Педагогика

Елагина В. С. Формирование исследовательских умений у курсантов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 17–29. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181041.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Актуальность исследования проблемы формирования исследовательских умений у курсантов военного вуза объясняется повышением требований к уровню их военно-профессиональной подготовки, для которой характерно наличие не только глубоких теоретических знаний, но и умений использовать эти знания для решения военных задач исследовательским путем. Уже на этапе обучения в вузе курсант должен развивать исследовательские качества и умения, уметь генерировать новые идеи, владеть методикой научного поиска и организации опытно-экспериментальной работы, методами и средствами теоретического и эмпирического исследования. Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента показали достаточно низкий уровень владения курсантами общеучебными и исследовательскими умениями. Кроме того, около половины опрошенных курсантов не проявляют интереса к исследовательской деятельности и не собираются заниматься этим видом деятельности ни в годы учёбы в военном вузе, ни после его окончания. В статье анализируется роль и значение исследовательских умений для военно-профессиональной деятельности будущих офицеров; рассматриваются различные подходы к определению сущности понятий «умение», «общеучебные умения», «исследовательские умения», а также приводятся разные подходы к их классификации. В статье уточняется определение понятия «исследовательские умения» применительно к специфике подготовки военных специалистов; выделяются группы умений (информационно-коммуникационные, теоретико-методологические и теоретико-эмпирические умения), формируемые в процессе учебной и научной деятельности курсантов; рассматривается методика поэтапного формирования учебно-исследовательских и научно-исследовательских умений на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Практика показала, что поэтапная организация исследовательской деятельности курсантов в военном вузе способствует формированию и развитию учебно- и научно-исследовательских умений, проявлению творчества, инициативы будущих офицеров, развитию их познавательного интереса и положительной мотивации. Формирование и развитие исследовательских умений осуществляется эффективно, если создать определенные педагогические условия: развитие у курсантов положительной мотивации, познавательного и профессионального интереса к исследовательской деятельности; создание образовательной исследовательской среды в вузе; организация совместных с преподавателями вуза исследовательских проектов; учёт специфических особенностей профессиональной подготовки военных специалистов; ориентация тематики исследовательских проектов на проблемы военной профессиональной деятельности курсантов; наличие высокого уровня сформированности у них учебных и интеллектуальных умений.
Лаврентьева И. В., Цвелюх И. П. Предпочитаемые педагогами форматы повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181040.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В контексте решения проблем разработки новых программ, подходов, моделей и форматов организации процесса повышения квалификации, обеспечивающих удовлетворение потребностей и инициирование различных видов активности педагогов в решении образовательных задач, реализации методической деятельности, приобщении к научно-исследовательской и инновационной работе, активно насыщается рынок образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования. Однако спрос и предпочтения педагогами предлагаемых форматов повышения квалификации в связи с тенденциями развития этого рынка остаются неизученными, что обусловливает актуальность предпринятого исследования и его целей: 1) определить наиболее предпочитаемые педагогами форматы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации («как есть»); 2) выявить динамику реализованных педагогами предпочтений форматов повышения квалификации. При проведении исследования были использованы методы социологического опроса (анкетирования), анализ эмпирических данных и документов. Рассмотрено изменение форматов реализации программ повышения квалификации в истории Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Представлено исследование предпочитаемых педагогами Красноярского края форматов дополнительного профессионального образования и повышения квалификации («как есть»). Исследовательские результаты отражают анализ эмпирических данных анкет педагогов, проживающих на разных территориях Красноярского края, различающихся по педагогическому стажу и статусу населенного пункта. Выделены предпочтения групп учителей, различающихся по преподаваемым дисциплинам, территории проживания (село/город), стажу работы: педагоги, преподающие гуманитарные дисциплины, в большей степени предпочитают повышение квалификации с использованием дистанционных технологий, чем учителя-предметники дисциплин естественно-научного цикла, как и учителя городских школ в сравнении с учителями, проживающими в сельской местности; у педагогов со стажем до 16 лет более выражено предпочтение этого же формата, чем у педагогов с более длительным стажем работы. По результатам анализа документов отражена динамика выбора и участия педагогов в реализации заочных программ повышения квалификации с использованием дистанционных технологий, ранее заявленных как предпочитаемые форматы дополнительного профессионального образования. Отмечен рост количества педагогов, повышающих квалификацию с использованием дистанционных технологий за три последних года. Однако уровень участия в таких программах (как обучающихся в институте повышения квалификации, так и обучающих), несмотря на постепенный рост, остается пока недостаточно высоким. Статья адресована исследователям дополнительного профессионального образования педагогических кадров, заинтересованным в разработке научно обоснованных стратегий повышения квалификации учителей и осуществлении оперативного реагирования региональных систем на тренды происходящих изменений в этом сегменте образования. Представленные в статье материалы дают возможность в исторической динамике сравнить вовлеченность учительства различных регионов России в процесс повышения квалификации различных форматов, в том числе с использованием дистанционных технологий; позволяют оптимистично прогнозировать повышение уровня участия педагогов в реализации программ повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.
