Full text

В настоящее время в современном обществе весьма изменились требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам. Однако, уровень профессиональной компетентности преподавателей, уровень сформированности у них таких качеств как способность к эмпатии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки порой не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг [1].

Образование является главной ценностью, а его получение - долгом любого человека, оно столь многогранно, что подразумевает и способность адаптации к жизненным ситуациям, и процесс формирующий характер, способствующий улучшению личностных качеств человека, таких как рационализм, восприимчивость и интеллект. Безусловно, двадцать первый век характеризуется появлением мультикультурализма в силу стремительного развития процессов индустриализации, глобализации, урбанизации и дезинтеграции семейной системы. Этот век психологи называют веком стресса и напряжения. И поскольку образование представляет собой инструмент развития когнитивных способностей, толерантности и понимания, его основной целью является подготовка молодого поколения к встрече с проблемами глобализации в обществе. В данном контексте, образовательные учреждения и педагоги несут на себе огромный груз ответственности в области формирования личности обучающихся [2], где профессиональная культура педагога, а именно, его профессиональная компетентность является его сущностной характеристикой.

Компетентность учителя обычно ассоциируется с высоким профессионализмом, который непосредственно связан с продуктивностью работы как учителя, так и учеников. Существует два общепринятых определения понятию компетентность в образовании. С теоретической точки зрения, компетентность – это когнитивная структура, способствующая продвижению конкретных моделей поведения. С практической же точки зрения, компетентность охватывает более широкий спектр навыков, умений и моделей поведения, это своего рода динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств и накоплению профессионального опыта [3]. Данное определение включает в себя знания, навыки, умения, позиции, метакогниции и стратегическое мышление, и предполагает осознанное и преднамеренное принятие решений со стороны педагога.

Профессия учителя, без сомнения, предполагает наличие интеллектуальной оснащенности, умение приобретать различные навыки, умения, способность разделять желание работы и собственной выгоды, регулярное и систематическое продвижение полученных результатов, четкая профессиональная организация и умение обучаться.

Профессиональные качества педагога, в свою очередь, предопределяют те характеристики, которые четко идентифицируются и являются ключевыми в рамках эффективного обучения. Данные качества обусловливают потребности и запросы обучения. Они обеспечивают развитие определенных ценностей, представлений и закрепление умений, необходимых педагогу для принятия тех или иных решений в своей повседневной работе. Рассмотрим подробнее, какие же качества наиболее необходимы.

Во-первых, умение работать в коллективе.

Педагог должен обладать прекрасными межличностными способностями в общении и передаче знаний, идей и опыта; быть готов поддержать у коллег и принять во внимание советы и критику со стороны; призвать студентов, коллег и родителей быть партнерами в процессе обучения.

Во-вторых, преданность делу.

Априори, учитель посвящает себя обучению и работает в интересах студентов; всегда рад принять вызов и сделать нечто важное. Педагог предан образовательному, личностному, социальному, моральному и культурному развитию своих учеников, призывает их стремиться к знаниям всю жизнь и быть активными членами своего общества.

В-третьих, умение общаться.

Любому педагогу необходимо открыть в себе то качество, которое будет способствовать созданию позитивного настроя студентов. В данном случае, важно выражать свои мысли и идеи, варьируя языковыми возможностями в контексте ситуации и непосредственной аудитории.

В-четвертых, нравственность.

Учитель должен уважать права других, быть непротиворечивым и беспристрастным; понимать принципы социальной справедливости и уместно демонстрировать их, принимая те ли иные решения.

В-пятых, креативность.

Педагог всегда должен подходить к решению проблем креативно, уметь рисковать, чтобы найти ту новую грань, которая сделает процесс обучения более эффективным; быть изобретательными, создавая новые программы.

В-шестых, инклюзивность.

Пытаясь своевременно изучить образовательные, физические, эмоциональные, моральные и культурные потребности обучающихся, педагогам прежде всего, необходимо проявлять заботу о студентах, уметь быстро реагировать на те или иные барьеры, препятствующие замедлению процесса обучения.

В-седьмых, позитивность.

Учитель всегда должен конструктивно подходить к взаимодействию с окружающими; демонстрировать гибкость в постоянно меняющемся ритме работы; мыслить критически и быть готовым к внедрению инноваций. В данном контексте, педагог – это защитник своей профессии.

Помимо всего вышесказанного, сегодня назрела острая необходимость создавать, изучать и применять педагогические новшества (как теоретические, так и практические). Учитель должен разрабатывать, изучать, применять и продвигать новые (предлагаемых наукой) педагогические технологии, теории, концепции [4].

