№ 02 (февраль)
Статей: 7
Читателей: 7622
Педагогика
Морозова Д. А. Проектирование элементов адаптивного урока биологии как инструмент индивидуализации образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 2 (февраль). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231007.htm
ART 231007
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11007
Просмотров: 1017
Актуальность выбранной тематики статьи раскрывается через современное приоритетное направление развития образования, предполагающее создание инклюзивной образовательной среды, которая максимально была бы ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проблема исследования, представленного в статье, определяется сложившимся противоречием между поиском механизмов индивидуализации образовательной среды в инклюзивном образовании, отвечающих основному запросу общества – осуществление качества и доступности образования для каждого ребенка независимо от места его проживания и степени нарушений, и существующими традиционными формами занятий, которые не учитывают особенности психофизического развития ребенка и не ориентированы на его индивидуальные образовательные потребности. Цели исследования: определение принципов проектирования адаптивного урока и технологии создания элементов адаптивного урока через непосредственное участие ребенка в процессе, где он не является пассивным участником; создание многоуровневых заданий, которые отвечали бы статусу особых образовательных потребностей в конкретный момент времени; алгоритмизация сложных операциональных действий и теоретического материала и использование принципа наглядности и ассоциаций (на примере урока биологии). Данные стороны проблематики выступают основным направлением при достижении эффективной деятельности в условиях инклюзивного образования. В статье представлены авторские идеи, составляющие методологию создания элементов адаптивного урока. Предложены принципы построения урока при индивидуализации в инклюзивном образовании, конкретизирующие данные идеи в содержательном наполнении на примере практико-ориентированного занятия по биологии. Научная новизна представленного исследования определяется авторской разработкой элементов и принципов адаптивного урока биологии в процессе создания инклюзивной образовательной среды. Значимость результатов исследования проявляется на теоретическом уровне в плане расширения представлений об инклюзивном образовании и индивидуализации образовательной среды в области адаптивной стратегии уроков на примере занятий по биологии, а на практическом – с точки зрения разработки образовательного продукта в виде элементов урока при изучении нового материала на практических занятиях по биологии.
Романова Л. Л. Тренинг как инструмент формирования гибких навыков у студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 2 (февраль). – С. 17–29. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231008.htm
ART 231008
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11008
Просмотров: 1155
Актуальность статьи обусловлена важностью формирования гибких навыков у студентов вузов. Дальнейшее трудоустройство – важный показатель деятельности вуза, но выпускники сталкиваются с тем, что работодатель оценивает не только их профессиональные компетенции, но и навыки, необходимые, по мнению работодателя, для эффективной работы. Процессы, происходящие в обществе, требуют от выпускников вуза развитых навыков адаптации, способностей командной работы, навыков эффективного взаимодействия, способности нести ответственность и принимать самостоятельные решения. Целью данной статьи является описание возможностей тренинга в процессе обучения студентов вуза в целях формирования гибких навыков. В результате исследования автором проанализирован отечественный и зарубежный опыт исследования формирования гибких навыков у студентов. Кроме того, изучено мнение студентов Амурского государственного университета о гибких навыках и их содержании. На основе опроса, анализа научной литературы и методических разработок отечественных авторов разработан тренинг для формирования гибких навыков. В выводе статьи обобщены полученные результаты и сформулированы цели дальнейшего исследования проблемы. Системный подход, применяемый в исследовании, позволяет глубоко рассмотреть концепцию формирования гибких навыков у студентов вузов и определить эффективные педагогические технологии. В результате анализа работ зарубежных авторов, занимающихся изучением soft skills, сделан вывод о том, что все дефиниции подразумевают набор универсальных, не специфических для той или иной профессиональной деятельности навыков, которые могут быть полезны для профессионального и личностного развития. Эмпирическая база исследования представлена опросом студентов социально-гуманитарного и инженерного профилей Амурского государственного университета в форме анкетирования. В опросе приняли участие 132 студента. В результате исследования автором выделены отличия в отношении к гибким навыкам у студентов гуманитарных направлений подготовки и специальностей (НПС) от студентов инженерно-технических НПС. Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании включения тренинга в образовательный процесс для формирования гибких навыков. Практическая значимость исследования состоит в разработке тренингов, способствующих формированию гибких навыков.
