Введение
Сегодня приходится все чаще сталкиваться с таким феноменом, как синдром «отложенной жизни» – перенос основных смыслов жизни на будущее, связанное с переездом в более комфортное место жительства. Приморский край относится к территориям распространения этого синдрома, многие жители края стремятся переехать на территории России, которые расположены существенно западнее Дальнего Востока. На 1 января 2020 г. в Приморском крае постоянно проживало около 1895,3 тыс. человек, за 2019 г., согласно данным Приморскстата, приморцев стало меньше на 7413 человек [1]. Среди уезжающих молодежь составляет более 25%, решение молодежи уехать формируется в течение ряда лет – со школьного возраста. В настоящее непростое время перехода образовательной деятельности в интернет-среду ситуация практически не меняется.
Неукорененность, несвязанность с Приморским краем, его особым пространством, неопределенность, отсутствие ценностного отношения к природным, социокультурным и историческим объектам способствуют тому, что подростки города и края, подрастая, пополняют ряды тех, кто мигрирует в центральные регионы, причем существенную роль в их решении играют родители.
Исследователи М. М. Акулич и М. А. Павлова отмечают, что «именно в местном сообществе происходят процессы социализации следующих поколений молодежи с влиянием присущих для местного региона характерных особенностей» [2]. Препятствовать этим процессам может сформированная региональная идентичность, ее можно рассматривать как антоним к категории региональной неукорененности. Развитие региональной идентичности необходимо системно выстраивать как стратегический приоритет региональной политики, причем программы в рамках этого аспекта региональной политики должны начинаться с детского возраста.
В то же время многочисленные исследователи, педагоги и психологи, отмечают отсутствие важнейшего компонента образования – воспитания, поскольку в нынешнем обществе трудно найти для него ценностные основания. Планирование завтрашнего дня Приморского края возможно, если включить в рассмотрение онтогенез формирования региональной идентичности. Часто лишь внешние стимулы эффективно влияют на активизацию развития ценностного отношения к культуре, истории, природе, социуму. Развитие ценностных ориентиров юных жителей возможно в регионализации воспитания, особенно важным становится вклад в этот процесс краеведения – основы становления региональной идентичности подрастающего поколения.
Жизнь большинства современных людей складывается в условиях городской среды. Постнеклассический подход дает возможность рассматривать диагностику и прогнозирование как вариант планирования, к 2025 г. предсказывается, что доля городского населения в мире будет составлять 63% [3]. Условия городской среды обусловливают формирование у подрастающего поколения специфической системы ценностей в соответствии с экосоциальными принципами устройства городской среды. Именно поэтому исследование необходимо проводить на примере города, в нашем случае – Владивостока.
Городская среда – пространство достопримечательностей, пространство значений и смыслов, а значит, воспитания, поскольку смысл – категория пристрастности, то есть сфера отношения человека [4].
Практическая значимость настоящей работы состоит в универсальной структуре и детализации, что дает возможность реализации разработанной идеи на разных территориях и получения заявленных результатов.
Методология и результаты
Психологическое обоснование возраста целевой группы состоит в следующих положениях. В младшем подростковом возрасте ведущей деятельностью становится социально значимая деятельность в кругу сверстников. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников, происходит усвоение социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.
Подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей. Подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества.
В 10–12 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.
Суть новообразований когнитивного плана – в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к абстрактному мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности. Существуют виды активности, которые дают новые возможности для воспитания, – это реализация социально значимых проектов. Подростки нуждаются в таких проектах, как наш, в социально значимых групповых проектах – это возрастная особенность младших подростков.
Цель исследования – обоснование условий развития региональной идентичности молодого поколения (младших подростков).
Наше понимание региональной идентичности сводится к следующему ее рабочему определению. Региональная идентичность – переживаемые субъектом смыслы и ценности, определяющие в собственных глазах и глазах других специфические признаки, связанные с регионом, его культурным пространством и его образами. Для ее развития важен учет когнитивных, эмоционально-ценностных механизмов и связей с конкретным местом, с его достопримечательностями. Диагностика региональной идентичности у участников проекта возможна: а) через уровень осведомленности о достопримечательностях природного, социокультурного, культурно-исторического характера столицы Приморского края; б) уровень и характер отношения к городу и Приморскому краю.
