В современном обществе выпускник любого университета должен иметь информационное мировоззрение, обладать информационной культурой и информационной компетентностью, которые включают в себя способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач, групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей, готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий.
Нынешняя наука концентрирует внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует.
Обоснование безотлагательной необходимости внедрения информационно-компьютерной и микропроцессорной техники в образовательную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров – одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.
Наряду с преимуществами таких средств обучения, как например, сохранением времени, возможностью удаленной работы с преподавателем, широким спектром доступной информации и другими, существуют и недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и студентов, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером или сотовым телефоном». Это приводит к тому, что речь обучаемого притупляется, становится немногосложной. Студент не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
Кроме того, работа посредством подобных программ во время обучения, к примеру, лекций или семинарских занятий, зачастую отвлекает внимание как студентов, так и преподавателей. В результате этого первые не могут усвоить должным образом необходимый для них учебный материал, а вторые, сбиваясь с важной мысли, отвлекаются от основного русла изложения учебного материала, тем самым изменяя правильность порядка излагаемой информации.
Также стоит отметить, что использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения заданий в университетах стали уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания молодого поколения.
Применение информационно-компьютерных технологий может не только помочь в развитии студентов как субъектов познания, практической деятельности, общения, самосознания, но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности у молодых людей.
И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства электронных средств обучения негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека.
Все это делает проблему электронных средств обучения актуальной для исследования. Изучение влияния данных технологий на социальное поведение студентов позволяет рассмотреть положительные и отрицательные стороны их воздействия на процесс обучения молодых людей в высшем учебном заведении, а также с помощью эмпирической основы определить значимость использования этих средств в образовании.
Мы предлагаем провести исследование влияния информационно-компьютерных средств на процессы обучения студентов и управления вузом в условиях модернизации высшего образования на примере Тольяттинского государственного университета. В ходе этой работы мы постараемся определить отношение студентов к использованию и распространению различных электронных средств обучения в процессе образования, выявить негативные и позитивные стороны использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения студентов вуза и проанализировать типологию установок акторов образования на перспективы использования информационно-компьютерных технологий и развития информационной культуры в вузе.
Исследование проводится на основе мониторинга за 2012 и 2014 года, в ходе которого был проведен групповой анкетный опрос на месте обучения респондента в присутствии анкетера. Выборка составляла 420 человек (по 100 человек за каждый год соответственно), из них студенты гуманитарного направления и технического представлены в равном соотношении по 50 человек за каждый год. По типу выборка - целевая, где единицами отбора выступают студенты 2 – 3 курсов, очной формы обучения гуманитарного и технического направления Тольяттинского государственного университета, в возрасте от 17 до 22 лет. Программа данного исследования содержит пункт обоснования выборки, где прилагаются данные по генеральной и выборочной совокупностям, необходимые при проведении более точного аналитического исследования. В ходе исследования мы опросили 220 студентов 2-3 курсов за 2012 год, 48% из которых составляют юноши и 52% - девушки, а также 200 учащихся этих же курсов обучения в 2014 году, где представители обоих полов представлены в равном соотношении 50% на 50%.
С помощью первого блока вопросов в анкете мы попытались выяснить, какими знаниями, умениями и навыками использования информационных технологий обладают респонденты. И для начала мы выяснили, что за три года развития информатизации в сфере модернизации высшего образования осознание студентов важности информационно-компьютерных технологий сильно возросло. Количество студентов в 2014 году, отмечающих, что подобные средства обучения являются для них неотъемлемой частью студенческой жизни, возросло на 15%, тогда как в 2012 году – мнения учащихся разделились примерно в равной степени (48% и 40% соответственно) между этим ответом и вариантом «Они решают большинство моих проблем, но не более». Что свидетельствует о том, что компьютерные технологии быстро распространяются и все глубже проникают в образовательную среду студентов, подчиняя себе их процесс обучения.
При этом самооценка студентов по поводу умений и навыков обращения с электронными средствами обучения также возросла, но показатели среди студентов технического и гуманитарного направлений в настоящем году сильно разнятся: среди первых себя посчитали опытными пользователями 22%, тогда как среди вторых этот ответ встречается почти в 2 раза чаще (40%), а вот вариант «больше, чем опытный пользователь» не выбрал ни один гуманитарий, в отличие от студентов технического направления, где таковыми себя назвала четверть опрошенных [1].
