Педагогика
Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 12–21. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm
ART 181018
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12367
Просмотров: 5883
Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что, несмотря на активное обсуждение проблемы развития soft skills у студентов в отечественной и зарубежной литературе, уровень их развития очень низкий и требует детализации в определении их детерминант. Современные выпускники вузов быстро становятся ненужными, поскольку приобретенный за годы обучения в вузе набор навыков (hard skills) быстро устаревает, мобильность студента характеризуется показателем низкого уровня, а soft skills не развиты на должном уровне, и, следовательно, выпускники становятся некомпетентными и не конкурентоспособными на рынке труда. Термин “soft skills” является одним из новых треков динамично меняющегося мира. Цель статьи – рассмотреть основные детерминанты развития soft skills у бакалавров педагогического вуза. В статье представлен контент-анализ понятия soft skills, что обеспечивает целостность восприятия термина и его содержания, уровня применимости в коммуникативном поле. Сегодня в мире «клиповых возможностей» и интеграции в системе психолого-педагогических оценок личности и ее возможностей «мягкие» навыки делятся на четыре группы: базовые коммуникативные навыки, или коммуникативная грамотность, навыки self-менеджмента, навыки эффективного мышления, или интеллектуального мышления, управленческие навыки, или форсайт-управление. Развитие soft-skills рассматривается как интегративное со-действие в коммуникативном поле, при котором появляется со-бытийная идентификация внутреннего потенциала человека. Со-знание, со-переживание и со-творчество представляют собой трехгранную модель кооперативной формы такого рода взаимодействия. В статье представлено описание кооперативных форм, ключевых детерминант, технологии составления индивидуального маршрута, «дорожной карты» развития бакалавра в коммуникативном поле интегративного знания (собственной программы приоритетных целей развития soft skills, шагов и мероприятий, необходимых для него), основных методов развития soft skills. Развитие soft skills сегодня следует понимать как составляющую личного мотива каждого человека, и только от него самого зависит, в какой мере его личные качества помогут сделать ему успешную профессиональную карьеру, определить его продуктивность в профессионально конкурентной среде. Имеющиеся исследования вносят безусловный вклад в развитие новых образовательных подходов, нацеленных на развитие soft skills у обучающихся любой ступени образования. Кроме того, позволяют осмыслить возможность применения в образовательной практике понятных и продуктивных теоретических положений интегративного содержания soft skills.
Утёмов В. В., Горев П. М. Межпредметная технология смешанного обучения в школьном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 1–11. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181017.htm
ART 181017
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12366
Просмотров: 4212
Педагогическая наука в последнее время переживает значительные изменения, связанные с перестройкой не только системы образования, но и всей социально-экономической системы в целом. И если еще вчера для образовательного процесса требовались лишь традиционные средства обучения, такие как печатные учебники, школьная доска, то сегодня им на смену приходят современные информационно-коммуникационные технологии. Современные технологии обучения должны позволять учащимся использовать ресурсы и образовательный опыт в любой точке мира, начиная с их собственных сообществ, в том числе в сети Интернет. Эти возможности создают условия роста для всех школьников, предоставляя им более высокий уровень доступа к высококачественным учебным материалам, знаниям, персонализированному обучению и инструментам планирования будущего образования. Такие условия также могут способствовать расширению возможностей педагогов реализовывать смешанное обучение для своих учеников, переосмысливать, когда, где и как учащиеся выполняют различные компоненты учебного процесса. Весьма актуальной остается апробация межпредметных технологий школьного обучения, совершенствующая компоненты учебного процесса с учетом действующих образовательных стандартов и характеризующие особенности целевой аудитории, которой ныне доступны различные каналы получения знаний. Смешанное обучение – сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами онлайн-обучения, дополняющего и поддерживающего учебную среду. Тем самым целью статьи является описание межпредметной технологии смешанного обучения в школьном образовании. Авторами статьи определяются методические аспекты реализации технологии смешанности в школьных образованных программах. Ведущим подходом при этом выступает моделирование методической системы обучения в основном и дополнительном школьном образовании с включением в нее межпредметной технологии смешанного обучения. В результате проводимого исследования авторами статьи дифференцированы основные модели смешанного обучения, компоненты смешанной учебной среды (время, место, путь или темпы обучения), типы интеграции смешанного обучения, ключевые эффекты от внедрения смешанного обучения. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о межпредметных технологиях обучения, направленных на соответствие новых знаний уровню развития способностей ученика. Практическое использование данной технологии позволяет организовать работу поэтапного внедрения межпредметной технологии смешанного обучения в практику общеобразовательной организации.
