Педагогика
Кручинина Г. А., Пушкарева Е. А. Модель дидактической системы формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности у студентов инженерно-строительных направлений подготовки с использованием электронной информационно-образовательной среды университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 5 (май). – С. 14–27. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181026.htm
ART 181026
DOI 10.24422/MCITO.2018.5.13692
Просмотров: 1891
Расширение профессионально-делового международного общения, работа с документацией на иностранном языке, возможность академической мобильности обусловили необходимость формирования у студентов инженерно-строительных направлений подготовки способности к вхождению в поликультурную деловую среду. Успешность профессионально-делового общения студентов определяется в значительной степени уровнем владения деловой иноязычной коммуникативной компетенцией в сфере профессиональной деятельности. Проблема достижения необходимого уровня деловой иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров и специалистов в области техники и технологий остается актуальной. В решении этой проблемы особую значимость приобретает интеграция в образовательный процесс электронной информационно-образовательной среды университета. Это обусловило цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация дидактической системы формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности студентов инженерно-строительных направлений подготовки с использованием электронной информационно-образовательной среды университета, экспериментальное исследование ее эффективности. В статье исследуются понятия компетенции и компетентности, дается определение деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности, анализируются возможности электронной информационно-образовательной среды университета по формированию данной компетенции. Авторами сконструирована модель дидактической системы формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности студентов инженерно-строительных направлений подготовки с использованием электронной информационно-образовательной среды университета. Дидактическая система представлена рядом взаимосвязанных динамических элементов, органично интегрированных в образовательный процесс университета и позволяющих перенести акцент от управления к самоорганизующейся деятельности студентов. Продемонстрированы результаты экспериментального исследования, которые показали, что при реализации разработанной авторами дидактической системы обеспечивается повышение уровня сформированности деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в процессе профессионально-иноязычной подготовки с использованием электронной информационно-образовательной среды университета.
Бакиева О. А., Попова О. А. Формирование метапредметных компетенций студентов педагогического вуза в условиях новой образовательной парадигмы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 5 (май). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181025.htm
ART 181025
DOI 10.24422/MCITO.2018.5.13691
Просмотров: 2631
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью качественной профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, формирования у них метапредметных компетенций, способности применять педагогические знания и умения на практике в условиях новой образовательной парадигмы. При этом предлагается в полной мере использовать потенциал инновационных образовательных трансдисциплинарных, мультидисциплинарных программ – майноров, элективов, эффективных форм и методов профессиональной подготовки студентов педвуза. Тем самым целью проводимого исследования является изучение содержания художественно-педагогической деятельности, в ходе которого возможна разработка интегрированных, мультидисциплинарных программ – майноров, элективов, использование практико-ориентированного обучения (выявление форм и методов, направленных на формирование у студентов метапредметных компетенций). Ведущим методом при этом выступает научно-исследовательский проект, содержащий различные этапы: стратегический, исследовательский, проектировочный и конструирующий, которые направлены на развитие способности самостоятельно решать профессиональные задачи. Кроме того, авторы предлагают использовать в новых разработанных интегрированных, мультидисциплинарных программах (майнорах, элективах) такие методы, как case-study, мозговой штурм (синектика), исследовательские проекты, арт-технологии, практика создания различного ряда предметов искусства, инфографика, форумы, вебинары и т. д., которые могут оказать влияние на процесс формирования метапредметных компетенций, универсальных способов деятельности (метаспособы) в различных областях познания. В статье представлен образовательный продукт – майнор «Знаки и символы межкультурной коммуникации», цель которого – объединить отдельные дисциплины, которые позволяют расширить познания в различных областях (иностранный язык, изобразительное искусство), а его содержание направить на формирование метапредметных компетенций студентов, способствующих выполнению творческих, практических, профессиональных, коммуникативных задач. При составлении майнора была обоснована взаимосвязь знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация. В результате проводимого с 2016 года по настоящее время экспериментального исследования и опытного преподавания с использованием практико-ориентированного обучения, а также применения эффективных методов профессиональной подготовки, разработанных интегрированных программ – майноров, элективов («Традиционное искусство региона», «Народный костюм») происходит формирование метапредметных компетенций и универсальных способов деятельности. Элективы были апробированы, и получены результаты сформированности метапредметных компетенций. Практическое использование практико-ориентированного обучения, эффективных методов профессиональной подготовки студентов педвуза, а также разработанных интегрированных программ – майноров и элективов – позволяет указать на достижения студентов педвуза, которые свои метапредметные компетенции подтверждают успехами в научных студенческих конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровней, что говорит о повышении качества подготовки специалистов педагогического вуза.