Для сравнения приведем данные опроса компьютерной грамотности студентов, описанные в работе Л.Н. Макаровой, И.А. Ширшова и Т.К. Гапоновой «Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития». Согласно этому исследованию, более 85% опрошенных студентов как гуманитарных, так и технических специальностей оценили свой уровень знаний компьютера выше шести баллов (по десятибалльной шкале) [2]. Опыт показывает, что реальная оценка компьютерной грамотности студентов обычно существенно ниже их самооценки. На наш взгляд, это связано с тем, что в подавляющем большинстве ВУЗов отсутствует вступительный экзамен (тест, зачет) по компьютерной грамотности. Так, из 45 ведущих московских вузов экзамен по информатике предусмотрен менее чем в 10. К тому же билеты для экзаменов и тестов по данной дисциплине не содержат ни одного вопроса, связанного с практической работой на компьютере [3].
В ходе опроса мы также выяснили, что молодые люди все больше тратят времени на использование электронных средств обучения: не менее 5 часов в день за работой с данными средствами проводит 23% всех студентов в 2014 году, причем разница между учащимися технической направленности и гуманитариями составляет почти 20%, в пользу первых. А в 2012 году подобным образом ответило всего 13% всех респондентов. От 3 до 5 часов в день занимаются с компьютерными средствами 33% учащихся в этом году, а три года назад эта цифра составляла только на треть меньше, т.е. 23%. Это свидетельствует о том, что компьютерные технологии, возможности Интернета, различных программ и электронных средств обучения приобретают возрастающую популярность среди молодых людей, занимая с каждым годом все больше их свободного времени, заменяя традиционные способы обучения, например, работу с бумажными носителями, печатной литературой, живое общение с преподавателем и др.
Таким образом, видно, что наша гипотеза относительно того, что учащиеся технической и гуманитарной направленностей обучения применяют электронные технологии в процессе обучения в равном соотношении, не подтвердилась, особенно различия в ответах заметны при сравнении двух годов. Предположительно это связано с более глубокой подготовкой студентов электротехнических специальностей в сфере информационных технологий, а также наличием у них профессиональных навыков в данной области знаний. Кроме того, разнообразие компьютерных возможностей, увеличивающихся с каждым годом, заставляет молодых людей тратить на их освоение все больше времени, постоянно перестраиваясь от работы со старыми версиями к обновленным, что не может не сказаться на затрачиваемые ими на это часы обучения.
Как мы считаем, важным фактором, определяющим применение и использование электронных технологий студентами в процессе образования, являются цели, мотивы и заинтересованность молодых людей по отношению к информационным средствам обучения. Поэтому в первую очередь мы поинтересовались, с какой целью чаще всего учащиеся ТГУ применяют электронные технологии, и получили следующую картину. Количество молодых людей, использующих компьютерные технологии для того, чтобы «убить время» за три года резко уменьшилось: в 2012 году это число составляло почти половину опрошенных, а в 2014 году – всего 25%. А вот доля тех, кто применяет их для общения наоборот прилично возросла от 49% до 65%, причем разница ответов среди гуманитариев и студентов технических специальностей за 2014 год более чем заметна: 82% и 48% в пользу первых. Это может говорить, на наш взгляд, о различиях в ценностных ориентирах, основанных на особенностях учебной направленности студентов: у гуманитариев – это поддержание социальных связей по средством социальных сетей, сотового телефона, ICQ и других электронных возможностей, а у студентов технических специальностей в приоритете – изучение компьютерных программ, так ответило 40% данной группы опрашиваемых, в отличие от студентов второй группы, где этот вариант выбрало в половину меньше респондентов.
На вопрос о том, что чаще всего заставляет прибегать к помощи компьютерных технологий в процессе образования в этом году гуманитарии в большинстве выбрали ответ «большое количество заданных работ» (56%), а вот учащиеся технического направления отметили, что короткие сроки выполнения и сдачи заданий (26%) [4].
