Full text
Введение В ряду известных факторов, обусловливающих академический стресс студентов высшего учебного заведения, текущие обстоятельства, вызванные эпидемической ситуацией, являются беспрецедентными и требующими изучения. Вместе с тем, при любых изменениях внешней среды основные задачи образовательных учреждений остаются прежними: предоставление образовательных услуг, обеспечение безопасности образовательной среды для участников образовательного процесса, предполагающее прогнозирование и профилактику рисков и угроз психическому здоровью и психологическому благополучию учащихся. С целью оценки психологического состояния студентов в условиях ограничительных мер, включавших вынужденный переход на дистанционное обучение, нами было проведено диагностическое обследование с участием студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Обзор отечественной и зарубежной литературы Разрабатываемая тема ориентирована на решение актуальной научной проблемы – изучение механизмов, факторов и условий адаптации человека в VUCA-мире. Проблема стресса является предметом изучения многих отечественных и зарубежных исследователей, средовой фактор и психофизиологический феномен стресса нуждаются в постоянном исследовании и осмыслении [4; 6; 9; 16; 17]. Стресс рассматривается современными учеными всесторонне: как эволюционно сформировавшийся механизм реагирования организма на факторы среды, как психологическая, социальная, а также организационная проблема, имеющая последствия для физического здоровья и психологического благополучия человека. Различные подходы к определению стресса взаимодополняют друг друга при формировании целостной картины поведения человека в процессе адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности [1; 2; 5; 10; 11]. Высокая распространенность невротических адаптационных расстройств отмечается в общемедицинской практике и в системе первичной медицинской помощи [7; 13; 14; 17]. При исследовании, охватившем более 1000 пациентов, осмотренных специалистами консультативной психиатрии, оказалось, что адаптационные невротические расстройства были у 12% из них, в том числе в 4,2% случаев – в сочетании с расстройствами личности или органическими психическими расстройствами, а в 7,8% – как единственный диагноз [14; 15]. Можно прогнозировать, что текущая эпидемическая ситуация также будет иметь последствия для психического здоровья и психоэмоционального благополучия студентов. Анкетирование студентов – будущих педагогов, психологов, проведенное весной 2020 года К.С. Шалагиновой, Е.В. Декиной, позволяет определить основные достоинства и недостатки вынужденного перехода в режим дистанционного образования в условиях пандемии. В качестве основных преимуществ дистанционного обучения студенты отмечают доступность учебных материалов и информации, возможность выстраивания индивидуальной траектории прохождения дисциплин, удобство при организации самостоятельной работы, возможность планировать собственное время. Наравне с приведенными достоинствами, было высказано немало опасений, отмечены трудности, сложности, риски, связанные с высокой загруженностью, недостаточным количеством времени, отведенным на взаимодействие с преподавателями, отсутствием «живого общения», в ряде случаев технических возможностей для реализации процесса дистанционного обучения в домашних условиях [12]. А.А. Герасимова, А.Б. Холмогорова на основе анализа результатов исследования выборки девушек (88 респондентов) в возрасте от 13 до 22 лет выделяют наиболее адаптивные копинг-стратегии молодежи подросткового и юношеского возраста, способствующие сохранению психологического благополучия в период пандемии. В качестве таковых исследователи отмечают возможность отвлечения через развлекательный контент, краткосрочное и долгосрочное планирование, структурирование дня, социальное взаимодействие и помощь другим, тогда как проблемное использование интернета рассматривается в качестве неадаптивной стратегии совладания и проявляется в случае наличия семейных конфликтов и добровольного социального дистанцирования [3]. Методологическая база исследования Мониторинг длился в период с апреля 2020 года по декабрь 2021 года. В течение весеннего семестра все студенты обучались в удаленном режиме, далее часть студентов вуза обучались в удаленном режиме, часть – очно. В исследовании приняли участие студенты, обучавшиеся в удаленном режиме. В первую очередь наше внимание было обращено на студентов-первокурсников, поскольку у некоторых из них еще не завершился процесс адаптации к учебе в вузе. Общее количество участников – 143 студента, из них 127 девушек и 16 юношей. Основной задачей являлась оценка психологического состояния студентов, оценка потенциального риска для психологического благополучия студентов вынужденных ограничительных мер. Мы предположили, что: - текущая эпидемическая ситуация, включающая такие ограничения, как самоизоляция, вынужденный переход на дистанционное обучение, является дополнительным стрессогенным фактором, что отражается на показателях психологического стресса и жизнестойкости; - риск ухудшения показателей психоэмоционального благополучия студентов в текущих условиях связан с личностной ригидностью (акцентуациями черт характера); В качестве теоретико-методологической основы исследования определены: - физиологические теории, объясняющие механизмы эустресса и дистресса (И.