Утёмов В. В., Горев П. М. Развитие образовательных систем на основе технологии Big Data // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 104–116. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Одним из наиболее важных аспектов развития системы образования является способность делать обоснованные выводы о необходимости изменения используемых подходов или предпринимаемых действий. Образовательная система непрерывно создает и накапливает значительный объем данных, и вопрос о системной работе с этими данными широким кругом субъектов образования сегодня можно назвать одним из значимых. Большие данные (Big Data) могут стать мощным инструментом для преобразования обучения, переосмыслить подходы, сократить давние пробелы и адаптировать опыт для повышения эффективности самой образовательной системы. Весьма актуальной остается задача описания технологии оперирования большими данными, направленная на развитие образовательных систем через выявление сформированных закономерностей в системе образования. Авторами статьи определяются методические аспекты реализации технологии оперирования большими данными в образовании. Ведущим подходом при этом выступает моделирование развития образовательной системы с включением в неё мер регулирования по итогам анализа выявленных сформированных закономерностей. В результате проводимого исследования авторами статьи охарактеризована технология Big Data как средство развития образовательных систем, в том числе выявлены отличительные признаки технологии Big Data, структурированы процессы управления системой, направления сбора данных в образовании и определены свойства собираемой базы Big Data в образовании. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений об использовании Big Data в целях повышения эффективности развития образовательных систем. Практическое использование результатов исследования позволяет внедрить Big Data в систему управления образованием посредством выявления и учета закономерностей системы образования. Статья может представлять интерес для лиц, занимающихся вопросами управления в системе образования.
Архипова Т. Н. Педагогический анализ становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 91–103. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Проблема формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов является одной из актуальных в системе высшего военного образования. В соответствии с положениями ФГОС ВПО последнего поколения выпускники военных вузов Российской армии должны владеть основами культуры деловой речи, способствующими формированию культуры делового общения и общей культуры военнослужащего в целом, что в дальнейшем обеспечит успешное осуществление их военно-профессиональной деятельности как офицеров. Цель статьи – дать обзор становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в отечественной психолого-педагогической литературе, сопоставить современный образовательный процесс в высшей военной школе с основами, заложенными в педагогике конца XIX – первой половины ХХ века, провести анализ научных исследований по указанной проблеме за последние десятилетия, с его помощью определить сущность, содержание и структуру процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов, а также наметить пути и условия эффективного осуществления данного педагогического процесса. На основе теоретического анализа и обобщения научной литературы было отмечено, что процесс формирования культуры деловой речи с точки зрения его сущности, содержания и структуры рассматривался в работах современных отечественных ученых в разных аспектах: формирования культуры общения, речевой способности, навыков публичной речи, коммуникативной компетентности, становления речевой деятельности обучаемых как средних, так и высших образовательных учреждений. Результаты анализа психолого-педагогических исследований в высшей военной школе показали, что культурно-речевой аспект всегда был в центре внимания ученых и рассматривался при изучении разных проблем: от историко-педагогического анализа военного образования в России XVIII – начала XX века и его гуманизации до подготовки офицерского состава к достижению психологического и информационного превосходства над противником. Анализ разнообразных подходов исследователей к данной проблеме дал возможность обосновать авторский взгляд на сущность, содержание и структуру педагогического процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов и определить пути и условия его эффективной реализации. Наиболее перспективным путем представляется осуществление данного педагогического процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, который обеспечивает его адекватность требованиям усложняющейся военно-профессиональной деловой коммуникации. Результаты и выводы проведенного исследования расширяют представление о таких понятиях, как «речевая деятельность», «деловая речь», «культура деловой речи и делового общения военнослужащих», и направлены на совершенствование образовательного процесса в военных вузах РФ в контексте коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Статья может представлять интерес для ученых, проводящих исследования как в сфере деловой коммуникации, так и в сфере военно-профессионального образования в целом.
Ткаченко Н. В., Овчинникова Ю. С. Психолого-педагогическая подготовка полевого исследователя: развитие аффективного компонента личности средствами традиционной музыки народов мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 78–90. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181037.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
. В контексте развития поликультурного мира перед теоретиками и практиками встает вопрос о развитии психолого-педагогических технологий, направленных на исследование и познание других культур. В полевой практике инструментом познания культуры другого выступает сам исследователь – субъект познания. Анализ источников, посвященных проблеме подготовки собирателя, выявил высокую степень обеспечения образовательного процесса предметным материалом с сопутствующим инструментарием полевых методов и вместе с тем слабую разработанность проблемы психологической подготовки личности полевика. Сложности фиксации и интерпретации материала о традиционной культуре и ее представителях, а также проблемы, связанные с личностью собирателя, отмечаются многими отечественными и зарубежными учеными. Между тем в качестве предмета самостоятельного изучения целенаправленная психологическая подготовка полевого исследователя в условиях современного образования до настоящего времени еще не ставилась. Целями данной работы выступают: определение предметного поля психологической подготовки собирателя и описание первого опыта апробации данной идеи – развития познающего субъекта как инструмента познания. В статье представлен сценарий образовательной программы развития аффективного компонента личности полевого исследователя средствами традиционной музыки народов мира. Среди методик психолого-педагогической работы рассматриваются: совместная игра-импровизация на традиционных музыкальных инструментах народов мира с рефлексией и обсуждением полученного опыта, структурированное параметрическое наблюдение и наблюдение в свободной форме, слушание традиционной музыки изучаемого региона с проведением интервью и рефлексивным самоотчетом, звуковая прогулка, интроспективный дневник, стимулирующие упражнения. Теоретическая значимость исследования заключается в постановке проблемы психологической подготовки полевого исследователя, в обосновании подхода к пониманию познающего субъекта (полевого исследователя) как к инструменту познания, в разработке психолого-педагогического инструментария развития аффективного компонента личности собирателя средствами традиционной музыки народов мира. Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов в образовательной практике подготовки полевых исследователей в различных предметных областях (антропологии, психологии, этнографии, культурологии, музыковедении, фольклористике).