На наш взгляд, это может быть связано с тем, что из-за немалой нагрузки в университете молодым людям не хватает времени на анализ и обработку печатных изданий, различных учебников и пособий при подготовке к занятиям. Кроме того, в библиотеках нашего города не всегда можно найти нужную книгу, видимо, в особенности по техническим дисциплинам, отсюда возникает проблема доступа учащихся к необходимой информации. А это в свою очередь подталкивает молодежь к использованию электронных средств обучения, которые в отличие от печатных работ доступны всем студентам независимо от их временного и пространственного положения.
Отсюда вытекают следующие два вопроса. Первый из них был нацелен на выяснение того, в каких ситуациях молодые люди чаще всего используют информационные средства в ходе обучения. Мониторинг мнения студенческой молодежи показал существенные изменения в этом вопросе: три года назад количество студентов, проходящих с их помощью электронные тесты, составляло только 22%, в этом году эта отметка возросла до 50%, при этом отличия в ответах студентов в зависимости от их специализации нет вовсе. Что может быть связано, на наш взгляд, с проведением в нашем вузе аккредитации многих курсов по различным специальностям в электронном виде, это приводит к тому, что молодые люди применяют информационно-компьютерные технологии во вред своему профессиональному росту и чистоте получаемого, закрепляемого знания, предпочитая использовать их как средство удобного сохранения шпаргалок, подсказок и получения мгновенной информации во время тестовой работы с помощью поисковых систем через мобильный Интернет или для сравнения ответов между собой через текстовые сообщения (SMS, ICQ и др.) Также на 8% увеличилось количество студентов, предпочитающих общаться с преподавателями по средством электронной почты или сотового телефона. Интересный факт, что число студентов, признавшихся в скачивании готовых работ из сети Интернет, уменьшилось с 22% в 2012 году до 14% в 2014 году, однако различия между специализациями ответивших сохранились: подобным занимаются только 10% гуманитариев и почти в два раза больше (18%) студентов технического направления обучения.
Второй вопрос помогает выяснить основные места применения студентами компьютерных средств обучения. Значительные отличия в процентах заметны в вариантах ответов: «в университете (с помощью периферических средств), так отвечали всего 11% в 2012 году и 24% на данный момент, среди которых так сказало только 8% гуманитариев и на 32% больше (т.е. 40%) студентов технических специальностей. И если три года назад дома имели возможность работать с компьютерными технологиями лишь 57% студентов, то на нынешний год это число возросло до 85%. Что связанно, по нашему мнению, с увеличивающейся доступностью подобных средств обучения, за счет уменьшения цены электронной продукции, в силу высокой конкуренции на рынке информационно-компьютерных технологий. Второе место в ответах респондентов сохранилось за вариантом «общения на лекциях (через мобильный телефон)», притом разница в ответах учащихся за три года составляет всего лишь 1% [4].
Из этого следует, что наше предположение об использовании многими студентами электронных средств обучения, в частности сотовых телефонов во время проведения учебных занятий, с целью общения с друзьями или развлечения с помощью интернета, игр, различных чатов и т.п. подтвердилось. Стоит отметить, что подобное поведение студентов негативно влияет на качество их обучения, так как применение информационных технологий подобным образом приводит к тому, что учащиеся абстрагируются от преподаваемого учебного материала и, не усваивая его должным образом. Преподаватели в свою очередь так же, обращая внимание на звуки и шум, издаваемые данными электронными средствами, сбиваются с важной мысли, отвлекаются от основного русла изложения учебного материала, тем самым изменяя правильность порядка излагаемой информации. А частое скачивание студентами готовых работ с учебных сайтов приводит к уменьшению эффективности обучения и воспитания молодого поколения.