Статья посвящена проблеме формирования метапредметных компетенций в условиях новой образовательной парадигмы. Авторы отмечают, что при рассмотрении темы формирования метапредметных компетенций студентов педагогического вуза в условиях новой образовательной парадигмы именно практико-ориентированный подход является наиболее актуальным и перспективным. Гипотеза нашего исследования: процесс качественной подготовки студентов педвуза, направленный на формирование метапредметных компетенций, будет происходить успешнее, если реализовать новые образовательные трансдисциплинарные, мультидисциплинарные программы – майноры, элективы; выявлять эффективные формы и методы в процессе обучения. Проведенное исследование показало, что при таком подходе к обучению студентов педагогического вуза появляется возможность развития способности не только воспринимать, усваивать, но и перерабатывать информацию на более высоком уровне, возможность формировать метапредметные компетенции для использования их в будущей профессиональной практике. Авторами была подтверждена гипотеза исследования, где показатели метапредметных компетенций зависят от конкретной образовательной среды и тех условий, которые эта среда создает для развития личности.
Патрахина Т. Н., Вялкова К. С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 85–95. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181024.htm
ART 181024
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12373
Просмотров: 2446
Актуальность темы профориентационной работы в вузе в настоящее время приобретает новое звучание, это обусловлено динамично развивающимся рынком труда и реформированием системы высшего образования в нашей стране. Используемые методы профориентационной работы в большинстве своем нуждаются в обновлении и оптимизации в связи с динамично меняющимися условиями образовательной и профессиональной среды. Цель статьи – продемонстрировать результаты мониторинга эффективности профориентационных мероприятий, которые реализуются в школах города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на сегодняшний день. На основе полученных данных в статье представлена разработка проекта «Профориентация: новый взгляд на старые проблемы», который будет реализован в рамках ситуационного управления и позволит повысить эффективность профориентационной работы в вузе. Исследование проблемы осуществлялось посредством анализа достижений мировой науки и практики, а также эмпирических и социологических исследований. Результаты исследований наглядно продемонстрировали, что в школах города Нижневартовска используются преимущественно коллективные формы профориентационной работы. Как показали результаты опроса, в большинстве своем в школах отсутствует либо имеет слабо выраженный характер индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников при выборе вектора профессионального самоопределения. Предложенный модульный проект «Профориентация: новый взгляд на старые проблемы» позволит решить ряд проблем по профориентационной работе, повысит ее результативность, а также будет способствовать формированию лидерских навыков и умений работать в команде. Материалы статьи могут представлять интерес для работников высшей школы, педагогов общеобразовательных школ, а также для всех, кто интересуется проблемами профориентационной деятельности.