Владивосток является столицей региона и нуждается в конкретизации своих исторических, культурных и экологических достопримечательностей и образов города не только для гостей города, но и для жителей Приморского края и самого Владивостока.
Планируемые результаты проекта:
- Конкретизация социокультурных, исторических и экологических достопримечательностей города Владивостока (туристско-краеведческих), а также отношения к достопримечательностям столицы Приморского края с помощью групп детей младшего подросткового возраста – тех, кто нуждается в активной социальной деятельности проектного характера, а также их родителей – другой возрастной категории.
- Создание условий для того, чтобы подросток оказался в «эпицентре событий», вызывающих чувство гордости за культурное пространство столицы Приморского края, удовлетворения от социально значимой, социально одобряемой деятельности.
- Открытие новых возможностей для воспитания региональной идентичности и развития надпредметных компетенций младших подростков: компетенции в освоении социально-психологических технологий (психосемантика городской среды), постановка проблемы, коллективно-распределенная деятельность, анализ материалов.
Психосемантику мы рассматриваем как метод формирования смыслов, отношений, установок. Предметом психосемантики является моделирование систем значений как структур репрезентации опыта в сознании младшего подростка. С. Э. Габидулина рассматривает город как систему смыслов, сложный текст, который «вплетается» в общий контекст культуры, «сгущение смысла» в разных местах города [5]. Каждый человек имеет свою уникальную картину мира и образ Владивостока тоже. С помощью психосемантики (конструктов, вербальных стимулов-слов) есть возможность реконструировать групповое восприятие образа города и сформировать восприятие.
При использовании методов получения экспериментальных данных в психосемантике решаются задачи: а) связать объекты городской среды (достопримечательности природного, социокультурного, социально-исторического характера) с другими значениями – характеристиками, дескрипторами, описывающими отношение человека к системам значений; б) среди этих связей выделить наиболее значимые, существенные; в) интерпретировать на основе выделенных связей отношение группы к исследуемому значению; г) обобщить полученные результаты, то есть предложить модель структуры субъективного опыта детей и взрослых в восприятии (формировании системы значений) достопримечательностей Владивостока.
Результаты (моделирование) основываются на процедурах математической обработки (редукции) данных. Моделирование производится с наименьшим количеством опосредствующих формально-логических звеньев и направлено на максимальное сохранение своеобразия полученных экспериментальных данных.
Алгоритм реализации проекта «За что я люблю Владивосток?» доступен младшим подросткам и предоставляет им дополнительные когнитивные ресурсы и метапредметные компетенции. Описание реализации проекта представлено в таблице ниже.
Этапы и ход реализации проекта «За что я люблю Владивосток?»
Этапы |
Виды деятельности |
Цели этапа |
Результаты |
Первый этап «Рейтинг»
|
Разработка деталей реализации проекта. Разработка и реализация рекламной стратегии проекта. Разработка методического пособия для реализации проекта. Подготовка способа диагностики региональной идентичности у участников проекта: а) уровня осведомленности о достопримечательностях столицы Приморского края; б) уровня и характера отношения к городу и Приморскому краю |
Разработка, детализация и иллюстрация видов деятельности проекта для школьников. Подготовка описания первого этапа деятельности |
Детализированная программа. Уникальное методическое пособие, включающее методы и алгоритмы психосемантики городской среды, как квест (социально-психологическая технология или психотехнология) для школьников, а также основы коллективно-распределенной деятельности |
Подготовка команд – участников проекта |
Подготовка команд – участников проекта |
Выделены группы участников – младших подростков: 12–20 человек от школы. Предварительно распределены функции в команде |
|
Проведение семинаров (№ 1) с младшими подростками в школах. Проведение диагностики региональной идентичности у участников проекта: а) уровня осведомленности о достопримечательностях столицы Приморского края; б) уровня и характера отношения к городу и Приморскому краю |
Создание развивающей среды для младших подростков: когнитивной, эмоционально-мотивационной, поведенческой |