Изучая воздействие на студентов относительно применения ими электронных средств обучения в процессе образования, мы поинтересовались о том, кто или что оказывают наибольшее влияние на выбор молодых людей в выборе новейших компьютерных технологий взамен традиционным способам получения и усвоения знаний. В этом году, как и в 2012 большинство молодых людей сказали, что выбор использования информационных технологий зависит только от них самих (разница составила 11% в пользу 2012 года), на втором месте также без видимых различий респонденты указали, что принятые в университете нормы заставляют их обращаться к ИКТ (так ответило около 20% студентов за оба года). А вот дальше мнения студентов расходятся, заметны изменения в выборе варианта «пример одногруппников»: в 2014 году обе группы респондентов отвели этому варианту третье место (16% и 18% соответственно), а три года назад подобным образом ответило только 3% учащихся. Также студенты 2-3 курсов нынешнего года обучения, не зависимо от их специализации, уделили особое внимание, веяниям моды, сказав, что именно они влияют на их выбор применения электронных технологий в процессе образования, в 2012 же году молодые люди почти не выбирали этот вариант ответа (всего 3% респондентов) [4].
Отсюда следует, что наша гипотеза о том, что наибольшее воздействие на студентов относительно применения электронных технологий оказывают примеры других людей (друзей, родственников и одногруппников) и веяния моды, не получила подтверждение как таковое. Можно предположить, что большинство молодых людей не считает использование компьютера, интернета, сотовых телефонов и тому подобных средств обучения некой инновацией в сфере образования общества, так как за несколько лет использования уже привыкли к их присутствию в своей повседневной жизни, в том числе и учебной, и считают данный выбор – непосредственно собственным решение в силу своей самостоятельности и независимости. Однако уже заметны трансформации в группах воздействия на мышление молодых людей относительно информационных технологий, все большее количество студентов стремится к поддержанию определенного имиджа следящего за нововведениями человека, информированного и продвинутого в применении этих средств обучения. Это на наш взгляд, может негативно сказаться на качестве их знаний, поскольку они будут поверхностными, в силу постоянно обновляющейся и дополняемой, но непроверенной и недостоверной информации, выложенной в открытом доступе в сети Интернет.
Образовательные планы студентов строятся на основе выявления их заинтересованности, касающейся электронных технологий. Из полученных данных видно, что большинство студентов как в 2012 году, так и сейчас в использовании компьютерных средств обучения привлекает в первую очередь меньшая затрата времени и сил на поиск нужной информации (обе группы респондентов ответили на данный вопрос почти одинаково, с разницей всего лишь в 6%). Примерно столько же респондентов отметили среди положительных сторон электронных средств обучения возможность редактирования, обработки и распечатки документов, с той лишь разницей, что в нынешнем году этот вариант выбрало на 12% больше, чем три года назад. Существенная разница в ответах за эти года встречается при упоминании студентами большого количества готового материала в сети Интернет (контрольных и курсовых работ, рефератов, докладов и т.п.): раньше так ответили только 14% молодых людей, а в этом году – уже 29%, причем разница между гуманитариями и учащимися технических специальностей велика (22% в пользу последних). Также увеличилось число тех, кто пользуется Web-сайтами Интернета, удаленными базами данных и принимает участие в конференциях с помощью компьютерных технологий, среди них в 2014 году половина студентов технического направления обучения и 36% гуманитариев [4].
Для определения того, какие ценности, связанных с информационными технологиями в образовании, преобладают у студентов, мы попросили участников опроса сказать: соблюдаются ли, на их взгляд, нормы поведения в университете, связанные с применением и использованием электронных средств обучения. Полученная картина оказалась неоднозначной, так как больше половины студентов (51%) в этом году затруднилось ответить на данный вопрос, а в 2012 году их было так же достаточное количество – 38% всех респондентов. В остальном же мнения молодых людей на сегодняшний момент разделились: студенты технических специальностей (20%) подтверждают соблюдение правил поведения при использовании ИКТ в процессе образования, а студенты гуманитарных – наоборот отрицают, говоря, что таковые почти не соблюдаются (14%).
По нашему мнению, существенное значение в выборе использования информационных технологий в образовательном процессе имеют такие позиции, как польза, эстетические представления молодых людей о данных технологиях, удобство, доступность, безопасность и др. Именно поэтому мы предложили студентам оценить роль применения электронных средств обучения во время семинарских и практических занятий.
