьников, восстановлению необходимых объемов технологической подготовки учащихся во всех классах старшей школы.
Проблемы развития инженерного и технического образования широко обсуждаются в профессиональном сообществе. На сегодняшний день выработано более 120 рекомендаций по вопросам совершенствования инженерно-технического образования, его содержания и технологий, кооперации с промышленностью, финансирования и укрепления материально-технической базы профильных учебных заведений.
Проведя сопоставление с профессиями будущего, выбранными нами в качестве предмета анализа и существующими на сегодняшний день направлениями подготовки в ВУЗах региона по интересующим нас направлениям, было выявлено, что для большинства профессий существуют направления подготовки для формирования базовых программ обучения.