Новикова Н. Н., Поберезкая В. Ф. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся в условиях дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 2 (февраль). – С. 30–42. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231009.htm
ART 231009
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11009
Просмотров: 1137
В период пандемии COVID-19 в подавляющем большинстве школ России обучение было организовано в дистанционном режиме. И хотя к этому времени в стране процесс цифровизации образования реализовывался повсеместно, практика использования дистанционных технологий оказалась во многом релевантной и недостаточной. В период дистанционного обучения, наряду с проблемами в области регулятивной деятельности, обучающиеся испытывали трудности в коммуникации, а именно: не в полной мере владели образовательными цифровыми инструментами по организации коммуникации; затруднялись работать в группе при решении учебных задач; не владели навыками участия в дистанционном взаимодействии с помощью видео- и аудиоконференций и др. Для эффективной организации образовательного процесса в дистанционном режиме в целом и организации коммуникации в частности учителю необходимо знать, на каком уровне у обучающихся сформированы основные коммуникативные умения. При этом в настоящее время наблюдается отсутствие современных методик по выявлению дефицитов в коммуникативной деятельности обучающихся в режиме дистанционного обучения. Цель исследования заключается в разработке диагностического материала для определения уровней сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (далее – коммуникативные УУД) обучающихся средней школы в условиях дистанционного обучения. На основе сравнительного анализа международных и российских исследований выделены модели коммуникации в цифровой образовательной среде, определены структурные компоненты коммуникативных умений в условиях дистанционного обучения, разработан анкетный опрос по выявлению уровня сформированности коммуникативных действий обучающихся в дистанционном обучении, описаны уровни сформированности данных действий. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования диагностического материала для определения дефицитов в формировании коммуникативных умений обучающихся в условиях применения дистанционных технологий. Материалы исследования могут быть востребованы руководителями, методистами, педагогами системы среднего образования при разработке методических рекомендаций в области формирования коммуникативных умений обучающихся в дистанционном обучении.
Хаматвалиева Р. Р. Методическая компетентность учителя начальных классов в условиях современных реалий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 2 (февраль). – С. 43–63. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231010.htm
ART 231010
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11010
Просмотров: 1303
Актуальность темы исследования связана с реальным состоянием методической готовности педагогов к вынужденной смене профессиональной деятельности в условиях резкого перехода к дистанционным и смешанным формам обучения. Проблема содержания профессиональной, в частности методической, готовности педагога к профессиональной деятельности в условиях современных реалий требует более тщательного изучения. Нужно обратить внимание в первую очередь на те качества, которыми должен обладать современный учитель цифрового мира. Актуальность данного исследования определила ее цель – установить сущность и содержание методической компетентности педагога, отвечающего вызовам современности. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: на основе анализа различных подходов к трактовке понятий «компетенция», «компетентность» и «методическая компетентность педагога» уточнить понятие «методическая компетентность учителя»; выявить и обосновать содержание методической компетентности учителя начальных классов, учитывая требования современного мира к уровню его профессионализма. Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение при изучении литературы по проблеме исследования; анализ нормативно-правовых документов). Данное исследование может представлять ценность для теории и методики высшего образования в части научного обоснования и отбора содержания методической компетентности учителя начальных классов. Уточнение содержания понятий «методическая компетенция учителя» и «методическая компетентность учителя» дополняют теоретические основы педагогической науки. На основе анализа научно-педагогической литературы по теме исследования были выявлены следующие структурные компоненты методической компетентности учителя начальных классов: личностный, когнитивно-деятельностный. Кроме этого определено содержание каждого из выделенных компонентов. Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в системе вузовской и послевузовской подготовки учителей.