П. Павлов, Г. Селье, Е.И. Николаева); - теории личности, концепции жизнестойкости, рассматривающие психологические механизмы совладающего поведения личности (Г. Айзенк, Г. Олпорт, П. Коста, Л.Н. Собчик, С. Мадди, К.К. Платонов, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова); -когнитивно-поведенческий подход в психотерапии (А. Бэк, Дж. Бэк, А. Эллис), определяющий в качестве ключевого условия успешности адаптации когнитивную и личностную гибкость. В соответствии с методологическими подходами были выделены критерии исследования и сформирован диагностический пакет: - личностная гибкость изучалась при помощи опросника Мини-Мульт (СМОЛ), направленный на выявление заострений личностных черт; - успешность адаптации к условиям пандемии оценивалась через шкалу психологического стресса PSM-25 (Лемур-Тесье-Филлион), предназначенный для измерения феноменологической структуры переживаний стресса (в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях) и показатели теста жизнестойкости Мадди (модификация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой), определяющий компоненты жизнестойкости личности (вовлеченность, контроль, принятие риска). Взаимосвязи между выделенными критериями изучались при помощи корреляционного анализа (коэффициент Пирсона) с использованием программного пакета SPSS Statistics 27 (IBM). Результаты исследования Совладание со стрессом, адаптация в меняющихся условиях, зависит от ряда факторов, в ряду которых центральными можно считать ресурсы личности. Поэтому для одного трудная ситуация является стимулом к росту, а для другого – непреодолимым препятствием [1; 5; 8]. Широкие возможности адаптации обеспечивает не какой-то определенный набор черт, а гибкость, способность демонстрировать широкий диапазон восприятия и поведения, выбирать наиболее уместные в текущей ситуации стратегии совладания. Результаты исследования личностных особенностей нашей выборки позволяют охарактеризовать ее, как обладающую гибким личностным профилем. У большинства участников не было обнаружено заострений личностных черт (акцентуаций), при которых в ситуациях психоэмоционального напряжения и стресса активируются типичные, ригидные когнитивные установки и поведенческие стратегии (паттерны). Из 143 участников акцентуации того или иного типа обнаружены у 24 человек. Анализ результатов исследования жизнестойкости показал низкие значения вовлеченности у 34% участников, низкие значения контроля – у 17%, низкие значения принятия риска – у 11%, низкие значения сводного показателя жизнестойкости – у 19% студентов. Текущий уровень стресса выше средних значений по шкале психологического стресса PSM-25 обнаружен у 28% участников исследования. Таким образом, выборку в целом можно охарактеризовать как обладающую достаточным потенциалом для совладания со стрессовыми ситуациями, при этом, большинство, по данным самоотчетов, успешно справляются с таковым (табл. 1). Таблица 1 Выраженность показателей жизнестойкости и актуального стресса в экспериментальной группе (N = 143) Параметры Показатели (баллы) Норма Результаты в выборке (среднее и мода) Вовлечённость 37.64 ± 8.08 31.1/ 25 Контроль 29.17 ± 8.43 28.3/ 29 Принятие риска 13.91 ± 4.39 16.4/ 19 Жизнестойкость 80.72 ± 18.53 77.9/73 Уровень актуального стресса ≤50 44.7/44 Было обнаружено, что акцентуированные и неакцентуированные индивиды формируют различные способы адаптации: на это указывают связи с показателями жизнестойкости и уровнем стресса. Заострение личностных черт ведет к формированию типичных ригидных когнитивных установок и поведенческих паттернов, которые в изменяющихся условиях не способствует адаптации, что отрицательно сказывается на жизнестойкости и повышает стресс (табл. 2). Таблица 2 Корреляционные взаимосвязи между показателями жизнестойкости, чертами личности и уровнем стресса по критерию r-Пирсона (уровень статистической значимости p<0,05) Шкала Шкала Hs D Hy Pd Pa Pt Se Ma Вовлечённость -0,32 -0,71 -0,53 -0,70 -0,74 -0,74 -0,57 -0,29 Контроль -0,25 -0,60 -0,62 -0,65 -0,55 -0,68 -0,64 -0,23 Принятие риска -0,27 -0,65 -0,43 -0,67 -0,49 -0,62 -0,38 -0,06 Жизнестойкость -0,31 -0,71 -0,60 -0,76 -0,68 -0,77 -0,61 -0,24 Текущий уровень стресса 0,39 0,37 0,30 0,34 0,31 0,33 0,35 0,39 Примечание. В таблице приняты следующие сокращения: Hs - ипохондрия; D - депрессия; Hy - истерия; Pd- психопатия; Pa - паранойяльность; Pt - психастения; Se - шизоидность; Ma - гипомания. В ситуации пандемии нами дополнительно был рассмотрен фактор «текущий стресс» и обнаружено, что заострение личностных черт имеет положительные связи с уровнем актуального стресса. В связи с прочими результатами можно предполагать, что ригидность личностных черт, склонность оценивать события через фильтр жестких установок, препятствует гибкому реагированию и поиску путей решения возникающих жизненных трудностей.