Ключевые слова:
педагогическая технология, смешанное обучение, перевернутый класс, межпредметная технология
Агиенко М. И., Рольгайзер А. А. Речевые тактики осуществления функции педагогического контроля в современном вузе: междисциплинарный подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 70–81. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181016.htm
ART 181016
DOI 10.24422/MCITO.2018.3.11509
Просмотров: 2364
Необходимость оптимизации, интенсификации и повышения качества образования ставит вопрос о повышении эффективности педагогического контроля в образовательном процессе вуза. Качественное обучение не может существовать без обратной связи между преподавателем и обучающимся, включающей в себя данные о результатах текущего, промежуточного и итогового контроля. В связи с пересмотром и корректировкой государственных нормативных документов в сфере образования требования к эффективности педагогического процесса претерпевают постоянные изменения. В этой ситуации поиск способов повышения результативности педагогического контроля приобретает особую актуальность. Цель настоящей статьи – оценить эффективность речевых тактик, актуализирующих функцию педагогического контроля с точки зрения их вклада в формирование благоприятного психологического климата в группе обучающихся. Гипотеза исследования заключается в том, что ряд широко используемых тактик педагогического контроля не только не способствуют созданию благоприятной психологической среды обучения, но и являются небезопасными для психологического здоровья обучающихся, а следовательно, не способствуют формированию успешной мотивации студента к профессиональному саморазвитию. Способы речевой актуализации коммуникативных интенций педагога в ситуации педагогического контроля рассматриваются в социально-прагматическом аспекте. Речевое поведение педагога при осуществлении им педагогического контроля подвергается более глубокой интерпретации адресатом речи в силу действия стрессогенного фактора оценивания. В работе использовались результаты некоторых исследований в области психологии, касающиеся вопросов профилактики и педагогической коррекции проблем мотивации, внутреннего контроля, состояния выученной беспомощности. В статье представлены основные речевые тактики, сопровождающие педагогический контроль в вузе. Делается вывод о том, что применение той или иной речевой тактики способно как оказать негативное влияние на психическое здоровье студента, отразиться на его самооценке и психоэмоциональном состоянии, так и способствовать развитию творческих способностей и повышению мотивации стать высококлассным специалистом нового поколения. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы в профессиональной деятельности преподавателя вуза и способствовать более эффективному управлению процессами педагогического общения с целью создания благоприятной психологической обстановки.
Федосеева О. Ю. Сущностные характеристики действий нравственно-этического оценивания на основе морального выбора и моральных норм // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 58–69. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181015.htm
ART 181015
DOI 10.24422/MCITO.2018.3.11508
Просмотров: 2181
На современном этапе социальной жизни нравственное, интеллектуальное и психическое развитие человека сопряжено с влиянием позитивных и негативных факторов, в их числе – отсутствие возрастного ценза и наличие информации, лишенной этики и морали, в материалах средств массовой информации и коммуникации. Чаще всего содержание информации в таких источниках и, как следствие, ложное восприятие окружающей действительности оказывает негативное влияние на интеллектуальную и нравственную сферы подрастающего поколения. Современная молодежь переживает нравственный кризис, преодоление которого напрямую зависит от воспитания и образования, и в частности от формирования и развития действий нравственно-этического оценивания. Семейное воспитание является основой освоения моральных норм, осознания важности осуществления выбора и принятия решения, но стоит отметить и вклад педагогов и учителей в воспитание детей и их поддержку в процессе нравственного становления и роста школьников, что говорит об актуальности проводимого исследования. Таким образом, цель данной статьи – анализ морального аспекта понятия нравственно-этического оценивания, систематизация категорий «нравственность», «оценивание», «моральные нормы», «моральный выбор» и «поступок». Ведущим методом является общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов. В результате проведенного исследования нами обобщена специфика таких категорий, как нравственность, оценивание, моральные нормы, моральный выбор и поступок. Безусловно, все категории являются философскими понятиями, изучаемыми с разных аспектов психологией и педагогикой. Общим в результатах исследования является необходимость формирования и развития компонентов действий нравственно-этического оценивания и формирование данных действий в целом как потребность воспитания нравственно развитой личности школьника. Оценка действий и поступков относительно нравственных норм есть определение соответствия действий нормам и ожиданиям общества. Данное соответствие или несоответствие определяет социум либо сам человек. В случае позитивной оценки действия человека одобряются и поощряются, в случае негативной оценки – действия осуждаются вплоть до применения санкций. Немаловажный компонент оценки – самооценка человеком собственных мотивов, поступков, последствий с учетом ценностного отношения к явлениям и событиям действительности. Следует понимать, что оценивается не само действие как таковое, а его мотивы, цели деятельности и результаты. Статья может представлять интерес для будущих и практикующих учителей, воспитателей образовательных организаций.
Ключевые слова:
поступок, моральные нормы, нравственно-этическое оценивание, моральный выбор, действие
Колодезникова С. И., Неустроева Е. Н. Особенности работы в системе Moodle как средства развития информационной компетентности в условиях вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 37–47. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181013.htm
ART 181013
DOI 10.24422/MCITO.2018.3.11506
Просмотров: 1811
На практике использование информационных технологий в учебном процессе становится обязательным элементом различных форм обучения, направленным на повышение эффективности данного процесса. В работе затрагиваются вопросы оптимизации учебного взаимодействия между преподавателем и студентами в вузовской системе образования на примере виртуальной обучающей системы Moodle, которая используется для поддержки и соединения обучения по принципу «преподаватель – студент». На основе обзора понятий «информационные технологии» и «информационная компетентность» дана попытка определения специфики электронной обучающей платформы Moodle, осмысления ее возможностей и перспектив. Авторами поставлена цель: поделиться опытом использования указанной платформы в учебном процессе. По результатам опроса студентов и преподавателей представлен анализ недостатков и преимуществ учебной платформы Moodle. Исследуются возможности и способы использования ресурса «Тест», даются рекомендации по его применению в качестве средства контроля знаний студентов. Затрагиваются вопросы более масштабного использования возможностей системы Moodle не только в рамках субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, но и всего образовательного учреждения, а именно администрации, менеджеров, тъюторов в виртуальной системе, например, о зачислениях, отчислениях, переводах, назначениях стипендий – информации, которая для студента достаточна важна, и обеспечение ее своевременности, прозрачности и доступности подтвердит мобильность руководства всех уровней. Другими словами, грамотное использование всех возможностей системы Moodle позволит добиться рейтингового уровня предоставления широкого спектра образовательных услуг.