С точки зрения эстетических представлений больше половины всех студентов как в 2012, так и в 2014 годах (57% и 63% соответственно) посчитало немаловажным, что использование электронных средств обучения увеличивает уровень наглядности, и тем самым степень привлекательности подаваемого материала. Разница в выборе данного варианта ответа в этом году составила 10% в пользу студентов технического направления. В вопросе о положительном влиянии подобных средств на усвоение материала мнения молодых людей разделились: 46% гуманитариев согласны с этим утверждением, а студентов электротехнических специальностей на 18% меньше.
Можно предположить, что это связано со спецификой преподаваемого материала учащимся разных учебных направлений, к примеру, студентам института Энергетики и Электротехники, скорее всего, сложно самим без объяснений преподавателя понять действие работы какого-либо технического прибора, а различные электронные пособия, созданные в помощь студенту сложны для понимания, в частности своей структурой чтения. Студентам же гуманитарных специальностей, наоборот, в определенных ситуациях, наверное, легче и проще изучать и обрабатывать информацию, уже структурированную и наглядно представленную, к примеру, в виде слайдов.
Кроме этого, опрос 2014 года показал различия в следующих ответах: учащиеся технического направления обучения в 2 раза чаще упоминали, что электронные средства обучения помогают им подготавливать занятия (32% и 16%), а также позволяют сделать контроль знаний объективным (вне зависимости от отношения преподавателя), так ответило 12% респондентов этой группы, в отличие от гуманитариев, из которых всего лишь 2% сказало подобным образом. Можно допустить, что в силу специфики учебной программы студентов технических специальностей, их подготовка при помощи компьютерных технологий представляется нам логичной, так как гуманитарии чаще практикуются в словесных формах запоминания материала во время семинарских занятий, круглых столов, брейн-рингов и других форм обучения, студенты противоположного направления чаще закрепляют информацию по средством практических занятий в виде лабораторных, тестовых заданий в электронном виде и т.д.
Отношение студенческой молодежи к информационным технологиям мы выявили на основе выделения ими преимуществ и недостатков данных средств обучения. Картина ответов неоднозначна: оба года почти равное количество студентов (64% и 66%), независимо от специальностей, отмечали положительное отношение к подобным средствам обучения в связи с тем, что они позволяют получать разнообразную информацию в любых количествах, также в этом году увеличилось число тех, кто позитивно настроен к ним благодаря возможности дистанционного образования (этот показатель увеличился от 22% до 47%). Однако значительно возросла доля и тех, кто негативно относится к влиянию электронных технологий, потому что они формируют зависимость, отнимают немало времени (32% в 2014 году против 12% в 2012 году), и в них находится много недостоверной информации (процент увеличился на 6 пунктов за три года). Примечательно то, что отрицательное отношение в основном высказывали студенты технических специальностей (42% против 26% ответов гуманитариев).
Учащиеся гуманитарного направления среди негативных моментов применения ИКТ в образовании особенно отмечали: изменение мышления студентов, замену эмоционального восприятия вещей рациональным (36% в 2012 году и 27% в 2009 году); 46% указали на возникновение проблемы, связанной с недостаточной практикой устных выступлений учащихся и формирования, формулирования у них мысли на профессиональном языке, в отличие от студентов технического направления (26%). С появлением данной проблемы в университетах тесно связана еще одна – ограничение живого общения с преподавателем, ее обозначили достаточное количество молодых людей в оба среза мнений (30% и 35% соответственно).
Почти равное количество респондентов из обеих исследовательских групп 2012 и 2014 годов заметили, что внедрение информационных средств обучения приводит молодых людей к постепенной деградации, у них уменьшается энтузиазм в изучении предметов. И на взгляд самих студентов (30% –три года назад и 27% – нынешний год), в будущем этот процесс только будет расширяться. Равное количество ответивших (32%) считают, что дальнейшее развитие электронных средств общения будет формировать шаблонное мышление, формальное и безынициативное отношение к деятельности и т.п. у молодых людей. Разница в ответах между студентами двух временных групп заметна в вопросе касательно снижения профессионализма учащихся: три года назад этот вариант отметило ровно в 2 раза больше, чем в этом году (20% и 10% соответственно). Увеличение позитивно настроенных респондентов подтверждает и следующее различие в ответах за эти годы: сегодня 1/5 всех опрошенных видят в дальнейшем улучшение состояния образования, когда как три года назад это количество людей было в 2 раза меньше (10%).