Безусловно, масса факторов влияют на качество обучения, в том числе, конечно, и профессиональная компетентность учителя, которая включает знания базовые и педагогические, знания методики обучения, знание предмета, опыт и статус.

Однако, взглянув в прошлое и вспомнив своих педагогов, мы всегда можем назвать плохих и хороших, но что именно позволяет нам их так дифференцировать, что делает их особенными, возможно, именно, их личность?

Общепризнан тот факт, что в любом образовательном учреждении должны поддерживаться моральные ценности и осуществляться эффективное обучение. Школа – это колыбель нации, а учителя – строители будущего. Роль учителя в развитии общества неоспорима, так же, как и тяжело бремя его ответственности. Как гласит всем известная поговорка, учителями рождаются, а не становятся, здесь следует отметить, что данное утверждение является актуальным и в современном мире, где первостепенной задачей учителя остается проблема чему учить и как. В этой связи, вопрос о профессиональной компетентности стоит как никогда остро.

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности обучающегося. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации [5].

Под профессиональной компетентностью, безусловно, понимается интеллектуальный потенциал учителя, который непосредственно связан со способностью помогать, направлять и давать рекомендации обучающимся с целью достижения желаемого результата. Учителем, который считает свою работу профессией, не могут двигать материальные мотивы, это, в первую очередь, только преданность делу и служение образовательным целям. Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальной, методической, психолого-педагогической подготовки), творчества (творчество отношений, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрского и ораторского) [1].

Что же касается личностных качеств педагога, то они проявляются посредством педагогических умений, а именно, гностических, конструктивных, коммуникативных, организаторских, прогностических и специальных.

К гностическим умениям относят группу умений, способствующих изучению ребенка, его возрастных, индивидуальных особенностей, личностных качеств, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, степени эмоционального благополучия, коллектив в целом, воспитательные возможности семьи. Изучение ребенка представляет собой основу понимания педагогом его внутреннего мира. Использование гностических умений дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания и обучения; модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе обучающихся с учетом особенностей их развития.

Конструктивные умения находят свое отражение в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев, праздников и т.д.

Коммуникативные умения необходимы при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными обучающимися или с группой, с родителями, с коллегами по работе, с администрацией образовательного учреждения. Они важны для установления педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождения общего с ними языка, толерантности, оптимизма. Организация общения требует от педагога владения технологией осуществления коммуникаций: владение словом, правильная дикция, правильное дыхание, мимика и жестикуляция, умение управлять своим телом, регулировать свое психическое состояние, владеть техникой интонирования для выражения разных чувств.

Организаторские умения включают в себя мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения. Мобилизационные умения подразумевают привлечение внимания обучающихся и развитие у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности, формирование потребности в знаниях. Информационные умения представляют собой изложение учебной, познавательной информации, а также формирование у студентов навыков ее самостоятельного поиска. Развивающие умения – это прежде всего создание условий для развития познавательных процессов, чувств и воли; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления; развитие индивидуальных особенностей; осуществление индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок обучающихся, привитие устойчивого интереса к учебной, познавательной деятельности; организация совместной творческой деятельности для развития социально значимых качеств личности.

Состав прогностических умений можно представить как выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения, предвидение результатов, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов педагогического процесса, педагогическое прогнозирование. В данную группу умений можно включить и рефлексивные умения. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности себя, но и выяснение того, насколько и как другие знают и понимают “рефлектирующего”, его личностные особенности, эмоциональные реакции. Это способность к самоанализу проделанной работы, оценке результатов, соотнесению их с поставленной целью [2].

Группа специальных умений включает в себя умения конкретизированного характера, например, способность по-разному излагать, способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности и многое другое. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее, содержательнее и эффективнее процесс обучения.

Следовательно, сила педагогического воздействия определяется чаще всего не его направленностью, а тем, кто и как его проводит. Именно поэтому основополагающим фактором эффективности процесса обучения является личность преподавателя. Для того чтобы эффективно воздействовать на учащихся, вступать с ними во взаимодействие, стимулировать их самостоятельную деятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения [2].

Еще в 19 веке К.Д. Ушинский отметил, насколько важным для учителя являются побуждение и стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, самообразованию: «учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» [3]. Эта важнейшая мысль подчеркивалась В.А. Сухомлинским, П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко и другими выдающимися людьми.

Современные перспективы развития образования поставили на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования и самосовершенствования. Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь стали бы естественными условиями человеческой жизни.

Поэтому единственной рекомендацией, которую можно дать всем педагогам является совершенствование своих умений и личностных качеств, занятие самообразованием, и только в этом случае, есть реальный шанс стать хорошим, грамотным педагогом.

Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога. А значит нет предела совершенствованию.