Педагогика
Модель формирования профессиональных компетенций курсантов в военном вузе в процессе обучения физике
Николаева И. Б. Модель формирования профессиональных компетенций курсантов в военном вузе в процессе обучения физике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 91–100. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181047.htm
ART 181047
DOI 10.24422/MCITO.2018.7.14921
Просмотров: 1799
Преподавание физики в военном вузе характеризуется определенными профессиональными особенностями. Курс физики является базовым для дальнейшего качественного усвоения знаний профильных дисциплин. Учитывая сложность предмета, особенно для курсантов первого года обучения, требуется систематическая диагностика, развитие и оценка сформированности профессиональных компетенций курсантов в ходе учебного процесса. Целью статьи является описание опыта автора по разработке модели формирования профессиональных компетенций курсантов в военном вузе в процессе обучения физике. В статье рассматриваются следующие понятия: «компетенция», «компетентность». Анализируются ведущие подходы к исследованию данной проблемы в военной педагогике с точки зрения компетентностного подхода. На основе анализа теоретических источников по теме исследования в данной статье автор придерживается следующей позиции: профессиональная компетентность представляет собой набор компетенций, относящихся к профессиональной деятельности специалиста и отражающих совокупность его профессиональных теоретических знаний, практических умений, личностных качеств и установок по отношению к себе, другим, к своей деятельности. Автор предлагает модель формирования профессиональных компетенций курсантов военного вуза. Разработанная модель базируется на определении критериев их сформированности, индикаторов поведения по каждой компетенции, методов, форм и средств развития профессиональных компетенций и оценки уровня их сформированности согласно программе обучения физике в военном вузе. Теоретическая значимость статьи заключается в анализе ведущих подходов к проблеме формирования профессиональных компетенций курсантов военного вуза. Практическая значимость статьи заключается в разработке модели формирования профессиональных компетенций в процессе обучения физике, определении критериев их сформированности, определении индикаторов поведения по каждой компетенции, определении методов, форм и средств развития профессиональных компетенций и оценки уровня их сформированности.
Седина Е. С., Соболева Е. В. Обоснование необходимости совершенствования модели обучения робототехнике как основы стратегии подготовки кадров для профессий будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 79–90. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181046.htm
ART 181046
DOI 10.24422/MCITO.2018.7.14920
Просмотров: 2354
Актуальность исследования обусловлена тем, что с каждым годом область применения робототехники не перестает расти. Например, в сфере химии, оборонной промышленности, атомной физики, здравоохранения, в быту роботы во многом облегчают жизнь человека, что делает ее более безопасной. В связи с этим появляется востребованность специалистов в данной области знаний. Робототехника включена в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, определенных правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Предлагаемый научно обоснованный подход к совершенствованию модели сквозного курса образовательной робототехники соответствует альманаху перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, так как ориентируется на те отрасли, которые будут активно развиваться, на то, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Цель исследования – обосновать необходимость совершенствования модели сквозного курса образовательной робототехники для всех ступеней (от дополнительного обучения дошкольников и школьников до курсов подготовки бакалавров и магистров в университетах), которая позволит определить максимально эффективные условия, чтобы на выходе формировался индивид, способный продолжить образование в направлении профессий будущего. Методология исследования базируется на принципах системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов, методиках Rapid Foresight, методологии и теории научных исследований, методике обучения робототехнике. Результаты исследования: аналитический отчет состояния современной науки относительно актуальных вопросов и проблем обучения робототехнике в рамках реализуемой образовательными учреждениями модели обучения робототехнике, основанной на традиционной траектории «дошкольное образование – школа – университет – дополнительное образование» в контексте требований бизнеса, общества, государства; обоснование необходимости совершенствования модели обучения робототехнике как основы стратегии подготовки кадров для профессий будущего; формулирование требований к педагогическим принципам, применяемым к программам в направлении робототехники и мехатроники, на которых должно быть построено обучение. Значимость исследования заключается в том, что для реализации на государственном уровне программы «Цифровая экономика Российской федерации», рассчитанной на 2017–2030 годы, именно совершенствование модели сквозного курса обучения робототехнике позволит обеспечить теоретическую базу в сфере информатики, кибернетики и искусственного интеллекта, вовремя сориентировать в профессии, вовремя дать полезный навык – уметь учиться, подготовить к профессиям будущего.
Киркина Е. Н., Карпушина Л. П., Ширяева Ю. Г. Современные технологии формирования представлений об искусстве родного края у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 69–78. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181045.htm
ART 181045
DOI 10.24422/MCITO.2018.7.14919
Просмотров: 1867
Важное значение в воспитательно-образовательной работе современного детского сада отводится изучению искусства родного края. При эффективном педагогическом руководстве полученные представления дошкольников об искусстве родного края становятся активным инструментом художественно-эстетического развития и обогащения подрастающего поколения. В процессе изучения искусства своего народа реализуются задачи нравственно-патриотического становления личности. В условиях стандартизации образования на смену традиционным средствам обучения приходят инновационные педагогические технологии, позволяющие воспитанникам в непринужденной форме добывать необходимые знания и представления, используя свой накопленный опыт и уровень интеллекта. Весьма актуальным на современном этапе дошкольного образования становится использование рабочих тетрадей (тетрадей на печатной основе). Рабочая тетрадь – необходимый элемент современного образования детей дошкольного возраста, где уникальной формой развивающего обучения становится комплекс заданий, упражнений занимательной и познавательно-творческой направленности, составленный в соответствии с действующей программой обучения, а также в зависимости от освоения конкретной образовательной области, предлагаемой дошкольнику для освоения. Работа с тетрадью на печатной основе позволяет реализовывать групповое и индивидуальное обучение. Цель исследования – описание технологии и особенностей работы по формированию представлений об искусстве родного края в процессе использования рабочей тетради. Авторами статьи раскрываются методические аспекты реализации проблемы формирования представлений об искусстве родного края в дошкольных образовательных организациях Республики Мордовия. Ведущим подходом при этом выступает моделирование процесса обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и системе дополнительного образования с включением технологии работы с тетрадью на печатной основе. В результате проводимого исследования авторами статьи определена модель формирования представлений об искусстве родного края, компоненты образовательной и предметно-пространственной среды, структура, содержание и система заданий рабочей тетради по ознакомлению с искусством Республики Мордовия, а также представлены основные результаты разработки и внедрения в воспитательно-образовательный процесс авторской рабочей тетради для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с искусством родного края. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений и описание современных теоретических подходов, а также полученного опыта работы и обоснование использования современных технологий в работе по формированию представлений об искусстве родного края. Практическое использование представленной технологии позволяет поэтапно организовать работу по формированию представлений об искусстве родного края и внедрению в практику дошкольной образовательной организации авторской рабочей тетради на печатной основе.
Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду
Лашкова Л. Л., Шанц Е. А. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 56–68. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181044.htm
ART 181044
DOI 10.24422/MCITO.2018.7.14918
Просмотров: 4266
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена сложившейся необходимостью расширения содержания дошкольного образования, разработкой методического обеспечения организации конструирования дошкольников при использовании конструкторов нового поколения. В современной науке и образовательной практике сложился ряд противоречий: между признанием психолого-педагогической наукой возможности овладения детьми дошкольного возраста конструктивной деятельностью с элементами робототехники и отсутствием научно обоснованной методики реализации данного процесса в системе дошкольного образования; между значительным потенциалом конструкторов нового поколения для реализации процесса формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического сопровождения данного процесса в практике современного дошкольного образования. Вместе с тем Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования определяет конструирование из различных материалов как один из значимых видов детской деятельности. В статье представлены методологические и методические основы проблемы организации конструирования и робототехники в дошкольной образовательной организации. Методологические основания составляет совокупность методологических подходов: системно-деятельностного, интегративного и ситуационного. Системно-деятельностный подход определяет структуру процесса формирования конструктивных умений у дошкольников и обеспечивает последовательность овладения ими детьми. Интегративный подход позволяет осуществлять выбор эффективных средств, форм и методов образовательной деятельности, объединенных по тематическому принципу; интегрировать разные виды детской деятельности. Ситуационный подход способствует рассмотрению процесса формирования конструктивных умений дошкольников в логике технологий проблемного обучения, проектирования и решения проблемных ситуаций. Статья имеет практико-ориентированный характер. В ней представлена образовательная деятельность по конструированию с элементами робототехники, организованная студентами Сургутского государственного педагогического университета в период педагогической практики. Обоснована методика обучения конструированию при использовании конструкторов нового поколения LEGO, Polydron, Engino Education и Engino Discovering Stem на занятиях и в свободной детской деятельности. Материалы статьи могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций как на занятиях, так и в режимных моментах; бакалаврами и магистрами педагогики при изучении методик обучения дошкольников конструированию и робототехнике; преподавателями педагогических университетов для презентации студентам, изучающим данную методику; педагогам организаций дополнительного профессионального образования в рамках подготовки к курсам повышения квалификации по представленному направлению образовательной деятельности.
Володина Е. В. Педагогические нововведения при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 43–55. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181043.htm
ART 181043
DOI 10.24422/MCITO.2018.7.14917
Просмотров: 2266
Подготовка специалистов нового поколения, владеющих компетенциями и готовых к инновационной деятельности в отношении объектов и видов профессиональной деятельности (создание инновационных продуктов, процессов, услуг и их коммерциализация), определяет конкурентоспособность не только специалистов на рынке труда, но и фирм и государств. Усиливается значение формирования готовности к коммуникации на иностранном языке в сфере инновационной деятельности у специалистов различных направлений подготовки в техническом университете. Все более актуальным становится владение терминологической базой иностранного языка не только по специальности, но и для сферы инновационной деятельности. Это обусловливает актуальность исследования в части прикладного языкознания в области терминоведения для сферы инновационной деятельности и разработки учебно-методических пособий с целью активизации грамматического и лексического материала для профессионально ориентированного этапа обучения иностранному языку. Цель статьи – описать нововведения на профессионально ориентированном этапе обучения иностранному языку (английскому) для формирования у студентов готовности применять знания и умения в различных реальных условиях, в самых разнообразных профессиональных ситуациях. При проведении исследования были использованы компетентностный, коммуникативный, лингвосоциокультурный подходы. Использована логика компетентностного подхода, предполагающая формирование содержания в зависимости от результатов образования: приоритетное значение получают те образовательные результаты, которые связаны с овладением обучающимися «инструментами» деятельности и познания. В результате проведенного исследования нами разработаны учебно-методические пособия, представляющие универсальный модуль, содержащий терминологическую базу иностранного (английского) языка для сферы инновационной деятельности. Терминологический минимум является дополнением к терминологии по специальности. Авторские разработки внедрены в рабочие программы по различным направлениям подготовки в Московском политехническом университете. Статья может представлять интерес для педагогов-предметников (английский язык), занимающихся преподаванием профессионально ориентированного языка в высших учебных заведениях, и для студентов и аспирантов различных направлений подготовки.
Ключевые слова:
инновация, творческое мышление, самореализация, саморазвитие, нововведение, интеллектуальный потенциал, системность мышления