Ключевые слова:
вуз, профориентационная работа, проектный подход, профессиональное самоопределение обучающихся
Чертополохов Д. В. Конфессиональный методологический подход в современной педагогической науке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 74–84. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181023.htm
ART 181023
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12372
Просмотров: 2411
Конец ХХ века ознаменовался в России стремительным сломом социально-культурной парадигмы. Отказ от единой идеологии и официального атеизма привел религиозные объединения нашего государства к долгожданной свободе деятельности, а граждан – к обретению реальной свободы совести. Закономерным следствием этого стало признание российской педагогической наукой религиозного конфессионального образования не только в качестве исторического явления, но и как объективного современного феномена. Таким образом, многолетняя тенденция к отделению светской составляющей от некогда единого строения педагогической науки сменилась стремлением к взаимодействию и взаимообогащению с религиозной конфессиональной педагогикой. При этом необходимо констатировать факт наличия огромного расхождения между существующей в сфере образования эмпирической реальностью (существование сетей конфессиональных воскресных школ, общеобразовательных и высших учебных заведений и т. д.) и ее теоретическим осмыслением педагогической наукой. Призванная покрыть образовавшуюся в предметном поле педагогики лакуну конфессиональная педагогика только зарождается как структурная единица педагогической науки. Исходя из этого, цель настоящей статьи состоит в обосновании необходимости развертывания на базе культурологического и антропологического методологических подходов конфессионального методологического подхода в педагогике, отражающего общие и особенные черты образовательных систем и процессов, развернутых традиционными отечественными конфессиями. Методологическую базу исследования составили как общенаучные методологические подходы (системный, сравнительный, парадигмальный, исторический, онтологический), так и специально-научные методологические подходы: культурологический подход, позволивший соотнести общие, единичные и особенные феномены культуры, в том числе религию и образование; аксиологический подход, привлечение которого позволило рассматривать ценностные ориентации как важнейшие элементы личности, ориентирующие ее в мире материальной и духовной культуры и обеспечивающие ее мотивацию поведения и деятельности. Предложено определение понятия «конфессиональный методологический подход». Характер, ключевые идеи, содержание и свойства конфессионального образования позволили определить фундаментальные принципы конфессионального методологического подхода в педагогике: принцип строгого следования вероучению конфессии и утверждения в нем всех субъектов образовательного процесса; принцип следования конфессиональной антропологии; принцип культуросообразности; принцип равнонаправленного действия всех социальных институтов, участвующих в конфессиональном образовательном процессе; принцип соблюдения свободы; принцип приоритета воспитания над обучением в целостном конфессиональном образовательном процессе; принцип гармоничного взаимодействия рационального и эмоционального начал. Развертывание конфессионального методологического подхода в педагогике позволит более точно очертить предмет новой структурной единицы педагогической науки – конфессиональной педагогики. Вместе с тем появляется возможность сформировать объективные критерии определения светскости/конфессиональности характера образовательного процесса, что является актуальным в условиях перспективы расширения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в средних общеобразовательных учреждениях с первого по девятый класс. Это станет эффективным инструментом государственного мониторинга и регулирования сферы образования.
Кувардина Н. А. Развитие экономической компетенции в дисциплинах профессионального цикла юристов с использованием средств ИКТ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 61–73. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181022.htm
ART 181022
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12371
Просмотров: 1521
Модернизация системы отечественного образования требует эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов, которые будут решать профессионально ориентированные задачи на высоком интеллектуальном уровне. Одним из важнейших факторов повышения эффективности формирования профессиональных компетенций у бакалавров является использование средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Это подчеркивает актуальность исследуемой проблемы. Переход общества от постиндустриального к информационному требует кардинальных изменений во всех сферах этого общества, в том числе и в высшем образовании на содержательном уровне. Таким образом, целью проводимого исследования является необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс специфических педагогических новшеств, приемов и инструментов, учитывающих запросы общества и требования, которые предъявляют работодатели к бакалавру. В экспериментальной части нашего исследования мы внедряли средства информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс будущих юристов. Ведущим подходом к исследованию проблемы выступал компетентностный подход, при котором были рассмотрены этапы формирования и развития экономической компетенции на первом уровне высшего образования юристов. В статье представлен анализ учебных дисциплин профессионального цикла будущих юристов и содержание в них экономически направленных тем, при изучении которых осуществляется процесс развития интересуемой нас компетенции. Развитие компетенции происходит на протяжении всего процесса обучения, который мы поделили на ориентировочный, информационный, ситуативно-практический, итогово-коррекционный. Основные результаты статьи приведены в рефлексии обучающихся по их отношению к изучению профессиональных дисциплин до начала обучения и по его завершении, где отображена положительная динамика показателей мотивации к обучению студентов и самообразованию. В результате проведенного исследования нами установлено, что применение средств информационно-коммуникационных технологий способствует более эффективному формированию профессиональных компетенций у обучающихся. Теоретически и практически обоснована необходимость освоения программы каждой дисциплины учебного плана для более полной и качественной сформированности экономической компетенции у бакалавров юридического направления подготовки. Статья может представлять интерес для преподавателей школ, среднего профессионального и профессионального образования, аспирантов, магистрантов.