Из представленных выше данных видно, что общая картина получилась неоднозначной: немало отличий во мнениях респондентов о будущем электронных средств обучения в области образования. Все это говорит о том, что подобного рода технологии важны для современного студента, но они имеют большое количество недостатков, которые отрицательным образом сказываются на определенных сторонах учебного процесса.
Из этого следует последний вопрос касательно проблем, связанных с использованием и применением электронных средств обучения в ВУЗе, необходимых для решения.
Из полученных данных видно, что среди главных вопросов, требующих решения, по мнению учащихся в 2014 году – дистанционное образование (50%), в 2 раза чаще этот вариант ответа выбирали студенты технических специальностей. Три года назад внимание учащихся привлекли больше онлайн-услуги для студентов (38%). Отличия заметны также по поводу подготовки персонала для информационных технологий и управления человеческими ресурсами (разница в процентах между годами 10% в пользу 2012 года). Кроме того, больше учащихся этого года обучения полагают, что нужно решать проблему стратегии обучения и преподавания (26% против 19%), в отличие от прошлых результатов, когда респонденты были сильнее обеспокоены стратегией финансирования электронных технологий.
Таким образом, видно, что ни один из представленных проблемных вопросов не остался без внимания участников опроса. Различия же в ответах молодых людей предположительно зависят от особенностей преподавания в учебной направленности студенческих групп.
В конце главы хотелось бы подвести итоги относительно проверки выдвинутых в программе эмпирического исследования гипотез и обобщить полученный материал.
Во-первых, наша гипотеза относительно того, что учащиеся технической и гуманитарной направленностей обучения применяют электронные технологии в процессе обучения в равном соотношении, не подтвердилась, особенно различия в ответах заметны при сравнении двух годов. Предположительно это связано с более глубокой подготовкой студентов электротехнических специальностей в сфере информационных технологий, а также наличием у них профессиональных навыков в данной области знаний. Кроме того, разнообразие компьютерных возможностей, увеличивающихся с каждым годом, заставляет молодых людей тратить на их освоение все больше времени, постоянно перестраиваясь от работы со старыми версиями к обновленным, что не может не сказаться на затрачиваемые ими на это часы обучения.
Во-вторых, что наше предположение об использовании многими студентами электронных средств обучения, в частности сотовых телефонов во время проведения учебных занятий, с целью общения с друзьями или развлечения с помощью интернета, игр, различных чатов и т.п. нашла подтверждение. Стоит отметить, что подобное поведение студентов негативно влияет на качество их обучения, так как применение информационных технологий подобным образом приводит к тому, что учащиеся абстрагируются от преподаваемого учебного материала и, не усваивая его должным образом. Преподаватели в свою очередь так же, обращая внимание на звуки и шум, издаваемые данными электронными средствами, сбиваются с важной мысли, отвлекаются от основного русла изложения учебного материала, тем самым изменяя правильность порядка излагаемой информации. А частое скачивание студентами готовых работ с учебных сайтов приводит к уменьшению эффективности обучения и воспитания молодого поколения.
Как мы и предполагали, большое количество молодежи осознает негативное влияние электронных средств общения на процесс своего обучения, но как было отмечено ранее снижение временных, пространственных и финансовых барьеров благодаря данным технологиям нередко способствует применению их в процессе образования молодого поколения.
Наша же основная гипотеза касательно того, что в большинстве отношение респондентов к использованию и развитию компьютерных технологий в вузе будет положительным по разным причинам, и эта оценка не изменится годами, а наоборот будет распространяться среди студентов вуза, подтвердилась отчасти. Поскольку за три года изменений и трансформаций информационно-компьютерных средств обучения респондентами было выделено множество негативных моментов данных технологий, а позитивное отношение было выбрано в основном по причине большой нагрузки в университете, из-за чего молодым людям не хватает времени на анализ и обработку печатных изданий, различных учебников и пособий при подготовке к занятиям, нехватки книг и необходимых изданий в библиотеках нашего города, в особенности по техническим дисциплинам, а это в свою очередь подталкивает молодежь к использованию электронных средств обучения, которые в отличие от печатных работ доступны всем студентам независимо от их временного и пространственного положения.