Суховская Д. Н. Истоки ризоматического обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 2 (февраль). – С. 64–72. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231011.htm
ART 231011
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11011
Просмотров: 1035
Актуальность проблемы исследования ризоматического обучения связана с возрастающими темпами современных технологических изменений, которые бросили вызов историческим представлениям о том, что считается знанием, и системам его построения. Ризоматическое обучение описывает альтернативу традиционному понятию знания, где вместо экспертно-ориентированного цикла педагогического планирования предлагается ризоматическая модель обучения. Проблемный вопрос настоящей статьи: в чем сущность ризоматического обучения с позиций постструктурализма? Целью исследования является обзор теоретических концептов, чтобы раскрыть сущность ризоматического обучения с позиции постструктурализма. Метод исследования – обзор научной литературы, в котором были рассмотрены актуальные произведения по исследуемой проблематике. Период обзора источников включает философскую литературу и литературу по проблемам образования с 1968 года по настоящее время. Ризоматическое обучение основано на термине ризомы Жиля Делёза и Феликса Гваттари, и оно не имеет ни начала, ни конца, обеспечивая динамическую, открытую, персонализированную сеть обучения, созданную самими учащимися, которая отвечает их предполагаемым и реальным потребностям. Научный анализ показал, что ризоматическое обучение развивается через концепции Делёза, Гваттари, особенно через концепт «становление учеником», и реализуется на протяжении всей жизни. В ризоматической модели знания обсуждаются, а опыт обучения представляет собой как социальный, так и личный процесс создания знаний с изменчивыми целями и постоянно обсуждаемыми предпосылками. Метафора ризомы, представляющая собой критический скачок в преодолении потери канона, с которым можно сравнивать, по которому можно судить и оценивать знания, может быть особенно подходящей в качестве модели для дисциплин, находящихся на переднем крае, где канон изменчив, а знание – это движущаяся цель. На основе полученных в исследовании данных планируется сформулировать предложения по совершенствованию образовательных практик, применяемых в процессе обучения студентов в высшей школе. Материалы, представленные в статье, могут быть полезны исследователям образования из разных сфер гуманитарного знания, специализирующихся на создании новых образовательных систем.
Психология
Марчук С. А. Анализ показателей внимания и памяти у студентов с близорукостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 2 (февраль). – С. 73–78. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232002.htm
ART 232002
DOI 10.24412/2304-120X-2023-12002
Просмотров: 823
Изучение психических процессов студентов с нарушениями здоровья актуально, так как связано с механизмом их влияния на успешность учебной деятельности в период обучения в вузе. Цель работы – провести сравнительный анализ особенностей психических процессов у студентов с разным уровнем здоровья. В результате исследования установлено, что у студентов с нарушением зрения распределение внимания и логическая память достоверно выше, при этом скорость переработки информации ниже в сравнении со студентами, имеющими нормальное зрение. На основании полученных результатов предложены рекомендации по повышению уровня познавательных процессов у студентов.
Экономика
Таскин Ф. А. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 2 (февраль). – С. 79–88. – URL: http://e-koncept.ru/2023/233001.htm
ART 233001
DOI 10.24412/2304-120X-2023-13001
Просмотров: 1152
Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью оценки влияния деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых граждан на социально-экономическое развитие региона. Целью исследования является анализ уровня развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области. Для достижения поставленной цели в статье использованы метод статистического анализа и метод теоретического анализа. В ходе работы автором рассмотрены основные статистические показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе. Более подробно проанализированы основные показатели деятельности и структура малого и среднего предпринимательства в Свердловской области за период 2018–2021 годов. По результатам исследования автором определен уровень развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, сформулированы рекомендации по повышению указанного уровня и достижению целевых показателей, предусмотренных национальными и региональными проектами по развитию предпринимательства.
Ключевые слова:
индивидуальные предприниматели, малые предприятия, свердловская область, мсп, самозанятые, средние предприятия