Определены предварительные составы команд проекта: младшие подростки из 8–10 школ края. Они подготовлены к проектной деятельности, ознакомлены с социально-психологическими технологиями реализации проекта |
|
Проведение квеста № 1: социально-психологическая технология определения рейтинга ключевых мест города Владивостока. Курирование команд проекта. Проведение промежуточных семинаров. Отражение результатов и фотоснимков в сети Интернет, а также на сайте ППАП, реализация рекламной стратегии проекта
|
Развитие региональной идентичности младших подростков через вовлеченность в исследование отношения других к социокультурным, природным и культурно-историческим объектам г. Владивостока. Развитие надпредметных компетенций подростков в освоении методов психосемантики городской среды (социально-психологическая технология) для школьников, а также основ коллективно-распределенной деятельности |
Созданы команды проекта: младшие подростки из школ города (и края), они имеют опыт использования социально-психологических технологий. Подготовлен рейтинг достопримечательностей Владивостока природного, социокультурного и культурно-исторического характера от двух групп респондентов (дети – младшие подростки – и их родители) Создан перечень соответствующих семантических характеристик
|
|
Второй этап «Инфографика». Проведение квеста № 2 |
Анализ разработчиками результатов квестов с помощью набора дескрипторов, групп экспертов, статистических процедур. Редукция перечня социокультурных объектов. Минимизация перечня характеристик объектов. Стандартизация процедуры квеста № 2 |
Подготовка материалов для второго этапа. Выделение наборов трех видов дескрипторов (описаний) достопримечательностей: природных, социокультурных, социально-исторических |
Подготовлены материалы для второго этапа |
Проведение семинаров (№ 2) с младшими подростками в школах городов (Владивосток, Артем, Уссурийск, Находка) |
Создание развивающей среды для младших подростков: когнитивной, эмоционально-мотивационной, поведенческой |
Команды проекта, младшие подростки, имеющие опыт участия в квесте № 1, подготовлены к проектной деятельности, связанной с получением результатов, ознакомлены с социально-психологическими технологиями реализации проекта |
|
Проведение квеста № 2.
Курирование команд проекта. Проведение промежуточных семинаров, реализация рекламной стратегии проекта
|
Зафиксировать оценки в виде отнесения к определенному полюсу шкал характеристик достопримечательностей с определенной градацией. Каждый объект-достопримечательность получает значение по главным семантическим факторам и может быть отображен геометрически |
Получение графической информации, описывающей набор приоритетных характеристик (за что мы любим Владивосток?) достопримечательностей, информация, выявляющая специфику описаний достопримечательностей младших подростков и их родителей |
|
|
Анализ результатов, статистическая обработка, получение графических результатов (инфографика). Отражение результатов на сайте. Фотографирование ключевых объектов. Публикация в сети Интернет, на сайте и в бумажном формате глянцевых буклетов. Анализ результатов диагностики региональной идентичности: а) уровня осведомленности о достопримечательностях столицы Приморского края; б) уровня и характера отношения к городу и Приморскому краю |
Подготовка продуктов проекта.
|
«Продуктовые» результаты проекта: электронный буклет; бумажные варианты буклета. Разработка стратегий продолжения проекта |
Третий этап «Фестиваль»
|
Презентация результатов проекта, результатов городов, результатов школ. Реализация рекламной стратегии проекта
|
Обобщение и презентация результатов проекта |
Позиционирование «продуктовых» и ценностных результатов проекта, команд проекта. Получение участниками позитивной обратной связи, социальных поощрений, награждение участников. Если в проекте участвуют школы края, они могут использовать полученный опыт для реализации проекта в своем населенном пункте |
Заключение
Формирование региональной идентичности, метапредметные результаты у младших подростков сопровождаются дополнительными результатами и артефактами. Каждый городской объект получает значение по главным семантическим факторам и может быть отображен геометрически. Зафиксированная с помощью методик информация выявляет специфику описаний объектов с учетом мест, которые относятся к категории «любимых мест города» для детей и взрослых. Таким образом, участники проекта создают основу для электронного буклета с фотографиями городских объектов, каждая из которых снабжена инфографикой, отражающей распределение категорий оценки городского объекта (достопримечательности).